патриарха епископ Иосиф (Нелюбович-Тукальский). А над православными русскими в польских границах король Ян Казимир утвердил управляющим православного Перемышльского епископа Антония Винницкого, канонически подчиненного патриарху КПльскому. И все три части киевского православного епископата, ценя государственный протекторат Москвы для защиты православия, в то же время продолжали отстаивать свою каноническую независимость от Москвы. Временное трехчастное управление православными церквами продолжалось недолго. Еп. Иосиф (1676 г.) умер. Король еще при жизни его назначил в помощники ему Львовского епископа, тоже по имени Иосифа (Шумлянского). По смерти И. Тукальского (1676 г.), король сделал Иосифа Шумлянского главой православных, а Антония (Винницкого) переместил на старую его кафедру Перемышльскую, где тот тоже вскоре умер (1679). Осталось только две юрисдикции: одна польской и другая московской ориентации. Но московская вскоре выдохлась. Мефодий (Филимонов), по возвращении из Москвы, вскоре в родной украинской атмосфере перестроился и стал солидаризироваться с противниками Москвы. Он примкнул к Печерскому архимандриту Иннокентию Гизелю, и они героически заявили, что запрут ворота и Лавры и Братского монастыря, и пусть их оттуда вытаскивают даже за ноги, но они добровольно не подчинятся митрополиту, поставленному Москвой.    То были два десятилетия (1676—1686 гг.) великого распада Киевщины, казаков и их Сечи, которые вспоминаются в песнях как годы «зруйнивання», т. е. разрушения, распада казачества на бредущие во все стороны и интригующие фракции. Гетман Дорошенко поставил ставку на Турцию, соблазнил на это и Брюховецкого с Мефодием. Но Мефодий успел во время убежать в Москву, где он заслуженно попал в монастырское заключение. Брюховецкий же просто был убит увлекшимся единодержавием Дорошенкой. Последний диктаторски назначил главой церкви Иосифа (Тукальского). Но этого не признали благоразумные епископы русской Украины под водительством Лазаря (Барановича). Лазаря признавали законным возглавителем церкви православные и в правобережной и в левобережной Украине, что вскоре и было оформлено легально.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Расположен в 1 км от Нерехты, на берегу речки Гридовка, вдоль дороги, ведущей в город. Монастырь основан в 14 в. монахом Пахомием, возможно, на месте древнего городища. Активное каменное строительство пришлось на последнюю четв. 17 в. В 1675–1676 гг. сооружен Троицкий собор (освящен в 1678 г.), в 1679–1686 гг. – вторая (очевидно, зимняя) церковь с трапезной, в 1683–1684 гг. – соборная колокольня с часами. Последнюю возводил нерехтский подрядчик Савва Кириллов «с товарищи», в том числе нерехтский посадский Никита Петрович Верин и крестьянин Ярославского уезда Фома Андреев. Между 1676 и 1689 гг. были также сооружены игуменские и братские кельи, хлебная палата и половина ограды с юго-восточной башней и Святыми воротами. Хлебную палату строили ярославские каменщики (Григорий Васильев, Григорий Фролов и другие), а также костромич Абрам Афанасьев. В кон. 17 в. нерехтский посадский Ф.М. Андреев возвел больничный корпус. Судя по описи 1-й четв. 18 в., в монастыре в то время, помимо названных выше зданий, находились каменные столовая палата, погреб и ледник. В 1764 г. монастырь был закрыт, в нем разместили школу для мальчиков, а собор превратили в приходскую церковь. В кон. 18 в. на юго-западном углу территории сооружена часовня, возможно, по проекту С.А. Воротилова. В 1830–1834 гг. к собору по проекту П.И. Фурсова пристроили трапезную с южным приделом Пахомия, где покоятся мощи преподобного, объединившую храм с прежде отдельно стоящей колокольней. В 1840-х гг. четверик собора был расписан, фрагменты настенной живописи, выполненной художником Соколовым, сохранялись в храме до кон. 20 в. Во 2-й пол. 19 в. в линии ограды возведены южные ворота и калитка у Святых ворот. Вместе с тем в течение 19 в., по-видимому, многие сооружения бывшего монастыря были разобраны. В советское время комплекс пришел в запустение. Сохранявшиеся к тому времени постройки имели различные утраты. В 1988 г. под руководством арх. ЦНРПМ С.В. Демидова были начаты реставрационные работы, продолжавшиеся по всем объектам комплекса до нач.

