II. Епархиальные соборы и церкви  в Санкт-Петербурге I. Исаакиевский  кафедральный  собор. Исторические сведения о построении Исаакиевского  собора 1. Начало построения Исаакиевского собора. Начало построения Исаакиевского собора почти современно основанию Санкт-Петербурга. Заложив в 1703 году новую столицу и поручив ее молитвенному охранению Св. Апостола Петра, император Петр І возымел желание устроить церковь и во имя преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого, 30 мая 1673 года, он родился;· но множество работ, начатых царем в одно время, не дозволили ему приступить к исполнению своего намерения ранее 1710 года. В этом только году возникла в Санкт-Петербурге церковь во имя преподобного Исаакия Далматского. На Адмиралтейском лугу, огороженном для травы, против самых Адмиралтейских ворот, в пустом чертежном амбаре, государь в 1710 году решился устроить временно церковь во имя преп. Исаакия. Для этого над простой шатровой крышей с одной стороны устроена была одноярусная колокольня со шпицем, а с другой – маленький купол с крестом над алтарем. В том же 1710 году началась в ней и служба. В церковь эту государь нередко заходил помолиться, так как она стояла подле адмиралтейства, где он работал. Голиков говорит даже, что в ней Петр 1 19 февраля 1712 г. публично венчался с государыней Екатериной Алексеевной. По времени, выбрав другое, удобнейшее место, 6 августа 1717 года государь заложил новую Исаакиевскую церковь, уже лучшую, каменную. Это на берегу Невы на пространстве между нынешним зданием Сената и Адмиралтейством, на том самом месте, где теперь находится памятник Петру I. План и рисунки этой церкви составлял архитектор Матернови, а работами заведовал каменных дел мастер Яков Нарпонов. Церковь имела форму креста, длин. 28 саж., ширин. от южных дверей до северных 15 саж., а в других местах 9 1 / 2 саж.; большой купол ее упирался на четыре больших столба и покрыт был простым железом. Колокольня вышиной 12 саж. 2 арш., имела шпиц в 6 саж.  вышины, с крестом вышин. в 7 фут. 8 дюймов. На колокольне поставлены были часы, выписанные, Петром І из Амстердама. Когда церковь снаружи была готова, в 1727 г., уже по смерти ее основателя, в нее перенесли из ветхой первоначальной Исаакиевсвой церкви св. престол и всю церковную утварь, и немалое время служили в этой новой неосвященной еще церкви, пока приготовлялись для нее новый иконостас и новые св. образа. Заведывание ею предоставлено было Адмиралтейств-Коллегии. По уважению к памяти основателя церкви и по удобству ее положения, в ней нередко были совершаемы торжественные архиерейские служения и церковные церемонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Петропавловский собор Санкт-Петербурга 12 июля 2013 г. 14:57 Петропавловский собор с момента своего создания стал одним из главных символов северной столицы России. И сегодня золотой шпиль собора с фигурой летящего ангела — самое высокое архитектурное сооружение Петербурга. Его высота 122,5 метра. Первая деревянная церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла была заложена в крепости, основанной Петром I на Заячьем острове через месяц после основания города в 1703 году. Скромный храм простоял недолго, в 1712 году Петр положил основание каменному собору в стиле барокко. Его автором стал Доминико Трезини, итальянский архитектор, ведавший строительством крепости. Возведение собора заняло 21 год. 12 июля (по новому стилю) 1733 года храм был освящен архиепископом Феофаном Прокоповичем в присутствии Синода и Императорского Двора. Петропавловский собор — как главный храм столицы и придворный собор — строился под непосредственным наблюдением самого царя. И хотя Петр I не дожил до завершения строительства и освящения храма, в нем проявился и художественный вкус, и мировоззрение самого императора. Архитектура и убранство Петропавловского собора стали образцом для всего храмового строительства северной столицы, а впоследствии и для всей России первой трети XVIII века. По замыслу Петра, колокольня Петропавловского собора стала архитектурной доминантой и композиционным центром города. Вознесшийся над берегами Невы золоченый шпиль должен был всем приближающимся к столице показать величие России и прочность ее позиций на Балтике. Новая русская столица развернулась лицом к Западной Европе и заимствовала новые архитектурные формы. Резной иконостас в виде триумфальной арки считается признанным шедевром декоративного искусства барокко. Он был создан по чертежу Доменико Трезини мастерской зодчего и скульптора Ивана Зарудного в 1722-1726 годах. Иконы для иконостаса были выполнены московским мастером А. Поспеловым. Напротив алтаря расположены позолоченная кафедра с фигурами святых апостолов и царское место, украшенное резной золоченой короной и малиновым бархатом с вышитым на нем двуглавым орлом. В соборе служили панихиды в присутствии членов императорской семьи. К святыням храма относится образ святого апостола Петра, написанный Симоном Ушаковым.

