663 ...от надписей при тех поучениях, на брезе означенных. – Имеются в виду заметки на полях рукописи. 665 Прасковья Федоровна (12.10.1664–13.10.1723) – царица, урожденная Салтыкова, супруга царя Иоанна V Алексеевича (с 1684 г.). В 32 года, после смерти мужа, осталась вдовой с тремя дочерьми – Екатериной, Анной и Прасковьей. 666 Алексей Михайлович (17.03.1629–29.01.1676) – царь из династии Романовых (с 1645 г.), отец Петра I. 667 Мария Алексеев на (18.01.1660–09.03.1723) – царевна, дочь царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской, родная сестра царевны Софьи Алексеевны, была в опале и заточении (1718–1721) за то, что поддерживала отношения с царевной Софьей, с Евдокией Лопухиной, первой женой Петра I, и царевичем Алексеем. 668 Феодосия Алексеевна (29.03.1662–14.12.1713) – царевна, дочь царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской, в 1698 г. приняла монашеский постриг с именем Сусанна. 669 Наталья Алексеевна (21.07.1873–22.11.1716) – царевна, дочь царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимая сестра Петра I, во всем поддерживавшая реформы брата. 671 ...воспоминание пяти язв Христовых... – Димитрию Ростовскому принадлежит ряд текстов, посвященных страстям Христовым: «Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати» (Собрание разных поучительных слов... Т. 1. Л. 72 об.–77 об.), «Богомысленное размышление о пресвятых страстех Господа нашего Иисуса Христа» (Собрание разных поучительных слов... Т. 1. Л. 79 об.–86 об.), «Молитва, или краткое страстей Христовых воспоминание» (Собрание разных поучительных слов... Т. 6. Л. 90 об.–92), «Поклонение пречистым пяти язвам Христовым» (М.. 1858. С. 1–10). 674 Богородица Дево, радуйся· – богородичная молитва , или «ангельское приветствие», потому что она составлена из слов архангела Гавриила, которыми он приветствовал Пресвятую Деву Марию, говоря ей о рождении от нее Спасителя. 675 Великая четыредесятница – Великий пост , время строгого воздержания, приготавливающее христиан к встрече праздника Пасхи. Великая четыредесятница установлена в воспоминание 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне. Великий пост начинается за семь недель до праздника Пасхи и состоит из 6 недель Четыредесятницы и Страстной седмицы. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей – 48 дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого нашего митрополита Киевского Михаила I 988—991 Лев I991—1007 Иоанн I1008—1035 Феопемпт1035—1049 Кирилл I1050- Иларион1051—1054 Ефрем I1055- Георгий I1067—1077 Иоанн II1077—1089 Ионаа III1089—1091 Ефрем II1092—1097 Николай1097—1102 Никифор I1103—1121 Никита1122—1126 Михаил II1127—1145 Климент Смолятич1147—1154 Константин I1155—1159 Феодор1161—1163 Иоанн IV1164—1166 Константин II1167—1177 Никифор II1182—1198 Гавриил1198- Дионисий Матфей Кирилл II Иосиф I Кирилл III1281 Максим1283—1305 Петр1308—1326 Феогност1328—1353 Алексий1350—1378 Пимен1380- Киприан Дионисий Фотий Исидор Иона I1461 Митрополиты в Галичине: Феодорит1345—1354 Роман1354—1362 Киприан (в Вильне)1376—1390 Григорий (в Смоленске)1415—1419 Герасим1433—1435 Митрополиты Киевские и всея Руси Григорий II1458—1473 Мисаил1474—1480 Галицкие и всея Руси: Симеон1481—1488 Иона II1492—1494 Макарий I1495—1497 Иосиф IIдo 1503 Иона III1503—1507 Иосиф III1509—1521 Иосиф IV1523—1534 Макарий IV1535—1556 Сильвестр1556—1567 Иона1577—1579 Онисифор1583—1588 Михаил1588—1596 Иов Борецкий1620—1631 Исаия1631—1633 Петр1633—1647 Сильвестр1649—1657 Дионисий1658—1663 Иосиф1663—1676 Антоний1676—1679 Гедеон1685—1690 Варлаам1690—1707 Иоасаф1708—1718 Варлаам1722—1730 Рафаил1731—1747 Тимофей1748—1757 Аресений1757—1770 Гавриил1770—1783 Самуил1783—1796 Ирофей1796—1799 Гавриил1799—1803 Серапион1803—1822 Евгений1822—1837 Филарет1837—1857 Исидор1858—1860 Арсений1860—1876 Филофей1876—1882 Платон1882—1891 Иоанникий1891 Феогност1900 Флавиан1903    Иоанн Злат. и 16 прав. 6-го Всел. Собора.    