1 О собственно противораскольнической деятельности Афанасия см. Христ. Чт. 1900 г., ч. 1 и 2, о пастырской его деятельности – Христ. Чт. 1902 г., ч. 2. 3 Ibid., Ср. грамоту Афанасия от 1700 г., окт. 16, в Сийский мон.: дьякон Кольского острога Воскресенской церкви Степан был лишен сана «за пьянство и зазорное житие» (Архив Сийского мон.). 4 «Книга преосвящ. Афанасия... казенного приказу пошлинному збору... с новоявленных памятей (запись за 11 ноября) на 204 (1696) г.» Рукоп. Холмог. соб. 1463. Ср. такую же книгу за 199 (1691) г., отд. сбора с грамот и памятей по челобитчиковым делам, стопка 59, л. 1 об., рукоп. Арханг. дух. семин. 233. 5 Акты Холмог. и Устюж. еп., кн. 2-я, CCVI, стр. 504–520. Ср. грамоту Афанасия в Сийский мон. от 1702 г. 18 марта. В указанном году, по указу преосвящ. Афанасия, бывший Паниловской волости поп Елисей был лишен сана и отправлен для наказания в Сийский мон. «за прелюбодейство и за душегубство и за иныя его правильныя великия вины и смертные грехи» (Арх. Сийского мон.). 6 При этом посланным поручалось наблюдать, чтобы священники «служили священную литургию над пятью просфорами, от чистыя пшеницы печеными и печатанными крестом четвероконечным по преданию святых апостол и святых отцев, и вино бы имели к Божественной службе доброе и всецелое». (Наказ ключарю Холмогор, собора, свящ. Алексею (1687 г.), посылавшемуся на Вагу. Арханг. Губ. Ведом, 1869 г., 5). 7 Арханг. Губ. Ведом. 1869 г., 5 – наказ 1687 г. ключарю, свящ. Алексею, – Согласно этому наказу и поступал свящ. Алексей. Напр., новопоставленный священник Усьянских сох Устьменской волости Роман, не умевший служить утрени, был отдан «в учение» Волюской волости священнику Афанасию, «дондеже изучится». Об этом свящ. Алексей и сообщал (13 янв.) 1687 г.) преосвящ. Афанасию. (Память Афанасия свящ. Алексею от 16 янв. 7195 г, – из рукоп. собр. И. М. Сибирцева). Но, очевидно, священников, способных быть учителями других, было немного. В наказе, данном в 1695 г. архиерейскому казначею, иеромонаху Авксентию, ехавшему тоже на Вагу, не знавших церковной службы священников велено было уже «высылать за поруками», непосредственно к самому преосвященному.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Итак, согласно старообрядческому преданию, события происходили следующим образом: «отец Игнатий с Емельяном Повенецким и «с прочими своими» умыслил скрыться от гонений в Палеостровском монастыре. «И пришед в Палеостровский монастырь, затворися со своими ученики, тамошних же жителей желающих благочестия к себе прияша, а не хотящих во единомыслии бытии с ними вон выслаша из монастыря возвести благоверно пребывающим христианом: дабы хотящии с ним за древнее благочестие огнем скончатися, шли к нему в собрание». То есть Игнатий и его соратники погибли в огне. Но перед тем, как принять смерть, Игнатий дает напутствие Емельяну Повенецкому: «благословив и пророчески прорек: пойди чадо и собери себе другое собрание, возьми отца Германа и в сем же месте в скорее по мне за благочестие с прочими скончаешися». И предсказание Игнатия было воплощено: «и по пророчеству отца Игнатия с Емельяном и с отцем Германом и в другое собрание бысть ревнитель с ними и скончася добре с покаянием и отиде к Богу». Таким образом, с точки зрения самих представителей древлеправославной церкви трактовка событий марта 1687 года интерпретируется как «мученический подвиг защитников древлеправославной веры». Теперь обратимся к «официальной версии» - проследим логику происходящего в описанииепископа Винницкого Макария в его книге «История русского раскола, известного под именем старообрядства». Здесь уже видна совершенно иная идея и цель изложения. Как повествует епископ Макарий, «соловецкий дьякон Игнатий (пустынь близь Каргополя) и расколоучитель Емельян Иванов из Повенца» виноваты в злодействах, произошедших на онежском острове. Они «все вместе овладели палеостровским монастырем в сентябре 1687 г. и утвердились в нем. Напрасно присланы были из Новгорода увещеватели и войны для вразумления заблудших и предотвращения новых злодейств – раскольники  (4 марта 1687 .) зажгли здание монастыря, и Игнатий будто бы с 2700 человек сгорели во пламени, а Емельян Иванов успел скрыться». Но вскоре, а именно23 сентября 1689 г., Емельян Иванов и соловецкий инок Герман вторглись в Палеостровский монастырь «с ружьями, пищалями, бердышами и подобным оружием, схватили игумена со десятью иноками и тремя послушниками, заключили их в погреб, а сами завладели обителью. Присланы были и в этот раз увещатели – из Олонца протопоп и войны, но ничего не могли сделать. Через девять недель по владении монастырем, злодеи зажгли его и в нем сгорели сами почти до 500 человек и погубили игуменя с десятью иноками и тремя послушниками».

