T., 1720 etc. – 2) Иоаким Ланге (Lange 1670–1744), Sciographa sacra, 1712; Licht und Recht (Свет и Право), благочестивое изъяснение Ветхого и Нового Завета, 1732, 6 in-f. – 3) Цельс Олоф (Olof, 1670–1756), из Швеции, профессор Упсальского, университета, Hierobotanicon, 2 in-8°, Упсала, 1745. – 4) J. J. Scheuchzer (1672–1733), врач из Цюриха, Physica sacra, 4 in-f., Аугсбург 1731–1735, с 750-ю рисунками, переведены на французский язык под заглавием Physique sacrée, 8 in-f., Амстердам, 1732–1737; многословная работа. – 5) Иоанн Давид Михаэлис (1717–1791), Введение в Новый Завет (на немецком языке), 4 издания, первое 1750 г., четвертое 1787–1788; Моисеево Право (на немецком языке), 5 in-8°, Франкфурт, 1770–1775 и др. 2 . Кальвинистический. – 6) Кампенгий Витринга (Vitringa, 1659–1722), ученик Коккея (Cocceius), Archisynagogus, 1685, и т. д. Из его трудов особенное влияние оказывал его Commentarius in librum prophetiarum Isaiae, 1714–1720, 2 in-f. 3 . Арминианские. – 7) Ф. Лимборх (1653–1712), Comm, in Act. Apost. et in Ep. ad Rom. et ad Hebr., Роттердам, 1711. – 8) Иоанн Ле Клерк или Клерик (Clericus, 1657–1736) изъяснил Пятокнижие и другие исторические книги Ветхого Завета в рационалистическом духе. 4 . Аагликанские. – 9) Вильям Lowth (1661–1732), Комментарии на великих и малых пророков, 4 in-4°, Лондон, 1714. – 10) Роберт Lowth (1710–1787), епископ лондонский, сын предыдущего толкователя, Isaiah, Лондон, 1778; De Sacra Poesi Hebraeorum, Оксфорд, 1753, многочисленные издания и переводы. Рационалистические. – 11) I. А. Эрнести (Ernesti, 1707–1781), Institutio interpretis Novi Testamenti, 1761. – 12) Землер (Semler, 1721–1791), Apparatus ad liberalem Novi Testamenti interpretationem, 1767; Apparatus ad liberalem interpretationem Veteris Testamenti, 1773. 741 Католические комментаторы XIX века Вот перечисление их в алфавитном порядке. 742 Аберль (M. Aberle, 1819–1875), многочисленные экзегетические статьи в „Богословском Тюбингенском обозрении“; Введение в Новыий Завет, опубликованное Шанцем (Schanz), 1877, содержит много смелых вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Иоанн (Доброславин; 1914-1916), впосл. викарный епископ Новгород-Северский (1916-1922), Конотопский и Новгород-Северский (1922-1923), расстрелянный в г. Горьком 14 окт. 1937 г. К 1923 г. в Н.-С. м. проживали игум. Тихон, 2 иеромонаха и ок. 60 монахов ( Карманов. 2002. С. 26). Сведения о материальном обеспечении Н.-С. м. впервые приводятся в жалованной грамоте царя Иоанна Грозного 1551 г. Из нее следует, что уже в 1-й трети XVI в. мон-рь имел вотчины в Новгород-Северском и Путивльском уездах. Согласно грамоте 1551 г., Новгород-Северская вотчина включала селище Афанасьевское (Офанасов) на р. Десна, деревни Страчова на р. Устарь (Тара), Новосёлки, Зернова на р. Бобрик, а также пахотные земли, рыбные ловли, бортные и охотничьи угодья по рекам Десна, ее притокам (р. Вить и ее приток р. Ивотка, р. Шостка) и окружающим озерам. Путивльская вотчина включала расположенную в среднем течении р. Сейм (гл. обр. на его правом берегу) Колодезскую вол. с рыбными ловлями, бортными угодьями и проч. Н.-С. м. и его крестьяне, освобождались от налогов и податей, что было подтверждено и грамотой 1602 г. С 30-х гг. XVII в. Колодезская вол. Путивльского у., оставшаяся в составе Русского гос-ва после Смутного времени, оказалась во владении севского в честь Преображения Господня муж. мон-ря. Согласно грамоте царя Алексея Михайловича от 3 сент. 1667 г., вотчина Н.-С. м. включала: в Новгород-Северском у.