Здесь нам и доводы автора представляются спорными и защищаемый ими тезис. В своей книге г. Рункевич по необходимости говорит об основании Петербурга. Что же, разве начало его не относится к 1703 г., году его закладки, хотя в этом году город вышел далеко не в законченном виде?.. А затем, если начало Невской Лавры относит к 25 марта 1713 г., то как быть с настоятельством до этого момента Феодосия Яновского, утвержденного в звании Александро-Невского архимандрита 1 марта 1712 г.? 173. Автор, сообщив об указе 1 янв. 1719 г., вызывавшем в Петербург киевского Михайловского игумена Варлаама Леннецкого (точнее Леницкого), иером. Симона Кохановского и еще двух киевских монахов, замечает, что никто из них «однако не упоминается в числе прибывших в Александро-Невский монастырь». Это верно, но потому, что киевляне вызывались для нужды не монастыря, а Псковской епархии, по просьбе преосв. Феофана Прокоповича , жившего, впрочем, в Петербурге, на Карповке. (Русский архив 1913, IX, 262 и д.: Н.Г.Высоцкий , Феофан Прокопович и его сотрудники). Впрочем, что до Леницкого, то он уже в мае 1719 г. был поставлен в суздальские архиепископы, а Кохановский тоже оставил Прокоповича, подвергшись опале с его стороны, и перешел на службу к Феодосию Яновскому, причем жил в Невской Лавре. 314. Со ссылкой на И. Чистовича автор говорит о намерении Петра Вел. Разделить Русь на пять церковно-административных округов, не оговорившись, что сам Чистович ссылается на свидетельство Татищева, которое доселе документами не подтверждено (ср. проф. И.М.Покровский , Русские епархии, II, 128–130). На стр. 345–7 изложено содержание штата Александро-Невской Лавры, составленного по Высочайшему повелению и принятого Св. Синодом в 1732 г., при чем автор, не вспомнив сказанного выше, что «монастырский штат не получил утверждения» (503) со стороны императрицы, не задается естественным вопросом, как же жил монастырь в действительности после 1732 г., – по проектированному ли штату или по прежнему положению. 600–602. Даты первоначального прибытия в Казань и кончины митрополита Вениамина Пуцек-Григоровича не точны: прибыл он не в 1734 г., а в 1733 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Преемниками его были, близкие ему, святители Феодосий Углицкий, правивший с 1692 по 1696 гг. и Иоанн Максимович , правивший с 1697 по 1712 г., впоследствии митрополит тобольский. При владыке Лазаре, имевшем в своем управлении и Киевскую митрополию, архимандритом монастырей черниговского Елецкого и новгородского был Святитель Димитрий Туптало, впоследствии митрополит ростовский. На XVII век выпадает главная деятельность Святителя Митрофана, архиепископа воронежского (1623–1703), в 1682 г. поставленного во главе новой епархии. Уроженец Владимирской области, он, став в 1663 г. иноком, был игуменом Яхромского и Троицкого Унженского монастырей. Будучи архипастырем он, продолжая свои иноческие подвиги, благоустроял обширную окраинную епархию, населенную разнородным и безпокойным людом. О нем будет речь в дальнейшем. В начале XVII в. заканчивала свою истинно христианскую жизнь праведная Иулиания Лазаревская (ум. в 1604 г.). Прославилась она исключительною жалостливостью и щедростью в отношении бедных. Особенно проявилось это во время страшного голода, постигшего московское государство в 1601–1604 гг. Вдова зажиточного муромского дворянина Осорьина, Иулиания, оказалась к началу голода без зерна в своих амбарах. Распродав все, что только могла, она покупала хлеб и кормила нуждающихся. Разорившись совершенно, она отпустила дворню на волю. Тех же, кто не пожелал покинуть ее, она отправила собирать древесную кору и лебеду и из этого выпекала хлеб, которым кормила голодных. Все отведывавшие этого хлеба находили его отличным. Историк Ключевский замечательно определил ее: «Бедный был для нея какой-то бездонной сберегательной кружкой, куда она с ненасытным скопидомством все прятала – все свои сбережения и излишки. Порою у нея в дому не оставалось ни копейки от милостыни, и она занимала у сыновей деньги, на которые шила зимнюю одежду для нищих, а сама, имея уже под 60 лет, ходила всю зиму без шубы». Одинакового духа с нею в отношении милосердия был один из замечательнейших людей тогдашней Руси Феодор Михайлович Ртищев (1625–73).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

