8) Соврем. летописи раскола в. 1, стр. 89: «Софроний, поп плосковский, видя на паникадиле четвероконечный крест, приказал отрезать прекое значение креста, говоря: «вишь, хохленок, как далеко залез!» Так же Давыд Антипов в собрании бывшем в моем доме, пред всеми признал крест сей бессильным, ничтожным, латинским, даже еретическим» (письмо купца И. П. Б-ва). 9) «Истинность» Арсения Швецова стр. 203: «Мы их этому кресту не кланяемся и его самого, как символ еретичества, не крестом называем, а крыжом». § 2. Когда начался раскол и когда были произнесены мнимые порицания 1) История русской церкви м. Макария т. 12, стр. 118–119 и 132: «Перед наступлением великого поста и 1653 году Никон разослал по всем церквам московским следующую Память: «по преданию св. апостол и св. отец, не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились»... Память эта прислана была и в Казанский собор протопопу Ивану Неронову. Неронов тотчас пригласил к себе протопопа Аввакума, который проживал у него, и других своих близких. «Мы же, рассказывает Аввакум, задумалися, сошедшеся между собою; видим, яко зима хощет быти: сердце озябло и ноги задрожали... Мы же с Даниилом, написав из книг выписки о сложении перст и о поклонех, и подади государю: много писано было». Вот кто явились противниками Никона и как они начали борьбу с ним»... Когда Аввакум хотел было в вместо Неронова читать поучение, а соборные священники не позволили ему, то он «очень огорчился и не стал ходить в казанскую церковь , а завел свое всенощное в сушиле, находившемся на дворе протопопа Неронова; переманил к себе несколько прихожан Казанской церкви, а чрез них позывал и других от церкви в сушило, говоря: «в некоторое время и конюшня-де иные церкви лучше» (стр. 132). Начало раскола в 1658 году признают и сами старообрядцы, напр. Иннокентий Усов в «Разборе ответов на 105 вопросов» стр. 3 (тоже журнал Старообрядец за 1907 г. стр. 9 и 17). В другом своем соч. « Церковь Христова временно без епископа» стр. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Телефон: +7 (884) 74-88-78 Подробнее... Храм святого Иоанна Предтечи (Волгоград) [ править править код ] 2 июля 1589 г., строительством деревянной церкви во имя св.Иоанна Предтечи, была заложена крепость «Царицын». Строилась церковь донскими (по другой версии, — астраханскими) казаками. Однако простояла она чуть более 10 лет. Пожар, случившийся вскоре, уничтожил многие деревянные строения нового города. Не пощадил он и Предтеченскую Церковь. В 1615 г. Храм был восстановлен. Известны имена 6-ти строителей, рубивших деревянный Храм. Это: — Василий Агафонов, Дружина Иванов, Фома Степанов, Богдан Кузьмин, Обросим Клементьев, Иван Сеченов. Церковь Иоанна Предтечи оказалась тесно связана и с развитием монастырской жизни Царицына. Так, в грамоте государю от 1653 г. донские казаки упоминают городской Богородичный монастырь, посвященный Владимирской иконе Сретения Богоматери, куда они ходят на Богомолье. Во второй половине 17 в. он упраздняется из-за тесноты, но на его базе в 60-х годах 17 в. возникает женский Иоанно-Предтеченский монастырь, настоятелем которого с 1652 по 1658 гг. являлся его строитель о.Макарий. Адрес: 400066, г. Волгоград, ул. Краснознаменская, 2. Телефон: 38-09-55, 38-52-91 Подробнее... Храм преподобного Сергия Радонежского (Волгоград) [ править править код ] При своём приезде в Волгоград 20 июня 1993 года, Святейший Патриарх Алексий II освящает место под строительство храма в память 600-летия кончины преподобного Сергия. Здесь ставятся мемориальная доска и крест, который дважды кто-то поджигал, но огонь был потушен начавшимся дождём. На приход назначается священник Виктор Ульянов. Финансирует стройку М. В. Слесаренко, создавший общественный фонд по содействию строительства и содержания храма преподобного Сергия. В феврале 1996 года начались строительные работы. Пока шла стройка, службы шли в маленькой часовне. 15 января 1999 года ставятся кресты на купола. В этот же день владыкой Германом служится Божественная литургия в одном из помещений храма. Архиепископ освящает церковь 14 ноября 1999 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Волгоградская_...

