Itaquo coactus sum longum subire laborem in interrogando ab eis quae ad rem meam fieri videbantur» 158 Schafarik, Gesechiehte der slavischen Sprache und Literatur.1826, 246. Assemani, Kalendaria eccles. univ. IV, 435. 160 J. Vajs, Memoria liturgiae slavicae tu dioecesi Auxerensi Ex arehivo dioecesano Auxerensi excerpsit. Veglae.1906, 68. Nejstar. Brev. XII. 161 Annotasione in ordine alla verslone detta slava del Messale Romano stampato in Roma Ìanuo 1741. 163 Ответ Карамана носит заглавие: Identita della lingua litterale slava, e necessità di conservarla nélibri sacri. Considerazioni, che si umiliano alla Santita di N. S. Papa Benedetto XIV de Matteo Caraman arciescoo di Zara sopra lAnnotazione del sacerdote Stefano Rosa in ordine alla versione slava del Messale Romano stampato in Roma lanno 1741. Рукопись, содержащая этот ответ, найдена недавно в Риме, в архиве Пропаганды, состоит из 592 стр. в лист. Защита славянского языка ведется на широких научных основаниях. Исторические справки возводят появление славянского перевода св. Писания за два века до св. Кирилла, так как появление славян в Далмации относится к 548–552 годам... эти сведения достались Каракану в наследство от легковерного Рафаила Леваковича, введенного в заблуждение в свою очередь Томкою Марнавичем с его пресловутой Псалтирью 1222 года. Ягич, Archiv f. slav. Philol. 1911, XXXIII, 1–2, 99–110: Ueber Caramans Werk Identità oder Considerazioni. Bibliographische Mitteilung von E. Schmurlo, eingeleitet von V. Iagic. 165 Breviarium Romauum slavoaico idiomato, Romae 1791. Qfficia saucto rum slavonico idiomate, Romae 1791. 166 Значительный поворот в сторону восстановления старой традиции хорватско-глаголических богослужебно-библейских текстов сделан во второй половине XIX и в начале XX столетия Берчичем и Парчичем. J. Vajs, Nejstarši Breviar, XII. Ныне научно подготовляет торжество глаголических текстов д-р Иосиф Вайс своим ценным изданием библейских текстов под названием: Glagolitica Publica tiones Palaeoslovicae Academiac Veglensis Fasc.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

В 1510 г. Васко Нуньес де Бальбоа и Мартин Фернандес де Энсисо основали г. Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен (совр. деп. Чоко, на границе с Панамой). По преданию, город был назван во имя Пресв. Богородицы после столкновения небольшого испан. отряда с местными индейцами, в ходе к-рого Бальбоа попросил у Девы Марии заступничества и испанцы одержали победу. В 1536-1538 гг. конкистадоры под предводительством Хименеса де Кесады и Себастьяна де Белалькасара завоевали земли муисков. Покоренная территория была названа Нов. Гранада, ее губернатором стал Хименес де Кесада. В 1549 г. была образована Королевская аудиенсия (с 1564 пресиденсия) Боготы в подчинении вице-королевства Перу. В 1717 г. она была преобразована в вице-королевство (лишилась этого статуса в 1723, вновь приобрела его в 1739), в его состав вошли территории совр. Эквадора, Венесуэлы и Панамы. С 10-х гг. XVI в. в К. стали прибывать католич. миссионеры (францисканцы и доминиканцы, впосл. иезуиты и августинцы). В 1514 г. епископом вновь открытых земель стал францисканец Хуан де Кеведо, вместе с ним в К. приплыли 6 монахов-францисканцев и 17 священнослужителей. Евангелизация продолжилась с освоением новых территорий и основанием городов Санта-Марта (1525) и Картахена (1533). С 1528 г. в Санта-Марта действовала миссия во главе с доминиканцем Томасом де Торо, к-рый защищал индейское население от произвола конкистадоров и погиб в одном из боев. Затем в Картахену был направлен доминиканец Херонимо де Лоайса, основавший в городе во 2-й пол. XVI в. 1-й доминиканский мон-рь в Нов. Гранаде - св. Иосифа. В 1550 г. доминиканцы учредили в Боготе мон-рь Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио, ставший центром евангелизации муисков. При мон-ре была открыта коллегия, в последующем преобразованная в католич. ун-т св. Фомы Аквинского. Васко Нуньес де Бальбоа. Гравюра. 1791 г. Васко Нуньес де Бальбоа. Гравюра. 1791 г. В 1565 г. миссия францисканцев объединила в Боготе провинции Попаян, Пасто, Ансерма и Картаго. Миссия августинцев располагалась к востоку от Боготы, в районе «Большого треугольника» - долины рек Магдалена, Чикамоча и Мета. Впоследствии миссии августинцев, доминиканцев, капуцинов и иезуитов проникли на территорию бассейна р. Ориноко. С активизацией миссионерской деятельности иезуитов в К. были открыты учебные заведения: коллегии в Боготе (1605, с 1623 ун-т Св. Франциска Ксаверия) и в Тунхе (1611). После изгнания иезуитов из К. в 1767 г. ун-т в Боготе был на время закрыт.

