В Россию А. вернулся через Дамаск, где виделся с Антиохийским Патриархом Макарием III , Алеппо, далее через Кавказ, в кафедральном соборе Мцхеты Светицховели осмотрел хранившуюся там Ризу Господню. Прибыв в Москву в июне 1653 г., А. поднес царю Алексею Михайловичу «Проскинитарий». В Посольский приказ была подана полная рукопись, а для Никона , сменившего на Патриаршем престоле Иосифа, А. приготовил краткую редакцию, опустив отзывы о греках. По свидетельству «Известия о рождении, и воспитании, и о житии Святейшего Никона», написанного Иоанном Шушериным , А. привез в Москву модели иерусалимского храма Воскресения Христова и Вифлеемского храма. Модель храма Воскресения, выполненная из черного ореха, инкрустированного перламутром, послужила образцом при постройке Патриархом Никоном Воскресенского храма в Новоиерусалимском мон-ре под Москвой. Поездка на Афон за греч. рукописями (1653-1655) Через 4 месяца после возвращения А. был послан на Афон для приобретения древних греч. и слав. рукописей и книг, необходимых для начавшейся в России книжной справы никоновской , а также для греко-лат. школы, открытой в Москве в 1653 г. Арсением Греком . О поездке А. на Афон сообщает Епифаний (Славинецкий) в предисловии к Служебнику (М., 1655. Л. 30, перепечатывалось в изданиях Служебника 1656 и 1658 гг.). А. вез грамоту Патриарха Никона к К-польскому Патриарху, письма настоятелям святогорских мон-рей, богатую милостыню - «денежную казну» и на 3 тыс. р. соболей. А. прибыл на Афон в апр. 1654 г. Прожив на Св. горе более 2 месяцев, он посетил более 17 мон-рей: лавру св. Афанасия, Иверский, Ватопедский, Филофея, Дионисия, Пантократора, Дохиар, св. Павла, Хиландарский, Руссик, св. Григория, Симонопетра и др.- и осмотрел их б-ки, в к-рых отбирал преимущественно древние, пергаменные рукописи - богослужебные книги или списки творений отцов Церкви, а также печатные издания XV-XVI вв. Внизу одного из начальных листов выбранной книги А. ставил пометы: «Арсен i й», «Арсеней» или «Арсениос», монастырские библиотекари писали на книге название мон-ря по-гречески.

http://pravenc.ru/text/76252.html

Иосифовские справщики осознавали нерезультативность справы, основанной на одних лишь текстологических соображениях (не было критериев для выделения наиболее исправных кодексов, вместе с тем указания рукописей оказывались противоречивыми) и неизбежность обращения к грамматическим критериям. О ключевой роли в К. с. грамматического знания - «осьмочастнаго разумения и правления в родех, в числех, в падежех, во временех, в лицех, в наклонениях» Михаил Рогов и Иоанн Наседка заявляли в послесловиях к «Службам и житию Николая Чудотворца» (М., 1643. Л. 246) и Апостолу (М., 1644. Л. 312 об.). В Учебной Псалтири 1645 г. они дали подробные сведения о родительном падеже. Понимание необходимости применения грамматических критериев и последовательной языковой нормализации обусловило обращение справщиков к Грамматике Мелетия (Смотрицкого) (Евье, 1619), содержащей развернутую кодификацию церковнослав. языка, и осуществление в 1648 г. на Московском Печатном дворе ее переиздания. Предисловие Михаила Рогова и Иоанна Наседки к новому изданию, обосновывающее понимание грамматики как разновидности богословия и включающее обширные цитаты из Слов прп. Максима Грека о книжном исправлении, явилось апофеозом утверждения грамматически мотивированной К. с. Грамматика 1648 г., получив статус «официального издания московской грамотности» ( Ягич И. В. История слав. филологии. СПб., 1910. С. 3), служила теоретической основой и инструментом для решения практических задач никоновской и послениконовской К. с. Начатая по инициативе царя Алексея Михайловича реформа богослужения по греч. образцу и обеспечивающая ее К. с. получили последовательную реализацию при патриархе Никоне (1652-1658), с именем которого они и связываются. В 1653 г. патриарх Никон перевел Московский Печатный двор в свое непосредственное подчинение (ранее типография состояла в ведении Дворцового приказа), сам назначал справщиков и давал им указания, активно продвигая К. с. Первым изданием, воплотившим никоновские идеи по преобразованию