В течение XVIII в. в результате русско-австро-тур. войн румын. земли, в т. ч. и территории Валашского княжества, неоднократно переходили от одной стороны к другой. Так, по мирному договору в Пожареваце, увенчавшему австро-тур. войну 1716-1718 гг., Банат, Олтения и Воеводина перешли во владение Габсбургов и были возвращены Валашскому княжеству де-факто в 1737 г. (де-юре в 1739). Во 2-й пол. XVIII в. внешняя политика Российской империи, стремившейся к свободному выходу к Чёрному м., стала особенно активной в направлении Дуная. Осенью 1769 г. в рамках русско-тур. войны 1768-1774 г. рус. армия вошла в Молдавское и Валашское княжества и заняла столицы - Яссы и Бухарест. Летом-осенью 1770 г. рус. войска под командованием генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского одержала важные победы у Кагула и Бендер. В 1771 г. Российская империя завоевала Крым, и театр военных действий переместился к югу от Дуная. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору (10 июля 1774) Российская империя получила право свободной навигации по Чёрному м. (военный флот) и Дунаю (торговый флот), Молдавское и Валашское княжества остались в составе Османской империи, назначение и смещение господарей должны были происходить с согласия Российской империи; также были установлены фиксированный налог в пользу Порты, амнистия местным волонтерам, участвовавшим в военных действиях, и др. Австрия получила Буковину. В ходе русско-австро-тур. войны 1787-1791 гг. рус. армия в июле 1788 г. форсировала Днестр и направилась к Яссам, однако военные действия были приостановлены ввиду вступления Швеции в войну против России и концентрации у российских границ прусской армии. Австрия, до этого выступавшая на стороне Российской империи, заключила с Османской империей сепаратный мир (1791). Оказавшись в изоляции, Российская империя согласилась на мир с Османской империей, по Ясскому договору (29 дек. 1791) граница между 2 империями устанавливалась по Днестру, Российская империя аннексировала территорию между Юж. Бугом и Днестром; Османская империя обязалась выполнять условия Кючук-Кайнарджийского договора относительно Дунайских княжеств. Вслед. русско-тур. переговоров, состоявшихся 12 сент. 1802 г. (Гульхан), был издан хатт-и-шариф, который вновь подтверждал и расширял привилегии, предоставленные Дунайским княжествам в предыдущий период: регламентацию сроков правления господарей-фанариотов Российской империей, уменьшение повинностей княжеств и др. В то же время были существенно укреплены позиции Российской империи в княжествах, она получила возможность отстаивать перед Портой их интересы ( Nistor . 2003. Vol. 2. P. 600-629).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

М. Лотман дает ему в спутники «особо приближенного к Новикову» М. И. Багрянского[хс], но хорошо известно, что в это время (с июня 1786 г. по сентябрь 1790 г.) тот изучал медицину в Берлине, Амстердаме и Лейдене, где получил в 1789 г. диплом доктора медицины, после чего отправился в Париж, откуда и вернулся в Poccuю[xci]. Действительным же спутником А. М. Кутузова в поездке в Берлин был его дpyr[xcii] и начальник по ордену известный барон Г.-Я. фон Шредер, которого Ю. М. Лотман называл «темным авантюристом» и т. n.[xciii]M. И. Багрянский в самом деле встречался с Шредером и Кутузовым «по масонским делам» в Берлине в 1789 г. в доме русского посла М. Aлoneyca.