В ряду деятелей на Дону первое место принадлежит священноиноку Иову. Он был родом литвин, рукоположение получил от патриарха Филарета. Примкнув к расколу, Иов останавливается между Рыльском и Курском и строит здесь Льгов монастырь, потом, около 1672 года, уходит на Дон, 34 взяв с собою 130-ть человек чернецов и бельцов. Там на берегу реки Чира, в 50 верстах от впадения её в Дон, Иов основал мужскую пустынь, затем женскую и построил церковь . Около 1680 года, более ста лет от роду, Иов умер. «Велик бе и славен» в расколе. После него осталось шестьдесят его «учеников» – иноков, верных заветам своего учителя. Чир процветал. Ему и Москва могла позавидовать. «Чудо воистину велие! Как так, светлая Россия потемнела, а мрачный Дон воссиял и преподобными отцами наполнился, – яко шестокрыльнии налетеша. Блаженны вы, молодцы Дона Ивановича: таковых имеете у себя преподобных отец, херувимам подобящихся». Так восклицали москвичи и пламенно неслись мыслью к берегам Чира. После 1682 года Дон особенно «умножился» выходцами из Москвы и из других мест. Около 1685 г. в пустынь Иова переселился и известный игумен Досифей. 35 Ранее этого на Дон пришли черные попы Пафнутий и Феодосий, первый – около 1678 года и завел пустынь на реке Цымле, 36 второй – около 1683 года и имел часовню при устье Дона недалеко от Каргал. Оба были друзья Досифея и соработники одних убеждений. 37 В 1688 году, когда начались правительственные розыски о донских раскольниках, последние потянулись на Куму. В первых отрядах ушли Пафнутий и Феодосий: эти поселились близь Большой Кабарды, между Кумой и Домызлой, в урочище Можары, у князя Месеуста. За ними последовал и Досифей – в том отряде, который поселился на реке Аграхани, во владениях князя Шевкала Тарковского. Феодосий, Досифей и Пафнутий там умерли. «О, колик плач и рыдание последующих себе остави Досифей, – паче неже Иовлева плача! В толиком оземствовании, в толиком удаленном странствии, сирых, бедных и непризорных толикий отец... на таковой пустыни их остави, еликаго уже надеятися не можаху. Плакаху над ним мужи, рыдаху жены и юноши слезяху, от очию слезные источники извождаху». 38

