Итак, остается заключить, что сие беспрепятственное дозволение Патриарху покупать вотчины на свое имя, в период 1653–1658 годов, было исключением из общих правил, причем подразумевалось, что вотчины куплены им на себя (и записанные на его имя в Поместном Приказе), в последствии долженствовали быть приписанными к одному из монастырей его строения. Такое исключительное право на приобретение вотчин вероятно дозволено было для преподания Патриарху средств к устроению трех его монастырей и в особенности к построению в Воскресенском монастыре Соборного храма по Иерусалимскому образцу, предприятие, на которое, как видно из истории обители, смотрел и сам Царь, как на дело Государственное, а не лично Патриаршее. Имея это в виду, обе заинтересованные стороны, т. е., Царь и Патриарх, сначала по личным своим отношениям, не обращали особенного внимания на форму дела; но когда началось безсоветие между Царем и Патриархом (с 1658), то и эти покупки были поставлены в вину Патриарху; а как большинство купчих было своевременно записано в Поместном Приказе, то и надобно полагать, что нарекания состояли именно в том, что Патриарх большинство вотчин (после Соборного изложения 1667 года зачисленных за Воскресенским монастырем) купил и записал на свое имя (несомненно, как упомянуто выше, имея в виду распределить их между своими монастырями в последствии более уравнительно). Вотчины трех монастырей Патриаршего строения, в период 1654–1667 годов, увеличились еще приписными к ним монастырями с их вотчинами. Из актовой книги видно, что в 1655 году (в Сентябре), по Указу Царя Алексея Михайловича, по челобитью Патриарха Никона , приписано к Иверскому монастырю (кроме означенных в великой жалованной грамоте) три монастыря, а именно: Успенский в Клину, Федоровский в Твери и Рожественский в Торжке, с их вотчинами. Кроме того и Тверского Уезда – Дудин (монастырь) и Астраханский, и в Клинском Уезде Успенская Зосимина пустынь. Сам Патриарх построил в купленной им вотчине на озере Велье Троицкий монастырь, назвав его Галилейскою пустынею; он же приписал к Крестному монастырю в 1658 году (в Апреле), с соизволения Царя, Поченгский Трифонов монастырь с вотчинами, а в 1658 к новосозданному Воскресенскому монастырю приписал Пятницкую Берендееву пустынь в Дмитровском Уезде в Берендеевом стану и с Торжком.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

