Паисий I год и 9 дней.    Иоанникий II в 3 раз 1653—1655.    Кирилл III вторично 15 дней.    Паисий вторично 11 месяцев.    Парфений III 1656—1657.    Гавриил II 12 дней.    Парфений IV 1657—1660.    Дионисий III 1660—1665.    Парфений IV втор. 1665—1668.    Климент 1668—1669.    Мефодий III 1669—1671.    Парфений IV в 3 раз 1671—1672.    Дионисий IV 1672—1673.    Герасим II 1673—1675.    Парфений в 4 раз 1675—1676.    Дионисий IV вторично 1676—1679.    Афанасий IV 12—14 дней.    Иаков 1679—1682.    Дионисий IV в 3 раз 1682—1684.    Парфений IV в 5 раз 1684—1685.    Иаков вторично 1685—1686.    Дионисий IV в 4 раз два месяца.    Иаков в 3 раз 1686—1690.    Каллиник II 1690—1691.    Неофит IV 3 месяца.    Каллиник II втор, 1691—1693.    Дионисий IV в 5 раз 1693—1694.    Каллиник II в 3 раз 1694—1702.    Гавриил III 1702—1707.    Неофит V избран, но не утвержден.    Киприан 1708—1710.    Афанасий V 1710—1711.    Кирилл IV 1711—1713.    Киприан вторично 4 месяца.    Косма III 1713—1715.    Иеремиа III 1715—1726.    Калджнин III умерший от радости по избрании.    Паисий II 1726—1732.    Иеремия III вторично 1732—1733.    Серафим I 1733—1734. Неофит VI 1734—1740.    Паисий II во 2 раз 1740—1742.    Неофит VI во 2 раз 1742—1744.    Паисий II в 3 раз 1744—1748.    Кирилл V 1748—1751.    Паисий II в 4 раз 1751—1752,    Кирилл V в 2 раз 1752—1757.    Каллиник IV 1757.    Серафим II 1757—1760.    Иоанникий III 1760—1764.    Самуил I 1764—1768.    Мелетий II 1768—1769.    Феодосий II 1769—1773.    Самуил I вторично 1773—1774.    Софроний II 1774—1780.    Гавриил IV 1780—1784.    Прокопий 1784—1789.    Неофит VII 1789—1794.    Герасим III 1794—1797.    Григорий V 1797—1799.    Неофит вторично 1799—1801.    Каллиник V 1801—1806.    Григорий V вторично 1806—1808.    Каллиник V вторично 1808—1809.    Иеремия IV 1809—1813.    Кирилл VI 1813—1818.    Григорий V третично 1819—1821.    Евгений 1821—1822.    Анфим III 1822—1824.    Хрисанф 1824—1826.    Агафангсал 1826—1830.    Констанций I 1830—1834.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

литургика 1887–1888, 2152–2284 литургия см. евхаристия лютеранство 1900–1939 Малабарская Церковь (Индия) 2006–2008 мариология 1441–1444, 1877–1879 Маронитская Церковь (Ливан) 1997 медицина и религия 1712–1715 международная консультация православных богословских школ 585–588 межправославные и межцерковные отношения 8–1049 межцерковные организации, учреждения, конференции 578–584 мемуары см. воспоминания метафизика 3045–3051 методизм 1940 миротворчество 1675–1687 миряне 1025–1034, 1130, 1195 миссионерство 568–572, 755–787, 1131–1197, 1656–1672 мистика 414, 418, 471, 500, 1381, 1708, 1797, 1881, 3048, 3082 молитва 195, 197, 198, 299, 307, 360, 414, 1527, 1772, 1887, 2125–2134, 2144, 2181, 2183, 2190, 2191, 2196, 2275, 2326 