http://patriarchia.ru/db/text/3095667.ht...

Закрыть Борислав Милошевич: «Петербург всегда в моих поездках оставлял у меня хорошее впечатление» Своими размышлениями о Северной столице в канун дня рождения города делится сербский политик и общественный деятель 28.05.2010 388 Время на чтение 3 минуты Завтра, 29 мая, исполняется 307 лет со дня основания Санкт-Петербурга. 16 мая 1703 г., в день памяти прп. Феодора Освященного, Император Петр I заложил в устье Невы на Заячьем острове Петропавловскую крепость. Несколько дней спустя был поставлен деревянный домик Петра I, положивший начало городской застройке. В 1712 г. Государь принял решение перенести столицу Российской Империи в Санкт-Петербург. По недоразумению из-за ошибок в исчислении расхождения между юлианским и григорианским календарями день основания Санкт-Петербурга светскими властями отмечается не 29 мая, в день памяти прп. Феодора Освященного, а 27 мая. Своими впечатлениями о столице Российской Империи в интервью «Русской народной линии» поделился известный общественный деятель, политолог, бывший посол Югославии в России Борислав Милошевич . «Бывал я много раз и в Ленинг раде и в Санкт-Петербурге. Это были и командировки и частные поездки. Первый раз я побывал там в марте 1966 года. Видел разрушенные Павловск и Пушкин , где только-только начиналась реставрация. Был на Пискаревском кладбище... Поэтому первое мое воспоминание навсегда - это блокада, страшные страдания народа, жертвы и, одновременно, героизм жителей Ленинграда, героизм русского народа. С Санкт-Петербургом связано много знаменательных исторических событий. Это знает каждый. Петербург был столицей России, Российской Империи 200 лет, это город трёх революций, один из самых известных городов мира. Это город сильной индустрии. На «Электросиле», где я бывал не один раз, производили турбины для наших самых мощных гидроэлектростанций на Дунае. Для меня, конечно, как и для миллионов других людей в мире, Петербург уникальный, большой, очень красивый город. Его белые ночи, своего рода символ города, его архитектура, музеи - Эрмитаж, Русский музей, прекрасные места, связанные с его основоположником императором Петром Первым - нынешние, отреставрированные Павловск, Царское Село, Петергоф, - неповторимы, уникальны. Есть и новые сооружения и проекты в Петербурге, вызывающие не только уважение, но и восторг. Но, должен признать, что я никак не сторонник строительства «Охта-центра».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/28/bo...

