1626.  …печаль и воздыхание удалятся (Ис. 35. 10). 1627.  …не будет взирать на величие Господа (Ис. 26. 10). 1628.  …ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире (2 Пет. 3. 14). 1629.  …«приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25. 34). 1630. Алфавитный патерик. 1631.  …дорожа временем (Еф. 5. 16). 1632. Алфавитный патерик. 1633. Алфавитный патерик. 1634.  …разумный человек молчит (Притч. 11. 12). 1636. Алфавитный патерик. 1637. Алфавитный патерик. 1638. Vitae Patrum, Patroiogiae, tom LXXXIII, pag. 857, cap. 23. 1639. Pag. 858, cap. 20. 1640. Pag. 857, cap. 19. 1641.  Любящие Господа, ненавидьте зло! (Пс. 96. 10.) 1642. Pag. 887, cap. 22. 1643. Pag. 857, cap. 21. 1644. Pag. 860, cap. 14. 1645. Pag. 866 и 864, cap. 21. 1646. Pag. 864, cap. 22. 1647. Pag. 864, cap. 33. 1648. Pag. 864, cap. 24. 1649. Сар. 25. 1650. Сар. 26. 1651. Pag. 864, cap. 27. 1652.  Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих (Пс. 117. 7). Pag. 805. 1653. Pag. 793, cap. 1 1654. Pag. 740, cap. 2. 1655. Pag. 1019, cap. 27. 1656. Пролог, 22 мая. 1657. Pag. 877, cap. 15. 1658. Pag. 877, cap. 16. 1659.  Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1). Pag. 877, cap. 17. 1660. Папирус — растение, из которого прежде делали бумагу. 1661. Pag. 882, cap. 33. 1662.  А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф. 5. 3). 1663. Pag. 890. 1664. Pag. 890. 1665. Pag. 900, cap. 26. 1666. Cap. 28. 1667. Сар. 29. 1668. Pag. 901, cap. 32. 1669. Сар. 34. 1670.  …без Меня не можете делать ничего (Ин. 15. 5). 1671. Pag. 902, cap. 36. 1672. Pag. 902, cap. 38. 1673. Pag. 904, cap. 45. 1674. Pag. 909, cap. 23. 1675. Pag. 909, cap. 24. 1676. Четьи-Минеи, 21 июля. 1677. Pag. 911, cap. 10. 1678. Pag. 927, cap. 77. 1679. Pag. 927, cap. 79. 1680. Pag. 927, cap. 80. 1681. Мф. 7. 14. 1682. Pag. 927, cap. 81. 1683. Сар. 82. 1684. Pag. 927, cap. 83. 1685. Pag. 928, cap. 86.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Ричард Львиное Сердце — Ричард I (1157—1199), король Англии с 1189 г ., большую часть жизни провел на войне, участвовал в крестовых походах. 75 Кромвель Оливер (1599—1658) — вождь английской буржуазной революции, протектор (правитель) Англии с 1653 г ., утопил в крови католическое восстание ирландцев. 76 Герцог Альба, Фернандо Альварес де Толедо (1507—1582) — испанский полководец, ввел в Нидерландах режим террора для подавления реформаторского движения (гезов). 77 Эмерсон Ральф Уолдо (1803—1882) — американский философ, идеалист, считавший природу воплощением Духа. 78 Мальтус Томас Роберт (1766—1834) — английский экономист, основатель особого экономико-демографического учения — мальтузианства. Мальтузианство считает основной причиной экономических трудностей перенаселение и полагает необходимыми войны, стихийные бедствия и проч. в качестве ограничителя прироста населения. Для католиков мальтузианство было неприемлемо еще и потому, что оно призывало к распространению противозачаточных средств и особенно абортов, совершенно недопустимых, с точки зрения католиков. 79 «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизни вечную» (Ин., XII, 35). 80 Честертон цитирует библейский текст: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все — суета!» (Еккл. III, 19). О печальнейшем уделе обреченного на смерть человека Гомер говорит постоянно. 