молодежь 582, 634, 1055, 1057, 1593, 1809, 1932, 2048, 2856 монастыри 311, 337, 714, 799, 2150, 1335–1362, 2508, 2531, 2610, 2611, 2811, 2881, 2992 монашество 924, 1128–1129, 1188–1194, 2135–2151 и др. Московская духовная академия и семинария 904–923, 1359, 2316, 2551, 2759, 2838 музей 1084, 2565, 2566, 2691 музыка 224, 958, 2600 – 2608, 2858 см. также: пение насилие 1675–1687 наука и религия 1688–1724 нацизм 1573, 1801 национальное в Церкви и обществе 1641 немецкий язык 1861, 2161, 2164 новомученики российские 1222–1238, 1255–1261, 1310–1332 Новый Завет см. Библия нравственное богословие 2011–2052 нравственное воспитание 2670–2678 нравственность 2328–2339 см. также: этика обновленчество 866–874 обожение 1446 образование, воспитание и наука 1069–1121, 2089–2090, 2629–2744 Одесская духовная семинария 961, 1089 онтология 3045–3051 основное богословие см. апологетическое богословие палеография 2881–2891 память святых 2222–2224 пастырское богословие 2053–2090 Пасха 317, 331, 332, 1424, 1742, 2088, 2221, 2236, 2300, 2301, 2304, 2306, 2309, 2313, 2317, 2319, 2327, 2348–2355, 2516, 2999, 3018 пасхалия 2207–2216 патриаршество, патриархи 726–727, 730–734, 812–832 патрология 275–504, 2059–2061 педагогика 2662–2678 пение церковное 2574–2608 перевод 2962 см. также: Библия, патрология

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

66 Головин Федор Алексеевич (1650–1706), граф (с 1702) – сподвижник Петра I, глава внешне-политического ведомства (президент Посольских дел), генерал-адмирал (1699) и первый в России генерал-фельдмаршал (1700). Первый кавалер высшей государственной награды – ордена Святого Андрея Первозванного (10 марта 1699 года). Сибирский наместник с 1691 г. 67 Мазепа Иван Степанович (1639–1709) – гетман Запорожского Войска обеих сторон Днепра в 1687–1708. Второй в российской истории кавалер ордена Андрея Первозванного (после Головина; с 1700). Изменил Петру, перейдя в 1708 г. на сторону Карла XII. Среди старинных вкладов храма Гроба Господня русские паломники отмечали серебряную доску с изображением Снятия с Креста и чеканными ликами евангелистов по углам, которой покрывали камень Ангела при богослужении в Кувуклии, с надписью: «Иждивением ясновельможного Иоанна Мазепы, Российского гетмана». «Вот судьба Мазепы, подумал я, – записал в дневнике Порфирий (Успенский) , служивший на этой доске 14 мая 1844 г. – В России его проклинают, а здесь молятся о упокоении души его и прощении, и оставлении грехов его. Не знаю, что действительнее пред Богом: наше ли всенародное проклятие или здешние молитвы. Верно, ни то, ни другое» ( Порфирий (Успенский) , епископ. Книга бытия моего. Т. 2. СПб., 1896. С. 86). 68 Имеются в виду Георгий XI (1651–1709) – царь Грузии (Картли) (1676–1688, 1692–1695, 1703–1709), сын царя Картли Вахтанга V, из династии Багратионов, и его брат царь Леван (ок. 1660–1709). 