К.А. Панченко Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века 2339 Иерусалимские патриархи: Дорофей II/Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844). Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633/нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850). Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Строительство храмов Псковскими архиепископами и Санкт-Петербургской консисторией проявлялась забота о постройке новых православных храмов и об устройстве приходов, из казны для этой цели отпускались значительные средства. Так, почти заново была построена одна из первых церквей в присоединившейся к России Эстляндии, в Пернове. Еще в 1710 г. русским отдали принадлежавшую ранее эстам Иоанновскую кирку. Ив. Шахов писал, что видел в этом храме серебряный позолоченый потир с изображением Спасителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Богослова с надписью в нижней части по-немецки: «Роллоф Шверц приносит в дар Иоанновской церкви во славу Божию в Пернове в лето 1688». «По-видимому,— писал Шахов,— сосуд этот перешел к православным вместе со зданием церкви» . Вскоре построили еще одну, которую освятили в честь Успения Божией Матери с приделом благоверного князя Гавриила . К 1758 г. она была уже так ветха, что комендант города ходатайствовал о фундаментальной ее перестройке или даже о строительстве новой. Церковь эту видела императрица Екатерина II, проезжавшая в 1763 г. через Пернов. Она и повелела построить новую церковь, утвердив смету строительных работ. Через шесть лет постройка была закончена за счет казны. По-прежнему церковь называлась Успенской, но в том же году «неизвестно по какому распоряжению переименована в Екатерининскую» . Впоследствии к ней пристроена была придельная церковь в честь Покрова Божией Матери. Кроме этой приходской церкви в самом городе находилась еще гарнизонная церковь во имя благоверного князя Александра Невского, построенная, по-видимому, также сразу после вступления в Пернов русских войск, потому что уже в 1744 г. Псковский епископ Стефан (Калиновский) разрешил вместо этой обветшавшей построить новую деревянную церковь. В 1791 г. по ветхости и ее разобрали, а памятником ее существования осталась храмовая икона святого Александра Невского, в XIX в. оказавшаяся в Екатерининской церкви . В Дерпте вскоре после войны была построена небольшая деревянная церковь, упоминавшаяся в архивных документах 1730 г. как храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, но к 1749 г. она требовала серьезного ремонта и рядом поставили полковую походную церковь, где и происходило богослужение. Еще И. Шахов писал о найденных им в дерптском магистрате планах строительства двух православных церквей. Он предположил, что именно по этим планам возводились храмы в городе после 1710 г. и в 50-х гг. за счет российской казны . Эта новая церковь Успения сгорела во время большого пожара в 1775 г. По повелению Екатерины II в 1783 г. в Дерпте была построена новая Успенская церковь, ныне Успенский собор.

http://sedmitza.ru/lib/text/430208/

Адышево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь в с. Адышево упоминается в следующем историческом источнике: «1710 год: Переписная книга города Хлынова и Вятского (Хлыновского) уезда переписи стольника Степана Даниловича Траханиотова». (РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.1098. Ч. I: лл.1-668; ч. II: лл.669-1340.) (л.1) Лета 1710-го апреля в __ день по указу … и по грамоте из Сибирского приказу за приписью дьяка Афонасья Герасимова велено стольнику и воеводе Степану Даниловичю Трахониотову на Вятке в Вятском уезде переписать всякого чину людей мужеска и женска полу … (л.247) В том же Березовском тяглом стану погост Адышевской а на погосте церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы … Храмозданная грамота на строительство в с. Адышеве, Орловского уезда, вместо ветхой деревянной Покровской церкви каменного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Святого Николая Чудотворца выдана 12 июня 1791 г. Епископом Вятским Лаврентием. Ходатайствовали о строительстве нового каменного храма священник Василий Тимофеев и выборные из приходских людей Кирилл Вычагжанин и Лукьян Юферев. (источник «Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. Вятка. Губернская типография. 1914 г.) Село Адышево – Покровская церковь каменная, построена в 1791 г. расстоянием от г. Вятки в 30 верстах, от уездного города и благочиния в 45 верстах. Часовни деревянные: при починке Адышевском, построена в 1785 г., и в деревне Епимаховской, построена в 1790 г. Причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик; квартиры для причта казенные, кроме священника Двинянинова, имеющего свой дом. Земли: усадебной 1 десятина 1600 сажень, пахотной 28 десятин 800 сажень, сенокосной 3 десятины. Братский денежный доход: священника 1040 руб. 82 коп., диакон… 548 руб. 69 коп., псаломщик 346 руб. 94 коп. Руги собирается на весь причт до 120 пуд. овса. Прихожан: православных русских 2193 муж. пола, 2363 жен. пола. Приход состоит из 36 селений, расстоянием до 10 верст.