русского богослужения, стала Следованная Псалтирь (11 февр. 1653), в к-рой по указанию патриарха были опущены статьи о числе поклонов на молитве прп. Ефрема Сирина и о двоеперстии , занимавшие видное место в предшествующих изданиях Псалтири. Справщики, высказавшие свое несогласие, были уволены, среди них старец Савватий и иером. Иосиф (Иоанн Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 г., патриарх Никон разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве прп. Ефрема Сирина поясными и о введении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. С этого времени начался протест против богослужебной реформы и К. с.- церковный раскол.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

Новлянское. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Новлянское на реке Руза и речке Даниловке до середины XIX в. называлось Новым, а по деревянной церкви во имя святителя Николая — Никольским. По мере ветшания церковь дважды заменялась новыми деревянными — в 1658 и 1736 гг. В 1903-1904 гг. в Новлянском началось строительство кирпичного трехпрестольного храма во имя Живоначальной Троицы с приделами во имя святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского. Церковь построили в 1907 г., освятили — в 1909 г. Здание храма выстроено в характерных для конца XIX — начала ХХ вв. эклектичных формах с чертами псевдорусского стиля. Храм однокупольный, четырехстолпный. Он соединен небольшим переходом с трехъярусной колокольней. В 1930-е гг. церковь была закрыта и сильно повреждена. Внутреннее убранство не сохранилось. Здание храма использовалось для приготовления кормов. В 1998 г. в селе Новлянском был зарегистрирован православный приход Троицкой церкви и началось восстановление храма. http://volokblag.ru/ Существовавшая ранее церковь Николая чудотворца в селе Новлянском. Новлянское, на реке Рузе и речке Даниловке, в старину село Новое, находилось в Льняникове стане Рузского уезда. В 1625 – 26 гг. здесь стояла церковь Николая чудотворца с приделами преп. Сергия и муч. Тимофея и Мавры. Долгое время Новое принадлежало Михалковым, с 1653 г. стольникам Василию и Петру Богдановичам Лихачевым, с 1659 г. одному Петру Лихачеву. После него Новым владели его двоюродные братья окольничие Алексей и Михаил Трофимовичи Лихачевы. В 1709 г. жена Алексея Лихачева продала село Новое князьям Петру и Борису Ивановичам Прозоровским; в 1720 г. им владела дочь П. И. Прозоровского Настасья, жена князя Ивана Алексеевича Голицына. В 1734 г. церковь Николая чудотворца с приделом преп. Сергия, устроенная в 1658 г., сгорела, а в 1736 г. владелец села князь Федор Иванович Голицын пожелал построить церковь с приделом; разрешение дано в декабре того же года, и указ на это хранится в церковной ризнице. По устроении церковь освящена в 1739 г., но, вероятно, без придела: в 1758 г., когда исправляли на церкви главу и крышу, обивали церковь снаружи тесом, упоминается только церковь без придела, то же самое и в 1784 и 1798 гг. В 1798 г. колокольня была ветха, в 1833 г. под церковь подведен фундамент из белого камня, вместо четырех деревянных столбов, на которых висели колокола, сделаны каменные, в 1853 г. возобновлен обветшавший иконостас, в 1863 г. ветхая колокольня разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=07369

Невнимание и даже озлобление царя против патриарха привели к тому, что когда 6 июля 1658 года в Москву приехал грузинский царевич Теймураз, то царь не пригласил патриарха на торжественный обед в честь царевича, а патриарший посланный был оскорблен придворными. 