69 Вахтанг VI (1675–1737) – царь Картли (1703–1711), сын царя Левана. Писатель и законодатель, инициатор летописного свода «Картлис Цховреба». С 1724 г. переселился в Россию. 70 Мелетий (1785–1867) – митрополит Петры Аравийской, выдающийся деятель Иерусалимской Церкви второй трети XIX в. Наместник Патриарха Иерусалимского с 1841 г. Владея русским языком, был долгие годы духовником русских поклонников в Святой Земле, у которых пользовался большим уважением и именовался не иначе как «Святой Петр», что является упрощенной и искаженной формой его греческого титула: «святой (у греков вместо преосвященнейший – Н.Л.) Петры . Упоминается в бумагах митрополита Московского Филарета как «святой Петры».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Наконец образ был обнаружен 2 слугами семей Венардисов и Николесасов и помещен в соборе свт. Афанасия Великого в Кими, но ночью икона покинула храм и оказалась на том месте, где в настоящее время в честь нее построена церковь. В этнографическом музее Кими хранятся облачения свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, проживавшего в этом городе в 1891-1893 гг. Епископы Каристские: Кириак (упом. в 457/8), Димитрий Вардан (упом. в 1204), Иоанн (упом. в 1593), Исаак (упом. в 1606, 1612), Евгений (?) (упом. в 1620), Макарий (упом. в 1635), Иоиль (1720), Иаков (1766-1769), Анания (до 1795), Неофит (1793-1817), Неофит (Адам или Адамис) (1817-1833; 1842-1852), Даниил (Контудис) (1833-1842, бывш. митр. Хиосский, впосл. епископ Кикладский). Епископы Скиросские: Ириней (упом. в 343), Михаил (VII в.), Савва (упом. в 895), аноним (упом. в 1012 и 1016), Иоаким (упом. в 1453), Макарий (упом. в 1497), Симеон (1515-1526), Гавриил (упом. в 1567 и 1569), Иосиф (упом. в 1576 и 1580), Неофит (1612), Мефодий (ранее 1634-1636), Макарий (с 1636), Гавриил (упом. в 1640, 1649), Феодосий (упом. в 1660), Иоасаф (упом. в 1673), Мефодий (не позднее 1675 - после 1684), Герман (1686), Каллиник (1700-1708), Гавриил (1708-?), Григорий (1721-1727, впосл. митр. Алеппский), Парфений (упом. в 1725), Даниил (упом. в 1734), Гавриил (упом. в 1740, 1741), Иеремия (1748-1758), Герман (упом. в 1759), Григорий (упом. в 1761), Серафим (упом. в 1764, 1769), Иоасаф (1771-1793), Каллиник (упом. в 1795), Григорий (1797-1837). Епископы Каристские и Скиросские: Неофит (Адамис) (1852), Макарий (Каллиархис) (1852-1896). Архиепископы Халкидские и Каристийские: Евгений (Депастас) (1896-1899). Епископы Халкидские и Каристийские: Евгений (Депастас) (1899-1902), Пантелеимон (Криезис) (1906-1907), Хрисанф (Проватас) (1907-1921). Митрополиты Каристийские и Скиросские: Пантелеимон (Фостинис) (1922-1943), Анания (Манос) (1944-1957), Хризостом (Зервас) (1957-1968); Серафим (Роррис) (с 1968 по наст. время). Ист.: Le Quien. OC. Т.