«Ведь раскаяние есть действительно начало, а конец – оживление внутренних чувств, в котором обыкновенно проявляется неомрачаемое божественное познание: «Оживи нас», – говорит Давид, – и мы будем призывать имя Твоё« 1702 , а также: »Оживет душа моя и восславит Тебя« 1703 . Ибо как суетная ( συγκεχυμνος) 1704 жизнь есть причина мрака, и, как следствие, отступничества от Бога, и незнания [Его], что и есть смерть души (из-за которой называют даже и телесно живущих умершими и мертвыми из-за их отдаления от Бога, которое произошло от увлеченности мирским, как говорит Павел 1705 о вдове, умершей от мрака роскоши, хотя и живущей телесно, и Сам Господь говорит: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» 1706 , называя мертвецами живущих по-мирскому и слившихся с миром, которых [и самих] в другом месте 1707 называет Он миром, не могущим принять умопостигаемый Дух Божий из-за приверженности к видимому миру), – так, с другой стороны, несуетная ( σγχυτος) и безмолвная жизнь является началом умного света и, следовательно, обращения и по знания Бога, что, как явствует, Господь и нарек жизнью вечной, говоря: »Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога« 1708 , – причастившиеся же таковой жизни получают её от Духа Святого, ибо есть Он, по словам < Символа веры > 1709 , »Дух Святой, животворящий«. Стало быть, познающий Бога в жизни своей обладает Духом Божьим. Но, поистине, познание [Бога] является из безмолвной жизни, и принятие Духа естественно должно быть следствием безмолвия, которое есть столь великое обоживание и условие подаяния Духа Святого. Потому правильно, как мне кажется, было быть запертыми в горнице ученикам Господа и естественно там ожидать обещанного о Духе 1710 , ибо были они объяты верой и надеждой [своей] ни к чему другому не стремились. Потому-то и обрели они обещанное в избытке и по достоинству, ибо благодаря тому, на что они, уверовав, возложили свои надежды и чего ожидали, принимают, словно некую награду со всем подобающим за доброе терпение, тот тем более великий, что сверхъестественный, дар, – получив совершенство, осветившись, как бы в виде огня, Духом и став через это светочами мира 1711 и солью земли 1712 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Таким образом, после падения советской власти вновь была возрождена многовековая российская традиция — связывать высшие награды страны и ее символику с именем святого апостола Андрея Первозванного.   Андреевский флаг Петр Великий считал святого апостола Андрея своим личным покровителем. Известна также горячая любовь императора к мореплаванию и флоту, а апостол был и покровителем мореплавателей. Поэтому, учреждая русский военно-морской флаг, Петр I выбрал изображение голубого косого андреевского креста. Символика Андреевского флага также была данью памяти Петра его отцу царю Алексию Михайловичу, который впервые учредил специальный трехцветный (бело-сине-красный) флаг для первого военного российского судна — галиота «Орел». Став царем, Петр I лично уделял много внимания разработке проектов флага. В 1692 г. он нарисовал первые два проекта: на одном имелись три параллельных полосы с надписями «белый», «синий», «красный», а на втором были те же цвета с андреевским крестом поверх них. Предполагается, что второй вариант флага носили уже корабли потешной царской флотилии на Плещеевом озере. В изготовленном в 1693 г. в Париже «Атласе...» Кассини (ныне хранящемся в библиотеке Британского музея) имеется изображение бело-сине-красного «флага Московии», пересеченного синим андреевским крестом. С 1692 г. по 1712 г. Петр I нарисовал еще восемь проектов флага, которые последовательно принимались во флоте, но во всех этих вариантах присутствовал андреевский крест. Так, в 1699 г. царь нарисовал на черновике инструкции российскому посланнику Е. Украинцеву, направлявшемуся на корабле «Крепость» из Азовского моря в Турцию, трехполосный флаг с андреевским крестом. Одно из существующих преданий гласит, «что Петр Первый, заснувший ночью за рабочим столом, был разбужен утренним солнцем, лучи которого, переломившиеся через промерзшую слюду окна, упали на белый лист бумаги синеватым диагональным крестом. Свет солнца и цвет моря — вот что символизирует Андреевский флаг». В настоящее время считается, что Андреевский флаг был учрежден 30 ноября/11 декабря 1699 г. Официально же Петр I утвердил военно-морской флаг только в 1703 г., после отвоевания русскими войсками у шведов устья Невы и острова Котлин. По мнению царя, Россия теперь окончательно закрепила свое влияние на четырех морях (Балтийском, Белом, Черном и Каспийском), что символизировали четыре части Андреевского флага. В частности, Петр I писал: «Слава, слава Богу за исправление нашего штандарта, который в образе креста Св. Андрея исправити благоволил». Крест располагался по диагонали малого прямоугольника в верхнем углу у древка или по диагонали всего полотнища.

