426 Ист. акт. 5, 151. Розыск ч. 3, гл. 12. Митрополит Игнатий в 3 посл. Денисов и раскольничий синодик простирают число самоубийц до 2700 человек. По актам не видно, сколько именно сожглось. Но события 1688 г. показывают, что у Денисова число увеличено; синодик показывает, что бедняки погибли 4 марта 1687 г. Предводителем самоубийства, Денисов и синодик выставляют соловецкого беглеца Игнатия, который, по словам первого, обошел пред тем «многия пустыни, страны и грады». Денисов выставляет его для простяков великим святым. 427 Ист. акт. 5, 151, стр. 254–256. 260. Число сообщников Емельяна в указе царском простирается до 150 человек; палеостровские иноки доносили, что раскольников было более 500 человек. Там и здесь говорится, что они вошли в монастырь вооруженные саблями, бердышами и пищалями. Денисов и синодик, называя начальником самоубийства соловецкого беглеца Германа, говорит, что всех погибло с Германом 1500 человек. Показание палеостровских иноков, без сомнения, более прочих заслуживает веру, тем более, что, по их же показанию, из пожара спаслось 20 старцев и 80 бельцов. 428 Ист. акт. 5, 223. Одним из главных виновников бунта по исследованию оказался бродяга «чернец Иосиф», стр. 386. Этот тот самый Иосиф, которого Денисов поставляет между соловецкими страдальцами. По его описанию, он год сидел в сумском остроге, был помилован и сеял раскол в Каргополе; здесь собрал было нескольких на костер; но предупрежден и отправлен в Холмогоры; отсюда бежал и бродил по Онежью; в пудожском деле был во главе других, вооружившихся против солдат, но пуля кончила его жизнь. По словам Пахомия (в ркп. житии Корнелия) в Пудоге сожглось 50 человек. 429 По раскольничьему синодику: а) августа 9, 1687 г. на Березовом Волочке сожглось несколько человек. Современное известие (розыск 588–590) говорит, что их сожгли обманщики, которые сами убегли; б) на горах под Олонцом сожглось 1000 человек; в) в тобольском уезде с чернцом Даниилом сожглось 1700 человек. (Розыск 580–583); г) в Тюмене погибло 200 человек; д) в Сибири 8 и 148, еще 78, потом 600, потом 100 и еще несколько человек; всего около 1000 человек. Объяснения в розыске 522–585. 591–595. 605.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Михаила, раскрывают неск. тем: Евхаристии, покаяния и Страшного Суда, прославления ратного подвига благочестивых вождей, утверждения незыблемости святого места. Н. В. Квливидзе Другие постройки Совр. стены и башни были воздвигнуты в кон. XVI в., верхние этажи в виде «корон» с белокаменной и кирпичной кладкой - в XVII в. Первоначальная трапезная ц. во имя свт. Амвросия Медиоланского (кон. XVI в.) при старом здании трапезной близ палат царицы-инокини Александры - одноглавая, 3-апсидная, была перестроена Амвросием (Зертис-Каменским), архиеп. Московским. Основной ансамбль мон-ря сложился в период покровительства ему царевны Софии Алексеевны. В мон-ре появились: ц. во имя прп. Варлаама и царевича Иоасафа Индийского (1683-1690) - в нижнем ярусе (обрамленном аркадой) колокольни; ц. ап. Иоанна Богослова - во 2-м ярусе колокольни (после осквернения в 1812 г. была упразднена); ц. свт. Николая Чудотворца (1899, не сохр.) - в одноименной башне монастырской ограды; надвратная ц. Покрова Пресв. Богородицы (1683-1688) - на юж. стене ограды, 5-главая, в стиле московского барокко. Надвратная ц. Преображения Господня (1687-1688), расположенная на сев. стене ограды над главным входом в обитель,- 5-главая, с трапезной, с пышным декором в стиле московского барокко. Ее 7-ярусный резной золоченый иконостас и внутреннее убранство исполнены «под началом» придворного живописца Оружейной палаты К. И. Золотарева. К церкви примыкают палаты царевны Екатерины Алексеевны - т. н. Лопухинский корпус, получивший это название по местопребыванию в 1727-1731 гг. мон. Елены (бывш. царицы Евдокии Феодоровны, урожд. Лопухиной); декор наличников на фасаде палат идентичен убранству Преображенской ц.; в палатах сохранились орнаментальные росписи и «мраморировки». Трапезная ц. Успения Пресв. Богородицы (1685-1687, нач. XIX в.) расположена к западу от собора, 1-главая, 3-апсидная, первоначально была возведена на подклете (не сохр.) и имела 5-главие и позакомарное покрытие (не сохр.). По нек-рым сведениям, в церкви находились престолы во имя ап.