В 1679-1686 гг. с запада к собору был пристроен теплый придельный храм Покрова Пресв. Богородицы (после его освящения старую, деревянную Покровскую ц. разобрали). В кон. XVII в. Троицкий храм был расписан изнутри, однако об этих росписях почти ничего не известно. К кон. XX в. от первоначальных стенных росписей остались только небольшие фрагменты. В Пахомиевском приделе, в аркосолии над гробницей прп. Пахомия, были помещены изображения Ветхозаветной Троицы, митр. Алексия и прп. Алексия, человека Божия (небесного покровителя царя Алексея Михайловича). В 1683-1684 гг. к западу от собора подрядчик из Нерехты Савва Кириллов «с товарищи» построил отдельно стоящую шатровую колокольню, в массивном четверике к-рой находилось 4 яруса братских келий. Сыпановская колокольня напоминает колокольню ц. арх. Михаила (1658-1682) в Ярославле; возможно, обе построены одними мастерами. В 1676-1689 гг. был сооружен ряд каменных жилых и хозяйственных строений: 2-этажный игуменский корпус, братские кельи, хлебная палата, поварня, столовая палата, погреба. В это же время с юга и востока мон-рь окружили каменной оградой с увенчанными 8-гранным шатром миниатюрными св. воротами, впосл. названными «жемчужиной древнерусской архитектуры» ( Демидов, Кудряшов. 1996). В описании 1725 г. упомянуты «соборная церковь, другая с трапезою, третий придел при соборной церкви и колоколня каменное, также хлебня, и поварня, и столовая палата, и кельи, и погреб с выходом и около монастыря Святыя ворота и ограда с башнями каменное ж» (ПСПиР. Т. 5. С. 391-392). В 1725 г. П. Н. м. был приписан к костромскому Ипатиевскому во имя Святой Троицы мужскому монастырю . Однако монастырские вкладчики подали в Синод прошение, в котором писали, что «оной де Троицкой монастырь построен издревле, тому лет с 350 и больше» (Там же. С. 391), и просили оставить его самостоятельным. Указом Синода от 13 июля 1726 г. П. Н. м. стал самостоятельным. В 20-х гг. XVIII в. к нему был приписан ряд небольших обителей: Преображенская пуст. в Плёсе, Яблонная Илиинская пуст. в устье р. Шачи, Никольская пуст. на Пенье. До 1764 г. мон-рю принадлежали только крестьяне Сыпановой слободы (45 чел.). В 1-й пол. XVIII в. численность братии сократилась. В 1721 г. в обители проживали 23 насельника («игумен Иона да монахов 11 человек, дьячков и разночинцев 11 человек»), в 1726 г.- 35 чел. (количество насельников увеличилось за счет переведенных сюда монахов из приписанных обителей), в 1738 г.- 6 чел. (игум. Гавриил, иеромонах, диакон и 3 монаха), к 1764 г.- игум. Антоний и 2 монаха.

