«Небо и земля прейдет, словеса же Моя не имут преити» – Лк. 21:33 . ...якоже солнце не умаляется своего кола и не изменяется своея теплоты и светлости, ни истощается излиянием луч... – Основу сравнения, возможно, составил текст из Псалтири; ср.: Пс. 18:6 – 7 . ...якоже благополучный дождь, сходяи от небесе, не обратится, Дóндеже напоит землю и плод благ сотворит... – В основе сравнения – парафраза библейского стиха; ср.: Ис. 55:10 . ...и изведите от печали душу мою... – Ср.: Пс. 142:11 . ...да и вы в лучшее воскресение, о нем же Павел проповеда, обрящете милость и жизнь вечную от Господа Бога и Спаса душ наших. – Ср.: Рим. 2:7 . а Перед началом текста нарисован четвероконечный крест. На обороте челобитной собственноручная подпись патриарха Никона (л. 12 об.) Смиреный Никон, милостию Божиею патриарх,//(л. 13 об.) свидетельствую сия страхом Божиим. Часть подписи на обороте второго листа попала в срез: буквы частично обрезаны. 14. «Роспись» о снабжении Ферапонтовым монастырем патриарха Никона и находящихся с ним людей продуктами и вещами с 22 декабря 1666 г. до апреля 1673 г. (апрель – до 17 июня) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч.З, л. 107 – 109, 110а, 111. Столбец из пяти сставов. Писцовая скоропись XVII в. Филигрань «Голова шута» типа: Дианова 1997, (1664, 1665). Выписки сделаны в период с 17 июня до 18 июля, что подтверждается следующими сведениями из других документов. В ответ на жалобы патриарха Никона о плохом снабжении его Ферапонтовым монастырем 8 апреля 1673 г. игумен Афанасий, казначей и житничий старец Иов представили находящемуся в Ферапонтовом монастыре стряпчему К. А. Лопухину подробные выписки из казенных и записных книг о монастырских расходах на содержание патриарха Никона , приставов и стрельцов с 22 декабря 1666 г. по начало апреля 1673 г. 16 числа стряпчий К. А. Лопухин представил документы царю – Николаевский, 57 – 58. 22 апреля содержание выписок стало известно Никону, он заявил, что они ложны. В монастырской трапезе при игумене Афанасии, келаре Пафнутии и всей братии Никон обвинил игумена, казначеев, житников, чашников и подкеларников, которые были в монастыре со дня приезда туда патриарха, в приписках и подлогах и потребовал, чтобы пристав С. Шайсупов разобрался с эти делом. На следующий день Никон прислал к С. Шайсупову своего служку Игнашку Никифорова, который от имени Никона заявил, что расходы на содержание патриарха в представленных игуменом Афанасием стряпчему К.А. Лопухину документах завышены в несколько раз, и потребовал, чтобы у монастырских властей были изъяты книги, в которых велся учет расходам. Через два дня, 25 апреля, Никон встретился с приставом С. Шайсуповым и вновь потребовал проверить достоверность сделанных игуменом Афанасием расчетов. 28 апреля по распоряжению С. Шайсупова в приказной избе ему были представлены отчеты о снабжении Никона – РГАДА, ф. 27, on. 1, д. 140а, ч.2, л. 36 – 41.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игум. Макарий , 1860–62. Архим. Вонифатий , 1863–64. (См. Небин мнтрь). Игум. Макарий , 1864–66; архим. 69. 