Храм Живоначальной Троицы в Васюнине (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Живоначальной Троицы в Васюнине (Москва). Трапезная с двумя приделами и основание колокольни были пристроены в середине XIX в. Приделы трапезной были освящены в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Содержание История [ править править код ] Село Васюнино расположено в двух километрах от Варшавского шоссе, недалеко от границы г.Мосвы с Калужской областью. Владелец Васюнина стольник Матвей Афиногенович Челищев в 1698 г. построил деревянную церковь Благовещения. Существующая сейчас каменная церковь Святой Троицы построена по челобитью вотчинника Григория Матвеевича Челищева согласно разрешению, выданному в 1735 г. Сложенный из кирпича бесстолпный ярусный башенный храм состоит из двухсветного четверика, несущего два восмерика, верхний из которых служит ярусом звона. Трапезная с двумя приделами и основание колокольни были пристроены в середине XIX в. Приделы трапезной были освящены в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Григорий Матвеевич, как и все дворяне того времени, провёл жизнь на царской службе, которую начал в 1703 г., «февраля в первых числах из недорослей был он на смотре Царского величества в Преображенском и на Генеральном дворе и с того смотра отослан к боярину Т.Н. Стрешневу в разряд. И в 1707 г. от него, боярина Стрешнева, отослан из разряду с указом к думному дьяку Автомону Ивановичу в Азовский драгунский полк и служил в том полку до 1709 г., а в 1709 году определен из того полку в Изюмский полк, в драгуны ж, и служил по 1711 г., а в 1711 году, сентября в 20-й день, по определению тайного советника генерал-адмирала, кавалера, губернатора, графа Ф.М. Апраксина, пожалован вахмистром в Бахмуцкую жилую роту, а в 1712 г. написан в Бахмуцкий драгунский шквадрон (эскадрон) вахмистром, а в 1713 г. пожалован в прапорщики и повелено указом Великого Государя, за подписанием руки его сиятельства, графа Ф.М. Апраксина, генералу Келину написать в Московский шквадрон.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Живоначал...

«Информационное агентство Екатеринбургской епархии» Каменный Троицкий собор был заложен по царскому указу в 1703 году на месте деревянного. Возводили его лучшие мастера Урала и Сибирского приказа. Собор освящен в 1709 году, хотя строительство продолжалось до 1712 года. Пожар 1738 года не пощадил деревянные конструкции глав и крыши храма, которые были восстановлены через год, ко времени нового освящения храма. В 1825 году соборная церковь была обнесена со стороны посада каменной оградой, а деревянная кровля заменена па листовое железное покрытие. У алтаря собора за оградой было отведено место для погребения преподобных священнослужителей, почетных граждан и состоятельных жертвователей. На звоннице колокольни установлен главный 109-пудовый колокол с восемью малыми колоколами, внутреннее убранство собора включало росписи стен, исполненные в 1887 году московским мастером, и четырехъярусный иконостас с иконами иеромонаха Иоанна из Тобольска. Троицкий собор как величественный памятник храмовой архитектуры начала XVIII века послужил образцом для возведения ряда первых церквей и храмов в южном Верхотурье, а также в других весях Урала и Сибири. Троицкий собор, поставленный на участке кремлевской стены, фланкируемом разнокомпозиционными постройками, имеет не центрическую композицию, а асимметричное, с учетом северного придела, объемное решение. Объемы храмовой части с апсидой, и колокольни объединены посредством трапезной. «Экономичная» компактная композиция храма в условиях сурового уральского края нашла воплощение в его сплоченном пятиглавии, которое, возможно, по конструктивным соображениям, подвигло зодчего разместить малые главы на восьмерике с необычным расположением по сторонам света. Вместе с люкарнами, постаментом и главками на них завершение храма представляет неповторимую нарядную, стройную композицию. Эта композиционная тема удачно поддерживаемся пятигранной формой апсиды получила в дальнейшем широкое распространение. Оригинальное композиционное решение присуще и колокольне шатрового типа. Она имеет ярусность, образованную членением по вертикали в соответствии с членением объема храмовой части. Восьмериковую форму обретает третий ярус колокольни, которая переходит к нижнему звону, затем к верхнему и венчающему шатру.

