В Риме хлопотал Кологривов, который писал оттуда царю в марте 1719 года: «На сих днях купил я статую марморовую Венуса, старинная, найдена с месяц; как могу хоронюся от известного охотника, и скульптору вверил починку ее, не разнит ничем против Флоренской славной, но еще лучше тем, что сия целая, а Флоренская изломана во многих местах; у незнаемых людей попалась, и ради того заплатил за нее 196 ефимков, а как купить бы инако, скульптор говорит, тысяч десять и больше стоит; только за то опасаюсь о выпуске, однако ж уже она вашего величества, и еще будет починки кругом ее месяца на два». В Петербурге при оружейной канцелярии «ради общенародной во всяких художествах пользы, противо обычаев государств европейских, зачата была небольшая академия ради правильного обучения рисования иконного и живописного и прочих художеств». Во всех сферах преобразовательное движение шло усиленно от 1711 до 1721 года, во вторую эпоху Великой войны, когда отсутствие опасности от страшного, победоносного врага давало более возможности заниматься делами внутренними. При этом усиленном движении к новому, что же делалось в церкви, обязанной охранять древнее православие и в то же время обязанной воспользоваться новыми средствами и обязанной иначе определить свои отношения к государству и обществу вследствие новых обстоятельств? Положение русской церкви в описываемое время было по-прежнему затруднительно: с одной стороны, раскол, с другой – наплыв иностранцев-иноверцев, протестантская и католическая пропаганда, и в то же время новые требования гражданского правительства и переворот в высшем управлении. Мы видели, как в Олонецких местах по реке Выгу поселились раскольничьи отшельники, как здесь образовалось знаменитое раскольничье пристанище, начальником которого был церковный дьячок Данила Никулин (или Викулин), как у Данилы для обороны от присыльных людей были три пушки медные, много пищалей, бердышей, пороху. К этому Даниле пришел молодой человек, начитанный, школьнообразованный, энергический, рожденный для власти, для общественной организации: то был знаменитый Андрей Денисов Второго, или Вторушин, ведший свое происхождение от князей Мышецких.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Это значило, что в грамоте помещалось: «а буде по сему указу не учинишь, и на тебе доправлен будет штраф или т. под. – В описях помещалось: во дворе – дворовые люди: приказной человек Ν, да люди Ν, да дворовыя бабы Ν; а мужья их с помещиком своим на службе; а по сказке приказчика посеяно N хлеба... Наследник обвиненного просит о развытке взыскания между ним и другими наследниками. Дело 18 1712–1719 гг. В приказе Земских дел. По челобитью подьячего Чепелева о приводных людях, которые приведены были сначала в Московский гарнизон, чтоб допросить и отдать ему, так как они его беглые. Из расспросов видно, что человек Агафон, уйдя от господина из Кашинского уезда, записался в Москве на набережном дворе царевны Екатерины Алексеевны в оброчные крестьяне и живет в хоромах ее в Новодевичьем монастыре. Приказчик царевны Молчанов имел свою деревню и людей. Чепелев право на владение людьми доказывал выписью из Кашинских переписных книг 186 года. В 1723 г. истец просит из Надворного суда дать ему правую выпись с вершенного дела. Дана. Канцелярии Московского гарнизона обер-комендант князь Петр Алексеевич Голицын с товарищами. В переписных книгах писалось: а в том сельце живут старинные крепостные люди N... да задворный человек поляк N... Крестьяне NN... перевезены из Ростова из купленной вотчины N... Два двора задворных людей, в них шесть человек. Челобитчик именуется крепостным человеком N, потому что отец его в переписных книгах у крестьянина N значится приемышем. А сам человек называет отца своего старинным дворовым человеком, а из крестьянского двора отец его взят в помещиков двор. Оброчный крестьянин царевны Екатерины Алексеевны, живя на Москве в портном мастерстве, оброку платит 2 р. на год. Дело 19 1711–1721 гг. Началось в Преображенском приказе по доносу человека Ив. Пушкина Трофима Попкова на того Пушкина в тайном присвоении казенных пушек. В Преображенском приказе был розыск. Потом дело производилось в Земском приказе по просьбе Попкова о том, чтоб жену его и детей, оставшихся в деревне у Пушкина, от него вытребовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

