Консолидация земель вокруг Москвы неизбежно приводила к формированию всероссийского рынка. В XVI и особенно в XVII вв. на Руси заметно возросла роль купечества. Она проявлялась не только в экономической жизни страны, но и в явлениях культурного порядка. Увеличилось строительство и украшение церквей на деньги и по прямым заказам торговых людей. В купеческих домах появляются различные художественные мастерские и в первую очередь шитьевые светлицы. Во вкладных надписях на произведениях лицевого шитья в XVII в. встречаются такие имена, как «гостиные сотни Анисим Крупеников» 285 , «гость Абрам Семенов сын Черкасов» 286 , «московский гость» Иван Гурьев (кат. 129), но более всего известно произведений шитья, вышедших из светлиц «именитых людей» Строгановых. Богатейший род промышленников и купцов Строгановых 287 внес заметный вклад в русскую культуру. Храмы, построенные ими, иконы, заказанные или выполненные в их «иконных горницах», произведения светлиц, работавших в их вотчинах в Сольвычегодске и Перми, имеют свои характерные особенности, свой стиль, часто называемый «строгановским». И прежде всего это относится к произведениям лицевого шитья, хранящимся во многих музеях страны. Наиболее углубленное их исследование за последние годы проведено А. В. Силкиным, который описал сто семьдесят пять памятников строгановских светлиц, с полным правом называя их «самой крупной школой в истории лицевого шитья» 288 . Произведения этих светлиц известны с конца XVI до 30-х гг. XVIII в. 289 . А. В. Силкин делит их на пять основных периодов: 1 ) 1590-е–1607 г. – никитинский (по имени Никиты Строганова); 2) 1620-е – 1633 г. – время Евдокии Нестеровны, жены Семена Аникиевича; 3) 1633–1649 гг. – время Татьяны Дмитриевны, жены Андрея Семеновича; 4) 1651–1670 гг. – время Анны Ивановны, жены Дмитрия Андреевича и 5) 1680 г. – начало XVIII в. 290 . Таким образом, более ста лет мастерские работали под руководством разных хозяек. Расцвет их и завершение сложения «строгановского» стиля падает на 1650–1670-е гг., когда во главе сольвычегодской светлицы стояла жена Дмитрия Андреевича Анна Ивановна, сама искусная вышивальщица, как свидетельствует надпись на пелене «Димитрий Угличский» 1654 г. (ил. 34) 291 . В это время из светлицы выходили произведения высоких художественных достоинств, перечисление которых здесь невозможно из-за их многочисленности 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

– в стиле ампир. Храмовые колонны соединены между собою алтарными полукруглыми арками, на которых основан круглый барабан. На барабане до XVIII в. была шейка с 12 узкими окнами, а над нею луковицеобразный купол. Шейка и купол современного храма в измененном виде. О первоначальном виде храма можно судить по прекрасному рисунку его на плане Смоленска Гондиуса 1634 г. Построен храм в 1146 г. смоленским князем Ростиславом Мстиславичем для своих охотников. В эпоху расцвета торговли смолян с Ганзой XIII – XIV ст. для петровской сотни храм Петра и Павла был патрональным, оставаясь и приходским. В литовскую эпоху и по завоевании Смоленска Москвою до 1611 г. – только приходским. По взятии Смоленска поляками в 1611 г. и до 1619 г. Петропавловским храмом владели католики. С 1619 по 1626 гг. он был кафедральным для Смоленских православных архиепископов; в 1626 – 54 гг. – кафедральным для униатских Смоленских архиепископов. Во время пребывания при Петропавловском храме архиепископов православных и униатских храму даны были польскими королями обширные земельные владения близ храма около 11 десятин и в уезде: 2 волости, мельницы и озера. Благодаря этому же обширная древняя ограда не была уничтожена, как это было сделано при других храмах в силу королевского предписания. В силу одной из привилегий униатскому архиепископу Льву Кревзе - Петропавловский храм стал хранилищем денежных взносов от всех цехов и братств, существовавших у смоленских мещан. Старосты цехов должны были следить за исправным поступлением взносов и храмовая казна обогащалась… Посад близ храма во время войн 1611, 1634 и 1654 гг. неоднократно выжигался до тла, нередко храм и его ограда служили опорою во время битв то русской, то польской стороне. В 1634 г. за храмом и оградой укрывался Владислав, король польский, от московских орудий. Благодаря этому от древней ограды остались лишь следы под землею, но храм был нерушим… Но он беднел, причт Петропавловского храма, начиная с 60-х гг. XVII ст. неоднократно обращался в Москву со слезными прошениями о жаловании в 1661, в 1670, в 1681 и 1696 гг., и экономная Москва давала и денежное, и хлебное жалование, и даже соль и жалование по тому времени большое – 10 руб.

