Введенская церковь в Барашах (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Храм Введения в Барашах расположен на углу Барашевского и Подсосенского переулков рядом с Покровкой. В XV веке эти земли принадлежали Спасо-Андроникову монастырю. В 1476 году они отошли Ивану III, предложившему за них монастырю землю за Яузой. С этого же времени на этом месте известна церковь, освященная во имя Ильи Пророка — Ильи под Сосною. Рядом с ней была расположена царская Ильинская слободка. В XVI веке здесь формируется Барашевская слобода. «Бараши», от слова «бара» — мягкая рухлядь. Барашами назывались царские слуги, возившие за государем в походах шатры и занимающиеся их установкой. К 1620 году документы отмечают наличие в слободе двух приходских церквей — Воскресенской и Введенской. Доподлинно известно, что в 1660-х годах при Введенской церкви действовала одна из первых московских школ. Её устроил на свои средства местный священник И. Фокин. Первая каменная церковь Введения в Барашах была освящена в 1647 году, а в 1653 году был освящён придел Пророка Илии. Позднее, в 1668 году был освящён придел Лонгина Сотника, считавшегося покровителем московского царского рода. Подготовка к строительству нового храма, дошедшего до наших дней, началась в 1688 году с заготовки 100 тысяч кирпичей. В новом Введенском храме первым был освящён северный придел Лонгина Сотника (1698), вслед за ним придел Пророка Ильи (1699). При строительстве нового храма были частично использованы стены и детали предыдущего храма, постройки 1668 года. Строительство было закончено к 1701 году, о чём свидетельствует надпись на антиминсе: 1883 год «Освящаем был лета 7155 года, от Рождества Христова 1647 года, месяца октября 11 дня при святейшем патриархе Иоасафе. Возобновляем был лета 7210, от Рождества Христова 1701 года ноября 23 дня Преосвященнейшим Парфением Митрополитом Азовским». Введенский храм представляет собой прекрасный образец постройки в стиле московского барокко. Он является памятником архитектуры. При взгляде на храм сразу бросается в глаза большое количество украшений во внешней отделке. Здесь и пышные с колонками наличники окон и поставленные ярусами друг на друга группы колонок на углах четверика и венчающие стены кокошники. Поражает большое обилие мелких деталей — карнизов, тяг, архивольтов, а также кронштейнов, поддерживающих снизу наличники окон. Также интересным фактом является то, что согласно исследованиям реставраторов первоначально кровля храма имела комбинированное покрытие, состоящее из белого камня и цветной поливной черепицы. Предположительно это было связано с запретом Петра I на использование железа при устройстве кровель, на момент строительства. Эта кровля просуществовала до 1770 года, когда во время ремонта она была заменена на обычную, из листового железа.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенская_цер...

Москва, узнав о событиях в Черкасске и на Медведице, потребовала ареста и выдачи вождей смуты. Козьма был схвачен в августе 1687 года и выдан в Москву, такая же судьба постигла и черного попа Вскоре был арестован и Лаврентьев. Московское правительство и церковь, казалось, одержали легкую победу на Дону; даже некоторые монастыри были отобраны от казаков и переданы в управление Тамбовского Но несмотря на эти неудачи, старообрядцы Дона во главе с Досифеем не капитулировали. Начиная с весны 1688 года их вожди и отряды начали концентрироваться по северо-восточному притоку Дона, Медведице, где они были вдалеке от обычных путей царских агентов. Оставив станицы, они построили крепость на одном из островов реки. Часть их там прочно укрепилась, поставила пушки для обороны своих укреплений, другая часть предпочла все же уйти подальше и под руководством некоего Левки Маныцкого ушла на реку Куму, где они вошли в близкий контакт с гребенскими, то есть терскими, казаками, которые тоже были вовсе не склонны принимать новую веру и усиленный контроль Москвы. Вслед за ними на Куму и Северный Кавказ потянулись и многие другие сторонники старой веры с других частей донских земель. Медведицкая старообрядческая крепость и селения просуществовали более десяти лет и только осенью 1698 года верные Москве казаки осадили ее. Весной 1699 года казаки — сторонники Минаева начали более активные военные операции и 4 апреля взяли крепость приступом, ликвидировав этот упорный казачий очаг старообрядческого Но много старообрядцев-казаков спаслось после разгрома их укреплений на Медведице. Через девять лет после подавления этого первого казачьего старообрядческого движения Кондратий Булавин снова поднял там восстание против “князей, бояр, прибыльщиков и немцев” за то, что они “вводят всех в еллинскую веру и от истинной веры христианской отвратили своими знаменьми и чудесы Так в своей борьбе за старые порядки и старую церковную традицию казаки сливали в одно целое религиозные и социальные мотивы. Бунт Булавина, а через семьдесят лет бунт старообрядца Пугачева были подавлены, но казаки Дона и других областей юго-востока России сохранили свою преданность старой вере, и до XX века значительное количество донских казаков остались верными старому обряду и старым взглядам на церковь.

