В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден был искать обходных путей - он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности (с аллюзиями на СССР ) «Ноев ковчег». 5 января 1951 г. писатель умер в Москве от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря. В этот день, в 1955 году, также скончался видный советский историк Евгений Викторович Тарле. Он родился 27 октября 1875 г. В 1896 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. В разные годы работал в Московском, Петербургском (позднее - в Петроградском и Ленинг радском), Юрьевском, Казанском университетах. В 1930-34 гг. был репрессирован. Работы Тарле отличались богатством фактического материала, глубиной исследований, блестящим литературным стилем. Основные труды: «Рабочий класс во Франции в эпоху революции» (т. 1-2), «Континентальная блокада», «Наполеон», «Талейран». Накануне и в годы Великой отечественной войны Тарле написаны работы «Нашествие Наполеона на Россию», о Нахимове, Ушакове, Кутузове, закончено исследование «Крымская война» (т. 1-2). Участвовал в подготовке коллективных трудов - «История дипломатии», учебников для вузов. В 1942, 1943, 1946 гг. был удостоен Государственной премии СССР. Почетный член многих зарубежных исторических обществ. Завтра, 6 января , мы вспоминаем видного государственного и военного деятеля, сподвижника Императрицы Екатерины Великой Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского, скончавшегося в 1807 году. А.Г.Орлов-Чесменский родился 24 сентября 1737 г. в семье новгородского губернатора. В 1749 г. он стал солдатом лейб-гвардии Преображенского полка. К 1762 г. дослужился до сержанта. Приняв активное участие в дворцовом перевороте 1762 г., Орлов был щедро награжден землями и крестьянами, чином генерал-майора и титулом графа новой Императрицей Екатериной Великой. Хотя формально Орлов не занимал крупных постов в правительстве, он всегда имел доступ к Государыне, а следовательно, и возможность влиять на государственные дела.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/05/et...

В 1750 г. ректором семинарии становится иеромонах Иоасаф Миткевич. Он возобновил курс богословия, который преподавал сам. Через четыре года, 15 июля 1754 г., Тимофей Савельевич Соколовский закончил курс обучения и оставлен при семинарии учителем риторики 61 . За весь четырнадцатилетний период пребывания в семинарии Тимофей, как замечает один из ученых его жизнеописателей митрополит Евгений (Болховитинов) , “всегда (был) в числе учеников, наипаче преуспевавших” 62 . В ведомости за 1747 год “о учениках школы греческой, кто как с них выучился и с какой школы”, ученик “школы философии” Тимофей Савельев отмечен: “изрядно выучился”, а в разрядном списке успевающих он значился под 5 63 . Об усердии и стремлении Тимофея к знаниям свидетельствует тот факт, что изучению греческого языка, необязательного предмета в числе семинарских наук, он посвящал свободные часы, посещая вторично после двухгодичного изучения риторический и философский курсы (1744–1749). Архиепископ Стефан, назначая Тимофея Соколовского учителем греческого языка, отметил в нем “как в ученическом, так и в учительском звании прилежное рачение, также и добропорядочное житие” 64 . Насколько искусным оказался Тимофей Соколовский в знании греческого языка, можно судить по следующим обстоятельствам: во-первых, Тимофей одновременно совмещал обязанности ученика и учителя, а во-вторых, он довольно быстро подготовил себе преемника по семинарской кафедре, своего ученика Феодора Сотского, который впоследствии стал видным официальным переводчиком с греческого языка при Св. Синоде 65 . Прекрасному знанию греческого языка, глубокому пониманию Священного Писания , всестороннему знакомству с святоотеческой письменностью – всеми этими сокровищами святитель Тихон обязан исключительно своему пребыванию в семинарии. По мере развития духовных сил перед Тимофеем, терпеливым и трудолюбивым, постепенно открывалась вся глубина тогдашнего богословского образования. Трудолюбие и терпение, эти христианские добродетели русской души, были неотъемлемыми чертами святителя Тихона еще в раннем детстве. В школе же, под влиянием благоприятных условий, они стали господствующими