Панагия патриарха Иоасафа II. 1671 г. (Камея «Успение Богородицы». XIII–XIV вв., К-поль). Мастер Михаил Яковлев. Москва (ГММК) Панагия патриарха Иоасафа II. 1671 г. (Камея «Успение Богородицы». XIII–XIV вв., К-поль). Мастер Михаил Яковлев. Москва (ГММК) В духе решений Большого Московского Собора, повелевшего совершать канонизацию святых только по решению Архиерейского Собора при наличии «достоверных свидетельств» (Моск. Собор, 1666-1667. М., 19053. Л. 8-8 об.), в Патриаршество И. стало нормой строгое отношение к освидетельствованию мощей и чудес. В 1669 г. игум. вологодского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастыря (Галактионовой Знаменской пуст.) Сергий просил благословение патриарха на освидетельствование мощей прмч. Галактиона (Бельского) и пение ему молебнов. Разрешение, судя по всему, не было дано, поскольку в 1673 г., после смерти И., монастырские власти обратились к патриарху Питириму за повторным разрешением. В 1667 г. по благословению И. Суздальский архиеп. Стефан с комиссией свидетельствовал чудотворения от Шуйской Смоленской иконы Божией Матери , находившейся в Воскресенском соборе Шуи. Образ был признан чудотворным. На Соборе в 1667 г. руководителем Московского Печатного двора был поставлен Сарский и Подонский митр. Павел. В 60-х гг. XVII в., по-видимому в связи с распространением старообрядчества, упал спрос на продукцию Печатного двора, она впервые стала убыточной. 21 авг. 1667 г. в работу типографии были внесены серьезные изменения. В ее штате оставили лучших мастеров, к-рые работали на 4 станах «крупною азбукою». Остальных вывели за штат без сохранения жалованья, они могли работать на станах «мелкой азбуки», предназначенных для тиражирования ходовых малоформатных книг. Одним из результатов реорганизации Печатного двора стало возобновление издания певч. книг. В 1668 г. по благословению И. царь повелел митр. Павлу собрать мастеров певч. дела, к-рым предстояло продолжить работу распущенной после 1654 г. комиссии по исправлению «раздельноречных» певч. книг. Новая комиссия приступила к работе в 1669 г. Итогом ее деятельности стали исправление и подготовка к изданию певч. книг и написание трактата «Извещение… требующим учитися пения» (1670; см. в ст. Григорий Нос ). В целом работа Печатного двора при И. была успешной. Первой книгой, вышедшей по решению Большого Московского Собора и имевшей благословение И., был «Жезл правления» Симеона Полоцкого, направленный против старообрядцев. Позднее издавались Поучения прп. Ефрема Сирина (1667), Евангелие (1668), Чиновник архиерейского служения (1668), Последование освящения антиминса (1668), Триодь цветная (1670), Поучение святительское к новопоставленному иерею (1670), Апостол (1671), Требник (1671) и др.

