Москва. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве. Карта и ближайшие объекты Строительство храма было начато в 1714 и завершено в 1718 году. Несмотря на указ Петра I, запрещавший строительство каменных зданий где-либо, кроме С.-Петербурга, гиреевский храм строился каменным. Храм скромен и аскетичен в своем архитектурном убранстве, лишенным декоративной пышности, присущей стилю " нарышкинского барокко " , в котором храм возводился. Достоверно известно лишь то, что в 1717 году князь Иван Алексеевич Голицын бил челом Великому Государю, прося об отводе земли для церковного причта новой церкви в своей вотчине. " Вотчина у меня, - писал князь, - в Московском Уезде в Васильцовом стану, сельцо Гиреево, Губино тож, и в прошлом 1714 году по благословению Преосвященного Стефана, Митрополита Рязанского и Муромского, а по моему челобитью велено в сельце Гирееве построить вновь каменную церковь во имя Нерукотворенного Спасова образа, а у тоя церкви попу с причетники земли и сенных покосов не справлено и чтоб указом повелено было к той новопостроенной церкви попу с причетники на прокормление земли и сенных покосов справить, и о том послать в Патриарший приказ память " . Освящение храма было совершено Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Стефаном (Яворским) уже в следующем 1718 году, так как именно с июня 1718 года церковный причт, о котором хлопотал Голицын, был обложен государственной данью: " с дворов: с попова, с дьячкова, просвирницына, да с приходских... - с пашни 10 чети, да сенных покосов с 10 копен дани заезда и десятильнича доходу по указанной статье 24 алтына 4 деньги, и те данные деньги велено имать с нынешнего 1718 года. И июля в 10 день те деньги платил человек его (Голицына) Макар Башкиров " . Поначалу храм имел самостоятельный причт, состоящий из священника, дьякона и дьячка, хотя малое число прихожан делало его по сути домовой церковью владельцев Гиреева. Первыми священно-церковнослужителями гиреевского храма были священник Тимофей Аввакумов, диакон Стахий Трофимов и дьячок Алексей Григорьев, прослужившие до 1726 года.

http://sobory.ru/article/?object=03362

А после царевич спрашивал у Георгия, что он «сказывал ли, или нет?» И духовник отвечал, что «не сказывал». А царевич молвил ему: «не сказывай и впредь». А советов с Кикиным (участник в деле царевича) он, отец духовный, не ведал, и с ним ни о чем не советовано». Еще ходила молва про протопопа Егора, будто он венчал царевича с Евфросиньей, простой девушкой, но это оказалось ложью. Духовник Георгий привезен был в Москву к розыскам и допрашиван, однако же министры, 17 марта 1718 года, приговорили учинить его свободным. При допросах в Санкт-Петербурге, опять спрашивали о духовнике Егоре, но царевич остался при показании, какое дал на розысках в Москве. Видно по всему, что злосчастный петропавловский протопоп ничем не был виноват в деле царевича. 2 мая 1718 года, ранее решения всего дела, не только протопоп Георгий, но и весь петропавловский причт был удален от мест. Лица духовного звания, лишенные сана, были жестоко наказаны. Некоторые отправлены в ссылку, а московский духовник царевича, верхоспасский протопоп Яков Игнатьев, Санкт-Петербургский симеоновский поп Иван и один диакон с некоторыми светскими лицами, 8 декабря 1718 года, наказаны смертью . У Троицы, на въезде в дворянскую слободу, им отрублены головы. Потом эти головы поставлены на каменном столбе на железных спицах, а тела – на колесах, близ самого съестного рынка, за кронверком. Тут они лежали до 29 марта 1719 года, в этот же день, по случаю праздника светлого Христова воскресения, с колес сняты и отданы родственникам для погребения. По делу царевича Алексея, пострадали и два члена из царской фамилии. Это – мать царевича, первая супруга Петра, царица Евдокия Феодоровна Лопухина , постриженная против желания в Суздальском покровском монастыре в монахини под именем Елены, и родная сестра государя, тетка царевича, Мария Алексеевна, 56 лет от роду. Их изобличали в звании об уходе царевича из России. Инокиня Елена переведена была за это из Покровского в скуднейший Успенский женский монастырь – при озере Ладожском, где жила она в игуменских кельях со своей карлицей под крепким караулом, а царевна Мария, 17 мая 1718 года, была заключена в