1474 . Введенский – Исетский, женский, совсем уничтоженный, в заштат. гор. Далматове, Пермской губ., Шадринского у., находился около самого мужского монастыря. Основан в 1680 г., считался приписным к Успенскому Далматову мон., получал от него со­держание и находился под властью его игумена. В 1742 г. сгорел и переве­ден в Верх-Теченское монастырское поселье. (см. Далматов-Успенский мон.). 1475 . Введенский с Мояты, мужской, совсем уничтоженный, Новго­родской губ., Крестецкого у., на р. Мояте (на карте Маята), впадающей в оз. Ильмень. По писцовым книгам 1495 г. за монастырем значились дер. Поглездово, Горка, Жар, Згова, Ямы и Бор, в коих было 12 дворов, а в них людей 14. Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., 210; “Новгород. писцов. книги”, I, полов. 1, 740; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 30. 1476 . Введенский – Нейвинький или Невсянский, мужской, ныне село Нейвинское, Пермской губ., Ирбитского уезда, в 64 вер. к зап.-сев.-зап. от Ирбити, при р. Нейве. В грамоте 1621 г. говорится: «Да он же (т. е. архиеп. Киприян) поставил, не доез­жая до Верхотурья дву днищ, на реке на Невье, в старой же м-рь к Вве­денью Преч. Богород., строителя старца Стахея, постриженика из Новагорода Юрьева м-ря, да с ним черного попа Феопента, постриженика Переславля Залесского Горицкого м-ря, да тутошнего старчика постриженика Исидора; а чье сооружение... вы к нам не писывали». Фишер, “Сибир. ист.”, 304; “Памят. кн. Перм. губ. на 1863 г.”, Отд. II, 53; “Спис. иер. и настоят.”, 950; “Акты истор.”, III, 103 (Ц. гр. 1621 г. о назнач. земель Верхотур. м-рям и составлении им описей); “Дополн. к Акт. истор.”, IV, 124 (Акты 1662 г. о возмущ. Сибир. инород., см. ст. IV, строит. старец Давыд), 145 (Акты 1664 г. о набеге башкир и разор. м-ря; старец Да­выд). 1477 . Введенский – Новодевичий, женский, совсем уничтоженный, в гор. Котелъниче, Вятской губ. В 1676 г. иеромон. Игнатий Кожин устроил на свой счет и на подаянья богомольцев девичий м-рь, который пропитывал так­же на свой счет и на подаяния граж­дан. В 1711 г. губернатор кн. Гага­рин, проезжая в Сибирь, определил игуменье и 30 монахиням по 10 руб. в год жалованья, которые и выдава­лись по 1719 г. Полагают, что упраз­днен не ранее 1745 г. и церковная утварь его перенесена в существующую доныне церковь св. Николая, в кото­рой, между прочим, находится икона Введения во храм Божией Матери. “Памят. кн. Вят. губ. на 1870 г.”, Отд. V, 126; “Зап. И. Русс. Геогр. Общ.”, 1862 г., I, Отд. II, 6; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 810 (игум. Елена 1699–1704 г., Пелагия 1719–1721 г.); “Дополн. к Акт. истор.”, XII, 14 (Список с Вят. переписн. книг 1678–79 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Сино­да”, I, 650 (прошен. 1721 г. игум. Пелагии о вы­даче м-рю жалов. на 1719–21 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР в старейшей части С.-Петербурга, на Петроградской стороне, преемник Успенского собора петровского времени, кафедральный собор Ленинградской епархии в 1938-1941 гг. Предыстория собора Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге. Фотография. 2000 г. Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге. Фотография. 2000 г. Первоначальная приходская церковь на Городском (ныне Петроградском) о-ве была сооружена в урочище Мокруша, к северо-западу от Петропавловской крепости, близ правого берега р. М. Нева, не позднее 1708 г. Судя по топонимике улиц урочища, она была посвящена свт. Николаю Чудотворцу. В 1712 г. «в Никольской [улице]» был заложен непосредственный предшественник К.