81 Святой Бернард из Аосты — Бернард Ментонский (ум. 1081 г .) — протодьякон в Аосте, основатель (в 1050 г .) монастыря на Пеннинских Альпах, расположенного на высоте 8114 футов на перевале Большой Сен-Бернар. 82 Серая зола — символ покаяния, поскольку дело ордена проповедников, основанного святым Домиником — покаяние за грехи мира. 83 Преступника нужно прощать до семижды семидесяти — Ср.: Мф., XVIII, 22. 84 «ГehpuxV» — трагедия У. Шекспира. При короле Генрихе V Англия добилась наибольших успехов в войне с Францией. 85

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Отношения с Молдавским княжеством после вступления в 1634 г. на престол Василе Лупу (1634-1653) оставались напряженными, особенно после неудачных попыток Лупу захватить в 1635-1637 гг. Матея Басараба в плен. В 1648 г. Матей Басараб заручился поддержкой Дьёрдя II Ракоци, в то время как Василе Лупу, опиравшийся на помощь казаков и татар, вынашивал планы захвата престолов Валашского княжества и Трансильвании. В 1653 г., в условиях готовившегося в Молдавском княжестве боярского заговора под предводительством Георге Штефана (господарь в 1653-1658), трансильванские и валашские войска вторглись в Молдавское княжество с целью низложения Василе Лупу. При поддержке казаков гетмана Т. Б. Хмельницкого Василе Лупу вернул себе престол и с одобрения великого визиря попытался устранить Матея Басараба, предоставившего убежище Георге Штефану. 26 мая 1653 г. стороны сразились у с. Шопля, 27 мая - у с. Финта, в этой битве Матей Басараб был ранен и скончался 9 апр. 1654 г. ( Decei . 1972. P. 70-80; Eremia . 2003. P. 107-112). При Матее Басарабе особое развитие в Валашском княжестве получили культура и церковная жизнь: усилиями и на средства господаря было выстроено или перестроено ок. 40 мон-рей (Арнота, Кэлдэрушани и др.), он основал неск. мон-рей за пределами страны (напр., в Свиштове и Видине). Митр. Унгро-Влахийский Феофил (1640-1648) в своей культурной деятельности пользовался щедрой поддержкой господаря, его жены Елены и ее брата секретаря Удриште Нэстурела. При Матее Басарабе в княжестве оформились 3 культурных течения: славянское (поддерживали правящий дом и особенно Удриште Нэстурел), греческое (поддерживали греческие клирики и учителя) и валашское (румынское; поддерживала бóльшая часть духовенства и верующих). Усилиями господаря и митр. Феофила была возобновлена печатная деятельность, угасшая в кон. XVI в. По их просьбе митр. Киевский Петр ( Могила; 1632-1647) прислал в 1635 г. печатный станок (помещен в мон-ре Кымпулунг). Также митр. Петр отправил в Валашское княжество неск. ведущих киевских типографов во главе с Т. А. Вербицким (руководил типографией Киево-Печерской лавры); в кон. 1642 г. Вербицкого сменил Иван Кунотович (руководил типографией Львовского правосл. братства). Они обучили неск. мастеров. Были изданы 3 книги на слав. языке: Молитвенник (1635) с длинным предисловием Матея Басараба об истории приобретения печатного станка из Киева, Антологион (1643) и Псалтирь (1650). Много книг в этот период вышло на румын. языке ( Pcurariu. IBOR. 1994. Vol. 2. P. 62). Валашское княжество во 2-й пол. XVII в., правление мч. Константина Брынковяну.