Шлиссельбургскую крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Гробовой Чудова Монастыря Никон, по одной отметке, «явился в Невском», а по другой, тут же написанной, «в Невском не бывал, а отставлен за скорбию» 1135 . Из Александро-Невских монашествующих, о судьбе которых не было сделано пока упоминания, следует сказать, что иеродиакон Герман 9-го января 1715-го года был назначен строителем Новгородского Духова Монастыря 1136 , а в марте он назначен строителем в Ладожский Николаевский Монастырь, где и оставался 1137 . Уже 5-го апреля иеродиакон Герман «слезно молил» архимандрита Феодосия, «припадаючи на нозе его», об освобождении от «такого высочайшего и неудобь носимого начальства» 1138 . В 1718-м голу на него жаловались монастырские крестьяне, а также и монахи за суровое обращение с ними и недостаток попечения о Монастыре 1139 . В 1720-м году, 30-го июля, в Ладожский Николаевский Монастырь назначен был строителем, вместо иеродиакона Германа, иеромонах Александро-Невского Монастыря Гавриил 1140 . Монах Кирилл (Сомов) выбыл в 1718-м году в Ладожский Николаевский Монастырь, где составил монастырскую опись 1141 . В 1717-м году упоминаются в документах, бывшие в Монастыре иеромонах Иосиф 1142 , иеродиаконы: Варлаам, Георгий, Герман, монах Евлогий 1143 . Возможно, что некоторые из них были из братии Иверского Монастыря. В этом году в Иверский Монастырь шло предписание о высылке монашествующих к монастырским службам в Невский Монастырь 1144 . В 1718-м году упоминается иеромонах Авксентий 1145 . В братстве Монастыря с 1721-го гола упоминается «монах» Иосиф, бывший ключарь Московского Благовещенского собора, отправлявшейся в этом году в отпуск. Упоминается еще «постриженник Александро-Невского Монастыря», монах Иустин, в мире Иван Саввин Сахаревский, бывший певчий царевны Натальи Алексеевны. В 1721-м году, в ноябре, его разыскивали по политическому делу 1146 . В 1720-м году указывается монах Никон «у приема муки» 1147 . В 1718-м году требовали высылки в Невский Монастырь иеромонаха Переславль-Залесского Николаевского Монастыря Филарета 1148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

С 1 июля 1718 по 14 мая 1721 г., когда митрополичий престол вдовствовал после смерти митр. Иоасафа (Кроковского), К. временно управлял делами Киевской епархии . Он продолжил опекать правобережную часть епархии. По его благословению не позднее 1718 г. был основан Маньковский Преображенский мон-рь, настоятелем к-рого стал игум. Арсений (Беляшевский), строитель обители. По благословению К. Арсений (Беляшевский) в 1718 г. поставил Успенскую ц. в с. Иваньки, в 1720 г. была перестроена Рождество-Богородицкая ц. в мест. Лукашовка. 18 июля 1718 г. К., как «администратор Киевской митрополии», выдал благословенную грамоту на восстановление Михайловской ц. в Нежине ( Федотов-Чеховский А. А. Акты греческого Нежинского братства. К., 1884). В 1721 г. по благословению К. и на его средства был основан Пушкарёвский Вознесенский женский монастырь близ Полтавы, на что было дано разрешение от гетмана И. И. Скоропадского. В кон. 10-х гг. XVIII в. на средства К. был восстановлен после татар. набегов Матронинский Троицкий муж. мон-рь, по его просьбе в 1717 г. чигиринский староста Ян Яблонский подтвердил давние права и привилеи Матронинского мон-ря. В Чигирине был возобновлен Крестовоздвиженский собор, для которого К. в мае 1719 г. выдал антиминс, настоятелем был назначен свящ. Иосиф Иванович ( Перепелиця А. З icmopiï Хрестовоздвиженськоï соборноï церкви мicma Чигирина//Biдлyhhя bikib. К., 2004. Вип. 13. С. 184-188). К. уделял большое внимание развитию церковного пения: при нем был заведен при Переяславском архиерейском доме архиерейский хор, регентом которого служил свящ. Илия Турчиновский. Имеются сведения о том, что по инициативе К. был подготовлен план строительства и составлена смета на возведение в Переяславе муж. мон-ря (ЦГИАК. Ф. 990. Оп. 3. Д. 17). В обращении к пастве Луцкой епархии от 21 мая 1721 г. К. подчеркивал, что рассчитывает вернуться на Луцкую кафедру, говорил, что ныне правосл. Луцкая епископия «вынуждена странствовати», но указывал, что «паки помощию Божиею возвратитися имамы и опасно блюсти престол епархии Луцкой» (Материалы к истории Киевской епархии//Киевские ЕВ. 1865. 5. С. 187-188).

