Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Начало диалога Русской Православной Церкви с англиканами и старокатоликами К оглавлению Первые шаги к сближению Русской Православной Церкви и Англиканской Церкви относятся ко времени царствования Петра I. Путешествуя по Западной Европе в 1699 г., Петр I побывал, в частности, в Лондоне, где беседовал с Архиепископом Кентерберийским Томасом Тенисоном и епископом Солсберийским Гилбертом Бёрнетом о положении и устройстве Церкви Англии. В дальнейшем контакты между двумя Церквами были продолжены через посредничество митрополита Фиваидского Арсения: в 1714 г. он прибыл в Лондон за помощью для бедствовавшей Александрийской Церкви. Здесь он часто встречался с епископом Лондонским Генрихом Комптоном и вел с ним беседы по вопросам вероучения. Епископ Г. Комптон предоставил место для постройки православного храма в Лондоне. Именно тогда шесть английских епископов из числа так называемых «неприсягавших» (non-jurors), т. е. не признававших королем Англии Вильгельма III Оранского (1688—1702), отделились от государственной Англиканской Церкви и решили вступить в сношения с Православной Церковью с целью объединения с ней. Воспользовавшись пребыванием в Англии митрополита Арсения, они передали ему в 1716 г. проект соглашения между «православным остатком Британских Церквей и Кафолической, Апостольской, Восточной Церковью». Авторы проекта подчеркивали, что они приняли христианство от Матери всех Церквей — Иерусалимской Церкви и содержали и содержат всегда ту же самую веру, которая хранится на Православном Востоке. Основной целью проекта было установление молитвенного и литургического общения. В проекте соглашения указаны пункты, по которым не имеется расхождений между англиканами и православными, а также пункты, по которым англиканские епископы (авторы проекта) не соглашались с Православной Церковью. Здесь же предлагались конкретные меры, которые должны были бы быть приняты, если бы предполагаемое соглашение состоялось.

http://sedmitza.ru/lib/text/436411/

«Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Церквами Англиканского содружества: история и современность». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на заседании в рамках диалога Англиканской церкви в Северной Америке и Православной Церкви в Америке 27 октября 2012 г. 00:34 25 октября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в диалоге Англиканской церкви в Северной Америке и Православной Церкви в Америке  в англо-католической семинарии Нашота Хаус (штат Висконсин, США). Митрополит Иларион выступил перед участниками диалога с развернутым докладом. Контакты Русской Православной Церкви с Англиканской церковью имеют давнюю историю — со времени формирования англиканства в XVI веке. Нужно отметить, что эти контакты были отмечены взаимным интересом и стремлением лучше узнать друг друга. Согласно свидетельству папского посла Антонио Поссевино, в 1583 году англиканский посольский священник Хамфри Коул и доктор Якоб представили русскому царю Ивану Грозному краткое изложение англиканского вероучения. В 1699 году русский царь Петр I побывал в Лондоне, где беседовал с Архиепископом Кентерберийским Томасом Тенисоном и епископом Солсберийским Гилбертом Бёрнетом о положении и устройстве Церкви Англии. В дальнейших встречах православных и англикан речь в подавляющем числе случаев шла о сближении наших Церквей, а инициаторами этих переговоров были именно англикане. Так, можно упомянуть стремление группы англиканских епископов, не присягнувших Вильгельму III Оранскому (1688-1702) и отделившихся от государственной Англиканской Церкви, вступить в контакт с Православной Церковью с целью объединения. Переговоры шли через посредничество митрополита Фиваидского Арсения, который в 1716 году передал Петру I проект соглашения между «православным остатком Британских Церквей и Кафолической, Апостольской, Восточной Церковью» и письмо государю, в котором англикане выражали надежду на его содействие их планам. В России проект соглашения был принят с большим интересом, но Петр предложил, прежде всего, организовать встречу православных и англиканских богословов. В 1724 году Англиканские епископы сообщили Святейшему Синоду о своем согласии прислать в Петербург двух богословов для собеседования, но эта встреча не состоялась из-за кончины Петра I.