http://pravenc.ru/text/1841810.html

К 75 прежним депутатам присоединились теперь еще представители новой сербской аристократии, только что получившей права венгерского дворянства; последних было 23 человека; епископов было семь, в том числе Трансильванский и Буковинский. Сейм имел 24 заседания и кончился к 10-му ноября. Одним из первых вопросов, обсуждавшихся на сейме, был вопрос о политических правах сербского народа в Венгрии; некоторые желали образовать особую территорию из населенных сербами земель, с независимым сербским управлением, но разумная речь Саввы Текели охладила пылкие мечтания создать государство в чужом государстве и остановила внимание сейма на мысли просить короля о внесении сербских привилегий в законы Венгрии. Кроме сего, Темешварский сейм просил императора-короля: 1) чтобы монастыри, как владельцы больших земель, получили право посылать своих представителей в комитатския собрания; 2) чтобы в Новом-Саде, Сомборе и Темешваре половина членов магистрата была из лиц восточного исповедания, в Пеште, Буде, Сегедине и Субботце – по два члена, а в прочих городах, где живут сербы, – по одному; 3) чтобы западное духовенство не смело вмешиваться в дела православной церкви, а православное духовенство пользовалось бы равноправностью с католическим; 4) чтобы православные сербы не уплачивали десятин католическому духовенству; 5) чтобы во всех общинах сербских были заводимы народные школы на сборные деньги от митрополита и епископов, имеющие поступать с 1-го мая 1791 года; 6) чтобы сербы могли чтить свои праздники и не работать в них на помещиков; 7) чтобы униатским епископам не выдавалось пособия от казны, и чтоб униаты вообще не имели преимущества пред неуниатами; 8) чтобы сербов не называли схизматиками, ни священников их попами, а парохами, и наконец, 9) чтобы церкви и школы были свободны от налогов. К концу сейма избран и митрополит Стефан Стратимирович, бывший епископ Будимский. Все представления сейма, кроме 7-го пункта, император утвердил в апреле 1791 года, и в частности о десятинах выразился так: „Требование от взноса десятины католическому духовенству основано на справедливости; оно уже несколько раз было обещано.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Grand " Henry J. Institut Pontifical d " Études arabes et islamiques//DHGE. T. 25. Col. 1323-1324; An. Pont. 2008. P. 1790-1791, 1963. Папский факультет педагогических наук «Ауксилиум» (Pontificia Facoltà di Scienze dell " Educazione «Auxilium»). В 1954 г. жен. салезианской монашеской конгрегацией дочерей Марии Помощницы (см. в ст. Салезианцы ) был основан Международный ин-т педагогики и исследований религии в Турине, статуты к-рого были утверждены 13 июня 1956 г. Конгрегацией по делам монашествующих. 31 янв. 1966 г. Конгрегация семинарий и ун-тов включила ин-т в состав папского Салезианского ун-та под названием «Высший институт педагогики». 27 июня 1970 г. он стал автономным и получил новое название - «Институт дочерей Марии Помощницы», а 30 окт. 1973 г.- статус папского фак-та и совр. наименование. С 1978 г. находится в Риме (Виа Кремолино, 141). 25 июля 1986 г. Конгрегация католического образования учредила при фак-те Высший ин-т изучения религии с правом присуждения степеней по религиеведению (scientiis religiosis). Обучение и исследовательская деятельность на фак-те ведутся в рамках ин-тов методологии образования, методологии катехизации, психологии образования и социологических исследований педагогики, присваивающих степени по соответствующим специальностям, а также на курсах повышения квалификации и педагогического мастерства. С 1963 г. фак-т издает ж. «Rivista di Scienze dell " Educazione» (до 1973 «Rivista di Pedagogia e Scienze Religiose») и серии трудов по вопросам педагогики и методики обучения и катехизации «Il Prisma» (с 1984) и «Orizzonti» (с 1993). Фак-т возглавляет канцлер Салезианского ун-та, вице-канцлером фак-та является генеральная настоятельница конгрегации дочерей Марии Помощницы (в 2009 сестра И. Рёнго), управляет президент из числа преподавательниц-монахинь конгрегации (в 2009 сестра А. Чан Хьянчу). Лит.: «Auxilium»: Pontificia Facoltà di Scienze dell " Educazione: Da 50 anni sulle frontiere dell " educazione. R., 2004; An. Pont. 2008. P. 1791, 1963.

