Введенская церковь Спасо-Воротынского мон-ря. План по М. Т. Преображенскому Тот же тип бесстолпного 5-главого храма с 3-частным полукруглым алтарем, трапезной и колокольней с запада был распространен в усадебном строительстве. Высокий статус заказчиков обеспечивал столичный уровень архитектуры этих зданий с хорошо прорисованным сочным фасадным декором в духе т. н. московского узорочья. Такими были Преображенская ц. (1670, не сохр.) в с. Богданине (Ферзиковский р-н), построенная помещиком Ладыженским; Казанская ц. (1673, сохр. в перестроенном виде) в дер. Григоровское (Перемышльский р-н), в имении Хитрово; ц. Воскресения Господня (1674) в с. Трубине - вотчине кн. Щербатовых (Жуковский р-н). Церковь Успения (70-80-е гг. XVII в.) в дер. Рыжково (Жуковский р-н), построенная царицей Наталией Кирилловной Нарышкиной, была большого размера, с крупными деталями (пучки колонн на углах, перспективные порталы с белокаменными капителями; сохр. четверик без свода). Отдельные сельские храмы относились к др. типам: ц. Св. Троицы (1670, не сохр.) в с. Зимницы (Драгошань) (Думиничский р-н), имении стольников братьев К. А. и Р. А. Яковлевых, была 5-купольной «со средним куполом на столбах» ( Преображенский. 1891. С. 115). Сложную структуру имела ц. Св. Троицы (1684, не сохр.), возведенная думным дворянином Л. Т. Голосовым близ древнего г. Любутск (Ферзиковский р-н). По преданию, под нее приспособили круглую крепостную (?) башню с круговым обходом; храм имел крестообразную форму плана и одну главу ( Малинин. 1912, 2004. С. 164). Были храмы в виде четверика с одной главой: церкви Богоявления (1675) в с. Мыжбор Лихвинского у. (ныне Суворовского р-на Тульской обл.) и Покрова (1688) в с. Подкорье Калужского у. (ныне деревня Перемышльского р-на; обе не сохр.). Уникальным был храм-«двойня» (посл. четв. XVII в., не сохр.) в с. Долбине Лихвинского у. (ныне деревня Белёвского р-на Тульской обл.). Его составляли 2 одинаковые бесстолпные церкви с полукруглыми алтарями - во имя Св. Троицы и в честь Успения, чьи четверики образовывали единый объем, вытянутый с севера на юг, перекрытый вальмовой крышей и увенчанный 5 главами (центральная глава опиралась на общую стену 2 храмов). Каждая церковь имела дополнительный малый боковой придел, выделенный в самостоятельный одноглавый объем с апсидой; общая одностолпная трапезная была пристроена в XVIII в. ( Преображенский. 1891. С. 65-66. Табл. 18, 9).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

в Посольском приказе было не мало книг «кальвинских», были «летописцы», «лексиконы», «козмографии», «атлясы», разные «уложения» или «статуты», «конституции», «казания», «книги судебные», «книга, какову подобает быти секретарю или подьячему», «Виргилиуш» и др. Нельзя не отметить, что из всего числа печатных книг, бывших в 1673 г. в Посольском приказе (112-ти), немного более половины, ок. 60 книг, были богословского или религиозного содержания: «кальвинские», «люторские» и «католицкие» книги. Нахождение их здесь, и в таком значительном количестве довольно неожиданно и может быть объяснено только тем, что оне суть те книги, которые «бывали у ксензов и езувитов», а также у шляхтянки Рачинской, хранились в Смоленской приказной избе, а в 1669 году были присланы А. Л. Ордину-Нащокину. Как сказано