Стихиры на литии и стиховная составлены вновь; так же светилен, богородичен и стихиры на хвалитех. – Вообще все последование службы препод. Мартирию, совершаемое 11 ноября, как и житие его составлены преосвящ. Корнилием, бывшим пострижеником Зеленецкого монастыря. В заключение описания не лишним находим приложить список лиц, управлявших монастырем в разное время и потрудившихся, или лучше сказать потративших много сил на благоустройство обители. Настоятели Троицкого Зеленецкого монастыря. Мартирий, преподобный основатель монастыря между 1565–1570 гг. – В 1582–1583 гг., по актам он известен как строитель и сряду как игумен монастыря; преставился 1 марта 1603 года. Иустин, священник, вместе с келарем Порфирием да казначеем Сильвестром упоминаются в Писцовой книге 1620 года. Сильвестр, старец, упоминается в 1624 году. На его имя, по случаю разорения монастыря Шведами, дана под этим годом подтвердительная грамота от царя Михаила Феодоровича «О трех вытях земли», пожалованной Зеленой пустыне грамотою царя Феодора Иоанновича в 1595 году. Старец Сильвестр в 1628 году был строителем при игумене Закхее. Закхей, игумен, упоминается в 1628 году. В грамоте от 10 января 1650 года упоминаются черный поп Иосиф и строитель Арсений. Корнилий, строитель, черный поп в 1663–1664, а в 1665 и 1666 годах был архимандритом Тихвинского монастыря. В описании Тихвинского Богородицкого монастыря, изд. в 1859 году, значится, что архимандрит Корнилий переведен в 1668 году в Зеленецкий монастырь, а отсюда в 1673 году хиротонисан в митрополита казанского; с 1674 года был митрополитом новгородским; скончался 5 марта 1698 года на покое, в Зеленецком монастыре. Феодорит, игумен, упоминается в 1665–1668 годах. По Зеленецким грамотам в 1674 и 1675 годах Киприан старец и келарь Феодосий, черный поп (в 1675 г.) да казначей Тихон. Засим ряд игуменов Зеленецких становится почти не прерывным. Феодорит, игумен, вь 1675–1677 годах. Иосиф, игумен, в 1677–1679 годах. При игуменах Феодорите и Иосифе, с 1675 года показывается по грамотам Боголеп, старец, келарь. Он келарем именовался в 1680, 1685 и 1689 годах. Феодорит, игумен, с начала 1680 до половины 1682 года. Иеремия, игумен, в 1683 году. Ефрем, игумен, в 1698–1703 годах. Он был по август 1703 года вместе и закащиком, т. е. блюстителем благочиния в Ладожском и Тихвинском краях. При нем строителем состоял в 1699–1700 года иеродиакон Венедикт Баранов. Лаврентий, игумен, в 1711 году. Варсанофий, игумен, в 1712 году. Ефрем, игумен, с 1714–1719 год. Лаврентий, игумен, с 1719–1721 год. Иоиль, игумен, с 1721–1739 год, из вдовых священников села Выдропуска, новгородской епархии, поступил в монашество в Хутынский монастырь в 1714 году и посвящен иеромонахом преосвященным Иовом митрополитом новгородским; потом 25 февраля 1716 года поставлен во игумена в Кирилов новгородский монастырь, а отсюда перемещен 22 января 1721 года в Зеленецкий монастырь и здесь состоял игуменом по 21 декабря 1739 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