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Медленно поднимались груженые струги по быстрой и порожистой Олекме. Перезимовал отряд в устье Тунгира, но еще в январе 1650 , сделав нарты и погрузив на них лодки, двинулись волоком по снегу через высокий Становый хребет. Оттуда отряд направился по притокам вниз к Амуру. Здесь начиналась Даурия со своими улусами и даже небольшими городками. Встретившаяся по пути местная женщина поведала о роскоши страны за Амуром, правитель которой имеет войско с " огневым боем " и пушки. Хабаров, оставив около 50 человек в полупустом городке на Урке, 26 мая 1650 вернулся в Якутск и стал распространять преувеличенные слухи о богатствах новой " землицы " . Назначенный " приказным человеком " Даурии, он уже летом выступил из Якутска со 150 добровольцами и осенью прибыл на Амур. В захваченном городке русские перезимовали, а по весне, построив несколько дощаников и стругов, начали сплавляться по Амуру мимо сожженных самими жителями поселков. В конце сентября 1651 Хабаров остановился близ озера Болонь на очередную зимовку. В марте 1652 он разгромил двухтысячный отряд маньчжур и двинулся дальше вверх по Амуру, останавливаясь лишь для сбора ясака. Но люди устали от постоянного передвижения, и в начале августа на трех судах бежали 132 бунтовщика. Они достигли низовьев Амура, где срубили острог. В сентябре Хабаров подошел к острогу взял его после осады, а " ослушников " выпорол батогами и кнутом, от чего многие умерли. Там же он провел четвертую зиму, а весной 1653 вернулся в устье Зеи. Летом его люди плавали вверх и вниз по Амуру, собирая ясак. Между тем весть о подвигах землепроходцев дошла до Москвы , и правительство послало на Амур чиновника Сибирского приказа Д. И. Зиновьева с отрядом в 150 человек. Царский посланец прибыл в августе 1653 с наградами всем участникам похода. Воспользовавшись жалобами недовольных Хабаровым людей, он отстранил Хабарова от руководства, обвинил его в преступлениях, арестовал и повез в Москву. Однако Хабарова признали невиновным. Спустя год Хабарова пожаловали в " дети боярские " , дали в " кормление " ряд деревень в Сибири, но на Амур возвращаться запретили. Между 1655 и 1658 он провел торговые сделки в Устюге Великом и возвратился на Лену не позже лета 1658. Осенью 1667 в Тобольске Хабаров сообщил составителям " Чертежа всей Сибири " сведения о верховьях Лены и об Амуре. В январе 1668 в Москве вновь просил царя отпустить его на Амур, но получив отказ, возвратился на Лену и спустя три года умер в своей слободе в устье Киренги. Он имел дочь и сына.

http://drevo-info.ru/articles/1417.html

1646 г. кн. Вишневецкого о дозволении Лубен. монахам приехать в Москву с жалобою на монахов, бежав. в Москов. государ.), 74 (Челобитн. 1646 г. митроп. Петра Могилы о дозволении монахам ехать в Москву с просьбою о милостыне), 75 (Челобит. 1646 г. игум. Ивана о милостыне), 248 (Письмо 1649 г. игум. Калистрата к ц. Алекс. Мих. с просьбою принять их в Москов. сторону в случае бегства от поляков), 249 (Письмо того же игумена к патриар. Москов. Иосифу о том же), 250 (Отписка 1649 г. о приезде в Путивль старцев), 307 (Отписка 1650 г., статья V, распросы Марка Антонова), 311 (Отписка 1650 г., статья II, письмо Протасьева); IV, 74 (Письма 1658 г. игум. Виктора Загоровского в Москву о свидании с гетманом Выговским); VII, 38 (Ц. гр. 1668 г. об освобожд. заключенных в м-рь воевод Кологривова и Лихачева), 121 (Статейн. список 1662 г.; на стр. 365 упоминается игумен Загорожский); VIII, 8 (Челобитн. 