http://bogoslov.ru/article/564114

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Вскоре после перенесения в 1712 г. столицы России в С.-Петербург (основан в 1703) город сделался адм. центром Русской Церкви. В результате конфликта архим. Феодосия с митр. Иовом последний в 1715 г. передал архипастырское попечение о С.-Петербурге и прилежащих землях вдовствующей Патриаршей кафедре. Местоблюститель Патриаршего престола митр. Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) не вмешивался в управление столичной областью, сведя свою деятельность лишь к освящению антиминсов и присылке священников, к-рых определял к церквам архим. Феодосий. Хиротонии совершал управлявший Новгородской епархией с 3 февр. 1716 г. викарный еп. Корельский и Ладожский Аарон (Еропкин) . 22 янв. 1721 г. архим. Феодосий был хиротонисан во архиепископа Новгородского, т. е. в его распоряжение переходили в т. ч. и все церковные дела по С.-Петербургу и прилежащим территориям. Однако уже 25 янв. 1721 г. был издан Манифест об учреждении Духовной коллегии ( Святейшего Правительствующего Синода ) с местопребыванием в новой столице. По указу Петра I в 1719 г. при Александро-Невском мон-ре была создана 1-я в С.-Петербурге типография. Для подготовки «ученого духовенства» 25 окт. 1721 г. открыта Славянская школа, преобразованная в 1726 г. в Александро-Невскую славяно-греко-латинскую семинарию. Также в 1721 г. еще одну ДС в С.-Петербурге основал архиеп. Феофан (Прокопович) . 30 авг. 1724 г. в Александро-Невский мон-рь по указанию Петра I были перенесены мощи небесного покровителя С.-Петербурга - св. кн. Александра Невского. С учреждением Синода С.-Петербург и присоединенные в ходе Северной войны земли вошли в состав Синодальной области . К ней относились Ямбургский и Копорский уезды, Выборг, Шлиссельбург, а также строящиеся Кронштадт, Царское село (с 1808 Царское Село), Петергоф, Стрельна и с. Красное (ныне г. Красное Село). Город Корела (Кексгольм) с уездом, воссозданные в кон. 10-х гг. XVIII в. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь и Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. монастырь остались в зависимости от Новгородской епархии, Гдов и Нарва отошли Псковской епархии.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

До конца XV в. сведения об ансамбле или об отдельных постройках обители, в документах отсутствуют. Первый каменный храм святителя и чудотворца Петра Митрополита появился в ансамбле в начале XVI в. Он был построен на месте одноименного деревянного храма по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового). Храм помещен в центре четырехугольного монастырского двора, окруженного по периметру стенами ограды и монастырскими постройками. В 1611 г. монастырь послужил форпостом обороны Кремля первому народному ополчению. Основная часть современного архитектурного комплекса Высоко-Петровского монастыря была сооружена в XVII-XVIII вв. С 1684 по 1704 гг. вокруг церкви Петра Митрополита, на центральном («церковном») дворе, сложился выразительный ансамбль стилистически однородных, монументальных каменных построек, включающий Боголюбский собор с родовой усыпальницей Нарышкиных, трапезную церковь прп. Сергия Радонежского, Святые ворота с надвратной церковью Покрова Богородицы и высокой ярусной звонницей. В соседстве с ними на территории центрального двора сохранялись древний некрополь и несколько старых каменных и деревянных построек. Капитальная перестройка монастыря осуществлялась по инициативе царицы Натальи Кирилловны, урожденной Нарышкиной, при личном участии Петра I и по его указам. Работы производились планомерно, здания возводились опытными мастерами. Интерьеры храмов украшались иконостасами, выполняемыми лучшими резчиками, позолотчиками и иконописцами Государевой Оружейной палаты. Стены изнутри расписывались. В 1680-1690-е гг. на западной границе южного двора, по линии Петровской улицы, возвели протяженное и нарядно декорированное 2-этажное здание Нарышкинских палат. Середина XVIII столетия является вторым по своей важности этапом строительной истории монастыря, связанным с ликвидацией последствий пожаров 1703 и 1712 гг. и дополнением ансамбля новыми элементами. Успех реконструкции обеспечивался активной деятельностью настоятеля монастыря архимандрита Пахомия (1730-1750-е гг.), совпавшей с расцветом московской школы зодчества эпохи барокко и творчеством привлекаемых к восстановлению монастыря архитекторов И.Ф. Мичурина и Д.В. Ухтомского.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