качествами его личности. Хотя в его время, даже “в самой семинарии, воспитавшей святителя, преобладала над всем схоластическая ученость, когда между словом и делом, между мыслило и действительностью не было ничего почти общего, когда о многом и очень хорошо говорили, но очень мало или же совсем ничего не делали” 66 , святитель умел стать выше этого. Он постепенно возвышался, умудрялся и обогащался духовыми познаниями, и поэтому ему были совершенно чужды схоластика, расхождение слова и дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Уничтожение внутренних таможен и работы по Уложению отмечены Ломоносовым в надписи на иллюминацию 5 сентября 1754 года: Россия, вознося главу на высоту,. Взирает на своих пределов красоту.. Чудится в радости обильному покою,. Что в оной утвержден, монархиня, тобою,. Считая многие довольства, говорит:. Коль сладкое меня блаженство веселит!. Противники к моим пределам не дерзают,. И алчны мытари внутрь торгу не смущают!. Стал тесен к злобе путь коварникам в судах. О трудах Ломоносова, ученых и поэтических, о том, что Ломоносов – первый талант в России, ее честь, слава царствования, – об этом императрица знала через Шувалова. Сам Ломоносов говорит об этом в известном стихотворном письме своем к Шувалову «О пользе стекла»: «А ты, о Меценат, предстательством пред нею,. Какой наукам путь стараешься открыть,. Пред светом в том могу свидетель верный быть.. Тебе похвальны все, приятны и любезны,. Что тщатся постигать учения полезны.. Мои посильные и малые труды. Коль часто перед ней воспоминаешь ты!» Но стоять на такой высоте, на какой стоял Ломоносов, очень тяжело в обществе, где наука и литература в младенчестве, где скудно воспитание таланта, где нет разделения занятий, где человек, выдавшийся своим талантом, должен делать один много разных дел. Сам Ломоносов в похвальном слове Елисавете упомянул, чего дочь Петра Великого должна требовать от русских членов созданной им Академии: «Не описаны еще дела моих предков, и не воспета по достоинству Петра великая слава». Вот первые требования, которые заявляет Елисавета у Ломоносова, – написание русской истории и поэмы, содержанием которой должны быть деятельность величайшего героя русской земли. Но кто же исполнит эти требования? Разумеется, первый литературный талант времени Ломоносов, и Шувалов требует, чтоб Ломоносов занялся русскою историею, и сама императрица изъявляет на то свою волю. Ломоносов стал добросовестно приготовляться к новому труду, собирал по источникам древнейшие известия о славянах; Шувалов торопил. В мае 1753 года Ломоносов писал ему: «О первом томе российской истории по обещанию моему старание прилагаю, чтоб он к новому году письменной изготовился. Ежели кто по своей профессии и должности читает лекции, делает опыты новые, говорит публично речи и диссертации и вне оной сочиняет разные стихи и проекты к торжественным изъявлениям радости, составляет правила к красноречию на своем языке и историю своего отечества и должен еще на срок поставить, от того я ничего больше требовать не имею и готов бы с охотою иметь терпение, когда бы только что путное родилось».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Проходил и 1754 год, а «История Российская» не появлялась. Шувалов напомнил о труде, о его важности, писал, что если другие занятия мешают, то их можно и оставить. Ломоносов отвечал в самом начале 1755 года: «Я бы от всего сердца желал иметь такие силы, чтобы оное великое дело совершением своим скоро могло охоту всех удовольствовать, однако оно само собою такого есть свойства, что требует времени. Коль великим счастием я себе почесть могу, ежели моею возможною способностью древность российского народа и славные дела наших государей свету откроются, то весьма чувствую. Могу вас уверить в том заподлинно, что первый том в нынешнем году с Божиею помощью совершить уповаю. Что ж до других моих в физике и в химии упражнений касается, чтобы их вовсе покинуть, то нет в том ни нужды, ни же возможности. Всяк человек требует себе от трудов успокоения; для того, оставив настоящее дело, ищет себе с гостями или с домашними препровождения времени картами, шашками и другими забавами, а иные и табачным дымом, от чего я уже давно отказался