7 Святогорский (на Синичьих горах) Успенский, от города Опочки в 40 верстах, основан в 1569 г. Ныне третьеклассный. [VI, 65.] Игумены Исаия , 1633. Геннадий , 1683. Мисаил , 1687–91. Корнилий , 1692 и 93. Иоаким , 1696 и 97. Иосиф Сеевич , 1719–22. Вениамин , 1762–70. Моисей , 1772. Иона , 1821. Архим. Геннадий , 1838–49. Игум. Анатолий , 1850–51. Строит. Гавриил , 1857–9; игум. 1860–69. 8 Невин Троицкий, в Торопце, основан в 1592 г. монахом Сергием. Ныне третьеклассный. [V, 137.] Строители Сергий , 1625–52. Герасим , 1660–69. Архимандриты Варлаам , 1670–83, строитель 1670–1673, архим. с 1673. Герман , 1686–1709. Дионисий , 1711; † 1726. Паисий , 1727, бывший игум. Ниловой пустыни; до 1728 (?). После в Селижарове. Иоаким Лызлов , 1728; † в 1730. Авраамий определён 24 мар. 1730–1755. [В 1735 под судом в С.-Петербурге (sic).] Константин Соколовский , 1764–73, перев. в Смоленский Троицкий. Игумены Анатолий Пашинский , 1773–80. Исаия 1796 перев. из Спасо-Мирожского. Паисий 1811 перев. из Крыпецкого. Амвросий , 1838–40. Анатолий , с 1840. Георгий , 1842–49. Варлаам , 1850–51. Кесарий , 1852. (В 1853 вакансия). Варлаам , 1854. Гервасий , строит. 1857 и 8. Макарий , игум., 1859. Феодосий , игум., 1860–62. Вонифатий , архим., 1864–69. 9 Никандрова Благовещенская пустынь, от Порхова в 25 верстах, основана св. Никандром в XVI веке. Ныне 3-го класса. [V, 181.] Игумены Св. Никандр и 24 сент. 1581. Исаия , в дек. 1597. Герман (строитель) 1620–24. Сергий , 1645. Серапион (строитель) 1649. Исаия , 1662 и 63. Иларион , 1673–79. Варлаам (строитель) 1684. Евфимий , в февр. 1690. Антоний , 1693 и 94. Евфимий (строитель) 1695 и 96. Симеон , 1712. Пахомий , 1718. Илия , 1722. Герман , 1733–38. Феодосий , 1762–65. Сосипатр , строитель, 1785; † 1794. Архимандриты Геннадий , строитель, с 1794, архим. в 1799–1805 († ...?). Самуил , 1805–10, 16 февр. перев. в Тихвин. Аркадий перев. из Коневца, 1810–16.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XII в.), Михаил (или Максим; между 1126 и 1132), Евстафий (1134-?), Иоанн IV Комнин (1143-1156/57), Константин I (ок. 1160 - после 1170), Адриан I (ок. 1180-1183), Иоанн V Каматир (после 1183-1215), Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236), Иоанникий (ок. 1238), Сергий (ок. 1241), свт. Константин II Кавасила (1250 - после 1262/63), Иаков Проархий (60-70-е гг. XIII в.), Адриан II (ок. 1285; см. Адриан , архиеп. Охридский), Геннадий (кон. XIII в.), Макарий (ок. 1295 и 1299), Григорий (II) (1299-1312/14 - ?), Савва (ок. 1321), Никодим (ок. 1322), Анфим Метохит (ок. 1341 - не позже 1347), Николай II (не позже 1346-1365), Григорий (III) (60-70-е гг. XIV в.), Арсений († 1400/01), Матфей (ок. 1408), Ди... (имя недописано; 1-я пол. XV в.), Николай III (ок. 1450-1453), Дорофей (до 1466), Марк (Ксилокаравис; 1467 - ?), Максим (1477-1481), Захария (ок. 1510), Прохор (1523-1550), Симеон (1550), Неофит (1551), Григорий (IV) (?), Никанор (1555-1557), Акакий (1557-1564), Паисий (1565), Софроний (1567-1572), Макарий (ок. 1574), Гавриил I (1585-1588, 1593), Феодул II (1588), Иоаким (1590-1593), Афанасий I Ризеа (между 1593 и 1596, 1615, с перерывами), Варлаам (1597-1598), Нектарий I Грек (до 1613), Митрофан (1614), Нектарий (ок. 1616-1623), Порфирий Палеолог (1623-1624), Георгий (1627), Иоасаф I (1628), Авраамий (1629-1634), Симеон II (1633?), Мелетий I (после 1631 - не ранее 1645), Харитон (ок. 1644-1646 и 1651), Даниил (1651), Дионисий I (1652-1656), Арсений I (1656-1657, 1657-1658, 1659), Афанасий II (ок. 1658-1660), Игнатий I (1658-1659, 1659-1662), Зосима I (1662-1669), Григорий (V) (1669-1670), Панарет (1671), Нектарий II (1671-1673), Игнатий II (1673), Григорий V (1673 - ?, 1683-1688), Феофан (ок. 1676), Мелетий II (1676-1679), Парфений (1679-1683), Герман (1688-1691, 1702-1703), Григорий (VI) (1691-1693), Игнатий III (1693-1695, 1703-1706), Зосима II (1695-1699, 1707-1708, 1708-1709), Рафаил (1699-1702), Дионисий II (1703-1706, 1709-1714), Мефодий I (1708), Филофей (1714-1718), Иоасаф II (1719-1745), Иосиф (1746-1751), Дионисий III (1752-1757), Мефодий II (1757-1758), Герман II (1758-1759), Кирилл (1759-1762), Иеремия (1762-1763), Арсений II (1763-1767).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Вероятно, с Собором 1660 г. связана работа Е. над переводом «Алфавитной Синтагмы» Матфея Властаря (ГИМ. Син. 155, 231, 228; последний список поправлен Евфимием Чудовским в 1-й пол. 90-х гг. XVII в.). По благословению патриарха Никона дважды (в нач. 50-х гг. и в 1675) Е. переводил с греческого свод церковных и гражданских законов Константина Арменопула «Епитоми» (Там же. 129, 1677 г.), 1-й перевод исчез во время эпидемии чумы в Москве в 1653-1654 гг. Сочинение содержит изложение идеи симфонии светской и духовной властей, интересовавшей Никона. Е., по-видимому, неоднократно участвовал в собеседованиях на богословские темы. В 1671 г. в некоем «доме беседы» состоялся диспут между Е., Симеоном Полоцким , Паисием Лигаридом с одной стороны и Николаем Спафарием - с другой. Целью диспута было испытать ученость и искусство в споре недавно прибывшего в Москву Спафария (приехал 3 июня 1671). Оппоненты задавали новоприбывшему греку вопросы о Св. Троице, о чинах Небесных Сил, о том, каким образом ангелы, «безплотни суще», разговаривают между собой. Не готовый к рассуждениям на богословские темы, Спафарий не всегда мог дать ответ. Спором между Е. и Симеоном Полоцким началась продолжавшаяся в Русской Церкви до кон. XVII в. полемика о времени преложения Св. Даров (см. о ней в ст. Евхаристия ). Диспут между Е. и Симеоном имел место в Патриаршество Питирима (7 июля 1672 - 19 апр. 1673) в Патриаршей Крестовой палате. Е. отстаивал правосл. т. зр., его оппонент - католическую (о споре сообщается в кн. «Остен»; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 428). В 1673 г. по поручению царя Е. возглавил работу по созданию нового перевода Библии. Вместе с Е. над переводом трудились Евфимий Чудовский, бывш. игум. путивльского Молченского мон-ря Сергий, справщик свящ. Никифор, иеродиак. Моисей, чудовский мон. Екклесиарх, М. Родостамов, Ф. Герасимов. Надзор за работой, осуществлявшейся на Крутицком подворье в Москве, и обеспечение необходимых условий царь поручил Павлу , митр. Сарскому и Подонскому, в 1673-1674 гг.