Так, причт придельной церкви Василия Кесарийского, состоявший из священника, дьякона и дьячка, был закрыт после моровой язвы 1654 г., и самый придел упразднен 1645 . Точно также и причт придельной церкви преподобного Михаила Малеина, устроенной при царе Михаиле Феодоровиче, состоявший с 1613 по 1617 г. из одного священника, дьякона и дьячка 1646 , а с 1617 по1654 г. уже из двух священников 1647 , после 1654 г. имел только одного дьячка 1648 , а в 1661 г. был совсем закрыт, за упразднением самого храма 1649 . В приделе Собора Архангела Гавриила причт неизменно состоял из одного священника, дьякона и дьячка. В приделе великомученика Георгия вакансия второго священника была открыта лишь в 1627 г., причем велено было ему справить годовой оклад сукон «против ево товарища» 1650 но без денежного и хлебнаго оклада 1651 . Впрочем, эта вакансия второго священника была закрыта в 1655 г., и после значился лишь один священник 1652 . Новым лицом в числе служивших в Георгиевском приделе явился с 1630 г. сторож 1653 . В приделах Входа Господня в Иерусалим и Собора Пресв. Богородицы до 1657 г. было по одному священнику, диакону и дьячку, но в сем году состоялся указ о том, чтобы в этих приделах быть по другому священнику, с окладом годовых и праздничных сукон бывших священников упраздненных придйлов св. Василия Кесарийского и препод. Михаила Малеина 1654 . Что касается содержания причтов придельных церквей, то оно состояло из окладов сукнами, хлебом и деньгами. Сукна давались годовые и праздничные одинаковой ценности с соборным причтом в отношении священников и дьяконов, т. е. в два рубля каждое. Дьячки же не все получали одинаковой стоимости сукна. Так, дьячек Георгиевского придела, получавший до 1624 г. за праздничное сукно рубль, с сего года стал получать, по указу царя, наравне с священником и дьяконом, сукно в 2 руб. 1655 , а с 1627 г. – по челобитной велено было ему давать и годовое сукно в 2 руб. против дьячка и государева ангела Михаила Малеина 1656 . Дьячек придельной церкви св. Василия Кесарийского, также как священник и диакон, – получал издавна годовые и праздничные сукна в 2 руб., тогда как дьячки придельных церквей собора Архангела Гавриила, Собора Пресв. Богородицы и Входа Господня в Иерусалим до половины XVII в. получали годовые сукна в рубль, а праздничные в 2 руб. 1657 Но 1661 г., по именному указу государя, объявленному протопопом Лукьяном, велено было давать дьячку придельной церкви Собора Архангела Гавриила – оклад годовых и праздничных сукон дьячка придельного храма преп. Михаила Малеина, «потому что того придела попа и дьякона нет, и службы в том приделе нет» 1658 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Итак, из числа З1 вотчины, купленных Патриархом с половины Июля 1653 до половины Июля 1658 года, 20 куплены на имя Патриарха и записаны за ним в Поместном Приказе, и при том без платежа пошлин (по Государеву Указу), 9 к Иверскому монастырю, одна (село Турунтаево) к Крестному монастырю, одна (село Юркино) собственно на имя властей Воскресенского монастыря, но все купчие на эти имения записаны в актовую книгу Воскресенского монастыря, и вероятно потому почти все эти вотчины при разборе их на Соборе 1667 года зачислены за Воскресенским монастырем. Напрасно сочинитель исследования о Патриарших вотчинах говорит, что вотчины монастырей Иверского, Крестного и Воскресенского до Собора 1667 года считались в числе домовых Патриарших вотчин (стр. 337). Если бы это было верно, то не за чем было бы Патриарху Никону просить Царя и Освященный Собор, чтобы и впредь монастыри его строения, со всеми принадлежащими к нему вотчинами, велеть приписать к царствующему граду Москве в область, а не в домовые Патриаршие (Письмо к Царю Алекс. Михайловичу 1665 г., Генваря 18. См. Житие Патр. Никона, Архимандрита Аполлоса, стр. 68). Это опровергается: а) актами, из которых видно, что из числа 31 