«В одиннадцатом часу началась обедня, которую совершал архиерей. По совершению литургии архиерей следовал за крестом, в препровождении множества священников, ко устроенному для водоосвящения месту. При погружении креста произведена была пушечная пальба, и стоящая посередине пруда яхта с шестью пушками вмиг украшена стала разноцветными флагами. В рассуждение воскресного дня и ясной погоды собралось туда с самого еще утра премножество простого народа, для которого перед домом приготовлены были столы…» Музей против прихода Церковь в Кусково, как следует из документов Российского государственного архива древних актов, всегда была приходской и никогда – домовым храмом Шереметевых. Так, в писцовой книге Московского уезда 1574 года значится село Кусково (ф. 1209 «Поместный приказ», оп. 1, д. 255, л. 8). В писцовой книге Московского уезда 1623/1624 годов написано: «В селе – церковь во имя Происхождения Честного Креста Господня, да придел Николы Чудотворца… на колокольне колоколы… Да в селе – пруд, а другой пруд – на поле» (ф. 1209 «Поместный приказ», оп. 1, д. 9806, л. 1051). В книгах Патриаршего казенного приказа указывалось, что церковь была приходская. По окладным книгам Патриаршего казенного приказа церковной дани в патриаршую казну уплачено за 1635–1711 годы «9 алтын с деньгою, заезда гривна, а с 1712 по 1739 гг. дани и заезда 22 алтына 3 деньги» (ф. 235 «Патриарший приказ», оп. 1, д. 196, л. 86). В 1737 года по прошению графа Петра Борисовича Шереметева в Синодальном казенном приказе производилось дело о постройке в селе Кусково каменной церкви. 5 мая 1737 года он писал: «В вотчине моей в Московском уезде в Вохонской десятине селе Кусково имеется церковь деревянная во имя Происхождения Честного Креста Господня, а ныне я желаю вместо оной ветхой церкви в том же селе построить вновь церковь каменную во имя того же храма и чтоб указом было повелено о строении». По сведениям из Синодального казенного приказа со ссылками на писцовую, книгу 1633 года и переписную книгу 1703 года «у оной церкви показано: в 1633 г. – два священника, в приходе церкви состояло 20 дворов» (ф. 235, оп. 1, д. 3188, л. 2).

http://pravoslavie.ru/566.html

В 1631 году, по свидетельству писцовых книг, на церковном земельном участке находились церковь, кладбище, дворы священника, диакона, сторожа, просвирницы. Церковь с кладбищем занимала участок 19 на 19 саженей. В приходе числилось 48 дворов. По Описной книге церквей Белого города 1657 года «церковь Козмы и Дамиана, что на Шубине, каменная, а мерою под церковь земли и кладбища в длину 19 сажень поперечь 19 же сажен и то кладбище пространно… огорожено надолбами изретка». В этом году кладбище было расширено на 10х14 саженей. Новое кладбище было устроено «в другом конце от старого». В 1680 и 1683 годах в храме дважды служил Патриарх Иоаким — «Патриарх ходил в церковь Космы и Дамиана, что на Тверской улице, в Шубине, на отпевание и погребение», раздавая по дороге милостыню. В 1702 году в приходе числились «двор боярский, 7 стольнических, 3 вдовьих, двор гостиной сотни, 1 подъяческой, 1 батыщиков, 2 пустых, всего 21 двор». В церковно-административном отношении церковь Космы и Дамиана в Шубине была приписана к Никитскому сороку Белого города. К началу XVIII столетия здание храма обветшало и в 1703 году началась его капитальная перестройка. Средств на строительство, однако, не хватало и работы затормозились. Недостроенное здание церкви пострадало от пожара в 1712 году, а после выхода государева Указа 1714 года о запрете всякого «каменного строения» в Москве и иных городах, кроме Петербурга, строительство было совсем остановлено. Только в 1722 году последовало разрешение о возобновлении строительства: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить». Тогда в приходе церкви числилось всего 7 дворов. Для скорейшего завершения строительства и в целях экономии средств храм был покрыт деревянной кровлей, которая «без остатка» сгорела в 1773 году во время сильного пожара в Тверской части. Сгорела и вся застройка — дома причта, хозяйственные помещения. В 1785 году в церкви был произведен ремонт, заново расписаны стены, старый иконостас был заменен новым.

