1626.  …печаль и воздыхание удалятся (Ис. 35. 10). 1627.  …не будет взирать на величие Господа (Ис. 26. 10). 1628.  …ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире (2 Пет. 3. 14). 1629.  …«приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25. 34). 1630. Алфавитный патерик. 1631.  …дорожа временем (Еф. 5. 16). 1632. Алфавитный патерик. 1633. Алфавитный патерик. 1634.  …разумный человек молчит (Притч. 11. 12). 1636. Алфавитный патерик. 1637. Алфавитный патерик. 1638. Vitae Patrum, Patroiogiae, tom LXXXIII, pag. 857, cap. 23. 1639. Pag. 858, cap. 20. 1640. Pag. 857, cap. 19. 1641.  Любящие Господа, ненавидьте зло! (Пс. 96. 10.) 1642. Pag. 887, cap. 22. 1643. Pag. 857, cap. 21. 1644. Pag. 860, cap. 14. 1645. Pag. 866 и 864, cap. 21. 1646. Pag. 864, cap. 22. 1647. Pag. 864, cap. 33. 1648. Pag. 864, cap. 24. 1649. Сар. 25. 1650. Сар. 26. 1651. Pag. 864, cap. 27. 1652.  Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих (Пс. 117. 7). Pag. 805. 1653. Pag. 793, cap. 1 1654. Pag. 740, cap. 2. 1655. Pag. 1019, cap. 27. 1656. Пролог, 22 мая. 1657. Pag. 877, cap. 15. 1658. Pag. 877, cap. 16. 1659.  Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1). Pag. 877, cap. 17. 1660. Папирус — растение, из которого прежде делали бумагу. 1661. Pag. 882, cap. 33. 1662.  А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф. 5. 3). 1663. Pag. 890. 1664. Pag. 890. 1665. Pag. 900, cap. 26. 1666. Cap. 28. 1667. Сар. 29. 1668. Pag. 901, cap. 32. 1669. Сар. 34. 1670.  …без Меня не можете делать ничего (Ин. 15. 5). 1671. Pag. 902, cap. 36. 1672. Pag. 902, cap. 38. 1673. Pag. 904, cap. 45. 1674. Pag. 909, cap. 23. 1675. Pag. 909, cap. 24. 1676. Четьи-Минеи, 21 июля. 1677. Pag. 911, cap. 10. 1678. Pag. 927, cap. 77. 1679. Pag. 927, cap. 79. 1680. Pag. 927, cap. 80. 1681. Мф. 7. 14. 1682. Pag. 927, cap. 81. 1683. Сар. 82. 1684. Pag. 927, cap. 83. 1685. Pag. 928, cap. 86.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1676 г. июля 4 – 21 декабря 1680 г. и 1681 г. мая 6 – 15 мая 1682 г. (убит) Думный Дьяк Ларион Иванович Иванов. В 1658 и 1660 г. был послан в Польшу гонцем. – С 1663 г. дьяк в Новой чети, в приказах Лифляндских дел (1665–1666 гг.), Большого дворца (1665–1668 гг.), Оружейном (1665–1668 гг.), Стрелецком и Устюжской чети. В Посольском приказе с ним «в товарищах» дьяк Бобинин, Украинцев и Домнин; «и Новгородский и Малороссийский приказы, Владимирскую и Галицкую чети ведать им же». 8 марта 1877 г. царь «указал ведать Новгородский приказ, Владимирскую и Галицкую чети боярину Ив. Мих. Милославскому с товарищами (окольничий И. И. Чириков, думный дьяк Аверкий и дьяк Яков Кирилловы), а Посольский в Малороссийский приказы ведать дьякам думному Лариону Иванову, Вас. Бобинину, Ем. Украинцеву, Петру Долгово по прежнему». С 4 июля 1678 г, в его ведении Владимирская четь, 16 ноября 1679 г. назначен был на Польский посольский съезд; подтверждено было назначение 16 января 1680 г. 15 февраля 1680 г. государь «указал: города, которые ведомы были в приказе Устюжской чети, денежными доходы и всякими росправными делами ведать в Посольском приказе дьякам – думному Лариону Иванову, Василию Бобинину, Емел. Украинцеву, Семену Протопопову». 22 мая 1680 г. царь «указал: приказы Новгородский, Большой Приход, Владимирскую и Галицкую чети судом и всякими росправами и воеводскими отпуски ведать боярину Ив. Мих. Милославскому с товарици и снести те приказы в одно место, чтобы челобитчикам по тем разных приказам лишние волокиты не было». 7 ноября 1680 г. государь «указал: Владимирскую и Галицкую чети и Новгородский приказ ведать в Посольском приказе». 6 мая 1681 г. Лариону Иванову велено быть в Посольском приказе; упомин. здесь 25 декабря 1681 г., 3 января, 7 и 13 апреля и 1 и 3 мая 1682 г. убит был во время стрелецкого бунта 15 мая 1682 г. В Стрелецком приказе упом. в январе–марте 1670 г., 16 июля 1672 г., 17 февраля 1679 г. В Новгородском приказе упом. в июле 1681 г., феврале–мае 1682 г. В Малороссийском – 17 февраля 1679 г. и в мае 1682 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