http://sobory.ru/article/?object=00079

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОРОЗОВА Феодосия Прокопьевна (в иночестве Феодора) (21.05.1632, Москва - 2.11.1675, Пафнутиев Боровский мон-рь), боярыня, активная деятельница раннего периода старообрядчества . Основным источником сведений о ее жизни является «Житие боярыни Морозовой», написанное ее старшим братом Федором Соковниным (авторство доказано Н. В. Понырко). Род. в семье московского дворянина Прокопия Федоровича Соковнина и его жены Анисьи Никитичны (урожд. Наумовой). П. Ф. Соковнин († 1662) первоначально служил воеводой в отдаленных городах: на Мезени и в Кевроле (1624-1626), в Енисейске (1634-1636), в 1631-1634 гг. был посланником в Крыму. После 1648 г. как родственник первой жены царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской занял видное положение при царском дворе; на царской свадьбе в янв. 1648 г. шел за санями невесты, в 1650 г. получил чин окольничего, в 1650-1652 гг. сопровождал царя в загородных поездках, в 1654-1656 гг. оставался в Москве «оберегать царицу». Старший сын П. Ф. Соковнина добился еще больших успехов: стольник (1648-1669), дворецкий царицы (1669), думный дворянин (1670), окольничий (1676-1682), боярин (с 1682) ( Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. М., 1887. Т. 2. С. 403-404). Положение Соковниных при царском дворе укрепил брак (в 1649) старшей дочери П. Ф. Соковнина Феодосии с боярином Г. И. Морозовым, братом крупнейшего землевладельца своего времени Б. И. Морозова (ок. 1590 (ок. 1600?) - 1661), к-рый был воспитателем царя Алексея Михайловича и его свояком (2-м браком был женат на сестре царицы, Анне Ильиничне Милославской). В дальнейшем принадлежность ближайших родственников М. к высшим придворным кругам и ее самой к придворной элите не смогла поколебать твердости М. в исповедании дореформенного благочестия, но во многом повлияла на отношение царя к ее оппозиционным настроениям. В 1650 г. М. родила сына Ивана, он унаследовал громадное состояние не только своего отца, но и дяди, Б.

http://pravenc.ru/text/2564174.html

Иудаизм. К кон. 70-х гг. XIX в. в г. Верном сложилась 1-я евр. община, состоявшая из солдат и их потомков (ок. 100 чел.). В 1884 г. открылась синагога. В наст. время число верующих составляет 5281 чел. С 1994 г. главным раввином К. является Ешая Элазар Коген. Открылись синагоги в Алматы, Астане, Усть-Каменогорске, Павлодаре и Костанае. В наст. время в К. представлена ортодоксальная ветвь иудаизма (движение «Хабад Любавич»). В 2004 г. в Астане была открыта крупнейшая в Центр. Азии синагога «Бейт Рахель - Хабад Любавич». В 2011 г. в К. насчитывалось 27 иудейских общин и 5 синагог. Буддизм начал распространяться на территории К. в V-VI вв. Гильом де Рубрук, посетивший в сер. XIII в. Юж. К. и Семиречье, описал «кумирню» (т. е. буддийский храм) в поселении Кайлак (Каялык) (отождествляется с городищем Антоновским в долине р. Лепсы). Буддийские изделия были обнаружены на городище Талгар (средневек. г. Тальхир). Здесь в слое XIII в. была найдена вырезанная из кости фигурка сидящего Будды. После прихода в К. джунгаров вновь появились буддийские храмы и монастыри: Аблайкит, вблизи Усть-Каменогорска в предгорьях Калбинского хребта в Вост. К., и Кызылкент, в горах Кент недалеко от Каркаралинска. Аблайкит был построен в 1654-1656 гг. и разрушен в 1670 г. Рукописи, которые были там найдены, в 1720 г. отправлены в С.-Петербург. На карте Джунгарии, составленной в 1716-1733 гг., нанесено 58 буддийских храмов и мон-рей. После разгрома в 1758 г. Джунгарского ханства Цинской империей китайцы завоевали Вост. Туркестан и заняли часть территории Старшего и Среднего жузов, в т. ч. и Джетысу, где по-прежнему проживали буддисты, служившие империи. В 1862 г. вспыхнуло антикит. восстание дунган, проходившее под лозунгом борьбы за ислам. В 1864 г. восстанием был охвачен весь Вост. Туркестан, где были уничтожены цинские гарнизоны и поселения, а также полностью разрушены буддийские храмы и мон-ри. В наст. время в К. распространен буддизм школы Вонбульгё (Вон-буддизм) (3 общины; общее число верующих - ок. 15 тыс. чел.), в основном его исповедуют калмыки, представители корейской диаспоры и тибет. буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг), объединенные в Тибетско-буддийский центр (2 общины).