http://pravenc.ru/text/1681057.html

13 . ФЕОФАН Прокопович, Ректор и Богословия учитель, родной дядя и воспитатель Феофана, Архиепископа Новгородского, бывший Наместник Киево-братский, в 1675 году заступил по Сильвестру на Ректорское место и был до 1684. Но где и когда скончался, неизвестно. 14 . ИЕЗЕКИИЛЬ Филипович, в 1684 году Апреля 28 определён Лазарем Барановичем, Архиепископом Черниговским, блюстителем Митрополии Киевской и утверждён Универсалом Гетмана Ивана Самойловича. 15 . ФЕОДОСИЙ Гугуревич был в 1687 году. Скончался в 1689 году, Апреля 3. 16 . ПАХОМИЙ Подлузский был в 1691 году, но где и когда скончался, неизвестно. 17 . ИОАСАФ Кроковский в 1693 и 1694 годах был вместе Игуменом Пустыно-Николаевского и Киево-братского монастырей, а в 1697 году, Марта 26, избран в Архимандрита Киево-Печерской Лавры, потом, в 1707 году, Октября 19 – на Митрополию Киевскую. Хиротонисан в 1708 году, Августа 15. Скончался и погребён в Твери в 1718 году. Продолжение ректоров и префекты Продолжение РЕКТОРОВ ПРЕФЕКТЫ 18. ПРОКОПИЙ Колачинский был в 1700 и 1703 годах, но где и когда скончался, неизвестно. 1. СТЕФАН Яворский; был потом Киево-Николаевским Игуменом, и в 1700 году, в Апреле посвящён в Москве в Митрополита Рязанского (см. Рязанских Архиереев). 19. ГЕДЕОН Одорский был в 1703 и 1704 годах; потом произведён в Архимандрита Крупицкого Батуринского монастыря; но где и когда скончался, неизвестно. 2. ИНН0КЕНТИЙ Половский, около 1700 года, по 1705 год. 20. ИННОКЕНТИЙ Половский, пожалован Ректором в 1705 году из Префектов, и был в 1706 году. Более известий о нём не находится. 3. ХРИСТОФОР Чарнуцкий, около 1705 года; потом определён Ректором. 21. ХРИСТОФОР Чарнуцкий определён из Префектов; в 1709 году переведён в Пустынно-Николаевский монастырь Игуменом же. О прочем не известно. 4. ФЕОФАН Прокопович, с 1708 по 1711 годы, а в 1711 году определён Ректором той же Академии. 22. ФЕОФАН Прокопович, с 1715 года, а потом Епископ Псковский, наконец, Архиепископ Новгородский. 5. ИОАСАФ Томилович. 23. СИЛЬВЕСТР Пиковский, Вице-ректор и Богословия учитель, с 1716 по 1721 год, в котором и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

«Чудеса иже во святых отец наших великих чудотворцов, епископов Усть-Вымских и Великопермских Герасима и Питирима, Ионы» известны в ряде списков. Наиболее ранний датируется рубежом XVII-XVIII вв. и содержит описание чудес за 1609-1646 гг. (РГБ. Ф. 173.I. 202. Л. 292-301). Списки РНБ. Q.I.326; РГБ. Ф. 199. 114; F.I.778 включают помимо этого чудеса за 1675-1716 гг., а в списке ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 183 описаны также чудеса за 1817-1842 гг. Большая часть чудотворений датирована. Выделяется блок из 5 чудес, случившихся с неким стрельцом Михеем в 1675-1708 гг. в Даурии и затем в Усть-Выми. Освободившись из кит. плена в 1682 г. по молитве к Усть-вымским чудотворцам, Михей построил часовню и написал их образ. Записи чудотворений, происходивших в XVII - нач. XVIII в., были собраны воедино и, вероятно, лит. обработаны усть-вымским свящ. Евтихием, к-рый в нач. XVIII в. (до 1717) просил секретаря Вологодского архиерейского дома прислать сведения «о начале и о бытности на Усть-Выми епископии Стефана, епископа Пермскаго, и по нем иных епископов по ряду и чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы, в которые годы они епископствовали, и откуда родом, и которые епископ и чудотворец сколко годов в епископии пребывал, и каковы чудотворцев кончины были, и что из чудес, и который епископ где почивает» (цит. по: Филарет (Гумилевский). С. 134). Установление общероссийского почитания Пермских святителей Г., Питирима и Ионы произошло в 1607 г., когда по распоряжению царя Василия Иоанновича Шуйского и патриарха сщмч. Ермогена Вологодский и Великопермский еп. Иоасаф написал икону Пермских святителей, на к-рой они были изображены в рост, икона находилась над их гробницей. По-видимому, вскоре после создания образа была начата запись чудес и установлен день их общей памяти. В Усть-Выми существовал храм во имя трех Пермских святителей, упраздненный к сер. XIX в. (Там же; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 5. С. 218). В 1649-1653 гг. в вологодском архиерейском доме был построен храм во имя святых Г., Питирима и Ионы, в 1650 г.