затем, что не нашел в них ничего, кроме скуки. И так уповаю, что и мне на успокоение от трудов, которые я на собрание и на сочинение российской истории и на украшение российского слова полагаю, позволено будет в день несколько часов времени, чтоб их вместо бильярду употребить на физические и химические опыты, которые мне не токмо отменою материи вместо забавы, но и движением вместо лекарства служить имеют, а сверх сего пользу и честь отечеству, конечно, принести могут едва меньше ли первой». Шувалов помог Ломоносову в получении значительного населенного имения для заведения и поддержания фабрики разноцветных стекол, и когда меценат по этому поводу высказал опасение, не ослабит ли обеспеченное состояние многообъемлющей деятельности Ломоносова, то последний отвечал ему: «Высочайшая щедрота несравненные монархини нашея, которую я вашим отеческим предстательством имею, может ли меня отвести от любления и от усердия к наукам, когда меня крайняя бедность, которую я для наук терпел добровольно, отвратить не умела. Я всепокорнейше прошу ваше превосходительство в том быть обнадежену, что я все свои силы употреблю, чтобы те, которые мне от усердия велят быть предосторожну, были обо мне беспечальны; а те, которые из недоброхотной зависти толкуют, посрамлены бы в своем неправом мнении были, и знать бы научились, что они своим аршином чужих сил мерить не должны, и помнили б, что музы не такие девки, которых всегда изнасильничать можно: они кого хотят, того и полюбят. Ежели кто еще в таком мнении, что ученый человек должен быть беден, тому я предлагаю в пример, с одной стороны, Диогена, который жил с собаками в бочке и своим землякам оставил несколько остроумных шуток, а с другой стороны, Невтона, богатого лорда Боила, который всю свою славу в науках получил употреблением великой суммы; Вольфа, который лекциями и подарками нажил больше пятисот тысяч и, сверх того, баронство».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В нем именно Вольтер нашел себе второе я и, почуяв внутреннее сродство с ним, навсегда привязался к нему, сделался панегиристом его в своих сочинениях и свои выходки против Библии заимствовал главным образом у своего английского друга. Таким образом, в Англии именно Вольтер окончательно пропитался духом неверия, который он не преминул перенести и во Францию, куда он уже возвратился вполне убежденным деистом, причем деизм в его легкомысленной голове весьма легко переходил в полный атеизм. По крайней мере, с этого времени он сделался таким отчаянным отрицателем и поносителем Библии и христианства, что далеко оставил за собою своих английских друзей. Свои впечатления о пребывании в Англии он изложил в изданных им в 1734 году “Письмах об англичанах“ или “Философских письмах”, и в них так развязно и откровенно изложил свои идеи как в отношении религии, так и государства, что правительство подвергло это сочинение конфискации и публично предало его сожжению рукой палача, а самому автору грозило неприятное водворение в Бастилии, от которой он избавился только заблаговременным бегством. Убежище себе он нашел у некоей маркизы, мадам Шатлё, и пребывание у ней опять оставило важный след в полной приключений жизни французского невера. У своей новой подруги в Сирее Вольтер прожил 15 лет (1733–1749) и за это время он еще более укрепился в своем антирелигиозном настроении. Мадам Шатлё была женщиной без всякой веры и даже стыда, хотя вместе с тем принимала на себя роль руководительницы общества, подобно другим эмансипированным женщинам того времени. В 1739 году она издала свое сочинение под заглавием “Сомнения касательно откровенных религий», которое прямо направлено было против христианства и в опровержение библейских чудес. 9 Несколько позже она издала еще трактат о “счастье», и в нем о нравственных принципах автора с достаточностью может свидетельствовать следующее место: “чтобы быть счастливым, – говорит она, – нужно покончить с предрассудками (т.е. со всякой верой). Нужно начать с того, чтобы откровенно сказать себе и хорошо убедиться в том, что нам нет надобности делать в этом мире что-либо другое, как стремиться к достижению приятных ощущений и чувств».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/volter...