выше, последнему было прислано сперва 82 книги, а потом 128, всего 220 книг. А в Посольском приказе в 1673 г. всех книг было 112. След. в последний поступили не все книги, присланные Ордину-Нащокину из Смоленска, а или только некоторые отобранные, или, что мне кажется более вероятным, только книги, присланные Ордину-Нащокину в первый раз с Кравковым, – 82 «латинские костельные книги, которые бывали у ксензов и езовитов». Что эти книги были в Посольском приказе, свидетельствуют записи на некоторых из них, сохранившихся до нашего времени в библиотеке Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел, какова напр.: «inscriptus cathalogo Ss-mae Trinitatis Vilnae ord. S. Joa.» (см. в Приложениях стр. CCCXVI, 11; ср. также ibid, стр. CCCXVII, 14: «ex catalogo librorum Georgij Wottowicz canonici Vilnensis»). – В описи 1673 г. значатся также и те книги, которые в 1653 году были куплены в Польше кн. Репниным-Оболенским (см. о сем выше); таковы напр. гранограф Пясецкого (см. в описи 1673 г. под 30 и 58), Гваньин (см. ibid. 94), Библия на польском языке (см. ibid., 4) и друг.... В 1673 г., как мы видели, в Посольском приказе было всего около 112 печатных книг и 6 рукописей на иностранных языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Однако до Киева в то время османские войска не дошли. Как известно, военная кампания была для османов успешной. Находившаяся в состоянии глубокого внутриполитического кризиса Речь Посполитая оказалась не в состоянии дать отпор армии султана. Войскам последнего сдалась одна из главных крепостей на юге страны - Каменец Подольский. 26 сентября началась осада Львова. 16 октября войну завершил Бучачский договор, условия которого продиктовала Османская империя. Султану были представлены предложения гетмана, предусматривавшие ликвидацию унии и возвращение православным церковных учреждений и имуществ, а также признание Иосифа (Тукальского) единственным законным Киевским митрополитом (109), однако в самих переговорах представители Дорошенко не участвовали. При составлении договора предложения гетмана не были приняты во внимание. Не получило по договору никаких приращений и правобережное Гетманство, занятая османскими войсками Подолия была включена в состав Османской империи (110). Таким образом, султан и его сановники не проявили никакого желания ни усиливать позиции православия в Восточной Европе, ни укреплять правобережное Гетманство. Итоги войны стали сильным ударом по всей политической концепции, которой держались митрополит и гетман в течение ряда лет. Одновременно укрепилась и зависимость Гетманства от Османской империи. В начале 1673 г. в Чигирин прибыли османские послы, которые привели гетмана и старшину к присяге на верность султану, «а приводил-де их ко кресту Иосиф митрополит Тукальской» (111). В течение некоторого времени в Чигирине рассчитывали, что территория Гетманства будет расширена за счет земель Левобережья. Здесь полагали, что османские войска, перезимовав на территории Дунайских княжеств, весной 1673 г. двинутся в поход на Киев. 23 января 1673 г. митрополит Иосиф обратился с письмом к киевским мещанам, заявляя о своей готовности выступить как посредник между ними и гетманом Дорошенко, чтобы, своевременно капитулировав, они спасли город от разграбления. К февралю 1673 г.