ап. Тит (64 или 67 - ок. 106, пам. 25 авг.); св. Филипп (60-70-е гг. II в., пам. зап. 11 апр.); Диодор или Диоскор (2-я пол. II или 1-я пол. III в.); свт. Мирон (255 - ок. 280 или ок. 330-340, пам. 8 авг.); сщмч. Кирилл (ок. 280-304, пам. 9 июля, 6 сент.); сщмч. Петр Новый (после 304, пам. греч. 14 и 16 июля); Павел (упом. ок. 325); Елиан (упом. в 343); Василий I (упом. в 381-382); св. Диоскор (2-я пол. IV - нач. V в., без пам.); прп. Евмений (кон. IV - нач. V в. или ок. 668, пам. 18 сент.); Сапий (упом. в 422); Иконий (упом. в 431); Мартирий (упом. в 449-457); Феодор (упом. в 536-553); Синесий (V-VI вв.); Еварест (V-VI вв.); Георгий (?) (VI в.); Иоанн I (упом. в 597-599); Еклиссиодор († 624); Павел (упом. в 667-668); Василий II (упом. в 681-691); Стефан I (нач. VIII в.); Георгий (VIII в.); свт. Андрей Критский (ок. 710-740, пам. 4 июля); Илия I (упом. в 787); Никита I (VIII в.); Никита II (VIII в.); Иоанн II (VIII в.); Георгий (кон. VIII в.); свт. Василий III (847-858, впосл. архиепископ Фессалоникийский, пам. греч. 1 февр.); Василий IV (упом. в 880); Илия II (после 920, не позднее 961); Андрей II (кон. X в.); Никита III (X в.); Стефан II (упом. в 1027-1030); Иоанн III (упом. в 1089); Лев (кон. XI в.); Михаил (кон. XI в.); Константин I (кон. X - нач. XI в.); Илия III (упом. в ок. 1120-1130); Василий IV (1-я пол. XII в.); Константин II (1-я пол. XII в.); Николай I (сер. XII в.); Иоанн IV (упом. в 1166-1172); Мануил I (2-я пол. XII в.); Мануил II (2-я пол. XII в.); Николай II (упом. в 1195-1221); Никифор I Мосхопул (упом. в 1285-1322); Антоний Омологет (упом. в 1306); Илия IV (XIV в.); Макарий (упом. в 1357); Анфим, митр. Афинский (1365/66-1370); Игнатий, митр. Ст. Патр (упом. в 1381); Прохор, митр. Ставропольский (упом. в 1410); Паисий Гортинский (упом. в 1439); Неофит (Пателарий) (1646/47 или 1652-1679); Никифор II (Скотакис) (1679-1683); Каллиник I (1683-1687); Арсений I (1687-1688); Афанасий (Каллиполитис) (1688-1697); Каллиник II (1697-1699); Арсений II (1699-1701); Иоасаф (Киминис) (1702 - ок. 1710); Константин (Халкиопулос) (1711-1716, 1719-1722); Герасим I (1716-1719); Даниил (1722-1725); Григорий, еп. Гортинский (ок. 1725); Герасим II (Летидзис) (1725-1755); Анфим (1756); Герасим III (1756-1769); Захария (Маридакис) (1769-1786); Максим (Прояннакопулос) (1786-1800); Герасим IV (Пардалис) (1800-1821); Мефодий (1823); Каллиник III (1824-1830); Мелетий I (Николетакис) (1831-1839); Порфирий (Фотиадис) (1839); Каллиник IV (Гаргаладос) (1839-1842); Каллиник V (Хугиас) (1842-1843); Хрисанф (1843-1850); Софроний I (1850); Дионисий I (1850-1856); Иоанникий (1856-1858); Дионисий II (Харитониадис) (1858-1868); Мелетий II (1868-1873); Софроний II (1873-1877); Мелетий II (1877-1882); Тимофей I (Кастринояннакис) (1882-1897); Евмений II (Ксирудакис) (1898-1920).