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

В особенности человек не получает исполнения своего прошения вследствие того, что молитва его не бывает соединена со смиренномудрием и непамятозлобием 1672 . Однако действенность молитвы всего сильнее выражается в неотступности прошения. Хотя Господь и дает нам все, что необходимо для нас, а неполезное для нас не исполняет, тем не менее, свв.отцы заповедуют молиться неослабно, неотступно, вознося Господу свои прошения. «Прося того, что достойно Бога 1673 , не отступай, пока не получишь». Так говорит в Евангелии и Господь 1674 . «Не отступай, но проси с верой, непрестанно делая добро», – говорит св. Василий Великий 1675 . «Если и отказано тебе будет в получении просимого, не переставай взывать к Богу, не приходи в уныние, что не услышан. Вспомни хананеянку» 1676 . «Проси со слезами помощь Божию, – говорит Иоанн Лествичник , – ищи (ее) с послушанием, ударяй в дверь милосердия Господня, с долготерпением». Ибо так «просяй приемлет, и ищай обретает и толкущему отверзется " 1677 , 1678 . Эта неотступность моления привлекает милосердие Божие столь обильно, что человеку иногда дается не только то, что он просит, но и гораздо больше. При этом такая сильная молитва сама по себе усовершает молящегося. «Не скорби, – говорит Нил Синайский , – не получая от Бога тотчас того, о чем просишь. Он хочет доставить тебе большее благодеяние. Ибо что выше, как простирать беседу к Богу и объяту быть сопребыванием с Ним» 1679 ? «Долгое время пребывая в молитве, не говори, что ничего не приобрел, потому что самое пребывание в молитве есть уже приобретение, ибо какое благо выше сего, как прилепляться к Господу, пребывать непрестанно в единении с Ним» 1680 , 1681 ? Итак, неотступной молитвой человек достигает своей цели: Господь по Своему милосердию исполняет его прошение или дарует ему еще большую награду за его труд и смирение. «Посему, если просишь чего у Бога, – говорит св. Ефрем Сирин , – твердо стой в своем прошении; но, открывая перед Ним нужды свои, говори: если есть, Владыко, Воля Твоя, чтобы состоялось сие, то соверши и соделай успешным; а если нет на сие Воли Твоей, не допусти сему совершиться, Боже мой!.. Подкрепи только и сохрани душу мою, да буду в состоянии перенести сие» 1682 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Что же, однако, при всём том успела сделать наша Иерусалимская миссия за 1847–1854 годы? Кроме совершения священно-служений для русских поклонников, кроме участия в священно-служениях с православными восточными иерархами, Русская духовная миссия много – труда, и труда не безуспешного, – положила на учреждение училищ в Палестине и на заботливое наблюдение над этими училищами, в видах противодействия вторжению духа римского католичества и протестантства в туземное православное, особенно арабское население 1667 ; во многих пунктах и разными другими способами вела очень осторожную по обстоятельствам и духу того времени, но правильную борьбу с латинством и протестантством 1668 ; давала, особенно в лице самого архимандрита Порфирия, благоразумные советы Иерусалимской патриархии и другим представителям восточной иерархии церковной 1669 и т. д. Но главным и наиболее плодотворным делом нашей миссии за то время были учёные и художественные занятия членов её, исследования святых и достопамятных мест Палестины, Сирии, Египта и иных стран востока. Так, ещё проездом в Иерусалим в конце 1847 и в начале 1848 года архимандрит Порфирий осмотрел библиотеку Иерусалимского подворья в Константинополе и сделал описание некоторых, наиболее замечательных печатных книг и выписки из рукописей её 1670 . Затем в Иерусалиме, в самый же первый год служения делу миссии, т. е. в 1848 г., архимандрит Порфирий, не смотря на болезнь глаз и на нездоровье в общем состоянии тела, рассмотрел греческие и арабские книги печатные и рукописные, какие только нашёл в Вифлееме, в ведении тогдашнего митрополита Дионисия 1671 , подарившего ему и греческую ру- —186— копись Евангелия X века 1672 , и в общих чертах описал их в своих дневниках 1673 . Так же точно поступил он и с книжными и рукописными сокровищами Вифлеемского священника Илии Панаиоти 1674 . В следующем 1849 году архимандрит Порфирий со своей дружиной, также не остававшеюся за первый год без дела 1675 , предпринял путешествие по окрестностям Иерусалима в Палестине, Сирии и других смежных областях и при этом всё, более замечательное, подвергал исследованиям, отмечал и описывал 1676 , а один из сотрудников его Пётр Соловьев при этом чертил планы, делал снимки с местностей, зданий и проч. 1677 , так что уже в начале 1850 года архимандрит Порфирий мог смело сказать, что протекшие до того времени дни для него и его дружины „не потеряны были напрасно“, что они проведены были „в добросовестном исполнении обязанностей и в учёных трудах“ 1678 . Тогда же созрела в нём мысль „ посетить“ Египетские „монастыри св. Антония Великого и Павла Фивейского, – эти колыбели монашества, и через Синай и Идумею возвратиться на Сион “ 1679 , т. е. снова в Иерусалим. Мысль эта и была осуществлена в том же 1850 году и так как описанию путешествия этого посвящены у о. Порфирия особые сочинения 1680 , то оно и не вошло в дневники или автобиографические записки его, т. е. в „Книгу бытия“ его