http://pravoslavie.ru/125690.html

В XVII–XVIII вв. в мон-ре действовал скрипторий: в 1671 г. Василий Драговичанин, «нареченный иеромонах Стефан», переписал в Г. книгу для мон-ря Ораховица ( Записи. 1. 1671), в 1766 г. работал неизвестный по имени инок (Там же. 2. 3280). Мн. книги монастырского собрания были переписаны непосредственно в обители. Игум. мон-ря Евфимий (Негомирович) поддался на уговоры прокатолич. австр. властей и за обещание епископского сана 18 янв. 1690 г. вместе с неск. серб. церковными деятелями признал власть Римского престола. Окончательному переходу Г. в унию помешал патриарх Печский Арсений III (Черноевич) , возглавивший в том же году т. н. Великое переселение сербов в приграничные районы Австрии. Патриарх смог получить в Вене грамоты, подтвердившие права православных. Игум. Евфимий остался в Православии и управлял мон-рем. После встречи с патриархом Арсением аббат бенедиктинского мон-ря в Сексарде Андраш Петерффи, ведавший вопросами, связанными с инославными подданными империи в Тольне, подписал грамоту, по к-рой Г. возвращались владения, отнятые ранее австр. властью. По указу патриарха Арсения с 28 июня 1694 г. в мон-ре находилась кафедра митр. Будимского и Стольно-белградского Евфимия (Поповича; 1695–1700), что способствовало развитию мон-ря. Г. и окружающие села были полностью разграблены и опустошены в ходе венг. восстания во главе с Ференцом Ракоци в 1703 г. Игум. Георгий и неск. монахов спаслись в мон-ре Шишатовац . 29 июля 1711 г. аббат Сексардского мон-ря Михай Мереи в письме просил серб. монахов вернуться в Г. и обещал помощь. 1 окт. того же года он подписал документ из 6 пунктов, подтверждавший права мон-ря и освобождавший монахов от уплаты налогов в казну католич. Церкви. В 1712 г. австр. власти содействовали реставрации церкви в Г., ожидая помощи монахов в усмирении серб. гайдуков, к-рые выступали против властей. 31 авг. 1729 г. братия приняла устав Г. из 13 пунктов, к-рый затем одобрили митр. Белградский Моисей (Петрович) и еп. Сегедский и Мохачский Максим (Гаврилович), в чьем подчинении находилась обитель. В это время в Г. открылась школа для детей.

http://pravenc.ru/text/545896.html

По статье Н.А. Зонтикова " Храмы Костромского района " Характерный образец сельской приходской церкви в стиле позднего классицизма. Стоит на высоком правом берегу р. Андобы на юго-западной окраине села. Церковь с двумя престолами (Дмитрия Солунского и Дмитрия Прилуцкого) построена в 1847 г. (по другим источникам в 1844 г.). Село впервые упоминается в документах за 1551 г., когда оно перешло по залогу от наследников Г.Н Лихорева к Спасо-Геннадиеву монастырю, во владении которого оставалось на протяжении 17-18 вв. В сер. 16 в. в селе стояла деревянная клетская церковь Дмитрия Прилуцкого, которая к 1629-1630 гг. обветшала и вскоре была заменена новым деревянным шатровым храмом. В 1703 г. эта шатровая церковь упоминается уже как ветхая. В 1712 г. на ее месте была вновь построена деревянная, но уже клетская церковь, освященная во имя Спаса, которая после возведения каменной Дмитриевской церкви была, видимо, упразднена (в 1968 г. перевезена в Костромской музей народной архитектуры и быта). В существующей каменной церкви на средства почетного гражданина П.И. Сергеева, жителя деревни Федорово Андреевской волости, в 1898 г. был произведен ремонт и обновлена настенная живопись. К северу от церкви расположен дом причта (?) 2-й пол. 19 в. Церковь кирпичная, фасады покрыты обмазкой и побелены. Симметричную продольно-осевую композицию церкви составляют храм с кубическим основанием, более широкая прямоугольная в плане трапезная и трехъярусная колокольня. Вторым ярусом храма служит ротонда с купольной кровлей, над которой возвышается глухой восьмигранный барабан с луковичной главкой. С востока к храму примыкает полукруглая апсида. Стройную композицию колокольни образуют последовательно уменьшающиеся кубические ярусы. Невысокий шпиль опирается на глухой барабан. Фасады церкви исключительно строги и лаконичны. Гладкие стены храма, трапезной и апсиды прорезаны высокими прямоугольными окнами. Фасады четверика акцентированы портиками с треугольным фронтоном и четырьмя трехчетвертными колоннами упрощенного тосканского ордера. В нижнем ярусе колокольни над западным входом и боковыми ложными проемами расположены полукруглые ниши. Во втором и третьем ярусах им отвечают высокие арочные проемы звона.

