В колониях и следственных изоляторах Воронежской обл. освящено 13 храмов (последний освящен в июне 2003 в колонии в г. Семилуки), открыты часовни или молитвенные комнаты, воскресные школы, совершаются богослужения, проводятся беседы, оказывается благотворительная помощь медикаментами, продуктами питания и духовной лит-рой. В 2001 г. в В. е. была учреждена должность тюремного священника, введенная в штат Управления исполнения наказаний. С 1999 г. реализуются договоры В. е. с Фондом социальной поддержки населения, Управлением здравоохранения и миграционной службой Воронежской обл. об оказании помощи беженцам и вынужденным переселенцам и о духовном окормлении стационарных больных. В 3 воронежских храмах организованы благотворительные столовые. При воронежском Тихвино-Онуфриевском храме действуют катехизаторские курсы для сестер милосердия. В пос. Каменка в 1996 г. при Казанском храме открыт дом призрения для престарелых и одиноких церковных работников-мирян. В 1997 г. освящен домовый храм в больнице НПО «Электроника», в 1998 г.- храм в Воронежской обл. клинической больнице, молитвенные комнаты в Центре социальной помощи «Забота», детском приюте «Радуга», детской обл. клинической больнице. Святыни В воронежском Покровском соборе почивают мощи свт. Митрофана и др. святых, хранятся частицы древа Животворящего Креста Господня. В Акатовом мон-ре находятся частицы мощей мн. святых, в т. ч. архиеп. сщмч. Петра (Зверева). В храмах епархии почитаются мн. иконы Божией Матери, прославившиеся чудотворениями. Местами паломничества в епархии являются пещерные мон-ри - Дивногорский, костомаровский и Белогорский. Почитаются более 160 источников и колодцев, среди к-рых Митрофанов в Воронеже, Тихонов (Константиновский) в Толшевском мон-ре, Спиридоновский в с. Терновом Острогожского р-на и др. Архиереи еп. св. Митрофан (2 апр. 1682 - 23 нояб. 1703); архиеп. Арсений (Костюрин; 2 июля 1704 - 18 июля 1712); в 1712-1714 гг. епархией временно управлял Рязанский митр. Стефан (Яворский); митр. Пахомий (Шпаковский; 23 апр.

http://pravenc.ru/text/155254.html

В течение своего почти двухсотлетнего существования он подвергался неоднократным ремонтам. Наиболее капитальные ремонты были произведены в 1812013 гг. и в 1857-59 гг. Последний ремонт производился под наблюдением особо учрежденной комиссии и при пособии из средств св. Синода в 4500 руб. В 1870 г. при смене деревянного пола мраморным в Харлампиевском приделе был разобран и предан сожжению изветшавший прежний престол. При разборке престола под ним был найден деревянный восьмиконечный крест, водруженный в средине деревянной связки между нижними концами столбцев престола. На этом кресте были следующие надписи чернилами: на одной стороне «1712 г.», на другой «1790 года декабря 21 дня». Вероятно, эти надписи означают время освещения первых двух престолов. Достойна также внимания надпись изразцовыми буквами, сделанная под карнизом главного храма, трапезы и колокольни: «лета от сотворения света 7211, а от Рождества Христова 1703, а обложена сия церковь во имя святой живоначальной Троицы повелением благочестивейшего нашего Монарха, Великого Государя и Великого Князя Петра Алексеевича всея белые и малые России самодержца… в управление патриаршего престола преосвященного Димитрия (вместо Стефана Яворского выложено Димитрия), митрополита Рязанского и Муромского, благословением в духовном чину преосвященного Филофея, митрополита Тобольского и Сибирского, при бытии на Верхотурье воеводою стольника Алексея Ивановича Калетина, совершился в лето 1703 году». На стенах соборной трапезы в прежнее время было много надписей, указывавших время смерти и место погребения воевод и других знатных лиц, но при оштукатурке стен в 1857-59 гг. все эти надписи уничтожены и с них не оставлено даже списков. Иконостас в главном храме 4-х ярусный высотою в 3 саж. 2.5 аршин, шириною в 5 саж., вызолочен и увенчан крестом, окруженным сиянием. Иконы в нем греческого письма, дорого ценимого людьми, понимающими живопись. Иконы писаны Иоанном, крестовым иеромонахом Тобольским архиерейского дома. С самого начала своего существования до начала XIX ст.