http://pravenc.ru/text/164553.html

Иосиф , 1655–63, сент., дек., 1 июня (sic) 1667. Паисий , 1665. Два? Дионисий , 1668, 1676–81. Алексий , 1683–90. Сергий , 1693–1704. Феофил , 1704 и 5. Евфимий 1720–28. Епифаний Адамантский ( Адамыцкий ) 1733–37 авг. Павел , 1738–40, 15 июля. ?? ( Герман , 6 мая 1739). Иоасаф , 1741–45. Алексий , 1745–51. Феофил Игнатович , 1751–54, перев. в Казанский Преображенский. Иоанникий в 1754 перев. из Казанского Преображенского; по 1757. Патрикий Аристовский (из Казанского Предтечева?) 1757–63. Леонид , с 1763; † 1765. Игумены Исидор , 1766–69, перев. в Раифский. Порфирий , 1769–71, перев. в Симбирский Покровский. Асигкрит перев. из Чебоксарского Троицкого, 1771–74, 16 июня убит Пугачёвым. Ювеналий Смирнов , 1774 и 75, перев. в Кизический. Товия , 1775 и 76, уволен, за болезнью. Иоаким , в 1777–80. Иеразм … Серапион … Иероним … 69 Архимандриты Иосиф , 1798–1800. Серапион † 1801. Гавриил † 1801. [Против последних двух архим-тов помечено: «Ист. Иер.» (?)] Анатолий Связев , 1802–5, перев. в Лужецкий. Амвросий Сретенский в 1805 перевив Раифского; до 1828. Пётр , 1828 и 29. Гавриил , 1829–1853. Вениамин , 1854–62. Иннокентий [иеромонах, канд.] 1863–1865. Иона † 7 авг. 1867. Ювеналий Знаменский (бывший архим. Рязанского Спасского) перев. 1868 из какого-то Волынского епархиального монастыря. 4 Троицкий, в Чебоксарах, основан в 1566 г. Ныне третьеклассный. [VI, 653.] Игумены Геласий убит 1610. Иннокентий , 1616. Кирилл , 1620–25. Иосиф определён 7 дек. 1643. Упом. 1646. Филарет , 1649–52. Иосиф , 1658–60. Варлаам , строитель, в дек. 1662. Макарий , 1666–70. Иларион , 1675–96, архим. 1703 и 4. Архим. Гедеон в февр. 1708. – Иоасаф .... (предшественник). – Сергий , 1737. – Антоний , 1763 и 64; † 1765. – Хрисанф , 1766–68, перев. в Кизический. Игум. Исаия 1768 перев. из Кизического, и в 1769. – Асигкрит , 1769–71, перев. в Зилантов. – Исидор 1771 перев. из Раифского; до 1780. Архим. Антоний , 1802–22. – Нафанаил , 1822–27. – Амвросий , 1827–30. – Самуил , 1830–53. (В 1854–56 вакансия.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1390 Универсал Мазепы пану Максиму от 5 июня 1690 г. (А.М. Макси­мович. Собр. соч. т. I, 804). Гетман свидетельствует к Максиму и его сыновьям «ласкавую нашу прихильность», «для частой нам в войсковых потребах выгоды дознанной». О сохранившихся универса­лах Мазепы сыновьям Максима см. А. М. Максимович, I, 804, прим. 2. 1391 Из братьев Григорий был священником (см. Архив Юго-Запад. России, ч. I, т. V, LXVII, стр. 243), прочие на военной службе при Ма­зепе (о них – А. М. Максимович, I, 805–807. См. Д. В. Бантыш-Ка­менский. Источники малороссийской истории. Ч.II, стр. 51, – в Чтениях в Общ, Истории и Древн. Росс., 1859, кн. I). Близкие отношение с Мазе­пой заставили некоторых Максимовичей вместе с Мазепой изменить Петру Великому, по позднее они принесли повинную (А.М. Максимович, I, 805–807./7. Ефименко. Ссыльные малороссияне в Архангельской губернии (1708–1802), Киевская Старина 1882 г., т. Ш, стр. 397). 