http://pravenc.ru/text/578114.html

Вм бо, вмъ, яко много и премного много к вамъ, государем, мое согршение и велико зло, ему же, ей-ей, во истину нсть числа. А яже о мн, гршнем и зело многогршнем, умилосердився, аще изволите 1685 вдать. 1686 отшествии вашего болярина князя Алекся Никитича с ждал от вас, великих государей, по моему прошению, милостиваго указу и не дождахся, и многих ради своих болзней отвестися в ваше, государево, богомолье, в Воскресенской Да со многими слезами прошу и молю Господа о вашем, государев, душевном спасении и о тлесномъ здравии: того ради вся ми оставите и простите,//(л. 32об.) и не забудете мя, бднаго и гршнаго, во многой своей милости, якоже и прежде. Да и вас Господь Богъ не забудет. Примечания Л. 33 ...великой государын цариц и великой княгине Марии И.льичне... – Первая жена царя Алексея Михайловича Мария Ильинична Милославская (1625 – 03.03.1669). Дочь стольника Ильи Даниловича Милославского. Повенчана с царём 16 января 1648 г. Родила 13 детей, трое из которых умерли при её жизни. По свидетельству современников, отличалась строгой религиозностью и благотворительностью – Энциклопедия 2002, 313. ...великому государю царевичю и великому князю Алексю Алексевичю... – Царевич Алексей Алексеевич (1654 – 14.01.1670), второй сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1666–1670 гг. был кандидатом на польский трон. 1 сентября 1667 г. объявлен наследником русского престола. После неожиданной смерти царевича его именем воспользовался Степан Разин, который утверждал, что великий князь бежал от жестокости царя и бояр – Энциклопедия 2002, 40. ...государыням, благоврнымъ царевнамъ... – В июле 1658 г. у царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской кроме сына Алексея было четыре дочери: Евдокия (февраль 1650 – март 1712), Марфа (август 1652 – июль 1707), Анна (январь 1655 – май 1659), Софья (сентябрь 1657 – июль 1704) – Энциклопедия 2002, 44. Аще есть и превозходительне мое согршение... вопрошения, к вамъ... – Патриарх Никон вспоминает описанную в Евангелии от Матфея ( Мф. 18:21–22 ) ситуацию, когда во время одной из проповедей Иисуса Христа апостол Пётр (здесь он поименован Верховным) спрашивал у Спасителя, сколько раз прощать согрешившему против него человеку: «До семи ли раз?» Христос отвечал: «До седмижды семидесяти раз».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

2 Которым в пути водителем звезда была, аж до Вифлеема, где Дева родила (польск.). Пастухи же как только Христа увидали, божественному учителю низко поклонились (лат.). 3 И рай небесный, ныне нам отворенный, который когда-то из-за плода с древа (познания) был утрачен (польск). Мария Дева блаженная небеса доставляет, с изумленным Давидом нашим прекрасным восходит (лат.). 4 С которой и вы за меня Богу хвалы воздайте, а он вас будет хранить здоровыми, невредимыми (польск.) Небеса спокойствия даруй, госпожа, ибо ведь отсюда являются блага (лат.). На именины государя царевича (с. ...) Цикл состоит из 3 стихотворений. Стихи обращены к царевичу Алексею Алексеевичу (1654–1670), старшему сыну Алексея Михайловича от брака с М. И. Милославской. С 1667 г . – ученик Симеона. Впервые (по списку ГИМ, л. 420 об.– 421 об.) печатаются 1 и 3 части цикла. 1 ...святый Алексий, бодрый твой хранитель… – сын богатого и знатного римлянина (конец IVb–haчaлo V вв.). Во время бракосочетания вернул невесте обручальный перстень, провел жизнь в странничестве и добровольном нищенстве. Легенда возникла в Сирии во второй половине V ст. В XVII веке «Житие» включено в печатный Пролог, на его основе создавались духовные стихи, поэмы (Л. Баранович), драмы. Святой Алексей рассматривается как покровитель царя Алексея Михайловича. День памяти святого Алексея (17 марта) празднуется особо пышно (см.: Адрианова В. П. Житие Алексея человека божия в древней русской литературе и народной словесности. – Пгр., 1917; Сазонова Л. И. Повесть об Алексее Римском в третьем – пятом изданиях Пролога и политический смысл темы Алексея в литературе 1660–1670 гг.//Литературный сборник XVII в. Пролог. М., 1978). В конце XV века «Житие» переведено на белорусский язык, сохранилось в составе белорусского сборника конца XV в. (ГПБ, I. 391). 2 Товиа – библейский персонаж, сын Товита, который отправился за отцовским наследством. В дороге его сопровождал ангел Рафаил. Увещание к читателю в Книгу завета царя Василия Македонина (с. ...)