10 июля перед самым началом патриаршего богослужения в Успенском соборе царь прислал к патриарху князя Ю. Ромодановского, который заявил ему о гневе царя за присвоение себе титула «великого государя». Никон ответил князю, что он принял этот титул не самовольно, а с разрешения царя, но ответ его был найден неудовлетворительным, и драматическое заявление Никона, что он уезжает из Москвы и перестает быть главой церкви, было лишь результатом этого обострения конфликта 487 . Никон, видимо, рассчитывал на драматический эффект, на то, что царь раскается и позовет его обратно на возглавление церкви. Но царь этого не сделал. Со своей стороны, Никон, отказываясь от власти, не отказался от самого титула патриарха и этим создал сложное и запутанное положение в церкви. На восемь лет русская церковь оказалась без патриарха, и только собор 1666–1667 годов с участием восточных патриархов окончательно низложил Никона и выбрал нового патриарха. Но и эти годы (1658–1667) Никон в управлении русской церковью никакой роли не играл, и его положение уже не отражалось на отношениях между противниками и сторонниками им самим сделанных нововведений и унификации обряда. 25. Начало секуляризации Проводя разгром боголюбцев, патриарх Никон опирался на " аппаратчиков» церковной администрации – мирских чиновников патриаршего и епархиальных управлений, отчасти на самих епископов и на некоторых представителей придворных кругов, которым надоело постоянное морализирование Неронова и его друзей. Эта поддержка представителей двора в значительной степени обеспечила ему нейтралитет правительства, а, может быть, и самого царя во время ареста старика протопопа Аввакума и других боголюбцев. Но помимо нескольких представителей духовенства, как например будущих митрополитов Рязанского Илариона (с 1657) и Павла Сарского и Подонского 488 , которые были искренними сторонниками независимости церковной иерархии от светской власти, большинство союзников Никона во время событий 1653 года вовсе не интересовались церковной идеологией, а просто хотели развязаться с надоевшими им проповедниками-моралистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Греческая точка зрения по этому вопросу, изложенная Антиохийским Патриархом, не сразу была принята в России. При подготовке к печати и редактировании в 1657–1658 гг. Требника никоновские справщики, использовавшие Требник митрополита Петра (Могилы) (Киев, 1646), сербский Требник Синод. 307 27 , греческие книги 28 , не внесли в текст ни один из возможных (русский, греческий, украинский Петра Могилы) чинов присоединения католиков. Печатный Требник 1658 г. содержит многие чины приема в православие, однако тема католичества в нем не затронута. Важно отметить, что в печатной Кормчей 1650–1653 гг. чинопоследования присоединения к православию отсутствовали и антилатинская часть была значительно сокращена. Вопрос присоединения к православной Церкви католиков рассматривался на Большом Московском Соборе 1666–1667 гг. Тогда была использована греческая рукопись, на этот раз, видимо, специально привезенная в Москву Восточными Патриархами (возможно, та, которую обнаружил Патриарх Макарий в Валахии в 1657 г.), в ней сообщалось о постановлении Константинопольского Собора 1484 г. Патриархи Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский принесли на Собор «книгу древнюю греческую, в нейже писано, яко в лето 6992 бысть Собор к Константинополи, в пречестнем храме Богородицы, зовомыя Паммакарист, от четырех Вселенских Святейших Патриарх от Симеона Константинопольского, Григория Александрийского, Дорофея Антиохийского и Иоакима Иерусалимского на превращение и упраженение иже во Флорентии зле бывшаго собора. Сей святый Собор повеле, яко, аще кто от латин возвратится ко православней кафоличестеи Восточнеи Церкве, помазывати их святым миром, а не покрещевати. Изобрази же и последование сей святый Собор, како приимати их, и вопрошати, и како проклинати им латинские ересеи, и по сем помазовати святым миром, и молитвовати над ними. Взимати же и рукописание от них во святую Великую Церковь » 29 . Было процитировано и послание св. Марка Эфесского : «Яко от латинников приходящих к православию, яко арианов, и македониан, и савватиан, и наватиан, приемлем подающих писание и проклинающих всякую ересь, не мудрствующую, яко же мудрствует святая Восточная Церковь, и по седмому правилу II coбopa печатаем, сиречь помазуем их святым миром чело, очеса и прочая по уставу, глаголяшапечать дара Святаго Духа. Аминь» 30 . Собор 1666–1667 гг. принял решения Константинопольского собора 1484 г., но в последующие русские Требники XVII в. греческий чин присоединения католиков так и не был введен.

http://azbyka.ru/grecheskij-chin-prisoed...