http://pravenc.ru/text/2579826.html

Через 50 лет Смоленск возвратился Москве. Древний Мономахов собор попыталисьотремонтировать, но вскоре ремонт был признан бессмысленным, и в 1674–1675 гг. здание окончательно разобрали. Царь Алексей Михайлович, украсивший землю Русскую немалым числом храмов, заботился и о построении православных церквей в возвращенных из-под Польши городах. В 1676 г. из Москвы присылается план строительства нового Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для возведения храма из Москвы приезжает зодчий Алексей Корольков. Закладка собора прошла 2 августа 1677 г., а его строительство активно продолжалось до начала 1679 г., когда работы были временно приостановлены. Из-за недостатка средств архитектор был вынужден отказаться, с соизволения властей, от возведения сплошной восточной стены при иконостасе, что привело позднее к отделению апсиды от капитальных стен, когда уже собор был возведен на высоту 26 м. Работы возобновились лишь в 1712 г., когда апсиды были значительно уменьшены. Основную достройку собора осуществлял уже в 1732–1740 гг. архитектор Антон Шбдель, при котором собор получил семиглавое завершение, был украшен живописью и освящен. Тогда же храм украсился великолепным трехъярусным иконостасом, выполненным украинскими резчиками и ими же расписанный. Выдающееся произведение в стиле украинского барокко и теперь поражает виртуозностью резьбы и грандиозностью сооружения. Но скоро на поновленном соборе вновь появились трещины, а в середине 1760х гг. у него обрушился центральный купол. Переделка верхних сводов проводилась на средства императрицы Екатерины 11 и собранные значительные пожертвования, всего на сумму более 50 тыс. рублей. Восстановление кафедрального собора теперь продолжилось под руководством архитектора П. Обухова, устроившего пять глав, довольно несимметричных, но прочных. Большая центральная глава была возведена деревянной, а для надежности были протянуты металлические стяжки под верхними сводами и закреплены в подвалах. Собор выдержан в стиле барокко XVIII в., сохраняя элементы украинского зодчества. Его большие круглые проемы и окна с фигурными наличниками усилили характер грандиозного барочного здания, удивляющего своими объемами и изысканной красотой. Площадь собора составила более 2 тыс. кв. м. В 1772 г. собор был снова освящен и с тех пор никаким изменениям больше не подвергался. Храм сохранил росписи 1740х гг., но неоднократно поновлялся маслом, в результате чего они во многом утратили первоначальный колорит.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В списках следующих писцовых книг 1623-1625 гг. в Тотемском укреплении уже значится: " Соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы, древяна, клетцки, с папертью... да церковь другая теплая, Богоявления Господа и Спаса нашего Исуса Христа " . (Выписка сделана по церковной летописи). В подлинных же писцовых книгах 1623-1625 гг., " письма и меры писцов Фоки Дурова да подьячего Остафия Колюпанова " , хранящихся в Московском архиве Мин. Юстиции (Кн. 480) первых листов, на которых должно находиться это описание, не сохранилось. На 3-м листе книги, по новой нумерации, записано: " ...лавка была посадцкого человека Шумилки Сивцова, а ныне на том лавочном месте стоит храм теплой Богоявления Господа Бога и Спаса нашего. А от алтаря со строгу до Тарасов две сажени... " . Таким образом, из указанной приписки видно, что Богоявленский храм был построен в 1623- 1625 годах. В переписных книгах 1646 г. и " ...дозора и переписи князя Ивана Семеновича Вяземского да подьячего Левонтья Нестерова " значится: " ...а в остроге ж соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы... да в приделах церковь Михаила Малеина. Да другая церковь теплая Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа " . Из этого описания видно, что за 20 лет, с 1626 по 1646 гг., существовавший Пречистенский храм по каким-то причинам был перестроен и расширен пристройкой нового придела во имя преподобного Михаила Малеина. В подлинной писцовой книге 1676-1679 гг. " письма и меры писцов Богдана Григорьевича Засетцкого да подьячего Емельяна Телицына " соборные храмы описаны так: " Да в остроге ж соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы... да в приделе церковь Михаила Малеина, - обе холодный, - древяная, рубленая углом, (от) паперти по алтарь забрана тесом, верхи у тое церкви кличатые, о пяти главах, крыты тесом, а на приделе шестая глава... Другая церковь теплая, с трапезою, во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа... Колокольня рублена в замок на четыре угла, верх на стропилах з главой. На колокольне пять колоколов да часы железные. У колокольни приделана часовня: с одну сторону решетка железная, а з другую сторону двери с решоткою железной. В часовне образ Всемилостивого Спаса на убрусе... образ преп. отца Феодосия Тотемского чудотворца, на вохре. На часовне бочка, а в бочке образ Рождества Богородицы за слудою " .