(По описям 1701–1735 гг. за 656, 1738–1749 гг. за 652. 83 (84). πστολος. 1. Там же. 1578 Апостол церковный. На греч. яз. (По описям 1701–1749 гг. за 6). 84 (85) ‘Απστολοι πεντεκαδεκа, ν ες τετπωται 1663 ετει ο δο κα δκα 1672, ο δο 1680. 15. Там же. Разных (годов). Апостолов церковных греческих пятнадцать, из которых один напечатан 1663 года, двенадцать 1672, два 1680. – «У оных книг оболочки пообились, и у некоторых застежек нет». (По описям 1701–1735 гг. за 658, 1738–1749 гг. за 654. 86 (87). Το ατο περ ζων στορα(ας?). 1. В Флоренции. 1527. Того же история о животных. На греч. (По описям 1701–1749 гг. за 18). 87 (88). Aristophanis comoediae undecim. Uno tomo. Graece. 1. В Париже. 1540. Аристофана одиннадцать комедий, в одном томе. На греч. «У оной книги переплет и оболочка ветхи» . (По описям 1701–1735 гг. за 653, 1738–1749 гг. за 649). 88 (89. Л. 11 об.). ριϑμετικ Μανουλου το Γλυζωνου. 2. В Венеции. 1679. Арифметика Мануила Глузония. На греч. Два экземпляра. (По описям 1701–1735 гг. за 659, 1738–1749 гг. за 655). B. 89 (90). Biblia latina vulgata. 1. В Колонии. 1682. Библия латинская вулгатная. 90 (91). Biblia item vulgata latina. 1. В Виенне. 1705. Еще библия вулгатная латинская. 91 (92). Breviarium sacrarum precum, laudum, et gratiarum Deo persolvendarum in Romana ecclesia per totum annum. Latine, sine indicio anni et loci. 1. – – Сокращение церковных молитв, похвал и благодарений Богу приносимых во весь год в Римской церкви. На лат. Без показания года и места. С. 92 (93). Καννες κα δγματα τς ν Τριδντω συνδον. 1. В Риме. 1583. (По описям 1701–1735 гг. за 591, 1738–1749 гг. за 589). 93 (94. Л. 12). Καννες πρς τν περαγαν Θεοτκον ο ν τ πδεπν) λεγμενοι, τ δ βιβλον θεοτοκριον ονομζεται. 1. В Венеции. 1681. Каноны к пресвятей Богородице на повечерии читаемые, а книга Феотокарь называется. На греч. (По описям 1701–1735 гг. за 648, 1738–1749 гг. за 644). 94 (95). Catalogi duo coditum manuscriptorum graecorum, qui in bibliotheca Sunodali Mosquensi asservantur; tertius accessit catalogus codicum manuscriptorum Bibliothecae Typographicae Mosquensis, uno tomo. Latine et Ruthenice. 1. В Москве. 1723.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   Симеон Полоцкий, имея опору на троне, мирно умер на своем посту в 1680 г., оставив по себе ученика и продолжателя своего богословия в лице игумена Сильвестра Медведева. Сильвестр в 1665 г. был еще чиновник Тайного Приказа, т. е. просто личной канцелярии царя Алексея Михайловича. Затем встречаем Сильвестра на службе подьячего в приграничных Курске и Путивле. Уже тогда он подпал под влияние латинской школьной атмосферы. В 1672 г. мы находим его уже в Мочанской Пустыни и вскоре, в 1675 г. в полном постриге. Его монашеское имя было Симеон, но в истории он остался с своим мирским именем Сильвестра. Зная его приверженность к его учителю Симеону Полоцкому, царь Федор по смерти Симеона П. (1680 г.) назначил инока Симеона-Сильвестра «строителем», т. е. настоятелем Заиконоспасского монастыря, надолго ставшего (с XVII по XIX в.) местом богословских школ в Москве.    В Москве, как прямой ученик С. Полоцкого, он примкнул к придворным кругам царя Федора, его сестры Софьи и ее любимцев — Федора Шакловитого и кн. В. В. Голицына. Последний был увлеченным западником. И этим воспользовались иезуиты, прибывшие в Москву в составе австрийского посольства. Под покровом торгового предприятия иезуиты приобрели себе дом в Немецкой Слободе и, конечно, тайно разжигали спор о Св. Дарах.    