- подмонастырскую слободку с мельницами и озерами, сельца Мезино (Мизино), Горбово, Глазово, деревни Ласка, Студёнки, Кудлаевка, Игнатовка, Дегтяровка, Горки, Берёзки, Чулатов, Олтарь (Алтарь), Чигин, Жихов (Жихово), слободу Юрин, деревню на р. Свирж с мельницами и лесами, где находились еще 2 поселения - Буда и Рудня, а также Кролевецкую мельницу и 4 др. мельницы (Иосифскую, Войтовскую, Горбовецкую и Лещинскую) на р. Рома; на землях Сосницкого полка (в 1668 вошел в состав Черниговского полка) - с. Спасское с Киреевскими мельницами и рыбными ловлями, бортные угодья и мельницу на р. Клевень; на землях Нежинского полка - с. Ксендзовка (Ксензовка), дер. Мельню ( Филарет (Гумилевский). 1873. С. 127-128). В грамоте архиеп. Лазаря (Барановича) от 2 февр. 1670 г. среди владений мон-ря не упоминается дер. Ласка, при этом перечислены деревни Пигаровка, Остроушки и Калеевка, слободки Чернацкая и Погребки, села Шатрище (Шатрища) и Ивоть, Преображенское с Богдановскими мельницами на р. Шостка в Новгород-Северском у. (Там же. С. 134-135). В результате раздела владений между Черниговской кафедрой и Н.-С. м., подтвержденного грамотой архиеп. Лазаря от 6 авг. 1673 г., мон-рь лишился всех новых владений, упомянутых в 1670 г., за исключением дер. Пигаровка; у него были отобраны также мельницы на р. Рома, но ему была передана дер. Усович (Там же. С. 138-139). К 1786 г. Н.-С. м. был владельцем свыше 2,9 тыс. крестьян муж. пола, ему принадлежали 12 мельниц, 5 винокурен, кирпичный и бумажный заводы, пасеки и др.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

Стокгольм. Домовая церковь Спаса Преображения. Преображенская домовая церковь, Kristi Förklarings ortodoxa kyrka Домовая церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Модерн Год постройки:Между 1906 и 1907. Архитектор:В. Дэн Адрес: Стокгольм, ул. Биргер Ярлсгатан (Birger Jarlsgatan), 98. Координаты: 59.346638, 18.061594 Проезд:От станции метро Odenplan пройти по ул. Odenplan до ул. Биргер Ярлсгатан, повернуть налево, пройти 1 квартал. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Не зная точного адреса, непросто найти в Стокгольме русскую православную церковь. Шестиэтажный жилой дом, где она находится, не имеет в архитектуре ничего «церковного». Лишь золоченый восьмиконечный крест в синем окладе над дверью, из которой по ступенькам надо спуститься вниз, указывает, что здесь размещается храм. На нынешнем месте он существует с 1907 года, однако его история намного длиннее: она восходит к началу XVII века, и потому Свято-Преображенская церковь может считаться старейшей русской церковью из действующих ныне в Западной Европе. У русского храма в Швеции были средневековые предшественники. В XII–XIII вв., когда действовал торговый путь «из варяг в греки», в древней шведской столице Сигтуне и в ганзейском городе Висбю на о. Готланд существовали русские фактории, где «торговые люди» из Новгородской Руси имели свои православные храмы. В Стокгольме русская колония появилась после заключения Столбовского мира (1617), по которому купцам из Новгорода и Москвы позволялось иметь торговый двор, а в нем – православную церковь. Спустя 25 лет этот двор переехал на новое место, которое и по сей день именуется Рюсгорден (Russgarden), т. е. Русский двор. Церковные службы совершались здесь «молитвенном» амбаре. Священника в Стокгольм на торговый сезон (июль–сентябрь) направлял новгородский митрополит. Когда летом 1670 церковь перевели в более удобное помещение, в ее жизни случилось дивное событие. У одного шведа русские купцы приобрели небольшую икону – копию чудотворной Тихвинской Божией Матери. Икону перенесли в храм, отслужили молебен, а спустя некоторое время отправили на корабле в Тихвин. Случившуюся в пути страшную бурю укротила лишь молитва к Божией Матери. В память об этом чуде день перенесения иконы в Спасо-Преображенский собор Тихвина (13 ноября 1670) вошел в церковный календарь, а саму икону стали именовать Стокгольмской Божией Матерью.