http://sedmitza.ru/lib/text/439571/

Аарон, епископ Корельский и Ладожский, в схиме Алипий (Еропкин Афанасий Владимирович) Родился около 1663 года в семье московского стольника, происходившего из древнего дворянского рода. Сначала он служил стряпчим и, как дворянин, принимал участие в военных походах. В 1688 году Афанасий поступил в Нилову Столобенскую пустынь и через три года, 6 августа 1691 года, был пострижен в монашество. Через год он был определен казначеем, а в 1699 году из казначеев был назначен строителем. Затем он был наместником Ниловой пустыни. С мая 1700 года митрополит Иов направил его на остров Кий наместником Крестного монастыря. В январе 1704 года возведен в сан архимандрита и назначен в Валдайский Иверский монастырь. 27 декабря 1708 года переведен настоятелем Юрьева монастыря. 24 января 1714 года архимандрит Аарон хиротонисан во епископа Корельского, викария Новгородской епархии с оставлением в его управлении Юрьева монастыря. С 3 февраля 1716 года после смерти митрополита Иова в течение 5 лет управлял Новгородской епархией. В 1723 году ушел на покой в Нилову пустынь в число братии на одинаковое с нею положение. 29 января 1728 года вновь вызван на должность викарного епископа Новгородской епархии. 1 июля 1730 года принял схиму с именем Алипия. Скончался 1 мая 1740 года. Погребен был в Ниловой Столобенской пустыни, под колокольнею, в одной палате со старцем Нектарием, бывшим игуменом пустыни. О епископе Аароне сохранился ряд отзывов его современников. Новгородский митрополит Иов называл его «мужем боголюбивым, жития доброго, беспорочного». Граф Андрей Матвеев признавал в нем «милосердие всюдухвальное». Архиепископ Феофан видел в нем «человека, прямым путем ходящего». Всю свою жизнь он оставался верен своему призванию – ходатайствовать за бедных и угнетенных, и в этом деле проявил исключительную настойчивость. Стараясь облегчить участь вдовы Боровитиновой, он не один раз обращался с ходатайством о ней к кабинет-секретарю Макарову. Еще будучи в сане архимандрита Юрьева монастыря, Аарон принимал активное участие в благоустройстве обители преподобного Нила, в которой было положено начало его монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Старая Кутля. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь.    Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1813. Адрес: Пензенская область, Лунинский район, село Старая Кутля Координаты: 53.64533, 45.33103 Проезд:Выехать из Пензы по а/д 58-ОП-РЗ-К-168 " Пенза - Лунино " и следовать до Старой Кутли около 55 км. Церковь расположена в центре села в 300 м слева от дороги. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм во имя Николая Чудотворца построен в 1813 году. Во время пожара 1814 года у церкви сгорела крыша и обрушился купол. Церковь окончательно отстроена помещиком Федором Ивановичем Левиным в 1847 году, В ее приделе погребен благотворитель генерал-майор Иван Васильевич Долгорукий. Архитектура церкви выполнена в формах классицизма. Круглый в плане двухсветный храм был перекрыт куполом со световым барабаном, который сейчас утрачен, в результате чего обнажился крутой яйцеобразный свод. С востока к храму примыкает прямоугольная апсида, с запада - квадратная в плане трапезная, разделенная широкими арками на три продольных нефа. В декоре используются классицистические элементы: рустовка, круглые, ромбовидные и овальные ниши, треугольные сандрики. Средняя часть трапезной с севера и юга отмечена треугольными фронтонами. Внутри фрагментарно сохранились росписи. Храм во имя свт. и чуд. Николая. Каменный, с приделами во имя св. пророка Илии (правый) и св. вмц. Параскевы (левый). Первое упоминание о церкви Николая Чудотворца в казачьей Кутлинской слободе, по которой село еще именовалось Никольским, относится к 7195–7196 (1687–1688) гг., когда в селе проживали служилые люди, переведенные в 7205 (1697) г. в Азов. После этого 7 марта 7207 (1699) г. их земли были пожалованы в поместье боярам Федору и стольникам Ивану и Алексею Алексеевичам Головину, а также сыну первого из них Ивану Федоровичу. В 1705 г. стольник Иван Алексеевич Головин променял свое поместье брату боярину Федору Алексеевичу, после которого имение досталось его детям Ивану, Николаю и Александру Федоровичам, разделившим его в 1706 г. таким образом, что Кутлинская слобода досталась Ивану. После смерти графа Ивана Федоровича Головина имение его перешло к жене Анне Борисовне, урожденной Шереметевой, и детям Петру, Федору и Марье.