утро и вечер сердца сокрушите. Тако безбедно возможете жити, жизнь безконечну в небе наследити. Сокрушение сердца Сокрушение сердца хотящу творити шесть нуждных подобает делес сохранити. Во-первых 1703 , грехи своя тощно 1704 разсудите, яже пред лицем Бога дерзнул сотворити. Второе 1705 , скаредость их пред очеса взяти, како сквернят нам 1706 душу, добре разсуждати. Третее 1707 , подобает срам задати себе, яко дерзнул грешите пред Живущым в небе. Четвертое 1708 , страх Суда нужда восприяти и казнь, яже за грехи будет, разсуждати, Како 1709 Судия 1710 Христос жесток проявится ко множеству грешником 1711 , и не умилится, Иже днесь, яко отец, милость проявляет и удобь кающымся грехи оставляет. Пятое 1712 , должно отсуд 1713 стояния десна и тщету помянути царствия небесна, Яко за грехи скверны небо погубляем, жизни вечныя, венца славы ся лишаем. Шестое 1714 , есть надежду возбудити требе отпуста, благодати и славы на небе. Отпуста, яко Господь изволит простите, елма покаяние потщимся явити, Благодати, яко Бог изволит нам дати помощь святую, да бы благая деяти, Славы, яко 1715 за дела воздастъ нам добрая 1716 в царствии Своем славу и вся в нем благая. 2 Елма кто во сердце си право сокрушится, исповедати грехи своя устроится, И прежде исповеди Бог грехи прощает, на сердце кающася очи 1717 обращает. Но зане же никто же 1718 того познавает 1719 , аще ся, яко требе, сердцем сокрушает, Подобает исповедь грехов си творити, да бы усумнению с презором не быти. 3 Юноша некто в мире свободно живяше, на вся беззакония излиха дерзаше, О покаянии же не хоте мыслити, срамляяся духовну грехов си явити. И уже отчаянно 1720 живот провождаше, ни малы спасения надежды имяше 1721 . Но Человеколюбец даром благодати к покаянию того не преста възбуждати 1722 . Выну во сердце его страх Свой посылаше, спящее в ложи грехов 1723 тощно возбуждаше. И нача той юноша о гресех тужити, поминая геенну во печали быти. Та же паче и паче совесть й снедаше, во дни и в нощи ему покоя не даше. Тузе же 1724 в сердце бывшей, лице изменися,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Самым употребительным и лучшим из этих переводов был так называемый Jtaia, по Августину de doctr. christ. II, 15. («Jn ipsis autem interpretationibus Jtala ceteris praeferatur, nam est verborum tenacior cum perspicaitate sententiae»), и, как кажется, нет ни одного достаточного основания заменять здесь чтение Jtala каким-либо другим (напр. usitata) 1710 . То, что название Jtala в других местах нигде прямо не встречается 1711 , объясняется тем, что перевод этот не везде, а только у Августина назван Jtala; в Италии он мог не иметь никакого особого названия; Августин же, живший в Африке, легко мог назвать его италийским поскольку, в Италии он, как кажется, был в особенном употреблении. Впрочем довольно естественно было, что этот италийский перевод будучи, самым лучшим латинским переводом, мог сделаться употребительнейшим и вне Италии, а потом и получить у Августина название usitata (употребительный) или vulgata (народный) 1712 , от чего в этом месте у Августина можно и не допускать изменения. Во второй половине 4-го века уже слышатся в церкви общие жалобы на бесчисленные разности и повреждения в тексте древних латинских переводов (древнего Itala или Vulgata), которые теперь уже никто не находил правильным. Так уже в конце 4-го века еп. Римский Дамас был серьезно озабочен мыслью об исправлении латинского перевода, и