http://patriarchia.ru/db/text/2552828.ht...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Панины Василий Панин убит был в казанском походе 1530 года. Дмитрий Матвеевич, Фома и Андрей Панины находились рындами при Царевиче Иоанне Иоанновиче в 1569 и 1571 годах; Никита и Фёдор Панины упоминаются, в октябре 1572 года, на третией свадьбе Царя Uoahha IV . Никита Фёдорович за усердную службу пожалован, от Царя Михаила Феодоровича, в 1626 году, прибавкою ста тридцати рублей к окладу 168 ; из сыновей его, Василий Никитич († в сентябре 1674) находился думным дворянином при Царе Алексее Михайловиче; сын его Василий был стольником, сперва при Царице Марие Ильинишне, потом при Царе Феодоре Алексеевиче, а другой сын Никиты Фёдоровича, Иван Никитич, имел дочь Прасковью Ивановну, за князем Дмитрием Васильевичем Ромодановским и сына Ивана Ивановича, († 17 марта 1702), бывшего стольником, воеводою в Польше в 1666 году, и в Саранске в 1671 году, и сын коего, Алексей Иванович, служил генерал- майором и скончался 2-го марта 1762 года, а дочь, Фёкла Ивановна, была за генерал-майором князем Михайлом Юрьевичем Щербатовым. Андрей Тимофеевич был стольником при Царе Феодоре Алексеевиче. Из Древней Российской Вифлиотеки, мы видим, что 19 марта 1687 года патриарх Иоасаф отпевал Иллариона Панина, в церкви Святого Николая Чудотворца, что в Толмачах, за Москвою-рекою. Двенадцать Паниных владели населёнными имениями в 1699 году. Андрей Васильевич служил генерал-майором при Петре Великом; сестра его Дарья Васильевна была за князем Дмитрием Андреевичем Щербатовым; а брат, Иван Васильевич, храбрый воин и муж добродетельный (рождение 1673 † 11 мая 1736), находился, при Петре Великом, генерал-майором, а при Императрице Анне Иоанновне генерал-поручиком и сенатором. Он женат был на Аграфене Васильевне Эверлаковой (рождение 1688 † 20 августа 1753), имел двух дочерей: Александру Ивановну (рождение 1711 † 1786) за обер-шталмейстером князем Александром Борисовичем Куракиным; Анну Ивановну (рождение 1717 † 12 июня 1745), за действительным тайным советником Иваном Ивановичем Неплюевым, и двух сыновей: Никиту и Петра, которые оба прославив имя Паниных в русской истории, и оба возведены были Екатериною Великою, 22 сентября 1767 года, в Графское Российской Империи достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

До последней четверти XVII столетия не было постоянных русских представителей в иностранных государствах: сношения и переговоры происходили чрез особых, назначаемых для каждого случая, послов, посланников и гонцов, но попытки учредить постоянные миссии были. Так, еще в декабре 1684 г. в Швецию отправлен был Д. А. Франсбеков в звании агента и с ним подьячий для письма, но через 1 ½ года он получил указ об отозвании, н 21 августа 1636 г. выехал из Стокгольма; после того в Швеции не было русского представителя до мая 1700 г., когда туда был назначен кн. А. Я. Хилков «на резиденцию». В 1660 г. отправлен был в чине резидента в разные государства, для разных дел, англичанин, Толмач Посольского приказа, Иван Гебдон, который, пробыв за границей 4 года, главным образом в Англии и Голландии, возвратился в Москву в феврале 1664 г. Оба эти лица (и Франсбеков и Гебдон) были посланы более по торговым делам, так, что были скорее первыми русскими консулами за границей, чем дипломатическими представителями. – Первая русская постоянная миссия в XVII веке учреждена была в Польше, том соседнем государстве, с которым у Московского правительства были наиболее частые сношения. Еще в июле 1668 г. туда отправлен был