http://sobory.ru/article/?object=00344

Введения (1702) в с. Уваровском, в усадьбе стольника М. Ф. Философова, скорее всего она была возведена московскими мастерами. Уцелел только стройный основной объем летнего храма с выразительным кирпичным и белокаменным декором. Благодаря снимкам М. Г. Каверзнева 1954 г. (ГНИМА. Фототека. Ф. 5. Д. 33197-33204) можно представить его композицию как произведения, типичного для своего времени: алтарь с 3-лопастным абрисом, асимметричная трапезная с юж. приделом, колокольня с нижним квадратным 2-ярусным объемом, равновысоким четверику летнего храма, и 8-гранный ярус звона, равный по высоте восьмерику храма; парные широкие лопатки на фасадах, 3/4-ные колонки с кубоватыми капителями на ребрах восьмериков; карнизы нижних объемов из 3 рядов «пилы», верхних - с рядом из стилизованных полуовальных кистей с «капелькой»; колонки наличников с перехватами и на белокаменных кронштейнах, разорванные фронтоны с белокаменными «луковицами». Над купольными кровлями храма и колокольни помещались массивные глухие восьмерички, несшие главки. Храм в Уваровском послужил прототипом для строительства каменной ц. Преображения (закончена в 1706?, не сохр.) на посаде в Боровске согласно подряду, заключенному в 1703 г. в Москве с мастерами - ярославцем И. К. Ослоповым и костромичом И. В. Ополихиным ( Николаева. 2004. Ч. 1. С. 256; виды храма см.: Лошкарева. 2009. С. 26-27). Наиболее яркой и неординарной по убранству фасада стала ц. Рождества Пресв. Богородицы (1708) в Роще, слободе Пафнутиева мон-ря. Выстроенная в Боровске ц. святых Бориса и Глеба (1704) имеет традиционную для городского зодчества композицию: 2-светный 5-главый четверик и уникальные по рисунку наличники - с 4-ярусными карнизами в основании «очелий». К типу храмов «восьмерик на четверике» относились и церкви вокруг Малоярославца: Никольская (1700) в с. Савинове, Благовещенская (1712) в с. Детчина (обе не сохр.), Никольская (1701, руинирована) в с. Поливанове (ныне дер. Никольское), Покровская (1703, наружный декор утрачен) в с. Кариж (ныне с.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Сырковичи. Церковь Николая Чудотворца. /// Епархия неизвестна Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1839. Адрес: Псковская обл., Порховский р-н, ур. Сырковичи Координаты: 57.843774, 29.713007 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В ведомости 1799 года говорится о деревянной Николаевской церкви, построенной в 1663 году. Однопрестольная кирпичная на каменном фундаменте церковь построена в 1839 году священником этой церкви Иоанном Болчинским при помощи прихожан и доброхотных жертвователей. Прихожанами почитался как чудотворный образ Святителя Николая, явленный, по преданию, на сосне. По письму икону относили к XV веку, на нем была драгоценная золотая риза, устроенная в память исцеления от тяжкого недуга княжны Елизаветы Петровны Лопухиной. По бокам ризы была надпись: «Образ Св. Чудотворца Николая обложен княжной Елизаветой Петровной Лопухиной, в окладе весу золота 1 ф. 40 золотников». В числе древнейших священных предметов икона Воскресения Христова, которая написана в 1703 году, находилась в псковском Троицком соборе и была перенесена в Сырковичи дворянином Фёдором Ивановичем Мягковым. Надпись на иконе гласила: «Сей древний образ Воскресения Христова в Пскове в соборной церкви ... по упрошению новгородского дворянина Феодора Иванова Мягкова и поставлен сей образ ... Порховском месте Николы Чудотворца в Сырковичи, в паперти с верою приходящим христианам ... на поклонение». Икона Божией Матери «Одигитрия» написана в 1712 году. Среди других реликвий две древние хоругви, на одной изображен Николай Чудотворец и надпись: «1712 года марта 12 дня написал сию хоругвь в сельцо Сырковичи в церковь Чудотворца Николая на поклонение православным христианам по обещанию дворянина Фёдора Иоаннова сына по реклю Мягкова, а писал многогрешный иконописец Иоанн». Колокольня также кирпичная, построена в связи с церковью. На колокольне было четыре колокола. На втором колоколе была надпись: «1701 г. февраля 20 дня сей колокол сделал Ефим Михайлов», на третьем и четвертом колоколах была одинаковая надпись: «1700 года апреля 22 дня слит сей колокол в сельцо Сырковичи ко храму Св. Николая. Лит сей колокол в Пскове».