1392 О киевской академии того времени см. 77. П. Петров. Киевская ака­демия во второй половине XVII века. Киев 1895 (также в Трудах Киев. Дух. Академии 1895, т. II). По одному из писем 73) чернигов­ского архиеп. Лазаря Барановича (1657–1692; † 1693) известно, что в сентябре 1669 г. Лазарь посылал в Киево-Могилянский монастырь двух своих диаконов, Иоанна и Лаврентия, вероятно, для обучения в Киево-Могилянской коллегии. Н. И. Петров предполагает (стр. 34, а на стр. 42 категорически утверждает), что посланные были – Иоанн Максимович и Лаврентий Крещанович. Но диакон Иоанн, явившийся в 1669 г. в Киев из Чернигова, не мог быть Иоанном Максимовичем , так как последний принял монашество и сан уже после обучения и даже пре­подавательской службы в академии, и это произошло ближе к 1675 году. 1393 Пред ним проповедником был Варлаам Ясинский (Н. И. Петров, цит. соч. стр. 37). Впоследствии Варлаам занимал киевскую митрополию (1690–1707). 1394 Напечатаны в сборнике Зерцало от Писания Божественного, Чер­нигов, 1705. Сборник издан был префектом черниговского колле­гиума иеромонахом Антонием Стаховским (впоследствии с 1713 г. архиепископ черниговский, с 1721 года – митрополит тобольский: о нем Филарет, цит. соч. стр. 239–241; С. Рункевич, указ. соч. стр. 48–54 в Страннике, 1906, ч. 1). Прочие проповеди, по выражению Антония, оставались «под спудом». Есть ли надежда найти их, сказать трудно; но, кажется, их следовало бы искать в архивах Киево-Печерской лавры, черниговской архиепископии и, может быть, в фамильных бумагах рода Максимовичей. Что Максимовичи интересовались своим родовым прошлым, это видно как из работ М. А. Максимовича (см. его ст. «Бубновская сотня»), так и из того, что другой предста­витель рода, И. А. Максимович, принял на себя труд переиздать, па современном русском языке, одно из сочинений святителя Иоанна Плиотропион. – Выдержки из проповедей св. Иоанна, в переложении на современный язык, см. в Житии его, изд. Моск. Синод. Типографией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 12–14(25–27)10.1990 упразднено наименование «Украинский экзархат» и дарованы права широкой автономии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Предстоятель с титулом «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины» избирается Собором украинского епископата. Именовалась: в 1415– 1419 гг. – Митрополия Киевская и Литовская; с 1458 г. – Митрополия Киевская и всея России; в 1481 (1474) – 1620 гг. – Киевская, Галицкая и всея России 1897 ; в 1620–1667 (?) гг. – Киевская, Галицкая и всея Малыя России; 02 .04.1767–1918 гг. – Киевская и Галицкая (епархия – митрополия); с 1918 г. – Киевская и Галицкая, Украинский Экзархат Московской Патриархата; с 12–14(25–27)10.1990 – Киевская и всея Украины. Викарные кафедры: Переяслав-Хмельницкая, Викариатство Киевской епархии, Уманская, Каневская, Черкасская, Белоцерковская, Богуславская, Звенигородская, Свирская, Таращанская, Вышгородская, Васильковская, Бориспольская. В Новогрудке 1316 В Киеве (1352 14.07.1354 В Новогрудке 1356 Роман, кн. Тверской Герман (1371) 11.06.1376 В Киеве 11.06.1375 Св. Киприан Сербианин Цамблак 03.1390 Св. Киприан Сербианин Цамблак, паки В Новогрудке 15.11.1415 14.10.1419 В Смоленске 1433 26.07.1435 07.1442 28.10.1452 В Вильно 21.07.1458 15.09.1475 07.06.1494 Иона Глезна 01.05.1497 30.05.1498 10.05.1500 10.05.1500 Иосиф II Болгаринович 03.1509 03.1509 Иосиф III Солтан Иосиф IV Русин 01.03.1534 09.04.1535 В Киеве (с 1538 г.) 09.04.1535 Сильвестр Белькевич 09.1576 23.09.1577 27.02.1583 27.02.1583 Онисифор Петрович-Девочка или Девочий, Девоча 27.07.1588 09.10.1596 10.07.1607 01.1608 В Киеве 09.10.1620 02.03.1631 20.07.1631 28.04.1633 31.12.1646. 