http://pravenc.ru/text/166273.html

Далматово. Далматовский Успенский мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы была построена по решению архимандрита Исаака по примеру Тобольского Софийского собора.  Строительство верхней Успенской церкви и колокольни началось в 1713 году. Строительство ее было завершено в 1719 году, а также в этом году завершается строительство и каменной колокольни при этом храме. Из архивных документов известно, что это было первое каменное здание во всем Зауралье. Успенский собор представлял собою трехпрестольную церковь в три света. Нижняя церковь во имя Рождества Христова, теплая, имела размеры 5 на 5 сажень, в высоту от пола до свода 3 сажени 5 четвертей. Парусный свод ее опирался на четыре квадратных в сечении столпа. Освещалась церковь с южной стороны шестью окнами «в два света». Двухсветные окна композиционно объединены в единый оконный проем наличниками, поднимающимися до второго яруса. Храм завершало традиционное пятиглавие, но его боковые главы размещались не по углам четверика, а по сторонам света. В основании этих глав устроены световые люкарны, прорезающие свод четверика и образующие третий ярус света. Люкарны на фасадах завершались треугольными фронтончиками, которые как декоративный элемент, органично вписывались во фронтоны, завершавшие четверик. Изогнутые же карнизы – валики этих «ползучих» фронтонов отдаленно напоминали старинные кокошники. bfdalmat.ru В 1708 г. при помощи приглашенной из Верхотурья артели соликамцев была возведена трапезная нижней церкви Рождества Христова (освящена 9 декабря 1711 г.) с приделом во имя прп. Димитрия Прилуцкого (освящен 19 марта 1710 г.). Возведение верхней Успенской церкви началось в 1713 г. силами сформировавшейся на предыдущем этапе строительства местной артели каменщиков во главе с Яковом Гордеевым Смирных; строительство каменного храма с деревянной трапезной было окончено к 1717 г. (освящен 13 августа 1720 г.). Возведение каменной колокольни над папертью было завершено к 1719 г. Строительство велось не только на монастырские, но и на государственные средства. Архитектура храма дошла до настоящего времени с существенными искажениями, его первоначальный облик можно реконструировать по описанию 1730 г.

http://sobory.ru/article/?object=09462

Волгоград. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь в Царицыне /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первая деревянная Покровская церковь появилась в городе, вероятно, ещё на рубеже XVII — XVIII веков. Известно, что храм с таким названием в 1708 году ставится в так называемой Солдатской слободе. На 1709 году в нём служат священник Сергий Яковлев (умерший в ноябре 1711 года) и дьякон Мартын (вероятно, Иванов). В 1720 году здесь же мы находим священников Мартына Иванова, Алексея Фёдорова, дьякона Марка Иванова и псаломщика Андрея Иванова (в другом документе Фёдорова). Последний находится при храме с 1716 года, а в 1720 году посвящается в дьячки, но тут же переводится в Воскресенскую соборную церковь. Известно, что в 1719 году церковным старостой Покровской церкви избирается Потап Давыдов, а в 1721 году появляется староста для свечной продажи. Укажем примерные сборы храма в начале XVIII века: за 1719 год — 18 руб. 16 алтын 1 деньга, за 1720 год — 15 руб. 19 алт. 5 денег. А израсходовано за эти годы 14 руб. 23 алт. 4 деньги (в т.ч. на покупку церковной утвари в Астрахани — 5 руб.). Во время пожара 1758 года церковь сгорает и на её месте возводится новая. Она была закончена 14 апреля 1760 года и освящена в следующем году. Этот храм отмечен на плане Царицынской крепости, выполненном Петром Иноходцевым. Рядом с ним находился Покровский бастион. Новый каменный храм возводится в 1826 году на средства царицынского купца Алексея Бабаева. Он располагался в конце улицы Астраханской (ныне угол улицы Советской и Аллеи Героев). Во время проводки по Советской улице теплотрассы здесь были обнаружены фундамент и стены Покровского храма. Эта церковь была известна своим благотворительным попечением о нуждающихся. Еще в середине XIX века за счет частных подаяний при ней устраивается богадельня для престарелых. Правда, каменных зданий тогда строилось в городе немного, и богадельня располагалась в нескольких небольших деревянных избах. В 1855 году в Покровской церкви служил отец Стефан Смиренномудрский.