86 Согласно «Слову благополезну», вошедшему в сборник «Рай мысленный», изданному патриархом Никоном в типографии Иверского монастыря в 1658–1659 гг., 3 июля 1653 г., «на память пренесения мощей иже во святых отца нашего священномученика и исповедника Филиппа митрополита», на всенощной службе в Успенском соборе патриарх Никон принял решение о строительстве монастыря на Валдае, на месте, мимо которого новгородским митрополитом он ездил в Москву (Никон 1658–1659, 52, 53об.). Для постройки деревянного монастыря Никоном был вызван на год из новгородского Свято-Духовского монастыря архимандрит Иаков, «муж в сем деле опытный и благоискусный», однако проработал он в монастыре всего около полугода – Леонид 1878, 33–35; Алферова 1969, 31. Летом по приказу Никона его люди (старец-строитель с боярским сыном) побывали на месте будущего монастыря для составления плана и закладки церкви. С патриаршими людьми были отправлены на Валдай церковная утварь, книги, подарки для новой обители – Шушерин 1997, 52–53. Поздней осенью, ближе к зиме («уже бо лету преходяшу и есени настоящи и зиме приближившися»), когда было расчищено место для будущей церкви во имя Богородицы Иверской (Никон 1658–1659, 53об.), строители «взяша церковь в селе Едрове древяну и превезоша, и поставиша, и монастырь возградиша, бе же в тое время осень и заморозие» Тихомиров 1979, 294. 90 При издании текста этого письма архимандрит Аполлос (Алексеевский) сделал помету на нижнем поле: «Без означения года, февраля 27, следует быть в 1653 году» – Аполлос 1859, 142. Привлечение дополнительных источников показывает, что эта датировка неверна. 95 Каптерев 1, 151. Макарий уехал из Москвы 25 марта 1656 г. (Николаевский 1882, 761, 768), однако 9 апреля из-за ссоры патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем в связи с решением патриарха совершать лишь одно освящение воды в праздник Богоявления – накануне (П. Алеппский 4, 166–167, 169; Николаевский 1882, 761) Макарий был возвращён в Москву, где пробыл ещё до конца мая, когда окончательно покинул столицу (П. Алеппский 4, 182).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В 1650 г. игум. Каллистратом был основан полтавский в честь Воздвижения Креста Господня монастырь . В условиях войны туда перешла часть братии М. м. В Лубнах повстанцы Хмельницкого под рук. Максима Кривоноса сожгли замок Вишневецких, а также мон-рь бернардинов с костелом. Братия М. м. оказывала помощь всем пострадавшим вслед. казацкой войны, в т. ч. полякам. Это отмечали шляхтичи Г. Дамарацкий и С. Ф. Нагорецкий при оформлении для обители дарственной на свои имения от 8 сент. 1650 г. Они писали: «Игумен монастыря Мгарского со всеми живущими в этом монастыре монахами оказывал великую милость свою и чувство сострадания всем слугам князя его милости, остававшимся здесь все то время нынешней войны казачьей за Днепром». Следующий настоятель (1650-1658), игум. Петроний (Левкович), в 1652 г. обращался к царю с просьбой оказать денежную помощь братии. Гетман Хмельницкий универсалом от 22 дек. 1653 г. передал обители села Лука, Хитцы, Романковские рыбные ловли и мельницу в с. Тишки, а также с. Терны, к-рым при кн. И. Вишневецком завладел открытый им в Лубнах мон-рь бернардинов. 23 февр. 1654 г. по пути из Москвы в К-поль в обители остановился и после тяжелой болезни 5 апр. того же года скончался К-польский патриарх свт. Афанасий III Пателларий . По вост. обычаю, он был похоронен под амвоном деревянного Преображенского собора сидящим в кресле (1 февр. 1662 в присутствии посетившего обитель Паисия Лигарида состоялось обретение мощей патриарха Афанасия). Мгарский Преображенский мон-рь. Фотография. 2011 г. Мгарский Преображенский мон-рь. Фотография. 2011 г. В 1657-1658 гг. настоятелем обители был игум. Савватий (Вербицкий). После смерти своего отца, лубенского полковника Игнатия Вербицкого, он передал мон-рю 1/4 имения, по наследству полученную от отца в с. Березоточа и на Березоточской гребле на р. Суле. В этот период, в 1657-1658 гг. обитель была разорена во время восстания Я. Ф. Барабаша. 4 июня 1660 г. мещанин Георгий Русенович (Русинович), приближенный слуга в семье кн. И. Вишневецкого, подарил монастырю мельничное место на Лысогорской гребле на р. Суле.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