1669 г. об измене духовн. лиц), в Дополн. в т. VIII, 33 (Дело 1650 г. о самозванце Тимош. Авкудинове, см. IV, 327 и далее); IX, 46 (Ц. гр. 1670 г. о приискании садовников; игум. Виссарион), 57 (Указ 1670 г. о возвращении из Соловец. м-ря игум. Виктора Зегаровского), 124 (Показание 1671 г. Степ. Гречанского о кончине в м-ре Константиноп. патриар. Афанасия и отправление подьячего Мих. Савина по этому же случаю), 127 (Дознание, произведен. Мих. Савиным, о нетленности мощей патриар. Афанасия и чудес при них); “Акты Зап. Р.», IV, 215 (Ж. гр. 1619 г. княг. Раины Корибут. Вишневецкой игум. Густын. м-ря Исаии Копинскому на устройство Мгарск. м-ря с предоставл. ему права пожизн. управлять им); V, 32 (Ж. гр. 1653 г. на влад. мельницею), 33 (Ж. тр. 1653 г. на влад. сеножатями, принадле- жав. ксендзам Бернард.), 39 (Универсал 1655 г. о неприкоснов. земель, наданых м-рю кн. Раиною Вишневецкою), 40 (Послушн. гр. 1655 г. крестьян. села Ольшанки), 47 (Послушн. гр. 1656 г. крестьянам монаст. сел Луки и Хитцы), 49 (Универсал 1657 г. со строгим подтвержд. не вступаться в монастыр. владения), 53 (Универсал 1658 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

П. Большой Савёлов назван «Кормового дворца стряпчим» (РГАДА. Ф. 233. Оп. 1. Д. 64. Л. 257 об.-258)). Младший брат и полный тезка будущего патриарха И. П. Меньшой Савёлов, служивший в рейтарах в 50-60-х гг. XVII в., также фигурирует в приказной документации. Но хотя к нач. 50-х гг. оба брата Савёловы были рядовыми рейтарами, они имели разные поместные оклады: к лету 1651 г. старшему полагалось 200 четв. земли, младшему - 350 четв. И. П. Меньшой Савёлов, можайский дворянин «из выбору», во ввозной грамоте от 1 июня 1654 г. назван служилым человеком «рейтарского строю», тогда как И. П. Большой Савёлов осенью 1653 г. уже имел офицерский чин. После осени 1652 г. имя И. П. Большого Савёлова, стряпчего Кормового дворца, более не встречается в актах, запечатанных в Печатном приказе, в то время как его младший брат продолжал получать царские грамоты на землю и чины. Иван Меньшой Савёлов был произведен в ротмистры в дек. 1663 г., когда его старший брат уже принял постриг. Осенью 1653 г. И. П. Большой Савёлов в числе особо отличившихся рейтаров получил чин поручика. С этого момента его служба в Кормовом дворце прекратилась и он оказался связан с полками «нового строя» и Иноземским приказом, в ведении к-рого находились офицерские кадры тех полков. В нояб. 1653 г. И. П. Большой Савёлов прибыл в пеший солдатский полк полковника Ю. Гутцова (Гутцина). Как следует из окладной ведомости «Имена начальным людем: капитаном, и порутчиком, и прапорщиком, которым дать государева жалованья кормовых денег на ноябрь, да на декабрь, да на генварь месяцы нынешнего 162-го году», на новой службе ему полагалось 3 р. 11 алтын «на месяц» (РГАДА. Ф. 210. Ст. Московского стола. Д. 867. Л. 293; ср.: Курбатов О. А. Организация и боевые качества русской пехоты «нового строя» накануне и в ходе Русско-шведской войны 1656-1658 годов//Архив РИ. 2007. Вып. 8. С. 174). В 1654 г. началась война между Россией и Речью Посполитой. 23 февр. полк Гутцова вступил в Киев и составил основу гарнизона города. Под 3 марта того же года в записную книгу Печатного приказа внесена царская грамота киевским воеводам князьям Ф.