http://sobory.ru/article/?object=53946

40. Иларион Властелинский хирот. 21 мар. 1703 из архим. Троице-Сергиевских, а 11 мар. 1711 перев. в Белгород. III. Епископы и Архиепископы Сарские и Подонские 41. Феодосий, кн. Вадбольский , еписк., хирот. 25 мар. 1711 из архим. Чудова монастыря; † 13 авг. 1712. 42. Алексий Титов , епископ, 21 янв. (sic) 1714 перев. из Твери, а 25 янв. 1719 – в Вятку. 43. Игнатий Смола , митрополит, перев. из Суздаля 25 янв. 1719; был под судом; 8 сент. 1721 назначен епископом в Иркутск, а 1 окт. уволен в Нилову пустынь. С 13 июня 1727 епископ Коломенский. 44. Леонид , архиепископ, хирот. 18 февр. 1722 из архим. Высокопетровского монастыря, а 1 сент. 1742 уволен на покой в Новоспасский мнтрь; † 18 февр. 1743. 45. Платон Малиновский , возвращённый из Сибири, архим. Ипатиевский, хирот. 19 сент. 1742; 17 июля 1744 пожалован в архиепископа; 14 апр. 1748 перев. на епархию Московскую. 46. Иларион Григорович хирот. 22 мая 1748 из архим. Новоиерусалимских; † 3 дек. 1760. Погребён на Крутицах. 47. Амвросий Зертыс-Каменский , еписк., 8 мар. 1761 перев. с епархии Переяславль-Залесской; 7 окт. пожалован в архиепископа; 6 июля 1764 велено именоваться «Крутицкий и Можайский»; с 18 янв. 1768 архиепископ Московский. IV. Епископы Крутицкие и Можайские 48. Сильвестр Страгородский 4 февр. 1768 перев. с епархии Переяславль-Залесской; 24 февр. 1771 уволен на покой; с 22 февр. 1788 управлял Спасо-Андрониевым мнтрём; † там 19 окт. 1802. 49. Самуил Миславский 24 сент. 1771 перев. из Курска, а 17 мар. 1776 – в Ростов. Управляла Московская синодальная контора. 50. Амвросий Подобедов 28 апр. 1782 перев. из викариев Московских, а 27 мар. 1785 – в Казань. В 1785–88 епархией управляла Московская синодальная контора; потом она упразднена. Епархия Владимиро-Волынская Владимиро-Волынская епархия упом. в исх. XI века; обращена в униатскую в начале XVII столетия. I. Епископы Владимирские 1. Стефан хирот. 1091 из игум. Киево-Печерских; † 27 апр. 1094. 2. Амфилохий хирот. 1105; † 1122. 3. Симеон хирот. 1123; † 1136. 4. Феодор хирот. 1137; упом. 1147.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На вотчины, земли и угодья сего монастыря жалованы были грамоты: 1) от Царя Михаила Феодоровича в 7132 году с висячей печатью на красном воске, за подписью Дьяка Прокофия Пихарева; 2) от Царя Алексея Михайловича в 7155 году с печатью на красном воске, за скрепой Дьяка Лукьяна Талызина; 3) от Царя Фёдора Иоанновича в 7197 году с двумя печатями чёрного воска, за подписью Дьяков Андрея Арцыбашева и Симеона Емельянова. По Штатам же монастырь этот упразднён и обращён в приходскую церковь , и определён к оной священник с причтом. В настоящее время на месте монастыря сего находятся следующие здания: 1)  ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня, с приделом во имя Введения Божьей Матери, устроенным в 1795 году; 2) КОЛОКОЛЬНЯ каменная над Западным входом в церковь ; 3) в северной стороне расстоянием на 25 саженей стоит деревянный обветшавший ХРАМ, бывший во имя Введения Божьей Матери, пустой. Настоятельство в монастыре сем было Архимандричье, Игуменское и Строительское по рассмотрению Преосвященных Епархиальных. Из Настоятелей монастыря сего известны: 1. ДUOHUCUЙ I Игумен, произведён в 1702 году, Сентября 15. 2. АВРААМИЙ Игумен, упоминается в 1704 году. 3. UCAUЯ I Архимандрит, в 1707 году переведён в Клопский монастырь. 4. БОГОЛЕП Архимандрит, в 1707 году, Ноября 1, из Тихвинских Иеромонахов. 5. ФЕОДОСИЙ Строитель, с 1708 года, Января 10. 