Т. о., учитывая также утрату большинства памятников, восстановить целостную картину вологодского церковного искусства не представляется возможным. Большинство изученных церковных памятников сосредоточено в Вологде, Вел. Устюге, Кириллове, Белозерске, Устюжне, Тотьме, Вытегре, в Череповце. Многие из них имеют древнюю историю. Белозерск (в границах В. е. с 1658 до кон. XVIII в.; после 1937), один из старейших городов России, впервые упоминается во 2-й пол. IX в. как Белоозеро, в 1238-1486 гг. являлся центром княжества и дважды переносился - при вел. кн. Ярославе Мудром и в 60-х гг. XIV в. (вслед. эпидемии чумы). Первое летописное свидетельство о Тотьме (о границах В. е. с 1558 до 1682; с 1796) относится к 1137 г., впосл. ее также 2 раза переносили на новое место. В XVI в. Тотьма была торгово-ремесленным посадом с солеварнями и пушной торговлей, входила в опричнину; в посл. четв. XVIII в. стала известна как город купцов и мореходов, центр связи с Рус. Америкой. Вологда впервые упомянута под 1147 г. Архитектура Большинство деревянных церквей и часовен XVII-XVIII вв. в В. е. утрачено. До 40-х гг. XX в. сохранялся ансамбль Благовещенской (1633, 1645-1648) и Иоанно-Богословской (1682) клетских церквей и колокольни (1653) Синозерской пуст. прп. Евфросина. В Тотемском у. и севернее, в Вельском и Сольвычегодском уездах (в наст. время территория Архангельской епархии), было распространено строительство шатровых храмов, упрощенные планы к-рых часто подобны клетским церквам: Владимирская ц. в Белой Слуде (Белослудский погост; 1642, сгорела в 1962), Георгиевская ц. в Вершине (1672, ныне в музее «Малые Карелы»), Преображенская ц. на Кокшеньге (1683, не сохр.), ц. Рождества Богородицы в Верховье у верховья р. Уфтюги (кон. XVII в., в плане имела равноконечный крест, не сохр.), Георгиевская ц. в Поче (Поцкий погост; 1700, обрушена), Константино-Еленинская ц. в Заборье (1750, не сохр.), Никольская ц. в Шевдинском городке (Тарногский Городок; 1625, нач. XVIII в., сочетала шатровые и ярусные формы, не сохр.), Рождественская ц.

http://pravenc.ru/text/155162.html

В функции И. входило рассмотрение прошений о крещении и присоединении к Православию, о разрешении браков, о рассмотрении ведомостей, составленных духовниками и цензорами. Он председательствовал в епархиальном ревизионном (16 авг. 1891 - 21 апр. 1910) и противостарообрядческом и противосектантском Миссионерском комитетах, состоял почетным членом Аксайского Богородичного братства и Иоанно-Богословского об-ва вспомоществования нуждающимся воспитанникам Донской ДС, помощником председателя Совета и его общих собраний, товарищем председателя Донского комитета миссионерского об-ва, с 19 окт. 1895 по 21 апр. 1910 г. был товарищем председателя Донского отдела Православного Палестинского об-ва. В мае 1891 г. в Новочеркасске при подворье старочеркасского Ефремовского женского монастыря И. освятил место для постройки храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (не сохр.). 5 мая 1891 г. Донской архиеп. Макарий и И. возглавили чин закладки нового, каменного Александро-Невского храма в Новочеркасске. 19 янв. 1897 г. И. освятил главный престол этой церкви (сохр.). 17 окт. 1893 г. вместе с архиеп. Макарием И. участвовал в закладке кафедрального Вознесенского собора Новочеркасска, 23 июля 1900 г. освятил соборные колокола. 9 мая 1904 г. И. освятил нижнюю Покровскую ц. кафедрального собора, 25 июня сослужил архиеп. Донскому Афанасию (Пархомовичу) на молебне по случаю окончания строительных работ и 6 мая 1905 г.- в чине освящения главного престола (собор сохр.). 27 апр. 1897 г. И. совершил чин закладки Георгиевской ц. на Колодезной ул. в Новочеркасске в память спасения имп. семьи на ст. Борки 17 окт. 1888 г., а 18 окт. 1898 г. освятил храм (сохр.) и произнес проповедь. 6 нояб. 1897 г. совершил освящение храма в честь Аксайской иконы Божией Матери «Одигитрия» в ст-це Аксайской (ныне г. Аксай). 4 сент. 1898 г. в Новочеркасском казачьем юнкерском уч-ще (на углу Платовского проспекта и пл. Ермака) освятил ц. во имя арх. Михаила, в к-рую пожертвовал напрестольное Евангелие. В 90-х гг.

