Астрахань. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери на Паробичевом бугре. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первоначальная история этого храма уходит своими корнями ко времени существования на южном берегу Кутума домовой архиерейской пристани. Уже в 1666 году астраханскому митрополиту Иосифу было отведено порожнее место «под двор и под амбары на Косе против Кабацких ворот». Но это место оказалось не совсем удобным: здесь постоянно становились государевы лодки, всякие струги и плоты и происходила выгрузка леса так, что ни двора, ни амбара архиерейскому дому здесь построить не было возможности. В 1678 году астраханский митрополит Парфений просил у царя Алексея Михайловича вместо этого другое место на берегу реки Кутум, выше рыбных исад. Место это оказалось никем не занято, и по царской грамоте митрополиту был дан указ на его владения. Здесь, на архиерейской пристани, с давних времён стояла часовня, что следует из указа, долго хранившегося в архиве Духовной Консистории. Из него видно, что Астраханский митрополит Сампсон в 1711 году поручил старосте Рождество-Богородицкой церкви Михаилу Сербину «за Косыми вороты, подле городовой стены, где стояла часовня, построить лавки с погребами». В 1719 году на этом месте, по благословению Астраханского епископа Иоакима, была построена деревянная церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а под ней устроены амбары. Располагалась эта церковь за Гарянскими воротами Белого города. В 1737 году эта церковь по совершенной своей ветхости была сломана, а на её место, по благословению Астраханского епископа Илариона, архимандритом Спасо-Преображенского монастыря Мефодием была перенесена деревянная Воскресенская церковь из Воскресенско-Болдинского монастыря. Перенесённая церковь опять была освящёна в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Сколько здесь простояла эта новая Тихвинская церковь неизвестно, только по доношению в 1749 году Астраханского епископа Илариона Святейшему Синоду все лавки, находившиеся на архиерейской пристани, погорели во время случившегося в городе 30 августа 1747 года пожара. Погорела также загородная, на реке Кутум, хлебная пристань и 22 кладовых амбара, а места под ними по новому городскому плану от дома архиерейского отошли. Так что если Тихвинская церковь и не сгорела во время пожара, то после 1749 года о её нахождении на бывшей архиерейской пристани не было и речи. Но куда же она делась? Об этом мы узнаем из дела о покупке Астраханским архиерейским домом виноградного сада на Чёрном бугре.