Челобитная изд.: Гиббенет 1, 176–177. Сравнение оригинала с изданием показало, что к настоящему времени текст сохранился ещё меньше. Механические утраты фраз и отдельных слов реконструируются мной по изданию; восстановленные фрагменты выделяются курсивом и заключаются в угловые скобки; части слов восстанавливаются мной по смыслу и выделяются курсивом. 1775 Благочестивейшему, , самодержавнйшему, великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичу Великия и Малыя и Блыя Росии , милость, миръ от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Богомолец вашъ, государевъ, смиреный Никон патриархъ , Господа Бога молю о вашем, государеве, душевном спасении и о телесном здравии, и о еже на сопостаты о побъде и о одолнии. Твоя милость великая ко мн, богомольцу вашему. от Савы чудотворца а порохов нисколько не имеют. Пожалуй, милостивый, великий государь, пороху, сколько теб Господь известит. Да есть, великий государь, лошадка на патриаршем дворе моя, а мн прислал грузинский царь Александръ. А у меня завчена было челом дарить государю моему свту, о святмъ сыну, благоврному царевичю и великому князю Алексю Алексевичю. Изволь, милостивый государь, тое лошадку взять, а там даром изволочится. Да есть, , кортишка худенькие на патриарше двор мои, у Василья Волынского а другую Иван Голицын старой Вели, великий государь, выдать, хотя бы из обоих восчишко здлать для дороги. А была , в которой съхал, и та монастырь н в чем. , государево, жалованье, , государь, . Да по . Примечания Стрельцы от Савы чудотворца пришли... – Саввин-Сторожевский-Рождство-Богородицкий монастырь основан недалеко от города Звенигорода, на левом берегу реки Москвы около 1380 г. по просьбе князя звенигородского Юрия Дмитриевича его духовником и учеником св. Сергия Радонежского преп. Саввой – Зверинский 2, 303–305 1140). ...одна у Василья Волынского куплена... – Василий Семёнович Волынский упоминается в московских боярских книгах как стольник с 1636 г., как окольничий – с 1658 г.; умер 16 сентября 1682 г. – Указатель 1853, 78. В 1652–1653 гг. он был воеводой в Терках, в 1658 г. – в Гродне, в 1681 г. – в Новгороде Великом – Барсуков 1902, 233, 62, 135. Возглавлял приказы: в 1656–1658, 1667–1671, 1677–1681 гг. – Разбойный, в 1660, 1662–1665 гг. – Челобитный, в 1677 г. и 1682 г. –Сыскной, в 1681 г. – Посольский и в 1682 г. – Большой Казны – Богоявленский 1946, 243. В.С. Волынский в 1663 г. был послом в Швеции, в 1666 г. вёл переговоры со шведами, которые окончились миром у реки Плюсы, в течение 1671 г. вёл переговоры с Польшей. В историографии XIX в. Волынскому дана характеристика как человеку, обладавшему весьма ограниченными способностями, «умением заискивать у сильных людей» и неразборчивостью в средствах – Брокгауз, Ефрон 13, 127,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