http://bogoslov.ru/article/4647105

И. С. Мазепа. Гравюра. 1706 г. Худож. М. Бернигерот Иван Степанович (20.03. 1639, с. Мазепинцы близ г. Белая Церковь (по др. данным - Белая Церковь) - 21/22.09.1709, с. Варница близ г. Бендеры), гетман Левобережной Украины (1687-1708) и «обоих берегов Днепра» (1704-1709). Из укр. правосл. шляхты. Учился в Киево-Могилянской академии , знал латинский, немецкий и польск. языки. В 1656 г. стал пажом польск. кор. Яна II Казимира и выполнял роль камердинера. В 1663 г. М. участвовал в дипломатической подготовке Черниговского похода Яна II Казимира (на территорию Левобережной Украины). В 1666 г., после скандала из-за адюльтера с замужней шляхтенкой, перешел к восставшему против поляков гетману П. Д. Дорошенко и вместе с ним с 1669 г. стал фактически подданным Османской империи. В 1674 г., когда М. вез пленных казаков с Левобережной Украины в качестве заложников в Крым, он сам попал в плен к запорожскому кошевому атаману И. Д. Сирко и едва не был им убит, но избежал гибели и стал служить левобережному гетману И. С. Самойловичу. С 1682 г. М.- генеральный есаул. После 1-го Крымского похода рус. войск (1687) по указанию кн. В. В. Голицына вместе с войсковым судьей В. Л. Кочубеем составил донос на Самойловича, в результате которого тот был сначала приговорен к смертной казни, но впосл. сослан в Сибирь. 25 июля 1687 г. на раде во время остановки на р. Коломак М. был избран гетманом Левобережной Украины. Тогда же он пошел на соглашение с рус. правительством («Коломакские статьи»), тем самым формально усилив позиции царской власти на Гетманщине. В 1689 г. одним из первых поддержал царя Петра I Алексеевича в его борьбе за власть с царевной Софией Алексеевной . Пользовался полным доверием Петра I. В 1692-1695 гг. М. разбил отряды «гетмана» Петрика (авантюриста, чьи претензии на гетманство поддерживал крымский хан), во время Азовских походов 1695-1696 гг. действовал в низовьях Днепра в составе войска Б. П. Шереметева, а в 1697-1698 гг. вместе с рус. войсками участвовал в походе на Очаков. 1 сент. 1707 г. по просьбе Петра I имп. Иосиф I пожаловал М. титул князя Свящ. Римской империи (грамоту на титул М. не получил, поскольку переданные им за нее деньги не дошли до императора).