http://pravenc.ru/text/1319864.html

ст. Кигаласы ) (в сотрудничестве с каллиграфом и худож. Юсуфом аль-Мусаввиром; араб. название - «Нанизанный жемчуг истории византийских императоров», 1648) и, совместно со своим отцом, начальную часть хроники Псевдо-Дорофея Монемвасийского (араб. название - «Удивительная история ромеев», 1667). Гипотетически П. А. приписывают компилятивные переводные описания Рима и храма Св. Софии в К-поле, сохранившиеся в ближневост. рукописных собраниях без указания авторства. Известен ряд рукописей-автографов П. А. 40-50-х гг. XVII в., из к-рых наибольший интерес представляет сборник ИВР РАН. В 1220 (1642 г.), содержащий уникальные тексты по церковной истории, а также колофон к иллюстрированной Псалтири ИВР РАН. А 187, выполненной Юсуфом аль-Мусаввиром (1648), и приписки к др. иллюстрированной рукописи Юсуфа (перевод хроники Матфея Кигаласа), находившейся во владении П. А. в 1-й пол. 60-х гг. ( Frantsouzoff S. Le patrimoine manuscript de Paul d " Alep conservé à St. Pétersbourg//Relations entre les peuples. 2012. P. 31-50). Арх.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1654 г. 21. Ч. 1-3; 1667 г. 9; 1669 г. 21; 1670 г. 47. Соч.: The Travels of Macarius, Patriarch of Antioch/Transl. F. C. Belfour. L., 1829-1836. 9 pt.; 18362. 2 vol.; Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в пол. XVII в., описанное его сыном, архидиак. Павлом Алеппским/Пер. с араб.: Г. Муркос. М., 1896-1900. 5 вып.; 2005п; Voyage du Patriarche Macaire d " Antioche/Éd., trad. B. Radu. P., 1930-1949. 3 vol. (PO; T. 22. Fasc. 1; T. 24. Fasc. 4; T. 26. Fasc. 5); Jurnal de cltorie în Moldova i Valahia/Introd., ed., trad., not. I. Feodorov; cuvânt înainte R. Theodorescu. Bucur.; Brila, 2014; Paul of Aleppo/Introd., transl. I. Feodorov//The Orthodox Church in the Arab World, 700-1700: An Anthology of Sources/Ed. S. Noble, A. Treiger. DeKalb (Ill.), 2014. P. 252-275; «Путешествие патриарха Антиохийского Макария»: Киевский список рукописи Павла Алеппского/Изд., пер., коммент., предисл.: Ю. И. Петрова; ред.: В. С. Рыбалкин. К., 2015; Мат-лы к истории Грузии XVII в.: Описание Грузии, сост.