http://pravenc.ru/text/468827.html

Закрыть itemscope itemtype="" > По старой Кирилловской. Путевые очерки Часть 13. По Кирилловскому тракту 225 лет назад 17.04.2016 1396 Время на чтение 8 минут В любом пути полезно остановиться и оглянуться... Вот я и остановлюсь в своём движении по старой Кирилловской дороге и оглянусь на 200 с лишним лет назад, когда по дороге из Вологды в Кириллов проехал внимательный путешественник, оставивший свои записки об этом пути. Всегда ведь интересно сравнить - как было тогда, как - сейчас, всегда интересно узнать, как здесь, на этой же земле, раньше люди жили. Петр Челищев Из книги «Путешествие по Северу России в 1791 году» Об авторе: Петр Иванович Челищев (1745-1811). Дворянин. Обучался в Пажеском корпусе, четыре года провел в Лейпцигском университете вместе с А. Радищевым. Путевые записки П. Челищева о совершенном им в 1791 г . путешествии по северным областям России были изданы лишь в 1886 году. ... В Вологодском уезде в жительстве имеется крестьян мужеска пола: дворцовых - 401; экономических - 5596; отписных на гошпиталь - 260; ямшиков - 446; приписных к бумажной фабрике - 282; помещичьих - 23564; итого - 30549, да женска - 31872, а обоего мужеска и женска пола - 62421 душа. Оные крестьяне пропитание и главный денежный доход имеют от хлебопашества и скотоводства. Земля у них влажная и к хлебопашеству всякого хлеба, кроме гречи, весьма способная, почему урожаем Вологодский многие уезды превосходит; ибо в таковые урожайные годы, каков там был нынечи, от одного посеянного четверика (четверик - единица хлебной меры, составляющая 1/8 четверти) вымолачивают хлеба, а именно: ржи две четверти10 (четверть - хлебная мера), а и в неурожайные годы больше четверти; овса тринадцать четвериков, а и в неурожайные годы не менее четверти; пшеницы до трех, а и в неурожайные годы до двух четвертей; пеньки с полчетверика, конопляного семя наминают на продажу от трех до шести пуд; со льну, выросшего из четверика семя, вытыкают на продажу холста рублей на пятьдесят, льном же продают немного.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/18/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ (Банулеску[Банулеско, Бэнулеску]-Бодони Григорий Григорьевич; 1746, г. Бистрица, Трансильвания - 30.03.1821, Кишинёв), митр. Кишинёвский и Хотинский. Из древнего дворянского рода. Обучался в Бистрицком, затем в Семиградском уч-ще, с 1771 г. в Киево-Могилянской академии, с 1773 г. в Греции. В 1776 г. вернулся в Трансильванию, преподавал в г. Нэсэуде. В 1777 г. переехал в Яссы, преподавал лат. язык в господарском уч-ще. С 1779 г. изучал греч. язык в К-поле, где был принят лично Патриархом Софронием II . В Успенском мон-ре в К-поле пострижен в монашество с именем Гавриил, обучался в Патмосском уч-ще. Из-за эпидемии чумы вернулся в Яссы, преподавал в уч-ще, занимая кафедру греч. языка. В 1781 г. Г. был рукоположен Молдавским митр. Гавриилом (Каллимаки) во диакона, затем во иерея, служил проповедником на греч. и молдав. языках в Ясской митрополии. В 1782 г. по приглашению Славянского и Херсонского архиеп. Никифора (Феотоки) переехал в Полтаву, был преподавателем греч. языка, затем инспектором и преподавателем философии в Славянской ДС. В 1784 г. уволен по собственной просьбе по причине болезни и вновь приехал в Яссы, где был возведен в сан архимандрита. В 1786 г. Г. выдвинули кандидатом на Романскую кафедру, но предложение не было принято. Митр. Гавриил (Банулеско-Бодони). Гравюра. XIX в. (РГИА) Митр. Гавриил (Банулеско-Бодони). Гравюра. XIX в. (РГИА) Во время русско-тур. войны 1787-1791 гг. Г. переехал в Полтаву. Здесь же проживал бывш. господарь Молдавии А. Маврокордат. Г. стал его домовым священником (служил на греч. языке), обучал его детей. С 1788 г. ректор Екатеринославской ДС, преподаватель греч. языка, сформировал школу эллинистов, среди его учеников были И. И. Мартынов, впосл. издавший 26 томов переводов греч. классиков, Н. И. Гнедич, буд. переводчик «Илиады», и др. В 1789 г. Г. вернулся в Молдавию и был назначен первым членом Ясской духовной консистории. 26 дек. 1791 г. хиротонисан во епископа Белоградского и Бендерского. 11 февр. 1792 г., когда Дунайские княжества были заняты рус. армией, по повелению имп. Екатерины II Г. был возведен в сан митрополита и назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. После ухода рус. войск из Дунайских княжеств и передачи территории под власть К-польского Патриарха Г. оставался в Молдавии. 19 июня 1792 г. за отказ отречься от кафедры был взят под арест стражниками нового молдав. господаря А. Морузи и под конвоем отправлен в К-поль. На созванном Патриархом Неофитом VII Синоде Г. был лишен митрополичьей кафедры и подвергнут анафеме. Лишь благодаря вмешательству рус. посла в К-поле В. П. Кочубея Г. был освобожден.