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Об алтаре этой церкви в описи 1687 года замечено: «при бывшем игумене Иосифе Андреяновском вместо ветхого олтаря, построен новой, каменной олтарь, пространние перваго». О гробнице преподобного Павла сказано: «да в церкви на гробнице преподобнаго Павла Обнорскаго чудотворца образ ево чудотворца Павла; поля обложены сребром басмяным, а круг риз обложено сребром резным, золоченым, венец и цата чеканные, а в них восмь каменев. Да на гробнице преподобнаго Павла чудотворца крест медной; а при прежнем игумене Иосифе Андреяновском тот крест вновь позолочен и ковчег построен кипарисной, а около не по многу обложен сребром, золочен. А тот крест преподобный Сергий Радонежский благословил преподобного Павла в путь 26 . А посторонь гробницы, вместо прежней железной решетки, при игумене Иосифе Андреяновском, построена в зеленой меди новая решетка, а по травам розцвечена розными красками, а за решеткою обложена тцка сребром басмяным, канфареное дело, золочена. Да у гроба чудотворцова посох» 27 . В находившейся над церковью преподобного Павла книгохранительной палате, или библиотеке, в описываемое время книг было всего 296 названий, в том числе печатных 157, письменных 139 28 . О паперти этой церкви в описи сказано: «перед церковью преподобнаго Павла чудотворца, вместо древяной паперти, при прежнем игумене Иосифе Андреяновском построена новая каменная паперть». 5. Церковь Успения Пресвятой Богородицы тёплая, каменная, с трапезой и с келарской и с белой палаткой. Иконостас в этой церкви был двухярусный: в нижнем было четыре местных образа, все писаны на золоте, в верхнем тринадцать образов, писаны на краске. Сверх сего в алтаре, в разных местах церкви и в трапезе было ещё 30 икон, писанных на золоте и на краске. 6.Колокольня каменная, верх шатровый, а на ней глава крыта белым железом. В описи 1687 года об этой колокольне сказано, что она вновь построена при бывшем игумене Иосифе Андреяновском «меж соборной и чудотворца Павла папертьми». Колоколов на ней было 13, а именно; «Колокол большой, благовест по владычним праздником и по воскресным дням. Колокол благовестной повседневной. Пять колоколов красных. Шесть колоколов зазвонных» 29 . Под колокольней была «полата, а в ней часы боевыя железныя, а от тех часов на колокольню к четырем колоколам зазвонным приведен бой перечасной, а часов бой приведен к большому колоколу» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

придельный храм во имя прп. Сергия Радонежского (начат в 1692, достроен в 1697-1698, освящен в 1712) - работа подмастерья Василия Карпова с мастерами Спасо-Прилуцкого мон-ря. 2-я пол. XVII в.- время интенсивного строительства в архиерейском дворе (кремле). Большой 3-этажный Симоновский корпус (или архиерейские палаты, 1667-1671) с одноглавой крестовой ц. в честь Рождества Христова построен архиеп. Симоном. Церковь возвышается над корпусом в виде куба, увенчанного луковицей на барабане. Надвратная Крестовоздвиженская ц. (1687-1692) отличалась сдержанным убранством. Каменная шатровая колокольня собора Св. Софии (1654-1659) построена архиеп. Маркеллом при поддержке царя Алексея Михайловича с использованием запасов камня, сделанных Иоанном Грозным. В наст. время сохранились 25 из 26 колоколов: Большой, или Праздничный (весом 7,6 т), отлит в Любеке специально для Вологды в 1687 г., остальные - с 1637 по 1756 г. преимущественно в Вологде и Москве, в т. ч. Большая Лебедь работы Ивана Моторина, автора Царь-колокола. В отличие от