Втор. 25    Книга издания 1910 года, потому цепь иерархов остановлена на 1903 году. Но надо знать, что ее (преемственность от Апостолов) не смогла уничтожить даже буря сатанинского разгула 1917—1940 годов. И во все время существования второго царства зверя (Дан. 7 гл.) — или СССР — цепь иерархов не прерывалась. [ — Sm] О Святости Церкви Христовой Как понимают христиане качество Церкви Христовой Православной?   Христиане исповедуют Церковь Христову Святою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 1671 г. оставил епархию и удалился в Звенигородский монастырь. (Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 92–93). 4291 Епископ Полоцкий и Витебский. До 1658 г. титуловался Полоцким и Смоленским. «...В 1660 году царь повелел Полоцкому епископу Каллисту Дорофеевичу-Риторайскому присоединить к своему правлению Смоленскую епархию и переехать в Смоленск; но он не исполнил царской воли, позван в Москву к суду и на другой день, по получении этого приказа, найден мертвым...» ( Чистович И. А. Очерк истории западнорусской Церкви. Ч. 2. С. 240). У Н.Д. Иерархия... С. 378 епископ Каллист помещается после Лаврентия и перед Филаретом. «...После него (Лаврентия – Сост.) управлял Полоцкий епископ Каллист ... в 1662 г. по приезде в Смоленск он скончался...» (ссылка на данные Смоленского Историко-Археологического музея). 4292 Рукоположен в 1671 г. В 1675 г. с титулом митрополита был переведен на Крутицкую кафедру (Там же. С. 96) 4293 «Преосв. Симеон, позволявший себе излишнюю роскошь и великолепие, был 10 февр. 1686 г. отправлен по указу Патриарха Иоакима на смирение в Троице-Сергиев монастырь, откуда через два года отпущен обратно в Смоленск...» (Григорий, архим. Список настоятелей Московского Спасо-Андрониева 2-го класса монастыря и судьбы их. M., 1895. С. 26). С 10.02.1686 пребывал в Троице-Сергиевом монастыре «...как бывший...» (Строев. С. 591). «...В Смоленск прибыл из Москвы архимандрит Корсаков с поручением от Патриарха – лишить митрополита Симеона белого клобука и опечатать его ризницу. Самому же Симеону было предписано Патриаршим указом отправиться на смирение в Троице-Сергиев монастырь и лишь по истечении двух лет Симеон вернулся в свою епархию...» (Червинский E. К. Смоленские митрополиты: Симеон IV Милюков, Сильвестр II Черницкий, Сильвестр III Крайский и Дорофей Короткевич (1676–1718). Их жизнь и деятельность. Смоленск, 1899. С. 18). 4294 Память – 10.06 в Соборе Сибирских святых и в воскресенье перед 28.07 в Соборе Смоленских святых. «...По некоторым данным, Симеон Милюков в 1696 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Год выставлен 7226 или 1718. Заметив мою пытливость, о. игумен похвалился мне, как редкостию, эпитрахилем розового атласа с вышитыми по нему в два ряда иконами разных святителей. Внизу есть тоже вышитая подпись: боголюбивейший епископ Святейшей епископии Дериупольской и Аргирокастрийской, Парфений. 