Хор впервые запел тропарь святой блаженной Матроне, и все присутствующие в храме вместе с Предстоятелем Церкви пели величание. После литургии Первосвятитель и сослужащее ему духовенство совершили первый молебен новопрославленной святой у ее раки с мощами в нижней церкви Покровского собора. Вслед за тем Святейший Патриарх освятил закладку фундамента восстанавливаемой монастырской колокольни, которая была полностью разрушена в годы богоборчества. После этого памятного дня в монастыре ежедневно по завершении литургии совершается молебен с акафистом перед ракой святой блаженной Матроны. С семи утра до восьми вечера нескончаемым потоком люди идут поклониться Матронушке, и все больше благодатных чудес совершается ее святыми молитвами. Все, кто хоть раз обращался к ней в трудную минуту жизни, по опыту знают силу ее молитвенного заступления. Подворье монастыря Подворье Покровского ставропигиального женского монастыря 1998 году Покровскому женскому монастырю передан в качестве подворья храм Казанской Божией Матери в селе Маркове Раменского района Московской области. Храм Казанской иконы Божией Матери сооружен в 1672—1680 гг. в усадебной вотчине астраханского воеводы князя Якова Никитича Одоевского. Предполагается, что строителем храма был известный зодчий Павел Сидорович Потехин (родился около 1640 г .). Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Марково — сооружение уникальное. Выдающийся исследователь древнерусской архитектуры описал его так: «Русский самобытный стиль... прежде чем окончательно утонуть в волнах западного влияния сделал как бы последнее усилие и, вспыхнув на мгновение ярким пламенем, оставил после себя два дивных памятника — церковь села Останкина и церковь в селе Маркове». А вот свидетельство человека, далекого от «архитектурной науки», священника А. Соколова: «Самый храм по редкости и красоте архитектуры представляет собою археологический памятник прежнего зодчества. Да и самое расположение его на высоком берегу реки Москвы рядом со старинным липовым парком и прудом представляет чудный вид. Когда приходится проезжать противоположным луговым берегом Москвы-реки в г. Бронницы, рука невольно творит крестное знамение, а глаз долго не может оторваться от прекрасного вида и чудной архитектуры храма».

http://pravoslavie.ru/15233.html

Помимо них изображали св. воинов Георгия, Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Феодора Стратилата; врачевателей Косму и Дамиана, напр. на Е. греч. работы (XV в., монастырь Эсфигмен на Афоне). На Е. молдовлахийского производства присутствуют портреты ктиторов-господарей Александра Доброго и его супруги Марины в рост (1400-1432, ГЭ); фигуры коленопреклоненных Петра III и его сына Марка (1537, мон-рь Эсфигмен на Афоне); изображения Иоанна Негоша с сыновьями и его супруги с дочерьми наряду с образами святителей и пустынников (XVII в., мон-рь Эсфигмен на Афоне). Новогреч. традицией Кондаков считал упоминание имен не только вкладчиков и создателей, но и членов их семей (напр., на Е. 1680, мон-рь прп. Дионисия, Афон). На выбор изображений влияло местное почитание святых. На создание Е. сер.- 2-й пол. XVI в. (ГММК) с фигурами Московских митрополитов Петра, Алексия, епископов Леонтия Ростовского и Никиты Новгородского, возможно, повлияли прославление еп. Никиты Новгородского после обретения его мощей в новгородском Софийском соборе в 1558 г. и привоз его погребальных одежд в столицу на поклонение (ПСРЛ. Т. 30. С. 190). На Е. из Киево-Печерской лавры (1672, НКПИКЗ) вышиты образы преподобных Антония и Феодосия Печерских. На Е. (2-я пол. XVI в.), вложенной свящ. Георгием в афонский мон-рь Симонопетра, среди святителей присутствует свт. Митрофаний, 1-й еп. К-польский. Появление его образа могло стать характерной чертой произведений поствизант. периода: Кондаков упомянул греч. Е. XVII в. из мон-ря Ксенофонт, на к-рой изображение свт. Митрофания К-польского предшествовало образам К-польских святителей ( Кондаков. 1902. С. 256). Евангельские сюжеты. Фрагмент лицевого шитья на епитрахили иером. Матфея. XV в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Евангельские сюжеты. Фрагмент лицевого шитья на епитрахили иером. Матфея. XV в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В поствизант. период оформление греч. Е. утратило прежнюю целостность, красоту рисунка, на иконографию сильно влияли итало-критские образцы.