http://sobory.ru/article/?object=00344

Элементом новой западной церковной архитектуры является резная позолоченная кафедра, украшенная статуями двух Первоверховных Апостолов, установленная напротив алтаря. Симметрично ей расположено Царское место, увенчанное резной золоченой короной и украшенное шитым золотом двуглавым орлом на малиновом бархате. В 1725 году внутри недостроенного собора была устроена деревянная церковь, позднее разобранная. В ней отпевали скончавшегося Петра. С этого времени собор стал усыпальницей российских императоров и членов царской фамилии. Скоро собор получил и другое значение – памятника русской военной славы. В нем хранились трофейные знамена, дорогое оружие, ключи от крепостей, завоеванных в победоносных войнах с Швецией и Турцией.  Достопримечательностью собора были куранты, заказанные Петром в Голландии. В 1759 году императрица Елизавета Петровна пожаловала на колокольню часы и новые куранты, которые каждый час исполняли мелодию национального гимна. После революции собор закрыли, богослужения в нем прекратились в конце 1917 года, а в 1919 г. Был запрещен доступ публики. В 1923 году он был превращен в музей. Дорогую церковную утварь конфисковали. В 1954 году здание было передано Музею истории Петербурга. Литература: А.П. Павлов Храмы Санкт-Петербурга. СПб. - Лениздат, 2001. П.Я. Канн Петропавловская крепость. - Л. Лениздат, 1957 Петербург православный. Справочник-путеводитель. СПБ. WELCOME, 2002 Петропавловский собор - не только один из сиволов Санкт-Петербурга, но и ровесник города: церковь во имя святых апостолов Петра и Павла была заложена почти одновременно с закладкой крепости на Заячьем острове. Всё лето 1703 года на Заячьем острове непрерывно шли земляные работы - солдаты и работные люди, присылаемые со всей России, осушали болото, забивали сваи, устраивали укрепления и строили дома. Тогда же поставили и деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1712 году вокруг неё стали возводить новый каменный храм. Эскиз будущего собора выполнил сам Пётр, исходя из своих зарубежных впечатлений, а главным архитектором был назначен итальянский зодчий Доменико Трезини. Деревянную церковь вскоре разобрали и перенесли на Городовой остров (нынешняя Петроградская сторона), поставив её на каменный фундамент и освятив во имя апостола Матфея.

http://sobory.ru/article/?object=03750

Первыми насельницами этой обители во главе со старицей Феодорой стали обратившиеся из раскола в официальное православие женщины- старообрядки. Первые десятилетия Троицкий Белбажский монастырь по своему внутреннему уставу (укладу жизни) являлся «особножительным», или «своекоштным», когда сестры жили здесь каждая в своей келье и имели индивидуальное подсобное хозяйство. Начиная с 1800 года, игуменья Маргарита (перешедшая в Белбаж из числа монахинь Костромского Анастасина монастыря), «ввела в монастыре общежитие, благочиние и порядок, и монастырь стал улучшаться с каждым годом». К середине XIX столетия на территории Белбажского монастыря было построено три церкви: центральный Троицкий собор с колокольней, храм в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. Основатель Белбажского монастыря святитель Питирим являлся непосредственным строителем Троицкого собора. Первоначально, рядом с существующим собором, очевидно еще, когда на этом месте находился старообрядческий скит, был построен одноименный деревянный храм. В 1720 году архимандрит Питирим благословил начать строительство в обители каменного собора: " ...к тому строению материалы изготовляти, и мастеров на кирпичные припасы и на жжение извести ослеживать " . Спустя два года, в мае 1722 года, " ...Москвитин подмастерье Лука Онофриев с мастерами стали под церковь рвы копати, сваи бити, и бут класти и стены взводити " . Каменных дел мастер и подрядчик Лука Андреевич Анофриев (Свияженинов) являлся жителем московской Казенной слободы и вместе с братом каменщиком Семеном Анофриевым брал подряды на строительство православных храмов. В настоящее время известно еще о пяти церквях, которые возводились мастерами-каменщиками братьями Анофриевыми. Два храма были построены ими в Москве: церковь в честь иконы Божией Матери Грузинская, на Воронцовом поле (1712–1714 гг.) и собор в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского в Николаевском греческом монастыре (1718–1728 гг.). Оба этих храма не сохранились до наших дней. Существовали также возведенные ими храмы на территории Московской области: в селе Фроловском Клинского района в честь Казанской иконы Божией Матери (1717–1719 гг.) и в селе Лыкове Коломенского района (1703 г.). Участвовал Лука Анофриев и в постройке приходского храма в честь праздника Вознесения Господня в селе Чичкино Рязанской области (1714–1716 гг.). Этот несохранившийся храм, также ярусной композиции «четверик восьмириком», строился им вместе с крестьянином Куприяном Семеновым по образцу московской церкви Иоанна Предтечи на Ленивом Торжке.