http://sobory.ru/article/?object=19936

На Петербургском острове, близ Троицкого собора, только неизвестно в каком именно году, построена была часовня, которая в 1712 году обращена в полотняную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь эта в 1729 г. закрыта, колокола и церковное имущество переданы в Троицкий собор, и причт рождественский служил в приделе св. Харитония, поставленном в 1720 году при Троицком соборе. Эта Рождественская церковь хранила у себя особую святыню. По преданию, сохранившемуся до нашего времени, Петр Великий, застроив Петербург и, следуя обычаю православных царей, принес из Москвы, в благословение новому городу, св. икону Казанской Божьей Матери, которая бывала с ним в походах. Подлинник ли это или копия, так же – в котором году принесена икона, остается неизвестным. Только она чествовалась сперва в Рождественской, потом в Троицкой церкви до своего перенесения, при Петре же, во дворец. В современных записях Рождественский храм встречается под названием церкви образа Казанской Богоматери (Русск. Арх. ч. I, изд. 2, 1866 г. стр. 111, столб. 2). В 1712 году, построена царем в нынешней Моховой улице небольшая деревянная церковь св. и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, для прославления святой Анны, имя которой носила царевна Анна Петровна. 30 мая 1714 года в день рождения своего, Петр Великий собственноручно положил первый краеугольный камень в основу нынешнего Петропавловского каменного собора. Прежняя же деревянная церковь была перенесена из крепости в 1719 году в солдатские слободы, где квартировал гарнизонный полк. Здесь церковь эта освящена, на память взятия Нарвы (9 августа 1704 года), во имя святого апостола Матфея. После Полтавской победы 27 июня 1709 года, – победы, которую признавали тогда не только знаменитейшей в целом свете, но и чудной (Зерцало Мальгина 1794 г., стр. 534), в конце 1709 года основана и в 1710 году освящена небольшая деревянная церковь св. Сампсона Странноприимца с кладбищем на Выборгской стороне. До Полтавской победы в уме Петра Великого было решительное намерение основать на севере государства столицу. Но он еще не имел твердой надежды на успех дела. Между тем, город начал уже устраиваться. При самом основании крепости над ней работало 20 000 подкопщиков (Москов. Ведомости 1703 г., С.-Пб. изд. 1855 г., стр. 202), строившие шесть бастионов. Около семи тысяч рабочих людей, занимавшихся стройкой города, поселились и жили на большой Охте, еще ранее 1707 года. Подле деревянного Адмиралтейства, на левой стороне Невы, поселились важные морские служители, от которых и осталось название морских нынешним двум улицам. После Полтавской победы, Петр уже уверен был в безопасности новой столицы и писал к Апраксину так: «ныне уже совершенно камень к основанию Санкт-Петербурга, с помощью Божией, положен» (Деян. П.В Голикова). Тогда он сам начал принимать деятельное участие в расположении и строении города.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1153 г. Ладогу посетил еп. Новгородский свт. Нифонт и заложил там ц. св. Климента. С кон. XIII в. в Ладоге существовало наместничество новгородских архиепископов (сохр. печати владычных наместников). В сер. XV в. длительную поездку по епархии совершил архиеп. Новгородский Евфимий II , на о-ве Коневец его встречал прп. Арсений Коневский . На рубеже XV и XVI вв. на территории буд. Л. о. насчитывалось не менее 16 муж. и 5 жен. мон-рей. Среди старейших обителей края - Антониев Дымский мужской монастырь , тихвинский Большой в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь , Александров Свирский в честь Св. Троицы мужской монастырь , Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь , Зеленецкий во имя Св. Троицы мужской монастырь , Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова мужской монастырь , староладожский во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь и староладожский в честь Успения Пресв. Богородицы женский монастырь , а также Елисеева и Макариевская пустыни. Николо-Богоявленский (Морской) собор в С.-Петербурге. 1753–1762 гг. Архит. С. И. Чевакинский. Фотография. 2012 г. Николо-Богоявленский (Морской) собор в С.-Петербурге. 1753–1762 гг. Архит. С. И. Чевакинский. Фотография. 2012 г. В кон. XVI - нач. XVII в. в пределах Корельского у. Водской пятины Новгородской земли (вост. часть Карельского перешейка и Сев. Приладожье) и Ореховского у. (юг Карельского перешейка, Приневье и часть юж. побережья Финского зал.) существовала Корельская и Орешская епархия . Пребывание западных районов Л. о. под швед. владычеством в 1583-1595 гг. и по Столбовскому мирному договору с 1617 г. до нач. XVIII в. негативно сказалось на положении Православия в регионе (упразднение мон-рей, уменьшение числа церквей, нек-рые были превращены в кирхи, отток части населения, насаждение лютеранства): часть финно-угорского населения края начала исповедовать лютеранство. Правосл. население переданных Швеции территорий в церковном отношении оставалось в подчинении Новгорода. В 1702-1704 гг. Ижорская земля (Ингерманландия) была отвоевана в ходе Северной войны, и на ней сразу же началось восстановление и строительство правосл. храмов (первый был освящен в нач. 1703 в освобожденном несколькими месяцами ранее Орешке (Шлиссельбурге)). В «новозавоеванный край» духовенство присылалось из Новгорода и Москвы. Митр. Новгородский Иов неоднократно посещал С.-Петербург и выезжал в др. места совр. Л. о., он же в 1706 г. основал в Новгороде ДУ. С 1708 г. земли Ингерманландии по настоянию Петра I в церковном отношении перешли под управление архим. Феодосия (Яновского ; впосл. митрополит Новгородский), назначенного администратором духовных дел. 20 февр. 1712 г. он стал 1-м настоятелем основанного Петром I Александро-Невского мон-ря в честь Св. Троицы (датой основания считается 1713, с 1797 лавра; см. Александро-Невская в честь Святой Троицы лавра ). В 1712 г. должность администратора духовных дел в С.-Петербурге стала постоянной.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