1664 года. Маия 3 223 . Все прочие принадлежности ризницы не заслуживают внимания. Расписание церкви по стенам относится к 1741 г., притвор же расписан ранее, и именно, как гласит заметка, существующая над входными дверьми, росписанъ при епископе нашем Арсении, издержками господина Михаила… из села Велони, при игумене Ионе, в 1692 г. 224 Тут же сказано, что купол притвора выстроен в 1676 г. (предположительно). Все эти надписи, очевидно, гораздо позднее самой церкви. Выведши нас из нее, о. Анфим указал нам со вне южной стены ее выставленными в ряде камней, две плиты мягкого желтоватого камня. На большей из них читается шестистрочная надпись хорошего письма, по-гречески: рукою Никодима монаха и бедного лоскутника 225 , а на меньшей, очевидно служащей восполнением той, высечено: года 6984 (1476). Вероятно, это и есть настоящий год постройки если не монастыря, то церкви. Впрочем, обе плитки вставлены в стену там, где начинается уже притвор, так что есть возможность относить постройку самой церкви к древнейшему времени. На вопрос наш, нет ли чего еще достопримечательного в обители, старец повел нас в пещерную церквицу Предтечи, убежденный, что она может указать нам на дату более отдаленного времени, чем все нами виденные. Церковь оказалась собственно не пещерою проходною, а комнатою, высеченною в скале. Внутренность имеет форму правильного круга в 6 шагов в диаметре, на восточной стороне которого выдолблено меньшего размера полукружие, служащее алтарем. Занимательный храмик освещается надстроенным сверху куполом. Вход в него с севера... Стены и куполок внутри сплошь росписаны. Тщательно сделанная подпись утверждает, что божественный и всечестный храм воздвигнут и живописан... в 7190 году, 7-го Мая 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Когда стало понятно, что Рим не признает реформ Ришелье и его избрания аббатом Сито, противники орденской реформы объединились вокруг Клода Ларжантье, аббата К. в 1626-1653 гг. Несмотря на строжайший запрет Ришелье, в 1638 г. он возобновил прием новициев в К. Испан. кор. Филипп IV в циркулярном послании призвал цистерцианцев не подчиняться кардиналу. После кончины Ришелье (1642) сторонники и противники реформы выдвинули своих кандидатов на пост аббата Сито; сторонников реформы поддерживал франц. король, а противников - папа Римский. Аббатом Сито стал Клод Воссен, выступавший против реформирования цистерцианского ордена. Папа Александр VII (1655-1667) вызвал представителей конфликтующих сторон в Рим, где было принято компромиссное решение: буллой «In suprema» (от 19 апр. 1666) папа подтвердил единство ордена и его адм. структур, сторонники строгого соблюдения устава остались в юрисдикции Сито, но получили право назначать 3 из 5 дефиниторов. Арман Жан де Рансе, аббат монастыря Ла-Трап (впосл. основатель ордена траппистов ), попытался апеллировать к франц. кор. Людовику XIV. По дороге из Рима он остановился в К. и провел ночь в молитве у гробницы Бернарда Клервоского, а утром просил аббата Пьера III Анри (1654-1676) разрешить ему стать затворником в К. Ему было отказано; апелляция к королю также не увенчалась успехом. В 1667 г. генеральный капитул ордена цистерцианцев одобрил папское решение. В XVI-XVIII вв. аббатство К. неск. раз перестраивалось. В нач. XVI в. расширили здание б-ки. При аббате Клоде Ларжантье был проведен ремонт церкви, зданий аббатства, а также церковного органа. В 1706 г. из-за удара молнии в К. случился сильный пожар, после которого проводилась серьезная реконструкция монастырских зданий. При аббате Робере Гассо де Деффане (1718-1740) началось капитальное строительство: расширен двор в доме аббата, для чего пришлось полностью перестроить зап. часть церкви, в результате работ оказались уничтожены капеллы хора, повреждены мн. надгробия и памятники. В церкви полностью переделали орган, поставили мраморные алтари, статуи (сиденья для хора стоили 7 тыс. ливров, новый главный алтарь обошелся в 3 тыс. ливров). При аббате Пьере V Майоре (1740-1761) значительные денежные суммы также были потрачены на строительные работы. При этом парижский коллеж св. Бернарда пришел в упадок. В 1738 г. генеральный капитул обращался к мон-рям ордена с просьбой собрать деньги на его обеспечение.

