Антонии с 1689 г. в И. Б. м. строился летний каменный 2-этажный собор с нижним престолом во имя свт. Николая Чудотворца, верхним - во имя ап. Иоанна Богослова. Его основной объем - типичный для московской посадской архитектуры 2-й пол. XVII в. бесстолпный храм, увенчанный невысокой горкой кокошников. Необычным, учитывая соборный статус Иоанно-Богословского храма, было одноглавое завершение вместо пятиглавия. Также редкой была 2-этажная композиция собора, близкая к распространившемуся уже в нач. XVIII в. типу храма-«корабля». С запада и севера к храму примыкала открытая лестница. Верхняя церковь имела трапезную, под к-рой размещались кладовые. Теплый храм занимал пространство под основным четвериком и алтарем верхней церкви, его апсида выдавалась на восток относительно верхней. В 1682 г. указом царя Феодора Алексеевича право пользоваться доходами от вотчин у мон-ря было отнято. Средства направлялись в московское Заиконоспасское уч-ще, затем в Коллегию экономии. И. Б. м. пришел в упадок; за неимением иеромонахов архим. Аарон (1715-1749) благословил священников монастырских сел по очереди совершать богослужения в мон-ре. Вслед. его прошения в 1716 г. царь Петр I позволил поправить обветшавшие постройки на средства из доимочных оброчных денег, собираемых с крестьян. В 1718-1719 гг. была отремонтирована нижняя, Никольская ц., «все ветхое строение частью поправлено, частью вновь перестроено», приобретена церковная утварь. В 1761 г. верхний храм собора получил новый декор в скромных формах барокко. По описи 1761 г., И. Б. м. в Переславском у. владел 7 селами и 11 деревнями: селами Пощупово, Высокое (с приписными с. Подлесным, деревнями Высокие Выселки и Воронка), с. Плахино (с приписными деревнями Пупкино и Липки на р. Плетёной (Плетёнке)), с. Котогощ (Катагоща) (с приписными деревнями Пупчанские Выселки, Добрые Пчёлы, Захаровские Выселки), с. Городище на р. Жеравке (Жраке) (с приписными деревнями Городецкие Выселки и Хавертово), с. Троицкое (Попадьино) (с приписными деревнями Захаровка и Мещерские Выселки).

http://pravenc.ru/text/471597.html

Здание бывш. Греческого Никольского мон-ря с колокольней на ул. Никольской. Нач. ХХ в. Фотография. 2014 г. Здание бывш. Греческого Никольского мон-ря с колокольней на ул. Никольской. Нач. ХХ в. Фотография. 2014 г. Богослужения в М. Г. м. совершались на греч. языке, за исключением всенощных бдений перед воскресными и праздничными днями и литургий в эти дни, к-рые совершались на славянском и греческом языках (священнодействующие иеромонах и иеродиакон служили на греч. языке, а клир пел на славянском). Такой порядок был установлен в 1855 г. Нек-рые элементы богослужения, утвержденные в соответствии с уставами К-польской Церкви, отличались от традиции РПЦ: во время утрени Великой субботы, после обхода вокруг храма, плащаницу возлагали на св. престол; во время пасхальной утрени крестный ход вокруг храма не совершался, а по окончании полунощницы священнодействующие и прихожане со свечами и с хоругвями при пении стиха «Воскресение Твое, Христе Спасе» выходили из храма к приготовленному заранее у дверей аналою, и после возгласа диакона архимандрит или предстоятель читал 1-8-й стихи 28-й гл. Евангелия от Матфея. Затем начиналась утреня. Шпиль и фонарь Никольского собора. Фотография. 1926 г. Некрополь мон-ря находился в нижнем Никольском храме и трапезной собора. Здесь были погребены боярин Петр Боборыкин († 1627), дьяк Феодор Апраксин († 1636), груз. митр. Епифаний († 1668), супруга царя Картли Кайхосро Багратиона-Мухранского Екатерина (Кетеван) Георгиевна († 1730), ген.-поручик Евфимий Владиславович († 1749), груз. ген. Парсадан Папунашвили (Папунов; † 1733), ген.-аншеф кн. С. Ф. Волконский († 1768), его дочь кнж. София († 1769), груз. кн. Панкратий Хаханович Давиташвили (Давидов; † 1724), стольник кн. Потап Давидов († 1718), его дочь кнж. Екатерина († 1724), кнг. С. Б. Давидова († 1733), кахетинский кн. Чолокашвили (Чолокаев; † 1744), митр. Меленкийский Кирилл († 1690), Д. Н. Кондиков († 1746), бывш. Охридский архиепископ, а затем Смоленский и Дорогобужский митр. Филофей († 1735), игумены мон-ря архимандриты Аверкий, Самуил, Киприан, Парфений, Григорий и Нафанаил.