Царя и патриарха связывала настоящая дружба, и он иногда целые дни проводил с Никоном в его загородных монастырях. С целью упорядочения церковной жизни, образовался в Москве кружок «ревнителей» с царским духовником Стефаном Вонифатьевым во главе, его воззрения разделял и Никон. Первым важным распоряжением Никона как патриарха в 1653 г. было предписание «творить в церкви» вместо «метаний на колену» поклоны «в пояс» и креститься «тремя персты».  Это постановление шло в разрез со Стоглавым собором и вызвало протест в среде тогдашнего духовенства, в том числе и из среды «ревнителей» (Неронов, Аввакум, Логгин и др.). Со своими противниками Никон расправился, отдав их в заключение или под расстрижение. В 1654 г. он созвал собор, на котором целый ряд русских церковных чинов объявлялись незаконными, а служебники, их содержащие, велено было исправлять. По недостатку образования духовенство того времени придавало обрядам излишнюю важность в деле веры, не отличая их от догматов, и потому не могли достичь компромиссов в споре. В 1655 г. был переведен греческий служебник. Вслед затем исправлены были и другие церковные книги, причем, в отступление от соборного постановления 1654 г. против противников реформ Никон все более принимал крутые меры, нередко теряя самообладание, усиливал репрессии по отношению к отдельным лицам. Однако со временем Никон теряет уверенность в правильности начатых реформ. Уже в 1658 г. он открыто признает равноправность старых и новых обрядов. С другой стороны начали портиться его взаимоотношения с царем. На некоторое время Никон достиг в церкви неограниченных полномочий. Во время польско-литовских походов (1654 – 56 гг.) Никон оставался заместителем царя в Москве. Ненавидевшие Никона бояре и духовенство клеветали на Никона царю. Неумеренное стремление Никона к власти беспокоили и пугали царя. В июле 1658 г. Никон не был приглашен к царю на важный обед, за эти последовали многочисленные распри, ок. 1659 г. Никон заявил об оставлении патриаршества и уехал в Воскресенский монастырь, и даже разрешил избрать нового патриарха. Собор 1660 г. постановил избрать нового патриарха, а Никона, как самовольно оставившего кафедру, лишить архиерейства и священства, однако царь не утвердил этих постановлений. Обстановка продолжала накаляться. 2 ноября 1666 г. в Москве состоялся собор с участием восточных патриархов на котором судили Никона. Собор признал его виновным в хуле на царя и русскую церковь , жестокости и др. Никон был приговорен к лишению сана и ссылке в Белозерский Ферапонтов монастырь. После смерти царя Алексея Михайловича патриарх Иоаким поднимает против Никона новое судебное дело, и Никона переводят в Кирилло-Белозерский монастырь под строгий надзор, где он пробыл с 1676 по 1681 гг. Царь Федор Алексеевич ходатайствовал перед восточными патриархами о разрешении Никона, однако сам он этого не дождался и умер 17 августа 1681 г. Погребен в Воскресенском монастыре как патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Москва уже в XVII в. становится в глазах грузин не только столицей народа, способного оказать Грузии военную помощь и взять ее под свою защиту, но и центром грузинского просвещения и образованности [iv] . В 40-х годах XVII в. Московское государство приняло под свое покровительство Кахетию, а затем, в 1650-х годах, — Имеретию. Кахетинский царь Теймураз I (1606–1648) не жалел сил для укрепления связей России с различными областями Грузии [v] .     Началом грузинской колонии в Москве можно считать приезд 27 декабря 1653 г. в российскую столицу внука Теймураза I царевича Ираклия, известного на Москве как Николай Давидович, будущего картлийского царя Ираклия I (1688–1703), со своей матерью царицей Еленой Леонтьевной и свитой численностью около ста человек. Первых грузин-эмигрантов в своей столице принял царь Алексей Михайлович (1645–1676) [vi] . «Местом первоначального поселения грузин следует считать район, прилегавший к Никольскому греческому монастырю [vii] , который царь Алексей Михайлович пожаловал грузинам. В усыпальнице Никольского монастыря были погребены представители как первого, так и последующих поколений членов грузинской колонии в Москве» [viii] . Уместно напомнить, что московская колония грузин возникла в период правления в Тбилиси первого грузинского царя-мусульманина Ростома (1632–1658) [ix] . Ираклий прожил в Москве в общей сложности 15 лет: в 1653–1660 и 1666–1674 гг. В 1660 г. он вступил в борьбу за кахетинский престол, но проиграл и вернулся в Россию, покинув ее навсегда спустя восемь лет. Вместе с Ираклием в 1666 г. в Москву приехали братья Хохона и Элизбар Давитишвили, потомки царя Кахетии Александра I (1476–1511), который еще в 1491 г. направил посольство к великому князю московскому Ивану III (1462–1505). Потомки Давитишвили стали в России князьями Давыдовыми [x] .   Царь Имеретии и Кахетии Арч ил II Вахтангович Багратиони (1664–1675), будучи сторонником пророссийской ориентации [xi] , в 1683 г. был принят под покровительство России [xii] . В конце 1684 г. в Москву прибыли сыновья царя Арчила — 10-летний Александр и 8-летний Матвей (Мамука) в сопровождении многочисленной свиты [xiii] . Ко времени приезда в Москву сыновей Арчила II в ней уже существовало несколько крепко обосновавшихся грузинских семей. Это были оставшиеся из многочисленной свиты царевича Ираклия и его матери Елены Леонтьевны. Породнившись с русскими боярскими родами, они не захотели покидать Москвы и остались в ней навсегда [xiv] .  