http://pravenc.ru/text/2578541.html

Жалованье подьячие получали различное: одни, кроме денежного жалованья, верстаны были еще поместьями, другие получали одно денежное жалованье, третьи – ни того, ни другого. Размеры даваемого им жалованья значительно колебались: поместный оклад был от 450 до 200 четей, денежный от 50 до 11 рублей и даже 5,3 рублей в год (на наши деньги от 800 до 50 р.) 60 Но кроме этого годового жалованья они от 7 до 10 раз в год получали «праздничные» деньги в большие праздники и царские дни, что в совокупности почти равнялось их годовому жалованью 61 . Занятия между ними, вероятно, с начала XVII в. распределены были по специальностям; по крайней мере денежную часть еще в первой половине XVII в. вел особый подьячий и кажется тогда уже были «повытья» 62 . Но, во всяком случае, эти «повытья» – департаменты существовали в самом начале второй половины столетия (1654 г.) и существовали в том же самом количестве, что и в последующее время (1665, 1670 гг. и далее) и в начале XVIII-ro столетия (1702 и 1710 г.), – именно 5. Во главе повытий были «старые подьячие» – директора департаментов. До нашего времени сохранились две записи распределения дел между старыми подьячими, относящиеся к апрелю 1677 г. и сентябрю 1689 г. В. 1689 г. старыми подьячими были: Максим Алексеев (с 1681 г.), Симоновский (с 1677 г.), Нефимоновь (с 1682 г.), Тарасов (с 1684 г.) и Никита Алексеев (с 1687 г.). В ведении Максима Алексеева были дела: «папежское, цесарское, гишпанское, францужское, аглинское, чины царских венчаний на царство и бракосочетаний и Мещанская слобода в Москве («росправными делами»). В ведения Симоновского; «персицкое, армянское, индейское, калмыцкой Чаган-Батырь, донские казаки, почта – вестовыми письмами, московские торговые иноземцы – росправными делами». В ведении Нефимонова: «польское, свейское, турское, крымское, волоское, мултянское, галанцы и амбурцы, вольные города, греки и приезды греческих властей». В ведении Тарасова: «дацкое, бранденбурское, курлянское, переводчики и толмачи». В ведении Никиты Алексеева: грузинское, китайское, юргенское, бухарское, сибирские калмыки, суконные заводы».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

«Центурии» – произведение жестко идеологически ангажированное: авторы стремятся представить историю Церкви таким образом, что вплоть до начала XVI в. ее развитие шло только по линии накопления заблуждений и нравственного падения, из какового состояния она была выведена силами Реформации; ереси (к которым авторы «Центурий» относятся крайне отрицательно, как к инспирациям сатаны) демонстрировали внутреннее разложение Церкви, а папство (под коим вполне можно понимать идею «монархического епископата» вообще) извращало самую ее сущность, фактически превращая ее в «идолопоклонническое» «царство антихриста» (под которым разумелся папа). Важное значение Магдебургских центурий состоит в том, что они стали своеобразной «шоковой терапией» для католических кругов, вызвав в них ответное движение, результат которого – 12-томные Annales ecclesiastici Цезаря кардинала Барония (1538–1607). Бароний принадлежал к монашеской конгрегации ораторианцев, основанной Филиппом Нери (1515–1595). Одной из ее особенностей было поощрение историко-церковных занятий, в которых кардинал активно участвовал более 30 лет, получив при этом доступ к рукописям Ватиканской библиотеки, что сделало его «Анналы» весьма ценным с источниковедческих позиций трудом: в работе использованы многочисленные архивные материалы по истории Западной и Восточных Церквей, многие из коих не изданы. Бароний пытается критически оценивать источники; кроме того, он впервые использует археологические данные, в частности результаты первых раскопок римских катакомб, предпринятых в 1578 г. «Анналы», охватывающие историю христианства первых двенадцати веков, были опубликованы в 1588–1607 гг. и имели ряд продолжателей 12 . После смерти Барония его работу продолжили ораторианцы Одерико Ринальди (1595–1671), который написал еще 9 томов (Romae, 1646–1677), доведя изложение до 1565 г. (имеется также сокращенное издание 1670 г. в трех томах), и Якопо Ладерки, охвативший в трех томах период до 1571 г. (Romae, 1728–1737). Францисканец Антуан Пажи (1624–1699) издал свои критические замечания на труд Барония под названием Critica historico-theologica in universos Annales ecclesiastici em. et rev. Caesaris Card. Baronii; первый том опубликован в Париже в 1689 г. Книга была окончена его племянником Франсуа Пажи (1654–1721), также францисканцем, и издана в Антверпене в 1705 г., а затем переиздана в исправленном виде (в 4 т.: Антверпен, 1724) 13 . Во временном промежутке между этими двумя публикациями была переиздана антибарониевская монография профессора греческого языка, затем теологии в Ростоке и Киле, патролога и протестантского апологета Христиана Кортольта-старшего (1633–1694), впервые вышедшая в 1677 г. 14

