Впосл. обитель, так как место оставалось затопляемым, перенесли на мыс у Чёрного оз., к установленному прп. Леонидом кресту, куда он часто удалялся для уединенной молитвы. В «Сказании» зафиксировано пророчество подвижника об основании на этом месте монастыря и о своем там упокоении: «В сем месте у креста сего будет монастырь на собрание иноком и будут церкви, и звон, и людей, и пашни много. И мне умрети на сем месте» (РНБ. Q.I. 836. Л. 12 об.- 13). На новом месте была построена теплая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы с приделом во имя вмц. Параскевы Пятницы. В ее строительстве вместе с братией принимали участие жители окрестных Онтропьевой (Антропьевой) слободы и Туриной горы, в т. ч. и сын Никиты Назарова Григорий. Храм освятили 23 мая 1652 г. при участии архимандрита великоустюжского во имя арх. Михаила монастыря Арсения; антиминс для новой церкви был получен у Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) (Там же. Л. 14 об.- 15 об.). 17 сент. 1670 г. в трапезной Л. п. произошел пожар, однако, выломав дверь, иноки увидели, что в алтаре обгорел престол, церковная одежда и утварь сгорели «без остатку», а Евангелие и антиминс остались совершенно неповрежденными, около них даже виднелся иней. 3 июня новый престол в храме был освящен прилуцким игум. Дионисием по благословению митрополита Ростовского (Там же. Л. 33 об.- 34). Прп. Леонид, бывший до 1648 г. строителем монастыря, скончался в 1654 г. (БАН. Арх. ком. 228. Л. 11). Храмоздательство в монастыре продолжил строитель Дионисий (1660, 1667-1680). В 1677 г. началось возведение отдельного холодного храма для чудотворной иконы «Одигитрия». При создании церкви в 1678 г. произошло чудо: строитель Дионисий, призвав местных крестьян, не имел для них достаточно съестных припасов: всего 18 хлебов на 96 чел., однако всем хватило еды и еще осталось 4 хлеба. 31 мая 1678 г. состоялось освящение нового храма, в к-рый перенесли из теплой церкви икону «Одигитрия» (Там же. Л. 11 об.- 13). По переписным книгам 1648 и 1678 гг., за Л.

http://pravenc.ru/text/2463453.html

архиепископ). К этому времени в М. о. сохранялось лишь 2 прихода - в Мурманске и в Кировске, в к-рых совершались ежедневные службы. Священники выезжали в дальние поселения края для совершения треб на дому. Еп. Исидор (Кириченко ; 1977-1987; ныне митрополит) в 1985 г. получил титул «Архангельский и Мурманский», а Мурманск стал 2-м кафедральным городом. Началось строительство нового Никольского кафедрального храма (1985-1986) с адм. комплексом и приписной Трифоновской ц. При еп. Пантелеимоне (Долганове ; 1987-1995; ныне митрополит) стали открываться новые приходы в крупных населенных пунктах (Кандалакша, Мончегорск, Североморск, Полярный и др.). Начался возврат церковных строений, изъятых у общин в годы гонений, произошел массовый приток мирян в Церковь, ряд священников стали миссионерами. 27 дек. 1995 г. была образована самостоятельная Мурманская и Мончегорская епархия, к-рую возглавил епископ (ныне митрополит) Симон (Гетя) . На территории М. о. РПЦ имела 21 приход на 1 янв. 1995 г., 58 приходов - на 29 июля 2013 г., 61 приход - на 13 февр. 2015 г. После реформы патриарха Никона в 1653 г. на Кольской земле появились сосланные властями в эти края старообрядцы. Летом 1654 г. в Кандалакшу был сослан протопоп московского Казанского собора на Красной пл. Иоанн Неронов (1591-1670), к-рого заковали в кандалы и держали в Кандалакшском мон-ре взаперти. Через 11 месяцев заточения при помощи единомышленников из числа местного населения - Алексея, Силы и Василия - Неронов совершил побег и вернулся в Москву. При содействии царского духовника протопопа Стефана Вонифатьева Неронов добился освобождения арестованных в Холмогорах Алексея и Василия. Сила, сопровождавший Неронова до Москвы, вернулся в Поморье и вместе с Алексеем и Василием скрытно проповедовал «древнее благочестие» и порицал новшества патриарха Никона. В 1661 г. в Кандалакшский мон-рь сослали группу старообрядцев - жителей Ростова Великого. Среди приверженцев «старой веры» были также монахи Соловецкого мон-ря, немало способствовавшие началу Соловецкого бунта 1667-1676 гг., в частности старец Варзужской службы Герасим (Фирсов) .