купленных Патриархом вотчин (20) были куплены им непосредственно на себя, на свое имя и записаны за ним в Поместном Приказе; б) если бы вотчины эти числились в числе Патриарших домовых вотчин, до Собора 1667 года, то они, по удалении Патриарха из Москвы в Воскресенской монастырь, тотчас же были бы описаны и находились под особым надзором, как сделано относительно прочих домовых вотчин, тогда как, напротив, все купленные Патриархом вотчины (31 вотч.), без различия купленных им на свое имя и на имя монастырских властей, были оставлены за ним и его монастырями и состояли в его полном распоряжении до Собора 1667 года; в) если бы вотчины, купленные Патриархом Никоном , состояли в числе домовых Патриарших вотчин, то не было бы места мене этих вотчин на старые домовые Патриаршие вотчины, как видно из упомянутых актов. А что такая покупка вотчин делалась Патриархом не своевольно, а с соизволения Царя, словесно, или письменно, выраженного, с ограничением чем-либо, или без всякого ограничения, по высокому доверию к Патриарху, как своему «собинному другу» и советнику, тому сильнейшим доказательством служит то, что почти все купчие своевременно явлены в Поместном Приказе и обозначены, и при обозначении в них вотчин ясно упомянуто, что одни записаны лично за Патриархом, другие за монастырями его строения, и притом без взятия пошлин по Царскому Указу.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Описывая событие перенесения в новосозданный валдайский Иверский монастырь мощей праведного Иакова Боровичского, свидетельствование которого происходило при митрополите Макарии, Патриарх Никон называет святителя «богопоставленным первопрестольником благорачительным», «опасным стада Христова пастырем». О митрополите Московском Макарии известно, что он «многих свитых Российских чюдотворцов во свидетельство предложи и каноны и стихеры и праздновати устрои, яко ин архиерей никтоже, яко сей пречюдный рачитель Макарий». Прославление святых Русской Церкви происходило и в Первосвятительство Патриарха Никона. В самом начале Патриаршества по его благословению было совершено открытие мощей и установлено празднование преподобному Даниилу Переславскому, духовному другу святителя Макария. При Патриархе Никоне Русский месяцеслов был пополнен установлением празднований чудотворным иконам Богоматери. В 1654 году в Россию была принесена Влахернская икона Богоматери, которую Патриарх встречал у Лобного места. В 1658 году по благословению Святейшего Патриарха Никона было установлено ежегодное празднование в честь Грузинской иконы Божией Матери. С Афона была принесена также Иверская икона Божией Матери, о чём сказано выше. При Патриархе Никоне начался исторический процесс объединения Малой России с Великой Россией, приведший позднее к соединению Киевской Митрополии с Московским Патриархатом. Вспыхнувшее на Украине в конце 40-х годов XVII столетия патриотическое восстание под предводительством Богдана Хмельницкого нуждалось в поддержке. Сам гетман неоднократно обращался за помощью к Московскому царю и к Патриарху. На Земском Соборе было принято решение о принятии малороссийского народа под высокую руку русского государя. Между тем отторжение от Польши исконно русских земель грозило военным конфликтом с польским государством. 25 октября 1653 года в Успенском соборе царь торжественно объявил, что он, «посоветовавшись с отцом, с великим государем Святейшим Никоном Патриархом », решил идти войною на недруга своего – польского короля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Другая выдающаяся перемена во внешнем состоянии печатного двора при п. Никоне заключалась в новом расширении и улучшении его зданий. Хотя при п. Иосифе здания эти представлялись в цветущем виде, но цветущий вид их являлся только в общем очертании, а не в деталях отдельных зданий. Находившиеся внутри двора деревянные хоромы даже в официальной описи 1649 года прямо названы ветхими и с течением времени грозили разрушением. На четырех печатных станах в этих хоромах в 1653 году производилась