http://sobory.ru/article/?object=23580

Вскоре церковь Рождества Христова было построена. Ее высокие стены были увенчаны пятью куполами, крытыми белым железом, с главами и крестами, вызолоченными через огонь. Великолепный иконостас блистал золотом. Над ним потрудился известный строительством Воскресенского арзамасского собора архитектор Михаил Петрович Коринфский (Веренцов), который руководил мастерской позолотчиков, резчиков и т.п. Кроме главного, храм получил еще два престола – правый в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и левый в честь святителя Николая Чудотворца. Освящение храма назначили на 1 октября 1850 г. в этот же самый день умер священник Дмитрий Раевский, простудившийся перед этим во время службы в холодной Смоленской церкви. В 1870 г. при храме было открыто приходское мужское училище. В 1703 г. была построена вторая церковь прихода – в честь Смоленской иконы Божией Матери в основном на деньги арзамасского купца Ивана Васильевича Масленкова, который умер в 1712 г. и похоронен возле церкви. Это был человек весьма почитаемый в Арзамасе, духовный друг иеромонаха Иоанна, основателя Саровской пустыни. Последний говорил, что Иван Васильевич был «муж в разуме зело искусен и по премногу рассудителен и во всем полезен, паче же в духовных». Многие почитали его могилу как могилу праведника и даже скоблили его надгробный камень, и порошок от него брали для исцеление. В 1797 г. на месте прежней Смоленской церкви построена и освящена просторная каменная церковь с тем же именем с двумя приделами: в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и благоверного князя Александра Невского и преподобного Александра Свирского. Храм строился на средства «благочестивых богачей» Масленковых, Корниловых, Быстровых и многих других. Первая волна ликвидации церквей в XX в. не коснулась Рождественского прихода, но уже в 1932 г. Смоленский храм был закрыт, а его имущество, необходимое для богослужений в зимнем храме, передается Рождественскому. В 1934 г. зимнюю церковь с согласия арзамасских властей захватывают обновленцы во главе с М. Рубинским, и осенью того же года по настоянию этого священника-обновленца закрывают. Но верующие своими жалобами в Москву на незаконные действия властей буквально отвоевывают обратно свой храм. Это произошло 27 апреля 1936 г. Через 3 года в Арзамасе начинается спланированная кампания по закрытию последней городской церкви – Рождественской. 90 городских организаций публично через газету «Арзамасская правда» требуют закрытия «последнего оплота мракобесия». Несмотря на протесты православной общины, 7 апреля 1940 г. Арзамасский горсовет постановил закрытый храм Рождества Христова передать хлебобулочному комбинату под механизированную пекарню...

http://sobory.ru/article/?object=44342

Мелтихино-Лайково в 1627 г. «сельцо на овраге» Московского уезда – старинная вотчина князя Юрия Дмитриевича Хворостинина, в сельце двор вотчинников и 9 дворов крестьянских. После князя Ю. Д. Хворостинина сельцо это с пустошью Елизаровой перешло к его сыну Федору. При этом владельце в сельце Мелтихине около 1646 г. была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Богородицы Казанской с приделом Ярославских чудотворцев благоверного князя Федора и его чад Давыда и Константина, отчего Мелтихино стало называться по церкви селом Богородским, Мелтихино тож, а пустошь Елизарова с населенными на ней крестьянами – деревнею. Новопостроенная церковь в селе Мелтихине была обложена данью и записана за 1648 г. в приходные книги Патриаршего Казенного Приказа: «по книгам Радонежской десятины десятильника Матвея Облезова, да старосты поповского села Братошина Благовещенского попа Григория прибыла вновь церковь Казанской Пресвятой Богородицы в вотчине князя Федора Юрьевича Хворостинина в селе Мелтихине; дани 6 алтын, 4 деньги, заезда гривна». За последующие годы в приходных книгах того же Казенного Приказа Казанская церковь писалась под Загородскою десятиною с обозначением дани 6 алтын, 4 деньги, заезда гривна, а с 1712-1740 гг. 20 алтын. По смерти князя Ф. Ю. Хворостинина его имение перешло в 1656 г. к его вдове княгине Елене Борисовне с детьми Семеном и Иваном, которые потом отдали село Мелтихино своему зятю князю Борису Алексеевичу Голицыну. В селе Мелтихине в 1678 г. находились: «двор вотчинников, в нем 15 чел., и 22 двора крестьянских и бобыльских, в них 84 чел., в 1704 г. – 22 двора, в них 83 чел. крестьян. При Казанской церкви в 1703 г. состояло в приходе 32 двора, сена церковного 60 копен волоковых. Имение князя Бориса Алексеевича после его смерти досталось его сыну князю Сергею Борисовичу, женатому на Марье Александровне Нарышкиной. В 1758 г. князь Сергей Голицын продал село Богородское Мелтихино с находившеюся в нем деревянною церковью во имя Казанской Пресвятой Богородицы жене Ивана Ивановича Нарышкина Настасье Александровне. В 1780 г. куплено Александрою Алексеевною Хитрово у Александра Ивановича Нарышкина.