http://pravenc.ru/text/190057.html

Среди монастырских святынь были волосы М., паллий, якобы полученный им от папы Римского, а также посохи, с к-рыми святые Мартин и М. совершили паломничество в Рим (Ibid. P. 34). Аббатство М. было разорено во время Рыцарского восстания 1522 г. Аббат Винценц Мор (1514-1525) с трудом собрал монахов, бежавших в др. обители. Его преемник Йоханнес фон Целль восстановил монастырскую церковь (освящена в 1533). Настоятели мон-ря отстаивали имп. статус обители от притязаний архиепископа-курфюрста Трирского. При аббате Райнере Бивере (1581-1613) на землях мон-ря велась охота на ведьм, в результате к-рой было казнено не менее 400 чел.; организуя процессы над ведьмами, монастырские власти стремились подтвердить независимость аббатства от курфюрста. Однако в 1669 г. мон-рь М. утратил имп. статус и был подчинен архиепископу ( K ä ufer. 2003). Во время Голландской войны (1672-1678) Трир был оккупирован французами; монахи вывезли реликварий с черепом М. и др. святыни в Люксембург. В ходе работ по укреплению обороны города франц. солдаты разрушили церковь и др. здания монастыря (май 1674). При аббате Александре Хенне был возведен храм в стиле поздней готики (1680-1684, архит. Х. Н. Куккайзен). К кон. XVIII в. дисциплина в аббатстве пришла в упадок. В ходе архиепископской визитации (1786) почти все монахи (33 чел.) выразили желание покинуть обитель и вернуться в мир ( Lehner U. L. Enlightened Monks: The German Benedictines 1740-1803. Oxf.; N. Y., 2011. P. 41, 150-152). Перед тем как Трир был вновь занят франц. войсками (авг. 1794), монахи бежали из города. В 1802 г. аббатство М. было секуляризовано, монастырские ценности утрачены, книжное и архивное собрания вывезены в разные места (более 200 рукописей из мон-ря хранятся в б-ках Берлина, Гента, Парижа, Трира и др. городов). В аббатстве размещались казарма, тюрьма, школа и т. д.; во время второй мировой войны мн. здания были разрушены. Бывш. церковь (ныне концертный зал) и др. сохранившиеся постройки принадлежат католич. школе св. Максимина (с 1996).