284 Село Мякоты некогда принадлежало князьям Острожским, потом Конецпольским, и от них перешло к князьям Яблоновским, в руках коих и ныне оно находится. 285 Село Малая-Рагоющ некогда принадлежало кн. Острожским, потом Конецпольским, затем Яблоновским, в руках коих и ныне оно находится. 286 Село Семенов упоминается в акте от 1545 года в описи Кременецкого замка, в числе городень которого упоминается городня Василия Ермолинского и братьев его из Семенова (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 201). 287 Церковь эта стоит среди села алтарём на восток; когда и кем она построена – неизвестно. В 1712 году, по благословению униатского епископа, она в первый раз была починена на средства прихожанина Стефана Бурчака, а в 1716 г. освящена священником Андреем Суражкевичем. В 1785 г., с разрешения униатского епископа Киприана Стецкого, она снова была починена и затем освящена Ляховецким деканом Яковом Левицким. Иконопись в этой церкви – довольно древняя, в униатском стиле. Иконостас – 4-ярусный, увенчанный крестом с изображением Распятия и с надписью на еврейском, латинском и славянском языках. Когда именно введена была в этой церкви уния, точно неизвестно. Несомненно только то, что уже в начале 16 века она была в руках униатов, ибо в 1712 году починка этой церкви производилась по благословению униатского епископа. Священнослужителями при этой церкви были: 1) священник Тимофей Томашевич – упоминается в акте от 30 июля 1703 года в жалобе священника селения Сивок, Тимофея на панов Михаила и Константина Боженцов-Еловицких, о захвате имущества, оставшегося после смерти отца жалобщика Остапа, «заседелаго» крестьянина того же селения Сивок, незадолго до смерти перешедшего на жительство в имение Еловицких Лановцы. Село Сивки здесь называется имением князя Александра на Яблокове Яблоновского, великого коронного хорунжего и старосты русского (Архив, ч. 6, т. 1, прил., стр. 272); этот священник упоминается ещё в находящемся в этой церкви Требнике, где собственноручно сделана им надпись: «Tymothey Presbyter Sywkowsky anno Domini 1722»; 2) сын его – Севериан Томашевич, пресвитер Сывковецкий, начавший писать дошедшую до нас метрику, которой заглавие такое: «Сия списана Метрика року Божия 1724 месяца Ианнуария дня 20-го при храме Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня в с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