соборной колокольня Владимирской ц. (того же времени), по нек-рым данным, была сооружена по принципу «золотого сечения» и не была перестроена. Высокий восьмерик на низком четверике, заканчивающийся арками звона и покрытый шатром со «слухами», увенчан небольшой главкой. Всего на 52 колокольнях Вологды (включая соборную) было 353 колокола, весивших ок. 60,5 т (почти все утрачены в советское время). С 1658 г. из Ростовской в В. е. перешло Белозерье. Новый величественный Спасо-Преображенский собор в Белозерске (1668 - кон. 70-х гг. XVII в.) был сооружен в центре кремля при участии царя Алексея Михайловича в несколько архаизированных формах: массивный, статичный куб, 5 широко расставленных тяжелых глав. Декоративное убранство фасадов довольно скупое и архаичное: суховатые по рисунку пилястры и закомары, перспективные порталы, более нарядные барабаны глав с маленькими кокошниками у основания. С XVII в. началось каменное строительство в ряде регионов, напр.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Преподавательская деятельность Лихудов в Академии началась лишь с осени 1687 г., с устройством особого каменного трехэтажного академического корпуса в Заиконоспасском монастыре. К Рождеству 1687 г. в Академии числилось 76 человек учащихся: в том числе два иеромонаха, два иеродиакона и один монах. Когда в январе 1688 г. Иоанникий Лихуд отправился в Венецию и преподавателем в Академии остался один Софроний, число учащихся в ней начало сокращаться, и к Пасхе 1688 г. в ней числилось учеников всего 64 человека. Состав учащихся в Академии был самый разнообразный: тут были и князья Одоевские, сын князя Бориса Голицына, дети Тимофея Савелова – близкие родственники патриарха – и т. п., наряду с ними встречаем в школе Лихудов челядинцев и сына конюха; ученики были и светские и монашествующие. Преподавание в Академии шло по учебникам, составленным или переделанным самими Лихудами. Преподавание их носило схоластический характер; но нельзя не признать за Лихудами и некоторой доли оригинальности и самостоятельности в постановке учебных предметов. Не подчиняясь строгой схоластике, они стремились поставить и действительно поставили преподавание наук в Академии в некоторое соответствие к потребностям жизни и времени, и в этом отношении Заиконоспасская Академия значительно отличалась от Киево-могилянской коллегии, где схоластицизм царил в полной силе. По тому времени Лихуды были обставлены в материальном отношении очень хорошо. Впоследствии сын Иоанникия – Николай, пожалованный стольником, владел значительною земельною собственностью. Имущественному положению Лихудов соответствовало и видное, влиятельное общественное положение их в Москве. Оно обусловливалось уже самою их должностью учителей Академии, авторитетов в вопросах богословской мысли и церковной жизни. Усердная деятельность Лихудов, их трудолюбие и ученость и, в особенности, возникшие в Москве споры о пресуществлении, поставившие ученых греков во главе целой партии и выдвинувшие их в роли защитников веры и Церкви, естественно должны были еще более упрочить их высокое значение в среде тогдашнего московского духовенства и общества. У Медведева и его единомышленников встречаем определенные и веские доказательства влиятельного положения «самобратий Лихудиевых». Лихуды были в наилучших отношениях с иноком Евфимием, человеком весьма влиятельным, приближенным к патриарху, с архиепископом Афанасием холмогорским и, наконец, с самим патриархом Иоакимом; тесные связи соединяли их с разными приближенными к патриарху лицами, каковы были, кроме Евфимия, Карион Истомин, ризничий Иакинф и сменивший его впоследствии иеромонах Филарет; в Москве же Лихуды вошли в близкие отношения и с будущим своим покровителем Иовом, архимандритом Московского Высокопетровского монастыря, впоследствии митрополитом Новгородским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioannikij-i-So...