http://sobory.ru/article/?object=00157

О постоянных пожертвованиях, поступавших в К.-Б. м. из Москвы, свидетельствуют документы фонда Приказного стола (РГАДА). Так, в 1671 г. игум. Варлаам (Ясинский) подавал челобитную о разрешении отпустить в Москву строителя Антония (РГАДА. Ф. 210. Стб. 402. Л. 246). Здесь же хранятся прошения игум. Лазаря (Барановича) и др. монастырских властей, направлявшиеся в Москву, сведения о пожертвованиях и благодарности настоятелей (Там же. Л. 250, 251, 254, 255, 258, 279-281, 283). В 1670 г. префект и учитель В. Галевский получил в Москве меха и деньги на 92 р., книги, ризы, ладан; в 1671 г. гетману было рекомендовано выделить лес для восстановления сгоревших монастырских построек. Гетман Д. И. Многогрешный передал мон-рю с. Муромское. В 1676 г. в К.-Б. м. были переданы книги и др. имущество скончавшегося в Москве иером. Епифания (Славинецкого). В 1679 г. находившийся в ссылке бывш. местоблюститель Киевской митрополии Мефодий (Филимонович) передал мон-рю одно из своих имений. Среди тех, кто оказывали К.-Б. м. помощь, был и митр. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , он подарил обители местечко Стайки на Правобережье. В 1682 г. К.-Б. м. в очередной раз получил подтверждение своих владений в грамоте-столбце царей Петра и Иоанна Алексеевичей. Материальное положение К.-Б. м. постепенно улучшалось, чему содействовали и помощь, получаемая из Москвы, и общее «успокоение» жизни на Левобережье и в Киеве после заключения Андрусовского перемирия 1667 г., «Вечного мира» 1686 г., и переход Киевской митрополии в юрисдикцию патриарха Московского и всея Руси, осуществленный при патриархе Иоакиме (Савёлове) . Впосл. игуменами и ректорами коллегии-академии были: до 1683 г. Сильвестр (Головчич), до 1684 г. Феофан (Прокопович), в 1684-1686 гг. Иезекииль (Филиппович), в 1686-1689 гг. Феодосий (Гугуревич), в 1690-1691 гг. Пахомий (Подлузский), в 1691-1692 гг. Кирилл (Филимонович), в 1693-1697 гг. Иоасаф (Кроковский), в 1697-1701 гг. Прокопий (Калачинский), в 1701-1704 гг. Гедеон (Одорский), в 1704-1706 гг. Иннокентий (Поповский), в 1706 (1707?)-1708 гг. Христофор (Чарнуцкий), в 1711-1717(1718?) гг. Феофан (Прокопович), в 1717 (1718?)-1722 гг. Сильвестр (Пиновский), в сер. 1722-1727 г. Иосиф (Волчанский) , в 1727-1731 гг. Иларион (Левицкий), в 1731-1735 (1737?) гг. Амвросий (Дубневич).