http://pravenc.ru/text/2561228.html

В 1687 г. по помете на выписке казначея старца Паисия Сийского и по челобитью той церкви попа Бориса, велено: «ту новопостроенную церковь освятить и положить дань 16 алтын, заезда гривна. Те деньги велено имать с нынешнего 1687 г., и ту церковь внести в приходную книгу. И 4 января с сей новопостроенной церкви данные деньги, на нынешний 1687 г. взято; платил человек Родион Потапов». В приходных окладных книгах того же казенного приказа за 1688 – 1739 гг. писалось: «церковь Рождества Пресвятой Богородицы в вотчине кравчего князя Алексея Петровича Прозоровского, в селе Ждановском, дани 16 алтын, заезда гривна». В 1722 г. в селе Рожествине церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы каменная. В писцовых книгах Московского уезда, Жданского стана 1626 – 28 гг. записано: «за князем Данилом Григорьевым сыном Гагариным в поместье, что преж того было за боярином князем Иваном Семеновичем Куракиным, пустошь Деревягино, у речки Жданки, пустошь Костева, на враге и пустошь Слободка». Потом это имение было причислено к дворцовому ведомству. В 1683 г. по просьбе А. П. Прозоровского отдано ему во владение из дворцовых волостей, вместо взятой у него костромской вотчины, в Московском уезде, в Жданском стану деревня Плетениха, пустошь Деревягина, пустошь Костева и др., да мельница на речке Жданке. Князь Прозоровский на пустоши Деревягиной поставил для себя двор, поселил деловых людей и назвал пустошь сельцом Жданским, а в 1685 г. в этом сельце была построена церковь во имя Рождества Богородицы, отчего сельцо и стало называться селом Рожествиным. По переписным книгам 1704 г. значится «за боярином князем Иваном Алексеевичем Прозоровским село Рожествино, а в селе двор боярский и 11 дворов кабальных людей, двор мельника; деревни: Плетениха с 18 дворами и Киселиха с 3 дворами крестьян». По смерти князя Алексея Прозоровского дер. Плетениха с пустошами в 1705 г., по именному указу, отданы во владение жене его вдове боярыне Аграфене Михайловне, она с этим имением того же года вышла замуж за князя Ю. В. Долгорукова, а от них перешло к их сыну Юрию Юрьевичу; у него оно и куплено в 1728 г. князем Алексеем Дмитриевичем Голицыным.

http://sobory.ru/article/?object=10603

Вот что писал протоиерей Сергий Страхов в упоминавшейся книге: «В этом селе [Сивково] родной брат Тимофея Петровича, Святейший патриарх Иоаким (в мире Иван Петрович) 16 октября 1684 года совершил закладку («водружение креста» по патриаршему чину) каменного Преображенского храма, который пожелал построить Тимофей Петрович, а в 1687 г. 30 мая он же совершил освящение этого храма». Брат патриарха постоянно жил в Сивково и по местному преданию господский дом в имении соединялся с Преображенской церковью крытым ходом. В 1697 году, за два года до кончины, Тимофей Петрович решил построить храм и во второй своей деревне Бородино, давшей впоследствии имя знаменитому сражению 1812 года. До революции в Преображенской церкви Сивково хранилось несколько ценных исторических реликвий, связанных с именем его знаменитого храмоздателя. Граф С. Д. Шереметев упоминал предание о том, что в церкви сохранялось старинное резное кресло, принадлежавшее самому патриарху Иоакиму. Эту легенду подтверждала и запись, опубликованная после подробного обследования церкви в трудах Комиссии по сохранению древних памятников императорского московского археологического общества его членом З. И. Ивановым. В начале XX столетия археолог Иванов нашел в Преображенской церкви села Сивково четыре древних предмета. Во-первых, это был деревянный крест с вырезанной надписью: «Освятися жертвенник во храме Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в селе Сивково и освящен сей святой храм Великим Господином Святейшим, Кир Иоакимом московским и всех северных стран и всея Руссии Патриархом… в лето мироздания 7195, от Рождества Христова 1687 года, индикта А, месяца мая в 20 день». Во-вторых, были обнаружены серебряные чаша, дискос и кадило с чеканными надписями о том, что эти церковные сосуды пожертвованы патриархом 25 октября того же 1687 года. Кроме того, в церкви хранился старинный портрет патриарха-храмоздателя, выполненный масляными красками. Наконец, среди древних реликвий церкви З. И. Иванов нашел и легендарное деревянное резное кресло искусной столярной работы.