http://pravenc.ru/text/190087.html

Серебренников И.И. Памятники старинного деревянного зодчества в Иркутской губернии.  Иркутск, 1915. " За две версты до Илимска, в так называемой «Слободе», Владыка осмотрел другой древний храм — во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и св. Николая. Здание, построенное из здорового лиственничного леса, просмолело, сделалось черным и, кажется, простоит еще не один десяток лет. Здесь обращают внимание всякого посе­тителя два больших деревянных креста внутри храма пред алтарем; один из них, передают старожилы, сделан из де­рева на корне, по желанию строителя храма воеводы Анд­рея Змеева; крест — вышиной до потолка, действительно имеет свое основание под полом храма, — возможно, что предание передается правильно. Воевода же, строивший храм, видимо, был командирован Царем для устройства дел государственных в крае. На карнизе, под главою храма, сохранилась длинная доска с малоразборчивой надписью. Чрез увеличительное стекло можно прочесть: «лета 7181 (сла­вянским шрифтом) построена сия церковь при Царе Алек­сие Михайловиче, всея белыя и малыя России». По записям церковным храм значится построенным в 1696 году (вероят­нее в 1673). Лики Спасителя и Божией Матери на иконах в иконостасе очень отличаются от современной живописи и по письму, и по размеру, особенно по размеру (весьма крупные). Вместо подсвечников пред иконоста­сом висят какие-то древние светильни; в них вставляются восковые свечи. Храм этот стоит при повороте почтового тракта с Илима на Лену. Увенчанный двумя изящными гла­вами, искусно покрытыми драньем, он невольно обращает на себя внимание путника и красноречиво говорит ему о вере и глубокой религиозности наших предков — завоева­телей Сибири " . Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г. Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.) Точная дата строительства церкви не установлена. Клировые ведомости относят ее основание к 1696 году, но на карнизе имелась малоразборчивая надпись, свидетельствующая о построении церкви в 1673 г.: " лета 7181 (1673) построена сия церковь " .

http://sobory.ru/article/?object=38611

Что св. мощи Преподобного Арсения перенесены были в Новгород в 1673 или в 1764 г., тому сильным, по-видимому, доказательством служат: 1) грамота шведского короля; 2) состоявшаяся вследствие ее 18 Декабря 1673 года, грамота царя Алексея Михайловича, которой новгородскому воеводе князю Пронскому повелевалось: «и как к вам ся наша грамота приидет, и вы бы для прииманья тех святых мощей (Арсения Преподобнаго) и для отдачи листа 93 и королевской грамоты послали к Ругодину генералу из отставных дворян кого пригоже, доброго и разумного человека, а с ним подьячего, да десять человек стрельцов»· и 3) грамота патриарха Питирима, от 14 декабря 1673 года, деревяницкому игумену Иоасафу о поднятии из недр земли и торжественном перенесении в Новгород святых мощей Коневецкого Чудотворца Арсения. Но были ли на самом деле перенесены из Новгорода в Коневскую обитель обратно, по вторичном возвращении братства из Деревяницкого монастыря? Ответа на эти вопросы должно искать в Архиве Новгородской Духовной Консистории и, преимущественно Деревяницкого монастыря. По причине двукратного опустения Коневской обители от нашествия неприязненных шведов, братство ее соединено было с иноками Деревяницкого монастыря и составляло одно духовное семейство. Поэтому древняя история Коневской обители тесно соединена с историей Деревяницкого монастыря. И если были какие-либо исторические записки и повествования о разорении, опустении и возобновлении обители, тο они или остались в Деревяницком монастыре, или же истреблены бывшим в обители пожаром в царствование императрицы Елисаветы Петровны. Общий взгляд на Коневскую обитель от основания ее по 1710 год  Основанный преподобным Арсением в конце ΧΙV столетия, именно в 1393 году, в княжение Великого Князя Московского Василия Димитриевича, сына Донского, при святительстве Новгородского архиепископа Uoahha II -го и по его благословению, Коневский монастырь до самой кончины своего основателя 12 июня 1444 года в продолжение с лишком 50-ти лет, был самостоятельной обителью в полном распоряжении своего основателя и его преемником, завися только в иерархическом отношении от новгородских святителей, так как по своему гражданскому управлению принадлежал к Новгородской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Основной источник поступления книг, сформировавших келейную библиотеку патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре, – дар