6 апреля 1742 г. штат был снова подан для утверждения, но не получил его, пока в 1764 г. не был заменен новым проектом, получившим 1 октября законную силу 898 . После некоторых колебаний Св. Синод обратился за решением спора к Императрице и, наконец, 6 апреля 1748 г. получил указ, по которому удержанное с мая 1745 г. жалованье велено было выдать, причтя к нему, согласно указу 18 января 1721 г., то, что синодальные члены могли получить за это время из своих мест 899 . 10 июня синод. члены заявили, сколько им следует получить, причем представили такой расчет: На Майскую и Сентябрьскую трети 1745 г. Получено из своих мест Дополучить согласно Ук. 1731 г. Итого жалованья Архиепископу Симону Псковскому Епископу Арсению Переславскому Платону епископу Владимирскому в бытность его архимандритом 33121/2 66121/2 На 1746–1747 гг. Получено из своих мест Дополучить согласно Ук. 1731 г. Итого жалованья Архиепископу Симону Псковскому Епископу Арсению Переславскому Платону епископу Владимирскому в бытность его архимандритом Итого им в доплату к получаемому из своих мест: Епископу Псковскому Епископу Переславскому Епископу Владимирскому 66141/4 67141/4 С этим расчетом князь Шаховской не согласился 900 , заявляя, что в нем показаны лишь денежные доходы, да и то не все, например епископ Арсений не показал, что он получил с 1745 г. с Троице-Сергиевского монастыря 901 . Не видя другого средства освободиться от протестов обер-прокурора, Св. Синод обратился к Государыне частным образом через ее духовника, протопопа Благовещенского собора Феодора Дубенского, который и получил от нее такой словесный указ: до будущего рассмотрения ведомостей о епаршеских доходах, за прошлые 1745–1748 гг. и за нынешний 1749 годы жалованье выдать по указу 18 января 1721 г., удержав в казне из полного оклада вместо епаршеских доходов четвертую часть. Таким образом, все члены Синода за вычетом 1/4 части получили 16483 руб. 66 коп. 902 . §2. Содержание архиерейских домов 903 . В XVIII веке на содержание архиерейских домов поступали окладные и неокладные доходы с духовенства и мирян, а также доходы с недвижимых имений, принадлежавших как непосредственно архиерейским домам, так и приписным к ним монастырям. Из доходов первого рода главное место занимала дань с церквей, взимавшаяся до 1687 г. в неодинаковом размере в разных епархиях и более или менее сведенная к единству изданным в 1632 г. патриархом Филаретом указом о реформе податного обложения церквей в его патриаршей области. В упомянутом 1687 году этот указ был распространен на все 20 епархий 904 . Согласно этому указу, дань платилась духовенством и причтом со своих дворов за право пользования усадьбою, а с приходских – в виде налога за доход с треб 905 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Обогащённый столь великими дарами и великокняжескими вкладами и некоторыми пожертвованиями недвижимых имуществ от частных лиц, монастырь в 1628–1630 годах, по писцовым книгам, является в следующем виде: «…Монастырь Павлов на речке Нурме: в нем церковь Живоначальныя Троицы с приделом Павла Обнорскаго; другая церковь Успения Богородицы с трапезою; третья церковь преподобнаго Сергия Радонежскаго; все три каменныя. В церквах Божие милосердие образа, свечи, книги, ризы, колокола и всякое церковное строение блаженныя памяти государя Царя и Великаго князя Василия Иоанновича. На монастыре: келья игуменская, келья казенная и 20 келлий братских. За монастырем – двор конюшенный, два двора скотних, две мельницы с тремя жерновами. Пашни на 165 четвертей в каждом поле; сена около полей на 400 копен; лесу строеваго и дровянаго в длину на 8, в ширину на 6 верст, а инде и более…» В переписных книгах стольника Петра Голохвастова и подьячего Ивана Саблина, 1678 года, значится: а).что церковь Троицкая в Павлове монастыре о трех главах; б).что кроме придела преподобного Сергия Радонежского при ней был другой придел во имя Рождества Иоанна Предтечи; в).над церковью преподобного Павла Обнорского была колокольня каменная и на ней больших и малых 13 колоколов; г).