[xciv] Но Карамзину, несмотря на все его желание, встретиться за границей с А. М. Кутузовым так и не удалось. Ю. М. Лотман придерживался другого мнения и полагал, что из Страсбурга в августе 1789 г. Карамзин отправился не в Швейцарию, как об этом рассказывается в «Письмах русского путешественника», а именно в Париж как раз для встречи с дpyroм[xcv]. Однако опубликованные С. Геллерманом в 1991 г. архивные документы, свидетельствующие о пребывании Карамзина в Женеве в октябре 1789 г. (как указано в «Письмах русского путешественника»), опровергли это npeдnoлoжehue[xcvi]. Другое предположение Ю. М. Лотмана - о встрече Карамзина в Париже весной 1790 г. с Жильбером Роммом и, возможно, П. А. Строгановым - кажется вполне yбeдumeльhым.[xcvii] Остается добавить, что М. И. Багрянский и А. М. Кутузов стали самыми острыми критиками (с патриотических позиций) автора «Писем русского путешественника», причем в то время, когда его произведение еще только начинало печататься в «Московском журнале» (с за 1791 г.). Багрянский писал о Карамзине (лорде Рамсее) Кутузову 29 января 1791 г.: «Лорд Рамсей возвратился до меня, вы его не узнаете, он совсем изменился и телом и духом Обо всем, что касается родины, он говорит с презрением и с поистине кричащей несправедливостью. Обо всем же, что касается чужих стран, говорит с bocxuщehueм».[xcviii] Кутузов, в свою очередь, сообщал в мае 1791 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Важно заметить, что после запрета русского языка в Речи Посполитой последующие действия правящего класса польско-литовского королевства были направлены на дальнейшее ущемление прав т.н. диссидентов (православных и протестантов) и окончательное ополячивание подвластного русского (восточнославянского) населения. Юридически полная унификация на польский манер была закреплена в «Правительственном законе» (Ustawa Rzdowa z dnia 3 maja) или, как его называют, конституции Речи Посполитой Польской от 3 мая 1791 года., в котором это государство было объявлено исключительно польским и католическим. И если до 1791 года понятие Русь хотя бы формально, но все же значилось в территориально-политическом пространстве Речи Посполитой, то упомянутый «Правительственный закон» вообще не предусматривал его существования. От полного ополячивания белорусские земли были спасены крахом Речи Посполитой и возвратом их в лоно русской государственности. Однако и после вхождения западнорусских земель в состав Российского государства Белорусский край продолжал оставаться под польским национально-культурным господством. Сложившееся положение было следствием как столетнего запрета (весь XVIII век) русского языка на территории нынешней Белоруссии (со всеми вытекающими отсюда этно-культурными последствиями), так и непониманием значительной частью тогдашнего российского общества того, что Белоруссия является старинным русским краем. «Конституция» Речи Посполитой Польской от 3 мая 1791 г. полностью устраняла само понятие «Русь» Вот что писал по этому поводу Е.Ф.Карский: «С 1863 года изучение Белоруссии становится особенно интенсивным и производительным. Причиной этого было польское восстание, избравшее для себя ареной между прочим и Западный край. И западная дипломатия, хотевшая было вмешаться в славянское семейное дело, и русские правящие сферы, и русское общество, и даже многие представители интеллигенции Западного края, сбитые с толку этнографическими изысканиями некоторых польских ученых и тех русских этнографов, которые повторяли их, неясно представляли себе этнографический состав края. Пришлось доказывать, что Западный край есть русский по громадному большинству населения и вместе с тем православный».

http://ruskline.ru/opp/2020/06/12/russki...