http://sobory.ru/article/?object=50854

О священно и церковнослужителях, обучавшихся в школах Мы перечислим здесь всех священно и церковнослужителей епархии, о которых знаем, что они учились в школах. При сем, где возможно, будем обозначать степень их образования и познаний. 1) При Петропавловском соборе все священники и диаконы были народ ученый, а именно: протоиерей Слонский, ключари: Феодор Листьев, Иван Семенов, священники: Петр Гребневский и Василий Баранович, протодиакон Михаил Алексеев, диаконы: Георгий Нерунович и Алексей Флоров. Они, поочередно, исправляли обязанности экзаменаторов для ставленников и держали предики в соборе. 2) Священник Александр Стефанов. В бумагах С.-Петербургской Духовной Консистории о нем имеется следующая сказка, им собственноручно данная: родился в 1711 году, учился в Московской академии, до школы богословия, которую в четыре года кончил. Греческому языку учился один год, но за неимением книг на этом языке, позабыл его. Он состоял священником при Семеновском полку. 3) Петр Павлов Козицкий. Родился он в Киеве в 1700 году, учился в Киевской академии до философии, которую слушал два года, а именно: в 1719 и 1720 годах. Греческому языку не учился. Священником состоял при Морском полковом дворе. Преосв. Никодим предлагал ему место протоиерея в Исаакиевском соборе, но Козицкий не захотел переменить своего места. 4) Симеон Ушкалевич, воспитанник Киевской академии. Во время войны с турками в царствование Императрицы Анны Иоанновны, он состоял священником при всех лейб-гвардии походных батальонах. Оттуда определен священником к Нежинской Богословской церкви, Киевской епархии. В 1742 году, Св. Синодом, согласно его прошению и по ходатайству начальства лейб-гвардии Измайловского полка, перемещен в С.-Петербург к полковой церкви. 5) В 1744 году 11 марта, хиротонисан во священника к Вознесенской церкви, из ученых, Пантелеймон Поморский. Он был сын священника Кронштадтской Богоявленской церкви Василия Иоанникиева. Отец обучил его дома читать и писать. В 1746 году Пантелеймон поступил в Александро-Невскую семинарию, прошел все классы, с сентября 1743 года слушал богословие. В семинарии, по отзыву начальства, вел себя как надлежит честному и добропорядочному во всем ученику. В 1744 году ему шел 27-й год. В январе сего года он, с разрешения Преосвященного, женился. Епископ Никодим дал ему лучшее место из бывших на тот раз праздными.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Волгоград. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь в Царицыне /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первая деревянная Покровская церковь появилась в городе, вероятно, ещё на рубеже XVII — XVIII веков. Известно, что храм с таким названием в 1708 году ставится в так называемой Солдатской слободе. На 1709 году в нём служат священник Сергий Яковлев (умерший в ноябре 1711 года) и дьякон Мартын (вероятно, Иванов). В 1720 году здесь же мы находим священников Мартына Иванова, Алексея Фёдорова, дьякона Марка Иванова и псаломщика Андрея Иванова (в другом документе Фёдорова). Последний находится при храме с 1716 года, а в 1720 году посвящается в дьячки, но тут же переводится в Воскресенскую соборную церковь. Известно, что в 1719 году церковным старостой Покровской церкви избирается Потап Давыдов, а в 1721 году появляется староста для свечной продажи. Укажем примерные сборы храма в начале XVIII века: за 1719 год — 18 руб. 16 алтын 1 деньга, за 1720 год — 15 руб. 19 алт. 5 денег. А израсходовано за эти годы 14 руб. 23 алт. 4 деньги (в т.ч. на покупку церковной утвари в Астрахани — 5 руб.). Во время пожара 1758 года церковь сгорает и на её месте возводится новая. Она была закончена 14 апреля 1760 года и освящена в следующем году. Этот храм отмечен на плане Царицынской крепости, выполненном Петром Иноходцевым. Рядом с ним находился Покровский бастион. Новый каменный храм возводится в 1826 году на средства царицынского купца Алексея Бабаева. Он располагался в конце улицы Астраханской (ныне угол улицы Советской и Аллеи Героев). Во время проводки по Советской улице теплотрассы здесь были обнаружены фундамент и стены Покровского храма. Эта церковь была известна своим благотворительным попечением о нуждающихся. Еще в середине XIX века за счет частных подаяний при ней устраивается богадельня для престарелых. Правда, каменных зданий тогда строилось в городе немного, и богадельня располагалась в нескольких небольших деревянных избах. В 1855 году в Покровской церкви служил отец Стефан Смиренномудрский.

http://sobory.ru/article/?object=53946

Далматово. Далматовский Успенский мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы была построена по решению архимандрита Исаака по примеру Тобольского Софийского собора.  Строительство верхней Успенской церкви и колокольни началось в 1713 году. Строительство ее было завершено в 1719 году, а также в этом году завершается строительство и каменной колокольни при этом храме. Из архивных документов известно, что это было первое каменное здание во всем Зауралье. Успенский собор представлял собою трехпрестольную церковь в три света. Нижняя церковь во имя Рождества Христова, теплая, имела размеры 5 на 5 сажень, в высоту от пола до свода 3 сажени 5 четвертей. Парусный свод ее опирался на четыре квадратных в сечении столпа. Освещалась церковь с южной стороны шестью окнами «в два света». Двухсветные окна композиционно объединены в единый оконный проем наличниками, поднимающимися до второго яруса. Храм завершало традиционное пятиглавие, но его боковые главы размещались не по углам четверика, а по сторонам света. В основании этих глав устроены световые люкарны, прорезающие свод четверика и образующие третий ярус света. Люкарны на фасадах завершались треугольными фронтончиками, которые как декоративный элемент, органично вписывались во фронтоны, завершавшие четверик. Изогнутые же карнизы – валики этих «ползучих» фронтонов отдаленно напоминали старинные кокошники. bfdalmat.ru В 1708 г. при помощи приглашенной из Верхотурья артели соликамцев была возведена трапезная нижней церкви Рождества Христова (освящена 9 декабря 1711 г.) с приделом во имя прп. Димитрия Прилуцкого (освящен 19 марта 1710 г.). Возведение верхней Успенской церкви началось в 1713 г. силами сформировавшейся на предыдущем этапе строительства местной артели каменщиков во главе с Яковом Гордеевым Смирных; строительство каменного храма с деревянной трапезной было окончено к 1717 г. (освящен 13 августа 1720 г.). Возведение каменной колокольни над папертью было завершено к 1719 г. Строительство велось не только на монастырские, но и на государственные средства. Архитектура храма дошла до настоящего времени с существенными искажениями, его первоначальный облик можно реконструировать по описанию 1730 г.