http://pravenc.ru/text/469514.html

Позднее в старые постройки чаще всего привносили тоновские элементы, напр. килевидные кокошники и луковичные главы: сев. придел (1845-1860) ц. свт. Николая Чудотворца «Белого» в Вел. Новгороде (1311); приделы (1858) Преображенской ц. в дер. Леохново Старорусского р-на (1788). В 1853-1854 гг. был пристроен обширный притвор и над ним возведена колокольня с шатровым верхом (архит. А. В. Мусселиус, не сохр.) к Благовещенской ц. в Аркажах; сооружена колокольня с луковичной главой (ок. 1868) при Петропавловской ц. на Синичьей горе. В тоновских формах были перестроены церкви: Иверская (прп. Арсения Новгородского) на Ярославовом дворище, Пятницкая в Ст. Руссе (1884-1885, 1891-1894, инженер Ф. Т. Курапов; 1915-1916, архит. А. Н. Дьяков; не сохр.). Органичность дополнения тоновскими пристройками храмов XVI в., которые служили прототипами для проектов самого Тона, демонстрирует сев. придел во имя свт. Тихона, еп. Задонского (1902-1904), при трапезной Сретенской ц. новгородского Антониева мон-ря, пристроенный по инициативе архим. Димитрия (Сперовского). Михаило-Архангельская ц. на Прусской ул. (1685) в Новгороде перестраивалась в 1853 и 1866 гг. ( Селезнёв М. А. Описание ц. св. Михаила Архангела в Прусской ул. в Новгороде. Новг., 1866). В честь окончания Кавказской войны при ней была заложена колокольня с отделкой в русско-романском стиле (вероятно, по проекту 1856 г., возведена в 1864 под наблюдением губ. архит. Ф. И. Гуссаковского, не сохр.). Вознесенская ц. в дер. Речки Солецкого р-на (1865) была расширена приделами в 1909 г., сочетает детали рус. стиля и классицизма, напр. пояса килевидных тоновских наличников в стилистике XVII в. В 1882 г. в рус. стиле с сохранением 3-частной композиции была перестроена барочная Успенская ц. 1773 г. в с. Полнове Демянского р-на (не сохр.). В 1911-1912 гг. на месте флигеля архиерейского дома был построен новый епархиальный Арсениевский дом с декором в стилистике раннего классицизма, соответствующей старому зданию (проект архит. М. Т. Преображенского, строитель - городской архит. Н. Рагулин).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 19.03.1727, Москва), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник, «в некоторых документах иногда называется архитектором, хотя и не владел необходимыми профессиональными навыками» ( Гатова. 2004). Биография и творческое наследие З. до сих пор исследованы недостаточно. З. был дворянского происхождения и, видимо, род. и вырос на Украине (в некоторых документах до 1707 фигурирует как «иноземец»). Участвовал в Азовских походах в чине сотника. З. впервые упомянут в делах Малороссийского приказа (документ от 30 нояб. 1690) как гонец гетмана И. С. Мазепы, по поручениям к-рого неоднократно приезжал в Москву в 90-х гг. XVII в. И. Э. Грабарь предполагал, что З. являлся ближайшим помощником Осипа Старцева при строительстве соборов Никольского (1690-1696, не сохр.) и Богоявленского Братского (1690-1693, не сохр.) мон-рей в Киеве, однако документальных подтверждений этому нет. Возможно, в Киеве З. познакомился с буд. митр. Стефаном (Яворским) , к-рый затем неизменно ему покровительствовал. Как свидетельствовал сам З. в челобитной 1722 г., он поступил на службу к имп. Петру I по именному царскому указу в 1701 г. и сразу получил ряд ответственных поручений. С 1707 г. и до конца жизни З. был руководителем Изуграфской конторы Приказа духовных дел, в сферу деятельности к-рой входил надзор не только за иконописанием, но и за др. сферами художественной жизни; с 1721 г. эта должность определялась как «суперинтендант Канцелярии Изуграфств исправления Правительствующего Синода». З. работал преимущественно в Москве, выезжая по делам в С.-Петербург и др. места. На основании документов в Москве с его деятельностью можно связать строительство ц. арх. Гавриила (1704-1707), 1-го деревянного госпиталя (под рук. Н. Бидло, 1706-1707), беседок в парке Головинского дворца на Яузе (1724), перестройку дворца А. Д. Меншикова (бывш. Лефортовского, 1712-1714), интерьеры дома Ф. М. Апраксина (1712-1714), патриарших палат и ц. Двенадцати апостолов (1721-1724), ремонт и поновление росписей Грановитой палаты (1725), проекты каменных келий Заиконоспасского мон-ря (1720). По проекту З. были возведены деревянные ц. Александра Невского в Александрополе (1718, не сохр.) - крепости, построенной Меншиковым близ Почепа,- и дворец Петра I (1724-1725, не сохр.) на курорте Марциальные Воды близ Петрозаводска.