25.02.1647 18.01.1649 18.01.1649 13.04.1657 Сильвестр II Коссов 12.1657 12.1657 28.02.1658 28.02.1658 10.05.1663 10.1659 05.05.1661 (05.05.1661 16.11.1663 04.03.1664 26.07.1675 Иосиф V Нелюбович-Тукальский 11.1685 08.11.1685 05.04.1690 31.08.1690 22.08.1707 15.08.1708 01.07.1718 01.07.1718 14.05.1722

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1620-х гг. оба храма, трапезную и кельи сменили новые, которые в 1636 г. сгорели при пожаре. В 1638 г. монастырь перенесли на другое место и построили в нем трапезную с храмом Успения Пресвятой Богородицы и кельями. В том же году, узнав о нападении польского войска на Мгарский монастырь (основан владыкой Исаией в 1619-1624 гг.), густынские иноки оставили свою обитель, и ушли в Московию. В 1639 г. монастырь был возрожден и окружен защитным рвом, тогда же обитель посетил митрополит Киевский свт. Петр Могила. Ее жертвователем в это время выступил правитель Молдовы Василий. В 1641-1644 гг. здесь вновь был выстроен храм Св. Троицы. В разные дни 1654 г. обитель посетили патриархи: Константинопольский – свт. Афанасий Пателарий, и Антиохийский – Макарий с сыном архидиаконом Павлом Алеппским (последний отметил в дорожных записях, что увиденный им здесь иконостас храма Св. Троицы многократно превосходил великолепием бывшие в то время иконостасы Киево-Софийского собора и Успенского собора Киево-Печерской Лавры). В 1671 г. часть обители вновь уничтожил пожар, после чего здесь начали каменное строительство: в 1674 г. заложен храм Св. Троицы, в 1675 г. его освящение совершил Черниговский архиеп. Лазарь Баранович, который во время торжества рукоположил во иеромонаха будущего свт. Димитрия Ростовского (Туптало, †1709) ; на рубеже XVII-XVIII вв. построены трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы, ограда, башня св. ворот с надвратным храмом свт. Николая Мирликийского, храм свв. апп. Петра и Павла, корпус настоятеля с северными воротами и домовым храмом св. вмц. Варвары (последние 3 сооружения включены в ограду); обитель стала образцовым архитектурным ансамблем в стиле украинского бароко. В XVII-XVIII вв. в обители составлены «Густынская летопись» и «Летопись Густынского монастыря», которые признаны важными источниками отечественной истории. В 1697 г. прилуцкий полковник Дмитрий Горленко перенес в крипту храма Св. Троицы прах своего отца – прилуцкого полковника Лазаря Горленко (убит в Крымском походе 1687 г. казаками, поднявшими бунт при известии о смене гетмана), и украсил наместную храмовую икону Божией Матери серебряной позлащенной ризой; на его же средства построены монастырские стены и храмы свт. Николая и свв. апп. Петра и Павла (1693-1708); обитель посещал его внук Иоаким – будущий свт. Иоасаф Белгородский (†1754) , отец которого, Андрей, был женат на дочери гетмана Даниила Апостола Марии.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010