6. КОРНИЛИЙ Игумен, произведён в Марте 1711 года. 7. МАРК Игумен, определён в Мае 1711 года. 8. ВАРСОНОФИЙ Игумен, определён в Июле 1712 года. В 1716 году произведён в Архимандрита в Старорусский Спасский монастырь. 9. ВАРЛААМ Игумен, с 21 Ноября 1716 года. 10. ДUOHUCUЙ II Игумен, упоминается в 1717 году. 11. ДОСИФЕЙ Игумен, в том же 1717 году. 12. UCAUЯ II Архимандрит, упоминается в 1718 году, Апреля 2. 13. АНТОНИЙ Игумен, в 1719 году, Сентября 10, потом переведён в Кириллов монастырь. 14. ФЕОФИЛАКТ Строитель, в 1720 году, Октября 30 и был в 1722 году. 15. ДИМИТРИЙ Строитель, упоминается в 1723 году. 16. ХРИСТОФОР Строитель, упоминается в том же 1723 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРИВОЕЗЕРСКАЯ ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Написана в 1709 г. для Троицкой Кривоезерской пуст. близ Юрьевца-Повольского (ныне Юрьевец Ивановской обл.) царским иконописцем Оружейной палаты Кириллом Улановым (в монашестве Корнилий) при его постриге в этот мон-рь. История создания иконы изложена в Сказании, составленном в 1719 г. игум. Леонтием (Павловым; 1711-1714, 1742-1788 - настоятель Кривоезерской пуст.; 1714-1727, 1728-1741 - настоятель Макариева Унженского мон-ря), уроженцем Юрьевца-Повольского. Образ был списком «в меру и подобие» Иерусалимской иконы Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля, поновленной Кириллом Улановым на рубеже XVII и XVIII вв. Кривоезерская икона Божией Матери. 1709 г. Кривоезерская икона Божией Матери. 1709 г. Согласно Сказанию, заказчиком К. и. был житель Юрьевца-Повольского по фамилии Кевалов (имя в тексте не упом.). Спустя 2 года после написания иконы, 20 авг. 1711 г., она была освящена игум. Леонтием (Павловым), назначенным в том же году настоятелем Кривоезерской пуст. и вернувшимся в обитель из Москвы. Можно предположить, что заказчиком иконы был сам игум. Леонтий. Так, в Москве он проживал в Николо-Перервинском монастыре - фактической резиденции патриарха Адриана и был свидетелем инициированного патриархом поновления древних икон Успенского собора Московского Кремля; кроме того, игум. Леонтий лично знал своего земляка Кирилла Уланова (оба с костромских земель). В Сказании говорится, что Леонтий еще в Москве мечтал об украшении Кривоезерской пуст. Иерусалимской иконой и его желание было чудесным образом исполнено. Иконографически икона точно соответствовала образу из Успенского собора Кремля, имела изображения апостолов на боковых полях и мучеников на нижнем, а также авторскую надпись с датой написания и краткой историей первообраза. Еще до официального прославления в качестве чудотворной К. и. пользовалась большим почитанием в Юрьевце-Повольском и окрестностях, ее носили по селам и деревням. В 1781 г. произошло 1-е чудо от К. и., когда 22 дек., во время пожара, уничтожившего почти все монастырские постройки, иконы и церковную утварь, образ остался невредимым (возникшее на руке Богоматери небольшое вздутие краски вскоре исчезло). После этого события почитание иконы распространилось на всю Костромскую епархию. Зафиксированы следующие чудеса, происшедшие от К. и. в XIX в.: 1) во время пожара в Юрьевце 4 июля 1859 г. икона, находившаяся в городском Входоиерусалимском соборе, была принесена к месту пожара, после чего ветер подул в сторону от города и огонь на него не распространился; 2) во время эпидемий холеры 1848 и 1853 гг. никто из проживавших в мон-ре не пострадал, а в тех местах, куда приносили икону, эпидемия затихала; 3) икона исцелила от водянки девицу, к-рая следовала за образом, когда его носили по селам. Также известно, что во время случавшихся падежей монастырский скот всегда оставался цел.