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

...Рембо в те годы, когда он жил в Харраре... — В период своего десятилетнего пребывания в Африке (1881—1891) А. Рембо жил в основном в Харраре (Эфиопия), где занимался торговой деятельностью; творить перестал к середине 1870-х гг. 79 ...спартанскому мальчику, чей живот изгрыз спрятанный лисенок... — Мориак использует распространенную в античном мире легенду о необычайной стойкости спартанского воспитания: мальчик, укравший лисенка и спрятавший его под плащом, не подавал вида, что испытывает боль. 82 ...о треуголке Политехнической школы или о плюмаже Сен-Сира... — Головным убором Политехнической школы, основанной после июльской революции 1830 г., была треуголка. Студенты специальной привилегированной военной школы, основанной Наполеоном I в 1803 г. в Фонтенбло (в 1808 г. она была переведена в Сен-Сир), носили плюмажи. ...к «Максиму», в «Бёф» или к «Фуке» — «Максим» и «Фуке» — наиболее дорогие рестораны Парижа. «Бёф» («Бык на крыше») — авангардистский бар, основанный в 1921 г. для интеллектуальной и артистической элиты. 83 Эти, подобно Улиссу, могли бы претендовать на имя Никто — Спасая себя и своих спутников от циклопа Полифема, Одиссей заявил, что его зовут «Никто» («Одиссея», IX, 361—370, 406—410). 86 Они изгнали абсолют из страны Нежности... — к роману в стиле барокко Мадлены де Скюдери (1607—1701) «Клелия» (1654—1661) была приложена Карта страны Нежности — кодекс галантного обхождения. ...вроде расиновских принцесс... — речь идет о расиновских героинях: иудейской царице Беренике, принесенной императором Титом в жертву интересам государства («Береника», 1670), и Ифигении, предназначенной своим отцом Агамемноном в жертву богам, — вместо нее гибнет Эрифила («Ифигения в Авлиде», 1674). 87 «Всю жизнь любовное мученье длится» — Цитата из либретто оперы «Селестина» (музыка Д. П. Мартини) на сюжет французского писателя Жана Пьера Клари де Флориана (1755—1794). 91 ...слова, с которыми обратился ко мне Баррес в 1910 году — Мориак цитирует статью Барреса «Руки, сложенные в молитве» («Эко де Пари», 21 марта 1910 г.), в которой знаменитый писатель с одобрением отозвался о его первом стихотворном сборнике 1909 г., подчеркнув его «спиритуалистический» настрой, приверженность к родной почве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Наиболее ярко политические настроения языческой оппозиции 5 в. отражены в сочинении византийского историка Зосима «Новая история» 39 , которое было создано в правление императора Анастасия (491–518), около 498 г., и обнародовано уже после смерти автора. В этом обширном произведении освещается история Римского государства от Августа до 410 г. Все бедствия, постигшие Империю в 4 – начале 5 в. (нашествия варваров, восстания покоренных народов, мятежи рабов, внутренний распад государства), Зосим считает наказанием богов за измену древней языческой религии и принятие христианства. Он обличает «дурных правителей», прежде всего христианских императоров Константина I и Феодосия I, и противопоставляет им кумира языческой оппозиции – Юлиана Отступника. Особняком стоят упоминания об Иисусе Христе в ранних раввинистических текстах (Санхедрин, Гиттин, Шаббат и др.). В христианской литературе ссылки на эти упоминания начали распространяться со времен средневековых христиано–иудейских диспутов (Парижский диспут 1240 г. 40 , Барселонский диспут 1263 г. 41 , диспут в Тортосе 1413–1414 гг. 42 и др.). Около 1280 г. каталанский еврей–выкрест доминиканец Рамон Марти (Раймунд Мартин; 1–я пол. 13 в. – после 1284) публикует трактат Pugio Fidei («Кинжал веры») 43 , где он собрал известные ему талмудические свидетельства об Иисусе (достоверность многих из них оказалась сомнительной) 44 . В 1681 г. немецкий гебраист и канонист, профессор в Альтдорфе Иоганн Кристоф Вагензейль (1633–1705) публикует собрание иудейских антихристианских полемических произведений Tela Ignea Satance, sive Arcani et Horribiles Judceorum Adversus Christum Deum, et Christianam