Сильвестр Медведев по отзывам современников был человеком более умным и даровитым, чем его учитель Симеон Полоцкий. Ревнители греческой школы боялись его влияния больше, чем С. Полоцкого. Свидетельством его эрудиции остается серьезный и, строго говоря, первый русский библиографический труд: «Оглавления книг и кто их сложил». Цитаты Сильвестра из отеческой письменности очень разнообразны. После падения его, в его библиотеке нашли 603 книги на латинском, польском, немецком языках. И только 18 книг на славянском языке. Так как замышлялся план устройства в Москве высшей школы — Академии, то все подразумевали, что во главе ее останется Сильвестр, как настоятель Заиконоспасского монастыря. Слухи о предполагаемом открытии в Москве высшей школы распространились и за польско-литовским кордоном. В Москву начали являться соискатели ученого положения. В 1681 г. явился некий белорус Ян Белободский. Сумбурность его богословских убеждений, по поручению патр. Иоакима, обследовал С. Медведев и этим укрепил свою репутацию, как авторитетный богослов. На соборном заседании, в присутствии патр. Иоакима, Сильвестр изобличил Яна Белободского в наличии у него смеси доктрин лютеранских, кальвинских, а вместе и латинских. Молва потом говорила, что Белободский, как цыган, исповедует веру той страны, где проживает. Патр. Иоаким, однако, не обольщался этой демонстрацией православности самого Сильвестра. И патриарх, конечно, не заблуждался, что Сильвестр убежденно разделял весь латинствующий стиль школы Симеона Полоцкого. Может быть, потому патр. Иоаким и не торопился с открытием Академии, что боялся отдачи ее в руки талантливого Сильвестра Медведева.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1680 г. декабря 21 – 6 мая 1681 г. Ближний боярин Василий Семенович Волынский. В 144–166 гг. стольник, в 166–184 г. окольничий, с 184 г. боярин. 3 ноября 1670 г. в Разбойном приказе. Был посылаем: в 1663 и 1666 гг. в Швецию, в 1672 г. в Польшу, в 1675–1676 гг. в Вену. 21 декабря 1680 г. царь «указал: Посольский, Малороссийский, княжества Смоленского и Новгородский приказы, Устюжскую, Галицкую и Владимирскую чети ведать ближнему боярину и наместнику обдорскому В. С. Волынскому, а с ним думному дьяку Лукьяну Голосову, да прежним дьякам Вас. Бобинину, Ем. Украинцеву, Сем. Протопопову. А думному дьяку Лариону Иванову в Посольском приказе не сидеть». 27 февраля 1681 г. Государь «указал: Посольский, Малороссийский, княжества Смоленского и Новгородский приказы, Устюжскую, Галицкую и Владимирскую чети ведать е боярином В. С. Волынским думному дьяку Ем. Украинцеву». В мая 1681 г. сказано ему на воеводство в вел. Новгород. 10 июля приехал туда и принял город у кн. Хованского. Пробыл здесь по 14 декабря 1681 г. 16 сентября 1682 г. умер. 1682 г. мая 17 – 6 сентября 1689 г. Ближний боярин и наместник новгородский князь Василий Васильевич Голи ц ын – «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель» (так титулуется в 1685–1689 гг.). С 10 февраля по 19 июля 1689 г. в крымском походе. Сослан в ссылку 9 сентября 1689 г. Кроме Посольского заведывал приказами: Великие и Малые России, княжества Смоленского, Новгородской, Владимирской, Галицкой и Устюжской четвертями (уп. в 197–198 гг., Малороссийский уп. только 198 г.). См. выше стр. 46–47. 1689 г. сентябрь – 19 апреля 1699 г. Думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев. Еще 27 февраля 1681 г. велено было ведать Посольский приказ вместе с Волынским Украинцеву, т. е. он сделан как бы вторым начальником приказа; им он оставлен и 17 мая 1682 г. при назначение кн. В. В. Голицына; но с поступлением в приказ кн. А. В. Голицына Украинцев занял третье место здесь. После ссылки кн. Голицыных он является начальником приказа. В 1697–1699 гг. боярину Льву Кириловичу Нарышкину на время пребывания царя Петра за границей и отсутствия из Москвы поручаемы были все иностр. государств дела (заменял царя, начальником приказа оставался Украинцев). 19 апреля 1699 г. назначен посланником в Константинополь, выехал из Москвы 29 июля 1699 г.; называется: «чрезвычайный посланник, думный советник и наместник каргопольский». В Константинополе вместе с проездом пробыл год и 7 месяцев. 