-В. с.- вместительный 3-престольный мазанковый храм. Инициатором его строительства выступил именитый прихожанин вице-губернатор Я. Н. Римский-Корсаков (его ссылка в 1714 за финансовые злоупотребления, вероятно, задержала строительство). Богослужение в боковых приделах - в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и во имя свт. Николая Чудотворца - началось в 1717 г. В храме в то время служили 2 священника - Иоанн Максимов (настоятель) и выходец из Москвы Симеон Тимофеев († 1719). 5 апр. 1719 г. местоблюстителем Патриаршего престола митр. Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) в присутствии царя Петра I был освящен главный престол в честь Успения Пресв. Богородицы. Одновременно по царскому повелению храм был возведен в степень соборного. Поначалу своими размерами и числом престолов он превосходил остальные соборы города - Петропавловский (1704), Исаакиевский (1707) и Троице-Петровский (1711). Четвертый с.-петербургский собор, напоминая своим посвящением о Большом Успенском соборе Московского Кремля, подчеркивал столичный статус «юного града», унаследованный от Москвы. По соседству с собором в 1719 г. было устроено подворье местоблюстителя митр. Стефана (с 1721 президент Святейшего Синода) - его основная резиденция. С.-Петербург стал центром не только гражданского, но и церковного управления: подворья др. епархий (Новгородской, Вологодской, Нижегородской) также расположились на Городском о-ве, неподалеку от Успенского собора.

http://pravenc.ru/text/1841580.html

Павел митрополит, упоминается в 1612, 1613 † неизвест. Иона (Архангельский) митрополит, рукоположен с начала 1613 по 1620 запрещен в священно-служении; † 29.03.1627 Исаия митрополит, упоминается после 1612 † неизвест. Киприан (Старорусенков) митрополит, бывший архиеп. Сибирский и Тобольский с 12.12.1624 по 20.10.1626 митр. Новгородский Павел митрополит, бывший архиеп. Псковский и Изборский с 31.12.1626 Серапион митрополит, свт.. рукоположен с 1.01.1637 по 1651 на покое: † 2.05.1653 Сильвестр митрополит, рукоположен с 10.07.1653 † 20.08.1654 Питирим митрополит, рукоположен с начала 1655 по 6.08.1664 (с 10.07.1658 по 5.08.1664 местоблюститель патриаршего престола) митр. Новгородский и Великолуцкий Павел митрополит, рукоположен с 22.08.1664 † 9.09.1675 Варсонофий (Чертков-Еропкин), митрополит, бывший архиеп. Смоленский и Дорогобужский с 1676 по 6.09.1681 митр. Тверской и Кашинский Варсонофий (Чертков- Еропкин), митрополит бывший митр. Тверской и Кашинский (повторно) с декабря 1681 † 18.05.1688 Евфимий (Рылков) митрополит, рукоположен с 12.08.1688 по 14.04.1695 митр. Новгородский и Великолуцкий Тихон (Воинов) митрополит, рукоположен с 21.04.1695 по 25.03.1699 митр. Казанский и Свияжский Трифилий (Инихов) митрополит, бывший митр. Нижегородский и Алатырский с 20.07.1699 † 28.06.1701 Иларион (Властелинский) митрополит, рукоположен с 21.03.1703 по 11.03.1711 митр. Белгородский и Обоянекий Феодосий (Вадбольский) епископ, рукоположен с 25.03.1711 † 13.08.1712 Алексий (Титов) епископ, бывший еп. Тверской и Кашинский с 21.01.1714 по 25.01.1719 еп. Вятский и Великопермский Игнатий (Смола) митрополит, бывший еп. Суздальский и Юрьевский с 25.01.1719 по 8.09.1721 еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Леонид архиепископ, рукоположен с 18.02.1722 по 1.09.1742 на покое; † 18.02.1743 Платон (Малиновский) епископ, рукоположен с 19.09.1742 архиепископ с 16(17).07.1744 по 5.04.1748 с 10.06.1745 управлял Московской епархией, архиеп. Московский и Севский Иларион (Григорович) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