http://pravenc.ru/text/2561674.html

Сторонник греческой партии Игнатий Римско-Корсаков по смерти Иоакима (в 1690 году) подал записку царице Наталье Кирилловне, где обвинял Маркелла в ереси и в наклонности к латинству (Gordon " s Tagebuch II, 309 и 311) и предостерегал царицу хлопотать о выборе Маркелла в патриархи, так как Петр очень любил Маркелла, о чем скажем ниже, и Маркелл мог попасть в патриархи. Вот некоторые данные для его биографии. В 1672 году чернец Маркелл (думаю, что именно этот Маркелл) переводил книгу Хрисмологион с греческого (Дополнение к акт. истор. т. VI, стр. 190). Он же перевел книги: «Мусы или седмь свободных учений» в лицах, по 8 тетрадей в книге (Ibid. 191 – 199). Архимандрит Свенского монастыря 1679 года, епископ Суздальский 1680 г., митрополит Псковский в 1681 году, митрополит Казанский в 1690 году; он скончался в 1698 году. Это был один из образованнейших людей своего времени. Петр, говоря в Митаве некоему Бломбергу о не выборе Маркелла в патриархи, в насмешку, объяснил эту неудачу тем, что митрополит знал латинский, французский и итальянский языки, обладал небольшой, не достаточной для патриарха бородой и дозволил своему кучеру сидеть на козлах, а не верхом на лошади. Я не могу согласиться с мнением проф. Брикнера, принимавшего всерьез слова Петра. (Брикнер. «Материалы для источниковедения истории Петра Великого» Ж. М. Н. Пр. 1879 г., Август, стр. 301–302). Может быть, здесь надо искать начало затаенной неприязни Петра к Адриану. Желание поднять свою паству видно из его грамоты 1686 года, напечатанной в Акт. Ист. т. V 122. Раскольники недолюбливали Маркелла и величали его митропилашкой-антихристом (Соловьев XIV, 83). Вероятно, на него же намекает Игнатий Корсаков и в житии патриарха Иоакима (изд. Общ. Люб. Др. Писм., стр. 98): «бысть же (по смерти Иоакима) и некая распря от некоего, иже бяше иноплеменник, притворяшеся же россиянин, иже не вем како промчеся, якобы произволяшеся оному и на патриаршество возведену быти... а иноземцев поляков пастырьми поставлять остережено сие бысть...» Возможно, что Маркелл был южнорусс.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ I Часовня с надгробием митр. Черногорского Даниила на скале Орлов-Крш в Цетине Часовня с надгробием митр. Черногорского Даниила на скале Орлов-Крш в Цетине (мирское имя Петрович-Негош Никола; 70-е гг. XVII в.; с. Негуши, Черногория - 4.01.1735, Будва, там же), митр. Черногорский. 1677 год как год рождения Д. обозначен на его могиле, но по др. данным, он род. ок. 1672 либо ок. 1680 г. Сын воеводы Стефана (Шчепаца) Петровича-Негоша, часто именовался с отчеством Шчепчевич. Его мать приняла монашество с именем Анна. В юном возрасте Д. ушел в Цетинский мон-рь и принял монашество. Был свидетелем разрушения обители 28 сент. 1692 г. скадарским пашой Сулейманом Бушатли. В 1697 г. Д., когда ему, по данным А. Стаматовича, было 25 лет (см.: С. 23), на черногорской скупщине избран митрополитом и правителем Черногории. Монах мон-ря Добрска-Челия, к-рый надеялся на свое избрание и был оскорблен решением скупщины, вызвал его на дуэль. Д. тяжело ранил соперника. Д. стал первым представителем династии Петровичей-Негошей , к-рая наследовала княжеский и митрополичий престолы Черногории до 1918 г. Д. до 1708 г. не признавал поставленного греками Печского патриарха Каллиника, поэтому с просьбой о хиротонии обратился к Сербскому патриарху Арсению III (Черноевичу) . В 1700 г. в венг. г. Сечуй Д. был хиротонисан во епископа патриархом Арсением III в сослужении 6 серб. епископов. В 1701-1704 гг. Д. обновил Цетинский мон-рь. В 1702 г. при освящении церкви в с. Српска (Черногория) Д. был захвачен в плен скадарским пашой Демиром. Ежедневно его заставляли носить кол, орудие возможной казни, из Подгорицы до крепости Спуж (ок. 10 км) и обратно, а по ночам вешали его под сводом городских ворот. Д. выкупили за собранные по всей Черногории 3 тыс. дукатов (в случае неуплаты выкупа его угрожали казнить). Накануне Рождества 1709 г. правосл. черногорцы по благословению Д. напали на «потурченцев» (черногорцев, принявших ислам и проводивших протур. политику) и заставляли принять крещение либо покинуть страну, оказавшие сопротивление были убиты. Эта акция (нек-рые исследователи считают, что она не была разовой) остановила процесс обращения населения в ислам.