http://pravenc.ru/text/1684333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ († 21.09.1681, Москва), митр. Рязанский и Муромский. И. был родом из Новгородских земель, возможно, из Новгорода, где во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. на его средства строились храмы. 25 сент. 1676 г. Новгородский митр. Корнилий освятил придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, «что у Василия Кесарийскаго в Новгороде» - «строение Иосифа, митрополита Рязанского». 30 сент. в этом храме митр. Корнилий служил заупокойную литургию по родителям И., «а служивших с ним кормил в доме Премудрости Божией» ( Иероним. 1889. С. 97). В 1678 г. в Новгороде, на Софийской стороне, «в земляном городе», началось строительство на средства И. каменной ц. во имя свт. Николая Чудотворца, в сент. 1679 г. храм был освящен митр. Корнилием. В Переяславле Рязанском (ныне Рязань), в рязанском в честь Преображения Господня монастыре в кремле И. освятил 17 июля 1679 г. каменную надвратную ц. во имя прп. Варлаама Хутынского - одного из самых почитаемых Новгородских святых (храм разрушился в 1692 вслед. падения 1-го здания летнего Успенского собора). В 1653-1656 гг. И. в сане архимандрита возглавлял тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , являлся благочинным Тихвинской десятины. В мае 1660 г. стал игуменом Деревяницкого в честь Воскресения Христова монастыря . С 20 окт. 1661 по 1664 г. вновь управлял Тихвинским мон-рем, с 22 дек. 1664 по 1674 г. архимандрит Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря . Участвовал в Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , осудившем патриарха Никона . По повелению царя Алексея Михайловича И. в дек. 1666 г. из Москвы сопровождал часть пути бывш. патриарха, сосланного в Ферапонтов Белозерский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь , снабдил его теплой одеждой и едой. Через нек-рое время царь послал И. в Ферапонтов мон-рь для надзора за Никоном. Там, согласно доносам, новоспасский архимандрит попал под влияние Никона, называл его патриархом и поминал на ектениях, недоброжелательно отзывался о новом патриархе Московском и всея Руси Иоасафе II . Однако в нояб. 1668 г. И. послал донос царю на Никона, в к-ром писал, что Никон принимал у себя донских казаков, обещавших ему вернуть Патриаршество. И. по его просьбе был возвращен в Москву.

http://pravenc.ru/text/578477.html

Две чудотворные иконы из Иосифо-Волоколамского мон-ря//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2008. C. 187-198; Иконы Твери, Новгорода, Пскова, XIV-XVI вв.//Кат. собр. ЦМиАР. С. 187-198. М., 2000. Вып. 1. С. 65-68. Кат. 6; Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 124-128. Кат. 21; Иконы Москвы, XIV-XVI вв.//Кат. собр. ЦМиАР. М., 2007. Вып. 2. С. 86-95. Кат. 60; С. 272-282. Кат. 97; С. 244-247. Кат. 91; С. 293-297. Кат. 100; Шалина И. А. Произведения древнерус. искусства из Иосифо-Волоколамского мон-ря в собр. ГРМ//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2008. С. 199-226. Э. В. Ш. Архитектурный ансамбль И. В. м. Процесс замены первоначальных деревянных сооружений начался с постройки каменного Успенского собора в 1484-1486 гг. (освящен в дек. 1485). В 1506-1510 гг. были возведены трапезная палата с ц. Богоявления, после 1506 г. колокольни с ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», в 1543-1566 гг.- стены и башни. В 1589 г. ансамбль был завершен возведением надвратной ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Новый этап, когда И. В. м. приобрел сохраняемый и поныне облик, пришелся на посл. четв. XVII в. В 1676-1688 гг. были заново возведены стены и башни, в т. ч. надвратная ц. апостолов Петра и Павла (1679). В 1682 г. было перестроено завершение Богоявленской ц., в 1688-1692 гг. возведен новый собор. В результате надстроек 1671-1672 и 1692-1694 гг. высота колокольни увеличилась почти в 3 раза. Последующие перестройки касались преимущественно жилых и хозяйственных корпусов и не внесли существенных изменений в художественный образ обители. Успенский собор Успенский собор. 1688–1692, 1757 гг. Фотография. 2010 г. Успенский собор. 1688–1692, 1757 гг. Фотография. 2010 г. Первый каменный собор был построен в 1484-1486 гг. Фрагменты фундаментов этого 4-столпного 3-апсидного сооружения были раскрыты в ходе реставрационных работ 70-х гг. ХХ в. и археологических раскопок 2001 г. Описи 1545 и 1572 гг. указывают, что храм имел 3 главы и 3 придела без престолов.

