Печатание «Пращицы», потребовавшей для себя 111 тетрадей по 2 листа, вызвало покупку еще одной Арсеньевской азбуки, в 18 пудов, за 38 рублей 1278 . С 11-го сентября 1720-го года в заведывание Типографией вступил, по приказу архиепископа Феодосия, справщик, монах Феолог 1279 и в ноябре ему была дана подробнейшая инструкция о надзоре за типографскими работами, мастерами и материалами, повторяющая в общем инструкцию Московской Типографии 1280 . Монах Феолог занимался в Москве с 1712-го года исправлением Славянской Библии . В 1720-м голу вызван в Александро-Невский Монастырь и здесь определен был справщиком Но затем он отправился в Москву, где и оставался, хотя и именовался «Невской Типографии справщиком» 1281 . В 1722-м году он хлопотал о награждении его за труд по исправлению Библии , но, не дождавшись награды, умер 1282 . Его заменил «послушник Типографии Александро-Невской», иеродиакон Варнава. В декабре 1722-го года он в постскриптуме секретарю архиепископа Феодосия Герасиму Семенову напоминал, что «уже третий год доходит, отнелиже в Типографии» он «труждается деннощно» 1283 . В Монастыре; он был с 1716-го года, будучи вызван из Московского Спасского Монастыря. Он был сын Московского диакона, в мире именовался Василий Гоголев, поступил 19 лет в 1710-м году в Симонов Монастырь. В Петербурге, кроме исполнения должности справщика, он занимался переводом книг с Латинского 1284 . 21-го июля 1721-го гола Святейший Синод подчинил все Типографии и Школы ведению синодального советника, архимандрита Ипатского Гавриила (Бужинского), усвоив ему титул Школ и Типографий протектора 1285 . С июня 1721-го года, когда печаталось третье издание Букваря, упоминаются впервые при расчете, кроме 7-и типографских мастеров – служителей, и ученики 1286 , из монастырских служительских детей; число учеников в последующих расчетных, ведомостях определяется также в 7 человек, и к ним присоединяется еще 1 сторож 1287 . Распоряжение о присылке из монастырских вотчин служительских детей для научения типографскому делу дано было еще в сентябре 1720-го года. Прослышав о нем, намеченные к отсылке в Типографию разбежались, и пришлось их родителей держать за караулом до их явки 1288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Печатные работы начаты были с 1-го марта 1720-го года и первым изданием показаны в отчете «Четыре поучения», печатавшаяся в трехстах экземпляров с 1-го марта по 16-е апреля. Поучения эти были: на день святого Александра Невского, сказанное в 1718-м году преосвященными Феофаном (Прокоповичем) в Александро-Невском Монастыре, слово благодарственное о Полтавской победе, оказанное обер-иеромонахом Гавриилом (Бужинским) в 1719-м году, слово его же о победе у Ангута и о взятии Шведских судов – 1714-го года и слово к день апостола Андрея Первозванного, его же, – 1719-го года 1267 . Первым вышло, 15-го марта, поучение день святого Александра Невского, заключающееся похвальными, словом Петру Великому, – первая книга, вышедшая из Александро-Невской Типографии 1268 . 290 экземпляров этих 4-х поучений были переплетены вместе» 1269 . С 16-го апреля по 16-е июня сделано первое издание «Букварей» с толкованием блаженств, – 1.196 экземпляров 1270 . С 17-го июня по 16-е июля сделана Книга раскольническая малая, носившая еще название «Раскольнических вопросов и ответов», – 1.100 экземпляров 1271 . С 13-го по 28-е июля сделаны 2 поучения преосвященного Феофана – слово в день апостолов Петра и Павла, 1720-го года, и слово похвальное о флоте Российском и о победе на море, 1720-го года, – в 300-х экземпляров 1272 . С 28-го июля по 1-е августа напечатано было 300 листов: «Изображение пунктов о содержании монашеских келий» 1273 . С 1-го августа начато было печатание книги «Пращица духовная раскольнических вопросов и ответов», – книга вышла в свет только в 1722-м году 1274 . В 1721-м