http://sedmitza.ru/text/594390.html

Митрополит мог бы воспользоваться своим влиянием, чтобы добиться быстрого и мирного соединения украинских земель и освобождения правобережного Гетманства от османского протектората, но он этого не сделал. Его участие в переговорах выразилось только в том, что он советовал принять условия, предложенные Дорошенко (128). В результате в конце 1673 г. в Москве было принято решение прервать переговоры и послать за Днепр войска. В начале февраля 1674 г. войска Ромодановского и левобережного гетмана Самойловича подступили к Каневу и находившиеся в нем казаки во главе с Яковом Лизогубом сдали город. Митрополит бежал из своей резиденции в Чигирин (129). Начался переход на русскую сторону правобережных полков и на раде в Переяславе 15 марта 1674 г. Самойловича избрали гетманом обоих берегов Днепра. В конце июня 1674 г. русские войска осадили Чигирин. Во время обстрела города был разрушен дом Иосифа (Тукальского) и он сделался «от страху болен» (130). Приход на помощь Дорошенко османской армии позволил освободить Чигирин от осады, но поведение османских войск, целиком уничтоживших все мужское население города Умань, лишило Дорошенко всякой поддержки в украинском обществе. Началось массовое бегство людей с Правобережья за Днепр. Политическая ситуация вновь изменилась, после того как сейм 1673 г. разорвал условия Бучачского договора и война Польско-Литовского государства с Османской империей возобновилась. Польская сторона восстановила контакты с властями Правобережной Украины. Уже в 1673 г. в Чигирин как представитель Речи Посполитой приезжал Львовский православный епископ Иосиф (Шумлянский). Он обещал Дорошенко пожизненное гетманство, а Иосифу (Тукальскому), что «митрополия... до живота его привилеями отдана будет» (131). В самом конце 1674 г. король Ян Собеский направил в Чигирин посольство во главе с тем же Иосифом (Шумлянским) (132). В начале 1675 г. Дорошенко сообщил посольству условия, на которых он соглашался вернуться под власть Речи Посполитой. В этих условиях, как и в более ранних исходивших от него документах, гетман настаивал на ликвидации унии, на передаче православным всех церковных имуществ и кафедр, на уравнении в правах православных приходских священников с католическими, на предоставлении православному митрополиту и епископам мест в сенате (133).

http://sedmitza.ru/text/594390.html

После того как Речь Посполита по Бучачскому миру уступила Правобережную Украину Османской империи, в Москве сочли, что рус. правительство может в этих условиях начать активную борьбу за присоединение Правобережной Украины. Однако рус. власти предпочитали, чтобы такое присоединение произошло мирным путем. И. представлялся рус. политикам той фигурой, к-рая может этому способствовать. 16 марта 1673 г. Алексей Михайлович отправил грамоту И., в к-рой сообщал, что готов принять Правобережное гетманство под свою власть, обеспечить его защиту от османов и наделить его такими же правами, какими пользуется войско Запорожское на Левобережье. Поручения писать И. были даны также архиеп. Лазарю (Барановичу) и Иннокентию (Гизелю). Последний даже был уполномочен сообщить И., что в случае успеха он получит возможность поселиться в Киеве. Иннокентий отправил такое письмо в июне 1673 г. с иером. Серапионом (Полховским), в сент. последний предпринял еще одну поездку и 3-ю поездку - в окт. Хотя И. обещал свое содействие на переговорах, он поддерживал Дорошенко и настаивал на том, чтобы царь принял его условия (в числе к-рых - передача Дорошенко гетманства над всей Украиной, вывод рус. войск из Киева и др.). 20 нояб. 1673 г. в Москве было принято решение начать военные действия. Войска двигались по Правобережной Украине, не встречая сопротивления, казацкие полки переходили под власть левобережного гетмана И. Самойловича. 9 февр. 1674 г. сдался Канев, из которого ранее И. уехал в Чигирин. Когда началась осада Чигирина, при бомбардировке был разрушен дом И., митрополит ослеп, у него отнялись ноги. Приход на Украину османских войск позволил Дорошенко удержать Чигирин, но начался массовый уход и простых людей, и старшины на Левобережье. Переход рус. правительства к активной политике на Правобережье вызвал беспокойство польск. политиков, попытавшихся добиться соглашения с правобережным гетманом. В качестве посредника был избран сблизившийся с польск. правительством Львовский и Галицкий еп. Иосиф (Шумлянский).