http://sobory.ru/article/?object=43155

На Керкире работало значительное число критских художников: Фома Бафас (1544-1599), Михаил Дамаскин († 1592), Иаков Критопул и Илия Маврокефал (известны только по письменным источникам кон. XVI в.), Эммануил Джанфурнарис (между 1570 и 1575-1631), Эммануил Лампардос или Лампрадос († 1644?), иером. Филофей Скуфос († 1685), свящ. Эммануил Цанес (Буниалис) († 1690), Теодорос Пулакис († 1692), иеродиак., а затем иером. Стефан Цангаролас (упом. в 1688-1710), Константин Контаринис (упом. в 1699-1732). Возможно, на Керкире жил худож. Михаил Аврамис (нач. XVII в.), работы которого сохранились только на этом острове. Свт. Спиридон Тримифунтский. Икона. 3-я четв. XVIII в. Мастер С. Сперандзас (ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Карусадес, о-в Корфу) Свт. Спиридон Тримифунтский. Икона. 3-я четв. XVIII в. Мастер С. Сперандзас (ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Карусадес, о-в Корфу) Черты народного стиля отражены в росписях кон. XVII в. ц. свт. Афанасия Великого в Като-Коракьяне, в частности в композиции «Страшный Суд» на южной стене. Следующим этапом развития живописи на Керкире и соседних о-вах стало возникновение ионической школы, к-рая сложилась на основе традиций критской школы, но по сравнению с ней значительно эволюционировала в сторону зап. искусства. Большую роль в ее формировании сыграла Венеция, откуда проникало влияние итал. мастеров и представителей фламандской живописной школы. Напр., церкви 40 Севастийских мучеников в Периволи (1704) и Пресв. Богородицы Одигитрии в Стронгили (нач. XVIII в.) украшены фресками, копирующими фламанд. гравюры XVI в. Теоретиком ионической школы стал Панайотис Доксарас (1662-1729). Он перевел на греческий язык руководства для художников Леонардо да Винчи, Л. Б. Альберти и А. Поццо и написал соч. «О живописи» (1726). Образцами некоторых работ Доксараса (напр., роспись свода храма свт. Спиридона Тримифунтского на Керкире (1727)) служили картины П. Веронезе. В этот период настенные росписи постепенно уступают место картинам и плафонам. Мон-рь Пресв. Богородицы Палеокастрицы. XIII, XVI вв., о-в Корфу