поручил это дело ученому монаху и пресвитеру Иерониму. Иероним сначала отказывался принять на себя это дело 1715 , но в 383 г. приступил к нему и начал его с Евангелий 1716 . При этой работе относительно Нового Завета он поступал в высшей степени осторожно 1717 . Он сравнивал наиболее сохранившиеся кодексы древнего перевода, и из древних греческих рукописей брал во внимание особенно те, которых текст положен был в основу древне-латинского перевода 1718 . При этом он изменял только то, что было ложно, где был поврежден смысл места в существенном 1719 . Несмотря однако ж на это, исправленный Иеронимом латинский перевод Нового Завета представляется как бы переводом новым 1720 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Что касается воззрение Кёлера, то его разделяют также – Генгстенберг, Кёйль, Рейнке и др. 1711 . Главным основанием для этих толкователей служить параллелизм сказуемых и определений при и : 1) «внезапно придет» и «вот Он идет»; 2) «которого вы ищете» и «которого вы желаете» 1712 . На значении первого параллелизма, в виду сказанного о мнении Гофмана, очевидно, нельзя настаивать. Второй же параллелизм имеет весьма большое значение, хотя, – надо согласиться, – все же не решающее. Ведь параллелизм мыслей не есть непременно их тожество и, в особенности, он отнюдь еще не уполномочивает на признание тожества соответственных элементов в параллельных мыслях. Мы знаем, что т. н. parallelismus membrorum в евр. поэзии и одушевленной речи различается трех родов: синонимический (напр.., ψ.113:1 сл.; 93:1, 3; 128:1 сл.), антитетический (напр., Суд.14:14 ; 1Цар.2:4–7 ; ψ.19:8 сл.) и синтетический, – указывающий элементы и факторы субъекта и предиката (напр., ψ.18:8 сл.). 1713 Два последних явным образом не годятся для доказательства тожества элементов. Пророчества о пришествии «Господа», искомого иудеями, и «Ангела з.», желанного для них, могут содержать параллельные мысли и без предположения тожества Господа и Ангела: эти явления могут быть просто только нераздельно сопринадлежными (хотя бы, напр., в духе Гофмановского толкования). Другого рода основание для отожествления с Господом даются соображениями о тожестве его с известным «Ангелом Иеговы» ( ). Но рассмотрение этих соображений может быть выполнено только в связи с установкой смысла самого наименования . Указанное название объясняется четырьмя способами: 1) по одним, «вестник завета» есть лицо, возвещающее завет, – Посредник нового завета; – 2) по другим, это – лицо, возвещаемое существующим уже заветом; Он назван так потому, что Его надо было ожидать в силу завета, – п. ч. Его пришествие было исполнением завета 1714 ; – 3) третьи видят в Нем Представителя Иеговы, живущего среди Своего избранного народа, при чем слово «завет» считается равнозначащим со словом «религия» 1715 , а «Ангел» с известным «Ангелом Иеговы», и все выражение получает смысл: известный « Ангел» нашей религии, (или, проще, – религиозных памятников, т. е. других священных книг); – 4) четвертые, наконец, видят в » » «Ангелахранителя общины (Schutzengel der Gemeinde)», который вместе с Богом придет в конце дней. Представителями первого взгляда, кроме упомянутого Гофмана, являются еще – Розенмюллер, Гитциг, Прессель, Рейнке, Палладий, а из древних – бл. Иероним, св. Кирилл, Феодорит и др. 1716 ; второй защищают – Келер, Эвальд, Кейль, Дилльман, Грецов, из более старых Бауэр, Браун, и др. 1717 ; третий – Орелли, Ян и др. 1718 Многие толкователи не стараются строго определить характер своего понимания и потому дают зараз толкование во всех трех или двух указанных смыслах. Такой эклектизм наблюдается у Пьюзея, отчасти у Пресселя и др. 1719 Представителями четвертого взгляда являются Кречмар и Новак 1720 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Но елико убо оплакую моего злосчастия и безобразия, о, пастырю, множае, увы, терзаяся, рыдаю чад моих многобедственныхь, учеников