http://pravenc.ru/text/578527.html

1665 г. февраля 4 – 25 февраля 1666 г. (приехал в Москву). – Гонец иноземец Петр Марселис с грамотой к императору Леопольду о посредничестве в заключении мира с Польским королем. – С ним поехал иноземец Тимофей Англер «для найму всякого рода ремесла мастеров». Из Вены Марселис выехал 10 июня 1665 года. 1666 г. – Был в Вене проездом стольник Ордин-Нащокин. 1667 г. июня 4 – 22 января 1668 г (приехали в Москву). – Посланники к императору Леопольду дворянин и наместник курмышский Иван Афанасьев Желябужский и дьяк Тимофей Кузьмин поздравить императора «о его радостном веселии о восприятии законного брака», объявить о заключенном с Польским королем перемирия и для переговоров о посредничестве в заключении вечного мира. – В Вену приехали 3 октября; выехали 12 ноября. – С ними: дворяне жильцы Игнатий Васильев Башковский, Афанасий Осипов Желябужской, Иван Самсонов Батурин, Иван Иванов Шепелев-Козлютин, Герасим Владимиров Власьев и Степан Самсонов Батурин; переводчик Аптекарского приказа окулист Иван Малгорн; подьячие – Поместного приказа Тихон Бишов и Конюшенного приказа Тимофей Молчанов (Толмачев); толмач Федор Влодек (Владык) и немчин Захарьяш. 1668 г. апреля 29 – 4 августа (отпущен из Вены). – Гонец иноземец Томас Андреев Келдерман и подьячие Посольского приказа Прокофий Возницын и Федор Фирсов с грамотой к императору о посредничестве в заключении вечного мира с Польским королем и о пропуске их в Венецию. – В Вене были июля 21 – 9 августа. Ответная грамота императора от 9 августа прислана из Польши полковником Давидом Гердоном с шляхтичем Мартыном Заесским 12 ноября 1668 г. 1672 г. октября 11 – 28 марта 1674 г. (приехал в Москву). – Гонец к императору Леопольду пехотного строю майор Павел Миниус (Менезиус) «со объявлением, что салтан Турской наступил на Польское государство войною и о соединении окрестных государей против салтана Турского общими их войски и о помочи государству Польскому и на оборону всем окрестным христианским государствам». Наказано также, будучи у императора, «приговаривать в Москву двух трубачей, которые б могли на высокой трубе танцы трубить», рудознатцев и плавильщиков. – В Вену прибыл 4 апреля 1673 г. 15-го апреля принят; 16-го мая отпущен, а 18 мая 1673 г. поехал в Венецию. На обратном пути из Венеции в Вене был ноября 16 – 2 декабря 1673 г.; из Вены отправился в Саксонию – С ним подьячий Михаил Тарасов, «для переводу» иноземец Лаврентий Рингубер и двое стрельцов Мтенька Максимов и Якушко Афанасьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Действительно, тянувшиеся в течение первых месяцев 1673 г. переговоры посланных С. со старшинами дорошенковыми не увенчались каким-либо положительным результатом. Между тем С. не переставал бросать в глазах московского правительства самую черную тень на Дорошенка, приписывая ему разные враждебные замыслы и обвиняя в том, что он подсылает поджигателей на левый берег Днепра, от которых целые города горят. Тогда решено было начать военные действия. В мае 1673 г. послан был под Канев отряд, встретившийся с татарами и потерпевший поражение; это заставило С. отступить, чем и закончилась на этот раз попытка подчинить Дорошенка Москве. В ноябре 1673 г. царь приказал С. и Ромодановскому снова идти против Дорошенка. Поход открылся в январе 1674 г. Выступив к Днепру с 80 тыс. войска, С. и Ромодановский поочередно взяли Крылов, Черкассы, Канев и др. города; народонаселение было приведено к присяге на верность московскому царю. Дорошенко заперся в Чигирине. В феврале войска сосредоточились у Переяславля, куда 17 числа прибыл поставленный Вишневецким гетман Ханенко и тоже присягнул царю. Так как большинство