http://pravenc.ru/text/673721.html

3372 В 1620 г. тайно рукоположен Иерусалимским Патриархом Феофаном при участии Софийского митрополита Неофита и Стагонского епископа Авраамия (Архив Западной России. Т. 4. С. 501). В 1628 г. упоминается как епископ Смоленский и Брянский. В этом же году был избран на Киевскую кафедру. В 1633 г. оставил митрополичью кафедру и удалился на покой в Киево-Печерскую лавру (Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 91). По Строев. С. 1042. хиротонисан в 1622 г., но на епархии не был. После 6-летнего пребывания в нетях (!) с 1628 г. появляется в Смоленске. В 1633 г. – митрополит Киевский. По ПБЭ, епископ Перемышльский – в 1620–1628 гг., Смоленский и Черниговский – в 1628–1631 гг., Клевский – с 1631 г. Не признанный польской властью, Исаия (Копинский) был вынужден проживать в Смоленске вне города, по монастырям. В Киеве, не без влияния митрополита Петра Могилы , он также не был признан польским сеймом и насильно удален в Киево-Печерскую Лавру. Скончался 05.10.1640. 3376 По Строев. C 1042 – номинально Киевский с 1663 г.; фактически с 1679 г. (Ук. соч. С. 4). По ААО. Τ. 1. С. 229–230 вторая дата иная: 1670 г. По Н.Д. Иерархия... С. 137 «...избр. на митр. Киевскую 1664; утвержд. м. Киевским 1676, оставаясь и еписк. Перемышльским.... † 1679...» 3380 ААОТ. 1. С. 10–11 о древнейших Переславских святителях замечает: «...Были епископы, но свои ли, сумнительно; а разве были только временные, из других епархий приезжавшие...» Н.Д. Иерархия... С. 549 сообщает (без дат) об одном из таких архиереев, некоем св. Александре, записанном в святцах Николаевского Коряжемского монастыря (Вологодская епархия), память коего совершается 14.05. Автор замечает, что «...с этим именем в России не было ни одного иерарха за исключением Новгородского митрополита, с 1576–1591 г...» 3381 Епископ Афанасий «...упом. 1331; около 1353, выехав из Волыни, жил в Переславле-Залесском; скончался в 1362 г. в Костроме...» (Строев. С. 1037). Некоторое время, перед Св. Алексием, являлся блюстителем Московской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