http://sobory.ru/article/?object=00954

Таким образом, комплексное изучение документальных источников в совокупности с натурным исследованием остатков здания позволяет сделать вывод о том, что Богоявленский собор под слоем позднейших наслоений сохранил часть своих первоначальных форм, имеющих отношение к первому строительному периоду 1709-1712 годов. Это обстоятельство дает возможность значительно расширить наши знания о раннем этапе развития каменного зодчества Сибири и особенностях становления его " енисейской школы " . Источник: статья архитектора Шумова К.Ю. " К 300-летию Богоявленского собора в Енисейске. К вопросу о первоначальном облике Богоявленского собора в Енисейске " на сайте " История архитектуры Красноярского края "   Приход Градо-Енисейского Богоявленского собора открыт приблизительно в 1690 г., так как имеются сведения, что в этом году построен был деревянный Богоявленский Собор с определением к нему причта: из протоиерея, 2 священников, диакона и 2 дьячков. В 1703 г. этот деревянный собор и 2 других церкви вместе со всеми городскими постройкам сгорели. Исторических сведений о происхождении прихода не имеется. Три деревни, входящие в состав прихода, находятся на противоположном берегу Енисея, другие же три находятся на том берегу, где расположен и город. Собор находится на берегу Енисея. Церквей в приходе три: собор и две кладбищенские церкви; все три каменные. Богоявленский собор построен в 1750 г., кладбищенская Абалакская церковь Входо-Иерусалимская выстроена в 1801 г., а другая Крестовоздвиженская в 1794 г. В соборе престолов три: главный – Богоявленский, правый – Введенский и левый – в в честь преподобного Сергия Радонежского. В Крестовоздвиженской кладбищенской церкви престол только один – Воздвижения Креста Господня. Во Входо-Иерусалимской кладбищенской церкви два престола – главный Входа Господня во Иерусалим и другой – в честь Всех Святых. В 1869 г. собор подвергался пожару, но после был ремонтирован; поврежденный пожаром придел в честь св. Николая, который находится над папертью, не поправлен и не отделан до сего времени. Древних икон, крестов, богослужебных книг и других каких-либо предметов церковной утвари не имеется. Церковной летописи при храме нет и не велось. Библиотека при храме есть, в последние годы выписывается журнал «Духовная беседа».