http://sobory.ru/article/?object=23518

Соловецкая пустынь, урочище. Симбирская Соловецкая пустынь. /// Объект утрачен Деревянный монастырь.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1670. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Ульяновская область, Ульяновский район, берег Куйбышевского водохранилища в 3 км к востоку от с. Новая Беденьга Координаты: 54.497618, 48.405329 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 6 километрах к северу от пристани «Захарьевский Рудник» (пос. Сланцевый Рудник) Ульяновского района, на крутом правом берегу Волги, в прошлом находился один из старейших монастырей епархии - Симбирская Соловецкая мужская пустынь (иногда называемая Симбирских гор Соловецкая пустынь). Основанная в тогда еще глухих лесах, она служила местом уединенного подвига не одного поколения монашествующих. Кем и когда основана пустынь - точно неизвестно. Мнения авторов, исследовавших историю пустыни, на этот счет разделяются: К. Невоструев и А. Яхонтов считают, что пустынь на этом месте основана позже 1670 г. - после нападения на г. Симбирск Степана Разина; П. Мартынов и А. Смеловский считают, что пустынь основана намного раньше - вероятно, даже до основания г. Симбирска. Здесь будут рассмотрены и сравнены обе эти версии. 1. По мнению К. Невоструева и А. Яхонтова, происхождение Соловецкой пустыни связано с Симбирским Успенским монастырем. В подтверждение этого приводится грамота о кресте (этот крест с мощами, присланный митрополитом Маркеллом, хранился в Кафедральном соборе г. Симбирска), данная в 1695 г. Казанским митрополитом Маркеллом, где содержится фраза: «в церкви Смоленския Божия Матери, где прежде сего монастырь бывал». Из того, что в Смоленскую церковь - Смоленская церковь находилась на занятом сейчас садами Волжском косогоре, ниже выхода к нему ул.

http://sobory.ru/article/?object=52386

Еще до второй северной ссылки Аввакум писал царю Алексию: «Вздохни-ка по-старому и рцы по русскому языку «Господи, помилуй мя грешного! А «кирелейсон-от» отставь. Так Еллины говорят, плюнь на них! Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком, не унижай его ни в церкви, ни в дому, ни в красной речи». Не раз в своих писаниях Аввакум возвращается к мысли о возможном «исправлении о Христе Иисусе. Я надеюсь, что Господь прекратит дни сии. Он ждет обращения заблудших». Надо молиться, «иначе не пособить», чтобы Господь «привлек их к истине». Особенно надо молиться за царя. И Лазарь, и Авраамий были в этом единомысленны с Аввакумом. Отсюда целая литература так наз. «челобитных» по адресу царя: Лазаря 1668 г., Аввакума 1670 г., Авраамия 1670 г. Челобитная – это и мольбы и угрозы. Требовали «очной ставки» со всеми властями духовными и царскими и с книжниками, со всем «синклитом», чтобы царь «сам слышал каждое слово». Лазарь заявлял готовность идти «на Божию судьбу», т. е. на испытание огнем (заносная с Запада идея). Аввакум писал царю: «ты пал, а не восстал, послушав Никона, умер душею, а не воскрес. С каким оправданием хочешь ты явиться на страшный суд. Здесь ты нам не дал справедливого суда с отступниками, а там сам будешь отвечать пред нами. За всех на тебя одного падет вина: ты – попустил. Тошно тебе будет там». И здесь на земле грозил бедами русскому царству. Лазарь после осуждения Никона писал одновременно к царю (1668 г.) и к новому патриарху Иоасафу IÏ «Силен Господь тобою – пастырем утишить лютое возмущение церкви». Начало уже сделано: «Никон низриновен», остается «загладить его след». «За нас будут судиться с тобою (т. е. патриархом Иоасафом II) православные цари, патриархи и свв. отцы». Неотзывчивость, почти безответное молчание властей повергали в недоумение оппозиционеров. Они были детьми Смутного времени, видели конец смуты. Естественно казалось им ждать благополучного конца и церковной смуты. И острые формы смуты, как осада Соловецкого монастыря и затем стрелецкий бунт 1682 г., не повергали их пока в отчаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