http://pravenc.ru/text/1840355.html

С 1718 года Пётр стал энергичнее и последовательнее действовать в достижении дела переписи раскольников. Распоряжения Петра в это время, от 1718 до 1720 года, отличаются строгостью, идущей вразрез с прежним снисходительным образом действий его по отношению к раскольникам. Перемену взглядов Петра I на раскольников и отношения его к ним можно объяснить влиянием на царя нижегородского епископа Питирима, описавшего пред Петром раскольников с худой стороны, как людей ненадёжных и подозрительных, и неблагоприятными обстоятельствами, подействовавшими на настроение царя угнетающим образом. К 1718 году относится, как известно, донесение Питирима о состоянии раскола в нижегородской епархии, замечательное по влиянию своему на Петра и последствиям для раскола вообще и в частности нижегородского. По донесению Питирима, «раскольников во всех городах (нижегородской епархии) более 200 тысяч; число их увеличивается; в балахонском и юрьевецком-повольском уездах их более 20 тысяч. Раскольники благополучию государственному не радуются, а радуются несчастью; беспоповщина в молитвах царя не поминает, а поповщина именует царя благородным (а не благоверным); церковь , догматы и таинства равными хулами хулят. Между раскольниками много несогласия, но на церковь все злобно согласны. Попы едва ли не все скрыли раскольников, записывая их как бывшими у исповеди, или совсем не записывая в исповедные книги, и не положено на них ни штрафа, ни двойного оклада. В Польшу на Ветку, в имение пана Халецкого множество бежали и ещё сбираются, потому что у них там устроена церковь. Раскольники-беспоповцы послали своего учителя учить в Сибирь, и другие толки имеют намерение посылать учителей по городам» 277 . На основании этого донесении Пётр должен был изменить взгляд на раскольников. Достойно замечания то, что донесение Питирима совпало с тяжёлыми обстоятельствами, происходившими тогда (1718–1719 года) по делу наследника Алексея Петровича 278 . Таким образом, к одним врагам Петра прибавилось ещё много других в лице раскольников. Последствием донесения Питирима были следующие распоряжения царя относительно раскольников. Предписывалось:

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

В начале 1721-го года 1579 он был определен протоинквизитором при Святейшем Синоде в Петербурге 1580 . После безплодных хо-датайств об отводе ему квартиры и назначении подьячих и содержания 1581 , он, тяготясь своим положением, просил отпустить его куда-нибудь в братство 1582 . В 1722-м году, 13-го января, он был назначен игуменом в Воскресенский Череповецкий Монастырь 1583 . 18-го марта 1722-го года он был посвящен бывшим в Петербурге на чреде епископом Вологодским Павлом и вскоре отбыл в свой Монастырь 1584 . Святейший Синод признал протоинквизитора Макария «по званию его не действительна» 1585 . В 1716-м году «часовенный ящик», куда собирались мостовые деньги, находился всегда у монаха Кирилла, а в его отсутствие – у монаха Афанасия 1586 , но ни по чему не видно, чтобы кто-либо из них был казначеем или экономом. В 1718-м году упоминается казначей – иромонах Варлаам 1587 . В 1718-м же году впервые упоминается эконом – иеромонах Авксентий 1588 . Засим экономом был иеродиакон Иосиф (Жданов). 