две кельи казённые каменные, кельи игуменские деревянные и 17 келлий братских также деревянных. Но самые подробные сведения о состоянии Павло-Обнорского монастыря в XVII столетии найдены в описях его, обыкновенно составлявшихся или при сдаче монастырского имущества новым настоятелям, или по особым распоряжениям епархиального начальства. Таких описей имеем под рукой три: 1654, 1682 и 1687 годов. Так как эти описи изображают монастырь в самую цветущую эпоху его существования, после которой он, во время реформ царствования Петра Великого и в последующее время до составления монастырских штатов, в материальном своём благосостоянии уже почти не возвышался, то извлекаем из описи 1687 года главнейшие и наиболее любопытные сведения о нём, пополняя оные сведениями из двух предыдущих описей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Колокольня, образованная четвериком и двумя почти равновеликими восьмериками (верхний сквозной ярус звона), разделенными только узкой полосой прямого, украшенного кирпичным декором карниза и оформленными по граням трехчетвертными колонками, завершена не шатром, а главкой на высоком барабане - один из ранних примеров подобного завершения колокольни. Источник: www.rin.ru Церковь Всех Святых, что на Кулишке, находится на Варварской площади при начале Солянки. Построена в княжение Димитрия Донского в память православных воинов, убиенных в сражении на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. На хоругви, сохранявшейся еще в 1796 г., была надпись, что церковь за ветхостью перестроена в 1687 г. ноября в 20 день. В летописях об этой церкви «на Кулишке» упоминается только с 1488 г. Рассмотрение подробностей архитектуры может подтвердить, что главный храм конца XIV ст., и что некоторые пристройки, переделки, а также обработка стен относятся к концу XVII ст. Все здание состоит из явно разновременных частей, присоединявшихся одна к другой без заранее обдуманного плана. Особенно обращает на себя внимание, что приделы выстроены в ряд и находятся с одной южной стороны главного храма. Сначала церковь состояла из довольно просторного квадрата на подклете и одноабсидного алтаря. Были три входные двери с полукруглыми арками; арки сохранились, но их украшения на юге и на западе уже нет: они стесаны, когда эти выходы стали не наружу. При северной арке есть украшения, тождественные с украшениями западной входной арки внизу у Успения на Крутицах, т.е. позднейшие. Окон было девять, все верхнего света. Старой формы сохранились только два окна с древними решетками крайние на северной стороне. Шесть окон расширены в 1687 г. и снабжены решетками, характерными для конца XVII ст. При рассмотрении нарушена симметрия, простенки оказались разной величины. Девятое окно заложено вследствие построения перед ним колокольни. Старая форма окон в полной ясности определяется снаружи по заложенному окну и по двум фальшивым окнам восточной стены над алтарем. Такие же фальшивые окна сделаны для украшения стен и на алтарной абсиде.

http://sobory.ru/article/?object=02379

Эти братья – иноки, как жившие у патриарха, вероятно, имели, сравнительно, хорошие средства и потому свободно могли жертвовать свои приношения... они не мало сделали вкладов и в бедную Челменскую пустынь и тогдашние ее церкви. «А в тех Божиих церквах (Богоявленской и Успенской) – читаем в «книгах росписочных» 1687 г. – положение вкладов строителя иеродиакона Филофея, да брата его иеромонаха Сергия, что жили у святейшего Никона патриарха московского и всея России, а постриженники Кожеозерскаго монастыря, книг и икон святых в церкви холодной, у Богоявления Господня, икона местная – Богоявление Господне, да икона Пресвятые Богородицы Одигитрие, меж врат, обе живописные (икона пядница Пртые Бцы Одигитрие – обложена серебром, венцы с финифтом, икона пядница Пресвятые Богородицы Успение на окладе, другая – без окладу, икона пядница Пресвятые Богородицы Владимирские, на красках, крест осеняльной