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

А. В. Кузьмин XVII в. В первые годы Смуты (1604-1608), оказавшись в стороне от основных событий, вологодское духовенство последовательно признавало власть царей Феодора Борисовича Годунова, Лжедмитрия I и Василия Иоанновича Шуйского . В 1607 г. Вологодский архиеп. Иоасаф получил от царя Василия Иоанновича несудимую грамоту на вотчины. В следующем году архиеп. Иоасаф под угрозой расправы был вынужден принести присягу Лжедмитрию II после занятия Вологды войсками самозванца. В нояб. 1608 г. тушинцы были изгнаны из города. По мнению Массы, признание Лжедмитрия II «пошло бы по всей стране, когда бы вологжане зимою следующего года снова не перешли (на сторону Москвы)». 22-25 сент. 1612 г. интервенты ненадолго захватили город, Вологда еще раз была разграблена и сожжена в 1613-1614 гг. войсками атамана Баловня. 1 мая 1614 г. со стороны р. Шексны, вол. Череповесь и Белозерского у. на территорию В. е. напали «воры казаки и черкасы», опустошившие волости, где находились владения архиерейской кафедры, а также Павло-Обнорский, Корнилиев Комельский и Николо-Катромский мон-ри. В 1609-1612 гг. в Вел. Перми воевода М. М. Годунов поддерживал царя Василия Шуйского, состоял в переписке с настоятелем Троице-Сергиева мон-ря архим. прп. Дионисием (Зобниновским) и келарем Авраамием (Палицыным) , призывавшими к борьбе с интервентами. Архиерейские палаты с ц. в честь Рожде-ства Христова в Вологде. 1667–1671 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Архиерейские палаты с ц. в честь Рожде-ства Христова в Вологде. 1667–1671 гг. Фотография. Кон. ХХ в. В 1623 г. Вологодский архиеп. Корнилий получил от царя Михаила Феодоровича несудимую грамоту на вотчины. Вологодский архиеп. Варлаам в 1631 г. добился от царя увеличения архиерейских вотчин, в 1634 г. получил на них жалованную и несудимую грамоту. В следующем году он получил 2 царские грамоты с требованием послать в недавно учрежденную Тобольскую епархию архимандрита или игумена, протопопа, иеромонахов и белых священников; духовенство В. е. должно было собрать для переселенцев по 30 или 40 р. на человека. Из В. е. в Тобольск отправились архим. Герасим из Спасо-Каменного мон-ря, его келейный старец Иона, протопоп Григорий Пототурин, 6 священников и 3 иеромонаха (РИБ. Т. 2. 1641. 1-4. Стб. 582-596). Архиеп. Маркелл в 1649 г. свидетельствовал мощи прп. Кирилла Новоезерского , в 1650 г., после пожара в Спасо-Каменном мон-ре, переложил в новую раку мощи блгв. кн. Иоасафа Каменского. Архиерей установил 2 крестных хода в Вологде: по случаю чуда прп. Галактиона о бездождье (1652) и в связи с прекращением эпидемии чумы после постройки обыденной Спасо-Всеградской ц. (1654). Между 1667-1670 гг. по повелению архиеп. Симона были построены архиерейские палаты с домовой ц. в честь Рождества Христова, в 1671-1675 гг.- каменная ограда архиерейского двора.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Душоново. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Тихвинская церковь построена в 1839 году в стиле ампир. Кирпичный с белокаменными деталями бесстолпный храм завершен купольной ротондой. Фасады обработаны портиками тосканского ордера. В интерьере стены и своды покрыты масляной живописью. Сохранился иконостас середины XIXb. В современной храму трапезной имеются приделы в честь святителя Николая Чудотворца и святителя Тихона Амафунтского. Колокольня в четыре яруса завершена в 1855 году. В селе Душоново существовало два храма - деревянный и каменный. Впервые село на р.Пруженке упоминается в1585 г. как владение московского Чудова монастыря. Деревянная Никольская церковь был построена на его средства между 1654-1670 гг., была перестроена в 1816-1823 гг. в стиле ампир. В середине XIX в. она переосвящалась во имя Всех Святых. Сохранявшийся до пожара 1982 г. храм представлял собой ярусную постройку типа " восьмерик на четверике " " под каменное дело " , внутри имелась роспись по холсту 1823 г. В настоящее время на месте церкви поставлен памятный крест. Каменная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери была построена в 1837-1855 гг. на средства прихожан, среди которых был местный фабрикант Тихон Теушин. Престолы трапезной, освященные в 1852 г., были посвящены свт.Тихону Амафунтскому (северный, в честь небесного покровителя храмоздателя), свт. Николаю Чудотворцу (южный). Храм является образцом провинциального ампира, состоит из четверика, увенчанного купольной ротондой, трапезной и четырехъярусной колокольни. В советское время церковь не закрывалась и сохранила внутреннюю отделку, среди которой современный постройке центральный иконостас, чугунные полы. Масляная живопись второй половины XIX в. реставрировалась в 2000-х гг. художником-иконописцем И.Ю.Кривовым, руководителем художественной мастерской при Троицком соборе в Щелкове. В храме много икон XVII-XIX вв., среди которых особо чтимая икона свт.Митрофания Воронежского. Святынями храма являются частицы мощей свт.Игнатия (Брянчанинова), прмц. великой княгини Елисаветы Феодоровны и других святых угодников Божиих.