15.05) 1788 (присоединена к Московской епархии); Возобновлена в 1919 г. для Патриаршего Наместника Московской епархии (архиепископа или митрополита), Патриарших ставропигий и проч.; с 1919 г. – Крутицкая; с 30.01(12.02)1944 – Крутицкая и Коломенская. 1261 1269)1279 06.1334 Исаакий 09.07.1403 22.07.1404 08.04.1466 11.03.1471 12.1492 04.05.1493 Силуан Грек 18.12.1496 12.06.1499 14.07.1499 Трифон Дубина 23.01.1508 02.02.1544 Досифей Забела 24.02.1544 17.02.1554 Савва II Черный 11.03.1554 Нифонт Кормилицын 01.1559 Матфей II 08.04.1565 30.08.1568 Галактион Герман II Феодорит(01.1580) 22.09.1582 01.1583 10.1586 Варлаам II 11.1586 26.09.1601 Пафнутий 05.1613 12.12.1624 20.10.1626 31.12.1626 Павел II 01.01.1637 02.05.1653 10.07.1653 06.1654 Сильвестр 12.08.1655 09.11.1657 23.11.1657 06.08.1664 Питирим, паки 22.08.1664 09.09.1675 Павел III 03.1676 06.09.1681 Варсонофий II Чертков-Еропкин 12.1681 18.05.1688 12.08.1688 14.04.1695 Евфимий II 21.04.1695 25.03.1699 Тихон Воинов 20.07.1699 28.06.1702 21.03.1703 11.03.1711 25.03.1711 13.08.1712 31.01.1714 25.01.1719 Алексий Титов 25.01.1719 08.09.1721 03.03.1722 01.09.1742 19.09.1742 14.04.1748 22.05.1748 03.12.1760 08.03.1761 18.01.1768 04.02.1768 24.02.1771 24.09.1771 17.03.1776 Самуил Миславский 28.04.1782 27.03.1785 28.09(11.10)1919 21.01(03.02)1920 18(31)01.1922 01.1922 01(14)06.1923 13(28)12.1923 29.12.1923 11.01.1924) 29.12.1923 11.01.1924) 27.11(10.12)1925/ 27 .09(10.10)1937 30.01(12.02)1944 06(19)09.1960 06(19)09.1960 28.07(10.08)1963 29.07(11.08)1963 26.09(09.10)1963 26.09(09.10)1963 21.05(03.06)1971 Пимен Извеков 12(25)06.1971 29.05(11.06)1977 29.05(11.06)1977 Крутицкая, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1949 г. 05(18)06.1922 23.06(06.07)1922 08.1922 Антонин Грановский 23.04(06.05)1923 01.1946 Крымская, обн. (см. Симферопольская, обн.) 2257 Дата поставления первого епископа Митрофана, по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 476). «...Первый епископ жил в Сарае, а другой в Переяславле Русском, и потому именовался Сарайским и Переяславским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гравюра XVIII в. (Румынская академия, Бухарест) (3 мая 1680, К-поль - 3 или 14 сент. 1730, Бухарест) получил хорошее образование и был полиглотом. С 1698 г. он занимал пост великого драгомана, а в 1709-1710 гг. стал господарем Молдавии. В 1711 г., когда сменивший его Димитрий Кантемир (1673-1723) во время русско-тур. войны перешел на сторону русских, Н. М. был восстановлен на молдав. престоле, а в 1715 г. назначен господарем Валахии. Он был 1-м фанариотским господарем Дунайских княжеств, поставленным Высокой Портой, а не избранным боярами. Когда во время австро-тур. войны 1716 г. Н. М. был взят в плен австрийцами, Высокая Порта назначила господарем его брата Иоанна (1684-1719), который ранее был вел. драгоманом (1711-1717). После освобождения из плена (1718) и смерти во время эпидемии чумы господаря Иоанна (1719) Н. М. во 2-й раз стал правителем Валахии и оставался им до конца жизни. Он был первым среди валашско-молдавских правителей, кто понял важность монетарной экономики и причины упадка поместных хозяйств, он провел административную реформу и освободил от налогов значительную часть высокопоставленных бояр. Н. М. устроил пышный двор по византийскому образцу, введя греческие манеры, язык