И. В.». Вслед за сим Мусин-Пушкин предложил Святейшему Синоду (1-го сентября 1791 г.), что так как доставление в оный летописей и других рукописей может быть подвержено затруднению в случае, если вздумают присылать ненужные бумаги, то в отвращение сего, всем епархиям и монастырям вновь предписать, чтобы они прислали реестры всем, какие где находятся, рукописям с подробным объяснением содержания каждой из них и с показанием, нет ли в которой равных материй». Д. В. Поленов в одном из примечаний к своей статье: «О летописях, изданных от Святейшего Синода. Составлено по подлинным бумагам» (Записки Академии Наук т. IV, кн. II. СПВ. 1864 г. стр. 193) говорит: «Должно полагать, что летописи эти понадобились Императрице для собственного ее труда. Около этого времени она, при помощи Болтина сама занималась составлением русской истории, начало которой, доведенное только до 1276 года, издано было под заглавием: «3аписки касательно Российской истории, 6 ч. СПБ. 1787 г.» Скажем здесь кстати, что в числе присланных в Святейший Синод рукописей из Кирилло-Белозерского монастыря в донесении архимандрита сего монастыря Иакинфа Карпинского митрополиту Новгородскому Гавриилу от 25-го января 1792 г. под 12 значатся «обстоятельные с описанием содержащихся в книгах материй ведомости», но оные ведомости неизвестно каким образом попали в библиотеку графа Румянцова; в «Описании рукописей Румянцевского Музея» показаны под CCXXII. (См. процитованную выше статью Д. В. Поленова в Записках Академии Наук, стр. 195, примечание; дело Святейшего Синода 1791 г. за 348 стр. 498). Из дел Святейшего Синода (1791 г. августа 11 348; 1796 г. марта 31 142 и 1797 г. октября 21 601) не видно, чтобы помянутые выше три рукописи были поднесены Обер-Прокурором Святейшего Синода Императрице; вероятнее думать, что они должны были поступить в Синодальный Архив, потому, во-первых, что в числе доставленных из Святейшего Синода Императрице и возвращенных от нее обратно в Синод в 1797 году для рассылки в те места, откуда были присланы, помянутые рукописи не значатся; во-вторых, потому, что все имущество, оставшееся после смерти преосвященного Лаврентия, в том числе книги и рукописи, за исключением трех вышеозначенных, по распоряжению Святейшего Синода, отдано было родственникам покойного преосвященного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Его Величество король и чины Речи Посполитой желают, чтобы все жители польской страны спокойно пользовались своими правами под защитою правительства, по Речь Посполитая желает также, чтобы эти права и привилегии признавали все её благодеянием, словом, она не позволит никому делить с нею ни власти, ни покровительства над её подданными. Поэтому, нам, маршалам, поручено уверить диссидентов и греко-восточных дезунитов, что всякие их вольности остаются в силе, заохотить их к защите отечества и призвать лиц из этих исповеданий для установления надлежащего духовного управления, нужных им правил и принятия мер, которые упрочили бы у них порядок и связь духовной власти с светской». 1276 Обещание это маршалы исполнили 9 октября (29 сентября) того же 1790 года, впрочем, несколько в ином виде, доказывающем, что поляки не совсем доверяли представителям православия. Этого числа они издали новый универсал, объявлявший, что они, исполняя обещания, высказанные в прежнем универсале, по определению сейма, назначают из представителей великой, малой Польши и литовского княжества, из сената и рыцарства членов комиссии, которая должна собраться 1 декабря 1790 года, снестись с лицами из диссидентских исповеданий и, на основании их заявлений о необходимых им переменах и улучшениях составить проект духовных преобразований и через три месяца представить его на утверждение короля и чинов сейма. 1277 Проект этот, впрочем, давно уже был составлен, переведен на русский язык и разослан по областям. 1278 Наскоро собраны были представители православия из ближайших мест, т. е. из Подлесья, Пинска и Вильны 1279 и, рассмотрев этот проект вместе с членами сеймовой комиссии, представили сейму 2 марта 1791 года просьбу дать ход этому делу и созвать православную конгрегацию для рассмотрения этого проекта и установления временного духовного управления по делам православной западнорусской церкви. 