http://sobory.ru/article/?object=50414

По решению Синода ГПЦ от 18 авг. 2003 г. Сагареджойско-Гурджаанская епархия была разделена на Гурджаанско-Велисцихскую и Сагареджойско-Ниноцминдскую. Правящим архиереем Сагареджойско-Ниноцминдской епархии был избран и хиротонисан настоятель лавры Давидгареджи архим. Лука (Ломидзе), к-рый управляет епархией по сей день ( Вардосанидзе. 2010. С. 513). Клир Сагареджойско-Гурджаанской епархии составляют еп. Лука, игумен, 2 иеромонаха, 4 монаха, 11 монахинь, 2 протоиерея, 9 иереев. Архиереи. Епископы Н. е. Захария (1553-1556), Малахия (1557-1560), Силуан (1561-1584), Иосиф (предположительно Чолокашвили; 20-е гг. XVII в.- 1638), Косма (1639 - 40-е гг. XVII в.), Закария (Макашвили; 1651-1654), Иосиф (Макашвили; 1665 - кон. 60-х гг. XVII в.), Николай (Андроникашвили; 1671-1676), Арсений (1679-1691), Иосиф (сын Арагвского эристава; 1692-1697), Иосиф (Вачнадзе; 1702-1737), Митрофаний (брат Арагвского эристави Баиндура; 1738-1740), Иоанн (Джандиери (также Моуравис-дзе); 1741-1743), Иоанн (Джорджадзе (также Барамишвили); ок. 1743), Савва (Тусисшвили; 1744-1784), Иоанн ( Макашвили; 1784-1795), Антоний (Багратиони; 1786-1787, впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний II ), Михаил (Инасаридзе; 1796-1802), Стефан (Джорджадзе (также Ениселт Моуравис-дзе); 1803-1811), Каллистрат (Цинцадзе; 31 окт. 1925 - 1927), Ефрем (Сидамонидзе; 1927-1928), Иерофей (Аивазашвили; 16 дек. 1928-1942), Димитрий (Лазаришвили; 23 мая 1943-1947), Димитрий (Иашвили; 1952-1958); управляющие Н. е. Алавердские и Бодбийские епископы: Алавердский Давид (Бурдуладзе; кон. 50-х гг. XX в.- † 1963), Алавердский и Бодбийский Роман (Петриашвили; 1967-1971), Бодбийский Иларион (Самхарадзе; 1975-1978), Афанасий (Чахвашвили; Бодбийский в 1978-1991, Алавердский в 1992, Бодбийский в 1993-1995), Бодбийский Даниил (Датуашвили; 22 мая - дек. 1992), Бодбийский Давид (Махарадзе; 21 дек. 1992 - 28 авг. 1993); Сагареджойско-Гурджаанские епископы: Авраам (Гармелиа; 1996-1998), Андрей (Гвазава; 18 окт. 1998 - 2001), Вахтанг (Ахвледиани; 2001-2002); епископ Сагареджойско-Ниноцминдский Лука (Ломидзе; с 18 авг. 2003) ( Шаоршадзе. 2008. С. 157). Храмы и монастыри Н. е.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

" По правую ж сторону улицы (Большой Пробойной, идучи от варниц в посад), церковь теплая, древяна, клетце, Климента папы Римского, в церкве образы местные: образ Климента папы Римского, с деянием, на празелени " , и т. д. описываются образа, сосуды, ризы, утварь и книги церковные; " да на колокольнице два колокола медные ж; строение Церковное все мирское. А церковныя земли - кладбища от церкви с одну сторону до Ивашкова двора кузнеца 6 саж., от Климентовского переулка 5 саж. с полусаженью, а с третью сторону от алтаря до Большой улицы 3 саж., а с четвертую сторону от паперти семь; да на церковной земле келья, а в ней живеть нищея, - питаетца от церкви Божией " . Затем описаны церковные земли, находившиеся в новом и старом посадах г. Тотьмы. Из переписных книг 1646 г. не видно, какие за 20 лет произошли перемены в архитектуре Климентовской церкви, так как в них сказано об ней слишком кратко: " ...церковь теплая священномученика Климанта папы Римского, да на церковной земле келья, а в ней живут нищие... " . Зато в писцовых книгах 1676-1679 гг. она описана подробно. " По правую сторону улицы церковь теплая, с трапезою, древянная, клетцки, верх шатровой на стропилах, крыт верх и главы чешуёю, во имя св. священномученика Климента папы Римского, а в церкви образов... У той же церкви колокольня на четырех столбах, а на колокольне 6 колоколов " . В писцовых книгах 1687-1688 гг. на том месте, где была Климентовская церковь, уже показана " ...церковь Стретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, теплая, с трапезою, не достроена, а строение та церковь и в церкви Божие Милосердие иконы и всякая церковная утварь мирских людей... " . В 1683-м Климентовская церковь еще существовала, так как к челобитной этого года (7191), поданной царям государям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу на тотемского стольника и воеводу Ник. Юшкова священниками г. Тотьмы, в числе их подписался и " ...церкви священнамученика Климента поп Иоанн... " . Что случилось с Климентовской церковью за три года, с 1684 по 1687 г. - сгорела или за ветхостью была разобрана, неизвестно. Неизвестно также и то, почему вновь строящуюся церковь решено было освятить в честь Сретения Господня. О дальнейшей судьбе Сретенской церкви более, чем за полстолетия, сведений пока не найдено.