(в Синод. библ.). Известны два письма его к Новг. митр. Ионе: одно о состоянии православия на юге, другое о переводе 70-ти толковников (Ист. Русск. ц. IV, 141, 142, 253, 255). 252. Рафаил Краснопольский , воспитанник Киевской академии, первый архимандрит Заиконоспасский, пересматривавший Лексикон Поликарпова в 1703 г., уже в звании ректора Московской академии, по отзыву Поликарпова, после Яворского «первый в знании богословия и свободных учений» (предисл. к Лексикону); с 1704 г. архимандрит Симоновский. с 1708 г. архиепископ Холмогорский, скончавшийся в 1711 г. Он писал поучительные и правительственные грамоты. Из них замечательны: а) о двуперстном и треперстном знамении креста (рукоп. Арханг. сем.); б) поучение всему народу, 9 января 1711 г.; в) о погребении в пустых местах, без молитв священника, не исповедавшихся и не причащавшихся св. таин, 1709 г. Под его надзором составлен Двинский летописец, оканчивающийся 1705 годом (Толстого II. 37, напеч. в III ч. Трудов вольного Российск. собрания). 253. Сильвестр Крайский , воспитанник коллегии, путешествовавший за границу, с 1704 г. ректор Московской академии, с марта 1705 г. архиепископ Архангельский, с сент. 1707 г. митрополит Смоленский, сконч. в 1712 г. В 1709 г. переведена им с итальянского краткая «Космография», вероятно для Смоленских училищ (Толстого I, 223). 254. Феодор Полетаев , Новгородец, перевел с греческого: а) в 1676 г. разговоры отцов о жизни и страданиях св. мужей и жен; б) в 1713 г. Макария Егип. духовные беседы о совершенстве; в) в 1715 г. жития некоторых мучеников (рукоп. библ. Акад. наук). Иосиф Туробойский , 1703–1704 г. префект Московской академии, с 1708 г. архимандрит Симоновский, в 1711 г. настоятель Новоспасского монастыря. Его сочинения: а) Торжество преславное освободителя Ливонии, государя Петра I, с двумя предисловиями и изъяснениями аллегорических изображений на вратах, М., 1704 г. б) «Торжественные врата» победителю под Полтавою, М., 1709 г. 255. Карион Истомин, ученик академии, но еще прежде того писавший стихи, иеромонах Чудова монастыря, справщик книг, делопроизводитель при патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1703 г. персид. шах Султан Хусейн (1694-1722) помирился с Георгием XI, отстранил Ираклия I и управляющим (джанишином) Картли утвердил племянника Георгия XI царевича Вахтанга VI (1703-1712; царь Картли в 1716-1724). В 1705 г. Вахтанг VI созвал церковный Собор, на котором был смещен Евдемон II и на Мцхетский престол поставлен брат Вахтанга VI высокообразованный, талантливый и деятельный Доментий IV (Багратиони; 1705-1741) ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 481). Католикос-патриарх активно участвовал во всех начинаниях Вахтанга VI, направленных на возрождение страны: в установлении правопорядка в гражданской и церковной жизни, в развитии науки и культуры. При личном участии католикоса-патриарха Вахтанг VI составил свод законов (Законы Вахтанга). Ок. 1689 г. Доментий IV, находясь в Иерусалиме, познакомился с митр. Унгро-Влахийским сщмч. Антимом Ивиряну (1708-1716), ученик к-рого в 1709 г. основал в Тбилиси 1-ю груз. типографию (1709), где печатались гл. обр. богослужебные книги для груз. священнослужителей. Доментий IV особое внимание уделял пастве, укрепляя ее проповедями о христ. образе жизни. Одной из своих главных задач католикос-патриарх считал заботу об улучшении материального положения М. К. Он добился возвращения кахетинских владений Светицховели, что в первую очередь означало восстановление церковного единства царств Картли и Кахети, а затем рост экономических возможностей, без к-рых М. К. не мог продолжать свою культурно-просветительную деятельность. С 1712 по 1719 г. Вахтанг VI находился в Иране на положении почетного пленника, начатые им в Картли преобразования были приостановлены. После возвращения царя закавказские страны стали предметом интереса различных политических сил, в число к-рых вошла Российская империя. Вахтанг VI вел тайные переговоры с рос. императором Петром I Алексеевичем по поводу совместного выступления против Ирана. Политический выбор Вахтанга VI не был единодушно одобрен его сподвижниками, в числе к-рых оказался и католикос Доментий IV. По косвенным данным источников, католикос-патриарх более реалистичным считал союз с Османской империей, к-рая также предлагала Вахтангу VI довольно выгодные условия. Сохранившийся на тур. языке документ 1722 г. позволяет заключить, что Доментий IV устанавливал связи с Османской империей, просил К-польского патриарха о посредничестве перед султаном в борьбе против набегов дагестанцев. В ответ султан приказал эрзурумскому паше принять меры (НА Грузии. ArTur. Ф. 1453. Д. 78).

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010