http://pravenc.ru/text/2459055.html

16) Крестьянин села Усолья желал уйти на год в Луговую слободку к бобылю для наученья сапожному ремеслу. Архимандрит повелел дать ему отпуск (1728 г.). 17) Служний сын Иван Мостаухин просил архимандрита определить его к житенным делам подьячим. Архимандрит написал на прошении: «принять, записать о сём в книгу, а о даче ему хлебного и денежного жалованья против других слуг, два рубля, написать в жалованные книги» (1742 г.). 18) Подьячий Савва Подобедов подал архимандриту челобитье, что он служил в монастыре с 7171 по 7211 (40 лет) и получал за то денежное и хлебное жалованье, а ему теперь не даётся нечего и кормиться нечем. За прежнюю его работу архимандрит велел давать ему мучной хлеб и записать о том в книгу впредь для ведения (1711 г.). 19) Подмонастырной Луговой слободки каменщик Никифор Родионов продал свой дом со всем дворовым строением бобылю той же слободки Климу Петрову за пять рублей с тем, чтобы впредь ему Никифору и жене его и детям о том дворе властям о повороте не бить челом. Архимандрит приказал эту продажу записать в книгу впредь для спору (1711 г.). 20) Села Исакова крестьянин Максим Иванов при всех мирских людях взял у крестьянина того же села Кирилла Иванова половину тягла своего усадебной земли и с дворовым строением, и с овином на промен ему Кирилле на свою усадебную землю с избою и с овином, и со всяким строением. Впредь ради владения без переговору архимандрит велел записать это условие в настольную книгу (1719). Из приведённых актов, относящихся к крестьянам, выводятся следующие положения: а) Принятие в дом вместо сына из чужой семьи было в большом употреблении у наших предков. Оно обставляемо было следующими условиями: принятый вместо сына обязывался оказывать послушание отцу и матери, усыновившим его, о доме их радеть, поить, кормить и не оставлять их в одежде. Под этим условием усыновлённый делался наследником всего их имения. В случае произвольного отхода усыновлённого от дома отца, иногда наделяли его по своему усмотрению, иногда же взыскивали с него за жилые годы (по 1 рублю в год). В случае несоблюдения отеческих отношений к принятому в дом самим усыновившим иногда подвергали его жестокому наказанию и монастырскому штрафу по указанию монастырской власти 1–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

154 Леблон Жан Батист Александр (1679–1719 гг.) – французский архитектор, приехал в Россию в 1716 г., участвовал в создании Петергофа, парка в Стрельне, Летнего сада в Петербурге. 155 Татищев Василий Никитич (1686–1750) – русский государственный деятель, историк. Участник Северной войны. В 1720–1722, 1734–1737 гг. управлял казенными заводами на Урале, основал Екатеринбург (ныне Свердловск). В 1741–1745 гг. астраханский губернатор; автор «Истории Российской», первого русского энциклопедического словаря – «Лексикон Российский» и др. 156 Мусин-Пушкин Иван Алексеевич – сын комнатного стольника, окольничий, затем боярин. В 1689 г. воевода в Смоленске, в 1695 г. в Астрахани. Участник Полтавской битвы. С 1710 г. граф. В 1710–1717 гг. начальник Монастырского приказа, с 1711 г. сенатор, в 1726 г. – докладчик Екатерины I, в 1727 г. – заведующий Монетным двором. После вступления на престол Петра II отошел от дел. 157 Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716) – немецкий философ-идеалист, математик, физик, юрист, историк, языковед. Учился в Лейпцигском и Йенском университетах. С 1668 г. на службе у курфюрста Майнцского. В 1672–1676 гг. в Париже с дипломатической миссией. С 1676 г. придворный библиотекарь, затем историограф и тайный советник юстиции герцога Ганноверского. В 1700 г. – первый президент Берлинского научного общества (позднее – Академии наук). В 1711–1712 и 1716 гг. встречался с Петром I, предлагал ему ряд проектов по развитию образования и государственного управления в России. 