твоихь многоскорбных, сиротства и опустения, – яко убо младыя враны на поляне пусте (на могиле), 1709 родившым ту не сущим (твоему отечеству), 1709 блудяще, грацають 1710 . Или яко птенци гладнии, усты зияюще, токмо, пищи же лишаеми (твоего присещения), тають 1711 . Или агнцы ссущии 1712 , погубивше доившыя (ваше предводительство) безвестно 1713 , аможе 1714 стремление ведеть, рыщуще, плачевногласно вси глашають: «А, а, отче! А, а, пастырю! А, а, вседражайший наш предводителю!» Яко свойственно 1715 плачуща Иеремию о Израили и при сих новых израилтехь воспомянути: «Чревом моим, чревом моим болю, и чювствила сердца моего смущаются» (глава От распалающаго пламене жалости обышедшихь мя моихь бедностей удержатися не могу, о, превозжеленный мой пастырю! Ахь, южиков 1716 твоих огнь пожаления, и внутрения моя силы истаявають, понеже ин, яко горлица смертно язвена 1717 и сердцем люте болящи, надгробная твоему святопочитию жалостне другий, тяжко рыдая твоего разлучения и болезнию воздыхания внутренних збоден 1718 , яко совичищь 1719 , крыется, света зрети терпети не и прочий вси, пламенем жалости по тебе разжени, единою твоею памятию подгнещаеми присно 1720 , воплегласиемь прочее, яко изумленнии кокушки, кукуют; вси же обаче окианом слезы источают, пелынем горести уста помазують, смертным дыханиемь перси умягчают, по пророку рещи: «Быша слезы их им хлеб день и Сия плачевныя слоги, от горести грубы и недолги, в церковном пастырю во гробе церковному представше образе, всевозжеленнейшему умиленная Андрею чада, плачевно отцу, от смертнаго жала прободаеми, приносим место 1721 дара. Намь воздаждь, восприим от нас, за пожаление отчедолжное благословение чадолюбное. Многорыдателное вознагради поминание с нами благоспребывания, твоего многоблагодатным мира прощения поданиемь и ко Владыце в заступление о немощехь и болезнех, гресехь же и беззакониихь наших предстаниемь, да вечнодостойному успению твоему вечнодостойно память мы, многоплачевнии, совершаем достодолжно. Аминь. Слово надгробное Ивану Семенову

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пусть царь мой государь известит меня, как велико пространство его царства в длину и ширину, сколько укрепленных и сколько открытых городов находится в нем, бывает ли земля орошаема искусственно или дождем, до какой местности простирается его власть, как велико число его войска и полководцев. Да не сердится на меня царь мой государь за то, что я спрашиваю о числе его войск (да умножит Бог число их!), ибо государь мой понимает, что я спрашиваю об этом только ради того, чтобы я мог радоваться умножению святого народа 1710 . Да известит меня государь мой также о числе подвластных ему городов (или стран), о количестве дани от них поступающей, дают ли они десятину (от доходов); живет ли государь мой в известной, постоянной столице или объезжает свои области 1711 , принимают ли иудейство жители соседних островов 1712 ; чинит ли он (царь) сам суд или же поставляет судей; как он отправляется 1713 в дом Божий; с каким народом ведет он войну и ведется ли она по субботним дням 1714 ; какие государства и народы окружают вас; как зовут их и земли их; как называются города, близкие к вашему государству из (областей) Хорасана, Бардаа 1715 и Баб-аль-Абваба 1716 ; как производят торговлю купцы 1717 , прибывающие в землю царя моего государя. Да уведомит он меня также, сколько царей царствовали до него, как их звали; сколько времени каждый из них царствовал и на каком языке вы разговариваете. Во время наших предков попал к нам мудрый Израильтянин 1718 , который сказывал, что он происходит из колена Данова и знал свою родословную до Дана, сына Иакова 1719 . Этот человек говорил на чисто-еврейском языке и имел название для каждой вещи на священном языке, ничто не было скрыто ему. Когда он проповедовал о законах, он постоянно начинал следующим образом: «Так сказал