http://sobory.ru/article/?object=07960

О его замыслах в документах Посольского приказа говорится, что он «собирается де с воинством великим», «хотя нас всех разорить и по своему еретическому умыслу к Москве идти, а сказывал у себя царя Михайла, наш Христос велит землю очищать, мы не боимся царей и всей вселенной» («Войсковая отписка, подданная в Посольский приказ 13 сентября 1687 г.»). Схвачен он был в Черкасске осенью 1687 г. и оттуда вывезен в Москву, а в 1688–1689 гг. медведицкие раскольники на Дону, хотя и остались без вождя, подняли знаменитое восстание на Дону. А. И. Клибанов дает ему следующую характеристику: «Восстание на Дону» является «примером антифеодального движения, проходившего под идейным знамением религиозной эсхатологии и хилиазма». 288 Об эсхатолого-хилиастическом характере пропаганды Кузьмы Косого свидетельствует в первую очередь тот факт, что в «Войсковой отписке, подданной в Посольский приказ 13 сентября 1687 г.», фигурирует образ «царя Михайла». Образ царя Михайлы по древнерусской традиции носит характер эсхатологический, хилиастический, имеет апокрифическое происхождение. На Руси еще в XV в. имела широкое хождение в народе расширенная версия апокрифического, т. е. запрещенного Церковью, «Откровения Мефодия Патарского », в которой речь шла об освобождении угнетенного народа и в которой грядущий освободитель назывался «Царем нищих» и получил имя Михаила. 289 Возможно, еще до этого в народной традиции с именем Михаила архангела были связаны представления о страшном суде над «грешниками» – обладателями «злата» и «серебра», над всеми, кто «правого» превращал в «виноватого», кто творил «беззаконие». Эти представления сохранились в народном сознании еще в XIX в. 290 Из показаний Кузьмы Косого не совсем понятно, кто же есть этот «царь Михаил». То он называет этим царем самого себя, то под Михаилом-царем он понимает «самого спасителя Бога», то «царем Михайлом называл он, сказывая от книг, того, который добрыми делами своими угодит Богу». Скорее всего, Кузьма Косой отождествлял с Михаилом самого себя, и в воображении своем, и в воображении своих сподвижников он выступал именно в роли мессии. Тех, кто отказывался воспринимать Кузьму Косого в качестве такового, он называл «грешниками» и хотел «идти к Москве», но до этого намеревался донских казаков, не следующих его учению, «намерено было всех побивать», противников его учения «такоже побивати было и на Москве».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Кострома. Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Богослова каменная, с каменной колокольней была построена в 1681-1687 гг. вместо двух деревянных церквей, устроенных в 1562 г. по грамоте Московского митрополита Макария и сгоревших в 1681 г. Построена она по благословению патриарха Иоакима, попечением настоятеля Ипатьевского монастыря архимандрита Антония. Придельный храм с престолами во имя святого Николая и в честь Феодоровской иконы Божией Матери устроен в 1901 г. В приходе существовало с 16 сентября 1879г. попечительство Костромского Александровского братства. Церковь расположена недалеко от Ипатиевского монастыря. Когда-то, эта территоря была " особой экономической зоной " (поселенцы освобождались от ряда налогов), созданная, чтобы было кому кормить монахов. Принадлежала монастырю с 15-го века. Когда в середине 17-го века монастырям запретили владеть слободами, монахам удалось обойти этот запрет, сославшись на то, что слобода отделена от монастыря рекой (на самом деле, жалким ручьем, ныне спрятанным в трубу). Застройка нынешней слободы без существенных искажений представляет ее облик по состоянию на 17-е столетие. Центром слободы служит прекрасно сохранившаяся церковь Иоанна Богослова. Она начата стройкой в 1681, закончена в 1687, однако, судя по названию слободы, деревянный храм в ней существовал еще века с 15-го. Росписи этого храма схожи с таковыми Троицкого собора, хотя выполнена лишь в 1735 году и дурно поновлена в конце 19-го столетия. В 1901 году облик сооружения был испорчен пристройкой теплого храма – «кричащей архитектуры», как говорили еще дореволюционные знатоки. По материалам сайта http://arheologia.narod.ru Один из лучших храмовых комплексов города с замечательным памятником костромского культового зодчества последней четверти XVII в. и с оградой середины XVIII и начала XIX вв. в стиле барокко и классицизма. Расположен в центре слободы при Ипатьевском монастыре и играет важную градостроительную роль. В середине XVI в. здесь стояли две деревянные церкви — шатровая Иоанна Богослова и клетская Николая Чудотворца, которые сгорели в 1680 г. Вместо них на средства монастыря и прихожан в 1681-1687 гг. возведен каменный храм Иоанна Богослова. В XVIII в. сооружено его южное крыльцо (начало XVIII в.) и при трапезной устроено два придела — Никольский (1706-1709) и Федоровский (1780).