http://bogoslov.ru/article/3382618

В 1594 г. турки забрали из М. мощи свт. Саввы и сожгли их в Белграде. Считается, что османский гнев был вызван восстанием местных сербов и деятельностью обители по возвращению принявших ранее ислам сербов (потурченцев) в Православие и крещению турок. Но среди местного населения распространены легенды, что мощи святителя подменили (или сохранили от них частицу) и они продолжают находиться в обители или где-то поблизости. XVII век стал периодом наиболее тесных связей М. с Московской Русью. О контактах обители в более ранние века с восточнослав. землями говорят как размещение ростовых изображений благоверных князей Бориса и Глеба на вост. стороне пилястры в милешевском соборе (одно из первых свидетельств почитания восточнослав. святых в южнослав. землях в XIII в.), так и упоминание перенесения в М. мощей свт. Саввы в рус. «Лицевом летописном своде» (70-80-е гг. XVI в.). Представители М. неоднократно приезжали в Москву за милостыней (1627/28, 1635, 1638 и 1642/43 - архим. Афанасий), в 1647 г. они получили разрешительную грамоту на приезды за милостыней раз в 6 лет (в 1646 и 1647 - архим. Василий), в 1653 г.- раз в 4 года (в 1652, 1653 и 1657 - архим. Виссарион; в 1659; в 1688 - архим. Досифей; затем в 1712; см.: Москва - Cpбuja, Београд - Pycuja: Док-та и мат-ли. Београд; М., 2009. Т. 1: Друштвене и политичке везе XVI-XVIII в.). В челобитных братия жаловалась на трудности жизни среди мусульман и просила помощи в различных нуждах - в ремонте зданий, пострадавших при разливе реки (1624), в «поправке святой большой церкви, которая внутри расписана золотом и мозаикой» (1627; в 1635 на рус. деньги храм был покрыт), в покупке покрова для раки свт. Саввы и богослужебных книг. В одном из посланий сообщаются подробности разорения обители в 1658 г. боснийским Сейди Ахмет-пашой. Тогда паша бросил 8 милешевских монахов на 4 месяца в темницу, 2 из них в заключении умерли. Чтобы освободить собратьев монахи заложили монастырское подворье с ц. свт. Николая, выплатили паше 4 тыс. «тарелей» и потом просили рус. царя оказать им помощь в выкупе подворья.

http://pravenc.ru/text/2563198.html

255–256). Своё право мстить обидчикам Никон обосновывает при помощи текстов Нового Завета: «Мы же не точию, Христа ради, поношение и укорения прияти, но умрети готови есмы. Теб мало мнится, еже положити душу свою за друга своего, обаче у Бога нсть больши сея любве (ср.: Ин. 15:13 ), ея же ради Сам нас Христос ради умре. Аще и нын муками и скорбми не умремъ, всяко умрем, обаче же священное слово учит нас не боятися от убивающих тло, души же не могущих убити (ср.: Мф. 10:25 ); горе тм, иже по убиении имут быть ввржени в дебрь огненую (ср.: Лк. 12:5 )». Патриарх как будто напоминает царю, что теми же евангельскими словами Алексей Михайлович 28 нюня 1653 г. на Девичьем поле приветствовал русское войско, объясняя его высокое предназначение – освободить «православную христианскую веру» и Русскую Церковь от «супротивных врагов»: «Болше сея любви несть, да кто душу свою положит за други своя, и аще кто, воинствуя за святую, соборную и апостолскую церковь и за православную веру противу своего достояния, от нашего Царского Величества великие милости сподобится...» 