http://pravenc.ru/text/1684241.html

1665 и 1666 гг. «Псалтырь» in 4° и «Апостол» in folio. 1668 г. «Часослов Большой». 1670 г. «Ирмологии и Шестодневники и Евангелие» in folio. 1671 г. «Псалтырь» Кирилловскою печатью на Валахском языке, и небольшие Грамматики, печатал Иван Половицкй. 1680 г. «Служебники» in folio. 1682 г. «Евхологион или Требник» in 4°–находится в библиотеке общества. 1686 г. «Октоих» – находится в библиотеке Онуфриевского монастыря. 1687 г. «Псалтырь Малая». 1688 и 1689 гг. «Триоди Цветная и Постная, Часословы и Шестодневники и Требник» in 4°– находится в библиотеке Онуфриевского монастыря. 1690 г. «Евангелие» in folio. 1691 г. «Служебники» in folio – находятся в библиотеке Онуфриевского монастыря. 1693 г «Псалтыри, Часословы и Грамматики». 1694 г. Четвертое издание «Трифология» в 1,500 экз. 1695 . «Требник». 1699 г. «Триодь Постная» in folio– находится в библиотеке Онуфриевского монастыря. 1702 г. «Служебник» in 4 o –находится в библиотеке общества. 1704 г. «Псалтирь» in 12 – находится в библиотеке общества. В начале XVIII века большая часть духовенства Грековосточного исповедания и сам Львовский епископ Иосиф Шумлянский были уже соединены с римскою церковию, но ставропигиальное общество не изменяло еще своей вере. Тогда епископ решился нанести ему чувствительный удар, учредив при Греко-униатском монастыре св. Георгия русскую типографию для Униатов. В ней действительно в 1707 году издана книга «Ирмологий». Это было ужасным бедствием для ставропигии: типография составляла единственный источник доходов для содержания церкви, духовенства и школы. После долгих размышлений о печальном положении своем, Братство признало, что ничего не остается более, как волею или неволею соединиться с епископом. В следствие сего оно 16 Мая 1708 года заключило с ним условие, по которому приступило к Унии, a епископ передал ему шрифты и непроданные еще книги, с обязательством не заводить впредь русской типографии 426 . 2) Типография Виленского Братства Типография эта учрежденная при Троицком монастыре, получила в 1588 г. от патриарха Иеремии благословение на издание книг. В следующем 1589 году король утвердил права типографии, «дозволив ей печатать всякия книги и старого и нового закону, как в науке школьной, так и в церкви потребныя, по-гречески, по-славянски, по-русски и по-польски» 427 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