http://sobory.ru/article/?object=09462

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ (Стефанович Венцелович) (ок. 1680, Срем - ок. 1749, Дьёр, Венгрия?), серб. иером., переводчик и редактор текстов, книгописец и иллюминатор рукописей. Свои работы подписывал по-разному: Стефанович (по отчеству), реже - Рачанин (по названию мон-ря) или Сремец (по происхождению). Источником сведений о жизни и деятельности Г. являются послесловия к переписанным им книгам. В 1690 г., во время великого переселения сербов во главе с патриархом Арсением III , семья Г. переехала в Австрию. Не позднее 1711-1716 гг. Г. принял постриг и священнический сан в серб. мон-ре в Сентендре, в к-ром проживали иноки мон-ря Рача . Возможно, Г. был связан с этим мон-рем и ранее: его учителем был известный серб. книжник, духовник правосл. монахов Будимской епархии иером. Киприан (Рачанин) . В нач. 20-х гг. Г. учился в центрах серб. эмиграции на северо-западе Венгрии (Сентендре, Эстергоме, Комароме, Дьёре), где, по словам читателя его рукописи, был «капелланом». Г. принадлежат многочисленные переводы с церковнослав. и западнорус. «простой мовы» на серб. язык памятников агиографии, церковного красноречия, догматической, полемической и церковно-исторической лит-ры, в частности сочинений святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, сборников проповедей архиеп. Лазаря (Барановича) «Меч духовный» и «Трубы словес проповедных», архим. Иоанникия (Галятовского) «Ключ разумения», «Деяния церковные и гражданские» Ц. Барония в обработке П. Скарги (по изд.: М., 1719) и др. Язык переводов и переработок, сделанных Г., характеризуется близостью к народному, порой изобилует словами, заимствованными из тур., и отличается богатством лексики. Свои взгляды на книжный язык (называемый им «простым сербским», предназначенным «на службу селяном некнижевним», «простим людем на разумность») и орфографию Г. излагал в послесловиях к рукописям (см.: Записи. 2. 2586, 2696, 2826). Эта деятельность Г. (косвенно свидетельствующая о заметном упадке владения церковнослав. языком в серб. обществе к нач. XVIII в.) близка к трудам его болг. современников - «дамаскинариев» и более ранних украинско-белорус. авторов, использовавших «просту мову». Она не получила в тот период заметного продолжения в среде австр. сербов, поскольку совпала по времени с процессом новой славянизации лит. языка, начавшимся в 20-х гг. XVIII в. под рус. влиянием через посредство школьного обучения грамматике и учебников т. н. русско-слав. языка. Все переводы и обработки текстов, выполненные Г., сохранились в автографах. Кроме того, известно не менее десятка его писем разным лицам ( Д. J. , М. Девет писама Гаврила 1956. 4-5. С. 233-247; А. Joш jeдho писмо Гаврила же. 1964. 12. Бр. 1. С. 134-136).