В мае 1655 года соборный храм заложили, в декабре 1656 года уже освятили. Помимо Патриарха Никона к торжественному дню на Валдай прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Лев, а также архиепископ Тверской Лаврентий. Собор строил, согласно документальным свидетельствам, " каменных дел подмастерь Аверкий Мокеев, помощником плотничий мастер Иван Белозер " , однако, несомненно, и сам Патриарх, имевший вполне отчётливые представления о том, какими должны быть церкви Божии, не оставался в стороне. Здание поражало воображение современников: в глухой дотоле местности, посреди озера, вознёсся пятиглавый храм, какой впору было видеть в стольном граде. " Поистине нет ему подобного в мире " , - отзывался о Валдайском монастыре и его соборном храме архидиакон Павел Алеппский. Специально к освящению Иверского собора мастер Александр Григорьев отлил по заказу Никона тысячепудовый колокол, на котором был изображён сам Патриарх, а внутри новый собор украшали пятиярусный резной иконостас (должно быть, потрудились над ним белорусские резчики) и заказанное за границей паникадило " жёлтой меди " , " величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами " . Вплоть до самого недавнего времени монастырский собор, освящённый Патриархом Никоном в честь Иверской иконы Божией Матери, существовал как Успенский. Успению Пресвятой Богородицы его посвятили в XVIII веке, отремонтировав после большого пожара. Иверским в нём был лишь придел. До 1670 года все здания обители, кроме Иверского собора и тёплой Богоявленской церкви с трапезной палатой, оставались деревянными. В 1670-1680-е годы каменное строительство продолжилось, и к началу XVIII столетия монастырь в целом выглядел примерно так же, как теперь. Не остался без внимания и соборный храм. В 1688-1689 годах его расписал Матвей Карпов " со товарищи " . Что представляли собой эти росписи, сказать трудно: в 1704 году в монастыре случился " непомерный пожар " , и внутреннее убранство собора пострадало настолько, что ни о каком поновлении фресок речи не шло. К 1710 году, когда его заново освятили (на сей раз - в честь Успения Пресвятой Богородицы, и с таким посвящением он просуществовал вплоть до закрытия монастыря), те же мастера расписали его заново. Но и эти росписи дожили лишь до середины XVIII столетия, когда их заменили другими. Наконец, в 1830-е годы монастырское начальство сделало выбор (собственно, выбирать-то особенно не приходилось) в пользу масляной живописи, пригласив осташковских мастеров Ивана и Андрея Митиных. Созданные ими композиции сохранялись - дважды поновлённые - до ХХ столетия.

http://sobory.ru/article/?object=05291

1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ двухэтажная; в верхнем этаже храм во имя Святой Троицы, а в нижнем – Честного и животворящего Креста; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) ОГРАДА кругом монастыря. Настоятельство в этой обители с самого учреждения оной до 1670 года было Игуменское; в сем же 1670 году, по грамоте Святейшего Патриарха Иоасафа, в уважение прошения Торопецких граждан, учреждена Архимандрия, и тогда же в сан сей произведён Иеромонах монастыря сего Варлаам. Архимандричье настоятельство продолжалось до Штатов 1764 года непрерывно. А по Штатам этот монастырь положен в 3 классе степенью 51 с настоятельством Игуменским, которое и доныне есть. Крестьян было за монастырём сим 145 душ. Невельский Преображенский монастырь Могилёвской Епархии заштатный мужской. Находится в уездном городе Невеле. О начале и прочих обстоятельствах монастыря сего, за истреблением в 1692 году от пожара всего монастырского архива, сведений не имеется. По изустному преданию известно, что построен он в те времена, когда Российскими Государями в первой раз возвращена была Белоруссия к России, и что находился он на том самом месте, где теперь стоит в трёх вёрстах от города безприходная церковь во имя св. Троицы. Смотри ниже: Невельский Троицкий. Здания в монастыре сем были кроме церкви деревянные, а ныне все каменные. Примечательнейшее же из оных есть следующие: 1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня двухэтажная о 6 престолах; 2) ЦЕРКОВЬ св. Николая; 3) КЕЛЬИ; 4) ОГРАДА. Настоятельство Игуменское, издавна учреждённое, и доныне продолжается. Содержание своё монастырь получает от крестьян, которых за ним состоит 19 душ мужского пола и от пахотной и сенокосной земли, которой и с неудобной всей имеется 204 десятины. Невельский