Василий Тяпкин для постоянного пребывания в качестве резидента; но, по случаю междуцарствия, он не был принят и, получив 10-го октября того же года отпуск от примаса, возвратился в Москву (8-го января 1669 г.). Через пять лет поднят был снова вопрос о постоянных представителях-русских в Варшаве и польских в Москве, и в июле 1673 года Московское правительство изъявило желание учредить их. Предложение было принято, и в сентябре того же года прибыл в Москву польский резидент П. Свидерский, а чрез два месяца после сего (в ноябре) в Польшу отправлен быть снова Вас. Тяпкин «на резиденцию» с переводчиком (для переписки дана им «цыфирь» – шифр). На этот раз Тяпкин пробыл резидентом почти 4 года и в мае 1677 г. Отпущен был в Москву. По отъезде его не было прислано нового русского представителя вплоть до начала 1688 г., с какового времени встречаем их в Польше без перерыва до конца столетия, так что тот год (1688) можно считать годом учреждения первой постоянной русской дипломатической миссии за границей 83 . В самом конце столетия, в 1699 г., учреждены были еще две постоянные миссии: 1) в Голландии, куда 9-го апреля велено ехать А. А. Матвееву в звании чрезвычайного и полномочного посла; с ним отправлен был дьяк Ив. Волков и 10 «дворян посольства»; и 2) в Константинополе, куда назначен был (в июле) дьяк Украинецев; при нем состояли дьяк и также 10 «человек дворян посольства». В марте того же 1699 г. состоялось повеление об отправлении «на резиденцию» в Вену, в звании посланника, В. И. Еверлакова; но чрез три месяца распоряжение это было отменено, так что постоянная миссия в Вене учреждена была только в 1701 г., куда 4-го января назначен был в должности министра кн. П. А. Голицын.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Скачать epub pdf 158. Петр I (Первый) Алексеевич, первый император всероссийский сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной (см. 148). Родился в Кремле московском 30 мая 1672 г.; начал учиться грамоте у дьяка Зотова в 1677 г.; по смерти бездетного брата своего, царя Федора III, избран старанием патриарха Иоакима, мимо другого брата, Ивана, старшего летами, на престол 27 апреля; с воплями стрельцов, взбунтованных на Москве царевной Софьей (см. 179), получил себе соцарственника в лице того же брата Ивана 23 мая; сделан из первого царя вторым 26 мая; отдан вместе с братом, «ради юных лет обоих государей», под руководство правительницы, «великой государыни, благоверной царевны и великой княжны» Софьи 29 мая и коронован, с братом же, 25 июня 1682 г.; завел себе потешных в 1683 г.; был против крымских походов, особенно первого, и обратил своих потешных в полки Преображенский и Семеновский в 1687 г.; начал учиться математике и фортификации у Франца Тиммермана, родом голландца, в 1688 г.; занимался первым своим кораблестроением на Переславльском озере и, возмущенный злоумышлениями царевны Софьи, уговорил своего соцарственника-брата лишить сестру власти и свободы в 1689 г.; совершил первую морскую поездку свою в Архангельск в 1693 г.; после вторичной поездки туда же, забавлялся Кожуховским походом, первыми на Руси маневрами, в 1694 г.; окончил неудачей первый азовский поход в 1695 г.; потеряв брата Ивана, сделался единодержавным государем, выстроил флот на Воронеже и взял Азов, сдавшийся 18 июля 1696 г.; произвел страшную казнь новым злоумышленникам на его жизнь (Цыклеру с товарищами) и отправился с Великим Посольством адмирала Лефорта в первое путешествие по Европе в 1697 г.; вызванный из-за границы третьим бунтом стрельцов, расказнил это мятежное войско и постриг Софью в 1698 г.; обнародовал 23 января указ о введении в употребление гербовой бумаги; учредил 10 марта орден св. Андрея Первозванного, старший на Руси, и повелел 20 декабря изменить сентябрьское новолетие на январское в 1699 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Еремеево. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь существовала с 15 века. Новое здание возвели в 1699 году с приделом в честь святого чудотворца Николая. К 1810 году его по старости разобрали. Церковь Вознесения Господня строилась пять лет с 1815 по 1820 год на средства прихожан. Кирпичная с выполненными деталями из белого камня. Как указывают в некоторых источниках, храм зрелого классицизма. Церковь закрыли в 1938 году. Здание сильно изношено. Колокольня четырехъярусная простого кубоватого типа. С 2003 года храм возвращён Церкви, в нем возобновлены богослужения. Существовавшая ранее церковь Вознесения Господня в селе Еремееве. Село Еремеево Московского уезда Горетова стана в 1584 г. принадлежало Вознесенскому монастырю, что в Москве, у Фроловских ворот; в селе находилась деревянная «клетцки» церковь во имя Николая Чудотворца, сожженная литовскими людьми. Церковная Николаевская земля отдавалась в оброк и в приходных оброчных книгах Патриаршего Казенного Приказа писалась за 1638 г. «села Алексина на Вознесенском попе Даниле, оброку на 1637 – 38 гг. по 2 алтына в год»; за 1688 г. – на игуменье Вознесенского монастыря с сестрами оброка гривна. В сельце Еремееве находилось в 1646 г. 4 двора крестьянских, в них 10 чел., при монастырском дворе 2 чел.; в 1678 г. – 2 двора монастырских, в них 11 чел., 5 дворов крестьянских, в них 27 чел., 2 двора бобыльских, в них 6 чел. В дозорной и описной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1680 г. церковной Николаевской земли в селе Еремееве написано: «по досмотру в селе Еремееве кладбище есть и на том кладбище поставлена часовня, да около кладбища 10 дворов крестьянских, а в приходе село и кладбище в селе Алексине у церкви Вознесения Господня». В 1699 г. в сельце Еремееве построена церковь во имя Вознесения Господня с приделом Николая Чудотворца. В приходной книге за 1700 г. находится запись: «В 1696 году 28 ноября и 18 июня 1698 года били челом святейшему патриарху Вознесенского монастыря игуменья Варсанофия Бутурлина с сестрами, что в вотчине их, в селе Алексине, церковь Вознесения Господня в монастырской же их вотчине ветха и что им вместо той ветхой церкви построить вновь церковь Вознесения Господня в монастырской же их вотчине, которая близ того села Алексина, в сельце Еремееве, да внизу той церкви теплую церковь во имя Николая Чудотворца».

http://sobory.ru/article/?object=01847

Аарон, епископ Корельский и Ладожский, в схиме Алипий (Еропкин Афанасий Владимирович) Родился около 1663 года в семье московского стольника, происходившего из древнего дворянского рода. Сначала он служил стряпчим и, как дворянин, принимал участие в военных походах. В 1688 году Афанасий поступил в Нилову Столобенскую пустынь и через три года, 6 августа 1691 года, был пострижен в монашество. Через год он был определен казначеем, а в 1699 году из казначеев был назначен строителем. Затем он был наместником Ниловой пустыни. С мая 1700 года митрополит Иов направил его на остров Кий наместником Крестного монастыря. В январе 1704 года возведен в сан архимандрита и назначен в Валдайский Иверский монастырь. 27 декабря 1708 года переведен настоятелем Юрьева монастыря. 