http://sobory.ru/article/?object=03681

Кощино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Храм в Кощине построен в 1791 г., каменный. Престолов четыре: в настоящем холодном — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а по сторонам — во имя архистратига Михаила и святителя Тихона Амафунтского; в придельном теплом - во имя св. князя Владимира. Особенно чтимая икона свят. Тихона Амафунтского; она считается чудотворною, на обороте ее есть подпись преосвящ. Парфения, удостоверяющая о разных исцелениях, бывших от нее. На месте явления иконы устроена часовня. Прихожан 907 душ муж. пола и 900 жен. пола; расстоянием селения от церкви до 5 верст. Земли при церкви 45 дес.: 39 дес. пахотной, 2 дес. луговой и 4 дес. под кустарниками. Капитала церковного 700 руб., капитала причтового 1000 руб. Жалование священник получает 88 руб. 20 коп., псаломщик 35 руб. 28 коп. Церковный дом для священника. Священник Александр Васильевич Дьяконов, священник с 1896 г.; диакон Авраамий Стефанович Неклюдов, диакон с 1896 г. и псаломщик Михаил Евграфович Дьяконов, псаломщик с 1892 г. В приходе близ села одноклассное министерское училище, законоучитель священник Дьяконов, учащ. 92 чел. От Смоленска 22 версты, от благочиния в 42 верстах. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г. Кощино, 23 км от г. Смоленска (Смоленский район). Усадьба шляхтича И.Д. Цельнера известна с начала XVIII в., с 1710 г. владел его сын С.И. Цельнер (ум. 1716 г.); ему с 1713 г. наследовал пасынок М.П. Станкевич; с 1754 г. — надворный советник Ю.Д. Храповицкий, затем — его сын губернский предводитель дворянства полковник С.Ю. Храповицкий с женой Е.И. Храповицкой (урожд. кнж. Друцкой-Соколинской), до 1861 г. — их сын B.C. Храповицкий; далее — с 1859 г. муж его дочери М.В. Храповицкой (1839—1911), генерал-лейтенант, герой русско-турецкой войны, 1877-1878 гг. - кн. Н.Н. Оболенский (1833—1898), последний владелец до 1917 г. — их сын кн. В.Н. Оболенский (1865—1927, жена Е.В. Шереметева (1885-1955).

http://sobory.ru/article/?object=15036

Старая Никола. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Илии Пророка Год постройки:1791. 1894-1895 придел Илии Пророка. Адрес: Владимирская область, Камешковский район, с. Погост Старая Никола Координаты: 56.489523, 40.977734 Проезд:От райцентра Камешково на север через с. Эдемское по указателю " пос. им. Горького " асфальтированная дорога 20 км. Далее из пос. Горького от ткацкой фабрики восточный выезд через д. Щекино на с. Погост Старая Никола. Указателей нет, спрашивать у местных жителей как проехать на кладбище. Дорога с щебеночным покрытием в плохом состоянии 2 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты · Церковь одноэтажная, вытянутая в длину в единый объём. Северный придел так-же включён в общую площадь за счет арок. Алтарные части и, соответственно, апсиды отдельные для основной церкви и придела. В северной стене главной апсиды (фото N11) видно заложенное окно со стесанными украшениями фасада, оказавшееся в интерьере придела, которое свидетельствует о разновременности постройки главного объема и придела. Колокольня так-же расположена ассиметрично и сдвинута к оси симметрии главной части. Главный и единственный вход в церковь организован с западной стороны с устойством притвора-палатки. Сохранилась массивная железная дверь фабричной выделки на западном входе. Основной объем руинирован, своды рухнули, кирпич стен выветрился на значительную глубину. Похожее состояние у кирпича трапезной, хотя её ещё перекрывает простой цилиндрический свод. Лучше всего сохранились апсиды и колокольня. Следов расчистки или какого-либо ухода за церковью не отмечено. Несмотря на присутствие рядом в десяти шагах действующего, на этих руинах даже нет ни одной иконы или лампадки. Церковь в погосте существовала в честь Святителя и Чудотворца Николая; эта церковь в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годах записана так: «церковь великаго чудотворца Николы Старого погоста в Талецкой волости в вотчине Покровскаго девичья монастыря дани рубль тринадцать алтын четыре денги»; а под 161 (1653) годом в указанных книгах о состоянии прихода при церкви сообщается «у Николаевской церкви 2 дв. поповых, дв. пономарев, бобыльских 5 дв., да в приходе помещиковых 8 дв., крестьянских 160 дв., всего 185 дв., пашни церковныя пахатныя середния земли 11 чети, да перелогом и лесом поросло 5 чети в поле, а в дву по тому ж, сена по реке по Тальше и промеж поль 100 копен». «164 (1656) г. а по новому дозору положено дани 4 рубли 2 денги заезда гривна»; под 1710 годом в тех же книгах о причте сказано: «Боголюбскаго стана при церкви Николая Чуд. села Стараго погоста, вотчины Покровскаго монастыря, что в Суздале, попы: Алексей Стефанов, Андрей Григорьев у него сын поп Петр Андреев, Иван Стефанов, у него брат поп Борис Стефанов, пономарь Прокопий Иванов».