голу отчет о печатании начинается только с 1-го апреля. Большая часть года занята была печатанием Букваря. С 1-го апреля по 1-е июня сделан второй выход «Букварей с толкованием десятословия и символа веры и 9-и блаженств», – 2.400 экземпляров 1275 . С 1-го июня по 1-е августа – третий выход, – тоже 2.400 экземпляров 1276 . С 1-го августа оба типографских стана – второй стан впервые в этом случае упоминается в работе – заняты были печатанием книги «Пращицы духовной раскольнических вопросов и ответов» 1277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Не явились в Александро-Невский Монастырь вызванные по реестрам 1719-го года: Троице-Сергиевский иеромонах Варлаам (Москвитин), Донской Исаия, Новгородского архиерея судья Серапион (Аничков); в 1720-м году: Златоустова Монастыря ризничий, иеромонах Варлаам и Троице-Сергиева Монастыря иеродиакон Иоанн 1006 . Троице-Сергиевский иеромонах Варлаам; в 1719-м голу скончался 1007 . Некоторые иеродиаконы были произведены в Александро-Невском Монастыре во иеромонахи: Адриан Крутицкий, Макарий Вологодский, Корнилий Ростовский – 17-го апреля 1719-го года, Вениамин Киево-Печерский 1008 ; в 1720-м году: Виктор Ростовский, Сергий – из Тверского Архиерейского Дома, Карион, Матфей (Грек), Феофан Троице-Сергиевский и Моисей Николо-Перервинский 1009 . Из остававшихся в Александро-Невском Монастыре иеромонахов были назначаемы на летнюю компанию на корабли: в 1719-м году 29 иеромонахов с двумя обор-иеромонахами: префектом Гавриилом и гребного флота префектом Иннокентием (Кульчицким) 1010 , в 1720-м году – 30 иеромонахов 1011 . В 1721-м году прибытие монашествующих в Александро-Невский Монастырь открыли явившиеся 1-го января: Троицкого Сергиева Монастыря иеромонах Лазарь (Кабяков) 1012 , Чудова Монастыря иеромонахи Никон (Косикин), «бывший послуживец дому князя Бориса Алексеевича Голицына», и ризничий Авраамий, иеродиакон Иосиф (Кутузов) 1013 . 12-го января прибыл Дому Суздальского архиерея казначей, иеродиакон Павел. 20-го января прибыл Троице-Сергиева Монастыря посельной монах Алексей. 30-го января – иеромонах Иринарх (Катышев) и Крутицкой епархии города Мещовска Георгиева Монастыря казначей, иеромонах Авраамий. 8-го августа прислан из Святейшего Синода Смоленского Аврамиева Монастыря казначей, иеромонах Карион 1014 1-го ноября прислан из Святейшего Синода присланный из Москвы из Приказа Церковных Дел обратившиеся из раскола старец Урван 1015 . В 1721-м году прибыл в Петербург с Ростовским епископом Георгием иеромонах его Архиерейского Дома Иона (Медведев) и здесь был в последних числах марта уволен преосвященным, с предоставлением ему или вернуться в Ростов, или искать для себя другой Монастырь. Он обратился с прошением к Святейшему Синоду поместить его в братство Александро-Невского Монастыря «для посылки к служению в морской флот», и был архиепископом Феодосием взят в Монастырь, а затем Святейшим Синодом определен во флот, в распоряжение флотского обер-иеромонаха, где и начал кампанию в том же 1721-м году 1016 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

25-го октября 1725-го года Святейшим Синодом разослано было «объявление для всенародного известия» о том, что архиепископ Феодосий называемый в «объявлении» плутом, злодеем и вором, за свои «зело важные и малослыханные противности», присужден к лишению сана: «послан указ к Холмогорскому архиепископу и велено с него, Феодоса, сан архиерейства и чин терейства снять и быть ему простым старцем, и никто б его отныне за архиерея и иерея не признавал» 1744 . Здесь уместно сделать небольшой перерыв в повествована о дальнейшей судьбе архиепископа Феодосия для выяснения вопроса о том, когда именно архиепископ Феодосий был хиротонисан из архимандритов во архиепископа. Историк Петербурга Богданов и историк Лавры, архимандрит Амвросий посвящение архимандрита Феодосия