http://pravenc.ru/text/161317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II (Лорткипанидзе Григол; 2-я пол. XVII в.- 1742, Зап. Грузия), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1696-1742), церковный и гос. деятель. В источниках упоминается как католикос «Севера и Абхазии» (под «Севером» подразумеваются Осетия (Алания) и Черкесия - см.: Бичвинтский иадгар//Ист. вестн. Тифлис, 1925. 2. С. 183). Г. укрепил хозяйство Абхазского Католикосата , возвратив расхищенные феодалами земли в Одишском (Мегрельском), Гурийском и Рачинском княжествах, а также выкупил много крепостных и «пожертвовал их Бичвинтской (Пицундской) Богоматери» (т. е. Католикосату). В Зап. Грузии он скупал на личные средства и также жертвовал Католикосату земли и княжеские дворцы: в Раче - Вардисгори, в Хорге (Одиши) - Напаркеви, в Самикелао (Имерети) - Гвазаури и др. Стараниями Г. значительные пожертвования оказали Католикосату и имеретинские цари Георгий VI (1703-1711, 1712-1713, 1714-1716, 1719-1720) и Александр V (1721-1740, 1741-1752), одишский кн. Георгий Липартиани, феодалы Хаху Чичуа, Пиран Мхеидзе, Каихосро Иашвили и др. В 1-й четв. XVIII в. Г. была проведена экономическая реформа, позволившая повысить доходы Католикосата: в «Журнале свечного оброка», составленном католикосом, отмечено, что «с течением времени в монастырях, принадлежащих Католикосату, пожертвованных свеч не стало...» (Памятники груз. права. Т. 3. С. 772), вслед. чего он установил для церковных крепостных вместо денежного оброка (марчила, руби) натуральный весовой свечной оброк (шамахури, чареки). В нач. XVIII в. усилилась миграция племен Сев. Кавказа на территории Абхазского княжества, выделившегося в 30-х гг. XVII в. Горцы (грузины называли их абхазами) заселяли земли от р. Келасури до р. Ингури, зачастую они похищали и продавали в рабство коренное население. Г., как и его предшественник, католикос-патриарх Давид (Немсадзе) , особое внимание уделял участи церковных крепостных, согнанных с территории по р. Ингури. Так, он обратился к абх. кн. Квапу Шервашидзе с требованием защитить население, однако ввиду невыполнения соглашения Г. прибыл на р. Ингури и выкупил людей из Нажанеули и др. сел, перевез их на др. сторону реки и поселил в селах Хибула и Хоби Одишского княжества (Книга пожалований католикоса Григория Бичвинте//Памятники груз. права. Т. 3. С. 670). В 1709 г. он понудил местных феодалов братьев Чичуа подписать книгу клятв, согласно к-рой в случае нанесения обид крепостным Католикосата с Чичуа взыскивалось бы с большей строгостью, чем это было установлено правовыми гос. нормами (Древности Грузии. Т. 1. С. 46-47).

http://pravenc.ru/text/166736.html

Закрыть Этот день в Русской истории Сегодня мы вспоминаем Императора Петра Великого и писателя Ф.М.Достоевского 09.02.2019 327 Время на чтение 5 минут Император Петр I родился 30 мая 1672 г. от второго брака Царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. 27 апреля 1682 г. после смерти Царя Феодора Иоанновича провозглашен Царем, но после стрелецкого бунта в мае вторым Царем стал его сводный брат Иоанн при регентстве сводной сестры Софьи. 25 июня 1682 г. оба брата были венчаны на царство. С 1689 г. начал править самостоятельно (Царь Иоанн оставался соправителем Петра до своей кончины в 1696 г.). 22 октября 1721 г. провозглашен Сенатом Императором Всероссийским и стал прозываться Великим. Реформы Петра Великого оценивались в прошлом и оцениваются до сих пор неоднозначно. Безусловно приветствуются военные реформы Государя, особенно создание военно-морского флота (в 1696 г. перед походом на Азов Государь заложил на верфях в Воронеже первые русские корабли), которые позволили России решить важнейшую геополитическую задачу – выйти к Балтийскому морю. Столь же однозначное одобрение вызывают хозяйственные реформы великого преобразователя: создание мануфактур, металлургических и горных заводов, поощрение торговли путем меркантилистских мер. В целом положительную оценку вызывают и реформы государственного управления. Петр учредил Правительствующий Сенат (1711), высший орган власти «на случай отлучек Наших»; создал отраслевые органы управления - коллегии; разделил страну на 50 губерний (1719); учредил государственные институты контроля и политического сыска; основал новую столицу - Санкт-Петербург (1703). Государь внедрил уникальный документ – «Табель о рангах» (1722, просуществовал с некоторыми изменениями вплоть до 1917 г.), который упорядочил вопросы государственной и военной службы. С именем первого Российского Императора связаны многие нововведения в области культуры и быта: учреждена Академия наук (1724); открыты многие учебные заведения; создана гражданская азбука; введены арабские цифры; учреждались типографии; появилась первая российская газета; регулярно начали проводиться переписи податного населения - ревизии; появилась традиция начинать год с 1-го января.