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Между тем как в Киеве и Новгороде издавна существовали произведения мозаики, кои украшали соборы Софийские, собор Золотоверхомихайловского монастыря, Ростовский и Суздальский соборы вымощены были красным разноличным мрамором 229 , в Москве почти неизвестно было употребление оной; других памятников сего искусства нет, кроме наборного пола (1ithostroton) из агатовидных яшм, весьма разнообразных по цветорасписанию. Этот пол, по преданию, перенесен Патриархом Филаретом из Ростовского собора в Московский Благовещенский, где ныне находится. В замен мозаики и в XVII веке Москвичи употребляли ценину, или цветные кафели, каких, по замечанию Академика Солнцева, не встречается ни в Новгороде, ни в Пскове; но какие составляют одно из главных украшений зодчества в Мавританском стиле. Из таких-то ценин составлялись не только архитектурные украшения, но и рельефно целые образа Святых, кои доныне видны на шеях глав и на стенах и некоторых церквей в Москве. При недостатке металлов Цари Михаил и Алексей обращали особенное внимание на отечественное рудокопство. В делах их царствования упоминаются вызванные из чужих краев рудознатцы, золотознатцы, лозоходцы и рудокопцы. В 1618–22 годах Англичанин Джон Ватер, а 1626 г. Фричь и Геролд, Англичане, отправлены были в Пермь с дворянином Загряжским для отыскивания руд. В 1634 г. когда уже учреждены были некоторые фабрики, устроены мельницы и стеклянные заводы в Москве и ее окрестностях: тогда открыты в Сибири медные рудники, для разработки коих Царь выписал из Саксонии рудопромышлеников. В 1636 году гость Надей Светсшников отыскал на Каме медную руду. Такие открытия доставили материалы для литья колоколов и пушек, для чекана монеты и для других произведений оборонного искусства 230 . Литейные мастера были тогда уже более Русские, чем иностранные, как видно из следующего их исчисления: 1606 года, Проня Федоров; 1621 г. Игнатий Максимов; 1622 г. Андрей Данилов и Алексей Якимов; 1626 г. Кондратий Михайлов; 1627 г. Богдан Васильев; 1628 г. Григорий Наумов мастер и Фальк, 1648 г. Петр и Тимофей ученики; 1650 г. Евсей Данилов, Тимофей Воин, Федор Аникшин мастер; 1652 г. Емельян Данилов; 1661 г. Андрей Нейгарт; 1665 г. Александр Григорьев; 1668 г. Харитон Иванов мастер, Мартьян Осипов мастер и Яков Дубина, или Дубинин ученик; 1672 г. Яким Никифоров; 1673 г. Андрей Якимов и Яким Гаврилов; 1674 г. Пантелей Яковлев; 1679 г. Осии Иванов, Василий и Яков Леонтьевы, Феодор Маторин; 1680 г. Евсевий Данилов и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Вопреки утверждению некоторых исследователей, у нас нет документальных подтверждений существования в русских мужских монастырях искусства лицевого шитья 230 . Возможно, при некоторых архиерейских кафедрах были свои мастерские, но работали там также вышивальщицы-женщины. «Швецы» же, упоминаемые в некоторых монастырских описях и других исторических источниках, видимо, шили только одежду и облачения духовенства и, возможно, как «шатерные мастера» во дворце, перекладывали шитье с обветшавшего фона на новый или изготовляли вещи, не требующие вышивального мастерства 231 . Доказательством этого служат и многочисленные указания на заказы духовных лиц в женских монастырях или в частных светлицах. Так, в 1631 и 1642 гг. старица-золотошвея московского Варсонофьевского монастыря Домникея Волкова «перенизывала Фотиевский сак на ново и иные саки и орари починивала и святительскую шапку перенизывала» и получила за работу 5 рублей. В 1695 г. украшала патриарший саккос инокиня Вознесенского монастыря Евдокия Челищева. В 1672 г. на Патриарший дом работали светлица жены окольничего Василия Семеновича Волынского Авдотьи Яковлевны, а в 1690-х гг. – светлицы Авдотьи Петровны Куракиной и Анны Алексеевны Дашковой. Причем в последнем случае сам стольник Иван Васильевич Дашков принимал заказы, получал деньги, доставлял исполненные работы 232 . Предшественница Анны Алексеевны в светлице Дарья Дашкова в 1673 г. «по повелению» новгородского митрополита Питирима вышила покров «Иоанн Новгородский» 233 . По расходным книгам Рязанского митрополичьего дома известно, что плащаницу, предназначавшуюся в Успенский собор Переяславля Рязанского, по заказу митрополита Иосифа в 1680 г. шила и низала жемчугом «жена прикащика Григория Дмитриевича Строганова Алексея Агапова», которой за труды заплачено 80 рублей 234 . Примечательно, что, когда в Троице-Сергиевом монастыре в царствование Михаила Федоровича понадобилось от образа Троицы «древнюю пелену отъяти и вново устроити», обратились к живущей «близ тоя обители некой жене именем Вассе», которая «вся ново устрой своими руками» 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Главка шатра колокольни имела «смотровые окна» во все стороны – башня служила главным наблюдательным пунктом крепости. Возможно в её подвалах первоначально хранился пороховой запас, а в обширном помещении первого яруса площадью более 100 м2 разместилась приказная палата. До постройки колокольни Киево-Печерской Лавры в 1743 г. это было самое крупное подобное сооружение на Левобережье, ставшее образцом для ряда шатровых колоколен, возводившихся на Слободской Украине в первой половине XVIII ст. Перейдем к реконструкции собора. Его размер «стандартен» для небольших городских соборов и видимо был задан строителям. В это время «Московское» или «Нарышкинское» барокко в Москве уже почти завершило свое становление (например, храм Воскресения в Кадашах, 1685-1687 гг.), но в провинции традиции начала-середины XVII ст. ещё достаточно сильны. Там возводятся такие храмы как Успенский собор в Коломне, 1672-1682 гг.; Собор Иосифо-Волоколамского монастыря, 1688-1692 гг.; Николький собор в Зарайске, 1681 г. Подчеркивающие членения фасадов, гранёные главы, возможно, декоративные закомары завершавшие фасады собора, объединяли эти два храма. Декор храма оттеняли в Новодевичьем монастыре крепостные, суровые в своей основе, башни монастырской ограды, а в Харьковском соборе – массивная, приспособленная к обороне башня-колокольня. По мнению известного исследователя русской средневековой архитектуры академика М. Ильина, зодчими, руководившими в 1680-1690 г.г. перестройкой комплекса Новодевичьего монастыря в Москве были известные подмастерья Приказа Каменных дел, впоследствии работавшие на Украине братья Ф.Д. и О.Д. Старцевы (Старченко). Если всё сказанное об Успенском храме верно, тогда гипотеза В.П. Титаря, о том, что мастера из артели братьев Старцевых участвовали в строительстве первых каменных храмов на Слободской Украине, находит дополнительное подтверждение. Из древностей, хранившихся в первом соборе в начале XX ст. сохранились: 1) Евангелие Львовской печати, 1636 г. со множеством гравюр. Евангелие, как явствовало из остатков надписи, попало в храм до 1665 г. при Тимофее, атамане Харьковском.