http://pravenc.ru/text/2564226.html

К сожалению, самому Стефану Яворскому так и не довелось при жизни увидеть свое детище изданным. Книга была завершена в 1718 году, однако при Петре I не была напечатана, так как она ярко и убедительно опровергала положения протестантизма, которыми дорожил Петр. Первый раз «Камень» вышел в Москве в 1728 году с разрешения Верховного тайного совета, по засвидетельствованию Преосвященного Феофилакта Лопатинского, Архиепископа Тверского, и под его наблюдением, и сразу стал заметным событием в жизни общества. Первое издание имело огромный успех. Напечатанное в количестве 1200 экземпляров, оно быстро разошлось. Однако распространение книги было запрещено, и оставшиеся в типографии экземпляры опечатаны. «Камень» был переведен на латинский и польский языки и приобрел широкую известность и на Западе. Протестанты на Западе и в России тотчас же по выходе книги начали полемику против нее. В России вышел злостный памфлет на «Камень веры» под названием «Молоток на камень веры». Появились работы и в защиту Яворского, в частности, сочинение Архиепископа Феофилакта, издателя «Камня», под названием «Апокризис, или Ответ на писание ответное Франциска Буддея к некоему другу, на Москве живущему, о лютеранской ереси, на книгу «Камень веры " ». Всего же книга выдержала три издания и была издана также в 1730 г. в Киеве и 1749 г. в Москве. Все издания печатались на церковнославянском языке. За издание «Камня веры» Архиепископом Феофилактом последнего пытали в тайной канцелярии Бирона, три раза поднимали на дыбу, били батогами, объявили лишенным Архиерейского сана и монашества и заточили в Петропавловскую крепость. За ту же вину Киевского Митрополита Варлаама Ванатовича вызвали в тайную канцелярию, лишили сана и заточили в Белозерский монастырь. Таким образом, в царствование императрицы Анны Иоанновны, а затем Екатерины Второй отступление от Православной веры продолжалось. При Екатерине Второй горячо выступил в защиту Православия и произведения Яворского Арсений, Митрополит Ростовский. Он составил возражение на поданный протестантами пасквиль против «Камня веры» и дополнил сочинение исповедника Архиепископа Тверского Феофилакта Лопатинского. Митрополит Арсений был достойным преемником св. Димитрия Ростовского , которого глубоко чтил и любил, и бесстрашно выступал против отнятия церковного имущества. По приказанию Екатерины II Синод присудил Митрополита Арсения к лишению Архиерейского сана и преданию, по расстрижении из монашества, светскому суду. Всем участвовавшим в его расстрижении он сделал предсказания о трагической кончине, которые в точности и исполнились. Арсения перевели в тесный каземат в башне Ревельской крепости. Предварительно с него сняли монашеский сан и, одев его в арестантский полушубок и треух, дали ему имя – «Андрей Враль». Будучи узником, Арсений всецело отдавался чтению Священного Писания и молитве. В Ревельском каземате на стене тюрьмы он начертал углем слова: «Благо, яко смирил мя еси».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf О жалости к телу Довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь... пьянству, излишеству в пище и питии. ( 1Петр. 4:3 ). Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы... Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. ( Гал. 5:16–17:24 ). Грех нашел себе опору в вещественном, и тело стало седалищем его. Но умная душа, поняв это, свергает с себя бремя вещественного и, возникнув из-под его бремени, познает Бога всяческих и внимательно смотрит за телом, как за врагом и противоборцем, не доверяя ему. Преподобный Антоний Великий (251–355). Смотри слишком не угождай телу, иначе уготовишь ему вечный огонь. Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела. Преподобный Иосиф Оптинский (1837–1911). Горе говорящему: в юности наслажусь плотию, а в старости покаюсь; потому что внезапно, как сеть, накроет его смерть, и ожидание его погибнет. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Кто ласкает льва, тот часто укрощает его; а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Без сокрушенного сердца невозможно освободиться от порока, а сердце приводится в сокрушение трояким воздержанием; разумею воздержание от сна, от пищи и от телесного покоя. Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.). Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как и блуднице разглагольствовать о целомудрии. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Тело свое держи строго и в пище, и во сне, и в отдыхе; ничего не давай ему потому только, что оно того хочет. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Жалеющий плоть стоит на пути прелестном, скользком, обманчивом, мнительном. Страсть плотская стала отрицанием христианства. Надо, не жалея себя, работать Господу... Отчего, например, вам не хочется встать вдруг? Себя жаль. Отчего не хочется стать на молитву? Себя жаль. Отчего не хочется отказать себе в той или иной пище? Себя жаль. И много, много подобного.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf О чем можно просить Бога? Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. ( Ин. 16:23 ). Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. ( Рим. 8:26 ). Молитва имеет два вида: первый – славословие со смиренномудрием, а второй, низший, – прошение. Посему, молясь, не вдруг приступай к прошению… Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землей, минуй небо, оставь всякую тварь, видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего; и когда будешь славословить, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний… Когда же кончишь славословие… тогда начни со смиренномудрием и говори: недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что я весьма грешен, – более всех грешников грешен я. Так молись со страхом и смиренномудрием. Когда же совершишь обе эти части славословия и смиренномудрия, тогда проси уже, чего ты должен просить, то есть не богатства, не славы земной, не здравия телесного, потому что Он Сам знает, что полезно каждому; но, как повелено тебе, проси Царствия Божия. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Надлежит тебе приступать к молитве с таким настроением, чтобы тебе желалось одной Божественной воли, а никак не своей собственной... Того же, о чем наверно знаешь, что оно благоугодно Богу, как, например, добродетели, ищи и проси для того, чтоб наипаче благоугодить Богу и добрее послужить Ему единому, а не с другою какою целью, хотя бы духовною. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). В молитве ищите благ не земных, а небесных. Преподобный Исаакий Оптинский (Антимонов) (1810–1894). Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь всегда так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных и ближних в Твою святую волю». Преподобный Серафим Вырицкий (1865–1949). Когда молишься Богу, не говори: Господи, возьми у меня это и дай то. Но скажи: Господи, Боже мой, Ты знаешь, что для меня спасительно. Помоги мне и не попусти мне грешить пред Тобою и погибнуть в грехах моих, ибо я, грешный, немощен. Не предай меня врагам моим, к Тебе прибегаю ( Пс. 142:9 ). Избави меня, Господи, ибо Ты моя крепость и упование мое. Тебе слава и благодарение во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В 1749 году я спрашивал об этом всеблаженнейшего Патриарха Антиохийского кир Сильвестра, при светлейшем лице Его величества господина Константина Николаевича, князя Угровлахийского. И тогда Его святительство дал худости моей благословение говорить и писать против тех, кто учит монахов вкушению мяса. Основываясь на этом, я дерзнул, хотя и лишен всякого дерзновения перед Богом, собрать из Священного Писания и из книг учителей церковных и из типиков великих монастырей, которые Святая Соборная Церковь принимает и которых придерживается, доказательства того, что ныне вовсе не подобает монахам, оглядываясь на древность, есть мясо. И не для того, чтобы обличать или осуждать других, собрал я это, но только для того, чтобы поучать братьев моих, уверяя, и укрепляя, и отводя их от такого попрания совести и боясь праведного суда и отмщения Божия, постигшего того древнего архиерея Илия из-за сыновей его Офни и Финееса (см. 1Цар.1–4 ). Недостойный старец, Василий схимонах Исследование. О воздержании и невкушении монахами мяса: откуда пошло этому начало? Божественный апостол назвал все ветхозаветное тенью будущего и умопостигаемого (см. Кол.2:17 ; Евр.10:1 ), как говорит и священнейший Григорий Богослов : «потому и три этих города, созданные людьми израильскими в Египте: Пифон, Рамессин и Он, прообразовали три главнейшие страсти: сластолюбие, сребролюбие и тщеславие, первую из которых, то есть сластолюбие, словно некую плату за свою работу, израильтяне вынесли с собой из Египта и из-за нее много раз, более же побуждаемые ею, пытались снова возвратиться в Египет, как показывается во второй и четвертой книгах Моисеевых, называемых Исход и Числа». «Ибо возроптал, – говорит Писание, – весь сонм сынов Израилевых на Моисея и Аарона, говоря: О, лучше бы мы умерли, пораженные Господом в земле Египетской, когда сидели над котлами мясными» (см. Исх.16:2–3 ). И еще: «и сев, плакали сыны Израилевы и говорили: кто накормит нас мясом, ибо душа наша иссохла, ничего, кроме манны, нет пред очами нашими. И сказал Моисей: откуда у меня мясо, чтобы дать всем этим людям, ибо они плачут предо мной, говоря: дай нам есть мяса. И повелел