и костюмы. Греческий язык был основой его культурной и образовательной программы. В 1714 г. он реорганизовал Господарскую академию в Яссах, а также привлек к своему двору ряд известных мыслителей, включая филолога-классика С. Берглера, эрудита Д. де Фонсеки, ученого и медика Д. Прокопиу (Пампериса). У Н. М. была большая коллекция книг, он основал неск. б-к, переписывался с видными зап. церковными деятелями - Кентерберийским архиеп. У. Уэйком и швейцар. богословом Ж. Леклерком. В нач. 20-х гг. XVIII в. в письмах Леклерку Н. М. выразил желание приобрести «Трактат о правлении» Дж. Локка. Это первое своего рода косвенное свидетельство о присутствии идей Локка в греч. политической и культурной традиции. Открытость Западу и поддержка образования позволяют рассматривать Н. М. как предвестника греч.

http://pravenc.ru/text/2561160.html

В 1714 году Петр I повелел воздвигнуть каменный Петропавловский собор на том месте, где стояла прежняя деревянная церковь . Его строительство, продолжавшееся 8 лет, осуществлялось по проекту Доменико Трезини. Резных дел мастер Эрхард Эгельгрессер также принимал участие в строительстве ворот и церкви в Петропавловской крепости. 800 (Он прибыл в Россию в 1703 г., а в Петербург – в 1710 г. и находился в городе до 1727 г., когда был отпущен с русской службы. 801 На протяжении 17 лет он работал в Летнем саду и Зимнем дворце). Э. Эгельгрессер и Ф. Циглер были деятельными и энергичными людьми, так как сразу по прибытии в город они включись в жизнь местной римско-католической общины. Так, их имена поминаются в свидетельстве 1711 г., в котором приводится список прихожан, принимавших участие в строительстве римско-католической церкви в Греческой слободе и покупке участка под нее. 802 Что же касается католического храма, стоявшего на другом берегу Невы, то, как и прочие церковные постройки, срубленные из дерева, он оказался недолговечным. В начале 1720-х гг. прежний деревянный католический храм был перестроен в камне. Сведения об этом содержатся в книге ганноверского (брауншвейг-люнебургского) посланника при Дворе Петра I Фридриха-Христиана Вебера «Преображенная Россия» (Франкфурт, 1721). Немецкий дипломат жил в России с 1714 по 1719 гг.; в приложении «О городе Петербурге» он пишет: «Теперь я подхожу к самой лучшей слободе на реке, она, собственно, называется Адмиралтейским островом, но обычно ее именуют Немецкой слободой, так как в этой части города живет большинство немцев. Здесь есть католическая церковь , тоже деревянный дом, но теперь ее перестраивают в камне» 803 . С первых лет своего существования католический храм находился в ведении «Общества Иисуса». Однако в связи с делом царевича Алексея (1718 г.) Петр I выслал иезуитов из России, и на их место прибыли капуцины. Именной указ «О высылке иезуитов за границу» был издан 18 апреля 1719 г. 804 В мае того же года на этот счет последовало царское повеление. О причинах высылки иезуитов сообщал датский путешественник Петер фон Хавен, побывавший в России в 1730-х гг. Вот что пишет он по этому поводу: «Иезуиты в мае 1719 года были изгнаны из России – отчасти из-за возникших тогда недоразумений между русским и германским императорскими дворами; по ходатайству последнего этому ордену было дозволено пребывать в Российском государстве. Отчасти же – из-за опасных махинаций и известной страсти вмешиваться в политические дела, о чем (российский) император недвусмысленно уведомил в своем по сему поводу изданном манифесте, который был прибит на дверях