http://pravenc.ru/text/468879.html

Участие Н. в светских делах, титул «великий государь», рост патриарших владений, властность и честолюбие патриарха, его вмешательство в частную жизнь элиты вызывали недовольство боярства. Со временем наиболее влиятельными противниками Н. стали бояре А. Н. Трубецкой, Н. И. Одоевский, П. М. Салтыков, Ю. А. Долгорукий, Б. М. Хитрово, окольничий Р. М. Стрешнев, дьяки А. Иванов и Л. Голосов. Положение Н. зависело прежде всего от его отношений с царем. В первые годы знакомства Н. оказывал беспрецедентное влияние на молодого царя. Ярким примером может служить требование Н. к царю в 1653 г. отказаться от охоты, к-рая составляла любимое времяпрепровождение Алексея Михайловича. События 1654 г., успешное начало русско-польск. войны и спасение Н. царской семьи во время чумы еще больше укрепили положение патриарха. Первая крупная ссора Н. и Алексея Михайловича произошла на Страстной неделе в 1656 г. из-за изменения, которое патриарх внес в чин освящения воды на Богоявление: Н. отменил водосвятие в день праздника, оставив совершение чина в навечерие праздника. Царь, ранее уверенный, что Н. так поступил по совету Антиохийского патриарха Макария, узнал, что Макарий был против такого нововведения. Алексей Михайлович разгневался, бранил Н., тот вел себя надменно и грубо. С этого времени отмечается охлаждение в отношениях царя и патриарха. Увлечение царя польск. культурой (в результате участия в польском и шведском походах в 1654-1658) вызвало протест патриарха и внесло в их отношения еще большую напряженность. С весны 1658 г. имя Н. перестало упоминаться в дворцовых разрядах, и «бысть между ними распря и безсоветие чрез всяких злых человек» ( Шушерин. 1871. С. 31). К этому времени Н. настроил против себя царя, двор, духовенство и собственное окружение. Ситуацию в стране осложнял усиливавшийся церковный раскол. Оставлению Н. Патриаршей кафедры предшествовали следующие события. 4 июля 1658 г. в Москве встречали груз. царевича Теймураза. Впереди процессии ехал боярин Хитрово, разгонявший толпу палками.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

Что же касается до похвального слова св. Иоанну Лествичнику , изложенного «в тридесятых степенех», то такое слово, подразделенное на 30 отделов, находится в Сборнике Казанской Духовной Академии 901–1011 (4°, 221 л., см. л. 204–221), непосредственно вслед за сочинением Герасима Фирсова о сложении перстов десные руки. Что же нового для характеристики Фирсова, как писателя и как церковного деятеля, дают нам пять малоизвестных его писаний? Хотя самым поздним из них было «Показание от божественных писаний», но в виду того, что Герасим, между прочим, сообщает здесь и о судьбе прежних своих сочинений, остановимся прежде всего на этом его труде. «Показание от божественных писаний» есть обширное послание (занимающее около 20 листиков или 40 страниц убористого письма) к тому знаменитому в истории соловецкой смуты соловецкому постриженнику Никанору, царскому духовнику, 34 занимавшему с 1653 по 1660 год должность архимандрита Саввино-Звенигородского монастыря, который позже, в 1660 году, приехал на Соловки, отказался явиться в Москву в 1666 году, а затем во время осады руководил защитою монастыря и был убит при взятии его 31 января 1676 года. 35 Так как Никанор был саввинским настоятелем со второй половины 1653 года по 1660 год, то и послание должно относиться к этим годам; но так как Герасим при перечислении своих трудов не упоминает здесь еще о своих «тетрадях на крест», то быть может «Показание» было написано ранее 1658 или 1657 года, т. е. до того времени, когда появились эти «тетради» его. На сравнительно раннее составление «Послания» к Никанору намекают отчасти и те надежды, которые возлагал на него автор и которые были вполне естественны в годы, близкие к тому времени, когда Никанор, отправившийся из Соловков в Москву 16 июня 1653 года для того, чтобы ставиться в архимандрита соловецкого, неожиданно был назначен на видное место настоятеля Звенигородского монастыря, богомолья, излюбленного царем Алексеем Михайловичем. Впрочем, в «Показании» уже заметно оппозиционное настроение автора и имеются мысли, аналогичные со взглядами трактата о двуперстии, почему установить в точности время, позже которого не могло появиться «Показание», пока затруднительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