Знакомясь с переводными житиями сборника, мы видим, что почти все они написаны не самим свят. Димитрием. Об этом говорят не только язык и почерк их, но и некоторые заметки. Например, на житии св. мученицы Людмилы Чешской рукой Святителя сверху листа написано: «перевод п. Стефана Любинского»; переводчиком жития св. Дионисия Александрийского называется «Иоанн Христофорович»; о книге Мелита сказано, что она «перевод отца Антония Стаховского, казнодея Черниговского». Эти заметки ставят перед нами очень важный вопрос – о сотрудниках свят. Димитрия по составлению Четиих-Миней. Что такие сотрудники у свят. Димитрия были, в этом как будто нельзя и сомневаться. Из переписки с Феологом и другими лицами мы видим, что Святитель часто обращался к ним с просьбами найти и списать для него то или иное житие. Эти просьбы не оставались без ответа, и, как мы уже говорили, большая часть находящихся в разбираемых нами сборниках житий может считаться присланной Святителю его друзьями и доброжелателями. Нет сомнения, что и ранее Святитель имел таких сотрудников. В Московской Патриаршей библиотеке, в рукописи под 146, есть житие Саввы, первого учителя Сербского, на котором положена такая надпись: «списано преп. Дометианом, иеромонахом монастыря Хиландары нарицаемого, а з него писал отец Филофей Лещинский сокращение и не весьма рассмотрительне» (л. 257). И. А. Шляпкин предполагает 311 , что эта надпись сделана не позже 1688 года. Тот же Филофей Лещинский в 1705 году 4 марта прислал Святителю «Лествицу», а в 1706 году – житие равноапостольной Марии Магдалины. В 1699 году, как мы уже не раз говорили, прислано Святителю Карионом Истоминым житие преп. Иосифа Волоцкого . Вообще, таких друзей-сотрудников, списывавших для свят. Димитрия с различных славянских источников жития святых, было, вероятно, немало как в ростовский, так и в украинский период его деятельности. Одни из этих сотрудников были простыми переписчиками рукописей, другие при списывании подвергали их некоторой переработке. Так, Филофей Лещинский писал житие Саввы «сокращение»; в сборнике 420, нами описанном, житие Андрея, Христа ради юродивого, написано тоже «сокращение частию от простерших словес...».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Продолжил войну с Османской империей талантливый полководец Ян Собеский , избранный после смерти Михаила польским королем (1674-1696). В марте 1683 году им был заключен союз с Габсбургами, а в сентябре благодаря Яну III была снята осада с Вены . Османской экспансии в Западную Европу был положен конец. Однако и ему не удалось преодолеть внутригосударственные неурядицы. Срывы сеймов только участились, а работу сейма в 1688 даже не удалось начать. Такая ситуация вполне устраивала соседей Польши – Австрию и Россию, которые не хотели у себя под боком иметь сильное государство. Поэтому они активно вмешивались в процесс избрания нового короля. После смерти Яна Собеского обе державы поддержали кандидатуру саксонского курфюрста Фридриха Августа, который и стал польским королем под именем Августа II (1697-1733). В начале его правления удалось успешно завершить войну с Османской империей. В 1698 году в Карловцах начались переговоры между участниками антиосманской коалиции (Австрией, Россией, Польшей), с одной стороны, и Турцией – с другой. По мирному договору 1699 года Польша вернула себе Каменец-Подольский и другие потерянные земли Правобережной Украины. В начале XVIII века Польша оказалась втянута в Северную войну (1700-1721). В 1701 на ее территорию вступили шведские войска Карла XII. Часть польско-литовских магнатов выступила на стороне Швеции, ее приверженцы на своей генеральной конференции провозгласили детронизацию Августа II и избрали королем Станислава Лещиньского. Их противники создали свою собственную, Сандомирскую генеральную конфедерацию, и высказались за поддержку Августа II. По заключенному им в 1704 году договору с Россией Речь Посполитая вступила в войну со Швецией. Одновременно Россия поощряла антикоролевскую оппозицию в Польше, в то же время не давая ей свергнуть короля. При посредничестве Петра I , который ввел в Польшу свои войска, 1 февраля 1717 года состоялся сейм, получивший название «немого», т.к. на нем никому не было дано слова для дискуссий. Сейм утвердил конституцию, ограничившую саксонское влияние в Речи Посполитой и установившую постоянный налог на содержание войска. В качестве гаранта выполнения решений сейма Петр I получил постоянную возможность вмешиваться во внутрипольские дела.

http://drevo-info.ru/articles/13673222.h...