http://sobory.ru/article/?object=24111

В 1-й пол. XVIII в. В. являлась главным центром церковного строительства в Корчинской митрополии. К 1914 г. там находилось 24 церкви (в основном храмы XVII - 1-й пол. XVIII в., а также ц. вмц. Параскевы Пятницы (1360) с росписями и иконостасом XVIII в.). После разрушений австро-венг. оккупации 1916 г., сражений второй мировой войны и «культурной» революции Э. Ходжи сохранилось 5 храмов. Они построены по типу храмов кон. XVI - нач. XVII в. (напр., ц. св. Марии в с. Бармаши и св. Михаила в с. Виткуки) и имеют сходные размеры: длина основного здания без апсиды и юж. галереи 20-24 м, ширина 10-13 м и высота ок. 10 м. 4 из них - базилики с 3 нефами каждая, с купольными сводами, скрытые под двускатной крышей (чтобы не привлекать внимания тур. властей). Сщмч. Игнатий Богоносец. Роспись в галерее свт. Афанасия. Художники Константин и Афанасий Зографы. 1744–1745 гг. Сщмч. Игнатий Богоносец. Роспись в галерее свт. Афанасия. Художники Константин и Афанасий Зографы. 1744–1745 гг. Обширные циклы росписей выполнены мастерами корчинской школы. Ц. Богородицы (рубеж XVII-XVIII вв.) была расписана в 1712 г. Феодором, Анагностом и Стирианом из Аграфы, иконы в иконостасе выполнены мон. Константином в 1703 г.; с севера от храма - придел св. Марины, в юж. части двора располагалась часовня святых Космы и Дамиана; во время гонений XVIII в. церковь являлась кафедральным собором Корчинского митрополита. Ц. св. Михаила (10-е гг. XVIII в.) расписана в 1722 г. Лучше других сохранился единственный действующий в наст. время храм свт. Николая (1721-1722, колокольня 1936) с нартексом, юж. галереей, 7-ю куполами и майоликовым оформлением портика. В 1726 г. храм был расписан албан. худож. Давидом Селеницей в живом, эмоциональном стиле с изображением до тысячи ликов (история св. Иоанна Крестителя на юж. стене, фигура ктитора - пример первых поисков албан. художников в области светского портрета), сохранился также иконостас с иконами его письма. Роспись галереи (1750, мастера Константин и Атанас Зографы) представляла персонажей Свящ. истории в албан. народных костюмах. Ц. свт. Афанасия (1724; мастера Адронис, Михаил, Павел и Манфо из с. Крими близ Кастории) - храм с 8-ю колоннами, к-рые предположительно сохранились от предыдущей постройки. Роспись (1744-1745) церкви на сюжеты Апокалипсиса можно видеть в юж. галерее; принадлежит К. и А. Зографам, частично сохранилась и в интерьере. Ц. прор. Илии (1751) с деревянными перекрытиями, окнами, расположенными над боковыми нефами, расписана не была.

http://pravenc.ru/text/155296.html

Собор Богоявления с северным придельным храмом Сергия Радонежского был заложен в 1709 году на берегу Енисея внутри укреплений енисейского " малого острога " - деревянного восьмибашенного кремля. Здание строилось на средства прихожан соборной церкви Введения и дворян " по московскому списку " Семена и Епифана Надеиных. Строительство здания осуществлялось артелью енисейских каменщиков под руководством московского подмастерья Федота Меркурьевича Чайки и завершилось в 1712 году. Это здание отметили документальные источники первой четверти XVIII века.Материалы же, собранные в 1734-1735 гг. экспедицией Миллера Г.Ф. не только опровергают легенду о гибели Богоявленского собора в пожаре 1732 года, но и дают нам некоторое представление о его архитектурном облике того времени. Это становится возможным благодаря наиболее раннему из известных нам графических изображений Богоявленского собора на гравюре Е.А. Федосеева " Вид города Енисейска " , выполненной в 1770 году по рисунку талантливого русского гравера и рисовальщика М.И. Махаева. Собор принадлежал к типу русской трапезной церкви, получившей широкое распространение в ранний период развития сибирского каменного зодчества в первой четверти XVIII века. Обнаруживая тесную общетипологическую взаимосвязь с современными постройками других центров каменного строительства Урала и Сибири — Троицким собором в Верхотурье (1703-1710 гг.), Благовещенской церковью в Тюмени (1700-1704 гг.), Спасской церковью (1706-1710 гг.) и Богоявленским собором в Иркутске (1718-1746 гг.), енисейский Богоявленский собор обладал рядом своеобразных черт. Его пропорциональный строй, весь архитектурный образ были глубоко индивидуальны. В представительном архитектурном облике здания конструктивный тип " восьмерик на четверике " — основное композиционное достижение русского зодчества конца XVII века сочетался с широтно скомпанованной трапезной, изначально включавшей в себя северный придельный храм Сергия Радонежского. Такое построение трапезной при продольно осевом развитии плана здания, восходит к бесстолпным храмам, получившим широкое распространение в посадском строительстве Москвы во второй половине XVII столетия.