1280 Сейм поручил маршалам созвать эту конгрегацию в Пинске на 15/4 мая 1791 года, 1281 а представитель православных бельский игумен Савва Пальмовский окружным посланием от 31 марта 1791 года пригласил православных принести Богу благодарственное молебствие за короля и чинов Речи Посполитой, дарующих им права, и выслать депутатов на пинскую конгрегацию; 1282 но по каким-то важным причинам этот срок был изменен и назначено 15 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Севастополь 1783 г. http://posmotrim.by/pics/1482226919.jpg Оказывается, не только не обезоружила противников князя, но вся его созидательная деятельность только подлила масла в огонь, направив в адрес светлейшего такое количество небылиц и сказок, что до настоящего времени не удалось от них освободиться. В чем причина таких неправомерных нападок и кто в этом заинтересован? Причина – в выходе России на стратегическое важнейшее южное направление черноморского и средиземноморского бассейнов – сферу интересов западноевропейских держав. Это для них был настоящий вызов, требующий немедленных действий, и они начинаются с вымыслов и исторических анекдотов, которые возникали в Европе, но которые не могли долго просуществовать без поддержки «доброжелателей» в России. Далее слово даже не «товарищу маузеру», а орудиям чудовищного калибра для отторжения русского Крыма. Не удалось ни в Крымскую войну 1853-1856 гг., ни в Великую Отечественную войну 1941-45 гг., но зато «блестяще» удалось в 1991 г., отделив искусственно созданное окраинное образование от России вместе с Новороссией, Крымом и другими русскими землями. А все домыслы и небылицы так и остались как непреложная истина, гуляющая в самых разнообразных формах по нашей стране. Не могут простить злопыхатели всех видов и подвидов светлейшему князю Таврическому А.Г. Потемкину усиления военного могущества России. Потемкин Григорий Александрович был не только выдающимся государственным деятелем, но и выдающимся русским полководцем, участником русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 годов, герой сражений при Ларге, Кагуле, штурме Очакова. Генерал-фельдмаршал с 1784 г., кавалер всех российских орденов . Неоднократно пути Потемкина Г.А. пересекались во время войны с великим русским полководцем Суворовым А.В., где оба испытывали друг к другу симпатию и уважение. Одна их переписка поражает теплотой чувств и взаимного доброжелательства. Выдающийся русский флотоводец адмирал Ушаков Ф.Ф., участник русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 годов, с 1790 г. командующий Черноморским флотом, действовал совместно с Потемкиным Г.А. Потемкин был новатором военно-морского искусства, использовал новые приемы ведения боя, «отвечающие конкретной обстановке, соотношению сил и обеспечивающие решительные и активные действия с применением быстрого маневра и прицельного артиллерийского огня» .

http://ruskline.ru/opp/2024/02/27/potemk...

В Екатерининском соборе захоронен прах князя Г. А. Потёмкина, скончавшегося в Яссах 5 октября 1791 года. Тело князя сразу после его кончины было забальзамировано и готово к погребению. Одетый в парадный генерал-фельдмаршальский мундир, светлейший князь был уложен в двойной гроб: дубовый и свинцовый. В изголовье князя положили миниатюрный портрет Екатерины весь усыпанный бриллиантами. Вскоре в Яссы пришло указание Екатерины «...Тело покойного князя перевесть в Херсон, и там погребеть со всеми подобающими степени и заслугам его почестями». Михаилу Фалееву (инженеру-строителю из Николаева), было поручено устроить в Екатерининском соборе склеп; он был сделан мастером Аладовым и его подручными. Сердце Потемкина, помещенное в золотую урну, должны были захоронить в Екатерининском соборе, под престолом. Но по настоянию родственников князя , прежде всего графини А. В. Браницкой, его погребли на родине светлейшего князя, в Покровской церкви (в настоящее время разрушена) села Чижево около Смоленска. Надгробие Потемкина 22 ноября 1791 года траурный кортеж прибыл в Херсон. В тот же день по городу проехал эскадрон полка князя во главе с его генерал-адъютантом, который оповестил херсонцев о завтрашнем захоронении Потемкина. Главным распорядителем похорон был родственник князя - генерал Михаил Сергеевич Потемкин. 23 ноября 1791 года в центре Дворцовой площади, на возвышении, покрытом парчою, находился гроб, обтянутый розовым бархатом со сверкающими золотыми позументами. Справа от гроба стояла черная мраморная доска, на которой были перечислены заслуги Потемкина, слева - герб князя. У гроба несли почетное дежурство генералы, полковники и штаб-офицеры. В карауле стояли солдаты Екатеринославского гренадерского полка, лейб-гвардии Преображенского полка и кирасирского полка Князя Потемкина. В момент выноса тела князя войска стали во фрунт по обе стороны шествия. Прогремел залп орудий в 11-кратном выстреле, сопровождаемый колокольным звоном всех храмов Херсона. В начале процессии шел эскадрон гусар и кирасирский полк Князя Потемкина.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Екатерин...