5 апреля 1702 г. был уже в Москве; писал: «служил я 42 года в Посольском и иных приказах». В 1707 г. был с кн. В. Л. Долгоруковым при комиссии, а по назначении Долгорукова в Данию Украинцеву велено остаться в Люблине «с характером министра». В июне 1708 г. отправлен из Польши в Венгрию к князю Ракоцию; 12 сентября с. г. в Венгрии умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Пресвитерианские служители начали проповедовать для К. на специальных тайных собраниях, т. н. конвентиклях, проводившихся обычно за чертой городов и сельских поселений. Власти жестоко преследовали их участников (конвентиклеров). Конвентикли рассматривались как действия, направленные против властей или считались подготовкой мятежа. Произвол властей привел к восстанию в Галловее (1666), которое было подавлено, а его участники казнены или отправлены на плантации о-ва Барбадос. Политика чередования репрессий и послаблений, особенно «Письма снисхождения», которые Карл I издал в 1669, 1672, 1679 гг., сократили количество К.-радикалов. Король позволил выселенным из приходов пасторам вернуться к семьям и проповедям, если они обещали воздерживаться от обличительных или спорных заявлений. В 1679 г. К. был убит архиеп. Дж. Шарп и вспыхнуло новое восстание К. во главе с Д. Грэхемом из Клейверхауса. Восставшие одержали победу в сражении при Драмклоге, но через неск. недель были разгромлены в битве при Ботуэлл-Бридж (Ботуэл-Бриг; недалеко от Глазго) из-за возникших в их лагере разногласий. 22 июня 1680 г. наиболее радикально настроенные К. приняли Санкарскую декларацию. Движение возглавили Р. Камерон, его последователи получили известность как камерониане. До этого времени многие К. сохраняли внешнюю лояльность по отношению к королю, несмотря на их противодействие религ. политике шотл. правительства. Камерон прервал традицию лояльного отношения, обличая Карла II и его брата Якова как папистов и призывая короля отречься от престола. Его соратник Д. Каргилл на одном из тайных собраний отлучил короля и его брата от Церкви. Камерониане призывали к восстановлению «истинного» пресвитерианства и призывали к активным выступлениям против королевской тирании и к неповиновению гражданским и церковным властям. Правительство ужесточило репрессии, начались казни (позднее этот период в истории К. получил название «Смертоносные времена»). Камерон был убит в июле 1680 г. в стычке с правительственными войсками в Эйрдс Мосс, но его последователи, хотя и немногочисленные, были известны еще и в 1-й пол. XVIII в. Всего же, по некоторым данным, в 1660-1681 гг. погибло ок. 18 тыс. К.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

64– 144), 60–70-е годы XVII в. Филиграни: Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка RGD (?) в картуше – типа Дианова и Костюхина, 400 (1672 г.); Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка РМ – Дианова и Костюхина, 431 (1658 г.). Текст распадается на ряд «слов». Слово 1, читаемое 19 сентября, представляет собственно Житие Федора Ярославского. Слово 2 – о «жительстве» князей Давида и Константина. Слово 3, читаемое 5 марта, представляет статью об обретении мощей в 1463 г. Затем следует изложение всех чудес от мощей ярославских чудотворцев (по Антониевской редакции). Далее читаются: «Похвальное слово» на память Федора, Давида и Константина, «Сказание вкратце» о житии и чудесах ярославских чудотворцев и «Поучение» на их память. В остальных списках уже имеются редакционные изменения: Слово 1 и Похвальное слово сопровождаются стихословиями, «Сказание вкратце» получает название Синаксаря. 