http://sobory.ru/article/?object=02514

Спасо-Парголовская церковь (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Парголовская церковь в городе Санкт-Петербург возведена в 1876–1880 годах в византийском стиле по проекту архитектора К. А. Кузьмина, один из немногих храмов епархии никогда не закрывавшихся. В храме хранится много почитаемых святынь. Содержание История [ править править код ] Спасо-Парголовская церковь в начале ХХ века В первой половине XVIII века эти земли были пожалованы как майоратное владение (то есть не подлежащее продаже и передаче, как целиком, так и по частям) графам Шуваловым, которые перевезли сюда часть крестьян из своих имений в средней полосе России. Тогда в районе будущего храма возникла Большая Суздальская слобода, названная по происхождению крестьян (из Суздальской губернии). Ныне об этом напоминают нам названия: Суздальские озёра и Суздальский проспект. Именно здесь, в Суздальской слободе, на самой высокой точке горы у большого озера и был возведён на средства графа Петра Ивановича Шувалова (1710?-1762) в 1754-1755 годах первый деревянный храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя. На его освящении 7 сентября 1755 года присутствовала Императрица Елизавета Петровна. После строительства храма Большая Суздальская слобода стала именоваться Спасским селом. Первый храм простоял недолго и сгорел от удара молнии 31 мая 1791 года. На его месте была сооружена каменная часовня из красного кирпича, которая стоит и поныне. В следующем году, на склоне холма, чуть ближе к селу, на средства графини Екатерины Петровны Шуваловой, урождённой Салтыковой (1743-1816), по проекту известного архитектора Луиджи Руска (1758-1822) был сооружён новый деревянный храм. Облик второго храма на горе над озером был запёчатлён на рисунке 1825 года художника Г. Г. Чернецова (1802-1865), о храме упоминает А.С. Грибоедов в очерке «Загородная поездка», опубликованном в газете «Северная пчела» от 26 июня 1826 года: «Разного рода мысли и чувства возбуждает, несколько вёрст далее, влево от большой дороги, простота деревенского храма. Одинок и построен на разложистом мысе, которого подножие омывает тихое озеро».

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Парголов...

Под 161 (1653) годом в указанных книгах о состоянии прихода при церкви сообщается «у Николаевской церкви 2 дв. поповых, дв. пономарев, бобыльских 5 дв., да в приходе помещиковых 8 дв., крестьянских 160 дв., всего 185 дв., пашни церковныя пахатныя середния земли 11 чети, да перелогом и лесом поросло 5 чети в поле, а в дву по тому ж, сена по реке по Тальше и промеж поль 100 копен». «164 (1656) г. а по новому дозору положено дани 4 рубли 2 денги заезда гривна»; под 1710 годом в тех же книгах о причте сказано: «Боголюбскаго стана при церкви Николая Чуд. села Стараго погоста, вотчины Покровскаго монастыря, что в Суздале, попы: Алексей Стефанов, Андрей Григорьев у него сын поп Петр Андреев, Иван Стефанов, у него брат поп Борис Стефанов, пономарь Прокопий Иванов». К 1678 г. у Никольской церкви уже стояли «четыре избенки, а в них живут нищие, кормятся Христовым именем». Под 1710 г. в окладных книгах указано о причте погоста: «Боголюбского стана при церкви Николая Чудотворца села Старого погоста, вотчины Покровского монастыря, что в Суздале, попы: Алексей Стефанов, Андрей Григорьев, у него сын поп Петр Андреев, Иван Стефанов, у него брат поп Борис Стефанов, пономарь Прокопий Иванов». По данным книг I ревизской переписи 1719 г., значились «села Старого Погосту церкви Николая Чудотворца попы Алексей Степанов, Петр Андреев, Иван Степанов, Борис Степанов, дьякон Иван Михайлов, дьячек Василий Алексеев». В 1764 г. приходские монастырские селения перешли в ведение Государственной Коллегии Экономии и с тех пор находились в казенном ведомстве. В 1791 г. вместо деревянной церкви, усердием, прихожан построена каменная теплая церковь, небольшая и об одной главе, вместе с шатровой каменной же колокольней. Освящена в прежнее наименование — в честь Святителя и Чудотворца Николая. В 1894-1895 гг. теплая церковь погоста была расширена, при ней выстроили теплый же придел во имя Пророка Божия Илии. Инициатором этого строительства стал священник И. П. Чижев. Он на свои средства устроил иконостас в новом приделе, всего пожертвовав более 650 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=02516