http://pravenc.ru/text/182639.html

Ланфранке. Были расчищены руины; возведение собора велось по образцу церкви аббатства св. Стефана в Кане (Нормандия), настоятелем к-рого был до этого архиепископ. В К. был возведен 1-й из монументальных соборов, построенных в Англии после нормандского завоевания,- 3-нефная базилика с однонефным трансептом. Боковые нефы были перекрыты крестовыми сводами, центральный - скорее всего деревянной кровлей. Над боковыми нефами располагались галереи с деревянными перекрытиями, завершал центральный неф ярус клеристория с типичными для Нормандии проходами между внешней стеной и внутренней аркадой. Зап. рукав имел 8 травей (сохр. сев. стена) и был фланкирован с запада 2 башнями (до 1834 сохр. сев.-зап. башня). Над средокрестьем возвышалась невысокая башня, зап. углы трансепта были оформлены тонкими круглыми лестничными башенками (сохр. северная). Вост. часть храма имела 5 т. н. эшелонированных (убывающих по глубине от центра к краям) апсид: 3 продолжали нефы, по одной было пристроено к рукавам трансепта. Под центральной апсидой располагалась крипта. Собор был освящен в 1077 г. и послужил архитектурным образцом для ряда соборов в Англии. В дальнейшем основные работы в соборе производили приоры монастыря. Уже в 1-й четв. XII в. (после 1096 и до 1126) оказавшийся недостаточным хор собора был заменен большим (длиной ок. 60 м), что удвоило общую длину собора. Хор получил собственный трансепт и полуциркульную апсиду с деамбулаторием и 3 капеллами (центральная не сохр.). В углы между зап. стенами трансепта и хором были встроены 2 невысокие башни, сохранившие характерный нормандский арочный декор. Под высоко поднятым хором разместилась обширная, прекрасно освещенная 3-нефная крипта (окончена в 1107). Капители ее колонн были вытесаны in situ (многие не окончены) неск. мастерами; работы завершились не позже 20-х гг. XII в. Некоторые колонны считаются выдающимися произведениями англ. романской скульптуры ( Clifton-Taylor. 1986. P. 64). За алтарем сохранился мраморный пол типа opus alexandrinum.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