2) ЯМЗ, 15173. Служба и Житие Федора Ярославского (л. 32– 188 об.), кон. 70-х – нач. 80-х годов XVII в. Филиграни: Герб Амстердама, под ним литеры ЕР – Дианова и Костюхина, 160 (1680 г.); Герб Амстердама, контрамарка РВ-см. рукопись 1678 г. РГАДА, ф. 235, оп. 2, 92. Текст кончается Похвальным словом, после чего на л. 186 об. – 188 об. другим почерком вписано Сказание о переложении мощей ярославских чудотворцев в новую раку 22 июня 1704 г. 3) ЯМЗ, 15092. Сборник (л. 1–56 об.), 80–90-е годы XVII в. Филиграни: Герб Амстердама, под ним литеры ЕР – Дианова и Костюхина, 160 (1680 г.); Герб Амстердама, под ним лигатура CVH – типа Дианова и Костюхина, 167 (1690 г.). Текст содержит только первые два слова и запись чудес. 4) ЯМЗ, 15687. Сборник (л. 95–131 об.), кон. XVII в. Филигрань: Буква W под короной – типа Дианова и Костюхина, 58 (1690 г.). Текст обрывается на чуде о Симеоне, на словах: «и нача ко святым молитися со слезами, и абие якоже ма…» 5) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 222 (4 ). Житие Федора Ярославского (л. 1–62), кон. XVII – нач. XVIII в. После Похвального слова следует Поучение на память Федора, Давида и Константина, затем на л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В начале 1680-х гг. этот человек был возведен Кириллом на архиерейскую кафедру Халеба с именем Нектарий, но скончался через пять месяцев ( Панченко К. А. Митрополиты и епархии…С. 130). Келейник патриарха? В тексте слово «сын» написано дважды – ибн ибн митран Сайда – но, скорее всего, это описка. Перечень дамасских священнослужителей, подобно аналогичному списку, составленному Патриархом Макарием в 1647 г., позволяет сделать ряд наблюдений о социальной природе антиохийского белого духовенства (см. анализ списка Макария: Панченко К. А. Митрополиты и епархии… С. 146–147, примеч. 23). 31 человек из числа дамасских священников и диаконов назван среди выборщиков Макария; 34 представителя белого духовенства присутствовали на хиротонии Кирилла. Пять участников выборов Макария дожили до интронизации его внука: это открывающие список хури Якуб Кассаб, Ханна Ташат, Ханна ад-Диб, Юсуф Сайдах (в 1647 г. он был диаконом), а также диакон Ханна аль-‘Умрани. Те же люди, кроме первого и последнего, подписались под грамотой Макария 1671 г. об отношении к протестантизму (см. примеч. 5). Чувствуется, что эти «старейшины» составляли элиту дамасского священства. Сравнивая оба списка, можно выделить ряд священнических кланов: несомненно, родственниками Якуба Кассаба были хури Ханна Кассаб и диакон Баракат Кассаб; потомком хури Якуба ан-Наккаша, участвовавшего в хиротонии Макария, возможно, был хури Михаил Наккаш, подписавшийся под вышеупомянутой грамотой 1671 г. и избранием Кирилла 1672 г.; три поколения клана ‘Увейсат рассмотрены в прим. 6; аналогичные связи можно уловить между выборщиками Макария хури Джурджисом Сансалем, Ибрахимом аз-Захиром, кассисом Ханной аль-‘Умрани, диаконами Ильясом аль-Кафрани, Юсуфом Сайдах и Григорием ‘Алямом с одной стороны и, с другой, выборщиками Кирилла кассисом Мас’адом Сансалем, хури Неофитом ибн аз-Захиром, Мансуром ‘Умрани, Мансуром Кафрани, диаконом Михаилом Сайдах, а также хури Михаилом ‘Алямом, подписавшим грамоту Макария 1671 г., но в документе 1672 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРЛ XI (24.11.1655, Стокгольм - 5.04.1697, там же), кор. Швеции (1660-1697), церковный реформатор. При нем Шведское королевство стало абсолютной монархией. До 1672 г. из-за несовершеннолетия короля Швецией управлял регентский совет. По Оливскому миру 1660 г. польск. кор. Ян II Казимир отказался от претензий на швед. престол, право на к-рый было утрачено его отцом Сигизмундом III Вазой в 1599 г., и уступил Швеции Ливонию и Ригу, которые де-факто находились под швед. контролем с 20-х гг. XVII в. Заключенный в том же году Копенгагенский мирный договор был менее удачным для Швеции, поскольку Дании возвращалась часть ее территории - о-в Борнхольм в Балтийском м. и сев. обл. Трёнделаг (совр. Норвегия). Кор. Карл XI в битве при Лунде. 1676 г. Худож. Д. Клёкер Эренштраль (Нациольный музей, Стокгольм) Кор. Карл XI в битве при Лунде. 