еще усиленная работа и отпечатано несколько книг; но после морового поветрия работы в деревянных хоромах никогда уже не возобновлялись; деревянное здание было разобрано; один из бывших здесь печатных станов отправлен в Иверский валдайский монастырь и лег в основу устроенной в этом монастыре типографии 24 . Взамен разрушенных деревянных хором печатный двор обогатился новыми обширными каменными палатами. Печатный двор по Никольской улице граничил с одной стороны со зданиями Никольского монастыря, с другой, примыкал ко двору одного немца, Белобороды. Когда распоряжениями царя Алексея Михайловича немцам предписано было выселиться со всеми своими домами и кирками из городской черты за город в отведенное им место за покровскими воротами 25 , немецкий двор Белобороды естественно должен был перейти в другие руки. Весной 1656 года он был уже собственностью двора печатного; тогда же на нем начались разные переделки и приспособления к помещению в нем книгопечатных мастерских: а фасад этого нового здания приспособлялся к общему виду остальных печатных зданий. «5 мая 1656 г. читаем в первой о нем записи, по указу патриарха, крыты кровли на палатах книжнаго печатнаго двора, что преж сего был немецкий двор, и на старых казенных палатах, и на крыльцах, и на палатках», на что израсходовано 53 р. 8 алт. 2 д. 26 . В мае следующего года между прежними немецкими палатами и воротами ставили сени и палатку, которые соединяли бы старые здания с новыми, а бывшие у немецких палат особые ворота заделывали; на что истрачено более 100 рублей. С декабря 1657 г. в этой же палате обивали двери, делали новую каменную дымовую трубу, пробивали окна, в которые вставляли железные решетки; в начале лета 1658 г. приступили к постановке здесь печатных станков 27 . Но само печатание книг здесь началось после удаления Никона с патриаршего престола, и устроенные им новые палаты долго после него носили название палат немецких. В то же время происходили переделки и в других зданиях печатного двора. В приказной и правильной палатах поставлены «две образцовыя мраморныя печи, делал их поляк Павел Буткеев» за 20 рублей; чинились окна и печи в никольской и нижних палатах: во всех нижних палатах и сенях переделывали полы; на всем дворе и в воротах намостили новый мост; чинили и покрыли крышей колодезь 28 . Благодаря этим переделкам здания печатного двора при п. Никоне были не только поддержаны в прежнем их цветущем виде, но расширены и улучшены.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Никона 194 . Естественно, такие справщики не могли согласиться на исправления книг, шедшия против их убеждений, и не заявить против того протеста. Можно предполагать, что протест их против начатых Никоном исправлений был силен и резок, что он не укрылся от внимания протопопов Неронова и Аввакума, друзей Савватия и Наседки, заранее подготовлял в московском духовенстве почву для той смуты, которая тотчас же вспыхнула и широко разлилась в нем, как только были изданы псалтирь с выпусками известных статей о поклонах и перстосложении и особая патриаршая память, настаивавшая на принятии новых насчет сего правил. Правда в розыске и следствии по поводу зтой смуты, начатом весною 1653 г. и продолжавшемся все лето до глубокой осени, об участии наших справщиков в этой смуте не говорится; но это потому, мы думаем, что старцы Иосиф и Савватий, удаленные с печатного двора еще в ноябре 1652 года, тогда же отправлены были в строгое заключение, из которого они вызывались в 1656 г. в Москву по поводу новых усиленных розысков их друга, Ивана Неронова, принявшаго уже монашество под именем Григория. Из сохранившихся отрывочных данных узнаем, что старец Иосиф был сослан в Кожеезерский монастырь и в июне 1656 г. вызывался в Москву по указанному делу 195 . Савватий в это время уже скончался в Москве и погребен в покровском монастыре, что на дому убогих; Никон 14 января 1658 г. посетил этот монастырь, зашел и на могилу Савватия; это посещение возбудило в патриархе самые грустные чувства и тяжелые воспоминания