http://pravenc.ru/text/171276.html

Ярославль. Церковь Николая Чудотворца (Николы Мокрого). Церковь Николы Мокрого Добавить фотографии Царское место в церкви Николы Мокринского на левой стороне. Фото начала ХХ века. Альбом «Храмы России. Альбом фотографических снимков с церковной архитектуры Ярославской губернии» http://andcvet.narod.ru/arxan/13/sam.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Есть легенда, что первая Никольская церковь, тогда еще деревянная, появилась на мете языческого капища на берегу реки Которосль. Жертвенный камень был якобы положен под фундамент. Название церкви по распространенной версии было дано из-за сырого и топкого месторасположения. Церковь сооружена на средства купцов Астафия Лузина, Андрея Лемина и посадских людей Федора Выморова и Стефана Тарабаева. Главный престол, во имя Николая Чудотворца освящен в 1672 году. В Южном приделе спустя несколько дней освятили престол во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В 1682 в северном приделе – во имя великомученицы Варвары. В 1673 году церковь была расписана. Росписи напоминают выполненные семь лет спустя в храме Ильи Пророка (http://sobory.ru/article/?object=00213). Впервые в Ярославле здесь применена полузакрытая система галереи: на зиму она закрывалась рамами. Исходя из этого обстоятельства некоторые исследователи предполагают, что росписи были выполнены гурием Никитиным, которого после завершения этой работы пригласили расписать Ильинскую церковь. Летописных источников об авторстве фресок не сохранилось. В 1680-е годы храм богато декорировали терракотовыми изразцовыми наличниками, пучковыми колонками. Резчиками по дереву были выполнены молельные места, по преданию, для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. До 1841 года церковь была приходской, потом по велению Николая I храм передали военному ведомству: прихожанами стали военнослужащие карабинерного полка, а позднее 11-го Фанагорийского полка. Храм закрыли в 1929 году. В 1939 году царское и патриаршее места перенесли в церковь Ильи Пророка. В1992 году возвращена Ярославской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=06021

Львов. Онуфриевский монастырь. Церковь Онуфрия Великого. Онуфриевская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Онуфрия Великого Год постройки:1550. Адрес: г.Львов ул. Богдана Хмельницкого, 36 Координаты: 49.849361, 24.028944 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Онуфриевская церковь, XVI—XIX вв (ул. Богдана Хмельницкого, 36). В 1550 г. выстроена каменная церковь, ставшая ядром нынешней, а в 1585 г.— монастырем. Монастырь неоднократно горел и опустошался, но вновь отстраивался. Значительным разрушениям он подвергся во время турецкой осады 1672 г. Был отстроен в 1680 г. В 1701 г. к церкви с южной стороны пристроили часовню св. Троицы, в 1821 г. достроили восточную часть. Последние изменения относятся к реставрации 1902 г. Архит. И. Левинский по проекту архит. Э. Ковача пристраивает северный неф. Это типичный для украинской архитектуры каменный, трохнефный, трехапсидный храм с двумя главами над боковыми нефами и декоративной главкой над центральной частью. Перекрыт крестовыми сводами. С Онуфриевским монастырем связано имя первопечатника И. Федорова. Здесь в 1573 г. он основал типографию, из которой вышли известный львовский «Апостол» и «Букварь» — первенцы украинской печатной книги. Здесь же И. Федоров был похоронен в 1583 г. Во дворе установлена трехфигурная композиция, изображающая великого первопечатника с помощниками (скульптор А. Галян, 1977 г.). После реставрации 1972—1974 гг. здесь открыт музей Ивана Федорова — филиал Львовской картинной галереи. Кельи монастыря, XVII—XIX вв. Здание построено в 1683 г. Перестройки конца XVIII в. и начала XIX в. изменили внутреннюю планировку здания.Кирпичные, двухэтажные, в плане — вытянутый прямоугольник. С севера к зданию примыкает колокольня. Частично сохранились своды в помещениях первого и второго этажей. Башня-колокольня, 1681—1822 гг. В строительстве принимал участие архит. П. Римлянин. Расположена на одной оси с церковью, является главным входом на территорию монастыря. С улицы к воротам ведет парадная лестница, построенная в 1780 г. Колокольня надстроена в 1820—1822 гг. Представляет собой каменную, квадратную в плане, четырехъярусную башню со сквозным арочным проходом в первом ярусе. Накрыта шатровой крышей. Ниши на фасаде по форме аналогичны нишам, прорезающим стены церкви. 