http://50rus.hramy.ru/churches/slk/390501.jpg , . Существовавшая ранее церковь Иоанна Богослова в селе Глинки (Мизиново, Богословское, Брюс тож). Церковь Иоанна Богослова построена была в сельце Мизинове в 1710 г. каменная. 1715 года января в 14 день, «по указу великого государя и по помете на челобитной казначея Алексея Андреевича Владыкина, а по челобитью дьяка Михаила Васильевича Гуляева, велено с новопостроенной церкви во имя Иоанна Богослова, которую по обещанию своему построил он в Московском уезде, в сельце Богословском, Мизиново тож, дани положить с попа с причетники, по сказке человека его, Гуляева Михаила Васильевича, со дворов: с попова, с дьячкова, с просвирницына, да с приходских с 1 вотчинникова, с 9 крестьянских… с пашни с 10 четьи в поле, сена с 10 копен, заезда и десятильнича доходу на ту церковь положить по указной статье, и те данные деньги велено имать с 1712 г. по 38 алтын с деньгою в год. Января в 21 день на 1715 г. платил той церкви поп». Село Мизиново в 1623 – 24 гг. – сельцо на речке Воре, Московского уезда, Кошелева стана, поместье князя Алексея Михайловича Львова, стольника князя Григория Васильевича Тюфякина и стряпчего Григория Никитича Измайлова; «в сельце 2 двора помещиковых, 2 двора людских с деловыми людьми, 6 дворов крестьянских и 2 двора бобыльских». Потом сельцом Мизиновым владели разные помещики и вотчинники. В 1646 г. в сельце числилось: 21 двор крестьянских и 9 дворов бобыльских, в 1704 г. – 2 двора вотчинников и 15 дворов крестьянских, всего 52 чел. В 1706 – 08 гг. сельцо Мизиново куплено дьяком Михаилом Васильевичем Гуляевым, при нем в этом сельце была построена каменная церковь, отчего оно и стало называться по церкви село Богословское, Мизиново тож. В 1733 г. оно продано графу Якову Вилимовичу Брюсу, а от него перешло в 1737 г. к его родному племяннику Александру Романовичу Брюсу. В 1791 г. селом Глинковым с сельцом Мизиновым владела Екатерина Яковлевна Брюс, бывшая замужем за Мусиным-Пушкиным. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. Комментарии и обсуждение Бывшая усадьба Глинки. В советское время эта церковь до неузнаваемости перестроена в корпус дома отдыха, в 1990-е заброшена и доведена до руинного состояния. Ныне числится в деревне " Корпуса " . Храм построен в 1756 г. на средства генерал-майора А.Р. Брюс. В 1883 г. на средства богородских купцов В. и Н.К. Аверьяновых выстроены трапезная в приделом Преображения Господня и колокольня. В 1934 г. перестроена под спальный колрпус санатория, затем заброшена. К.В. Аминов 13 августа 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24172