– См.: л. 271об. второго письма митрополита Афанасия к патриарху Никону . Л. 84об.–85 Ничтоже покровено, еже не открыеть... и еже ко уху глаголасте, проповстся на кровхъ. – Мф. 10:26–27 . Л. 85 Колико в седмь лтъ борютъ мя тии лукавии человцы... – Семь лет на момент написания ответа митрополиту Афанасию – срок пребывания патриарха Никона вне патриаршей кафедры (с июля 1653 г.). Упоминание об этих годах позволяет датировать ответ патриарха Никона временем не раньше июля 1665 г., тем более что письмо Афанасия, на которое и составлен ответ патриарха, имеет дату – 29 июня 1665 г. Говоря о «лукавых» и «ложных» «человцех», патриарх Никон, вероятно, имеет в виду неоднократные и тщетные попытки царя и церковных властей осудить его до 1665 г. на церковном Соборе. ...Господь побораетъ по насъ. – Пс. 3:6 . ...восприимник твой детъ, и тогда воспишеши намъ. – См. л. 271об. второго письма митрополита Афанасия к патриарху Никону . ...книгу, еяже хотл еси послати намъ, – о суд архиерейскомь – да пришлеши. – Об этой книге нет упоминания в известных мне письмах митрополита Афанасия к патриарху Никону . Возможно, речь идёт о каком-то сборнике церковных правил типа Номоканона или Кормчей. Между тем среди книг домовой казны патриарха Никона , подробная опись которой была составлена в 1658 г., значатся «книга судебная Архиерейская въ полъдесть» и «книга судебная» как купленные Арсением Сухановым на Востоке. Судебники эти вошли в состав «писмяных и печатных на греческом языке» книг, по указу царя Алексея Михайловича отданных дьяку Печатного двора Ивану Щепоткину и старцу Арсению Греку – Временник 15, 131–132. Как установил Б.Л. Фонкич, оба Судебника из описи 1658 г., привезённые Арсением Сухановым из Иверского монастыря и Лавры св. Афанасия, сначала осели в патриаршей библиотеке, в 1658 г. были переданы на Печатный двор, а в 1677 г. попали в опись Типографской библиотеки. Исследователь отождествил хранящиеся ныне в ГИМ две греческие рукописи Судебников с манускриптами, привезёнными старцем Арсением с Афона – Фонкич 1977, 90, 95, 175–180.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Фирсов; † осень 1667, Иосифов Волоколамский мон-рь), деятель раннего периода старообрядчества , писатель, полемист. До поступления в 1-й пол. 40-х гг. XVII в. в Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь , где Г. принял постриг, он какое-то время жил в Москве. В сер. 40-х гг. на Соловках Г. создал первые произведения: Похвальное слово прп. Иоанну Лествичнику и цикл сочинений, посвященных Московскому митр. св. Филиппу , - Службу, Похвальное слово на перенесение мощей и краткое Житие,- цикл был приурочен к перенесению мощей святителя в Спасо-Преображенский собор Соловецкого мон-ря в 1646 г. В 1652 г. соловецкий уставщик Никодим намеревался представить сочинения Г. о митр. Филиппе патриарху Никону , но это не осуществилось из-за смерти Никодима. Судя по свидетельству Г. в его письме архим. Саввина Сторожевского мон-ря Никанору («Показание от Божественных писаний», ок. 1657), соловецкий книжник рассчитывал на утверждение своих сочинений патриархом и использование их в торжествах, связанных с переносом мощей свт. Филиппа с Соловков в Москву в 1652 г. Однако надежды Г. не оправдались. В 1653 г. он после наказания плетьми был сослан в Корельский во имя свт. Николая мон-рь , причиной чего послужила челобитная Г. патриарху Никону на соловецкого архим. Илию (ее текст неизвестен). Возможно, этот эпизод связан с попыткой соловецкой братии в 1653 г. сменить настоятеля: на место архим. Илии по общему приговору был избран соловецкий постриженик Никанор - друг Г. Никанор выехал для поставления в Москву, но неожиданно стал архимандритом Саввина Сторожевского мон-ря, а Илия сохранил должность. К 1658 г. Г. уже был на Соловках, в чине соборного старца. Исполнял приказную службу на рыбных промыслах в Варзуге, Умбе и дважды в Яренге. Его отношения с архим. Илией заметно улучшились; так же как и настоятель Соловецкого мон-ря, Г. был противником богослужебной реформы, начатой патриархом Никоном. Между 1656 и 1658 гг. книжник написал в защиту старых обрядов Трактат о двоеперстии («О сложении перстов десныя руки»). Сочинение разделено на 2 части: в 1-й автор приводит авторитетные свидетельства в пользу двоеперстия , выстроенные в хронологическом порядке (эта часть похожа на мн. ранние старообрядческие сочинения), во 2-й разбирает вопрос о перстосложении для крестного знамения с богословской т. зр., показывая, какие догматы должна иллюстрировать та или иная форма сложения перстов. В трактате Г. демонстрирует прекрасное знание богословской лит-ры, умение логически выстраивать систему доказательств.

http://pravenc.ru/text/164589.html

При реализации принятых решений Н. действовал энергично и жестко. В 1655 г. во время торжественного богослужения в Успенском соборе он отлучил от Церкви иконописцев, к-рые пишут иконы не в греч. традиции, а в новой (западной, «живоподобной») манере, а также людей, к-рые хранят у себя такие иконы. Павел Алеппский описал, как Н. «брал эти образа правою рукою один за другим, показывал их народу и бросал их на железные плиты пола, так что они разбивались, и приказал их сжечь». В 1654 г. по приказу Н. у москвичей были изъяты иконы нового письма, на образах выкалывали глаза и носили иконы по городу ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. С. 136-137). Были ужесточены требования к поставляемым священникам, наказания за нарушения и т. п. Жесткая реализация реформ не сопровождалась разъяснительной кампанией. И патриарх, и царь придавали обрядовым различиям значение, к-рого они не имели. Н. был увлеченным строителем. В авг. 1652 г. начались работы по возведению патриарших палат в Кремле (зодчий Алексей Корольков). К кон. 1655 г. были выстроены палаты с ц. во имя ап. Филиппа, отделка помещений продолжалась еще 3 года. В 1653-1655 гг. была перестроена Крестовая (Мироварная) палата на сомкнутом безопорном своде площадью ок. 280 кв. м. Н. основал 3 крупных мон-ря, обустройством к-рых он занимался лично. В 1653 г. началось строительство Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . По просьбе Н. на Афоне была написана копия с чудотворной Иверской (Портаитиссы, Вратарницы) иконы Божией Матери . В 1654 г. она была привезена в Россию, с 1656 г. являлась главной святыней мон-ря (ныне хранится в ГИМ: 103803. НДМ 1288/1306). Весной 1655 г. в обители был заложен каменный Успенский собор. Рост мон-ря начался после переселения сюда в мае 1655 г. белорус. монахов из Оршанского Кутеинского в честь Богоявления монастыря . С собой монахи привезли печатный стан, в мон-ре появились типография и скрипторий, где делали переводы литовско-польских хроник и др. книг. В Иверской типографии были напечатаны Часослов (1658), «Рай мысленный» (1658) с соч. Н. «Слово благополезное о создании монастыря Пресвятыя Богородицы Иверския», «Брашно духовное» (1661). В общей сложности в Иверской типографии было отпечатано 11 книг. В мон-ре развивались переплетное дело, резьба по дереву, возникла изразцовая мастерская, продукция которой использовалась для украшения соборов в Валдайском и Новоиерусалимском мон-рях.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