Дерзаю думать, что жертвы, какие понесло семейство покойного Кузьминых, в деле возобновления церкви, призовут на него благословение Божие. Тем не менее благословение Святейшего Синода, преподанное вдове покойного Кузьминых и его семейству, послужить большим утешением для них в глубокой скорби об утрате и призовет на них благодать свыше. Имея счастие принимать некоторое участие в деле возобновления Вознесенской церкви своими советами покойному Кузьминых, я долгом считаю просить Ваше Высокопреподобие, не признаете ли справедливым донести Епархиальному Начальству о возобновлении означенной церкви и просить об исходатайствовании семейству Кузьминых благословения Святейшего Синода. Прошу принять уверение в глубоком уважении и совершенной преданности“. В тот же день отвечал я на письмо почтенного Августа Казимировича, и вот что писал: „Спешу принести Вам искреннюю благодарность за доставление мне печатных оттисков составленного Вами описания Торжества освящения Старой Вознесенской в Торжке церкви. Вашему Превосходительству, как перво-виновнику восстановления этого древнего православного храма, честь и слава, а благочестивому возобновителю оного, Алексею Александровичу, вечная память! Поздравляю Вас с благоприятным разрешением в Св. Синоде вопроса о восстановлении древнего Микулино-Городищенского храма. Скоро в Консистории получен будет об этом Указ. Дальнейшее движение и направление этого —82— 1883 г. дела будет зависеть уже от Консистории и от участия Вашего Превосходительства. Сколько будет возможно, не премину споспешествовать ему и я“. 15-го ч. был у меня возведенный накануне в сан архимандрита о. Амфилохий. Он назначен настоятелем Пекинской миссии на место архимандрита Флавиана 1748 , возвратившегося в Россию. О. Амфилохий из дворян Курской губернии, получил образование в Московском Университете. До настоящей поры он состоял при домовой церкви В. Кн. Марии Александровны, Герцогини Эдинбургской, в Лондоне. При нем, в звании псаломщика, был мой племянник, кандидат С.-Петербургской академии, Конст. Яковл. Силецкий 1749 . О. Амфилохий сказывал мне, что Великая Княгиня давала ему читать мою книгу: „Воспоминания об архиепископе Ярославском Леониде.“ Затем, мы беседовали с ним о церковных делах иерусалимских и болгарских. При прощании я подарил ему свои издания: Указатель Патр. Ризницы, Письма М. Филарета к архиепископу Алексию, Воспоминания об архиеп. Леониде и о Коронации 1856 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иоасаф, сопровождаемый священниками и пятью студентами Московской СлавеноГрекоЛатинской Академии, прибыл в Камчатку, 1745 года. По представлению Иоасафа устроены пять церквей в Камчатке и снабжены священно и церковнослужителями из иркутской епархии. Кроме сего, в разных местах Иоасаф учредил три школы для обучения новокрещённых детей русской грамоте; – обучавшихся в 1748 г. в сих школах было 203 человека. Для проповеди камчадалам, Иоасаф и сам путешествовал по полуострову, и посылал иеромонахов даже на курильские острова. По 1750 г. крещено было Иоасафом и его сотрудниками 4.719 человек. Сверх того, охотский священник Иосиф, принадлежавший к миссии Иоасафа, обратил 89 тунгусов 619 . По отъезде Иоасафа, в 1750 г., начальником миссии сделан был казначей миссии иеромонах Пахомий. Ревностный миссионер Иоасаф представлял в 1749 году Святейшему Синоду об определении к камчатским церквам в причётники туземцев русских и камчадалов, о присылке туда священников и определении учителей к школам; представлял также, что прежней миссии уже нет нужды быть в Камчатке: ибо все камчадалы святым крещением просвещены и научены, и дело проповеди слова Божия кончилось. Тоже доносил Синоду, в 1755 г, и иеромонах Пахомий, который