http://ruskline.ru/history/2015/02/10/et...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Филофей Тобольский, свт. - житие ФИЛОФЕЙ, Митрополит Тобольский и Сибирский, просветитель сибирских инородцев, достойнейший Архипастырь-Святитель Русской Православной Церкви с 1702 - 1711 гг. И с 1715 - 1720 гг. †31-го Мая 1727 года. В СХИМЕ - ФЕОДОР. Родился в 1650-м году, в Малороссии, образование получил в Киевской духовной Академии, принял иночество в Киевопечерской Лавре и из экономов сея Лавры 4-го Января 1702 г. в Москве хиротонисан во Епископа и 1-го Февраля тогож года определен Митрополитом Тобольским и всея Сибири. В Тобольск прибыл он 4-го апреля тогож 1702 года и один управлял тогда обширнейшею в свете епархиею всея Сибири, простиравшеюся от Челябы, Верхотурья и Туруханска до Забайкалья, берегов Амура и Камчатки. И все это обширнейшее пространство Святитель Филофей, не взирая на трудности и неудобства тогдашнего путесообщения и на свои преклонные лета, лично обозрел и посетил, везде насаждая и укрепляя семена Православной веры Христианской и благочестия и благоустрояя свою обширнейшую паству. Многократно путешествовал ОН по всей Сибири, даже в Обдорск и Забайкалье, собственно для просвещения язычников-инородцев светом Православной христианской Веры. При этом, трижды подвергался от диких народов смертной опасности, но хранимый Богом, обратил ко Христианской вере более 40.000. человек разных сибирских язычников, как-то: остяков, самоедов, тунгусов, вогулов, бурят, татар и т.п. ОН был благодетелем бедствующих, утешителем страждущих и истинным Отцом-Архипастырем всех своих пасомых. Зато еще при жизни Господь прославил его даром прозорливости, а по смерти его притекающие к нему с верою о Господе и усердием сподобляются исцеления в болезнях, облегчения в скорбях, утешения и помощи в бедствиях и избавления от грехопадений. С 1719 г. приняв схиму, ОН жил в Тюменском монастыре и здесь 31-го Мая 1727 года мирно скончался о Господе, на 77-м году своей Богоугодной жизни. По завещанию его, погребен в Тюменском Троицком монастыре, на паперти, при входе в Троицкий летний Собор.