http://sobory.ru/article/?object=10017

Марково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Замечательный образец московского зодчества 2-й пол. XVII в. Церковь на подклете, построенная на средства князя Я.Н. Одоевского, состоит из одноглавого четверика, с трёх сторон охваченного пониженными папертями, над каждым из углов которых поставлен четверик придела. Колокольня построена в сер. XIX в. Приделы Предтеченский и Никольский, два западных придела были упразднены в XVIII в. Закрыта в 1930-х гг., к 1990-м гг. пришла в аварийное состояние. В 2000 г. отдана верующим, отреставрирована. В начале XVII ст. Московского уезда, в стану Замосковном Раменце «в порозжих землях» находилось «Образцовое поместье Ондреева пустошь Марковская», проданная из Поместного приказа в 1629 г. Борису Дворянинову в его вотчину. Борис Дворянинов поставил на пустоши Марковской для себя двор, поселил крестьян и здесь же построил новую деревянную церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы с приделами. В 1642 г. Марково – село поступило во владение боярина Федора Ивановича Шереметева и за ним утверждено того же года отказною книгою, в которой говорится: «в селе церковь Пречистой Богородицы Казанской древянна верх, да в приделах Иоанна Предтечи, придел Бориса и Глеба, придел Николы чудотворца, придел Макария Унженского чудотворца, а церковь и образы, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение вотчинниково Бориса Дворянинова, да в селе двор попов, двор дьячков, двор вотчинников Борисов, 8 дворов людских крестьянских пустых; а попа и дьячка и людей своих и крестьян Борис Дворянинов вывез с собою». В 1672 г. селом Марковым владел князь Яков Никитич Одоевский. В 1678 г. при церкви были священники: Артемон Михаилов и Алексей Васильев, диакон Андрей Васильев; в селе двор вотчинников, двор приказчиков, 2 двора бобыльских и 4 двора конюхов, в них 14 чел.». В дозорных книгах Патриаршего приказа 1680 г. написано: «28 июля по досмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского и подьячего Михаила Арцыбушева, в вотчине боярина князя Якова Никитича Одоевского, в селе Маркове церковь каменная во имя Пресвятой Богородицы Казанской; а по сказке той церкви попа Алексея Васильева, та де церковь Воховской десятины строение боярское; живут у той церкви два попа, диакон с причетники, а руги им с причетники: денег 17 руб. 23 алтына 2 деньги, хлеба – ржи 40 чети, овса тож, да им же на прокормление на собор дано из боярского жалования, из его боярской земли 10 чети в поле, сена 20 копен».