не только поддерживал то, что сделано было для камчадалов Иоасафом, но и усугублял средства к просвещению камчадалов, умножая в Камчатке училища; в донесении своём он одобрял успехи камчадальских детей в изучении русского языка, письма и пения, и свидетельствовал об их способности к исправлению духовных, учительских и гражданских должностей 620 . Созидание Церкви Христовой в Камчатке, начатое в прошедшем столетии, верно, продолжается и доселе, постепенно разрушая остатки старинного суеверия камчадалов. Первые пришельцы из русских промышленников на новооткрываемых алеутских островах были и первыми насадителями христианства среди диких обитателей сих островов 621 . Так, казак Андреян, около 1743 г. открыв острова, известные под его именем, первый начал крестить туземцев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ввиду важности указанного пункта в нравственной системе св. отца, мы остановимся на нём несколько дольше, начав с изложения учения св. Амвросия о диаволе и его царстве. Св. Амвросий двояко объясняет причину падения демонов: иногда он говорит, что они пали чрез невоздержание, «возлюбив дочерей человеческих» ( Быт. 4; 2 ), 1741 но чаще указывает на гордость, 1742 как на причину отпадения их от Бога. Последнее мнение у него преимуществует. 1743 За свой грех падшие ангелы были низвержены вниз, причём это «вниз» иногда обозначается, как ад, иногда, – как воздух, а иногда, – как земля. «Место диавола, – пишет св. отец, – во аде, притом в нижней его части, в нижней части того горящего озера, 1744 где «огонь и сера, где огонь не угасает и наказание вместе с тем никогда не прекращается». 1745 В других местах своих творений св. Амвросий говорит о демонах, как властях воздушных, 1746 или даже как пребывающих на небе (spiritalis nequitia in caelo 1747 ). Нужно заметить, что св. отец различает два неба: в собственном и несобственном смысле – caelum verum u coelum appellativum, причём под вторым разумеет воздушное пространство (locus aerius), которое находится между землёй и истинным небом, 1748 или облачное небо над нами. 1749 Как звёздное небо служит местом пребывания добрых ангелов, созерцающих, между прочим, распростёртое пред их глазами (на земле), 1750 а также наблюдающих за воротами рая и испытывающих тех, которые стремятся в него, 1751 так и воздушное небо является местом обитания злых духов, которые стараются помешать людям в их добрых намерениях и направить их ко греху. 1752 Иногда, наконец, св. Амвросий говорит о свержении согрешивших ангелов с неба на землю, в мир, 1753 утверждая, между прочим, что грех начал развиваться на земле именно со времени этого свержения туда диавола. 1754 Указанное противоречие в учении св. Амвросия о демонах примиряется тем утверждением св. отца, что в настоящее время диавол ещё не подвергся окончательному наказанию и потому не находится ещё в определённом месте, 1755 что лишь перед концом мира он взят будет с земли 1756  и свергнут в ад, 1757 в самую глубину земли. 1758

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Первая поездка состоялась в окт.-нояб. 1748 г. вместе с мясником Иоанном Оанчей из Фэгэраша. Сведения об этом сохранились в письме О. М. (1-я пол. 1749) серб. митр. Карловацкому Павлу (Ненадовичу) , в к-ром буд. мученик выразил стремление правосл. румын из трансильванских дистриктов Сибиу, Мьеркуря-Чук, Себеш, Орэштие и Добра войти в окормление Карловацкой митрополии Сербской Церкви ( Dragomir. 1920. Vol. 1. P. 89). В письме (12 янв. 1749, Сибиу) венскому правительству губернатор Трансильвании Й. Халлер фон Халлерштайн и губ. католич. советники сообщали, что на территории, где в 1744 г. проповедовал «псевдомонах Виссарион» (сщмч. Виссарион (Сарай)), заверявший крестьян в том, что существует имперская резолюция, позволяющая отказаться от унии, после возвращения О. М. и Иоанна Оанчи из Вены вспыхнули волнения. 