http://sobory.ru/article/?object=50347

разделение Русской митрополии на Московскую и Западно-Русскую. 25 Хмельницкий Богдан (Зиновий) Михайлович (1595–1657), гетман Малороссии. После решения русского правительства о воссоединении Украины с Россией Хмельницкий возглавил Переяславскую Раду (1654), торжественно подтвердившую этот акт, находился во главе гетманского управления до своей смерти. 26 Дионисий IV Муселимис, Патриарх Константинопольский в 1671–1673, 1676–1679, 1682–1684, 1686–1687 и 1693–1694 гг. 28 Голицын Василий Васильевич (1643–1714), князь, дипломат и государственный деятель допетровской России; фактический глава московского правительства во время регентства царевны Софьи (1682–1689). 29 Сильвестр (Медведев Симеон Агафонович; 1641–1691), книгохранитель Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт. 30 Досифей II (Нотара; 1641–1707), Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины в 1669–1707 гг. 31 Иоанникий Лихуд (1633–1717) и Софроний Лихуд (1652–1730 ), греческие православные монахи, основатели Славяно-греко-латинской академии. 35 Дмитрий Тверитинов (Дерюшкин Дмитрий Евдокимович; 1667 – не ранее 1741), русский мыслитель и еретик. Основатель секты евангелистов. Родился в г.Твери, откуда получил свое прозвище. Был стрельцом, затем – слобожанином. В 1692 г. переселился в Москву. Около 1700 г. поступил в аптеку И. Грегори в Немецкой слободе, где изучил латинский язык, занимался медицинской практикой. Под влиянием идей протестантизма и на основе русских ересей XV–XVI вв. создал собственное учение, отрицающее внешнюю обрядность и церковную иерархию. В 1713 г. духовенство во главе с С. Яворским начало против Тверитинова следственное дело по обвинению в ереси. Тверитинов отрекся от своих воззрений и благодаря заступничеству придворных и Петра I в 1718 г. был освобожден на поруки. В 1723 г. Синод снял с него церковное проклятие. 36 Иванов Фома, цирюльник, родственник и последователь Дмитрия Тверитинова, осужден в 1714 г. и сожжен на костре на Красной площади. 38 Феодосий (Яновский Феодор Михайлович; † 1726), архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Архиеп. Никифор продолжил прокатолич. политику Христодула I, призывая венецианского дожа (1664) и герцога Савойского Карла II изгнать турок с острова (1664, 1668) и ведя переписку с папами Римскими Иннокентием Х и Александром VII (1655) ( Μιτσδης. 1993. Σ. 143). 8 апр. 1668 г. архиеп. Никифор созвал в Никосии антикальвинистский Собор. В 1672 г. на Кипр был сослан бывший К-польский патриарх Парфений IV . Архиеп. Никифор вступил с ним в общение, за что был вызван в К-поль и был вынужден оправдываться перед Свящ. Синодом. Спустя 4 года Парфений IV снова занял Патриарший престол. Никифор, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) Никифор, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) Недолгим был период архиерейства Илариона Кигаласа (1674-1679, сын протонотария Матфея Кигаласа), к-рый получил образование в Греческой коллегии св. Афанасия в Риме. Он написал ряд богословских сочинений, был ректором Греческой коллегии в Падуе, преподавал на