В. был противником западноевроп. влияния на рус. двор. Швед. резидент в Москве писал, что, если следующим главой Русской Церкви будет избран В., против иностранцев в «усердии и кознях не будет недостатка». После кончины Патриарха Иосифа ( 1652) В. мог стать 1-м кандидатом на Патриарший престол. Казанский и Свияжский митр. Корнилий и протопоп Аввакум подали государю челобитную «о духовнике Стефане, чтобы быть ему Патриархом». Перед избранием В. постился и молился, прося Бога о даровании Русской Церкви достойного Первосвятителя, он предложил избрать Никона. При новом Патриархе В. постепенно был отстранен от активной церковной деятельности. В июле 1653 г. на Соборе Неронов в присутствии В. упрекал Патриарха Никона в том, что он перестал считаться с В. и др. «боголюбцами». После начала реформ (1653) В. встал на сторону Патриарха, но сожалел о расхождении с друзьями по кружку «ревнителей благочестия», к-рые стали учителями старообрядчества , и по возможности поддерживал с ними отношения. В 1-й пол. 50-х гг. XVII в. В. состоял в переписке с Нероновым и неоднократно пытался примирить его с Патриархом, Аввакум писал В. (в письме к Неронову Аввакум отмечал, что В. «всяко ослабел»). В 1653 г. В. основал Зосимо-Савватиевскую пуст. в Москве около Красного холма, через 3 года она была перенесена в с. Фаустово Гвоздненской вол. Московского у. В 1655 г. на средства царя В. построил московский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь, где в том же году принял постриг с именем Савватий в честь Соловецкого преподобного. В. скончался в валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ре , погребен в московском Покровском мон-ре. С 1658 г. его могилу часто посещал заботившийся о Покровском мон-ре Патриарх Никон, не раз он уходил от нее «плакався довольно». Сочинения В. неизвестны. Его считали автором «Слова о правде», входящего в сборник с владельческой записью В. Однако, как установила В. С. Румянцева, под этим названием фигурирует творение Ермолая-Еразма «Благохотящим царем правительница и землемерие». Возможно, В. подписывал свои сочинения псевдонимами, Н. Ф. Каптерев и позднее Е. К. Ромодановская высказали предположение, что послания Агафоника Суздальскому архиеп. Серапиону и Новгородскому митр. Никону написаны В. ( Каптерев. Т. 1. С. 90-92; Ромодановская. 1992. С. 48-49).