23 дек. того же года ок. 100 крестьян приехали в Сибиу, чтобы вручить свой меморандум и просить губернатора представить им резолюцию. 28-29 дек. им зачитали резолюцию на румын. языке и дали по ней объяснения. Иоанн Оанча и его соратник (неизв.) были заключены в тюрьму на 2 года за подстрекательство к расторжению унии (Despre Biserica românilor. 2009. P. 197), О. М. бежал в Банат вместе с крестьянами-пастухами из окрестностей Сибиу. В протоколе заседания придворной комиссии (15 янв. 1749, Вена), делегированной для рассмотрения трансильванских вопросов, содержится детальный разбор меморандума, врученного О. М. императрице. Согласно протоколу, конфликт возник на почве того, что правительство игнорировало право сохранения исконной веры, к-рое благодаря присутствию в Брашове, Фэгэраше и Сибиу богатых правосл. греч. торговцев правосл. население этих городов получило в 1701 г. от вводившего унию имп. Леопольда I (Ibid. Р. 198). Протоколы допросов крестьян из Юж. Трансильвании за янв., февр. и март 1749 г. демонстрируют усилия О. М. организовать движение сопротивления правосл. верующих (Ibid. Р. 201-211). О 2-й поездке О. М. и его соратников в Вену весной 1749 г. сохранились сведения во мн.

http://pravenc.ru/text/2581443.html

Покров. Колокольня церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами во имя святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских и Успения Пресвятой Богородицы, с колокольней построен в 1749 году. По преданию в 1812 году французы, проломив дверь, разграбили церковь. В 1892 году Покровский храм заново оштукатурен и расписан, устроен новый четырехъярусный иконостас. Каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с небольшой деревянной колокольней над притвором построен в 1993 году, освящен митрополитом Кириллом 17 октября 1993 года. Набор открыток " Вязьма Православная " Историческая справка (из Описания сел Юхновского уезда, 1872г.): " Села Покровскаго-Кобылина тожъ - церковь, каменного здания, построена в 1749 году вотчинником покойным господином Афанасием Михайловым, сыном Софоновымъ " . Информация с сайта " В среднем течении реки Угра " Сохранившаяся от церкви колокольня стоит на холме посреди села. Построена в 1749 г. на средства вотчинника A.M. Сафонова. Кирпичные стены оштукатурены. Высокий, устремленный вверх цилиндрический объем завершен также круглым ярусом звона под крутым коническим шатром. Убранство фасадов скупое и строгое, при малом числе проемов. Приемы древнерусского зодчества сочетаются здесь с формами других эпох. Круглый план и гладкие арки звона характерны уже для 18 в. От цоколя на всю высоту колокольни поднимаются лопатки. Ярусы соединялись деревянными лестницами. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, Наука, 2001 г. Села Покровского (Кобылина тож) церковь одна, каменного здания, двухпрестольная, из коих настоящий храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в приделе - Афанасия и Кирилла Александрийских. Церковь построена в 1749 г. того села вотчинником господином Афанасием Михайловичем Софоновым. Около церкви ограда деревянная, ветхая; в 1774 г. в церковном причте состояли: 1 священник, 1 диакон и 2 причетника; в приходе было 129 дворов. Село находится в Юхновском уезде; упомянутая древняя церковь существует и до настоящего времени, равным образом продолжает сохраняться при ней и прежний церковный штат. «Материалы для церковных летописей по Смоленской епархии», Вяземский уезд. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06251

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010