11 Князь А. Н. Голицын род. 8 дек. 1773 г.; в службу вступил в л.-г. преображенский полк сержантом; в 1783 г. пожалован к высочайшему двору пажем; в 1791 г. камер-пажем; в 1794 г. произведен поручиком в преображенский полк и в том же году пожалован камер-юнкером; в 1797 г. 5 апр. камергером; в 1799 г. по именному указу от службы отставлен; в 1802 г. 8 сент. определен в 1-й департамент сената за обер-прокурорский стол; в 1803 г. 20 сент. пожалован статс-секретарем и обер-прокурором св. синода; в 1807 произведен в тайные советники; в 1810 пожалован в члены госуд. совета; в 1812 г. в сенаторы; в 1816 г. назначен был министром духовных дел и народного просвещения. 15 Иов Потемкин – из дворян. А. Стурдза писал о нем в 1847 г.: „еще многим в южной России памятен преосв. Иов (Потемкин), муж и пастырь, сохранивший на святительской кафедре внешность и черты человека мирского; я разумею пылкость нрава, безвредные прихоти воина, общительность и ловкость в светском обращении. Но под обманчивой оболочкой таилась в Иове духовная жизнь, сила и способность руководить со властью юных наперсников христианского любомудрия“. Странник, 1860, т. 2, стр. 118. 16 Досифей, архиепископ телавский и грузино-кавкавский, пострижен в монашество в Грузии в 1791 г.; в 1795 г. произведен в архимандрита; в 1812 в епископа горийского; в 1814 г. наименован телавским и управляющим осетинской комиссией; в 1817 г. уволен от службы и имел пребывание в Москве. 17 В 1814 г. 23 декабря архимандрит Филарет писал к В. М. Попову: „В сочинении „о цели библейских обществ“ не знаю, нужно ли что переменять. Нужно токмо малое дополнение, которое извещало бы, что теперь дело идет особенно о славенской библии“. – Нужно заметить, что Филарет всегда, в это время и после, писал славенский (вместо славянский), руский (вместо русский) и проч.; олтарь в отличие от языческих алтарей): катедра (вм. кафедра) и проч. 20 „Странно – писал архимандрит Филарет к Попову 23 декаб. 1814 г. – не могу сладить со славенскою азбукою. Ошибки вижу, а поправить не умею и не нахожу знающего. Сегодня наудачу чертил я буквы и толковал теорию их г. Пинкертону. Он уверял, что разумеет мои правила и видит причины последовать оным. Он обещал повторить сей урок художнику и таким образом дополнить несовершенство моего черчения. Не знаю, что будет. Между тем все еще хочется сделать полную азбуку с помощью знающего рисовальщика или скорописца“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВЫДОВ Степан Иванович (1.01.1777, близ Чернигова - 9.05.1825, Москва), рус. композитор, педагог, в духовной музыке - последователь Д. С. Бортнянского . Род. в семье мелкопоместного укр. дворянина. Благодаря муз. способностям в 1786 г. был зачислен в с.-петербургскую Придворную певческую капеллу . Одним из учителей пения был оперный композитор В. А. Пашкевич . Помимо муз. предметов (хоровое пение, игра на различных инструментах - скрипке, гуслях, бандуре) малолетние певчие ежедневно должны были принимать участие в дворцовых богослужениях, в муз. сопровождении на прогулках, обедах, балах и маскарадах, в хоровых сценах в спектаклях Эрмитажного театра. Тех певчих, у к-рых обнаруживался композиторский дар, обучали теории музыки и «генерал-басу» (гармонии). В годы учебы в капелле Д. ознакомился с духовными сочинениями Н. Йомелли, Д. Чимарозы, Й. Гайдна, операми Дж. Паизиелло, Дж. Сарти , В. Мартина-и-Солера, а также Пашкевича, Е. И. Фомина. В начале композиторской деятельности Д. мог пользоваться советами Бортнянского, к-рый, несмотря на службу в Павловске, постоянно бывал в Придворной капелле в С.