Атниэль (Гофониил) бен-Кеназ, слышавший от Иисуса (Навина), слышавшего от Моисея, который в свою очередь слышал от Всемогущего» 1720 . Еще странная (покорнейшая) просьба у меня до царя моего государя – уведомить 1721 , есть ли у вас сведения о конце чудес (о пришествии Мессии), чего мы ожидаем уже долгое время 1722 , скитаясь из плена в плен, из изгнания в изгнание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как полицейско-благотворительное учреждение, гошпиталь в Москве состоял также в ведении Монастырского Приказа относительно своего содержания. К нему приписано было несколько вотчин из церковных Но доход с них не собирался прямо на гошпиталь. На гошпиталь ассигновалась особая сумма, собираемая с определенных вотчин и с духовенства по 1 алт. 2 д. с двора. Сбором этих денег и вообще гошпиталем заведовало в Приказе особое повытье. Ассигнованная сумма шла на лечение и пропитание больных, на медикаменты, содержание зданий и наличного числа служащих. Болящим отпускалось хлебом и деньгами по количеству их. Больных в первое время помещалось в гошпитале 150, с 1723 г. до 500 человек. На медикаменты и на содержание чиновников по табели 1707 года назначено 4475 руб. Кроме того, в этом году построен был на счет Приказа вместо деревянного каменный дом гошпиталя, за р. Яузою против немецкой слободы. Впоследствии, независимо от оклада, единовременно выдавались значительные суммы на нужды гошпиталя; например, в 1722 году на медикаменты 7362 руб. 8 алт. 4 д., и в 1723 году на постройку каменного. гошпитального дома 3.000 руб. Кроме денежного оклада, с основания гошпиталя до 1717 г. из Монастырского Приказа, по докторским доношениям, наряжались из монастырей и из вотчин московской губернии в гошпиталь работники конные и пешие для садки цветов и растений. Вместо этих нарядов в 1717 году стали брать с наличных дворов московских вотчин деньгами по 2 д. с двора. Штат составляли доктор, немец Bidloo, два лекаря из русских, человек до 50 иноземцев и разцочинцев для аптекарской части и учеников, которые набирались отчасти Доктор Bidloo обучал своих учеников аптекарскому и медицинскому искусству, приготовлял из них лекарей в полки, (в 1712—1714 взято было из его учеников в полки 22 человека, в 1718 — 1719 —17 человек) и выхлопотал себе право выдавать им от себя дипломы. Жалованья доктор Bidloo получал с 1706—1722 г. по 800руб. в год «все сполна». Но «за труд в награду» он получил в 1711 г. деньгами 100 р. и из патриарших житниц хлеба 30 четвертей ржи и 20 четвертей овса; в 1716 году 211 руб. 2 алт. 3 д.,— в 1718 г. назначено ему было, по его просьбе, по 100 р. за выучку каждого лекаря, и по 50 р. за В 1721 году Медицинская канцелярия предположила присоединить московской гошпиталь к своему ведомству, но доктор Bidloo горячо отстаивал свою самостоятельность от доктора Блюменроста и не хотел получить за «свою полезную и долговременную службу» награды — подчинения такому же доктору, который притом и моложе его, потому гошпиталь, до уничтожения Приказа оставался в его С новым устройством войска гошпиталь отошел из под ведения церкви; особый налог на него с крестьян прекратился с введением подушного оклада, a с духовенства перешел на церкви, в виде кружечного

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

Феодосия постигли затем несчастия. Однажды внезапно польские воины (жолнеры), ища себе добычи, напали на его обители и одних из братий поранили, других даже умертвили, – и это начало повторяться нередко. Чтобы избегнуть от насилий, Феодосий, после девятилетнего пребывания в Польше, возвратился с сообщниками своими в Россию, и здесь также основал было для них два общежительства в великолуцком уезде, в волости вязовской: но в общежительствах открылась смертоносная язва и истребила почти всех обитателей мужеского и женского пола. Феодосий захотел переселиться на новое место с оставшимися братиями, на Ряпину