Кефалинии и в К-поле. К-польский патриарх присвоил Илариону титул «Великого Богослова Великой Христовой Церкви и Экзарха повсюду находящихся учителей» и разрешил носить нек-рые епископские знаки отличия. Архиеп. Иларион восстановил находившийся в запустении Варнавы апостола монастырь близ Фамагусты. Находясь в К-поле по церковным делам (возможно, с целью оправдаться в обвинениях в латинофильстве), он заразился чумой и умер. В годы его правления получивший образование в Риме и прозападно настроенный эпитроп Александрийского Патриархата Косма Маврудис при поддержке франц. консула в Ларнаке на короткое время занял Китийскую кафедру (1674-1676). Современниками Илариона Кигаласа были жившие на Западе латинофилы-киприоты: проповедник и писатель Афанасий Ритор (ок. 1571-1663), автор соч. «О героях, полководцах, философах, святых и других именитых людях, которые произошли с острова Кипра» Неофит Родинос (ок.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Св. блгв. кнг. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (Покровский собор Новоспасского мон-ря) Св. блгв. кнг. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (Покровский собор Новоспасского мон-ря) 12 июня 1650 г. при участии царя и царицы состоялось перенесение мощей А. К. из деревянной Успенской ц. в соборную Воскресенскую. На Соборе в Москве А. К. причислили к лику святых. Вскоре после перенесения мощей (между 1650 и 1652) было составлено «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской» (по мнению С. А. Семячко, оно написано московским автором, сопровождавшим царя Алексея Михайловича в его поездке в Кашин). Службу на перенесение мощей по указу царя в Москве составил иером. Епифаний (Славинецкий) и привез с собой на праздник прославления святой. Тропарь и канон на обретение мощей (21 июля) написали кашинские прот. Иван Наумов и посадский человек Семен Осипов сын Сухоруков. Неск. позже (по предположению Семячко, после 1652) было написано житие А. К. Его составитель неизвестен, скорее всего им был старец Соловецкого мон-ря Игнатий. В житии св. блгв. кн. Михаила Ярославича, составленном тверским клириком в 1657-1658 гг., автор поместил «Плач княгини Анны», подражавший «Плачу» блгв. кнг. Евдокии , жены блгв. кн. Димитрия Донского . К 1675-1676 гг., по мнению В. А. Кучкина, был создан комплекс агиографических памятников, посвященных А. К.: житие, Сказание о явлении св. княгини пономарю Герасиму, Сказание об обретении и перенесении мощей, повести о чудесах (сборник ГИМ. Син. 622). В 1677 г. предполагалась поездка в Кашин царя Феодора Алексеевича . Однако накануне Патриархом Иоакимом в Кашин была направлена комиссия, к-рая 12-21 февр. провела исследование случаев исцелений от мощей А. К. На основании выводов комиссии на малом соборе в Москве было принято решение не почитать А. К. как святую (один из списков документов Собора: РНБ. Погод. 1608), это решение подтвердил Собор 1678-1679 гг. соборы признали почитание и житие А. К. ложными, по княгине было разрешено петь панихиды, шитый покров и иконы с изображением святой предписывалось взять в Москву для рассмотрения, а имя А.