http://sobory.ru/article/?object=02828

Юрьев-Польский. Михаило-Архангельский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1269 и 1806. Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский, Музейный пер Координаты: 56.497799, 39.681052 Проезд:Центр, пешеходная доступность Изменить описание Добавить фотографии Автор: Турбаев Роман Снято: 3 августа 2013 Добавлено: 4 августа 2013 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1238 г. Юрьев-Польский Михаило-Архангельский монастырь был разорен воинами хана Батыя, и восстановление его началось только в 1530 г. Вместо деревянной ограды сооружена каменная стена с башнями, полностью перестроенными в XVIII в. На территории монастыря можно ознакомиться с несколькими архитектурными памятниками. Среди них церковь Архангела Михаила (1772-1806 гг.). Она представляет собой пятиглавый, бесстолпный храм, построенный из кирпича. Он богато декорирован украшениями. Обращает на себя внимание и шатровая колокольня (1685-1688 гг.) - красивое монументальное сооружение. Массивный восьмигранный столп колокольни богато украшен архитектурными деталями. Сохранились надвратная церковь Иоанна Богослова (1654-1670 гг.), двухэтажное здание покоев архимандрита с трапезной палатой. Архангельский монастырь, 3 класса, в городе Юрьеве; упоминается в 1238 году, когда разорен был полчищами Батыя. Соборный храм во имя архангела Михаила построен в 1560 году; здесь находится гробница князя Дмитрия Святославича, скончавшегося в схиме в 1269 году. При монастыре богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Георгиевский собор, который сейчас стоит немного в отдалении от им же выстроенного Михайло-Архангельского монастыря, был построен по собственному архитектурному проекту князя. А Михайло-Архангельский монастырь появился так. Святослав был женат на Евдокии, дочери Муромских князей Петра и Февронии, но еще в самом расцвете сил, родив сына Димитрия, супруги решили жить для Бога. Евдокию князь отпустил в Борисоглебский Муромский монастырь к родителям, а сам построил в Юрьеве небольшой монастырь, в котором и начал свой монашеский подвиг.