28-го июня 1718-го года новый трапезный иеродиакон Антоний принял у бывшего трапезного, иеромонаха Макария «столовое уборство» 1589 . В 1723-м году трапезпым был иеромонах Иннокентий, сын казака, в мире Илларион Савельевич Пузанов, «из подьячих, Белогородец», принявший пострижение в Азове, в Монастыре Иоанна Предтечи, 27-и лет, в 1705-м году 1590 . До поступления в Невский Монастырь, в 1721-году, он был в Монастырях: Киево-Печерском, Змиевском Преображенском, в Харькове и в Москве – в Богоявленском, Симонове и Донском, откуда и взят был в Невский Монастырь. иеромонашество получил в Симонове Монастыре в настоятельство архимандрита Петра. В кампании 1723-го и 1724-го годов он служил во флоте 1591 . С 1723-го года нес «трапезное братии послушание, присматривая над поварами и над хлебниками по их должности отправления», иеродиакон Киево-Михайловского Монастыря Климент 1592 . В январе 1723-го года упоминается ключник, монах Фотий 1593 . В 1723-м году в ведомости поименованы 3 головщика: иеромонахи Герасим, Ираклий и Лука. Иеромонах Герасим, в мире Гордий Заводовский, из купечества Малороссийского города Козельца, 40-а лет, принявший монашество в Черниговском Троицком Монастыре 22-х лет, отмечен «композитором пения». Иеромонах Ираклий, в мире Иван, из казаков Малороссийского города Нежина, 46-и лет, принявший монашество на 26-м году в Киево-Печерском Монастыре, отмечен так: «художник каменного строения». Иеромонах Лука Тимоновский был вместе с тем и уставщиком 1594 . Конархист Сергей Тарасов в июле 1718-го году просил отпустить его к семье и указывал, что «ныне прибыли Ростовского архиерея певчие» и среди них есть хороший конархист Спиридон Иванов 1595 . В декабре 1719-го года ему прибавлено жалованья 1596 . К 12-и рублям и 12-и четвертям он получил прибавку 3 рубля и 3 четверти 1597 . Именовался он еще псаломщиком и писцом 1598 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Наиболее усиленная и успешная деятельность по части исследования раскола совершалась в пределах Нижегородской епархии. Много здесь было раскольников, много и положено было трудов и усердия к приведению в известность числа и состояния раскольников и обращения их в православную церковь . Духовная и светская власть, совместно действовавшая в делах по расколу во многих главных местах России, здесь получила особенное благоприятное согласное направление. Светским деятелем по расследованию раскола был капитан Юрий Ржевский, назначенный в этот край Петром I ещё в 1718 г. действовать «по соглашению с известной некоторой персоной», т. е. епископом Питиримом. В качестве доверенного лица от царя, впоследствии в должности вице-губернатора Нижегородского, Ржевский действовал с 1718 г. по 1725 г., следовательно, продолжительнее Зиновьева, Коптелова, Плещеева, Норова и др. Деятельность и власть Ржевского определялась инструкцией, выданной ему из кабинета царского 357 , предоставлявшей ему более прав и власти в сравнении с другими деятелями по расколу. Деятельность Ржевского состояла в требовании от духовенства верных росписей о раскольниках, в сборе штрафных и окладных денег с раскольников, в наказании упорных раскольников собственной властью, или отправление наиболее опасных в С.-Петербург для суда и наказания. Действуя сам в Нижнем Новгороде, Ржевский в провинции и уезды посылал своих помощников. Совокупная деятельность Ржевского и его помощников с Питиримом во главе обнаружилась в следующем. Ржевский открыл потаённых раскольников 46.965 человек. Из этого числа обратилось к православной церкви 9.194 человека. От попов представлены Ржевскому удовлетворительные сведения о раскольниках. Успешная деятельность Ржевского относится к 1718–1722 гг., о чём можно судить на основании переписки Ржевского с Питиримом, кабинет-секретарём А.