Троицкий монастырь Могилёвской Епархии мужской, упразднённый. Находился в трёх вёрстах от уездного города Невель на том самом месте, где теперь стоит церковь Свято-Троицкая. См. выше Невельский Преображенский. А перенесён в город, где он и доныне существует, по следующим обстоятельствам: около половины XVII столетия, за недостатком земли для населения граждан Невельских, монастырская земля присвоена была к городу, и хотя в 1682 году, по возвращению Белоруссии к России, по Указу Государя Царя Алексея Михайловича, а по грамоте из приказа Княжества Смоленского за подписью Дьяка Семёна Домешнева и по наказной памяти воеводы Тимофея Парфёновича вся оная монастырю возвращена, однако вторично, по причине стеснения обывателей Невельских, по настоятельной их просьбе и по старательству владетельницы города Княгини Радзиловны Ргенской, палатины великого Княжества Литовского, с согласия настоятеля и монашествующих, перенесён монастырь внутрь города Невеля к Преображенской церкви, и устроен иждивением Невельских обывателей. А монастырская церковь Святотроицкая оставлена безприходной. Невская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Троицкая Кривоезерская пуст., зашт., общ., в Макарьевском y., на левом бер. Волги, против г. Юрьевца. Основана в 1613–1641 т. Здесь находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1709 г. благочестивым иноком этой обители Корнилием (бывшим царским иконописцем, в мире – Кириллом Улановым) и древняя чудотворная икона св. Антипы. Унженский Макарьев Троицкий , 1 кл., в г. Макарьеве, на прав. бер. р. Унжи. Основан в 1439 г. Макарием Унженским (см. 25 июля). В мон. пять каменных церквей: Троицкая, посреди мон., построенная в 1664–1670 г. игуменом св. Митрофаном Воронежским , Макарьевская, на юго-запад от Троицкой, построенная в 1670–1674 г., Благовещенская, на южной стороне, построенная в 1680 г., Никольская, над св. воротами, на восточной стороне и Успенская – на западной. Монастырь окружен каменной оградой, построенной в период 1754–1764 г. В Троицком соборе, в богатой раке, почивают св. мощи пр. Макария. Здесь же хранится чудотворная Макарьевская икона Божией Матери – список с чудотворной иконы, чудесно явившейся в 1442 г. пр. Макарию, сделанный его учениками; изображение на этой св. иконе напоминает икону Смоленскую-Одигитрию. В 1626 и 1690 г., несмотря на бывшие в обители сильные пожары, св. икона чудесно оставалась невредимой; впоследствии она прославилась многими благодатными знамениями. Празднество в честь ее совершается в мон. 17 сент. В мон. также находится древняя чтимая икона пр. Макария, которую в 1890 г. разрешено переносить ежегодно с крестным ходом в г. Унжу, где она остается с 15 июня по 1 июля. Недалеко от мон. находится колодезь, выкопанный пр. Макарием. Женские: Боголюбский , общ., в 56 в. от г. Макарьева, при с. Боголюбском. Учрежден в 1893 г. из существовавшей с 1864 г. женской общины. Богородицкий , общ., близ с. Заветлужья, Ветлужского y., в 180 в. от г. Ветлуги. Учрежден в 1909 г. из общины, основанной в 1900 г. При нем школа. Богородицкий Федоровский , общ., в 2 в. от г. Солигалича, при с. Ратькове. Учрежден в 1892 г. из существовавшей с 1874 г. женской общины. При нем приют для престарелых и немощных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

4) Honig. Die Ophiten. 1887. с покорнейшею просьбою во всё время пользования вышеназванными изданиями хранить их в Академической Библиотеке; что же касается остальных просимых изданий, то таковых в Библиотеке не имеется. Вместе с сим Управление Библиотеки покорнейше просит поспешить возвращением книг, высланных при отношениях от 13 октября и 11 ноября 1908 за 1510 и 1670». Справна: 1) Означенные в последнем отношении книги получены и сданы для хранения и пользования ими в фундаментальную академическую библиотеку. – 2) Книги, присланные при отношениях от 13 октября и 11 ноября 1908 года, за 1510 и 1670, использованы лицами, для научных занятий которых они были выписаны, и ныне возвращаются в Управление Императорской Публичной Библиотеки. Определили: Принять к сведению. XIII. Отношение Правления Императорского Новороссийского Университета от 7 июня за 6020: «Вследствие представления историко-филологического