католической церкви» 805 . Иезуитов обвиняли в том, что «при отправлении духовных служб корреспонденцию имеют политическую» 806 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. и церковной реформы Петра I Алексеевича существенно изменились складывавшийся веками порядок московского церковного управления, а также традиции городского благочестия. Д. Г. Давиденко 1700-1742 гг. Патриаршей областью после кончины патриарха Адриана до 1721 г. по распоряжению Петра I управлял местоблюститель Патриаршего престола Рязанский и Муромский митр. Стефан (Яворский) . Ему в управлении Москвой и прилежащими церковными десятинами (Радонежская, Селецкая, Загородская, Вохонская, Пехрянская, Хатунская, Звенигородская, Сурожская, Волоколамская, Рузская, Можайская, Дмитровская, Серпуховская и Шитовская) помогали Сарские и Крутицкие архиереи: митр. Трифиллий (Инихов) - до 1702 г., митр. Иларион (Властелинский) - в 1703-1711 гг., митр. Феодосий (Вадбольский) - в 1711-1712 гг., еп. Алексий (Титов) - в 1714-1719 гг. и митр. Игнатий (Смола) - в 1719-1721 гг. Согласно списку рус. церквей, на который обратил внимание прот. П. Ф. Николаевский, «к 1702 г. в Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городе и за Земляным городом считалось 15 соборов, 29 монастырей мужских и женских, 425 церквей, 289 приделов, в том числе 29 церквей и 6 приделов деревянных; во всей Патриаршей области на Москве, в других городах и уездах было 3750 церквей» ( Николаевский П. Ф., прот. Патриаршая область и рус. епархии в XVII в. СПб., 1888. С. 41; см. также: Покровский. 1897. Т. 1. С. 234; данные на 1658 г.). Осуществлявшаяся Петром I новая гос. политика в отношении к Церкви в полной мере отразилась на жизни церковной Москвы. Наряду с особым вниманием к вопросам образования (в 1701 Славяно-латинская академия на строение и ремонт и на др. нужды получила 1 тыс. р.) были усилены требования к участию Церкви в общегос. расходах: вдвое увеличены сборы с венечных памятей (эти средства шли на содержание лазаретов во время русско-швед. войны), указом от 31 авг. 1705 г. был установлен дополнительный сбор на содержание полковых священников - «по гривне с церкви», была конфискована часть колокольного звона для производства пушек, в мон-рях располагались воинские части, Новодевичий мон-рь был передан в распоряжение Преображенского приказа.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В 1388 г. город перешел под власть турок-османов. В нач. XV в. нек-рое время находился под управлением румын. кн. Мирчи Старшего; в 1419/20 г. вновь завоеван турками. Митрополия упоминается в 1439 г. в связи с участием митр. Силистренского Каллиста (между 1437 и 1450) во Флорентийском Соборе. Между 1564 и 1580 гг. упоминается митр. Парфений. В XVII в. представители Д. е. часто посещали Россию, привозили на родину утварь, книги, иконы и проч. Митр. Иоаким дважды был в Москве, встречался с патриархом Филаретом и царем Михаилом Феодоровичем; в одной из церквей Силистры он положил частицы мощей св. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона и мц. Параскевы, подаренные Московским патриархом. В 1647 г. митр. Иеремия направил в Россию ценные сведения о турках в Добрудже. Более активные связи кафедра поддерживала с валашскими воеводами, т. к. в кон. XVII-XVIII в. Доростольские митрополиты иногда получали право в качестве экзархов управлять церквами в Валахии и Молдове. Валашские князья часто оказывали кафедре финансовую помощь: в 1663 г. митр. Макарий и кн. Григоре Гика построили в Силистре кафедральный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Митр. Иерофей Комнин (1711-1719) принадлежал к имп. роду, получил образование в Падуе и Москве, был писателем, переводчиком, богословом и проповедником, посетил Бухарест, Иерусалим, Афон. Митр. Кирилл (1800-1812) содействовал рус. армии в русско-тур. войне 1806-1812 гг., был советником ген. М. И. Кутузова и соратником митр. Врачанского Софрония . В XIX в. кафедру последовательно занимали митрополиты Каллиник, Григорий, Иерофей и Дионисий. В 1870 г., после учреждения Болгарского Экзархата, Д. е. была объединена с Червенской епархией (см. ст. Русенская епархия ). Новая епархия получила наименование Доростольско-Червенская и имела кафедру в г. Русе. Храмы Д. е. вошли в состав Силистренской духовной околии Русенской епархии. Силистренские митрополиты кон. XVI-XIX в.: Парфений (ок. 1564), Иоасаф (ок. 1600), Иоаким (ок. 1615), Антоний (1630-1639), Иеремия (1639-1647), Паисий (1647-1653), Макарий (1653-1671), Мефодий (1671-1679), Парфений II (1679-1680), Геннадий (1680-1691), Афанасий (1691-1710), Иерофей Комнин (1711-1719), Серафим (1720-1724), Константин (1727-1732), Каллиник (1732-1748), Варфоломей (1748-1759), Кирилл (1764-1768), Парфений (1768-1779), Кирилл (1780-1784), Каллиник (1784-1787), Григорий (1799), Кирилл (1800-1812), Каллиник (1813-1821), Анфим (1821-1836), Григорий (1836-1839), Иерофей (1839-1851), Дионисий (1851-1870).

http://pravenc.ru/text/180241.html

патриарх К-польский); Иеремия (1635-1636); Иоанникий Линдиос (1636-1638, бывш. митр. Ганосский и Хорский); Мелетий (упом. в 1639); Иеремия повторно (1639; впосл. митр. Приконисский и Геллеспонтский); Иоанникий Линдиос повторно (1639-1646; впосл. патриарх К-польский); Мефодий (1646-1667; впосл. патриарх К-польский); Матфей (1667-1668); Варфоломей (упом. в 1672-1681); Софроний (упом. в 1688); Макарий (1688); Варфоломей (упом. в 1690); вдовство кафедры (1691); Неофит (упом. с 1692 по 1702 с перерывами); Варфоломей (упом. в 1695); Нектарий (упом. в 1698). Ираклийские и Редестские митрополиты Неофит (1702-1707, 1707-1711, 1713-1714; в 1707 избран патриархом К-польским, но не утвержден); Афанасий (1711-1713); Каллиник (1714); Геннадий Леросский (1714-1718, бывш. митр. Хиосский); Каллиник Наксосский (1718-1719, бывш. митр. Филиппопольский, умер в день своего избрания патриархом К-польским 19 нояб. 1726); Даниил (1719-1726); Герасим Леросский (1726-1760, племянник Геннадия Леросского, бывш. митр. Наксосский, впосл. митр. Никейский); Мефодий (Манолис) (1760-1794, племянник Герасима Леросского, бывш. еп. Метрский); Мелетий (1794-1821, племянник Мефодия (Манолиса), бывш. еп. Мириофитский и Перистасидский); Игнатий (Старабирос) (1821-1830, племянник Мелетия); Дионисий (1830-1848); Панарет (1848-1878); Иоанникий (1878-1879, бывш. митр. Никейский); Григорий (Павлидис) (1879-1888); Герман (Кавакопулос) (1888-1897; впосл. патриарх К-польский); Иероним (Гормас) (1897-1902); свт. Григорий (Каллидис) (1902-1925). Ираклийские титулярные митрополиты: Филарет (Вафидис) (1928-1933); Вениамин (Георгиадис) (1933-1936; впосл. Патриарх К-польский). Ист.: Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum/Ed. G. Parthey. Berolini, 1866; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. T. 31. P. 161-300; Darrouz è s. Notitiae. Р. 204, 216, 219-220, 230, 234, 248, 252, 264, 268, 275, 290, 297, 311, 342, 348, 355, 374, 380, 388-389, 393, 402, 406, 409, 412, 416, 418-419. N 1-21; Halkin F.