154 Леблон Жан Батист Александр (1679–1719 гг.) – французский архитектор, приехал в Россию в 1716 г., участвовал в создании Петергофа, парка в Стрельне, Летнего сада в Петербурге. 155 Татищев Василий Никитич (1686–1750) – русский государственный деятель, историк. Участник Северной войны. В 1720–1722, 1734–1737 гг. управлял казенными заводами на Урале, основал Екатеринбург (ныне Свердловск). В 1741–1745 гг. астраханский губернатор; автор «Истории Российской», первого русского энциклопедического словаря – «Лексикон Российский» и др. 156 Мусин-Пушкин Иван Алексеевич – сын комнатного стольника, окольничий, затем боярин. В 1689 г. воевода в Смоленске, в 1695 г. в Астрахани. Участник Полтавской битвы. С 1710 г. граф. В 1710–1717 гг. начальник Монастырского приказа, с 1711 г. сенатор, в 1726 г. – докладчик Екатерины I, в 1727 г. – заведующий Монетным двором. После вступления на престол Петра II отошел от дел. 157 Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716) – немецкий философ-идеалист, математик, физик, юрист, историк, языковед. Учился в Лейпцигском и Йенском университетах. С 1668 г. на службе у курфюрста Майнцского. В 1672–1676 гг. в Париже с дипломатической миссией. С 1676 г. придворный библиотекарь, затем историограф и тайный советник юстиции герцога Ганноверского. В 1700 г. – первый президент Берлинского научного общества (позднее – Академии наук). В 1711–1712 и 1716 гг. встречался с Петром I, предлагал ему ряд проектов по развитию образования и государственного управления в России. 159 Калитино племя – династия русских великих князей и царей, Рюриковичей, потомков великого князя Ивана Даниловича Калиты, – Иван II, Дмитрий Донской, Василий I, Василий II Темный, Иван III, Василий III, Иван IV Грозный, Федор. Прервалась в 1598 г. со смертью Федора. К роду Ивана Калиты принадлежали и другие видные русские князья, родственники правящей династии (Юрий Галицкий, Дмитрий Шемяка, Василий Андреевич Старицкий и др.). 160 Блюментрост Лаврентий Лаврентьевич (1692–1755) – придворный врач Петра I. Учился в Галле, Оксфорде и Лейдене, с 1714 г. лейб-медик царевны Натальи Алексеевны, с 1718 г. лейб-медик Петра I, заведующий императорской библиотекой и кунсткамерой. В 1725–1733 гг. первый президент Академии наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАЛЕНСКИЙ [Любич-Заленский, Шлюбич-Заленский, Слюбич-Заленский] Лев (ок. 1648, мест. Любич близ Луцка - 21.07(24.08).1708, Владимир-Волынский), униат. митр. Киевский и Галицкий. Род. в католич. семье волынского шляхтича. Под влиянием своего дяди, униат. Владимиро-Волынского еп. Венедикта Корчака-Глинского, З. в молодости принял решение вступить в униат. монашеский орден василиан . Новициат проходил в василианском мон-ре в Бытене, монашество принял в Супрасльском мон-ре. Дальнейшее обучение проходил в католич. ДС Вильно и Оломоуца, по окончании к-рых был рукоположен во пресвитера. В 1673-1676 гг. обучался в Греческой коллегии в Риме, где тяжело заболел и принял решение вернуться на родину. Поселился в василианском Жировицком мон-ре, вскоре став, по нек-рым сведениям, его архимандритом. 30 нояб. 1678 г. по просьбе еп. В. Корчака-Глинского польск. кор. Ян III Собеский утвердил З. в должности коадъютора Владимиро-Волынской и Брестской епархии. В том же году З. принял участие в Гродненском сейме, где в спорах с правосл. представителями проявил себя активным защитником униатства. Со смертью еп. В. Корчака-Глинского (нач. 1679) З. вступил в управление Владимиро-Волынской и Брестской епархией, получив статус прототрония (1-го по чести епископа после митрополита). Епископское рукоположение З., состоявшееся не позднее 12 авг. 1679 г., совершил униат. Киевский и Галицкий митр. Киприан Жоховский . После кончины митр. К. Жоховского (26 окт. 1693), не имевшего коадъютора с правом преемства, 11 нояб. 1693 г. папский нунций в Речи Посполитой Андреа Санта-Кроче назначил З. администратором униат. Киевской митрополии. 15 нояб. того же года польск. кор. Ян Собеский утвердил это назначение и даровал З. право на получение доходов от имений, принадлежащих митрополии. Также З. получил во временное управление Полоцкую епархию, главой к-рой был митр. К. Жоховский, одновременно за ним было сохранено и управление Владимиро-Волынской епархией. Зимой-весной 1694 г. З. на правах администратора совершил визитацию униат. епархий в Речи Посполитой, провел собрания духовенства в Полоцке, Новогрудке и Минске.