http://sobory.ru/article/?object=03885

христ. правителям с призывом дать отпор «неверным». Посланная царем на защиту Киева армия во главе с кн. Ю. П. Трубецким была торжественно встречена И. в сер. февр. 1673 г. 8 марта 1680 г. печерский архимандрит посылал в Москву старцев Паисия, Варлаама (Ясинского) и писаря И. Армашенко с просьбой пожаловать Киево-Печерскому монастырю обитель в Брянске или в Трубчевске в качестве укрытия на случай неприятельского нападения. По грамоте царя Феодора Алексеевича к Киево-Печерскому мон-рю в следующем году были приписаны Свенский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь близ Брянска и Чёлнский в честь Преображения Господня монастырь близ Трубчевска. Помимо помощи Киево-Печерскому мон-рю царский двор оказывал И. др. знаки внимания. Так, в 1681 г. Феодор Алексеевич послал ему только что опубликованный «Обед душевный» Симеона Полоцкого, в 1683 г. царская семья в качестве поминального вклада по Феодору Алексеевичу пожаловала обители богослужебные облачения. И. руководил типографией Киево-Печерского мон-ря, принимал участие в подготовке изданий, в частности, благословил «Патерик, или Отечник, Печерский» (1661), предварительно просмотрел и внес исправления в соч. Лазаря (Барановича) «Трубы словес проповедных на нарочитыя дни праздников», опубликованное киево-печерской типографией в 1674 г. В 1672 г. И. направил в Москву монахов для устройства книжной лавки и организации продажи изданий Киево-Печерского мон-ря. Печерский архимандрит поддерживал отношения с видными деятелями Киевской митрополии. Сохранилась многолетняя переписка И. с архиеп. Лазарем (Барановичем), носившая доверительный характер (примером может служить письмо И. с рассказом о низложении патриарха Никона , где читаются слова: «Погасло великое светило»). Антоний (Радивиловский) посвятил И. сборник проповедей «Огородок Марии Богородицы» (1676). И был похоронен в Успенском соборе Киево-Печерского мон-ря. М. А. Корзо, Б. Н. Флоря Сочинения И. является создателем ряда сочинений. Не подлежит сомнению его авторство в отношении философского курса «Сочинение о всей философии» (Opus totius philosophiae).