187 . Уход в пустынь-скит, устроенный по замыслу Никона в виде «столпа», предоставлял Никону открыто и более уверенно указывать царю на его неправоту, уподобляясь в этом своём праве византийским отшельникам. Подобное поведение Никона стало проявляться вскоре после закладки 22 июня 1658 г. скита в Воскресенском монастыре 188 ; 1 апреля 1659 г. Никон говорил думному дворянину Прокопию Елизарову и думному дьяку Алмазу Иванову, которые упрекали его в том, что он досаждает царю своими письмами: «В прежних, де, давних лтх ко благочестивым царем христианским греческаго царствия о исправлении духовных дл и пустынницы возвщали... и впредь, о каком духовном дл, требующем исправления, услышит, молчать не учнет» 189 . В послании 1661 г. Никон, как будто помня об этих обвинениях, обращаясь к Алексею Михайловичу, оправдывался: «Аще и много твоему благородию восписа, не помни, яко досаждая, но молю твое благородие со долготерпнием послушати и писаная разсудити, яко нсть неправды в нем». До того, как разгорелось «дело» с Р. Боборыкиным, Никон терпеливо поучал царя, иногда просил и молил его не поступать вопреки церковным законам. Его отношение к Алексею Михайловичу как к человеку и светскому правителю было сдержанным; его послания и челобитные к царю 1658–1660-х годов носили поучительный характер, в отличие от писем, составленных после 1661 г., полемический и открыто обличительный характер которых проявился особенно ярко.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Тропарь, глас 3 Отверг плоти тленныя, нетленных потщался еси достигнути, и, мира удалився, вселился еси в морской остров, и на нем усердно многа лета Господеви поработал еси; сего ради и дары прозрения и чудес обогатился еси, отче преподобне Елеазаре, Христа Бога моли даровати нам мир и велию милость. Кондак, глас 2 Взбранный угодниче Божий, светлостию жития твоего и чудес благодатию просиявый в пустыни севернаго Помория, преподобне отче наш Елеазаре! Хвалебныя песни приносим ти, подвиги твоя воспевающе. Ты же, яко благоприятный молитвенник ко Господу, от всяких нас бед свобождай, да зовем ти: радуйся, преподобне отче наш Елеазаре. Сведения о преподобном отце нашем, игумене Боголепе Кожеезерском 16 Память его празднуется месяца августа в 12-й день † 1675 Боголеп, в миру Борис Васильевич Львов (умер 1675 г.), – строитель Кожеозерского монастыря, автор «Жития Никодима Кожеозерского». Боголеп принадлежал к московскому боярскому роду Львовых, многие представители которого хорошо известны как видные московские чиновники. В их числе – родной брат Боголепа, думный дьяк Григорий Васильевич, обучавший царя Алексея Михайловича письму и до смерти остававшийся смотрителем его письменных принадлежностей. К кругу знакомых Боголепа принадлежали Патриарх Никон , царский духовник Стефан Вонифатьев, Федор Михайлович Ртищев, думный дьяк Алмаз Иванов, дьякон Феодор. В 1639 г. Борис Васильевич Львов пришел в Богоявленский Никодимов Кожеозерский монастырь, где и постригся, получив при этом имя Боголепа. Кожеозерский монастырь сделался пристанищем Боголепа до последнего дня его жизни. Первый вклад Боголепа в монастырь (военное снаряжение всадника) позволяет предполагать, что до пострижения он был воином. В 1650-х гг. Боголеп именовался строителем (хозяйственным руководителем) монастыря и был чуть ли не единовластным его хозяином. Живя в монастыре, Боголеп часто бывал в Москве. Во время одного из последних посещений столицы в 1653 или 1658 г., когда протопоп Аввакум был уже сослан в Сибирь, но дьякон Феодор еще дьяконствовал в Благовещенском соборе, Боголеп был взят на заметку, как старообрядец: в описи столбцам Патриаршего разряда сохранилось название дела: «Спор с справщиками старца Боголепа Львова, Благовещенскаго собору дьякона Федора да поддьяка Федки» (АИ. СПб., 1842. Т. 5. 263., С. 480). После 1658 г. Боголеп в Москве не показывался. В 1666 г. последовал царский указ каргопольскому воеводе о доставке Боголепа на суд церковного собора 1666–1667 гг. Но Боголеп чувствовал себя на Кожозере неприкосновенным, о требовавшей его грамоте новгородского митрополита Питирима он говорил: «Хотя-де будет и три грамоты, и мне-де они две денги». Царский указ оказался невыполненным, властного старца оставили в покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010