о прежнем справщике, друге его Иване Неронове и об общем всех их занимавшем деле 196 . Удалив с печатного двора нерасположенных к себе справщиков Иосифа и Савватия, патриарх спешил заявить внимание к справщикам своим единомышленникам. Иноку Евфимию разрешено было вместо безденежной выдачи вновь выходящих книг выдавать деньгами по его желанию 197 . Главному справщику архимандриту Сильвестру царским указом и по памяти из приказа большого дворца 10 декабря 1652 г. велено увеличить годовой денежный оклад с 30 до 70 рублей; добавочные деньги тогда же ему были выданы 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

В собственных сочинениях Епифания язык славянский обработанный, ясный, правильный, чистый, прекрасный церковный язык; но в переводах совсем другое, – и это от того, что при переводах он слишком строгий буквалист, прежде всего и более всего заботившийся о верности букве подлинника. Переводы его буквально верны, но темны и маловразумительны, так, что иного в них нельзя понять без подлинника. 224. Арсений Сатановский , вместе с Епифанием вызванный в Москву и его сотрудник в ученых занятиях. Им переведены с греческого: Георгия Кодина о чинах и о «граде царском»; с латинского – третья часть Географии Азии (Ист. Русск. ц. IV, 164; Черткова Библ. II, 436). 225. Арсений Грек , прибыл в Москву, вместе с Иерус. патр. Паисием, и оставлен был царем в Москве, как человек ученый. Патр. Паисий во время пребывания своего в Москве делал замечания митр. Никону на некоторые неправильности богослужения, допускавшиеся в Москве. Арсений говорил тоже и даже очень резко, и тем скоро возбудил против себя суеверов. Патр. Паисий, с своей стороны недовольный почему-то Арсением, писал с дороги царю, что хотя Арсений человек ученый, но надобно смотреть за ним строго, так как он бывал в разных верах. Этот отзыв, вместе с неудовольствием, какое возбудил против себя Арсений, имели последствием то, что царь отправил Арсения в Соловецкий монастырь, под строгий надзор. Здесь он вел себя не по монашеской совести; но это знали только в льдистой пустыни. Когда патр. Никон взошел на патриаршую кафедру, то чувствуя нужду в образованных людях и сожалея о тяжкой доле Арсения, в 1655 г. возвратил его в Москву. Арсению поручено было заниматься переводом книг и смотреть за печатанием их. Легкомысленный грек не был благодарен к благодетелю своему: когда поднялась буря бед против Никона, он присоединился к врагам его; уже в 1658 г. видим его в ряду переписывавших имущество патр. Никона (Временн. Общ. ист. кн. XV, стр. 131,133). Потом вступил он в тесную связь с Паисием Лигаридом, которого благодарственное слово царю Алексею Михаиловичу перевел он на русский язык, за что получил бархатную рясу (О жизни Арсения Соловецкая рукоп. 897; сл. Правду Соловецкой обители, стр. 14, 16, 174, 187). Арсений перевел: а) Сочинение инока Нафанаила Скрыжал, присланную Никону патр. Паисием в 1653 г., и перевод его, вместе с предисловием Епифания, нап. в М. 1655. Содержание Скрыжали у Медведева § 99. б) Арсением Греком (а не Арсением Сатановским) переведены жития св. Екатерины, Феодора Стратилата, прав. Алексея и преп. Максима Исповедника , также четверостишие св. Григория и преп. Максима о любви, изд. под названием Анфологиона, М., 1660, 1661, 1662 г.; Дорофея Монемвасийского «Книга историчная, сиречь хронограф, переведеся от Греческого языка на Славяно-Российский язык иеромонахом Арсением Греком, начася в л. 7163 (1656 г.) и Святогорцем архимандритом Дионисием Греком совершися в л. 1665» (Толстого I, 77; Румянцева 97).