царя Алексея Михайловича. В челобитных Никона царю 1673 – 1674 гг., когда для опального патриарха началось строительство домовой церкви Богоявления, содержится перечень необходимых для богослужения и чтения книг. Летом 1673 г. Никон просил царя: «Милостивый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй меня, богомолца своего, пришли ко мне святые церковные книги: святое Евангелие напрестольное и воскресное толковое, и Беседы евангельские, Апостол, и Беседы апостольские и Диянию, Библию, Псалтырь с следованием, две Псалтыри налойных, Октаи, Триоди, дванадесять Миней, Торжественник цветной и посной, Требник наше управление, Служебник, Прологи, Григория Богослова нашево переводу, ризы священнические со всем, кандило и святые сосуды с покрывалы, крест благословящей» л. 120). В январе 1674 г. патриарх Никон повторил просьбу и пожелал, чтобы ему прислали книги из Воскресенского монастыря, из его келейной библиотеки: «...пожалуй меня, богомольца своего, вели, государь, из Воскресенского монастыря келейные мои книги, церковные и четьи, и всякую мою келейную рухлядь, и часы прислать ко мне, богомольцу твоему, в Ферапонтов монастырь, чтоб мне, богомольцу твоему, от великия бедности и скуки теми священными книгами угешитися» л. 124). Когда просьба Никона о книгах была царем удовлетворена, он написал Алексею Михайловичу: «Да ты же, великий государь, прислал святых книг: два святых Евангелии и прочих двадесять з девятию печатных новых. И тем ты, великий государь, своим жалованьем открыл нам, седящим во тьме неведения, свет богоразумия» л. 157). Судя по замечаниям патриарха Никона в его челобитных царю о книгах – «печатные новые» л. 157), «наше управление» и «нашево переводу» л. 120), ему были присланы книги, изданные с начала его патриаршества, т. е. после 1652 г., а не просто в хорошем физическом состоянии. Если сравнить перечень требуемых Никоном в 1673 г. книг (по количеству их 40 шт.) с описью 1676 г., то становится очевидным, что значительную часть его келейного собрания составили книги, присланные царем 1260 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 121 ...сотвори устав моему житию, чем мне питатца впредь, чтоб мне со всякой скудости гладною смертию не умереть. – Весной 1673 г. царь распорядился сообщить Никону о том, что для расследования его жалоб о плохом снабжении продуктами в Москву из Ферапонтова, Кириллова и других монастырей будут доставлены монастырские расходные книги продовольственных запасов, выделенных на содержание Никона при приставах Степане Наумове и Самойле Шайсупове – РГАДА, ф. 27, д. 140а, ч. 2, л. 6 – 11 (из доклада царю). … и он сказывал служкам.. – Служка – монастырский слуга; прислужник при высоком церковном или архиерейском чине. ...уне есть слово благо, неже есть даяния много. – Ср.; Пр. 22:1. Л. 121 – 122 И в нынешнем, великий государь, во 181 (1673)-м году посылал я к приставу... и нигде не объявливалось. – Сведения патриарха Никона о бунте стрельцов в Ферапонтовом монастыре сообщал царю в своем донесении царю пристав С. Шайсупов в начале марта 1673 г. Согласно этому документу, 26 февраля Самойло намеревался послать в Москву с письмом Никона «о твоем, великого государя, деле» келейного дьякона Мардария и для его охраны московского стрельца Мишку Аникиева, но этому воспротивились стрельцы во главе с десятником Родькой Лукьяновым. В третьем часу ночи они пришли на постоялый двор к С. Шайсупову, наутро следующего дня в приказную избу, «безчестили и кляли и черного дьякона Мардария, и стрельца Мишку отпустить не хотели». 4 марта во время болезни С. Шайсупова, пока он не мог ездить в приказную избу, стрельцы Родька Лукьянов, Прошка Панкратов, Софронко Андреев, Гордюшка Григорьев бежали из монастыря. Как позднее стало известно, стрелец Софронко оказался сторонником Степана Разина, а Гордюшка Григорьев был отпущен стрельцами из-под караула, где он содержался по обвинению в изнасиловании монастырского слуги Фомки («изсилничал... содомским блудом»). Это донесение С. Шайсупова получено в Москве 14 марта – РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 2, л. 1 – 2. Письма Никона царю с этой посылкой среди архивных документов нет, сохранился только лист, в который письмо Никона было завернуто – РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 2, л. 