http://pravenc.ru/text/2564372.html

736 После Самуила Шитика настоятелем монастыря был Иосиф Тризна, из учителей киевских школ. В 1647 г., 19-го марта, по смерти м. Петра Могилы , бывшего вместе и архимандритом печерским, Тризна избран был в архимандриты Киевопечерского монастыря († 1656 г.). С 1654 г. старшим виленского монастыря был Иосиф Нелюбович Тукальский. При нем в 1655 г. Вильна, после продолжительной осады, взята была русскими войсками. Чудотворная икона Божией Матери, получившая впоследствии название Остробрамской, была заблаговременно вывезена в Кролевец (Кенигсберг). Почивавшие в троицком монастыре мощи св. мучеников виленских зарыты были в монастырском саду, но после найдены православными и перенесены в Святодуховский монастырь. Вильна находилась под русским владычеством до 1661 года. Тукальский, державшийся Польши, 737 в 1658 г. перешел в Лещинский монастырь и был в нем последним православным архимандритом. В 1661 г. м. Дионисий Балабан посвятил его в епископа белорусского. После него монастырем управлял наместник, игумен евейского монастыря, Пахомий Савич, ревностный охранитель православия. Известен протест его против требования, чтобы православные отрекались от своей веры при избрании в городские должности. Преемником его был в 1661–1670 гг. Даниил Дорофеевич. В 1666 г., по поводу избрания Шитика и Прокопия Дорофеевича в бургомистры г. Вильны, он также защищал права православных на избрание в городские должности; 738 но базилианский архимандрит Мартиан Белозор и митрополит Гавриил Коленда добились того, что православных вытеснили из виленской ратуши. 739 Школа виленская, хотя и скромно, продолжала свою полезную деятельность, пользуясь пособиями благотворителей. В 1668 г. Регина Буховецкая, по мужу Швейковская, записала на братство свято-духовское 1.500 злотых и из них 500 назначила на студентскую конгрегацию святых Константина и Елены при церкви свято-духовской. 740 В 1677 – 1684 гг. во главе Виленского монастыря стоял Климент (на Ольдове и Лебеде) Тризна, нареченный епископ на белорусскую епархию; 741 наместником был Иона Дубинский, братским проповедником Иларий Гославский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