факультета от 30 минувшего мая за 121, Правление Императорского Новороссийского университета, согласно определению своему, 3 сего июня состоявшемуся, имеет честь покорнейше просить Московскую Духовную Академию выслать в библиотеку университета рукописи под 151 а и 151 б, содержащие слова Св. Исаака Сириянина, для научных занятий приват-доцента С. Г. Вилинского, сроком на шесть месяцев». Определили: Выслать в Правление Императорского Новороссийского университета означенные в отношении рукописи на испрашиваемый шестимесячный срок. XIV. Прошение бывшего студента Московской Духовной Академии Николая Кронтовского: «Около двух лет я сильно болел и по причине бо- —136— лезни не мог явиться в Академию для продолжения своих учебных занятий. В настоящее время, по милости Божией, болезнь проходит, и я чувствую себя в состоянии возобновить прерванные учебные занятия. Не имея склонности к университетскому и вообще светскому образованию и желая продолжать своё образование в Московской Духовной Академии, имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство ходатайствовать пред Советом Академии о зачислении меня на третий курс, так как устные экзамены за второй курс мною уже сданы в мае 1907 года. Одно сочинение за второй курс мною подано, второе сочинение по Свящ. Писанию составлено и по переписке будет представлено мною в непродолжительном времени, остальные покорнейше прошу отсрочить мне, по случаю моего болезненного состояния, на год. Медицинское свидетельство за 16 при сем прилагается».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приводится новая, более ранняя дата введения «немоления» за царя и патриарха — весна–лето 1669 г., в чем усматривается «наиболее острая и определенная форма политического протеста старообрядцев». Келарь Азарий, казначей Симон и др. из традиционной молитвы за царя убрали конкретные имена, вставив слова о «благоверных князех», а вместо молитвы за патриарха и митрополитов — о здравии «православных епископов». Были проведены и другие преобразования. Однако в начале сентября 1669 г. инициаторы наиболее радикальных мероприятий были схвачены и посажены в тюрьму. Им удалось освободиться, завязался бой между «умеренной» и «радикальной» группами, в котором последняя потерпела поражение. 37 человек, среди них келарь Азарий, Симон, Фаддей Петров, были высланы из монастыря и схвачены стрельцами Волохова. На свободу был выпущен Геронтий. Новые, «умеренные», лидеры в 1670 г. начали переговоры о сдаче монастыря, а в 1671 г. подтвердили, что монастырь откроет ворота, если царские войска снимут осаду, а вместо Иосифа в обитель будет назначен другой архимандрит. «Умеренные» лидеры категорически отказались от союза с мирянами, обвиняя «радикальную партию» в опоре на бельцов. Однако в августе-сентябре 1671 г. «умеренные» потерпели поражение, но сопротивление восстанию в осажденном монастыре не прекратилось. Так, городничий старец Яков Соловаров вскоре организовал заговор с целью открыть ворота войскам и тем самым прекратить сопротивление и восстание в целом . Новые документы подтвердили правильность сообщений митрополита Игнатия и других источников о роли пришлых людей, об участии в восстании разинцев, занимавшихся военной стороной обороны. Сведения об этом имелись и ранее, в частности в «роспросных речах» старца Пахомия (июнь 1674 г.). «...А в монастырь... в разиновщину пришли многие капитоны чернцы и белцы из понизовых городов, те (т. е. «капитоны».— Н. С.)... их, воров , и от Церкви, и от отцов духовных отлучили». Это важное свидетельство о том, что даже религиозная позиция находившихся в монастыре (а не только по отношению к вооруженной борьбе) не всегда была выражением внутреннего настроя монастыря, но формировалась под влиянием пришлых людей, т. е. извне. Прямо не говорится о том, что пришли именно «разинцы», сказано лишь, что «капитоны» пришли «в разиновщину» (1670–1671). «Капитонство» упомянуто еще раз, и именно его сторонники предстают как противники «сдачи»: «А в монастыре заперлись и сели на смерть, здатца же никоторыми образы не хотят, и стало у них за воровство и за капитонство, а не за веру стоять».

http://sedmitza.ru/lib/text/436212/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010