http://sobory.ru/article/?object=06634

Выставка «101 икона из Ярославля» пройдет в Москве 26 сентября 2007 г. 14:06 28 сентября в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка из собрания Ярославского Художественного музея «101 икона из Ярославля». Эта выставка проходит в рамках крупного выставочного и издательского проекта Государственной Третьяковской галереи «Золотая карта России», представляющего собрания художественных музеев страны. В настоящее время собрание икон Ярославского художественного музея составляет более двух тысяч памятников XIII — начала XX веков. Наиболее значительная часть коллекции — иконы, написанные в период расцвета Ярославля, в XVII- XVIII веках. Им и посвящена выставка «101 икона из Ярославля». К классическим произведениям искусства Ярославля первой половины XVII столетия относятся иконы «Богоматерь Корсунская», «Вознесение», «О тебе радуется». Особенно интересна икона «Святитель Иоанн Златоуст» с житием в 52 клеймах». Аналогий столь подробному живописному изложению жития святого в древнерусском искусстве пока не выявлено. Наиболее полно на выставке представлена иконопись второй половины XVII столетия. Здесь есть и работы ярославских художников, и мастеров, приглашавшихся в Ярославль. Экспонируется икона Федора Евтихиева Зубова «Илья Пророк в пустыне» 1672 года и праздничный чин 1680-х годов из церкви Ильи Пророка, созданный мастерами костромской иконописной артели, во главе которой стоял знаменитый Гурий Никитин. Среди экспонатов ярославской экспозиции есть и произведения, которые никогда не демонстрировались ранее в России, а 16 икон XVIII века были отреставрированы специально для этой выставки. Наибольший интерес из них представляют датированные памятники: «Спас Великий Архиерей» Афанасия и Ивана Шустовых 1747 года, «Спас Нерукотворный» 1757 года. На выставке представлено и 6 икон, происходящих из кафедрального Успенского собора, разрушенного в 1937 году. Восстановить храм планируется к тысячелетнему юбилею города. Пресс-служба Ярославской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/299489.htm...

А уже в 1671 году в Москве была создана целая слобода для переселенцев из этих городов, получившая название Мещанской слободы. Земли им выделили довольно почетные – часть Троицкого тракта за Сретенскими воротами и частично земли соседней дворцовой Напрудной слободы (где стояла знаменитая церковь мученика Трифона), причем дворцовые земли были предоставлены безвозмездно. Интересная особенность: тем, кто селился ближе к центру Москвы, давали относительно небольшие участки, а к окраине они увеличивались вдвое – под традиционные огороды и благоустроенные палисадники с цветами. Имя же слободы «Мещанская» возникло от польского miasto, означавшего «город» и mieszczanin – «горожанин», поскольку новые московские жители были переселенцами именно из городов. В основном это были мирные горожане, ремесленники и торговцы, добровольно переселившиеся в Россию с семьями, но среди них было и множество военнопленных, не пожелавших вернуться на свою родину. Так слобода оказалась многонациональной: здесь жили и поляки, и белорусы, и литовцы, и украинцы. Есть версия, что власти намеревались создать Мещанскую слободу по этнографическому принципу, наподобие Немецкой слободы, где жили бы только переселенцы их этих присоединенных западнорусских городов. Действительно, на первых порах они были явно обособлены от других московских слобод: находились в ведении Посольского приказа, имели собственную школу, выборное самоуправление, которое возглавлял царский наместник. Однако уже к концу XVII века там жили и русские – выходцы из Ярославля, Углича, Владимира, – что в итоге превратило Мещанскую слободу не в отдельное этническое поселение, а просто в новый московский район. Мещанская слобода оставила четыре Мещанские улицы, и все они сохранились до сих пор, но под другими именами. Традиционным для Москвы было и сооружение собственной слободской церкви. Уже в 1672 году жители Мещанской слободы выстроили себе приходской храм во имя святых Адриана и Натальи, освященный по именинам царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, только что обвенчавшейся с царем Алексеем Михайловичем. Первый храм был деревянным и однопрестольным, но столь богато украшенным, что когда в него забрались воры, то унесли множество драгоценностей; значит, прихожане были не бедными. В начале 1680-х годов церковь сгорела, и было решено строить на ее месте новый каменный храм, что опять свидетельствовало об относительном достатке его прихожан, хотя они и обратились за небольшой помощью к казне. И тогда государи-соправители Петр и Иван Алексеевичи велели выдать на новоустрояемый храм много хорошего железа для затворов на окна и двери, которое было снято с кровли здания Посольского приказа, находившегося в Кремле.

http://pravoslavie.ru/581.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010