24 января 1714 года архимандрит Аарон хиротонисан во епископа Корельского, викария Новгородской епархии с оставлением в его управлении Юрьева монастыря. С 3 февраля 1716 года после смерти митрополита Иова в течение 5 лет управлял Новгородской епархией. В 1723 году ушел на покой в Нилову пустынь в число братии на одинаковое с нею положение. 29 января 1728 года вновь вызван на должность викарного епископа Новгородской епархии. 1 июля 1730 года принял схиму с именем Алипия. Скончался 1 мая 1740 года. Погребен был в Ниловой Столобенской пустыни, под колокольнею, в одной палате со старцем Нектарием, бывшим игуменом пустыни. О епископе Аароне сохранился ряд отзывов его современников. Новгородский митрополит Иов называл его «мужем боголюбивым, жития доброго, беспорочного». Граф Андрей Матвеев признавал в нем «милосердие всюдухвальное». Архиепископ Феофан видел в нем «человека, прямым путем ходящего». Всю свою жизнь он оставался верен своему призванию – ходатайствовать за бедных и угнетенных, и в этом деле проявил исключительную настойчивость. Стараясь облегчить участь вдовы Боровитиновой, он не один раз обращался с ходатайством о ней к кабинет-секретарю Макарову. Еще будучи в сане архимандрита Юрьева монастыря, Аарон принимал активное участие в благоустройстве обители преподобного Нила, в которой было положено начало его монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНУФРИЙ ГАРЕДЖЕЛИ [Мачутадзе Отар; груз. ] (сер. XVII в., Гурия - после 1729, лавра Давидгареджи, Кахети), архим., настоятель лавры Давидгареджи (12 марта 1690 - после 1729), известный груз. церковный деятель XVII-XVIII вв. О. Г. называют 2-м (или новым) строителем пуст. Гареджи . Имя гурийского дворянина Отара Мачутадзе вместе с именем его брата, еп. Джуматского Максима (Мачутадзе), впервые упоминается в документе нач. 70-х гг. XVII в.: они входили в свиту Туты, дочери гурийского кн. Кайхосро I, невесты сына царя Картли Вахтанга V царевича Левана ( Карбелашвили. 1900. С. 130). В жалованной грамоте 1683 г. Леван назвал Отара своим «преданным рабом» и назначил его сборщиком повинности, взимаемой с урожая винограда ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 498). Между 1683 и 1690 гг. Отар прибыл в лавру Давидгареджи в пуст. Гареджи, где принял постриг с именем Онуфрий. 12 марта 1690 г. по решению Собора Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата О. Г. был назначен настоятелем Давидгареджи. В поставительной грамоте, подписанной католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Иоанном X (Диасамидзе) , архиеп. Алавердским Николаем (Андроникашвили) и др. груз. архиереями, указывалось, что это было сделано по распоряжению царя Картли Ираклия I (1688-1703) ввиду запустения гареджийских мон-рей в 1616 г., после нашествия персид. шаха Аббаса I на Кахети (подробнее см. в ст. Гареджийские преподобномученики ) ( Карбелашвили. 1900. С. 129; Жордания. 1903. С. 10). О. Г. урегулировал имущественные вопросы Давидгареджи, увеличил доходы, обеспечил безопасность и достаток, привлек многочисленную братию, развернул обширную строительную деятельность. В скором времени обитель снова обрела статус одного из крупнейших церковных центров Грузии. В 1690 г. Ираклий I вернул мон-рю все земли, к-рые присвоили кахетинские дворяне ( Лолашвили. 1959. С. 30-31); в 1696 г. царь назначил каждому монаху и О. Г. пособие в размере 9 червонцев в год, выделил из царской казны 5 литр (ок. 5 кг) свечей; в 1699 г. назначил ежегодное пожертвование мон-рю с доходов Картли (хлебом, вином, рисом, маслом, солью и сыром) и др. ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 516, 518).