стена галереи); работы были прерваны в связи со смертью большого количества мастеров. В 1654 г. Василий Ильин, также впосл. умерший от чумы, участвовал в росписи Троицкого собора Макариева калязинского монастыря (снятые со стен фрагменты сохр. в ГИМ и ЦМиАР) в качестве государева кормового иконописца. Сцены житийного цикла прор. Илии. Роспись ц. прор. Илии в Ярославле. Артель Гурия Никитина. 1680 г. Сцены житийного цикла прор. Илии. Роспись ц. прор. Илии в Ярославле. Артель Гурия Никитина. 1680 г. Монументальное искусство Костромы 2-й пол. XVII в. неразрывно связано с именем Гурия Никитина Кинешемцева, творчество которого оказало огромное влияние на стиль и программу костромской стенописи. Участвуя в возобновлении росписи Архангельского собора Московского Кремля с перерывами с 1660 по 1667 г., он в 1662 г. возглавил костромскую артель во время росписи Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском (глава, своды и алтарная зона). Это первый известный случай приглашения монументалистов-костромичей для работы вне Костромы. Закончить работы в Переславле-Залесском не удалось, в т. ч. и после их возобновления в 1668 г., поскольку всех мастеров вызвали в Москву для росписи ц. свт. Григория Неокесарийского (не сохр.). В 1670-1671 гг. Гурий Никитин с костромской артелью стенописцев и мастерами из Ярославля принимал участие в росписи и возобновлении после пожара фресок Успенского собора в Ростове. Ок. 1672 г. костромской артелью был расписан собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме (не сохр.), однако степень участия в них Гурия Никитина неясна. В 80-х гг. XVII в. стиль живописи артели Гурия Никитина с присущей ей схемой росписи храмов, включающей развернутый евангельский цикл, Страстной цикл и апостольские деяния при отсутствии композиции «Страшный Суд», сложился окончательно. В это время под руководством мастера были выполнены стенописи ц. прор. Илии в Ярославле (1680, при участии ярославских мастеров), Троицкого собора Ипатиевского монастыря в Костроме (1684), Спасо-Преображенского собора Евфимиева мон-ря в Суздале (1689). Часть костромской артели под рук. ученика Гурия Никитина Василия Осипова Колпашникова в 1689 г. расписала Спасо-Преображенский собор Новоспасского мон-ря в Москве. После смерти Гурия Никитина (1691) местные стенописцы работали преимущественно в Костроме и ее окрестностях. Единственное исключение - росписи Знаменского собора в Вел. Новгороде (1702), выполненные более чем 30 костромскими мастерами под рук. московского иконописца Ивана Яковлева Бахматова, выступавшего в качестве подрядчика.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Потёмкин; † после 1670), деятель раннего старообрядчества , писатель. Основным источником сведений о нем служат материалы, связанные с подготовкой и проведением Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , который осудил старообрядцев. Отдельные высказывания о Е. в предшествующей исследовательской лит-ре (П. С. Смирнов, С. А. Зеньковский, В. С. Румянцева, Н. Ю. Бубнов) и словарная статья о нем (А. Т. Шашков) основаны только на опубликованной части соборных материалов (МДИР. Т. 1, 2). Однако за рамками публикации Н. И. Субботина остался ряд документов, содержащих ценные биографические сведения о Е., которые частично были использованы П. Паскалем. Е. происходил из старинного смоленского дворянского рода, мн. представители к-рого выбрали путь правосл. монашества. Родственником Е. был дядя Ф. М. Ртищева «богомудрый старец» Спиридон (Потёмкин) . Неск. женщин из рода Потёмкиных приняли монашество в Кутеинском Успенском монастыре, в т. ч. мать Е. (в иночестве Марина) и, видимо, его сестра. 10 авг. 1654 г. монахини явились под Смоленск с просьбой отпустить их в Москву, где они стали насельницами близкого к придворным кругам Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря . Как следует из показаний Е., данных 30 апр. 1666 г. на заседании Собора в Патриаршей крестовой палате, он принял постриг ок. 1656 г. («в котором году пострижен, не помнит, толко-де тому есть лет з десять») в Бизюковом в честь Воздвижения Креста Господня монастыре близ Дорогобужа. По всей видимости, он жил в мон-ре в трудниках и был пострижен во время тяжелой болезни («пострижен в келье в болезни», «постригал-де ево того Бизюкова монастыря наместник черной поп Евстафей, а приемника никово не было» (ГИМ. Син. собр. свитков. 1143)). Не позже 1660 г. Е. по царскому указу был переведен строителем в Болдинский во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии монастырь в 15 верстах от Дорогобужа. Согласно «Спискам иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» П. М. Строева , Е. числился здесь строителем в 1660 г., но уже 26 апр. 1661 г. на эту должность был определен Феодосий ( Строев. Списки иерархов. Стб. 597). Е. признавался, что «из Болдина монастыря исшел без указу великого государя, убояся ратных людей, к Москве» (ГИМ. Син. собр. свитков. 1143).