http://pravenc.ru/text/155232.html

Впоследствии эта книга под названием Молитвослов стала основной «литургической» книгой русских людей, молитвы которой заменили древние уставные последования. 8. Реформа богослужения во 2-й пол. XVII в. Литургическая деятельность Патриарха Никона . Несмотря на то что исправление книг началось задолго до Патриаршества Никона (1652–1658) и сам он не считал исправление книг и обрядов своим основным делом, переломный момент в деле книжной справы связан с его именем. Реформа богослужения по греческому образцу была задумана не Патриархом Никоном , а царем Алексеем Михайловичем, первые ее признаки видны уже в изданиях времени Патриарха Иосифа. Идейной основой преобразований послужила концепция «Москва – Третий Рим», согласно которой русский царь являлся наследником византийского василевса и должен был править не только Русью, но и православными христианами всего мира (см. Третий Рим, теория). Бывш. К-польский Патриарх Афанасий III Пателларий, находясь в 1653 г. в Москве, писал в челобитной Алексею Михайловичу, что он «ныне на земле царь учинился всем православным христианам», а «Святейшему Никону – освящать соборную апостольскую церковь Софии» (в К-поле) (цит. по: Макарий. Кн. 7. С. 74–75). Поскольку несоответствие русских и греческих обрядов могло помешать осуществлению этих планов, Афанасий призывал Никона к преобразованию русского богослужения. Кроме того, после воссоединения Украины с Россией (1654) возникла необходимость в создании общероссийской нормы богослужения и церковнославянского языка. Ориентация на греческий мир вела Русскую Церковь к принятию не московской, а южнорусской нормы, более соответствовавшей греческим текстам и традициям XVII в. Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры, изложенного в печатных русских книгах, с текстом Символа, начертанного на саккосе митр. Фотия (XV в.). Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и обрядов. Примерно через полгода после вступления на Престол Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири (11.02.1653) главы о числе поклонов на молитве прп. Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Часть справщиков высказали свое несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иером. Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 г., Патриарх Никон разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. С этого времени началась как реформа, так и протест против нее – церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

К концу 16 ст. общий состав разнаго рода строений, находящихся при архиерейском доме, по выписи Рязанских писцов, данной в 1598 году архиеп. Митрофану, был следующий: «в городе Переславле Рязанском двор Архиепископа Митрофана, а на дворе церковь каменна благовернаго князя Владимира, да Ивана Предтечи Усекновение честныя его главы каменная ж с трапезою, да двор конюшенной, да житничный; да против оных сад». Но в пожар, случивший 3 сентября 1647 г., когда, по записи, сохранившейся на синодике Спасскаго монастыря, «город Переславль сгорел и монастыри и все церкви и мирския все церкви и торговые ряды, все лавки и дворы все сгорели, в то же время сгорел и двор Архиепископа Моисея». Ныне существующий Архиерейский дом начат постройкою Архиепископом Мисаилом, вступившем на Рязанскую кафедру в 1651 г. Из расходных книг и других бумаг видно, что в 1653, 54 и 55 гг. «Архиепископ Мисаил в Архиерей рязанском дворе строил каменные палаты в длину 32 сажени, поперек 6 сажен с половиною 3-харшинных; на верху тех палат церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (что ныне старая крестовая), с трапезою. Подрятчиком был с Москвы каменных дел подмастерье Юрья Карнильев сын Яршов, Заягужской слободы теглец; на основании ж, где быть каменный новой Предтечинской церкви и кельям и службам, 160 (1652) года июля с 7 числа до 20 сентября 161 (1653) года за прошлые недели, как архиепископ поехал к Москве в другой раз, Архангельской священник Иван с дьяконом, по указу архиепископию, пели молебны, и по стенам, по всему основанию кропили святою водою, а от молебна давано им по 8 денег из домовой казны. А как за прошлые все недели молебны выпели, велено петь оные и впредь по воскресным по всем дням и водою святою также кропить; апреля ж 26 161 (1653) года на основании Предтечинской церкви пели молебен с соборными и приходские попы и дьяконы». Из описи церквам соборным 7160 (1652) г. видно, что преемником Мисаила, первым митрополитом Рязанским, Иларионом в 1658 г. «среди архиерейскаго» дома построены каменные покои (что ныне называются, по замечанию составителей Достопамятностей Рязанских, экономскими) в длину 12, поперек 6 саж.; да от Архангельския церкви каменные палаты, где были духовный и казенный приказы, с сеньми и чуланами наверху.

http://sobory.ru/article/?object=20392

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010