http://sobory.ru/article/?object=00202

текстов не отличается от произношения текстов для чтения (стали петь «на речь», т. е. так, как читали); прот. Д. Разумовский назвал подобное пение «новым истинноречием». 1-я комиссия по исправлению певч. книг была создана в 1652 г., но ее работа была прервана в 1654 г. из-за чумы в Москве и начавшейся тогда же войны с Польшей. После того как война окончилась (1667), была образована 2-я певч. комиссия, деятельность к-рой относится к 1669-1670 гг. (см.: Парфентьев. 1986). О деятельности 1-й комиссии по существу ничего не известно, но скорее всего 2-я комиссия продолжила работу в направлении, заданном 1-й. В результате написания в певч. книгах были приведены в соответствие с написаниями в обычных церковных книгах, предназначенных для чтения; в 70-х гг. XVII в. на Печатном дворе появляются такие должности, как «наречного [или: праворечного] пения справщик», «наречного пения мастер», «писец наречного пения» и т. п. (см.: Там же. С. 86-87). Эта реформа совпала по времени с расколом Русской Церкви, поэтому часть старообрядцев, а именно старообрядцы-поповцы (приемлющие священство), приняла «наречное» пение, тогда как др. часть, старообрядцы-беспоповцы, продолжала петь по-старому; позднее (с кон. XVIII в.) и нек-рые беспоповцы переходят на «наречное» пение (см. подробнее: Успенский. 1968. С. 61-65); полемика по этому поводу продолжается у беспоповцев и по сей день. Возможность неодинакового отношения к «наречному» и «хомовому» пению в старообрядчестве была заложена самой последовательностью событий, связанных с расколом Русской Церкви. С одной стороны, протесты против «хомонии» и, по-видимому, правка певческих книг «на речь» начались еще до раскола, с другой - работа 2-й комиссии проходила уже после раскола, в частности после Большого Московского Собора 1666-1667 гг., одобрившего никоновские реформы и вместе с тем определившего «гласовное пение петь на речь» (см.: Моск. Собор, 1666-1667. 1905. Л. 38, 2-я фолиация): если 1-е обстоятельство могло легитимировать «наречное» пение в глазах старообрядцев, то 2-е его дискредитировало.

http://pravenc.ru/text/675033.html

Клементьево. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная, оштукатуренная, приходская церковь построенная в 1703 г. в стиле барокко. Изначально - двухэтажный ярусный храм с отдельно стоящей колокольней был выстроен на средства князя Б.И. Прозоровского в стиле московского барокко. В нижней Никольской церкви имелись Преображенский и Ильинский приделы. Многоярусная надвратная колокольня была построена в 1730-х гг. над въездом в церковный двор на средства И.М. Ефимовского. В храме были родовые усыпальницы Прозоровских и Ефимовских. Церковь закрыта в 1931 г., разобрана в 1940 г. Из кирпича рядом построена школа. От церковного здания уцелела только стройная надвратная колокольня с пристроенными к ней с севера и юга служебными строениями. На двухъярусном кубическом основании колокольни установлены два восьмерика, верхний из которых перекрыт куполом с барабаном главки. Декор здания сводится к лопаткам и простым оконным наличникам. Внутреннее убранство отсутствует. Передана верующим в начале 2000-х гг. На этом месте была деревянная церковь Святого Николая, уничтоженная в Смутное время. В 1629 г. она построена вновь. В 1653 г. село входило в Шеборшинскую дворцовую волость. В 1691 г. в жалованной грамоте написано: «великие государи (Петр и Иоанн) пожаловали боярина, князя Петра Ивановича Прозоровского за его многие службы, что он при великих государях живет непрестанно, со всем усердием... велено ему дать вотчину из своих великих государей дворцовых волостей в Московском уезде: Шеборшинскую, Тягожскую и Карачаровскую с селами, деревнями и пустошами». В 1701 г. Клементьево отдано князю Борису Ивановичу Прозоровскому по разделу с его братом Петром Ивановичем. Князь Борис Иванович Прозоровский (1654-1718) в 1670 г. был мучим в Астрахани Разиным. В 1672 г. пожалован чином стольника (первым для юношей из родовитых семейств), в 1674 г. - комнатный стольник царя Феодора Алексеевича. В 1682 г. - участник Собора по уничтожению местничества, боярин,в период двоецарствия Иоанна и Петра Алексеевичей он постоянно сопровождал царя Иоанна на богомолья, с 1692 по 1697 г. - воевода в Нижнем Новгороде. В 1697 г. пожалован саном ближнего боярина.