http://pravenc.ru/text/1841309.html

Несмотря на развитие деятельности католич. миссионеров (иезуитов, капуцинов, францисканцев) в Египте, не удалось склонить к унии с Римом копт. Александрийского патриарха Иоанна XVI (1676-1718). В 1702-1705 гг. по поручению папы Римского переговоры с ним вели маронитские монахи Ибрагим Ханна и Габриэль Ева. 25 июня 1701 г. К. подтвердил принятие в общение с католической Церковью Трансильванского митр. Афанасия (Ангела) и утвердил решения Соборов в Дьюлафехерваре (Алба-Юлии) от 24 окт. 1698 г. и 4 сент. 1700 г. о заключении духовенством правосл. Трансильванской митрополии унии с католич. Церковью. 19 марта 1701 г. дипломом имп. Леопольда I уния была легализована: православная Трансильванская митрополия упразднялась, вместо нее 18 мая 1721 г. папа Иннокентий XIII учредил еп-ство Фэгэраш - новую структуру Румынской греко-католической Церкви. При К. продолжился численный рост греко-католич. Церкви в Речи Посполитой; папа побуждал к активной униональной политике польск. кор. Августа II, призывая его оказывать покровительство униат. духовенству. В 1702 г. униат. митр. Лев Заленский принял в католицизм Дионисия (Жабокрицкого), что завершило переход в унию Луцкой епархии. В авг. 1705 г. К. призвал кор. Августа II оказать помощь униатам Полоцка, пострадавшим от русского царя Петра I, на действия которого жаловался униат. митр. Лев Заленский. В июне в Полоцк вошли рус. войска под командованием царя Петра I, направлявшиеся на помощь польск. кор. Августу II (Северная война, 1700-1721). В Полоцке местные василиане отказались пустить Петра I в алтарь Софийского кафедрального собора как «схизматика», а на вопрос об иконе Иосафата Кунцевича царь получил ответ, что это убитый единоверцами рус. монарха «священномученик Иосафат». Впав в ярость, Петр I приказал арестовать надерзивших ему монахов; в стычке погибло несколько монахов-василиан, а иером. Константин Заячковский был повешен за оскорбление государя. Софийский собор был передан правосл. общине Полоцка, но православные не решились его принять, опасаясь репрессий со стороны польск. властей после отъезда рус. царя. В 1709 г. был схвачен и передан рус. войскам еп. Дионисий Жабокрицкий, к-рого доставили в С.-Петербург, где за переход в унию осудили на ссылку в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь .

http://pravenc.ru/text/Климент XI.html

разделение Русской митрополии на Московскую и Западно-Русскую. 25 Хмельницкий Богдан (Зиновий) Михайлович (1595–1657), гетман Малороссии. После решения русского правительства о воссоединении Украины с Россией Хмельницкий возглавил Переяславскую Раду (1654), торжественно подтвердившую этот акт, находился во главе гетманского управления до своей смерти. 26 Дионисий IV Муселимис, Патриарх Константинопольский в 1671–1673, 1676–1679, 1682–1684, 1686–1687 и 1693–1694 гг. 28 Голицын Василий Васильевич (1643–1714), князь, дипломат и государственный деятель допетровской России; фактический глава московского правительства во время регентства царевны Софьи (1682–1689). 29 Сильвестр (Медведев Симеон Агафонович; 1641–1691), книгохранитель Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт. 30 Досифей II (Нотара; 1641–1707), Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины в 1669–1707 гг. 31 Иоанникий Лихуд (1633–1717) и Софроний Лихуд (1652–1730 ), греческие православные монахи, основатели Славяно-греко-латинской академии. 35 Дмитрий Тверитинов (Дерюшкин Дмитрий Евдокимович; 1667 – не ранее 1741), русский мыслитель и еретик. Основатель секты евангелистов. Родился в г.