мызу, в уезде Юрья Ливонского, и с этою целью отправился в Новгород; но тут был схвачен, посажен в темницу и скончался в ней в 1711 году. Впрочем последователям Феодосия отдана была для поселения Ряпина мыза; они построили на ней две обители, мужескую и женскую, пользовались всеми житейскими удобствами и весьма быстро умножились в числе. Андрей Денисов писал к ним (в 1716 г.) послание, в котором увещевал помириться с поморцами; писал о том же и к сыну Феодосия Евстрату Феодосиевичу 482 ; но не имел успеха. На Ряпиной мызе обнаружились внутренние несогласия и раздоры: «поселившиися ту, скажем словами поморца, начата жити житием многозазорным; пиянственныя и всяких безчинств умножилися сонмы, и всякая возрасте нечистота, подавляющая совсем чистую ниву», так что многие удалялись в другие места для жительства, некоторые переходили к поморцам, а сам настоятель, по имени Константин Федоров, со товарищи обратился к православию (в 1718 г.), и, будучи сделан протоиереем в Ямбурге, привлек к православию и многих других из прежних своих сожителей. Ряпина мыза опустела (в 1719 году). Феодосиевцы пытались после того заводить свои общежительства в Стародубщине и Польше, но не надолго, – и они утвердились в разных городах русских: Новгороде, Ярославле, Старой Русе, Пскове, Риге и других, также за границей: в Австрии, Пруссии, Польше. Было немало новых попыток к примирению феодосиевцев с поморянами, но почти без всякого успеха: примирялись на несколько лет, и затем снова расходились 483 . А когда поморцы, вследствие комиссии Самарина, начали молиться за государя, феодосиевцы еще более их возненавидели, назвали еретиками и самарянами по имени Самарина, которому они покорились 484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Взятый в плен под Нарвою, Долгорукий чудесным образом освободился в 1711 году; его с 44 товарищами привезли было для размены на восточный берег Ботнического залива, но потом опять повезли на шведскую сторону. «И всемилосердый бог, – пишет Долгорукий, – предстательством Богоматери дал нам, союзникам, благой случай и бесстрашное дерзновение, что мы могли капитана и солдат, которые нас провожали, пометать в корабли под палубу и ружье их отнять, и, подняв якорь июня 3 дня, пошли в свой путь и ехали тем морем 120 миль и, не доехав до Стокгольма за 10 миль, поворотили на остров Даго. И шкипер наш и штырман знали пути до Стокгольма, а от Стокгольма чрез Балтийское море они ничего не знали и никогда там не бывали и карт морских с собою не имели; и то море переехали мы без всякого ведения, управляемые древним бедственно-плавающих кормщиком, великим отцем Николаем, и на который остров наморились, на самое то место оный кормщик нас у правил». Впоследствии вступили в Сенат граф Петр Матвеевич Апраксин, князь Меншиков, адмирал граф Апраксин, канцлер Головкин, Яков Брюс, подканцлер Шафиров, граф Петр Толстой, князь Дмитрий Голицын, граф Андрей Матвеев, князь Дмитрий Кантемир. Такое увеличение числа сенаторов произошло вследствие того, что с 1718 года в Сенат вошли президенты коллегий. Тогда же Сенат получил право баллотированием выбирать в высшие чины. В наказе воеводам 1719 года говорится, что воевода должен вести себя так, как пред Богом, его царским величеством и пред Сенатом и пред всем честным светом ответ дать может. Об обязанностях Сената царь писал: «Никому в Сенате не позволяется разговоры иметь о посторонних делах, которые не касаются службы нашей, тем менее заниматься бездельными разговорами или шутками, понеже Сенат собирается вместо присутствия его величества собственной персоны. Без согласия всего Сената ничего нельзя начинать, тем менее вершить, и надобно, чтоб всякие дела не в особливых домах или беседах, но в Сенате решались и в протокол записывались, и не надлежит сенатским членам никого посторонних с собою в Сенат брать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010