   Западные влияния больше всего проявились в скульптурном оформлении церкви. Перед входом в храм поставлены статуи вселенских учителей святых ГригорияБогослова и Иоанна Златоуста. Над сводом западного выступа помещено скульптурное изображение святителя Василия Великого, снаружи, в углах цокольной частифигуры четырех евангелистов. В интерьере стены покрыты рельефными изображениями: Несение Креста, Распятие, Положение во гроб, Воскресение Христово.    Еще один шедевр храмостроительства петровской эпохи церковь архангела Гавриила в Москве, сооруженная в 1704—1707 годах и названная в народе «Меньшиковойбашней». В начале храм был увенчан невиданным в России шпилем, который вскоре сгорел. Согласно народному преданию, этот шпиль своим происхождением обязангорделивому замыслу заказчика выстроить храм выше кремлевской колокольни Ивана Великого.    Церковь архангела Гавриила построил великий зодчий Иван Зарудный. Ее план выдержан в старой национальной традиции, но башнеобразное построение объемавыполнено в стиле европейско­го маньеризма. Поставленные друг на друга восьмигранники мало похожи на традиционные русские восьмерики. Ордерные элементыубранства храма характерны для западной архитектуры эпохи, начавшейся с ренессанса. Несмотря на свою необычную высоту, храм выглядит легким, изящным.Великолепны белокаменные резные рельефы декоративной отделки храма, выполненной по ри­сункам Зарудного.    Архитектурные особенности церкви архангела Гавриила оказали влияние на постройку еще одного замечательного сооружения, воздвигнутого в Петербурге иставшего символом новой столицы, собора святых апостолов Петра и Павла. В 1703 году на территории Санкт-Петербургской крепости заложен был де­ревянный храм во имя первоверховных апостолов. В 1712 году на месте деревянной церкви началось воздвижение каменного собора по проекту Доменико Трезини. Строительство храма продолжалось 21 год. Собор строг и прост в своей архитектуре, что вполне соответствоваловкусам заказчика Петра Великого. Над прямоугольным в плане храме возвышается невысокий купол и стройная колокольня с устремленным ввысь золоченным шпилем,господствующим над Петербургом. Шпиль венчает флюгер в виде ангела с крестом. Петропавловский шпиль возвышается над землей на высоте 122 метра. Внутреннееубранство храма выполнено московскими мастерами по рисункам Ивана Зарудного. Со времен Петра I Петропавловский собор служил усыпальницей русских государейи лиц императорской фамилии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МХИТАРИСТЫ [Арм. ], арм. католич. монашеский орден. История создания Основная конгрегация ордена располагается на о-ве Сан-Ладзаро (св. Лазаря) в Венеции; отдельная конгрегация с нач. XIX в. действует в Вене. Орден основан в 1701 г. в К-поле. Назван в честь основателя Мхитара Себастаци (Севастеци, Севастийского, Вардапета; 7 февр. 1676 Севастия, ныне Сивас, Турция - 27 апр. 1749, Венеция), арм. католич. церковного деятеля, арменолога, богослова и языковеда. Первоначальное духовное образование он получил в мон-рях Св. Эчмиадзина, Севана и Эрзурума (арм. Карин). В 1693 г. отправился в Алеппо (Халеб, Сирия), где познакомился с католич. миссионерами. В 1696 г. в Севастии Мхитар был рукоположен во священника; в 1699 г. получил ученую степень вардапета. С юности он мечтал основать монашеское братство, к-рое могло бы способствовать сохранению традиций средневек. арм. школы (по примеру средневек. вардапетов) и возрождению угасавших традиций арм. образования и культуры. Мхитар убедился, что его стремление к созданию такого братства на территории исторической Армении и Османской империи неосуществимо, и принял решение реализовать свои идеи в Европе. Начав общаться с католич. миссионерами, Мхитар решил добиться покровительства Римско-католической Церкви с целью создания монашеского ордена по католич. образцу. В 1700 г. в К-поле Мхитар возглавил группу из 15 учеников и развернул активную религиозную и издательскую деятельность. 