http://pravenc.ru/text/182131.html

В 1654 г. чудотворным образом, защитившим город от болезни, стала икона из кафедрального Успенского собора «Богоматерь Смоленская». Как пишет в своем церковно-археологическом исследовании А.П. Крылов: «С иконою совершили крестный ход вокруг города и по улицам. Бог услышал молитву и язва прекратилась. Митрополит Иона Сысоевич благословил с того времени праздновать Смоленской иконе Богоматери». Общегородской культ Богоматери Смоленской, защитившей Ярославль от морового поветрия, перекрывался в Дмитриевском храме воспоминаниями о ратных подвигах земляков в годы «смутного времени». Для того, чтобы усилить новое звучание образа Одигитрии как образа оберегающего от болезней, священник через иконографию связал главный храмовый образ с чудесами в городе Шуе. Освятив в 1674 г. алтарь нового здания в честь Богоматери Шуйской, дмитриевские прихожане определили и новый характер своего храма - как церкви для проведения заупокойных служб по внезапно и безвременно умершим в год морового поветрия. Понимая необходимость и обусловленность такого шага и одновременно не желая потерять за храмом репутацию воинского мемориала, церковные власти сохранили за памятником его «исконный» праздник, приходящийся на 28 июля и старинное название – Димитриевский. Что касается деревянной церкви с престолом Похвалы Богоматери, то в конце 1670-х гг. она также была заменена новой кирпичной церковью (с одним престолом) – «теплой трапезной». Грамота, данная митрополитом Ионой на построение этого храма, датируется мартом 1677 г. В грамоте, в частности, содержится требование строить Похвальскую церковь на «НОВОМ благопотребном месте». Расширение посада и увеличение числа захоронений на территории Дмитриевского кладбища (судя по «Похоронным записям», сохранившимся в архиве прихода, захоронения здесь производились до первых десятилетий XVIII в.) привели к тому, что первоначальная воинская специфика данного места постепенно стала забываться. Трагические и славные даты средневековья для новых поколений ярославцев были заслонены новыми войнами, эпидемиями, пожарами, утратами и победами.

http://sobory.ru/article/?object=38075

Исправлено, в рукописи: Колксом, буква «с» исправлена из буквы «ь». 1650 г. августа 28.Мировая запись братии Троицкого Печенгского монастыря с кильдинскими лопарями Муномашского погоста о ямских зимних подводах и Териберском и Вороненском «згодье». Опубликована: Сборник материалов… 51. С. 85–86. Так в рукописи, правильно: Непейцын. В 1670/71 г. сыщик Степан (Стефан) Непейцын в Кольском остроге проводил следствие об угодьях, являвшихся предметом спора между Троицким Печенгским монастырем и саамами Нотозерского и Сонгельского погостов, для чего была устроена очная ставка. Решением сыщика угодья были отведены монастырю, что и закрепилось в «отводной памяти» (См.: РГАДА, ф. 159, оп. 3, д. 416, л. 55 об.). Как следует из публикуемой росписи, помощь сыщика не была безвозмездной. Кандалакшский Рождества Пречистой Богородицы монастырь, основан в середине XVI в. в Кандалакшской волости Кольского уезда (современный город Кандалакша Мурманской области). 26 мая 1589 г. разорен шведским отрядом, но не прекратил свою деятельность. В XVII – начале XVIII в. использовался как место ссылки преступников. Здесь в 1654–1655 гг. отбывал ссылку один из противников реформы патриарха Никона – протопоп Иван Неронов. В период петровских преобразований монастырь пришел в упадок. В 1742 г. указом архиепископа Холмогорского и Важского Варсонофия приписан к Соловецкому Спасо-Преображенскому монастырю. В результате секуляризационной реформы в 1764 г. упразднен и более не возобновлял свою деятельность. Запись не установлена. По всей видимости, речь идет о споре Кандалакшского Пречистенского монастыря и крестьян Кандалакшской волости с посадскими людьми Кольского острога и старцами Троицкого Печенгского монастыря, рассматривавшемся в декабре 1665 г. в приказной избе Кольского острога. Предметом спора был вопрос о раскладке податей по промысловым угодьям, положенным в окладные единицы – луки, писцами в конце XVI – начале XVII в. Материалы дела отразились в нескольких списках и публикации, подготовленной Н. Н. Харузиным: Харузин Н. Н. Русские лопари (Очерки прошлого и современного быта). М., 1890. Приложение 1. С. 395–408). Согласно царскому указу, сбор податей производился «по писцовым книгам Василья Агалина, чтобы впредь о том челобитья не было» (РГАДА, ф. 141, оп. 6, д. 238, л. 17–18). Возможно, спорящие стороны после этого решения заключили друг с другом мировое соглашение.