http://pravicon.com/info-3583

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОГОБУЖСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 1711 г. Фотография. 2007 г. Храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 1711 г. Фотография. 2007 г. (Смоленской и Калининградской епархии), в г. Дорогобуже Смоленской обл. История Д. м. мало изучена, время основания неизвестно, впервые упоминается как муж. обитель 30 дек. 1585 г. в приходо-расходных книгах Герасимова Болдинского во имя Св. Троицы мон-ря . Известны лишь имена настоятелей - игум. Иосиф (упом. в 1585 и 1592) и игум. Варлаам (упом. в 1600). В период Смутного времени нач. XVII в. братия Д. м. разошлась. Последний инок Пафнутий ушел в нач. 30-х гг. XVII в., а в 1633 г. указом польск. кор. Владислава IV Вазы храмы обители были переданы Себежскому униатскому протопопу Иосифу Григоровичу для использования в качестве приходских, чтобы «хвала Божия в церквах религии греческой не уставала». После освобождения Смоленщины рус. войсками в 1654 г. униатский приход был обращен в православный, существовавший при деревянной ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. Придел во имя вмч. Димитрия Солунского ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. 2007 г. Придел во имя вмч. Димитрия Солунского ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. 2007 г. В нач. XVIII в. местные жители ходатайствовали о возведении на Дмитровском валу новой каменной церкви. По храмозданной грамоте митр. Смоленского Сильвестра (Черницкого) на средства посадских людей Петра Кондратьева и Диомида Иванова были построены приходский кирпичный храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и колокольня, освященные в 1711 г. В храме были устроены юж. придел во имя вмч. Димитрия Солунского, а позднее - сев. придел в честь Рождества Пресв. Богородицы (1799). В 1777 г. имп. Екатерина II пожертвовала Свято-Духовскому приходу более 8 дес. (ок. 10 га) земли и бронзовое паникадило на 48 свечей, находившееся в ризнице. Среди почитаемых святынь в церкви хранился деревянный резной образ свт. Николая Чудотворца, Нерукотворный образ Спасителя (пожертвован в 1717), Смоленская (пожертвована в 1719) и Иерусалимская иконы Божией Матери (пожертвована в 1749-1750 купцом А. Прудниковым). Также в церкви находились месячная Минея (1629), Октоих (1699), Служебники (1758, 1780). Евангелие (1703; согласно надписи, оно было пожертвовано в 1711 г. «смоленской шляхтянкой вдовой Анной, женой Петрова сына Чижа, по обещанию своему, ради спасения дочери своей и на поминовение родителей»).

http://pravenc.ru/text/180239.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР в старейшей части С.-Петербурга, на Петроградской стороне, преемник Успенского собора петровского времени, кафедральный собор Ленинградской епархии в 1938-1941 гг. Предыстория собора Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге. Фотография. 2000 г. Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге. Фотография. 2000 г. Первоначальная приходская церковь на Городском (ныне Петроградском) о-ве была сооружена в урочище Мокруша, к северо-западу от Петропавловской крепости, близ правого берега р. М. Нева, не позднее 1708 г. Судя по топонимике улиц урочища, она была посвящена свт. Николаю Чудотворцу. В 1712 г. «в Никольской [улице]» был заложен непосредственный предшественник К.-В. с.- вместительный 3-престольный мазанковый храм. Инициатором его строительства выступил именитый прихожанин вице-губернатор Я. Н. Римский-Корсаков (его ссылка в 1714 за финансовые злоупотребления, вероятно, задержала строительство). Богослужение в боковых приделах - в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и во имя свт. Николая Чудотворца - началось в 1717 г. В храме в то время служили 2 священника - Иоанн Максимов (настоятель) и выходец из Москвы Симеон Тимофеев († 1719). 5 апр. 1719 г. местоблюстителем Патриаршего престола митр. Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) в присутствии царя Петра I был освящен главный престол в честь Успения Пресв. Богородицы. Одновременно по царскому повелению храм был возведен в степень соборного. Поначалу своими размерами и числом престолов он превосходил остальные соборы города - Петропавловский (1704), Исаакиевский (1707) и Троице-Петровский (1711). Четвертый с.-петербургский собор, напоминая своим посвящением о Большом Успенском соборе Московского Кремля, подчеркивал столичный статус «юного града», унаследованный от Москвы. По соседству с собором в 1719 г. было устроено подворье местоблюстителя митр. Стефана (с 1721 президент Святейшего Синода) - его основная резиденция. С.-Петербург стал центром не только гражданского, но и церковного управления: подворья др. епархий (Новгородской, Вологодской, Нижегородской) также расположились на Городском о-ве, неподалеку от Успенского собора.

http://pravenc.ru/text/1841580.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010