Южнорусское пение сильно смущало ревнителей старины. «Пение поют новоизданное от своего сложения, а не от святых преданное, но латынское и римское баснословие и партесное вискание, святыми отцы отлученное». 506 Манера говорить проповеди от себя, обычная у южно-русских проповедников, введена у нас Никоном 507 , и тоже вызывала неудовольствие ревнителей старины: «заводите вы ханжи ересь новую, людей в церкви учите, а мы людей преж сего в церкви не учивали. Беса де вы имеете в себе и все ханжи», говорил Никольский поп Прокопий попу Ивану. 508 После Никона имена южноруссов в московском государстве попадаются все чаще и чаще. В 1676 г. в Соловках встречаем старца Виктора Киевлянина. 509 В 1679 г. вышли из-за моря на кораблях к Архангельскому «городу выходцы из Турския земли полоненые люди, черной дьякон Лазарь, постриженик Киево-Печерского монастыря, а выкупил его Иерусалимский патриарх Досифей, а с ним же диаконом вышли два человека полоненых Яким малороссиянин, да Константин украинец, оба в немецком платье». 510 В 1688 году в Савво-Сторожевском монастыре находим на общее количество 165 старцев – 26 южноруссов (все старшей братии), выходцев из киевских, черниговских, Рыльского, Батуринского и могилевских монастырей, в том числе и самого архимандрита Сильвестра Черницкого (1673–1699). 511 Но с увеличением числа переселенцев, растёт и знакомство с бытовою и церковною жизнью малороссов. Людям московского государства невольно и резко бросалась в глаза разница всего строя московской и малорусской жизни и сильная польская окраска последней. Для иллюстрации этой мысли приведем несколько указаний. Взглянем ли мы на типы древних каменных малорусских церквей XVI-XVII века, мы ясно увидим, что прежние византийские очертания исчезли под рядом пристроек и надстроек в чисто западном, польском вкусе. 512 Форма куполов вместо византийских полушарий и сегментов или московских луковичных глав дает очертания или эллипсоидов, или многогранных пирамид с перехватами. Не забудем западное устройство машикул или навесных стрельниц и сводчатых базилик, вошедших из жизни и в лицевые русские рукописи. 513

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1688 For a treatment of one of the major issues involved in the debate regarding continuity and discontinuity, see under «The Jews,» below, pp. 214–28. 1691 Painter, «Israel,» 112, although he subordinates ecclesiology too much to Christology; it had become an independent issue in itself. 1692 Herford, Christianity, 247–51, 290–91; Neusner, Beginning, 12; Cohen, Maccabees, 167–68; Pancaro, «People,» 114–29. Painter, «Israel,» 103–12, is also helpful here, although he sees too much discontinuity between Israel and the disciples, and subordinates ecclesiology to Christology too much. 1695         Song Rah. 7:3, §3; Pesiq. Rab. 5:1. Cf. b. Sanh. 44a, where the rabbis must argue that Israel " s election can never be revoked. 1696 In Justin Dia1. 10, Tryphós objection to Christianity was its purported rejection of the Law. For the later use of oral Torah to counter heretical use of Torah, see, e.g., b. Šabb. 31a (purportedly Tannaitic); Exod. Rab. 47:1. But minim sometimes knew Scripture better than the rabbis (b. c Abod. Zar. 4a), and pagans argued against Israel from " your Torah» (Gen. Rab. 61:7). 1699 B. Ber. 10a; Herford, Christianity, 308–15; Bowman, Gospel, 3–6; perhaps b. Roš Haš. 17a. More than likely, Law-keeping Jewish Christians were receiving bad press due to the polemics of their Gentile siblings; cf. Pritz, Christianity, 58, 110 on the Nazarenes. 1701         It was not always specifically Christian: m. Sank 10:1; b. Sanh. 90b; p. Sank 10:1, §8; Ecc1. Rab. 12:12, §1 (though Sirach is quoted earlier in this document!); cf. 4 Ezra 14:45–47. 1702         M. Sanh. 10:1; t. Šabb. 13:5; b. Hag. 15b (purportedly Tannaitic); Šabb. 116a (purportedly Tannaitic); Num. Rab. 14:4; Pesiq. Rab. 3:2. See Herford, Christianity, 146–55; Schiffman, Jew, 62–64. Urbach, «Self-Isolation,» 290–91, thinks the gilionim are not the Gospels, but rather the minims copies of Scripture. Contrast the horror of burning real books of the Law in 1Macc 1:56; Josephus War 2.229–231. 1703         Sipre Deut. 331.1.2; b. Ber. 56b (purportedly Tannaitic); Hu1. 13a; many readings of b. Hor. lia (cf. Lev. Rab. 2:9!); cf. Herford, Christianity, 181–91, 325–26, and particularly 215–18.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010