Твери, откуда получил свое прозвище. Был стрельцом, затем – слобожанином. В 1692 г. переселился в Москву. Около 1700 г. поступил в аптеку И. Грегори в Немецкой слободе, где изучил латинский язык, занимался медицинской практикой. Под влиянием идей протестантизма и на основе русских ересей XV–XVI вв. создал собственное учение, отрицающее внешнюю обрядность и церковную иерархию. В 1713 г. духовенство во главе с С. Яворским начало против Тверитинова следственное дело по обвинению в ереси. Тверитинов отрекся от своих воззрений и благодаря заступничеству придворных и Петра I в 1718 г. был освобожден на поруки. В 1723 г. Синод снял с него церковное проклятие. 36 Иванов Фома, цирюльник, родственник и последователь Дмитрия Тверитинова, осужден в 1714 г. и сожжен на костре на Красной площади. 38 Феодосий (Яновский Феодор Михайлович; † 1726), архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Стефан Вонифантьев, протопоп Благовещенский. 1645–1656 гг. Чт. Общ. И. и Др. 1887, III, 79–80. Проф. Н. Ф. Каптерев , Патр. Никон и его противники; Патриарх Никон и царь Але- ксей Мих., I. Извеков, 88, 100–102. Скончался иноком Савватием 11 ноября 1656 г. Каптерев, II. Никон и ц. Алексей, I, 132. – царя Алексея Михайловича. Лукиан Кириллов, протопоп Благовещенский. 1657–1666 гг. Извеков, 88, 102. Субботин, Материалы, V, 65. Андрей Савинов Постников, протопоп Благовещенский. 1666– 1671 гг. Христ. Чтение, 1902, Янв., 126–139. Извеков, Духовник царя. Алексея Михайловича, протопоп А. С. Постников. Ср. Моск. кремл. церкви, 102 – 110. Чт. О. И. И Др. 1896, I, 5. Никита Васильевич 11, протопоп Благовещенский. 1676–1684 гг. Житие Федора Ртищева (1675 г., июнь: «священник ц. Рождества Пресв. Богородицы иже в дому царском имянем Никита, муж жития святого, иже потом бысть царский духовник», изд. проф. Козловского, стр. 167. Киев. Унив. Изв. 1906 г., дек.). Извеков, 88, 110. Участвует в венчании на царство царя Федора Алексеевича. Чт. Общ. И. и Др. 1883, I, 99. Меркурий Гаврилович, протопоп Благовещенский. 1685– 1692 гг. Извеков; 88, 111. –царя Федора Алексеевича. Иларион, игумен Флорищевой пустыни (1655–1681г.), после архиеп. Суздальский (1681–1705). В. Т. Георгиевский , Описание Флорищевой пустыни, 61. Но в Житии Илариона (стр. 104 по отд. оттиску из Прав. Соб. 1868 г) он называется лишь «о Христе духовным собеседником» царя Федора. Феофан Феофилактович, протопоп Благовещенский. 1693 – 1700 гг. А. И. V, 218. Клятвенное обещание Феофана. Извеков, 88, 114–112. Алмазов, II, 170–172. Номинальный духовник. – царя Петра I Священник Верхоспасского собора. До 1696 г. Извеков, 112. Петр Васильевич протопоп Архангельский. 1696 г. Извеков, 112. Родоначальник Надаржинских(?) Знаменский, Приходское духовенство со времени реформы Петра I, стр. 105. Яков Игнатьев, протопоп Верхоспасского собора. До 1718 г. Соловьев, История, IV кн., 410– 486. Устрялов, Жизнь Петра Великого, т. VI, стр. 266, 269, 272–278. См. выше. – царевича Алексея Петровича. Приложение II. Исповедь земле 924

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

вставляются сам 1668 Далее начато: они почти 1669 Ваши замечания мне были много приятнее, потому что они благоприятны 1670 если бы они 1671 в противном 1672 прочел всё 1673 при чтен 1674 тонких 1675 Далее было: совершенно 1676 может доставить радость душе моей. Далее начато: они-то и должны быть потревожены иногда 1677 Иногда есть 1678 В подлиннике: компретировать 1679 Далее было: желанье 1680 Но как жалко 1681 обмануться 1682 Далее было: как 1683 Далее начато: Он 1684 Далее начато: Я знал, что на вас она не так 1685 даже такое время, когда почувствуют, что мне нужно говорить это так