8 сент. 1701 г. вместе с учениками и единомышленниками он создал армяно-католич. орден, который после его смерти получил название Мхитарийского. Чтобы обеспечить себе более свободный режим деятельности, в 1703 г. орден переселился в г. Модон (ныне Метони) в Морее (на Пелопоннесе), который тогда находился под контролем Венеции. В 1712 г. Римская курия официально утвердила устав ордена, а Мхитар был назначен аббатом. В основу устава М., к-рый действует до наст. времени, положены каноны книги заповедей св. Венедикта Нурсийского . В 1715 г. возобновилась венециано-тур. война в Морее, и М. перебрались в Венецию. Республика Св. Марка в то время, как правило, не предоставляла землю во владение иностранным религ. сообществам, однако, высоко оценивая деятельность М., правительство Венеции в виде исключения передало в дар М. небольшой остров Сан-Ладзаро, служивший ранее пристанищем для прокаженных. 8 сент. 1717 г., в праздник Рождества Пресв. Богородицы и в день основания ордена, Мхитар Себастаци и его собратья окончательно обосновались на Сан-Ладзаро. Новый монастырский комплекс Сан-Ладзаро, к-рый включает церковь, жилые помещения М. и др. постройки, был сооружен по проекту Мхитара Себастаци.

http://pravenc.ru/text/2564514.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ образована в 1700 г. План учреждения епархии в Приазовье возник вскоре после завоевания Азова рус. войсками в 1696 г. В проекте освоения завоеванных территорий, поданном в 1700 г. царю Петру I Иерусалимским Патриархом Досифеем II , предусматривалось учреждение в Приазовье митрополии по образцу греч. митрополичьих округов, с подчиненными епископиями. Митрополичья кафедра в Азове была создана в том же году, однако не как митрополичий округ. На Азовскую кафедру был назначен Досифей (Хореско), бывш. митр. Сочавский и Молдовлахийский, проживавший в России с 1696 г., после освобождения из польск. плена; митр. Досифей скончался в Москве в 1701 г., так и не прибыв в Азов. 21 июня 1701 г. на Азовскую митрополию был назначен Парфений (Небоза) , бывш. митр. Лаодикийский. В Азов митр. Парфений также не прибыл, 3 дек. 1703 г. он был переведен на Холмогорскую кафедру. После него архиереи на Азовскую кафедру не назначались. Митрополия не имела четких границ, возможно, к ней были приписаны донские городки. С 1704 г. Азов, по всей вероятности, находился в ведении Патриаршего Духовного приказа; функции духовного управителя были возложены на архим. Азовского во имя Иоанна Предтечи мужского мон-ря (Материалы по истории Воронежской и соседних губерний/Собр. и изд. Л. Б. Вейнберг. Воронеж, 1888. Вып. 12, 534. С. 1227-1230). По договору 5 апр. 1712 г., заключенному после прутского похода 1711 г., Азов и Приазовье вновь отошли к Турции. Повторно вопрос об учреждении архиерейской кафедры в Азове был поднят правительством императрицы Екатерины II в 1771 г. (до офиц. вхождения Приазовья в состав России по Кючук-Кайнарджийскому трактату в 1774). В состав Азовской епархии предполагалось включить города Азов, Таганрог (в 1770 приписаны к Воронежской епархии), крепости Днепровской линии, территории Нижнедонского бассейна, а также правосл. храмы Крыма, что должно было укрепить рус. влияние в Новороссии. Проект был отклонен Святейшим Синодом, предложившим передать названные территории в состав Воронежской епархии. 9 сент. 1775 г. Азовская губ. (образована в том же году) вошла в состав новоучрежденной Славянской и Херсонской епархии (см. Днепропетровская епархия ). В 1934-1937 гг. существовала Азовско-Черноморская обновленческая епархия во главе с «митрополитом» Петром (Сергеевым). Лит.: ИРИ. Ч. 1; Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви. М., 1892. Вып. 1; Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1897. 2 т.; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI-XVII вв. Серг. П., 19142. Д. А. Миндич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63700.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010