http://pravenc.ru/text/389655.html

Имена зодчих, строивших храм, неизвестны, но, бесспорно, они были талантливыми ярославскими мастерами, воплотившими в жизнь самые яркие и лучшие достижения ярославской архитектурной школы XVII столетия. Изначально слобожане просили архирея позволить разместить на верхнем ярусе нового храма придел во имя благоверных князей Бориса и Глеба, в нижнем ярусе - придел во имя святителя Николая Чудотворца, а " на папертях " - Благовещенский и Петропавловский приделы. Однако предложение клира и причта было осуществлено не совсем так, как им того хотелось. 19 мая 1672 года митрополит Иона Сысоевич направил в Борисоглебскую слободу грамоту, в которой давал следующее распоряжение: " И мы вас пожаловали, благословили церкви Воскресения Христова придел построить над папертьми, по правую сторону святых апостол Петра и Павла, а по левую сторону Николы Чудотворца... " Борисоглебский придел, в конце концов, появился в верхней, холодной части храма, и произошло это уже в конце XVII века, а вот Благовещенский придел так и не был устроен. Освящение главного престола Воскресенского собора состоялось 25 июля 1675 года. Это торжественное событие означало завершение основных работ по возведению храма. Чуть позже ярославские мастера выполнили роспись собора. Точного времени создания фресковой живописи мы, увы, не знаем. В основном историки искусства датировали роспись концом 1670-х или 1680-ми годами; авторами же назывались изографы Севастьян Дмитриев, Дмитрий Григорьев, братья Фёдор и Иван Карповы, Фёдор Игнатьев (на паперти). В 2008 году, при проведении реставрационных работ на северной грани северного столпа храма, была раскрыта монограмма, которая, очевидно, принадлежала автору росписей; состояла она из двух букв с точками сокращений: " Ф " и " К " . Хранитель исторических ценностей тутаевского Воскресенского собора С. Б. Семёнова, основательно изучившая живопись храма и комплекс документов, связанных с деятельностью ярославских мастеров последней трети XVII века, пришла к заключению, что монограмма может означать имя живописца Фёдора Карпова и относится к 1677-1678 годам.

http://sobory.ru/article/?object=00221

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить XVII Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Хронология Столетия: XVI - XVII - XVIII 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 Важные события Редакция текста от: 11.05.2020 14:15:42 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " XVII " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/74.html

Н. всячески способствовал созданию и реформированию школ и академий. После уничтожения стараниями иезуитов типографии патриарха Кирилла Лукариса в К-поле (1628) грекам приходилось печатать книги либо на Западе (Венеция, Женева и др.), либо в укр. землях. В 1680 г., опираясь на поддержку господаря Молдавии Иоанна Дуки, Д. Н. основал в Яссах, в мон-ре Четэцуя, греч. типографию ( οσθεος. Ιστορα. XII 12. 1; Фонкич. 2004. С. 467-468), в к-рой были изданы антилат. полемические сочинения визант. и поствизант. богословов: «О главенстве папы» Иерусалимского патриарха Нектария, предшественника Д. Н., сочинения св. Симеона , архиеп. Фессалоникийского, и «Изъяснение церковного последования» св. Марка Евгеника , митр. Эфесского. Однако вскоре, во время войны австро-польско-венецианского альянса с Османской империей, типография погибла ( Яламас. 1996. С. 232, 237). Только в 1690 г. уже в Бухаресте при поддержке валашского господаря Константина Брынковяну Д. Н. издал трактат Максима Пелопоннесского «Против схизмы» и направленный против кальвинистов сборник, состоящий из сочинения Мелетия Сирига «Опровержение кальвинских глав Кирилла Лукариса» и актов Иерусалимского Собора 1672 г. В 90-х гг. Д. Н. возобновил издание книг в Яссах. За годы после отъезда из Иерусалима Д. Н. возвращался туда лишь 2 раза, пребывал там с сент. 1678 по весну 1679 г. и с весны по авг. 1685 г. Во время последнего посещения Иерусалима он смог погасить долг иерусалимских груз. мон-рей и т. о. воспрепятствовать их переходу к армянам-григорианам и католикам; кроме того, он инициировал реставрацию прп. Саввы Освященного лавры в Иерусалиме ( οσθεος. Ιστορα. XII 11. 1-3). Тот факт, что свой кафедральный город Д. Н. посетил в последний раз за 22 года до кончины, был обусловлен изменившейся политической ситуацией в Палестине. Османская империя, теснимая с 1683 г. военными действиями альянса австрийцев и венецианцев, пошла на уступку своей союзнице Франции, требовавшей передачи всех палестинских святынь католикам.

http://pravenc.ru/text/180353.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010