В. Макаровым и самим царём Петром, – переписки по делам раскола. Содержание переписки может дать представление о состоянии раскола в Нижегородских пределах. Немало было раскольников и раскольниц упорных, «необратных и замерзелых, царскому указу противных»; они отказывались от уплаты двойного оклада податей. Ржевскому предоставлено было право поступать с такими непокорными по его усмотрению, чем он в полной мере и пользовался. Отсюда в его донесениях часто встречаются выражения: «раскольники за противность государю наказаны, ноздри у них вынуты, пороты, биты кнутом и отосланы в каторжную работу. Согласно указу Петра 1718 г., подвергались наказанию при Ржевском и те попы, которые укрывали раскольников, ложно записывая их в росписях в числе исповедавшихся, православными; за это попы были расстригаемы и наказываемы кнутом и ссылкой в каторжную работу 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Если бы оказалось, что священники стали укрывать не бывающих у исповеди, то штрафовать священников в первый раз пятью, во второй – десятью, в третий – пятнадцатью рублями, а после третьего штрафа, в случае той же вины, лишать священного сана 230 . Этим же указом велено было собрать справки, представляют ли священники во исполнение прежнего указа ведомости о не исповедавшихся и какое налагается наказание на не бывших у исповеди 231 . 16 марта новый царский указ повелевал взять у всех священников показания, не написали ли они в представленных ими ведомостях не исповедавшихся исповедавшимися; для объявления дан был срок в три месяца. Если же кто в этот срок не объявит правды, а потом окажется, что он утаил не исповедавшихся, такой священник подвергался лишению сана и имущества, телесному наказанию и отсылке в каторжный работы 232 . Московский приказ церковных дел назначил было священникам для представления исповедных ведомостей срок на 1 июня 1718 года, потом этот срок отодвинул на 1 февраля 1719 года, разослав предварительно, в декабре 1718 года, формы исповедных ведомостей 233 . Из дальнейшей практики встречается, что 5 января 1720 года по Москве были выставляемы с барабанным боем, как всегда, публикации, чтобы все не исповедавшиеся несли за себя в приказ церковных дел штраф 234 . Тем же указом 17 февраля 1718 года, который подтверждал об обязательности исповеди, велено было «подтвердить указом и прибить в городах и по селам и деревням печатные листы, дабы все разночинцы и посадские и поселяне в Господские праздники и в воскресные дни ходили в церковь к вечерне, утрени и литургии» обязательно, исключая случаев болезни или какой невозможности. За этим следить должны в приходах сами священники, а также, где случатся, приказчики и старосты. В эти дни повсюду, в городах, селах и деревнях, воспрещено было заниматься в лавках и на площадях каким бы то ни было торгом, за чем строго должны были следить граждански власти «под опасением немалого наказания» 235 . 8 декабря 1718 года государь указал объявить в Москве, чтобы в соборах, монастырях и приходских церквах во время совершения литургии богомольцы стояли с безмолвием и слушали богослужение со всяким благоговением.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В это время, вышло особое распоряжение относительно построения св. престолов. Св. Синод, усмотрев, что, по всей России, в православных храмах престолы устраиваются весьма непропорциональные, напр., бывают очень высоки, – отчего всегда можно опасаться каковых либо причин, указом от 13 сентября 1734 года постановил: «в новых церквах престолы строить равномерные, а именно: в вышину аршин и шесть вершков и с доской, в длину аршин осьми вершков, и в ширину аршин четыре вершка (ibid. 6624)». Перед тем временем, духовенство Вознесенской церкви в С.-Петербурге просило о перестроении своего престола, и ему, первому, предписано было св. Синодом поставить престол по новому размеру. Над св. престолом поставлена была сень. Всех же православных церквей, по С.-Петербургу и по всей санктпетербургской Синодальной епархии, было к концу настоящего периода, по приблизительному счету, более ста. Сверх того, на планах С.