http://sobory.ru/article/?object=07299

736 После Самуила Шитика настоятелем монастыря был Иосиф Тризна, из учителей киевских школ. В 1647 г., 19-го марта, по смерти м. Петра Могилы , бывшего вместе и архимандритом печерским, Тризна избран был в архимандриты Киевопечерского монастыря († 1656 г.). С 1654 г. старшим виленского монастыря был Иосиф Нелюбович Тукальский. При нем в 1655 г. Вильна, после продолжительной осады, взята была русскими войсками. Чудотворная икона Божией Матери, получившая впоследствии название Остробрамской, была заблаговременно вывезена в Кролевец (Кенигсберг). Почивавшие в троицком монастыре мощи св. мучеников виленских зарыты были в монастырском саду, но после найдены православными и перенесены в Святодуховский монастырь. Вильна находилась под русским владычеством до 1661 года. Тукальский, державшийся Польши, 737 в 1658 г. перешел в Лещинский монастырь и был в нем последним православным архимандритом. В 1661 г. м. Дионисий Балабан посвятил его в епископа белорусского. После него монастырем управлял наместник, игумен евейского монастыря, Пахомий Савич, ревностный охранитель православия. Известен протест его против требования, чтобы православные отрекались от своей веры при избрании в городские должности. Преемником его был в 1661–1670 гг. Даниил Дорофеевич. В 1666 г., по поводу избрания Шитика и Прокопия Дорофеевича в бургомистры г. Вильны, он также защищал права православных на избрание в городские должности; 738 но базилианский архимандрит Мартиан Белозор и митрополит Гавриил Коленда добились того, что православных вытеснили из виленской ратуши. 739 Школа виленская, хотя и скромно, продолжала свою полезную деятельность, пользуясь пособиями благотворителей. В 1668 г. Регина Буховецкая, по мужу Швейковская, записала на братство свято-духовское 1.500 злотых и из них 500 назначила на студентскую конгрегацию святых Константина и Елены при церкви свято-духовской. 740 В 1677 – 1684 гг. во главе Виленского монастыря стоял Климент (на Ольдове и Лебеде) Тризна, нареченный епископ на белорусскую епархию; 741 наместником был Иона Дубинский, братским проповедником Иларий Гославский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Ульяновск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Богородицкая церковь, Успенская единоверческая церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Историко-мемориальное значение Успенской церкви связано с основанием города, и как большинство остальных церквей она была первоначально деревянной. А. Яхонтов сообщал в 1898 г.: «Одновременно с боярином Богданом Матвеевичем Хитрово пришел в Симбирск некий игумен Макарий и «своим собственным коштом» устроил здесь в 1648—1654 гг. под горою «деревянную церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы с монастырскими келиями». Церковь стояла на подгорной Успенской улице в непосредственной близости от берега Волги и являлась основой Успенского монастыря. В период осады городской крепости войсками Степана Разина в 1670 г. как Успенский монастырь, так и церковь были сожжены и разрушены. В 1673 г. на месте этой церкви была возведена новая каменная церковь во имя Успения Божией Матери с приделом во имя святителя и Чудотворца Николая, которая была освящена в 1674 г. При церкви, включенной в состав Успенского монастыря, был организован причт, обслуживавший прихожан подгорной части города. В 1724 г. Успенский монастырь был закрыт, а церковь просуществовала до 1826 г., после чего ее прихожане и сама церковь были приписаны к Петропавловской церкви. В 1854 г. Успенская церковь Святейшим Синодом была отдана старообрядцам, присоединившимся к Православной церкви на правах единоверия. В церкви были восстановлены причт и приход. Однако в 1866 г. из-за продолжавшегося переселения жителей из береговой части города эта церковь также была разобрана и перенесена в нагорную часть города, на ее месте построена часовня. Новая каменная Успенская церковь была построена в 1867 г. на углу Ново-Казанской улицы (ныне Гагарина) и Миллионной улицы (ныне утрачена). Сейчас на этом месте стоит пятиэтажный жилой дом. Эта церковь просуществовала до 1930-х годов. Ее историко-мемориальное значение связано с тем, что она формировала одну из старых улиц города, переходящую в дорогу на Казань, по которой проезжал в 1833 г. А.С. Пушкин в г. Симбирск. Первоначальное расположение церкви на берегу Волги способствовало формированию живописного силуэта нижней набережной в течение с 1649 по 1866 гг.

http://sobory.ru/article/?object=35183

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010