обложен серебром. Да книг в тех Божиих церквах: книга Евангелие напрестольное, в десть, печать новоисправная, распятие и евангелисты серебрянные, поволока бархатная; псалтырь со следованием в десть, печать новоисправная; (книга Устав в есть, печать новоисправная); минея Общая в десть – печать новоисправная; (Потребник в десть – печать новоисправная) Служебинк в полдесть – печать новоисправная, Часослов в четверть – печать новоисправная, Канонник в четверть – печать новоисправная, два Охтая – печать новоисправная, на осмь гласов, да два Охтая – печать старая. Да ризы – отлас вишневой, да стихарь дорогильной, да патрахиль и поручи камчатые) да патрахиль, да поручи дорогильные. Сосуды служебные оловянные, ковшик да чарка оловянные; да покровцы камчатые, обложены белою камкою. Насвечник оловянной, кадило медное чечанное, 2 пояса нитных, сальник медной с поддоном. У Чудотворца на гробнице паволока отласная. Три карбаса нивовскаго шитья (т. е., шитых прутьем), да пятеры сани. И то все на лицо их, братанов (братьев) положение». – «Да в олтаре» (Богоявленской церкви) – читаем далее – престол поволочен паволокою на отласе, крест серебрянной, а положение та паволока упокойнаго иеромонаха Сергия. Над жертвенником (в Успенской церкви) икона Успение Пресвятыя Богородицы на окладе, пять венцов 334 – положение иеродиякона Филофея, выше сего писана, в его статье. Псалтырь малая в полдесть, печать новоисправная, – положение иеромонаха Сергия и брата его иеродиякона Филофея, «Триодь постная, печатная, новоисправной печати, их же – положение». «Кобыла вороная, да мерин рыж, 4-х лет, что Филофей положил те две лошади» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

132 Гордон Патрик (Петр Иванович, 1635–1699) – на русской службе генерал и контр-адмирал. Родился в Шотландии, в 1655–1661 гг. служил в шведской и польской армиях. С 1661 г. на русской службе. Участник Чигиринских (1676–1678 гг.) и Крымских (1687–1689 гг.) походов. В 1689 г., командуя Бутырским полком, поддержал Петра I в борьбе с Софьей. Участник Азовских походов (1695–1696 гг.) и подавления стрелецкого восстания 1698 г. Оставил три тома дневников на английском языке. 133 Лефорт Франц Якоб (Франц Яковлевич, 1655–1699) – на русской службе генерал-лейтенант и адмирал (1695 г.). Выходец из швейцарской купеческой семьи. Служил во французской и голландской армиях. С 1675 г. в России, участник русско-турецкой войны 1676–1681 гг. и Крымских походов 1687–1689 гг. В 1689 г. сблизился с Петром I. В Азовских походах 1695–1697 гг. командовал русским флотом, в 1697–1698 гг. возглавлял (вместе с Ф. А. Головиным и П. Б. Вознициным) «Великое посольство». 134 Ромодановский Федор Юрьевич (ок. 1640–1717) – князь, государственный деятель. В 1686–1717 гг. возглавлял Преображенский приказ, ведавший политическим сыском. Фактически стоял во главе управления страной в периоды отсутствия Петра I, пользовался его неограниченным доверием. 135 Апраксин Федор Матвеевич (1671–1728) – военный и государственный деятель, генерал-адмирал, граф, сенатор; брат царицы Марфы, жены царя Федора Алексеевича; воевода в Архангельске (1692 г.), участник Азовских походов, начальник Адмиралтейского приказа (1700–1706 гг.); укреплял Азов, строил Таганрог; успешно оборонял Петербург и в 1710 г. взял Выборг, участник Гангутского сражения (1714 г.), президент Адмиралтейской коллегии (1717 г.); в 1712–1723 гг. губернатор Эстляндии, Ингерманландии, Карелии; в 1723–1726 гг. – командующий Балтийским флотом; член Верховного Тайного Совета (1726 г.). 136 Лопухина Евдокия Федоровна (1669–1731) – царица, первая жена (с 1689 г.) Петра I, мать царевича Алексея Петровича; в 1698 г. пострижена в монахини. После процесса царевича Алексея в 1718 г. переведена из Суздаля в Ладожский Успенский монастырь, в 1725 г. – в Шлиссельбургскую крепость. После воцарения своего внука Петра II жила в Московском Вознесенском монастыре, пользовалась царскими почестями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010