-Петербурге. Современник писал, что «между Бортнянским и им (Давыдовым) были искренняя и постоянная приязнь и взаимное уважение» (Муз. соч. покойного С. И. Давыдова//Сев. пчела. 1840. 262. С. 1045). Вероятно, с 1791-1792 гг. Д. учился у итал. композитора Сарти, когда последний переехал в С.-Петербург, окончив службу у кн. Г. А. Потёмкина. Знакомство композитора с Сарти состоялось в апр. 1791 г., когда Д. поручили дирижировать пушечной батареей при исполнении монументальной оратории Сарти «Тебе, Бога, хвалим» на празднестве, устроенном Потёмкиным в Таврическом саду по поводу взятия крепости Измаил. Занятия с Сарти продолжались 6 лет (Мат-лы из биогр. словаря А. С. Фаминцына//РНБ. Ф. 805. Оп. 1. Ед. хр. 98), и Д. выплачивалось дополнительное жалованье сверх певческого: «...по пятисту рублей с первого генваря сего тысяча семьсот девяносто пятого года» (РГИА. Ф. 469. Оп. 14. Ед. хр. 9).

http://pravenc.ru/text/168600.html

События во Франции оказали большое влияние на общественные силы других стран. В то же время против революционной Франции начал складываться блок европейских феодальных монархий и буржуазно-аристократических кругов Великобритании. С 1791 года подготовка европейских монархий к интервенции против французской революции приняла открытый характер. Вопрос о надвигавшейся войне стал главным вопросом политической борьбы в открывшемся 1 октября 1791 года Законодательном собрании между группировками фельянов, жирондистов и якобинцев. 20 апреля 1792 года Франция объявила войну Австрии . В том же году в войну с революционной Францией вступили Пруссия и Сардинское королевство , в 1793 году — Великобритания , Нидерланды , Испания , Неаполитанское королевство, германские государства и др. Измена многих генералов французской армии облегчила интервентам проникновение на территорию Франции, а затем наступление на Париж. В процессе могучего патриотического движения народных масс, поднявшихся на защиту революционного отечества, были созданы в кратчайшие сроки многочисленные формирования добровольцев. Законодательное собрание было вынуждено объявить 11 июля 1792 года " отечество в опасности " . А движение против монархии вылилось 10 августа 1792 года в мощное народное восстание в Париже, возглавленное созданной в ночь с 9 на 10 августа Парижской Коммуной. Существовавшая 1000 лет монархия была свергнута. Второй этап (10 августа 1792 - 2 июня 1793) Он определялся острой борьбой между якобинцами-монтаньярами и жирондистами. Жирондисты (руководители — Ж. П. Бриссо, П. В. Верньо, Ж. М. Ролан и др.) представляли торгово-промышленную и землевладельческую буржуазию, преимущественно провинциальную, успевшую получить некоторые выгоды от революции; стремились остановить революцию, не допустить её дальнейшего развития. Якобинцы (руководители — М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Ж. Дантон, Л. А. Сен-Жюст) не были однородной партией. Они представляли блок средних и низших слоев буржуазии, крестьянства и плебейства, то есть классовых групп, требования которых ещё не были удовлетворены, что побуждало их стремиться к углублению и расширению революции.

http://drevo-info.ru/articles/17720.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010