http://pravenc.ru/text/161283.html

С последней целью и состоялась в июне 1791 г. известная пинская конгрегация из православных духовных и светских лиц. Составленный здесь проект управления православ­ною церковью в Польше направлялся к проведению в жизнь начал соборного управления во всей их широте; но подобно ус­таву майской конституции он также обходил молчанием право простого народа заявлять свое участие в разсуждениях о делах церковных и – главное – направлялся к совершенному разъединению западно-русских православных с восточною Россией, запрещал им всякие церковные сношения с русским правительством и св. синодом и восстановлял иерархическую зависимость запад­но-русской церкви от константинопольского патриарха. Во время этих заискиваний польского сейма перед православными западно-руссами для привлечения их на свою сторону жизнь наших заключенных в варшавских тюрьмах была несколько облегчена. Из душных казематов их стали выводить на воздух для освежения; около мая 1790 г. к епископу Виктору допущен был причт посольской церкви отправлять богослужение; к зиме того же года игумен Киприан переведен был из своей мрачной и холодной камеры через коридор в другую уже светлую камеру того же арсенала с окнами на улицу и с теплой печкой; арестованным дозволено было читать польские книги и покупать вино; часовые и офицеры стали даже открыто высказывать им свое сочувствие и заявлять о незаконности их ареста и страданий. Осо­бенное внимание им оказал коронный писарь Ржевусский, человек честный и гуманный; сразу по своем назначений на долж­ность коменданта арсенала он вошел в нужды заключенных, снял кандалы и цепи с тех, на ком они были надеты; сам принес им славянскую библию и следованную псалтырь, улучшил их пищу и выхлопотал у сейма перевод их из арсенала в гвардейские литовские казармы за городом на берегу Вислы против королевского дворца Лазенок. Перевод этот состоялся 22 мая 1791 г. в самый разгар объявлений новой конституции и во время подготовки пинской конгрегации. Новое помещение ока­залось удобным, не только потому, что оно было светлым с ви­дами на реку и королевский дворец, но и потому, что оно не было одиночным заключением; в камерах его после двухлетней разлуки помещалось уже по 2 и по 4 человека вместе под присмотром только одного часового.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Они хотели любить этот народ, – но любить издали, par distance. Равенство было у них лишь пустой формой. Они хотели устроить республику по-своему буржуазно-аристократическому вкусу и подчинить ее господству умственной и имущественной аристократии. Конституция 1791 года без короля казалась им совершенно достаточной для удовлетворения всех потребностей этого времени. В Париже у них были сторонники только между высшей буржуазией; но на западе и юге страны сторонники их были очень многочисленны. Народ, как борющаяся масса и как «пушечное мясо монархии», сослужил хорошую службу этим буржуа-аристократам уже 10 августа. Они забыли, что народное движение, раз ему дан толчок, нельзя остановить, когда угодно. Они предприняли безрассудную попытку сделать невозможное и думали, что народ, завоевав свободу для всех, удовольствуется лишь тою частью верховных прав, какую они соблаговолят дать ему». К чести жирондистов я могу сказать лишь то, что они всячески старались не допустить злодейского умерщвления Людовика XVI. Другую партию в Национальном Конвенте, левую, противную и непримиримо враждебную жирондистам составляли Гора, монтаньяры или якобинцы. Горою или монтаньярами (montagnardes) члены этой партии назывались потому, что в парламенте они заняли самые высокие места для сиденья, якобинцами они стали известны от своего клуба, помещавшегося в монастыре св. Иакова. Эта партия очень напоминает мне наших социал-демократов и социал-революционеров. Она недовольна была даже конституцией 1791 года и требовала свободной демократической республики со всеобщим избирательным правом и уничтожением всякого рода сословности и неравенства. Во главе этой партии стояли люди если и не весьма даровитые, то в высшей степени энергичные, к сожалению, крайне неразборчивые в средствах. Таковы: Дантон, Марат, Робеспьер, Сэн-Жюст и другие. Эти две партии, непримиримо враждебные друг другу, вели ожесточенную борьбу все время своего существования. они преследовали одна другую только за несогласие во мнениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Аленький цветочек. Сказка ключницы Пелагеи - Аксаков С.Т. Аленький цветочек. Сказка ключницы Пелагеи - Аксаков С.Т. Аксаков Сергей Тимофеевич Сказку " Аленький цветочек " записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Сказку " Аленький цветочек " записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести " Детские годы Багрова-внука " : " Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: " В некиим царстве, в некиим государстве... " Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об " Аленьком цветочке " . С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я " Царь-девицу " , " Иванушку-дурачка " , " Жар-птицу " и " Змея Горыныча " . В последние годы жизни, работая над книгой " Детские годы Багрова-внука " , Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку " Аленький цветочек " и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой. Аленький цветочек Сказка ключницы Пелагеи В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны – по той причине, что он был вдовец и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4227...