159 Калитино племя – династия русских великих князей и царей, Рюриковичей, потомков великого князя Ивана Даниловича Калиты, – Иван II, Дмитрий Донской, Василий I, Василий II Темный, Иван III, Василий III, Иван IV Грозный, Федор. Прервалась в 1598 г. со смертью Федора. К роду Ивана Калиты принадлежали и другие видные русские князья, родственники правящей династии (Юрий Галицкий, Дмитрий Шемяка, Василий Андреевич Старицкий и др.). 160 Блюментрост Лаврентий Лаврентьевич (1692–1755) – придворный врач Петра I. Учился в Галле, Оксфорде и Лейдене, с 1714 г. лейб-медик царевны Натальи Алексеевны, с 1718 г. лейб-медик Петра I, заведующий императорской библиотекой и кунсткамерой. В 1725–1733 гг. первый президент Академии наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

что в самую минуту вопроса кутухты о числе умерших от сотворения мира не мало тысяч померло людей. – Описывающий эту миссию прибавляет, что миссионеры наши возвратились от кутухты к митрополиту Филофею также с дарами и письмом в восточном вкусе и что, отъезжая из куреня, они оставили при дворе кутухты двоих молодых людей для изучения монгольского языка, дабы после их употребить их на дело проповеди, но что те, заметив к себе невнимание, встретив даже различные препятствия в своих занятиях, скоро возвратились в Тобольск. Тем эта миссия и кончилась: верно, еще тогда не настало время прозреть духовно поклонникам Будды. Также безуспешно кончилась и другая миссия к кутухте, отправленная Филофеем в 1719 г. из Енисейска в лице архидиакона Антония Платковского. Труды митрополита Филофея на поприще евангельской проповеди и вообще по управлению епархией едва было тем и не окончились, потому что по семилетнем пребывании в Сибири и именно в 1709 г., по случаю тяжкой болезни, Преосвященный принял схиму с новым именем Феодора и, отказавшись от управления епархией, удалился на покой в устроенный им Троицкий тюменский монастырь. Этого мало: по прибытии (14 августа 1711 г.) преемника его митрополита Иоанна Максимовича и по совершенном освобождении от управления епархиальными делами он хотел было удалиться на обещание, т.е. возвратиться в Киево-Печерскую Лавру, место своего пострижения, – и там, в помыслах единственно о спасении своей души, провесть остальные дни жизни, – туда он даже отправил и свою собственную архиерейскую ризницу. Но Промысл Божий указал ему дру­гой путь. В 1711 г. в Тобольск прибыл первый сибирский губернатор князь М.П. Гагарин; этот деятельный и предприимчивый человек, зная притом точную волю Государя Петра I о крещении сибирских инородцев, изъявленную и прежде неоднократно и еще недавно – в прошедшем 1710 г., предложил схимонаху Феодору, как пастырю свободному и способному, принять на себя труд апостоль­ства; причем обещал все нужные к тому пособия, какие только могли состоять в его власти. Преосвященный принял предложение, тем более, что оно согласовалось и с его собственным желанием, не могшим прежде осуществиться более по не­достатку материальных средств и внешних пособий. Остановимся на минуту мыслию на предпринятом намерении преосвященного схимонаха Феодора: он предпринял проповедовать Евангелие в подчинении другому архиерею, быв от роду с лишком 60 лет, в местах диких, суровых по климату и малонаселенных, наконец, кому? Язычникам, от предков наследовавшим привязанность к идолам, и магометанам, чувственности которых столько льстит их религия, дикарям, не имеющим оседлости, не знающим ни письмен, ни гражданских постановлений и не имеющим даже слов в своем языке для выражения иных понятий христианских. Сколько предстояло трудов и опасностей веропроповеднику! Каким терпением, какой силой воли, какой любо­вью к Богу и ближнему ему нужно было вооружиться при отправлении в путь?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010