http://pravenc.ru/text/115602.html

По велению вел. кн. Иоанна III в мон-ре разбирают деревянный и закладывают каменный собор. Миниатюра и Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 289) По велению вел. кн. Иоанна III в мон-ре разбирают деревянный и закладывают каменный собор. Миниатюра и Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 289) В 1571 г., во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея, М. И. м. был сожжен, затем восстановлен, в 1611 г. разорен поляками, в 1613 г. возобновлен. В писцовых книгах 1621 г. значится «монастырь Златоустовской» с каменным Иоанновским храмом, братскими кельями, дворами «стряпчаго» и конюшенным. «Земли внутри монастыря по святыя ворота 54 саж., позади 51, по сторон 55 саж.». Рядом с мон-рем имелись «жилецкие» дворы, в т. ч. двор кн. Андрея Тюменского ( Григорий (Воинов-Борзецовский). 1871. С. 7). В 1663 г. по инициативе и на средства кн. Федора Никитича Барятинского в М. И. м. был возведен одноглавый собор Нерукотворного образа Спасителя. По описи 1679 г., в обители находились каменный собор свт. Иоанна Златоуста (со 2-м престолом ап. Тимофея) с нижней ц. Покрова Пресв. Богородицы, «под колоколами» - каменная ц. вмч. Феодора Стратилата, храм Нерукотворного образа Спасителя, каменные св. ворота, деревянная ограда, игуменская и ок. 10 братских келий, хлебопекарня, хозяйственные службы. Собор во имя свт. Иоанна Златоуста. 1479 г. Фотография. 1914 г. Собор во имя свт. Иоанна Златоуста. 1479 г. Фотография. 1914 г. На Московский Собор 1666-1667 гг. среди др. настоятелей московских мон-рей был призван златоустовский игум. Ермоген (ДАИ. Т. 5. 102. С. 476). В апр. 1675 г. М. И. м. посетил царь Алексей Михайлович , 25 апр. 1678 г.- вел. кн. Феодор Алексеевич . В 1676 г. игум. Дионисий участвовал в коронации царя Феодора Алексеевича. При венчании на царство великих государей Петра I и Иоанна V Алексеевичей в 1682 г. настоятель М. И. м. вместе с 3 другими служителями нес царскую державу (ДАИ. Т. 10. 15. С. 37-40). Среди пожертвований в М. И. м. известны вклады старицы инокини Марфы Иоанновны (30 р.), царя Алексея Михайловича (1654; напрестольное Евангелие из Приказа Большого дворца), кнг. Анны Григорьевны, жены касимовского царевича Никифора Васильевича («ризы золотой парчи по красной земле»), Конона, Петра, Андреяна и Никиты Апраксиных (700 р.), Ф. Н. Апраксина (1632; напрестольное Евангелие), князей П. И. и И. П. Пронских (1649, 1678, 1679; толковое Евангелие, напрестольное Евангелие, обложенное красным бархатом, серебряный позолоченный потир и др.), Михаила Бахтеярова (1658; напрестольный крест с частицами мощей различных святых), бояр Зюзиных (1661; 570 р., неск. богато украшенных икон), кн. Ф. Н. Барятинского (1666; сосуды и облачения на 920 р.), кнг. Е. В. Пожарской (1696; 100 р.), кнг. А. С. Урусовой (богато украшенное серебром Евангелие) и др.

http://pravenc.ru/text/2564222.html

Лаконично внешнее оформление серебряного позолоченного потира кон. XVI в. По верху чаши идут в шахматном порядке в 2 ряда крупные гнезда с драгоценными камнями красного и зеленоватого цветов. Стройность расширяющегося книзу стояна подчеркнута рельефными витыми линиями. Объемное «яблоко» также украшено камнями, самые крупные из к-рых расположены посередине, поддон плоский, фигурный. Два выносных креста к-польской работы, резной деревянный 1676 г. и живописный 1679 г., сходны по форме (оправлены и закреплены на ручке) и, согласно надписям на ручках, являются вкладом патриарха К-польского Дионисия IV Серогланиса . На напрестольном резном деревянном кресте в золотой сканой с финифтью оправе (1707) изображены следующие сцены: в средокрестии представлено «Крещение Господне», в верхней части - «Благовещение», в нижней - «Преображение», в правом и левом крыльях - 2 пишущих евангелиста с персонификациями Премудрости Божией, в 13 медальонах в окладе по контуру креста - полуфигурные изображения Христа, Богоматери и святых. Резные части креста находят аналогии в подобных же работах афонских мастеров-резчиков XVI-XVII вв. (напр., кресты 1669 и 1671 гг. из мон-ря Ксиропотам). Оправа креста, как следует из вкладной надписи на внутренней стороне, была создана московскими мастерами тщанием Акакия из Галатисты, настоятеля иверского подворья - Никольского мон-ря в Москве. Еще один напрестольный крест, также резной в основе (с изображением «Рождества Христова» в центре, «Благовещения» вверху, евангелистов по сторонам), в сканой оправе с эмалями и цветными стеклами-вставками, согласно надписи, был создан для архиеп. Галактиона Элассонского мастером Иоанном Франге из Доменикона в Фессалии. Из России в И. м. был прислан серебряный подсвечник в виде прорастающего из сосуда с рельефными изображениями лимонного дерева в натуральную величину, с 30 позолоченными лимонами и 7 подставками для свечей (1819). В 1830 г. И. Каподистрия отказался принять эту реликвию на нужды гос-ва ввиду ее исторической ценности и возвратил обители.

http://pravenc.ru/text/293365.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010