http://sobory.ru/article/?object=15130

В селе государев пруд, а в пруде рыба караси, а по мере того пруда в длину 140 сажень, поперег по плотине 60 сажень, а рыбу ловят на государев обиход, приезжая из Москвы подключники. В селе же крестьян (35 дворов)». В 7197 (1689) г. по указу великаго государя село Черкизово пожаловано из Приказа Большаго Дворца боярину Льву Кирилловичу Нарышкину; в 1704 г. в этом селе числилось 57 дв. крестьянских. По смерти Льва Кир. Нарышкина оно досталось его сыну Ивану, по разделу 1732 г. с родным братом Александром Львов.; а после Ив. Льв. владела его дочь Екатерина, бывшая потом замужем за графом Кириллом Григорьевичем Разумовским. В Синодальном Казенном Приказе производилось дело о построении в селе Черкизове, вместо ветхой, вновь деревянной церкви воимя Рождества Христова. Дело началось по прошению девицы Екатерины Ивановны Нарышкиной. В своем прошении, поданном в Казенный Приказ 1738 г. октября 9 дня она Екат. Нарышкина писала: «В Московском уезде, в вотчине моей, в селе Черкизове имеется церковь деревянная воимя Рождества Христова в самой ветхости, кровля и паперть и крыльцы и пол сгнили и за тем служить в ней и приходским людем приходить опасно и того ради желаю вместо той ветхой построить вновь церковь воимя того ж храма Рождества Христова и на том же церковном месте, а без указу и без благословения святейшаго Правительствующаго Синода того учинить не смею и чтоб указом повелено было о строении вышеписанной церкви дать указ». Вследствие сего прошения в Синод. Каз. Приказе на справку выписано: «В окладной сего 1738 г. книге по Селецкой десятине написано: церковь Рождества Христова в селе Черкизове, дани рубль 61 1/2 коп., казенных пошлин 17 коп.; а в писцовых книгах Ивана Нелединскаго 141 (1653) г. у означенной церкви написано: во дворе поп Федор Константинов, во дворе дьячек Иван Гаврилов, во дворе пономарь Никифор Игнатьев, в приходе 52 двора, пашни церковныя лесом поросло 5 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена под селом на лугу и на пустоши Федоровской и по пашни и по лугам 40 копен; а в переписной 1703 г. книге у той же церкви написано: поп Иван Филиппов, поп Дмитрий Иванов, дьякон Василий Иванов и пономарь Иван Иванов, пашни церковныя земли по 7 четвертей в поле, а в дву потому ж, перелогом и лесом поросло 12 четвертей с осминою, сенных покосов 10 копен». По этому делу последовала резолюция преосвящ. Вениамина епископа Коломенскаго и Каширскаго: «дать храмозданную грамоту, 1738 году октябрь 25 дня». Того же числа из Синод. Каз. Приказа выдан указ Екат. Нарышкиной о строении деревянной церкви во имя Рождества Христова. При церкви находились священники: Лука 1666 г., Иван Филиппов 1704-1720 г. и Василий Иванов 1720 г., бывший при оной же церкви дьяконом в 1704 г.; дьячек Степан Иванов 1720 г. и пономарь Иван Иванов 1704-1720 г. Церковной дани платилось с 1712 по 1740 г. рубль 20 алт. 3 деньги.

http://sobory.ru/article/?object=03155

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010