http://sedmitza.ru/lib/text/9941231/

Вход в пещеры. Фотография. Кон. XIX в. Вход в пещеры. Фотография. Кон. XIX в. 25 марта 1654 г. патриарх Никон своей грамотой приказал игум. Иосифу не отнимать у М. п. доходы от храмовых праздников. 10 марта 1656 г. в новой грамоте патриарх Никон известил путивльского воеводу Н. А. Зюзина о том, что по просьбе старца Софрония (Батоврина) и других молченских пустынников повелевает им «жить особно», а все заботы по материальной поддержке пустыни возлагает на путивльского воеводу ( Павел (Преображенский). 1877. С. 14). Той же грамотой игум. Иосифу запрещалось въезжать в М. п. и притеснять игум. Александра, строителя старца Софрония (Батоврина) и братию. 12 мая 1670 г. грамотой царя Алексея Михайловича самостоятельность М. п. была подтверждена. В этом документе мон. Софроний назван строителем пустыни ( Палладий (Батенин). 1895. С. 90). В 1671 г. царь разделил между 2 обителями земельные угодья, передав для М. п. из владений путивльского Б. Молченского мон-ря 10 дес. под огороды и сады. Грамотой царя Феодора Алексеевича от 12 янв. 1682 г. обители были переданы еще 10 дес. из владений Путивльского монастыря (Там же. С. 92-97). В 1672 г. в М. п. поселился ученик Симеона Полоцкого послушник Симеон (в монашестве Сильвестр) Медведев вместе с братом Борисом. В пустыни С. Медведев вел активную переписку с московскими адресатами - Симеоном Полоцким, настоятелем Чудова мон-ря о. Евфимием и др. Вскоре С. Медведев переселился во Льпиновскую пуст. В XVII в. митр. Сарский и Подонский Павел III ( 1675) передал для М. п. редкое издание Острожской Библии (1581; впосл. утрачено). Колокольня, Благовещенская ц. и собор Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. Колокольня, Благовещенская ц. и собор Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. В условиях нестроений мон. Софроний был оклеветан и в 1672 и 1677 гг. высылался из мон-ря, но впоследствии возвращен. При строителе Софронии близ дер. Куровяковка был основан, очевидно, 1-й пустынножительный скит мон-ря, сначала имевший статус подворья. О нем впервые упоминается в грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 31 дек. 1693 г. (Там же. С. 30). На подворье проживало 8 послушников. По имени строителя пустынь стала именоваться также Софрониевой. В 1692 г. игум. Софроний был похоронен в соборном храме.