В 1806 г. был отремонтирован нижний храм (сделан теплым и расписан), а в 1843 г. – верхний, в котором Н.Д. Кузнецов написал новые иконы и сделал на стенах росписи. В 1862 г. епархиальный архитектор Г.И. Карпов начал возведение боковых приделов, освященных 29 января 1865 г. Образа в них исполнил В.Ф. Пасхин. Через два года была окончена новая отделка нижнего храма. В 1900 г. арх. Д.П. Рябов приступил к полной перестройке здания, сделав его из двухэтажного одноэтажным, но двусветным и с хорами, после чего внутри смогли поместиться 3000 человек, почти все население слободы. Были возведены шатровая колокольня и пять глав. Поначалу, 28 октября 1901 г. епископ Нарвский Никон освятил само обновленное здание, a 21 мая 1903 г. – левый придел апп. Петра и Павла. Большинство расходов по перестройке взял на себя староста, крестьянин Н.М. Слепушкин, бывший также литератором, автором „Досугов сельского жителя“. В 1912 г. в церкви была повешена бронзовая доска с именами павших при Цусиме матросов из Рыбацкой слободы. В 35 саж. от церкви возвышался гранитный обелиск, сооруженный в 1791 г. в память о патриотизме жителей в Русско-шведской войне. Неподалеку находилось приходское кладбище с церковью; в Петро-Славянке стояла деревянная часовня; в Усть-Славянке – каменная, выстроенная в 1861 г. (освящена 20 июля 1920 г. как церковь прор. Илии). В Петров день причт кропил святой водой дома в округе и служил в них молебны. Полвека (1839–1888 гг.) настоятелем церкви был прот. Николай Петрович Флоровский; последним перед революцией – прот. Николай Петрович Кулигин, в 1937 г. расстрелянный. Церковь закрыта в 1934 г. и в следующем году снесена – закладная доска сейчас находится в местном музее. Ныне на этом месте – сквер. В 1980-е гг. Рыбацкое застроено многоэтажными домами. В конце XX века создана инициативная группа по восстановлению храма. http://www.encspb.ru/object/2804678970?lc=ru Село Рыбацкое находится по Шлиссельбургскому тракту, на левом берегу Невы, в 10 верстах от Петербурга и в 6 от почтовой станции Усть-Ижоры. До 1829 г. оно называлось слободою Рыбною, а с 1829 г., до причисления его к Шлиссельбургскому участку, слободою Рыбацкою. До освобождения крестьян оно состояло в ведомстве Александровской мануфактуры. Рыбною слободою, Рыбацкою или селом Рыбацким оно названо потому, что населено рыбаками, вызванными в 1710 г. Петром Великим с берегов Оки, из замосковных дворцовых волостей.

http://sobory.ru/article/?object=35576

В писцовой книге Сольвычегодского уезда 1645 записано: " В Лалской же волости на реке Лале погост. церковь Михаила Архангела студеная клетцки да церковь теплая с трапезою Прокофии Устюжского чудотворца а в церквах образы местные " (РГДА Ф 1209, оп.1, дело 451) Переписная книга 1647 уточняет, что во дворе церкви находится просвирня с проживающими в ней жильцами, дома попа, дьяка, пономаря. Также дома двух половников. Кроме этого на земле принадлежащей церкви находится ещё шесть крестьянских домой. В 1710 году " В той же Лальской волости Верхлальской приход а на погосте церковь теплая Прокопия праведнаго Чюдотворца и великомученика Георгия, другая церковь Троицы Живоначальныя архангела Михаила холодная, верх шатровой " . Около церкви также шесть домов: церковного притча, одного половника, церковного сторожа и просвирня с просвирницей. В окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года упоминалась Архангельская церковь в Верхолальской волости, в Сольвычегодском уезде. В 1788 г. в приходе числилось 1125 человек, в 1868 г. – 2189 человек. С 1791 года " по указу Вологодской Духовной Консистории Верхолальская Михайло-Архангельская церковь изьята из ведения Лальского Благочинного и переведена в ведомство Усольское " то есть Сольвычегодское. Причта по штату, Высочайше утверждённого в 1855 г., положено быть одному священнику с дьяконом и псаломщиком. " Фактически в последствии в штате существовала должность пономаря. С 1874 учреждено:Настоятель, священник, два псаломщика. Фактически жалование получали Священник, диакон, пономарь. С августа 1915 года штат церкви утвержден: 2 священника, диакон, 2 псаломщика и просфорня. Строительство основного здания новой церкви, которое сегодня украшает верхнелальскую землю, начато в 1896 году и продолжалось 8 лет, до 1906 г. Основное здание теплой церкви с колокольней было закончено после 1905 года. Немного позднее к отапливаемому основному зданию церкви была пристроена летняя церковь (придел) Прокопия Праведного Устюжского . В летний период она переоборудовалась в алтарь основной церкви. Со строительством не все так просто было, даже в 1909 году всё ещё не были закончены работы по внутреннему убранству церкви.

http://sobory.ru/article/?object=15060

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010