а Испр. мной, о рук. вкия. 12. Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (после 19 марта) РГАДА, ф. 27, on. 1, д. 140а, ч. 2, л. 26. Столбец. Писцовая скоропись XVII в.; почерк идентичен тому, каким составлен предыдущий документ: РГАДА, ф. 27, on. 1, д. 140а, ч. 2, л. 14 – 17. Бумага без филиграней. Челобитная датирована по упомянутой в ней дате. а Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу. Богомолец твой, смиренный Никон патриарх , Бога молю и челом бью. В нынешнем, государь, во 181 (1673)-м году марта в 19-й де(нь] прислал з Белаозера воевода Василей Дохтуров в Ферапонтов монастырь с наказною памятью пристава Игнашку Рюхина. А велел под твой, государев, описной Кирилова монастыря хлеб ферапонтовских крестьян выбить с подводами безсрочно. А про наш обиход и на монастырь к лету ничего не изготовлено. И я, надеяся на твою, государеву, милость, для роди своей бедности крестьян задержать велел и запасы против прежние своей челобитные, какова тебе, государю, послана, готовить велел, чтоб мне, богомольцу твоему, со всякие нужды не скончатьца. Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец. Пожалуй меня, богомольца своего, не поставь мне во гнев свой, государев, милостивой по челобитной моей, какова посла с стряпчим твоим, Козьмою Лопухиным, указ учини. Царь государь, смилуйся, пожалуй. а На нижнем поле рукой царя Алексея Михайловича помета Подвод не имать, приказать Лариону накрепко. 13.Благодарственное письмо патриарха Никона царской семье(конец апреля – до августа) РГАДА, ф, 27, on. 1, д. 140а, ч. 2, л. 12 – 13. Столбец из двух сставов. Писцовая скоропись XVII в. Филигрань «Голова шута» типа: дианова 1997, (1660, 1662), 314 (1663, 1664), 315 (1664, 1665). Дата письма определяется мной следующим образом. В записях для доклада царю за 1673 г. есть сведения о том, что Алексей Михайлович послал Никону меха в дополнение к прежде посланным мехам и байбереку – РГАДА, ф. 27, д. 140а, ч. 2, л. 6 – 11. Судя по фразе из письма – «Простите ми вся, елико согреших к вам, государем, Воскресения ради» (л. 13), – Алексей Михайлович послал подарки к Пасхе, празднование которой в 1673 г. пришлось на 27 апреля. Ответом на посылку от царя и стало, как я предполагаю, публикуемое ниже благодарственное письмо патриарха Никона .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чугуев на воеводство, Алексей - в г. Острогожск (Рыбное). Единомышленницу М. Марию Герасимовну Данилову после 22 апр. 1672 г. заключили в подвале Стрелецкого приказа; поместья ее мужа А. И. Данилова также были конфискованы. М. неоднократно и безуспешно увещевал Рязанский митр. Иларион . В заключении М. удалось получить причастие от игум. Иова Льговского . Зимой 1672 г. (по предположению Седова) или 1673 г. (т. зр. А. И. Мазунина) М., Урусову и Данилову подвергли жестоким пыткам. Предполагалась казнь М.- сожжение в срубе на Болотной пл. в Москве. После смерти патриарха Питирима 19 апр. 1673 г. М. перевели в Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь , чтобы исключить возможность ее посещения единомышленниками, в т. ч. из числа придворных, затем в Хамовную слободу, во двор старосты. После безуспешной попытки заступничества царевны Ирины Михайловны в кон. 1673 - нач. 1674 г. царь приказал отправить 3 узниц в Боровск в жестокое заточение. 10-12 янв. 1675 г. боровских заключенных тайно навестили близкие М. люди, среди к-рых были инокиня Мелания, старица Елена Хрущова и Ф. П. Соковнин, названный в Житии «большим братом». После 10 апр. 1675 г. расследование «о приходе и о приношении» производил подьячий Стрелецкого приказа П. Бессонов, отобравший у заключенных женщин книги, иконы, одежду и пищу. В кон. июня 1675 г. по распоряжению дьяка Стрелецкого приказа Ф. Кузмищева были сожжены 14 боровских тюремных «сидельцев», среди к-рых были Иван, слуга М., и ее соузница инокиня Иустина. В остроге «учинили» глубокую земляную тюрьму, куда перевели М., Урусову, а после смерти последней Данилову. Под страхом смертной казни охране запретили давать узницам пищу и питье. От голода М. умерла в ночь на 2 нояб. На могиле сестер после 1682 г. их братья Федор и Алексей Соковнины положили надгробную плиту (ныне утрачена). Старообрядческая часовня на предполагаемом месте захоронения Ф. П. Морозовой и кнг. Е. П. Урусовой в Боровске. 2002–2005 гг. Архит. А. П. Долнаков.