http://pravenc.ru/text/2581425.html

П.В. Долгоруков Бестужевы и Бестужевы-Рюмины Родоначальник их, Гавриил Бестуж, жил в начале пятнадцатого века; у него был сын Яков Гавриилович Бестужев, по прозвищу рюма. Матвей Бестужев ездил послом Иоанна Великого в Орду, к хану Ахмату, в 1477 году. В том же году, Афанасий Васильевич получил, в земле новгородской, в вотской пятине, в погосте Введенском-Дудоровском, описную вотчину Ивана Захарьевича Овинова. Осип Иванович, по прозвищу образец, убит в походе против казанского Царя Алегама, в 1487 году, а брат его Илларион Иванович утонул в том же походе. Андрей Иванович, сын боярский суздальского уезда, жалован от Иоанна Грозного поместьем в уезде московском, 2 октября 1550 года; он подписался, в 1565 году, в пятидесяти рублях, у поручной записи по боярине Иване Петровиче Яковле-Захарьине. Михайло Михайлович находился воеводою в полоцком походе 1551 года; Иван Дмитриевич послан был, 29 декабря 1610 года и потом 30 января 1611 года, из Смоленска в стан польский, с отказом воевод и жителей изменить России и присягнуть Польше; Фёдор больший и Фёдор меньший Никитичи ранены при осаде Смоленска, в 1634 году; Михайло Григорьевич упоминается при дворе Царя Алексея Михайловича, в 1660 году. Семнадцать Бестужевых владели населёнными имениями в 1699 году, и четверо из них были стольниками Петра Великого. Пётр Михайлович (рождение 1664 † 1743) и ближайшие однородцы его получили, в 1701 году, от Петра Великого дозволение писаться Бестужевыми-Рюмиными; Пётр Михайлович был в последствии тайным советником и гофмейстером при герцогине курляндской Анне Иоанновне, а в день коронования Императрицы Елисаветы Петровны возведён, 25 апреля 1742 года, в Графское Российской Империи достоинство. Он женат был на Евдокие Ивановне Талызиной; имел дочь Аграфену Петровну, за князем Никитою Фёдоровичем Волконским, и двух сыновей: 1) граф Михайло Петрович (рождение 1688 † 1760), действительный тайный советник и Святого Андрея кавалер, хороший дипломат, находился посланником в Стокгольме с 1721 по 1741 годе; был, в продолжении нескольких месяцев, обер-гофмаршалом при Императрице Елисавете Петровне, потом посланником в Берлине, Варшаве, Вене и наконец в Париже, где скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Старая Кутля. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь.    Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1813. Адрес: Пензенская область, Лунинский район, село Старая Кутля Координаты: 53.64533, 45.33103 Проезд:Выехать из Пензы по а/д 58-ОП-РЗ-К-168 " Пенза - Лунино " и следовать до Старой Кутли около 55 км. Церковь расположена в центре села в 300 м слева от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм во имя Николая Чудотворца построен в 1813 году. Во время пожара 1814 года у церкви сгорела крыша и обрушился купол. Церковь окончательно отстроена помещиком Федором Ивановичем Левиным в 1847 году, В ее приделе погребен благотворитель генерал-майор Иван Васильевич Долгорукий. Архитектура церкви выполнена в формах классицизма. Круглый в плане двухсветный храм был перекрыт куполом со световым барабаном, который сейчас утрачен, в результате чего обнажился крутой яйцеобразный свод. С востока к храму примыкает прямоугольная апсида, с запада - квадратная в плане трапезная, разделенная широкими арками на три продольных нефа. В декоре используются классицистические элементы: рустовка, круглые, ромбовидные и овальные ниши, треугольные сандрики. Средняя часть трапезной с севера и юга отмечена треугольными фронтонами. Внутри фрагментарно сохранились росписи. Храм во имя свт. и чуд. Николая. Каменный, с приделами во имя св. пророка Илии (правый) и св. вмц. Параскевы (левый). Первое упоминание о церкви Николая Чудотворца в казачьей Кутлинской слободе, по которой село еще именовалось Никольским, относится к 7195–7196 (1687–1688) гг., когда в селе проживали служилые люди, переведенные в 7205 (1697) г. в Азов. После этого 7 марта 7207 (1699) г. их земли были пожалованы в поместье боярам Федору и стольникам Ивану и Алексею Алексеевичам Головину, а также сыну первого из них Ивану Федоровичу. В 1705 г. стольник Иван Алексеевич Головин променял свое поместье брату боярину Федору Алексеевичу, после которого имение досталось его детям Ивану, Николаю и Александру Федоровичам, разделившим его в 1706 г. таким образом, что Кутлинская слобода досталась Ивану. После смерти графа Ивана Федоровича Головина имение его перешло к жене Анне Борисовне, урожденной Шереметевой, и детям Петру, Федору и Марье.

http://sobory.ru/article/?object=43155

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010