http://pravenc.ru/text/2564084.html

Патриарший дом получил в 1678 г. в вотчину Покровский монастырь в Переяславском уезде вместо Саввинского монастыря со слободкой «на Москве» . Компенсации в 1670–1680-х гг. получили и другие кафедры (Новгородская, Ростовская). Во-вторых, уже в самом тексте Уложения было введено исключение для части московских владений патриарха: «а у патриарха слободы взяти совсем, опричь тех дворовых людей, которые изстари за прежними патриархи живали в их патриарших чинех дети боярские, певчие, дьяки, подьячие, истопники, сторожи, повары и хлебники, конюхи и иных чинов дворовых его людей, которым дается годовое жалованье и хлеб» . С началом патриаршества Никона возобновились щедрые земельные пожалования Патриаршему дому. Никон основал несколько новых патриарших монастырей – Воскресенский (Новый Иерусалим), Крестный Онежский, Иверский Валдайский. Все они получили новые значительные вотчины, а также подворья и владения в городах . После осуждения Никона эти монастыри были выведены из состава Патриаршего дома, но не потеряли своих владений . Патриарх Никон продолжил покупать вотчины, что было запрещено Соборным уложением. По наблюдениям Т. Б. Соловьевой, с 1654 по 1658 г. он приобрел 39 вотчин (45 сел и деревень) . Царским указом от 16 декабря 1700 г. был закрыт Патриарший разряд. Его функции перешли сразу нескольким приказам – Патриаршему духовному приказу, Поместному приказу, Московскому судному приказу, и, с 1701 г., воссозданному Монастырскому приказу. В Поместный приказ надлежало отправить дела по церковным вотчинам. Главой Духовного приказа стал рязанский митрополит Стефан (Яворский). В его юрисдикции остались только дела, «которые… в патриаршем приказе были, и впредь будут в расколе и в каких противностях церкви Божией и в ересях» . Первоначальный указ впоследствии дополнялся. Указ 8 января 1701 г. закрепил за митрополитом Стефаном полномочия «всяких чинов людей духовныя… подписывать» после свидетельствования духовными отцами, душеприказчиками, сидельцами и писцом . Свидетельствование духовных завещаний являлось традиционной функцией епархиальных архиереев .

http://sedmitza.ru/lib/text/10168840/

– Но ни в одной родословной, между сыновьями св. Федора Черного, ни Александра, ни «Олександра» – нет. Спрашивается: чей же был сын этот летописный «Олександр» Федорович, княживший в 1288–1293 гг. на «Угличе-Поле»? 266. Александр Федорович 266. Александр Федорович, прозванием Брюхатый, последний удельный князь ярославский единственный сын Федора Васильевича, князя ярославского ), от брака с неизвестной. – Родился, вероятно, в Ярославле, но когда именно – сведений нет. – Во время усобицы между Васильем Васильевичем, вел. кн. московским 44), и Васильем Юрьевичем (Георгиевичем) Косым, князем звенигородским 496). держал сторону первого, при чем, стоя шатрами (лагерем) на устье Которосли, схвачен сонный, вместе с своей женой, Вятчанами, союзниками Косого, и увезен в Вятку, в 1436 г.: переложил в каменную раку новообретенные мощи святых князей ярославских: Федора ), Давида 647) и Константина ), предков своих, и променял княжение ярославское на вотчины в землях вел. кн. московского, в 1463 г.; ум. 17 апреля 1471 г. Тело его погребено в ярославском Спасо-Преображёнск. монастыре обращенном, с, 1787 г., в архиерейский дом. От брака с неизвестной, князь А. Ф. Брюхатый-Ярославский оставил единственного сына Даниила , прозванием Ненко, который, быв родоначальником дома князей Ненковых, давно угасшего, служил в Москве боярином и ум. в 1520 г. 267. Алексей Алексеевич 267. Алексей Алексеевич, царевич, старший сын царя Алексея Михайловича 13), от первого брака с Марьей Ильиничной Милославской 126). Род. в Москве, 5-го, и крещен в московском Успенском соборе, 19 февраля 1654 г.; от его имени, за отсутствием царя в поход польский, начали писаться грамоты, а он сам, по случаю чумы в Москве, вывезен патриархом Никоном в Вязьму, осенью 1655 г.; был «всему миру впервые объявлен», 1 сентября 1667 г.; участвовал в приёмной аудиенции Макарию, патриарху антиохийскому, и получил от него лично благословенную грамоту, 5 июня 1668 г.; ум, в Москве 17 января 1670 г. – Тело его погребено там же, в Архангельском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010