http://pravenc.ru/text/182535.html

Исследования Б. Л. Фонкича позволили выявить 2 группы материалов, которые свидетельствуют о связях К. с Россией ( Фонкич. 2004). К 1-й группе относятся «Дневник» К. (ркп. Lond. Brit. Lib. Addit. 8232), в котором содержатся его собственноручные записи за 1676-1689 гг., в частности о прибытии рус. послов в 1678 и 1682 гг. в К-поль. В этой же рукописи находится письмо Паисия Лигарида , адресованное К. и отправленное из Москвы 2 окт. 1663 г., в котором он сообщает о возможности благоприятного решения его дел в Москве. Вторая группа материалов - греч. документы РГАДА, а именно ряд грамот К-польских патриархов Иоанникия II Линдиоса , Паисия I и Дионисия III Вардалиса , а также синодальных решений, которые отправлялись из К-поля в Москву. Текст этих документов написан каллиграфическим почерком К. (о др. автографах К. см.: Фонкич. 1999; Он же. 2000). Исследование и оценка творчества К. затруднены тем, что мн. его рукописи и их копии подверглись целенаправленному уничтожению, а оставшиеся не были опубликованы, и рукописная традиция сочинений до сих пор не исследована. Как отмечает Г. Подскальски, большинство текстов касается таинства Евхаристии (см. предварительный список в: Podskalsky. Griechische Theologie. S. 240-241). К. является автором житий новомучеников XVII в.: Иорданна († 2 февр. 1650), Иоанна Рапта († 20 дек. 1652), Симеона Трапезундского († 14 авг. 1653), Иоанна Влаха († 12 мая 1662), Афанасия († 24 июля 1670), Николая Карпенисиота († 23 сент. 1672), Гавриила († 2 февр. 1676), Киприана († 5 июля 1679), Стаматия († 10 авг. 1680), Дамаскина († 13 нояб. 1681), Павла Русского († 3 апр. 1683) ( Σθας Κ. Νεοελληνικ φιλολογα: Βιογραφαι τν ν τος γρμμασι διαλαμψντων Ελλνων, π τς καταλσεως τς βυζαντινς ατοκρατορας μχρι τς λληνικς θνεγερσας (1453-1821). Αθναι, 1868. Σ. 374-376). Написанные К. жития греч. новомучеников впосл. были использованы прп. Никодимом Святогорцем при составлении «Нового Мартирология» ( Μπαλατσοκας Σ. Ι. Τ Νεομαρτυρολγιο το Ιωννου Καρυοφλλη. Θεσσαλονκη, 2003).

http://pravenc.ru/text/1681055.html

В союзе с господарем Валахии Константином Шербаном (1654-1658) Георге Штефан поддержал стремление их 3-го союзника, трансильванского господаря Дьёрдя II Ракоци, занять польск. престол. В ответ Порта сместила обоих господарей с престола. Крепость Тигина в Бендерах Крепость Тигина в Бендерах Начиная с 60-х гг. XVII в. в М. к. ожесточился османский сюзеренитет, назначаемые Портой господари стали марионетками представителей крупного боярства. Летом 1672 г. султан Мехмед IV совершил поход против Польши. В результате она потеряла крепость Каменец, а в 1673 г., во время битвы у Хотина, молдав. господарь Штефан Петричейку перешел на сторону поляков. В ответ в 1673-1685 гг. Порта стала назначать на престол М. к. греков из К-поля: Димитрия Кантакузина (Думитрашку Кантакузино) (1673-1675 с перерывом), Антона Росетти (Антоние Русета) (1675-1678), Георге (Георгия) Дуку (1678-1683). В военные действия с османами была втянута и Россия. После столкновений у Чигирина был заключен русско-тур. мирный договор (1681), в переговорах 1679 г. участвовал и молдавский господарь Георге Дука. Россия признала протекторат Порты над территорией между Днестром и Днепром, к-рую уступила ей Польша (1676). Султан назначил гетманом этих земель Георге Дуку, который стал именоваться «господарь земли Молдавской и земли Украинской» ( Eremia. 1994. P. 20-29). Однако поражение тур. войска под Веной в 1683 г. положило конец правлению Георге Дуки как на Украине, так и в М. к. Важным культурным событием, состоявшимся благодаря усилиям Георге Дуки и митр. свт. Досифея, было возобновление в 1679 г. в М. к. печатного дела. Типографское оборудование было привезено из России при содействии патриарха Московского Иоакима и Н. Г. Спафария, находившегося в Москве на дипломатической службе в Посольском приказе. В этой типографии св. Досифей издал на румын. языке Жития святых в 4 томах (1682-1686), в Уневском мон-ре - «Псалтирь в стихах» (1673) и «Служебник» (1678), имевшие значение для введения богослужения на румынском языке ( Fu tei.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010