http://sobory.ru/article/?object=00648

Г. стремился упрочить свою власть и на Левобережной Украине. В 1686-1687 гг. между митрополитом и запорожским казачеством произошел конфликт в связи с попыткой Г. подчинить себе церкви Запорожской Сечи, тогда как они считались приписными к Межигорскому в честь Преображения Господня мон-рю . Митрополит потерпел поражение в конфликте: по просьбе властей Межигорского мон-ря патриарх Иоаким в 1687 г. даровал обители ставропигию . Положение Г. стало неустойчивым после свержения Самойловича с гетманства в июле 1687 г. Воспользовавшись напряженными отношениями между Москвой и митрополитом, архим. Варлаам (Ясинский) 18 янв. 1688 г. обратился к царям с просьбой о подтверждении ставропигии Киево-Печерского мон-ря, просьба была удовлетворена. 27 янв. Г. было запрещено титуловаться митрополитом всея России. 7 марта архиеп. Лазарь (Баранович), жалуясь царям на Г., писал о том, что митрополит лишил его титула архиепископа и исключил из Черниговской епархии 3 протопопии. Архиеп. Лазарь просил изъять Черниговскую кафедру из юрисдикции Киевского митрополита и подчинить непосредственно Московскому патриарху. Эта просьба также была исполнена. Г. проявил себя как активный церковный строитель. Благодаря его усилиям был отремонтирован пришедший в ветхость Софийский собор, в сев.-зап. части к-рого в 1689 г. был устроен придел в честь Собора св. Иоанна Предтечи. Митрополит неоднократно испрашивал у царей богослужебную утварь для собора, добился возвращения незаконно отнятых у храма земельных владений. В возобновлении Софийского собора принимали участие не только укр. зодчие, но и московские мастера, почерк к-рых угадывается в форме наличников. При Г. состоялось перенесение чудотворной Любечской иконы Пресв. Богородицы из г. Любеча Черниговской епархии в Киев (1690), перенесение в киевский Софийский собор из луцкой Иоанно-Богословской ц. пепла сожженной левой руки вмц. Варвары и кораллового перстня, был устроен оклад для чудотворной Купятицкой иконы Пресв. Богородицы , началось строительство нового храма в киевском Братском в честь Богоявления Господня муж. мон-ре (на средства Мазепы), была освящена новая церковь в Мотронинском во имя Св. Троицы мон-ре , делалась попытка обновления Десятинной церкви в Киеве и др.