http://sobory.ru/article/?object=15130

Не удалось извлечь искомое из базы (((

По эти актам видно, что земли Ямполя первоначально принадлежали Святогорскому монастырю, и монастырь населил здесь под защитой Донского Сухарева городка, Репин юрт, а невдали от него – Крестовский (Райгородок). Правительство, заботливое о защите России от крымцев, отдало эти земли, вместе с Крестовским и Репиным юртами, казакам Маяцким и Торским. В грамоте 1704 г. сказано, что по исследованию, произведенному 1703 г., «в том селе, Ямполе Изюмского полку, Козаков 117 дворов, и в том селе построена саовня, а построено то село по Нашему указу, а по отписке из Белгорода Боярина Нашегои воеводы Якова Федор. Долгорукова, с котрого отписки подали они, Ямпольские жители, атаман Павел Рубан с товарищи список». Черкасы, заняв урочище Репину яму, построили крепость на лугу левого берега Донца. В 1712 г. Ямполю дано было значение форпоста, откуда русские драгуны должны были оберегать Торские и Бахмутские соляные заводы. Но весенние разливы бурного Донца нередко причиняли ямпольцам разорение, потому они переселились на возвышенность, не в дальнем расстоянии от прежнего места. Это новое место, даже в 1729 году, когда уже жили здесь черкасы, называлось Старым селищем, то есть потому, что здесь в прежнее время был монастырь Репин юрт. С 1729 года построена здесь крепость с пороховым погребом и пушками. Старики помнят, что в царствование Екатерины II эта крепость была уничтожена, а при вступлении на престол императора Александра, пушки и другие военные принадлежности вывезены были из Ямполя. По грамоте 1704 года видим в Черкасском Ямполе часовню, или молитвенный дом. Был ли в Репином юрту храм, когда состоял он в ведении Святогорского монастыря, в памятниках не отыскано. Но, по заботливости монастыря об освящении мест и сердец христианством, не можем сомневаться, что здесь была, по крайней мере, часовня. О древнем храме Ямпольском – по памятникам открывается следующее: 1) В Синодике Святогорском 1710 года записано: а) во время моровой язвы 1718 года внесены вклады Ямпольским священником Максимом и несколькими ямпольцами; б) в 1724 году записан род Ямпольской дьячихи. 2) По делам Консистории видно, что в 1715 году посвящён в священники Ямпольской Николаевской церкви, по просьбе прихожан, Афанасий Павлов (в 1744 году поступивший по желанию своему в Хотмыжский монастырь), а с 1745 года был священником Ияков Лучинский. Указом 1724 года разрешено было построить Николаевскую церковь в Ямполе. Довольствовались ли до того времени ямпольцы только часовней со священником, не видно. В 1731 году, вследствие прошения сотника Степана Гуковского с товарищами и священника Афанасия Павлова, разрешено было перенести Ямпольский Николаевский храм на новое место поселения, «на место – как писали ямпольцы, – называемое Старое селище, которое в близости того же местечка». В 1733 году выдан был антиминс, освящённый архиепископом Досифеем, «в храме Святого Николая слободы Ямполя». Нынешний храм построен в 1878 году, иконостас и горнее место поступили из прежнего храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После этого целым рядом соборов, имевших место в Смирне азийской, в Писидии, Исаврии, Памфилии и Ликии, было достигнуто полное объединение всей омойузианской партии 1702 . Выражением последнего явилось посольство Евстафия севастийскаго, Сильвана тарсийского и Феофила каставальского от лица всех омойузианских епископов восточной церкви к римскому папе 1703 . Что это так, можно видеть из ответного послания Либерия, в адресе которого значатся имена всех важнейших епископов восточно-римской империи, исключая епископов Палестины и Египта 1704 . Но уже за несколько лет до этого в рядах этой партии явился раскол. Мало заметный в начале, он с каждым годом все более и более увеличивался до тех пор, пока в 373 году окончательно не разделил всю партию на две половины. Появлением своим он был обязан Мелетию. Что было истинной его причиной, вопрос темный. Догматические воззрения в данном случае, по-видимому, не играли никакой роли 1705 . Причина его, как это основательно догадывается Лоофс, кроется в личных отношениях вождя омойузианской партии Евстафия севастийского к Мелетию антиохийскому 1706 . Догматические разногласия явились позднее. Остановимся несколько на личности этих двух вождей омойузианской партии. Евстаий был сыном севастийского епископа Евлалия, стоявшего в Никее на стороне Ария 1707 . Родился он самое позднее около 300 года 1708 , по-видимому, в Малой Армении. По крайней мере Григорий нисский 1709 называет его армянином. Затем в этой области и в Понте он действовал в качестве распространителя монашества задолго до своего епископата, за что во времена Евсевия никомидийского подвергся цензуре со стороны неокесарийского собора 1710 . Первоначальное богословское образование он получил в кругу Ария. Отсюда противники называли его личным учеником последнего 1711 . Также и Афанасий 1712 причисляет его, рядом с Евдоксием константинопольским, к числу тех «ариански настроенных» лиц, которых около 330 г. Евстафий антиохийский отказался принять в клир 1713 . В интересах Евстафия севастийского было тогда же вмешаться в партийную борьбу и извлечь из нее пользу, но аскетический идеал взял перевес.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010