248. ПИЙ VI. 1775— 1799. Джананджело, граф Браски. Родился 25 Декабря 1717 г в Чезене. Изучал право. В 36 лет принял священнический сан. Стал секретарем Бенедикта XIV. Климент XIII назначил его папским казначеем. В 1773 г. получил кардинальскую шапку. После вступления на трон св. Петра Пий VI, вопреки запрету Иннокентия XII, возвел в кардинальское достоинство своего непота — Ромуальдо Онести-Браски и наделил его богатыми бенефициями. Брат папы был провозглашен князем Неми. Для своих непотов папа построил в центре Рима, на пьяцца Навоне, роскошный дворец Браски. Религиозная деятельность папы сводилась главным образом к организации очередных празднований Юбилейного года: в 1775, 1782, 1790 и 1792 гг. Роспуск ордена иезуитов губительно отразился на папской администрации, особенно на миссионерских территориях. В 1784 г. пана назначил бывшего иезуита Джона Кэролла первым епископом в Соединенных Штатах. Принцип отделения церкви от государства, провозглашенный в американской конституции с 1787 г., позволил католицизму свободно развиваться в стране, где большинство населения составляли протестанты. В Европе тяжелой проблемой для папства было распространение этатизма и янсенизма в таких католических странах, как Франция и Австрия. Распространению идей Феброния, осужденных Климентом XIII, способствовал император Иосиф II, монарх Австрии. Он считал себя ответственным за судьбу католицизма на территории своего государства и совершенно не прислушивался к мнению апостольской столицы. Пий VI решил лично поехать в Вену, чтобы поднять там авторитет епископа римского. Император принял его с почестями, но не отказался от проведенных самовольно реформ. В 1786 г. в тосканском городе Пистое состоялся синод, созванный епископом Риччи, сторонником идей иосифизма и янсенизма. Синод принял много решений реформаторского характера, которые папа Браски осудил в 1794 г. главным образом по той причине, что епископ действовал самовольно, без согласия апостольской столицы. Во времена Пия VI произошел последний раздел Польши. В этом деле папство 20 лет придерживалось неустойчивой и медлительной политики. В 1791 г. Пий VI признал конституцию 3 мая, но с условием, что права католической церкви в Польше не будут нарушены. В 1795 г. папа осудил восстание под предводительством Тадеуша Костюшки, а в 1796 г. ликвидировал нунциатуру в Варшаве. 29 марта 1790 г. Пий VI собрал кардиналов, чтобы обсудить положение, создавшееся во Франции после начала революции. Тогда не было принято никакого решения. В 1791 г. папа осудил содержание революционных декретов. В 1796 г. победоносный поход Наполеона в Италию развеял надежды апостольской столицы на помощь Бурбонов и Австрии. Толентинский трактат (1797 г.) подчинил папское государство власти французской Директории. Двумя годами позднее по приказу Наполеона генерал Бертье вывез Пия VI в Сиену, а затем в крепость Валанс на Роне, где папа и умер.

http://sedmitza.ru/lib/text/442676/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010