во архиерея относят к 1720-му году 1745 . Официальное издание 1872-го года – «Списки архиереев иерархии Всероссийской», составленные товарищем обер-прокурора Святейшего Синода Юрием Васильевичем Толстым, – начинает архиепископом Феодосием ряд «архиереев, хиротонисанных по учреждении Святейшего Синода». Это место удержано за преосвященным Феодосием и в позднейшем издании «Списков». В «Списках иерархов» Строева о времени хиротонии архимандрита Феодосия сказано, что она состоялась «в начале 1721-го года» 1746 , и делается ссылка на «указ 31-го декабря 1720-го года». В описании Архива Святейшего Синода помещено собственноручное письмо Императора Петра Великого к митрополиту Стефану (Яворскому) : «Честнейший отче! Епископу Псковскому архиепископство объявить, а архимандрита Невского Феодосия наречь архиепископом Новогородским. Сие изволь завтра учинить. Петр. В 31-й день декабря 1720» 1747 . Нет основаны допускать предположение, что высочайшее повеление не было исполнено в указанный день, 1-го января 1721-го года, падавший на воскресенье. Такими образом, сообщение о посвящении архимандрита Феодосия во архиереи в1720-м году оказывается не верным. Но не верно также и утверждение, будто преосвященный Феодосий начинает собою ряд архиереев, хиротонисанных по учреждении Святейшего Синода».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1722-м году идет Боровицкая известь 675 . На самых первых порах строительных работ понадобилась «для буту» «кирпичная щебень», которую и отпускали с «новых кирпичных заводов» 676 . Печи – «образцы», то есть изразцы, – по 132 образца на печь, – отпускаемы были с гончарного двора 677 . Потом стали изготовлять кирпичные материалы своими силами и средствами. Первые кирпичные заводы заложены при самом начале постройки Монастыря, в 1713-м году 678 . В мае 1713-го года на них строилась работницкая изба, для прибывших из Борович 30-и человек. Это число кирпичников дополнено было другими, прибывшими из Старорусских вотчин. Плата кирпичникам была по 3–5 рублей. Кирпичники работали с 12-го мая по 22-е августа 679 . Первые кирпичные заводы были на Черной речке 680 . Потом были построены новые заводы за Невой 681 . Вскоре хозяйственная заготовка кирпича признана была невыгодною и кирпичные заводы стали сдавать подрядчикам, которые и обязаны были поставить определенное количество кирпича. В 1715-м году кирпичным подрядчиком был Василий Мартынов 682 . В 1716-м году обжигальщик Василий Мартынов, поставил миллион сырого кирпича, из коего обжег 300 тысяч 683 . В 1716-м году кирпич на монастырских заводах делал подрядчик Василий Нечаев 684 . Осенью 1716-го года поставка кирпича для Монастыря сдана была «кирпичному обжигальщику», С.-Петербургскому жителю Тимофею Петрову Смирнову или Смирному, который по сравнению со своим предшественником «учинил в Монастырь немалую уступку» 685 . Он обязался приготовлять на монастырских заводах в течение 4-х лет по миллиону кирпича в год. На заводах было 4 обжигальных печи и 6 пятидесятисаженных сараев. Кирпич выделывался Русский – красный, желтый и белый, но подрядчик обязан был, в случае требования, выделывать и «наливной Голландский кирпич по образцу светлейшего». Цена была по 2–2,20 рубля за тысячу. Русский кирпич шел по 2 рубля за тысячу, Голландский по 2 рубля 1 алтын 4 деньги. Меншиков, по приказу которого Монастырь, и дополнение к своим запасам, заказал сделать Смирнову кирпич, приказал сделать Голландский кирпич, и в виду того, что он был дороже, Рубцов спрашивал архимандрита Феодосия, бывшего заграницей, какой именно делать кирпич. Архимандрит Феодосий ответил: «как изволить светлейший князь, Русский или Галанский, токмо дабы в строению фундаментальному и великому был годен; а мне видится – Русской против прежнего образца будет лучше и в строении споряя, понеже величиною Галанского больше, а цена