http://pravenc.ru/text/2564174.html

И, идучи мимо Ферапонтова монастыря, для ради лехкости оставил я тот запас в Ферапонтове монастыре при бывшем игумене Афонасии. Да в нынешнем, государь, во 181 (1673)-м году присылан от тебя, великого государя, стряпчей твой, Кузьма Лопухин, ко мне, богомольцу твоему, в Ферапонтов монастырь. А по твоему, государеву, указу велено ему, Кузме, Ферапонтова монастыря у игумена Афонасия и из ыных монастырей взять//(л. 98) выписки ис книг с хлебных запасов, что мне, богомольцу твоему, давано хлебных запасов и столовых всяких со 175 (1666)-го году и по 181 (1673)-й. И игумен Афонасей, стлкався не з большими ворами – черньцами, с казначеем Моисеом да з жытником Иевом, да с чернцом Аврамом, и написали на меня хлебных запасов ложно втрое, и вчетверо, и больши. А что мне, богомольцу твоему, и давали по твоему, государеву, указу и приставов по приказу, и то малою меришкою монастырскою, и те запасы хлебные гнилые и затхлые, ни к чему не годны. И к тебе, великому государю, о том я, богомолец твой, многажды писал и обрасцы тех запасов посыланы к Москве. И в нынешнем же, государь, во 181 (1673)-м году он, игумен Афонасей, отставил игуменство, а на ево, игумена Афонасия, место выбрал келарь старец Пафнутей з братьею в ыгумены того же Ферапонтова монастыря черного священника Афонасия. А как он, Афонасей, поставлен в игумены, и по челобитью Ферапонтова монастыря келаря, старца Пафнутия, з братьею велено по грамоте вологоцкого архиепископа Симона тот Ферапонтов монастырь отписать новому игумену Афонасию и счести бывшаго игумена Афонасия, и казначеев, и жытников, и всяких служебников Кирилова монастыря строителю старцу Исайе. И по перемеру в жытницах строителя старца Исаия объявился многой лишной хлеб в житницах: и то знатно, что они на меня писали ложно лишние хлебные запасы. Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй меня, богомольца своего, вели, государь, своему, великого государя, стольнику князь Самойлу Шайсупову бывшаго игумена Афонасия роспрошать, где он те мои оставленые всякие хлебные и столовые запасы подевал, и по какому указу, и о хлебе в житницах из отписных книг строителя старца Исаии про примерной хлеб выписать, сколько того лишного хлеба в примере объявилося.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