Бог Моисею сказать им: очиститесь к утру, и будете есть мясо, ибо вы плакали пред Господом, говоря: кто накормит нас мясом? Как хорошо было нам в Египте! И даст вам Господь есть мяса, пока не пойдет оно из ноздрей ваших, и станет вам мерзостно» (см. Чис.11:4–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Тогда Иисус возведен быстъ Духом в пустыню, – «сим учит нас, что после крещения особенно надобно ожидать искушений. Отводится Духом Святым – ибо Он ничего не делал без Духа. Отводится же именно в пустыню, дабы показать нам, что диавол искушает нас тогда, когда видит, что мы одни и без помощи других. Посему нам не должно оставаться без совета и полагаться только на себя» 1745 . Искуситися от диавола, – «диавол называется так, то есть клеветником, потому, что клеветал на Бога Адаму, когда сказал ему: Бог завидует вам. Он и ныне клевещет на добродетель» 1746 . И постився – «постится, дабы показать, что пост есть такое же сильное оружие против искушений и диавола, как пресыщение служит источником всякого греха», и потому, «что после крещения нам должно предаваться не чувственным наслаждениям, а посту» 1747 . Дний четыредесять, и нощей четыредесять, – «постится столько времени, сколько Моисей и Илия; а если бы больше, то воплощение Его показалось бы призрачным» 1748 . Последи взалка, – «когда уступил природе, тогда и взалкал, дабы алканием дать случай диаволу подступить к Себе и сразиться с Собою, и таким образом поразить его и низложить, а нам даровать победу» 1749 . И только явив нам силу поста и посрамление диавола, показав их значение в труде возрастания духовного, Господь выходит к людям, чтобы открыть им Новый Свой Завет: «И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнесласъ молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем» ( Лк. 4, 14–15 ). Видишь ли силу поста, душа моя? Пост – укрепление тела и души, пост – побудитель к братолюбию и учитель почтения к опытным, пост – мера наших сил духовных и телесных, пост – отриновение гордыни и тщеславия, пост – победитель искушений вражеских, пост – приуготовление к принятию благодати, пост – преддверие истинной славы. Вот почему, как говорил некогда авва Аполлос, «свидетельством успеха вашего в добродетелях да будет приобретение бесстрастия и воздержания от пищи, потому что это есть начало даров Божиих» 1750 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Летом того же года Павлуцкий донес, что ясачные акланские и каменные коряки изменили, убили ехавших из Охоцка священника и при нем 5 человек, также убили семь козаков Акланского острога да посланных Павлуцким за разными делами двоих сержантов, одного пятидесятника, 10 козаков, приезжали к Акланскому острогу, стояли под ним двое суток и убили козака. В марте 1747 года Павлуцкий, узнав о приближении чукчей, которые разбивают ясачных коряков, взял с собою лучших легких солдат и козаков 97 человек да коряков 35, отправился на оленях и собаках вперед и за собою велел следовать сотнику Котковскому с остальным войском, состоявшим из 202 человек. 14 марта Котковский получил известие, что Павлуцкий 13 числа ночью напал на чукчей при устье речки Орловой на горе; чукчи разбили его и убили, убили также 50 человек, ранили 28, взяли ружья, пушку, знамя, барабан; чукчи одолели числом, потому что их было с 500 или 600 человек, и удобством положения: чукчи были на горе, а Павлуцкий под горою. Посланный на место Павлуцкого поручик Кекеров в начале 1749 года начал действовать против изменивших коряков; изменники, прирезав жен и детей своих, человек до 30, ушли ночью; Кекеров сам не мог преследовать их, потому что был ранен из ружья; погнавшаяся часть войска настигла их, но они сели в осаду в пещере, к которой приступиться было нельзя, потому что в нее ходят на ремнях. В конце 1749 года канцелярия Охоцкого порта доносила, что в недальнем расстоянии от Ямского острога видают неприятелей в большом числе. Отправленный из Ямского острога сержант Белобородов с командою для строения крепости доносил, что в июле 1749 года напали на них неприятели, человек 400, бились часа с четыре; неприятель был прогнан, но русские нашли у себя 14 человек раненых. Эти события, происходившие в неведомых странах, на берегах Восточного океана, были известны очень немногим в Москве и Петербурге, где все внимание было обращено на Запад, где заботливо сторожили движения опасного прусского короля и особенно боялись его влияния в соседней Швеции.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Достойно в цензурном отношении внимания и следующее обстоятельство. 