http://pravenc.ru/text/161879.html

В советское время кладбище было разрушено. В настоящее время Кизический монастырь возвращен церкви, началось восстановление разрушенного архитектурного ансамбля. С сайта Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани   Кизический мужской монастырь основан в 1687-1692. Назван в честь иконы девяти кизических мучеников, принесенной из палестинского Кизика, и особо почитавшейся прихожанами. Первый деревянный храм был построен в 1687. В 1691 была возведена первая каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя Кизических мученников. Первым строителем монастыря был иеродьякон Степан Сахаров. В 19 в. в строительстве монастырских зданий участвует городской архитектор Ф.И.Петонди: по его проекту в 1837 была построена колокольня (утрачена). В настоящее время от комплекса монастыря сохранились: Надвратная церковь Святого равноапостольного князя Владимира; двухэтажный и одноэтажный жилые корпуса. Утрачены: собор Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Успения Пресвятой Богородицы, часовня, колокольня. Памятник культовой архитектуры представляет собой характерный образец пригородного монастырского комплекса конца 17 в. в стиле барокко. С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан. При Кизическом монастыре прежде имелась школа псаломщиков; в настоящее же время при нем состоит церковно-приходская школа с приютом для детей-сирот из черемисов, которые, кстати отметить, питают к этой обители особенно благоговейное чувство. Близость от города и прелестная сосновая роща, примыкающая к обители, делают Кизический монастырь одним из любимейших мест загородных экскурсий казанских жителей. Из книги «Спутник по Казани» Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города. Под редакцией профессора Н.П Загоскина. Казань, 1895 г. (Орфография приведена в соответствие современным нормам русского языка.) Комментарии и обсуждение Престольные торжества состоялись в Свято-Введенском Кизическом монастыре Татарстанской митрополии. Эта мужская обитель - одна из самых древних в крае. Основана она в 1687 году стараниями Казанского митрополита – будущего патриарха – Адриана. А спустя шесть лет после начала строительства в монастырь была принесена его главная святыня – частицы мощей девяти мучеников Кизических.  (15.05.2013 видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at36455 )

http://sobory.ru/article/?object=06239

Значит, в апреле 1687 года каменные здания академии вчерне уже были построены, но Лихуды еще жили в Богоявленском монастыре, дожидаясь окончательной отделки новых зданий. 9 сентября 1687 года патриарх приказал богоявленскому архимандриту Никифору выдать 100 рублей «на постройку каменных школьных палат, которые строят в Китае, подле Спасского монастыря» 126 . Таким образом, каменные здания для школы были готовы только осенью 1687 года и только с этого времени, собственно, начала свою жизнь и деятельность Славяно-греко-латинская Академия, поместившаяся рядом с Заиконоспасским монастырем. Ранее возникший у нас спор о том, какой язык в московской школе должен быть господствующим: греческий или латинский, – не только не прекратился с устройством Славяно-греко-латинской Академии, но возгорелся еще с большею силой благодаря тому обстоятельству, что этот вопрос поставлен был теперь в прямую связь с решением другого возникшего и горячо обсуждаемого в то время у нас вопроса: о времени пресуществления Святых Даров. Сторонники греческого учения решали этот последний вопрос в строго православном смысле, сторонники же латинского учения решали его в латинском смысле, признавая вместе с латинянами, что пресуществление Святых Даров совершается в момент произнесения слов Господа «приимите, ядите». Прибыв в Москву, Лихуды как выдающиеся ученые, естественно, должны были принять участие в разгоревшемся споре о времени пресуществления Святых Даров, причем они, горячо защищая по этому вопросу православную точку зрения, вместе с тем старались защитить и греческий язык от нападений на него сторонников латинского учения. В своем сочинении «Акос», перечислив имена выдающихся греческих писателей, указав на существовавшие в то время в разных местах греческие школы, Лихуды говорят: «Погибоша ли грецы, благочестие и обычаи и науки в толиких и сицевых учителех и светилах, в толиких и сицевых училищах? Не слышат ли буи, колика училища и учителие еще суть даже до днесь пресветлыми иждивеньми греческими? Погибоша буи и слепии клеветницы, ум их объяла есть огневица от скверна-го недуга окаянныя зависти, сего убо ради очи имут и не видят, слух имут и не слышат – нощницы суть и свет видети не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010