После ряда смутных лет, в течение к-рых происходили частые смены господарей, на престол М. к. вступил Василе Лупу (1634-1653). Господарь, желая стать продолжателем традиций визант. императоров, ввел при своем дворе имперский церемониал. Он вошел в доверие Порты после того, как удачно действовал в качестве посредника в русско-тур. конфликте (1637-1642), вызванном взятием рус. казаками крепости Азов. В 1642-1643 гг. в течение 10 месяцев при его дворе с секретной миссией находился рус. дипломат А. Л. Ордин-Нащокин, который информировал Москву о событиях в Османской империи. В господарском совете Лупу опирался на бояр греко-левантийского происхождения. Молдав. господарь стремился стать господарем Валахии, а на престоле М. к. оставить своего сына Иоана. В 1639 г. Лупу предпринял попытку сместить с валашского престола Матея Басараба (1632-1654), который был в союзе с трансильванским господарем Дьёрдем I Ракоци (1630-1648). Однако войска Василе Лупу, вторгшиеся в Валахию, потерпели поражение на р. Прахова. Впосл. Лупу сблизился с Польско-Литовским государством, присоединился вместе с валашским и трансильванским господарями к антиосманской лиге, руководимой Польшей. Но лига не перешла к активным действиям, и после 1648 г. Лупу оказался втянутым в политические манипуляции, связанные с войной запорожских казаков под рук. Б. М. Хмельницкого против польских властей. С целью привлечения господаря на свою сторону Хмельницкий в 1650 г. вместе с татарами совершил военный поход в М. к. Он заставил Лупу заключить с ним союз, закрепленный женитьбой сына гетмана Тимофея на дочери Лупу Руксандре (1652). Недовольные молдаво-казацким союзом, молдавские бояре при помощи Матея Басараба и Дьёрдя II Ракоци (1648-1660) организовали в 1653 г. заговор. Несмотря на помощь казаков, Лупу был смещен с престола, а на его место поставлен бывш. великий логофет Георге Штефан (1653-1658). Лупу известен как покровитель Православия, в его правление в М. к. действовали 40 мон-рей и неск. сот церквей. Он ремонтировал и строил обители, в т.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Кромвель Оливер (1599-1658) – лорд-протектор Англии с 1653 по 1658 г. Затмились светила на тверди фонарной. – Ироническая парафраза библейской цитаты: Быт., 1, 14-15; Дан., 12, 3 и Отк., 8, 12. …выхожу специальным военным корреспондентом. – Намек на К.-Ф.-Г. Мастермена, издателя газеты «Дейли Ньюс», друга и коллегу Честертона, военного корреспондента во время англо-бурской войны. …любые два врача немедля отправили бы в лечебницу. – В Англии времен Честертона достаточно было подписи двух врачей, чтобы человека признали сумасшедшим. …меня зовут… Пинкер. – Возможно, намек на Аллана Пинкертона (1819-1884), американского сыщика и героя детективных рассказов, положивших начало «массовому чтиву» XX столетия. Черная Свинья в ирландской мифологии. – Точнее: вепрь; почитался у кельтов как священное животное. …во время осады Парижа в 1870-м. – Речь идет о кульминационном эпизоде франко-прусской войны, когда войска фельдмаршала Мольтке осадили Париж и взяли в плен Наполеона III. …мудрил, как Мольтке. – Имеется в виду прусский фельдмаршал Хельмут фон Мольтке (1800-1891), начальник генштаба прусской армии; его боевые операции отличались тщательной и продуманной тактикой. …точно смотришь этакую пьесу старика Метерлинка. – Пьесы бельгийца Мориса Метерлинка (1862-1949) пользовались неслыханной популярностью в Англии девятисотых годов. О Метерлинке Честертон писал в эссе «Споры о Диккенсе» (сб. «Вкус к жизни»), «Могильщик» (сб. «Безумие и ученость») и некоторых других. Боже, храни короля Оберона! – Ироническая парафраза первой строки британского гимна («Боже, храни короля!»). Ты победил, Галилеянин! – Слова, приписываемые императору Юлиану (332-363), прозванному Отступником. …частица души Афин была в тех, кто твердой рукой подносил к губам чашу цикуты. – Речь идет о гибели Сократа (470– 399 гг. до н. э.), описанной в платоновском диалоге «Федон»: обвиненный афинскими властями в том, что он обирает и развращает молодежь, Сократ был приговорен к смертной казни; по легенде, он умер, выпив отвар цикуты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010