-Петербурга 1738 года, показаны следующие здания без храмов, принадлежавшие духовному ведомству. 1) На Московской стороне, в нынешней Литейной части, показан, под 19, Синодальный дом. 2) На Адмиралтейской стороне: а) в Астраханской слободе, которая называлась также адмиралтейской Аничкова полка, подворье московской Троицко-Сергиевой лавры, построенное в 1718 году; б) в слободе от первой линии адмиралтейства – подворье Александроневского монастыря (Собр. зак. т. X. стр. 1301), построенное в 1712 году, и; в) в большой морской слободе – подворье Александросвирского монастыря, купленное, в 1715 году, у какого-то Ермолы Фомина. 3) На Васильевском острове: а) подворье Невского архимандрита; б) подворье Рязанское, известное с 1717 года, на котором, вероятно, жили преосв. Стефан Яворский , а после – Гавриил Бужинский; в) подворье Казанское, существовавшее с 1718 года; г) Ростовское (ныне Ярославское) – с 1718 года; д) Троицкое, неизвестно какое, также с 1718 года; е) подворье архиерея Устюжского; ж) дом архиерея Псковского и; з) синодальная тюрьма. 4) На С.Петербургском острове; а) дом архиерея Черниговского и; б) дом архимандрита Чудова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Дело с назначением на кафедру несколько задержалось, так как Пётр I был за границей. 7 февраля 1718 года, по возвращении Петра I, игумен Феофан был назначен на Псковскую кафедру. Вызванный в Санкт-Петербург для посвящения игумена Феофана во епископа митрополит Рязанский Стефан (Яворский ; † 1722) не приехал, а отправил донос с обвинением Феофана в том, что он заражён «язвой кальвинскою». Феофану пришлось объяснять, что все обвинения несправедливы и основаны на неправильном толковании его учения. 1 июня 1718 года состоялось наречение, а 2 июня – хиротония игумена Феофана во епископа Псковского и Нарвского. Получив сан епископа, Феофан не поехал во Псков на епархию, а остался в Санкт-Петербурге в качестве ближайшего сотрудника Петра I в церковных делах. Его называли «скорым пером» Петра I. В 1718 году Пётр I, учреждая коллегиальную форму управления для различных областей государственной жизни, решил создать для высшего управления церковной жизнью Духовную Коллегию. По его поручению епископ Феофан написал «Духовный регламент», в котором были указаны мотивы замены патриаршего управления Русской Церковью коллегиальным, права и обязанности Духовной Коллегии и её состав. Указывая причины («вины») упразднения патриаршества и заменив его коллегиальной формой церковного управления, составитель «Духовного регламента» утверждал, что, «во первых бо, известнее взыскуется истина Соборным сословием, нежели единым лицем». Между тем общеизвестно, что Всероссийские Патриархи решали принципиальные вопросы церковного устройства и управления совместно с Освящённым Собором, состоявшим из всех архиереев Русской Церкви, а порой и других представителей духовенства. В то же время Духовная Коллегия состояла всего из двенадцати человек, в их числе только трое должны были быть епископами, а остальные – неподведомственными им клириками, при этом президент Коллегии в епископском сане не обладал никакими особыми правами. Таким образом, нововведённая «коллегиальность» явилась ударом по традиционному в Православной Церкви началу соборности в церковном управлении. Все члены Коллегии назначались императором. «Сие же наипаче сильно есть, когда Коллегиум правительское под Державным Монархом есть и от Монарха установлено». В течение года (с февраля 1720 по февраль 1721 года) шёл сбор подписей под «Духовным регламентом» русских архиереев и настоятелей крупнейших монастырей. Они ставили свои подписи, опасаясь царского гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010