http://pravenc.ru/text/673873.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ Варлаам (Леницкий), архиеп. Псковский. Портрет. 1-я пол. XVIII в. (РГИА) Варлаам (Леницкий), архиеп. Псковский. Портрет. 1-я пол. XVIII в. (РГИА) (Леницкий [Линицкий, Левицкий]; 2-я пол. XVII в., Киев - 8.01.1741, там же), архиеп. Псковский и Нарвский. Из правосл. шляхты, учился в КДА, пострижен в монашество в Киево-Печерском мон-ре, управлял Густынским во имя Св. Троицы мон-рем . Был «капеляном» при фельдмаршале гр. Б. П. Шереметеве во время Прутского похода рус. армии (май - июнь 1711), после подписания Прутского мира (12 июля 1711) состоял при русском посланнике в К-поле бар. П. П. Шафирове и гр. М. Б. Шереметеве (сыне Б. П. Шереметева). В 1712 г. совершил путешествие в Св. землю и составил соч. «Пелегринация, или Путник, в немже описуется путь до святаго града Иерусалима и вся святыя места Палестинские» (ЧОИДР. 1872. Кн. 3. Смесь. С. 55-77). После ареста рус. послов в К-поле В. тайно пробрался на Кипр, где был пойман и выдан тур. властям, 1 марта 1714 г. освобожден и вернулся в Россию. Затем был «призван в военский поход для некоторых дел» и в 1716 г. откомандирован в Ригу. С 1716 г. игум. Златоверхого киевского во имя св. арх. Михаила мон-ря . 24 мая (по др. данным, 31 мая) 1719 г. В. был хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского. 7 июля 1719 г. в Суздале случился пожар, уничтоживший большинство храмов и архиерейский дом. В. возобновил кафедральный собор в честь Рождества Богородицы. 27 июня 1720 г. доносил Синоду о купцах-раскольниках Шуи, записавшихся в двойной оклад с целью распространять свое учение. Содействовал учреждению школ в Суздале (в Евфимиевом в честь Преображения Господня муж. мон-ре ) и Коломне. Определением Синода от 24 марта 1721 г. В. был поручен допрос домовых людей по делу бывш. Крутицкого митр. Игнатия (Смолы) , обвиненного «в оказывании чести и разных услуг» инокине Елене (бывш. царице Евдокии Феодоровне, супруге Петра I ). 21 июля 1721 г. В. подал прошение о переводе на Черниговскую или Белгородскую кафедру. Синод счел просьбу В. «предерзостной» и отказал в решении вопроса. Во исполнение предписаний «Духовного регламента» В. 25 янв. 1722 г. представил Синоду 30 пунктов о нарушениях «христианской чистоты жизни» местным населением под влиянием злоупотреблений, невежества и многочисленных языческих пережитков, замеченных им при объезде епархии (ПСПиР. Т. 2. 476). В 1723 г. встречал мощи св. блгв. кн. Александра Невского . 5 июля 1723 г. вследствие жалоб духовенства и мирян епархии отрешен от управления Суздальской кафедрой и определен викарием к Псковскому архиеп. Феофану (Прокоповичу) . Проигнорировав определение Синода, провел осень и зиму 1723/24 г. в Москве.

http://pravenc.ru/text/154195.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010