15-го января 1749 г. государыня императрица Елисавета Петровна, в личном присутствии Св. Синода в придворной церкви, повелеть соизволила, чтобы книгу, именуемую «иго благо Господне и бремя Его легко», сочиненную покойным преосвященным Феофилактом архиепископом тверским, прочитать и разсмотреть, нет ли какой в ней церкви святой противности, синодальному члену преосвященному Платону, архиепископу московскому, и если никакой противности не явится, то и напечатать». Согласно сему повелению упомянутая книга 14-го февраля 1749 г. была препровождена по назначению к преосвященному Платону, которому почти одновременно была препровождена и оказавшаяся у синодского обер-секретаря Якова Леванидова книга «возражение на книгу именуемую иго неудобь носимое» сочиненная Феофилактом архиепископом Тверским, и писанная его рукой. Архиепископ Платон 12-го ноября 1757 г. представил Св. Синоду отзыв, в котором удостоверял, что книга «иго благо Господне и бремя Его легко» с оригиналом, писанным рукою преосвященнаго Феофилакта согласна, в самой книге никаковой церкви святей противности (кроме единой пользы церковной и защищения) он не усмотрел». По настоящему донесению преосвященного Платона Св. Синод не сделал никакого определения; резолюцию свою Синод дал 23 марта 1769 г., но об окончании самого дела о помянутой книге, потому что «в печатании оной ныне никакой надобности не состоит». Одновременно с делом о книге Феофилакта у Св. Синода возник вопрос и о книге, именуемой «иго не удобь носимое», сочиненной Феофаном Прокоповичем . Не имея под руками оригинала этой книги, но предполагая, что оная может оказаться между книгами в библиотеках новгородской и тверской епархий, Св. Синод 14 февраля 1749 г. о розыскании этой книги дал указы тогдашним преосвященным – новгородскому Стефану и тверскому Митрофану. Последний вскоре же, 8 марта того же года, уведомил Св. Синод, что таковой книги, по справке, в библиотеке его не имеется. От преосвященного новгородского никакого уведомления не последовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

«Духовные члены коммиссий – говорит Нечаев – не нашли возможным ни одного из подсудимых подвергнуть церковной каре, т. е. клятве и отлучению от церкви, потому что все оказались обратившимися к церкви во время следствия; определение рода и меры наказаний предоставлялось поэтому светскому суду, с которым духовные присутствующие и сходились в мнениях в большинстве случаев. Немногим осужденным сверх уголовного наказания было назначено церковное покаяние в виде «крестообразного лежания» в церкви в течение года. Светские судии поставляли приговоры на основании Соборного Уложения 1 гл. 1 пункта. 10 гл. 232 п., 21 гл. п. п. 9, 10, 38, 63 (о наказании воров и разбойниковъ), указа 16 Августа 7163–1655 г., Морского Устава 4 кн. 1 гл. § 2, 3, 5 (о наказаниях за богохульство), и указа от 7 Августа 1734 года. Известно 414 приговоров: в дошедшей до нас копии экстракта от 20 Января 1749 года не достает 45 приговоров, по 11 из них узнаем из списка освобожденных на расписки; в этом же списке находим мнения о купце Буркове и строителе Синаксарской пустыни Іоасафе, экстракты о которых не сохранились. Было приговорено: а) к публичному сожжению в срубе 5 чел., б) к смертной казни 26 ч., в) к наказанию кнутом, вырезыванию ноздрей и ссылке 18 ч., г) к наказанию кнутом и ссылке 171 ч., д) к наказанию плетьми и ссылке 17 ч., е) к наказанию плетьми и отдаче в солдаты и матросы 38 ч., ж) к наказанию плетьми и ссылке в монастыри на исправление 5 ч., з) к наказанию плетьми и отдаче на прежнее жилище 78 ч., и) к наказанию плетьми и выдаче замуж за правоверующих 9 ч. От наказания освобождено и разослано по монастырям 28 человек. Различные мнения были поданы о 19 человеках. Менее виновные, по силе Синодского указа от 22 Марта 1749 г., были приводимы к присяге в Успенском соборе и освобождены на поруки до постаповления приговора. С 16 Апреля 1749 года по б Августа 1752 года принесли присягу 292 человека» 1153 . Но приведенные приговоры Сенат несколько изменил. О приговорах Сената мы узнаем из указа Св. Синода от 9-го Декабря 1756 г. Здесь сказано, что причастных к «квакерской ереси», т.е. хлыстовщине, оказалось 416 чел., при чем сообщаются определения о 410 человеках, именно: «До будущего об осужденных к смертной казни колодниках рассмотрения, – читаем в указе, –по наказании кнутом, мужеск пол в Рогервик в тяжелую работу, а женск – на фабрики 34, по наказании ж кнутом 28, без наказания в Рогервик же, да по наказании плетьми годных написать в солдаты и матросы, а не годных, також монашествующих и женск пол, оставить в прежних жилищах и монастырях 216, по наказании шелепами в дальние монастыри стариц двух по наказании плетьми отпустить на прежния жилища 83, да без наказания ж на прежния ж жилища 47» 1154 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010