Галанскому больше Русского» 686 . Подрядчик выполнил заказ и поставил кирпича даже несколько более 4-х миллионов. За 1717–1720-й годы было принято от Смирнова Монастырем красного кирпича 1.151.145, желтого 844.340, белого 840.490, остальная цифра приходилась на сырой, половик и «всякий» 687 . Лучший жженый кирпич выделывался «на железный манир» 688 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Леса в районе Петербурга, как заповедные, рубить было строго воспрещено. В 1718-м году поймали ямщика, рубившего дрова в заповедном лесу близ монастырского скотного двора за Черной речкой 645 . В январе 1720-го года архимандрит Феодосий подтвердил приказ о воспрещении рубки леса на монастырской земле вверх по Неве до гранного столба и по Черной речке до монастырского скотного двора. Для охраны леса наняты были 2 караульщика. 8-го марта издан был и общий указ о воспрещении рубки леса по Неве до реки Славянки на расстоянии 7-и верст от берега, а выше Славянки – на расстоянии 1.000-и сажен. Владельцы обязывались следить за сохранностью леса и подчищать его на 2½ аршина от земли 646 . Камень дикий доставляли с подряда, по 8-ми рублей с сажени 647 . В 1713-м году дикого камня разрешено было собрать 50 сажен по Неве от Шлиссельбурга 648 . Камень белый доставляли из Старицких каменоломен Старицкого Успенского Монастыря. Каменоломни находились при городе Старице, у реки Волги. Первоначально пытались устроить подряд, но затем стали заготовлять хозяйственным способом 649 . Присылаемые из Невского Монастыря рещики резали камень по архитекторским моделям, а подрядчики на судах отправляли к месту назначения 650 . 68 рабочих в 3 месяца вытесали 1.023 плиты в аршин длины, ¾ ширины и 5–6 вершков толщины и 709 в аршин длины и ширины. На 900-х подводах камень перевезли за 150 верст к Вышневолоцкой Алексеевской пристани и на специально для перевозки купленных 8-и судах доставили в Петербурга Операция обошлась в 1.800 рублей; более чем втрое дороже, чем просили подрядчики 651 . С подряда платили по 8-и рублей сажень 652 . В 1717-м году камень в привозе из Тверских вотчин обходился в 2 алтына пуд, в 1720-м году уже в 3 алтына 653 . В мае 1716-го года Рубцов писал архимандриту Феодосию, что плиту начали возить. За лето доставлено было 45 сажен и 20 не доставлено. По подряду 1715-го года плита была по 12 рублей 10 алтын сажень. Плиту ломали по реке Тосне осенним временем по 8 1 / 4 рублей за сажень. В 1723-м году чрез публикации вызывали поставщиков на 1724-й год 150 сажен Тосенской плиты, по 8-и рублей. В 1722-м году для соборной церкви доставляли плиту с речки Шельдихи (Щельдихи), где был ее запас в 50 сажен, приобретенный у частного лица. Иногда плита, доставленная по подряду, оказывалась мелкою 654 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

44) Мефодий II. 1709–1717 г. Упоминается не раз в выписях 1709 г. и последующих годов; по списку братии в Ландратских книгах в 1713 году ему было 50 л. от рода; в 1717 г. он был отставлен. 45) Феофан I. 1717–1720 г. Подписал Духовный Регламент. Думаем, что это тот самый архимандрит из Лужецкого монастыря, который, как значится в Ландратских книгах 1713 года, жил на Угреше на покое, ему было тогда 75 лет. 46) Аарон II. 1720–1721 г. Находился недолго, был переведен в Борисоглебский монастырь, (по одним указаниям) в Переславль-Залесский что на Горе, а в делах архива св. Синода значится, что предместник Варлаама Овсяникова переведен в Дмитров Московский. 48) Варлаам I. 1721–1723 г. (Овсянников) иеромонах, ассесор и обер-секретарь св. Синода, с 31 Марта по 1 Октября; с 1-го Октября игумен Угрешский; Февраля 5-го 1723 г. по неприязни к нему Феофана Прокоповича – (несправедливо) лишен монашества; Мая 11-го 1725 года сослан в Соловецкий монастырь, где и умер в 1732 году. 48) Аввакум. 