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В монастырские крестьяне поступили – пятницкий дьячок, пономарь Успенского монастыря и боярский сын Стародубцов 132 . В 1664 г. Трегубов починок состоял из 27 дворов; в 1667 из 30. Кроме этих монастырских поселений, приходом к монастырю в 70-х годах причислялись 61 двор посадских людей 133 . Наконец, когда за Воронежем, на Нагайской стороне возникла Казачья слободка (Придача ?), то она тоже вошла приходом к Алексеевскому монастырю 134 . В виду такого большого прихода, при Алексеевском монастыре, как и при Успенском, был многочисленный церковный причт: в 1658 г. он состоял из 2 попов, 2 дьячков, пономаря, просвирницы и церковного сторожа 135 ; в 1676 г. причт почему то сократился: он состоял из одного попа, дьячка и просвирницы 136 . Преемником первого игумена был с 1632 г. Феодосий (Протопопов). При нем монастырь получил на оброк с 1 сент. 1634 г. Белозатонский юрт, с платою за него 23 р. оброку в год 137 . Затем под 1653 и 1665 г.г. упоминается игумен Иосиф 138 (Варяинов). Под 1676 г. упоминается игумен Павел 139 , и в том же году – Питирим 140 . В это время монастырь имел уже новую каменную церковь . Грамота Рязанского митрополита Иосифа на ее построение была выдана в 1666 г. 141 , а устроена она в 1674 г. Построение каменной церкви было явлением необычайным для Воронежских монастырей XVII в. и свидетельствует о материальном благосостоянии монастыря. Главною статьей дохода был богатый угодьями Белозатонский юрт (ныне села Мамоны Верхний и Нижний, Павловского уезда). Здесь были не только рыбные ловли, леса и сенные покосы, но еще лосиные стойла, бобровые гоны, в лесах водились даже куницы 142 . Платя 23 оброку, монастырь не только покрывал его доходами с юрта, но еще выручал 80 руб. чистого дохода. Кроме того, монастырь имел сенокосы по p.p. Хаве и Тамлыку – на 24 стога. Рядом с материальным достатком росло и общественное значение монастыря. В половине XVII в. он стал преимуществовать пред Успенским монастырем и его настоятели, по-видимому, бывали как бы наместниками Рязанских митрополитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Св. Патр. Фотий Константинопольский в 252-ом вопросе к Амфилохию рассуждает о том, «кому же сказал Бог: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию?» – «Ясно, что это сказано Единородному и тождеестественному Сыну, ибо один должен быть образ их. Некоторые же еретики безумствуют, что это сказано в отношении ангелов, другие же, что еще безбожнее, в отношении демонов. Что же, в самом деле, имеет образ Божий с ангелами и демонами? Сущность их несравненно отлична от Бога и потому, как можно мыслить, образ Божий в них?..»» 1651 . «Ангелы, несмотря на свою бесплотность, дальше отстоят от Бога, чем человек; в них нет того, что делает человека богоподобным» 1652 . Преп. Симеон Новый Богослов пишет: «Нет такого человека,/Кто б разумно видел Бога,/Да и прежде не бывало/Никого, за исключеньем/Лишь апостолов Господних» 1653 . «Никто ни из Ангелов, ни из Архангелов, ни из других чинов никогда не видел ни природы Моей, ни Самого Меня, Творца всецело, каков Я есмь, но они видят один только луч славы и некое излияние Моего света, и обóжаются» 1654 . В стихотворном переводе «И из ангелов Господних,/Из архангелов бесплотных/И других чинов небесных/Никогда никто не видел/Сущность Божью и природу» 1655 . Состояние после смерти По Преп. Иоанну Дамаскину «смерть, как конец земного существования человека, есть разлучение души от тела» 1656 . Он «утверждает, что если «в смерти душа и отделяется от тела, ипостась обоих остается одной и той же». Подобно этому и Христос не разделился на две ипостаси в тот момент, когда Его душа отделилась от Его тела, но «была соединена (с ним) ипостасно чрез Слово». Для Иоанна ипостась не просто «состояние» или «отношение», как полагал Леонтий Византийский , но значительно более существенная реальность; и образ тела-души, который он все же иногда использует в своей христологии, представляется ему не более чем аналогией с очень ограниченным значением» 1657 . Поклонение Преп. Феодор Студит , соглашаясь, что почитание книги Евангелия или вещественных изображений подразумевает «возвышение вещества, поскольку оно возводит ум к Богу», неоднократно отмечает, что не сущности вещественного образа воздается поклонение, но изображению Первообраза, на нем представленного... поэтому не вещество является объектом поклонения«» 1658 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010