34) Аврамий. 1672–1673 г. Строитель, управлял монастырем в промежутках времени между игуменством Викентия и Герасима; записан в синодике. 35) Герасим II. (Гордеев) 1673–1679 г. Упоминается в 3-х выписях на монастырские владения. 1673, 1678 и 1679 гг.; в 1676 году Июня 16, участвовал в венчании на царство царя Феодора Алексеевича; вместе с архимандритом Макарьева Калязина монастыря подавали патриарху скипетр. Записан в синодике. 36) Иосиф I. 1679–1683 г. (Шохнев). В 1682 г. Июня 25-го присутствовал при венчании на царство царей Иоанна и Петра вместе с архимандритом Андрониевским Авраамием подносил бармы царя Иоанна; упоминается в выписи с Вологодских писцовых книг 1680 г.; имя его вырезано на серебр. дарохранительнице, сделанной при нем в 1683 г.; Декабря 5-го, в 1683 г. переведен во Владимирский Рождественский монастырь, в котором находился еще в 1690 году. 37) Паисий. 1683–1686 г. Упоминается в трех выписях на владение монастыря 1683, 1684 и 1685 гг. 38) Маркиан. 1687 г. Упоминается в Марте месяце 1687 г.; в синодике записан без лет. 39) Иосиф II. 1688–1691 г. Поступил в Феврале; имя вырезано на окладе одного напрестольного Евангелия печат. В Москве, в 1688 г. и при нем украшенного в Декабре 1690 г., упоминается в двух выписях 1688 и 1690 гг.; Февраля в 1-й день 1691 г. в неделю мытаря и фарисея, переведен в Ярославский Спасо-Преображенский монастырь 1-го класса, (в котором архимандриты служат с осенением по чину архиерейскому). 40) Трифиллий. 1691–1692 г. (Инихов). Игуменствовал менее года; в 1692 г., переведен в Спасо-Андрониевский монастырь, откуда в 1695 г. посвящен архимандритом в Ново-Спаский; в 1697 г., хиротонисан в митрополита Нижегородского; в 1699 г. Июля 23 переведен в Крутицкую епархию, где и скончался Июня 28-го 1701 г. 41) Григорий. 1692 г. Имя его находится в надписи на финифтяных клеймах сосудов его тщанием устроенных в 1692 г. Марта 9-го. 42) Феодосий. 1692–1695 г. Мая 4-го 1695 года переведен в Спасо-Андрониевский монастырь. 43) Дионисий III. 1695–1708 г. (Воробьев) упоминается в приписке на полях синодика; Мая 19, г., при нем дан вклад; в синодике записан без лет; в Ноябре месяце 1708 г. отставлен; в последствии времени он был настоятелем в Царево-Константиновском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Непоследовательность высшей польск. власти в вопросе замещения Львовской кафедры была обусловлена тем обстоятельством, что тесные контакты И. с митр. Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) и гетманом Дорошенко (начавшиеся в 1670, когда И. посетил гетмана с дипломатическими целями) были нежелательны для кор. Михаила и его окружения, как и контакты И. с Яном Собеским (см. Ян III Собеский ), одним из лидеров партии, враждебной королю. Отношение стало меняться, после того как в 1671-1674 гг. И. неоднократно по поручению польск. властей посещал гетмана Дорошенко, убеждая его вернуться под власть короля. Переговоры были безуспешными, но стали для правящих кругов Речи Посполитой свидетельством политической лояльности И. Последняя встреча имела место в февр. 1675 г., когда Дорошенко послал в Варшаву через И. «Чигиринские пункты», повторявшие в целом формулировки Гадячского договора 1658-1659 гг. В итоге последний универсал кор. Михаила, касавшийся Львовской кафедры, от 7 апр. 1673 г. закрепил ее за И. Положение И. еще более укрепилось с приходом к власти Яна Собеского (кон. 1673, избран королем в мае 1674). Последний, будучи коронным гетманом, утвердил И. в сане и правах епископа Львовского универсалом от 4 июля 1673 г. Ян Собеский 16 сент. 1674 г. и 10 марта 1675 г. объявлял И. законным епископом Львовским, а его соперника Иеремию (Свистельницкого) называл бунтовщиком, указывая, что свой привилей на Львовское еп-ство последний получил от короля посредством симонии, и призывал Иеремию прекратить сопротивление. К сер. 70-х гг. XVII в., после окончания длительной и напряженной борьбы с Иеремией (Свистельницким) и Антонием (Винницким), пользуясь поддержкой короля и К-польского патриарха, И. установил контроль над галицко-львовской частью своей епархии. И. не мог управлять Подольем, поскольку в 1672 г. эта часть его диоцеза была захвачена османами и в 1681 г. в Подолье была создана митрополия, подчиненная К-польскому патриарху, во главе с Панкратием, «митрополитом Каменецким, и Подольским, и всей Малой Руси, экзархом константинопольским».

http://pravenc.ru/text/578563.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010