же, как 1686 Далее было: Но это впереди 1687 Далее начато: И загад 1688 Далее было: Еще скажу, беда была бы моя, если бы творенье с первого раза произвело эффект 1689 произвело на всех 1690 можно узнать нужные 1691 и этими впечатлениями я уже воспользовался 1692 говорит 1693 Далее приписано: правдивая, нет уверенности в справедли 1694 Далее было: не опасаясь нареканий за недостаток, которым обыкновенно оскорбляется человек. [Всякий] Более всего часто образованный, умный человек выказать 1695 Далее было: показать 1696 одни нервы 1697 стал 1698 Далее было: тут же вскользь 1699 увидеть ясно 1700 Далее было: он заметит некоторые 1701 Далее было: увидит потом 1702 Далее было: верно место 1703 Далее было: ее 1704 Далее начато: И вместо распространения 1705 Вырвано. 1706 видно, что 1707 Далее начато: Слово 1708 Далее было: что даже беспристрастный 1709 Далее было: Мнен 1710 Вырвано. 1711 Вырвано. 1712 Вырвано. 1713 Вырвано. 1714 Вырвано. 1715 Вырвано. 1716 Вырвано. 1717 Далее было: Впрочем я вам скажу 1718 При всяких толках 1719 В подлиннике: которого 1720 Далее было: я чувствовал однако ж заранее, что многие 1721 найдутся многие люди 1722 Далее было: пото 1723 Далее было: было не 1724 Далее начато: и чувства 1725 Далее было: с моей стороны и потому 1726 Далее было: вы сох 1727 привести 1728 Далее начато: а. именно свида б. есть души, которые любишь вдруг, уважа 1729 Далее было: а. выражаются вполне сами сообю б. не могут от меня укрыться, но все выражаются 1730

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

моде, приглашенные ко двору итальянцы занимали ведущие позиции в муз. жизни, в Мадриде регулярно исполнялись оперы seria и др. сочинения в итал. духе. Местные музыканты также быстро освоили новый стиль, пользуясь им и в богослужебных произведениях. Одним из первых это сделал Себастьян Дурон (1660-1716), органист и руководитель королевской капеллы на рубеже XVII и XVIII вв.; вероятно, политически мотивированная отставка (1706), а затем и изгнание из страны этого музыканта способствовали тому, что для испан. авторов XVIII в., а вслед за ними и для историографов последующих столетий именно Дурон стал главным «предателем» национальных муз. идеалов. В частности, аббат Бенито Херонимо Фейхоо-и-Монтенегро (1676-1764) в памфлете «Церковная музыка» (Musica de los Templos, 1726) обвиняет Дурона в том, что он ввел в И. чужеземную моду: шумную суетливую музыку в духе итал. оперных арий, быстрые темпы, танцевальные ритмы, хроматизмы, практику использовать в храме скрипки и т. п. При этом Фейхоо-и-Монтенегро противопоставлял Дурону ведущего испан. композитора 1-й пол. XVIII в. Антонио де Литереса (1673-1747), находя его музыку «величественной» и полной «сладостности». Дурон и Литерес - представители эпохи стилевого плюрализма, в к-рую новые муз. приемы и формы использовались испан. композиторами с разной степенью последовательности в зависимости от ситуации: с осторожностью - в литургической музыке на лат. тексты, почти без ограничений - в театральных спектаклях и в театрализованных вильянсико, принявших в XVIII в. форму итал. светской кантаты (основанную на чередовании речитативов и арий). Помимо жанра на стиль влияло и положение композитора. Так, творчество др. ведущего мастера эпохи, Хосепа де Торреса-и-Мартинеса Браво (ок. 1670-1738), подразделяется на 2 периода. До офиц. утверждения на пост руководителя королевской капеллы в 1718 г. в нем преобладали консервативные черты, а собрание месс, опубликованное в 1703 г. (Missarum liber), считается последним образцовым изданием испан.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010