1724–1731 г. Из протопопов; упоминается в выписи на Кременский посад Боровского уезда 1731 г. – в 1731 г. был членом Московской Дикастерии – в Декабре (т. г.) переведен архимандритом в Высокопетровский монастырь, внесен в синодик. 49) Игнатий. 1731–1732 г. Наместник, управлял монастырем после Аввакума до назначения Феодора; записан в синодике без лет. 50) Феодор. 1732–1735 г. (Левонов). Января 2-го 1732 г. переведен из Московского Сретенского монастыря; Марта 11-го 1735 г., определен в ризничие московского синодального дома на место иеромонаха Филагрия, (уволенного по прошению за старостью) записан в синодике без лет. 51) Варлаам II. 1735–1741 г. Находился игуменом в Николо-Перервинском монастыре с 1722, по 1735 г.; в 173в г. Июня 22 представлен в архимандриты Спасо-Андрониева монастыря, но не был переведен и оставался на Угреше до 1741 г. Упоминается в деле о осмотре архитектором Мичуриным ветхостей монастыря; на представление его, что здания требуют поправки, разрешение Кол. Экон. последовало чрез 4 года; он умер 1 Апреля 1741 г. В синодике записан без лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Пасхи, потом возвратился в Египет, и исправив пребывающих в Каире отцов, уехал в св. монастырь. В ноябре месяце 1708 года по рукоположении я прибыл в св. монастырь, и тотчас начал возобновлять метох св. сорока мучеников. Когда уже исправлялась одна часть его; произошло разгласие с Арабами, которые по обыкновению. .... Виноват был Абу-Сидер. Сына его отправили в Египет и посадили было в тюрьму, но выпустили. Спустя 25 дней он умер от оспы. Отец его потребовал за него кровавой пени, и грозил убить какого-нибудь монаха. Мы убоялись и оставили метох, не кончив поправок в нем. Когда же монахи и работники ушли в монастырь; с Божиею помощию мы разломали старые келлии у придела Архангелов и у ворот, и с оснований построили новые трехъэтажные келлии, так же разобрали плоскую крышу на приделе св. Стефана, угрожавшую падением, и поставили новую. В том же году св. трапеза в приделе Купины облицована перламутом, и устроены оконницы с стеклами в верхней части большой церкви. Работал Иеромонах Кесарии.» 1709 год. Воззвание Синайского архиепископа Афанасия 7217 (1709) года месяца ноября ко всем православным христианам о милостыне, за сбором которой был послан архимандрит Авимелех. 1713 год. Копия с грамоты Николая Александра Воеводы Угровлахийского 1713 года. – Сей Воевода, по просьбе Синаитов, благоволил жаловать обители их 100 Асланиа ежегодно. 1714 год. В 20 день марта месяца 1714 года из Дамаска прибыл в Син. монастырь мастер для починки мраморного пола в большой церкви, и в том же году кончил эту работу, при архиепископе Афанасии, Дикее Анании, экономе Нафанаиле, и ризничем Игнатии. 1716 год. Воззвание Александрийского патриарха Самуила к христианам в Триполе Варварийском, чтобы они подавали милостыню Синайскому Иеромонаху Игнатию. 1720 год. В девятый день (вторник) августа месяца 1720 года преставился Синайский архиепископ Афанасий. 1721 год. В 22 день октября рукоположен в архиепископа Синайской горы Иоанникий Митиленец. 1721 год. Грамота иерусалимского патриарха Хрисанфа Хрисанф Божиею милостию патриарх и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Вашей превелебности покорный слуга Алексей Макаров. В 27 день марта 1720. Адрес: Отцу архимандриту Феодосию Невского Монастыря. Помета архимандрита Феодосия на обороте письма: По сему освидетельствован, и хотя по дальной дороге, однако голос ядрен и будет годен в службу. А до определения своего чтобы оный не ходил здесь со святым кошелем по грешному миру, в том на вашу дышкрецию полагаю, такожде и о квартире. Феодосий архимандрит своеручно. 27 марта 1720 4133 . XIX.