левобережных полков перешло на сторону Москвы, то Ромодановский назначил на 17 марта раду для выбора гетмана. Избран был С., ставший таким образом гетманом обеих сторон Днепра. Этот исход выборов нисколько не удивителен, если взять во внимание систему действий, какую принял С. по отношению к правобережной Украине с первых дней своего гетманства. Во всю эпоху так называемой «Руины» не прекращалась эмиграция жителей правобережной Украины, опустошаемой турками, татарами и поляками, в левобережную, пользовавшуюся сравнительным спокойствием. С. не только не противодействовал этой эмиграции, но даже шел ей навстречу и всячески содействовал, причем с особенною зоркостью наблюдал, по словам летописца, за переселявшимися старшинами «ово ласканием перезиваючи их на тую сторону Днепра дающи им начальство и определение к прожитию..., ово силами монаршими угрожая» (Грабянка). Этим путем С. мог составить среди правобережных старшин партию преданных себе и вместе с тем заставить молчать тех, кто почему-либо был к нему нерасположен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

7. Collectio selecta SS. Ecclesiae Patrum, complectens exquisitissima op. tum dogmatica et moralia, tum apologetica et oratoria, accurantibus D. A. B. Caillau cum D. M. N. S. Guillon. Paris. 1829. tt. I–XLIII и tt. LXX–LXXV. 8. I. S. Assemani, biblotheca orientalis Clementino-Vaticana Rom. 1719–1728 . Четыре тома. 9. Franc. Combefisii Auctuarium nov. Ecclesiae graecae Patrum Paris. 1648. 10. Его же. Auctuarium novissimum bibl. graec. Patrum. Paris. 1672. 11. Его же. Bibliotheca concionatoria. Paris. 1662, восемь томов и Venet. 1749. Семь томов. 12. Bibliotheca Patrum Ecclesiast. latinorum selecta, cur. E. С. Gersdorf. Lipsiae. 1838. 1 том. 13. Photii. Μυριοββλον s. bibliotheca. Издания: 1621 г. (с примечан. Гешелия), 1643 г. (с примеч. Гешелия и Шотта), 1653 г. (с примеч. Беккера) и 1824–5 г. берлинское. 14. Augusti. Chrestomathia patristica. Lip. 1812. 15. Laur. Surius. Thesaurus condonatorum, sive volumen homiliarum et caet. Colon. 1579. II. Источники церковно-исторические и специально историко-гомилетические: 1. Евсевий (Памфил) Кесарийский . Historiae Ecclesiasticae libri X. Изд. Cantabrig. 1720. Taurin. 1748; лучшее – Heinichen’a Lipsiae. 1827–1828. Русское издание: сочинения Евсевия Панфила, перев. с.-петербургской духовной академии. Два тома. 1848–1849. 2. Сократ. Historiae Ecclesiast. lib. VII. ed. Reading, Cantabrig. 1720. и Taurin. 1748. Русский перевод – изд. с.-петербургской духовной академии. 1850. 3. Созомена . Historiae Ecclesiast. lib. IX. ed. Кембржидское. Reading. 1720. 4. Феодорит Кирский . Historiae Ecclesiasm. libri. V. ed. Stud. Sismondi et Garnerii. Paris. 1642–1648. – ed. Schultze et Noesselt. Halae. 1769–1774. Русское издание – С.-петербургской духовной академии. 1851. 5. Филосторий. Fragmenta historiae Eccles. lib. XII. ed. Valesii. 1673. 6. Евагрий. Fragmenta historiae Eccles. lib. IV. ed Valesii. 1673. 7. Феодор Чтец . Fragmenta historiae Eccles. ed. Valesii. 1673. 8. Тирантий Руфин. Historia Ecclesiastica ed. Romae. 1740–41. 9. Сульпиций Север.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