Religionem Libri («Палящие стрелы сатаны, или Тайные и ужасные книги евреев против Христа Бога и христианской религии»), которое включает материалы из Талмуда, касающиеся Иисуса. Первой книгой, посвященной исключительно исследованию содержания Талмуда в его отношении к Иисусу, стала монография Jesus in Talmude, опубликованная в 1699 г. немецким протестантским востоковедом Рудольфом Мартином Меельфюрером (1670–1729). В 1700 г. немецкий ориенталист Иоганн Андреас Эйзенменгер (1654–1704) издал в 2–х объемистых томах in 4° исследование Entdecktes Judenthum («Иудаизм без маски»), в котором, на основе цитат из 193 древнееврейских источников, анализируются раввинистические описания Иисуса. За это издание он получил кафедру восточных языков в Гейдельбергском университете, а сама книга легла в основу многочисленной антисемитской литературы более позднего времени, хотя автор ее ставил перед собой лишь цель привести «честных евреев» к христианству. Хотя Эйзенменгера почти сразу стали обвинять в подлогах, современные специалисты подчеркивают, что он не прибегал к фальсификации, зато превзошел всех своих предшественников в умении тенденциозно интерпретировать источники 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следующим пастором церкви на о-ве Род-Айленд стал Т. Олни, после него Дж. Кларк, к-рый окончательно сформировал общину Уильямса как баптист. (письменных свидетельств об образовании др. общин не сохранилось). В 1652 г. она была реорганизована на платформе общих Б. В 1643 и 1651-1654 гг. Уильямс посещал Англию для получения у короля грамоты на владение землей, кор. Карл II утвердил законность существования колонии и закрепил свободу вероисповедания на ее территории. С этого времени общие Б. селились в основном на Род-Айленде. В 1670 г. они объединились в ассоциацию, но тем не менее никогда не играли большой роли в религ. жизни амер. колоний. В 1665 г. была основана баптист. община в Бостоне, ее члены на протяжении неск. лет подвергались преследованиям, но именно здесь появилось первое баптист. исповедание веры в амер. колониях. Старейшая баптист. община на Юге была организована в Киттери (шт. Мэн) в 1682 г. Уильямом Скревеном. Хотя на Род-Айленде Б. сохраняли свои традиции, их центром стала Филадельфия. В 1707 г. 5 церквей в колониях Нью-Джерси, Пенсильвании и Делавэра путем переписки создали Филадельфийскую баптистскую ассоциацию (Philadelphia Baptist Association), начавшую проводить активную миссионерскую работу и способствовавшую распространению баптизма во всех колониях. Первая миссионерская программа была принята ассоциацией в 1755 г. В 1751 г. при участии Филадельфийской ассоциации была организована ассоциация в Чарлстоне (шт. Юж. Каролина), с этого времени баптист. ассоциации стали возникать в разных районах Америки. Амер. Б. проявляли большой интерес к развитию образования. В 1756 г. была основана Хопуэллская академия (Hopewell Academy), в 1764 г. на Род-Айленде был создан первый баптист. ун-т - Брауновский. После 1800 г. появилось множество учебных заведений разного уровня, в т. ч. и Чикагский ун-т. Росту числа Б. способствовало т. н. «Великое пробуждение», охватившее Сев. Америку в сер. XVIII в. Оно породило ривайвелистских Б.-сепаратистов, к-рые вошли в коалицию с первыми баптист. общинами Нов. Англии. На юге сепаратисты долгое время сохраняли самостоятельность и независимость. В 1755 г. сепаратист Шубаэль Стернс основал общину в Санди-Крик и др. городах. В 1758 г. эти общины объединились в ассоциацию. Доктринально сепаратисты ничем не отличались от частных Б., но их неприятие жесткой церковной организации и дисциплины порождало конфликты между сепаратистами и «регулярными». В 1787 г. было достигнуто примирение, и пасторы, проводники ривайвелизма, устремились через юж. границы в разные колонии, заложив прочные основания для увеличения числа Б. в XIX в. Юг США по сей день остается одним из центров баптизма.

http://pravenc.ru/text/77510.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010