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Время письма определяется по упомянутой в тексте дате: оно составлено до августа 1673 г., поскольку среди имен царских детей не названа царевна и княжна Наталья Алексеевна, которая родилась в августе 1673 г. (л. 118а) а Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, великой государыне царице и великой княгине Наталие царевичю и великому князю Феодору Алексеевичю, государю царевичю и великому князю Иоанну Алексеевич ю, государю царевичю и великому князю Петру Алексеевичю, государыне царевне и великой княжне Ирине Михайловне, государыне царевне и великой княжне Анне Михайловне, государыне царевне и великой княжне Татияне Михайловне, государыне царевне и великой княжне Евдокее Алексеевне, государыне царевне и великой княжне Марфе Алексеевне, государыне царвене и великой княжне Софие Алексеевне, государыне царевне и великой княжне Екатерине Алексеевне, государыне царевне и великой княжне Марие Алексеевне, государыне царевне и великой княжне Феодосие благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа. Аминь. Богомолец ваш, смиренный Никон патриарх , о вашем, государеве, душевном спасении и о телесном здравии Бога молю и должное покланяние воздаю. В нынешнем, государи, во 181 (1673)-м году в 17-й день прислали вы, великии государи, в Ферапонтов монастырь стряпчего своего Козьму о моем бедном житии спросить. И я, богомолец ваше, милостию Божиею и вашим, государевым, жалованьем жив есмь. Да ты же, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожаловал меня, богомолца своего, своим, государевым, жалованьем – имянинным пирогом: от мног лет таковые твоей благодати презорства ради моего не бывало. Да ты же, государь, пожаловал двести рублев денег. Государыня царица и великая княгиня Наталия Кириловна пожаловала дватцать пять полотен да дватцать полотенец. Государь царевичь и великий князь Петре Алексеевич пожаловал на шубу мех соболей. И я за вашу государскую премногую милость сугубо и трегубо должен Бога молить. Ныне воистинну познах, яко Господь глас плача моего; услыша Господь моление мое; Господь молитву мою и 119) сердца ваши, государевы, к по Писанию, якоже устремлени есть в одно есть, тако и царевы в руце Божии: аможе аще восхощет обратити, тамо И паки той же рече: и истинна – сохранение царю, и престол ево во свидетелство и помале; правды, милостыня, собрание ея – мир, здравие и долгоденствие И паки: нищему взаим дает Богу; и подаянию его сторично воздасться ему и животе И самая истинна, Христос Бог наш, глаголет: милостиви, яко тин помиловани

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После Иоасафа был Иосиф с 1640 по 1652 г., также не имевшего титула «великого государя». При нем было издано уложение 1649 г., значительно уменьшившее значение церковной иерархии и патриарха, уничтожавшее судебные привилегии духовенства с учреждением особого монастырского приказа. Следующим патриархом был Никон, при котором патриаршая власть достигла апогея. Во время удаления Никона, до суда над ним, церковью управлял митр. Крутицкий Питирим. Приговор над Никоном был, вместе с тем, приговором над патриаршеством в России: собор 1667 г. признал, что патриарх не должен носить титула «великого государя» и не должен вмешиваться в мирские дела; стало очевидно, что патриарх не всемогущ и власть его – не самодержавие царя. С другой стороны, собор 1667 г. признал за патриархом независимость в делах церковных и духовенства. Патриархом на соборе был избран Иоасаф II, 1667­­­–1673 г., человек очень тихий и незначительный. После Иоасафа II патриархами были: Питирим в 1673 г., Иоаким Савелов, 1673–1690 гг., Адриан 1690–1700 гг. Они не играли крупной роли и только стремились сохранить привилегии духовенства, особенно судебные. В 1675 г. был закрыть монастырский приказ, в 1689г., новгородцы ходатайствовали перед Иоакимом о том, чтобы духовных лиц судили в приказной палате, а не на митрополичьем дворе; однако, Иоаким пригрозили им судом Корея, Дафана и Авирона. Сближение России с Западом вызвало оппозицию со стороны Иоакима н Адриана. Ограниченные и неспособные возвыситься над рутиной старины, они всячески препятствовали реформам, видя подрыв религии даже в перемене внешности русского человека. Близорукий Иоаким в завещании своем требовал, чтобы правительство не сближалось с Европой; Адриан также пробовал идти по его стопам. Петр стал тяготиться патриаршеством, так как в лице патриарха видел всегда противника, символ недовольства, силу, грозившую стереть после его смерти все его благие начинания. Поэтому, когда Адриан в 1700 г. умер, Петр, сразу не решаясь покончить с патриаршеством, назначил местоблюстителя в лице митроп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010