1676 г. Худож. Д. Клёкер Эренштраль (Нациольный музей, Стокгольм) Союз с Францией заставил Швецию начать военные действия против Бранденбурга, которые привели к Сконской войне 1675-1679 гг. между Данией и Швецией, гл. обр. на территории швед. пров. Сконе. Вначале ситуация складывалась неблагоприятно для Швеции, однако не подготовленный к правлению молодой король, объявленный совершеннолетним в 1672 г., неожиданно блестяще проявил себя во время войны. К. одержал победу над датчанами в кровопролитной битве при Лунде в дек. 1676 г., в 1677 г. снова победил противника при Ландскруне. Однако на море Дания сохраняла превосходство, и военные действия против Бранденбурга были не слишком успешны. В 1679 г. Дания и Швеция заключили Лундский мир и договоры о браке между К. и сестрой датского короля Ульрикой Элеонорой, об оборонительном альянсе, о торговле, а также обязались не вступать в союзы с 3-ми державами без предварительных переговоров между собой. Результатом Сконской войны стало сохранение статус-кво, но К. смог использовать военный успех для усиления своих позиций и подавления недовольных среди аристократии. Король обвинил регентский совет в том, что Швеция оказалась вовлечена в Сконскую войну, и для расследования преступлений его участников создал комиссию на риксдаге 1680 г. Сословия, недовольные поведением знати, поддержали К. Став абсолютным монархом, К. мог больше не прислушиваться к мнению знатных членов риксрода. В 1693 г. король был официально провозглашен единовластным правителем Швеции.

http://pravenc.ru/text/1681071.html

Для развития торговли внутри страны осуществлялось строительство дорог и каналов. В итоге Кольберу удалось значительно увеличить поступления в казну. Др. направлением экономической политики Кольбера было поощрение заморской торговли; с этой целью он занимался строительством флота и организацией торговых компаний. Продолжилась колонизация Сев. Америки; в нач. 80-х гг. XVII в. французы основали там колонию, к-рую в честь короля назвали Луизианой. В ряде франц. колоний, в частности на Антильских о-вах, на плантациях использовался труд рабов. При Кольбере был подготовлен «Черный кодекс», узаконивший рабство в колониях (принят в 1685). Л. покровительствовал искусствам и наукам. При нем были основаны Королевская академия танца (1661), Малая академия (1663), позже переименованная в Академию надписей и изящной словесности, Французская академия в Риме (1666), Академия наук (1666), Академия архитектуры (1671), Академия музыки (1672), Парижская обсерватория (1667-1672), ботанический сад (1673), театр «Комеди Франсез» (1680), королевская мануфактура Гобеленов (1662). В 1665 г. Академия живописи и скульптуры получила статус королевской. Л. покровительствовал труппе знаменитого комедиографа Мольера, оказывал протекцию музыканту Ж. Б. Люлли, а драматург Ж. Б. Расин получил должность придворного историографа короля. По инициативе Л. была построена королевская резиденция в Версале; двор окончательно переехал туда в 1682 г. Внешняя политика Франции была ориентирована на борьбу с Габсбургами за гегемонию в Европе. Для демонстрации своего превосходства Л. использовал дипломатический протокол, добиваясь для франц. дипломатов первенства на офиц. международных приемах и церемониях. Кроме того, Л. стремился расширить границы Франции, к-рая располагала самой большой в Европе армией, в военное время насчитывавшей вместе с ополчением до 600 тыс. чел. При Л. была проведена военная реформа, в ходе к-рой установлен контроль над армией со стороны гражданской администрации, ограничена продажа офицерских должностей, урегулирована выплата жалованья, введена униформа, с целью укрепления дисциплины отменена практика размещения солдат на постой у местных жителей.

http://pravenc.ru/text/2561072.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010