Блaropoдhый и высокопочтенный господин господин Алексей Васильевич. Поздравляю вас, мне благоприятнейшего благодетеля, и с супругою вашею – с новорожденным сыном. При семь доношу вашему благородию. Прешедшего времени на спуске корабля нынешней весны первого Польского посла езуит Меншой чрез гетмана Збуринского подал Царскому Величеству панагирик на Латинском и Польском языках, которой в Невском Монастыре переведен на Русской язык и подан мною Царскому Величеству, при котором подании изволил Его Величество обещать оного езуита наградить презентом, и не награжден. А понеже помянутой посол вскоре отъезжает отсюду, того ради извольте доложить, чтоб оному езуиту для чести Царского Величества что ни есть подарено было по обыкновению монархов. И ежели не присутствует Царское Величество здесь, то хотя чрез Государыню Царицу то сделайте, оберегая честь государеву. Письмо до Его Величества, всемилостивейшего Государя, от мене, врученное вам нашим судиею, ежели не будет оказии с кем послать, извольте по прибыли Его Величества здесь подать всемилостивейшему Государю. Прочее пребываю вашего благородия всеблагожелательный молитвенник Феодосий архимандрит. Из Монастыря Александро-Невского июля=дня 1720 года 4134 . Пометы: В 10 день июля. По сему письму выдано тому езуиту 20 червонцев в 10 день июля. ХХ.Преизящный и превосходительный господин господин Алексей Васильевич. Напредь сего по объявлению моему изволил ваше благородие женок, которые по касающимся в Канцелярии Невского Монастыря делам, по правилам святых апостол и богоносных отец, за прелюбодейные их дела от мужей их отрешены и осуждены в работу, приказать отдать на каломинковые заводы господину лейтенанту комиссару Белеутову, который без письменного от вас повеления у посланного нашего не принял.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Бежал 19-го мая 1719-го года иеродиакон Каллист. Он незаметно вышел в 6-м часу по полудни из Монастыря; «на фонтане, что у скотного двора», встретил двух кузнецов, им сказал, что идет гулять в Ямскую, затем прошел в Петербурге» к знакомым гобоистам Семеновского полка, у них переменил монашеское платье на кафтан Семеновского полка, купленный на рынке, и, выдавая себя за гобоиста, переехал на почтовом буере на Котлин. Здесь он пытался поступить «хлопцем» на корабль, отправлявшийяя в Ревель, намереваясь оттуда бежать на Украину, но 6-го июня, пойманный, был уже опять в Монастыре 1456 . За побег он был отдан в каменную работу для носки кирпича и извести. В марте 1720-го года он был предположен к возвращению на крылос, но не нашел по себе поручителей и был оставлен в прежнем положении. Вел себя он нетрезво и 3-го сентября 1720-го года бежал снова 1457 . Бывший Тихвинский архимандрит Рувим бежал в 1720-м году и находился, неизвестно где 1458 . В конце 1721-го года открылась как бы полоса бегства иеромонахов. 27-го декабря бежал просвиряк, иеродиакон Иоасаф (Морковь), «безтайноудной», прошел все заставы до Новгорода 1459 . 30-го декабря иеродиакон Макарий (Трегуб), «по нужде его явной, для покупки обуви, отпущен быв в город на урочные часы, и после урочных часов не возвратился, бежав же» 1460 . Едва успели сделать распоряжение о розыски их, как бежали в ночь на 12-е января 1722-го года еще иеромонахи: головщик Герасим бас и Петр (Котляревский) и, по дошедшим в Монастырь сведениям, на наемных подводах из Московской ямской слободы проследовали уже чрез Псков, направляясь к Невелю, за рубеж. За ними послана была погони и, прежде чем наместник успел сдать на почту донесение о побеге, посланный в погоню подьячий Макар Назаров поймал их во «Вдов-городе» и привез 19-го января «колодников» в Невский Монастырь обратно. По приказанию архиепископа Феодосия они были закованы в глухие кандалы и определены к пилованию дров. Назначен был каждому урок – по полсажени на день, как и всем обычным рабочим; кормить их определено было после братии, от избытков братских, и содержать под крепким караулом в казенной келье 1461 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010