После этого года пополнение библиотеки сего приказа иноязычными книгами шло довольно успешно. В 1677 (185) году в Посольский приказ поступило «из животов боярина А. С. Матвеева всего 77 книг на розных языках», именно на латинском 42, на немецком 12, польском 4, французском 3, итальянском 1, голландском 1; на двух языках: греческом и латинском 5, немецком и польском 1 и 8 книг неизвестно на каком языке 70 . Содержание книг опять также довольно разнообразно; нельзя не отметить только в числе их довольно значительного количества (ок. 17) книг «огородного, полатного и городового строений, резных, водовзводных и фигурных образцов». В числе этих 77 книг боярина А. С. Матвеева значится несколько книг, одинаково озаглавленных и в описи 1673 г. книг Посольского приказа, и здесь. Если это, действительно, одне и те же книги, то вероятнее предполагать, что это – не вторые экземпляры их, а экземпляры Посольского приказа, из которого, нужно думать, оне были взяты и не были своевременно возвращены. Таковы, напр., книги: описание Иерусалима града, Библия на немецком языке, конская в лицах, уложение на польском языке, об Александре великом (см. в описи 1673 г. под 22, 24, 5, 118:112). За это говорит то обстоятельство, что все эти книги, значащиеся в описи книг Посольского приказа 1673 г., отсутствуют уже вместе с другими книгами (ок. 35) в последующей описи собрание иноязычных книг этого приказа, составленной в 1696 г. Таким образом иноязычные книги не лежали в Посольском приказе без употребления; но оне и не всегда возвращались сюда. Известно, что в 1684–1685 годах из Посольского приказа князем Вас. Голицыным было взято сейчас отмеченных 17 книг «огородного и полатного и городового строений и резных и водовзводных и фигурных образцов», кои назад в приказ он «не присылывал». Но если мы и откинем из числа книг А. С. Матвеева 5 книг Посольского приказа, все-таки поступление иноязычных книг после этого бывшего начальника приказа было по тому времени довольно значительно (72 книги). – В 1680 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

(москвитянин 1846 г. 2. стр. 142). 369 Ист. акт. 4, 203. Юрид. акт. стр. 315. Акт. эксп. 4, 184. 188. В ниловой пустыни тогда же произошел кровопролитный мятеж. Туда прислан был священник совершить службу по исправленным книгам. Суеверы составили заговор. 374 Грамота Государя в Киев Митрополиту Сильвестру о присылке ученых мужей Арсения и Дамаскина для справки библии (молодик 1844, 223. 224). Гавриил Домецкий в письме к Митрополиту Иову: «Всего 40 лет не с большим, как Никон завел (библию) и с малороссийския библии острожского печатно напечатал». 375 Предисловие к библии 1663 г. Впрочем, поправки сего издания не ограничивались теми четырьмя местами, которые показаны в предисловии: поправлено несколько других мест, особенно же исправление относилось к правописанию, которое в острожском издании было плохо. Издатели имели ввиду, кроме острожской библии, рукописную библию новгородского Архиепископа Геннадия и Митрополита Варлаама (опис. книг 1681 г. в москвитянине 1846 2, стр. 142). Издание библии предпринято по мыслям Никона; но выполнение издания не соответствовало его мыслям; Никон даже критиковал это издание в своих ответах Стрешневу. Библия издана по определению собора, но без сношения с Патриархом Никоном . 376 Деяния собора в ркп. новгородской семинарии. Питирим был Патриархом с Июня 1672 г. по Апр. 1673 г. Иоаким избран 5 Июня и посвящен 26 Июля 1673 г. (Новг. 3 Лет. 274. Вивл. (2, 241)). По словам современника (Отеч. Зап. 1330. ст. 323), Иоаким скончался 17 Мар. 1690 г., пробыв на патриаршестве 15 л. 7 м. 12 дней. Потому если из 1689 л. 2 м. 17 д. вычтем 15 л. 7 м. 12 д. то получится 1673 г. Июн. 5 д. время избрания Иоакима в Патриархи. 378 И при Епифании, особенно после Епифания, много спорили о достоинстве греческого и еврейского текста библии. Спорили о том, чего не знали, т. е. еврейского. Епифаний не допустил Симеона Полоцкого участвовать в труде исправления библии, по той причине, что он хорошо знал только латинский язык. Лихуды писали сочинение против порицателей перевода 70 толковников (словарь Митрополита Евгения 1, 180.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010