Еп-ство Килмакдуа, к-рое охватывало незначительную территорию в юж. части совр. графства Голуэй, было небогатым. После Реформации на землях, населенных гл. обр. ирландцами, протестантизм не получил распространения; с 1625 г. протестантское еп-ство Килмакдуа было присоединено к еп-ству Клонферт. В годы войны за независимость Ирландии (1641-1653) укрепились позиции католич. духовенства. По указанию еп. Хью Берка (1647-1653?) был восстановлен кафедральный собор, пришедший в упадок из-за господства протестантов, однако после вторжения войска О. Кромвеля епископу пришлось бежать из страны. С этого времени еп-ством Килмакдуа управляли апостольские викарии. В 1883 г. территория диоцеза была включена в состав католич. еп-ства Голуэй, Килмакдуа и Килфенора. В Килмакдуа сохранился храмовый ансамбль: руины 5 церквей, круглая башня (считается самой высокой в Ирландии (34,28 м)) и укрепленная резиденция епископа или аббата (XIII в.). Соборная церковь была возведена скорее всего в X-XI вв. и впосл. подвергалась перестройкам (в XV в. сооружены алтарная часть, ризница и трансепты). Среди вмурованных в стену фрагментов заалтарного образа есть рельефное изображение епископа в митре и с посохом, подписанное: «Св. Коломан, покровитель всего диоцеза Килмакдуа». В надписи на надгробии семейства О " Шонесси (1646) упоминается о «св. Коломане, или Мак Дуахе, покровителе этой славной соборной церкви» (J. of the Galway Archaeol. and Hist. Society. 1910. Vol. 6. P. 175-177). Близ собора сохранились руины небольших церквей св. Иоанна Крестителя (XII в.?) и Пресв. Девы Марии (нач. XIII в.); к XIII в. относится церковь августинского мон-ря (т. н. церковь О " Хейна). К юго-западу от собора находятся остатки «малого храма Мак Дуаха» (Teampuil Beg Mic Duagh). Англикан. еп. Р. Покок, посетивший Килмакдуа в 1752 г., записал предание о том, что К. был похоронен в этой церкви, но впосл. мощи святого были вывезены в Огрим (Pococke " s Tour of Ireland in 1752/Ed. G. T. Stokes. Dublin, 1891. P. 108-110). Предположение Фахи о том, что Роджер О " Шонесси забрал мощи К.

http://pravenc.ru/text/1841764.html

Москва. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Существующее здание церкви построено между 1688 и 1701 годами в стиле нарышкинского барокко. В 1931 г. о закрытии храма ходатайствовал коллектив фабрики " Руссолент " . Но его оттеснило всесильное ОГПУ: 9 февраля 1932 г. президиум Мособлисполкома постановил снести храм под строительство многоэтажного дома. Пока неясно, что спасло его от уничтожения. Возвращён Церкви в 1993 г. В храме имеется придел редкого посвящения: муч. Лонгина Сотника, иже при Кресте Господнем. С. Романюк. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 254; В. Козлов. Чудом спасённые//Моск. журнал. 1992. С. 16. Подсосенский переулок назван в 1922 г. по находившемуся здесь древнему урочищу " под сосенками " , известному с 1476 г. по названию церкви " Введения под сосенками " . Прежнее название - Введенский - было дано в XVII в. по этой церкви " . Барашевская слобода дала название Барашевскому переулку, где стоит здание церкви Введения, " что в Барашах " . Так назывались, вероятнее всего, шатерники, ведавшие царскими шатрами, то есть служившие, армейскими квартирмейстерами. В одной из грамот 1615 г., посланных в Пермь, в которой предписывалось отыскать и привести в Москву ушедших из разоренной после польско-литовской интервенции Москвы тяглецов Барашевской слободы, писалось о барашах: " ... служат они нашу шатерную службу в наших походах " . Возможно, что первоначально барашами называлась категория зависимых арендаторов земли, обязанных платить за аренду определенный оброк, а потом уже на них была возложена и обязанность шатерничих. В Барашевской слободе, как и во многих других московских слободах, были построены свои приходские церкви: Воскресенская на углу с Покровской (ул. Покровка, 26) и Введенская, о которой сохранились сведения, что в 1660-х гг. при ней работала начальная школа, устроенная местным священником И. Фокиным на свои средства. Существующее великолепное здание в стиле нарышкинского барокко построено между 1688 и 1701 гг. Первоначально главная церковь построена в 1647 г., а приделы в 1653 и 1668 гг. Нынешний храм 1701 г. Обновление было в 1869 г. Церковь Введения в Барашах " под сосенками " построена в 1698-1701 гг. Храм и трапезная построены в 1701 г., колокольня XVIII в. Под 1476 г. здесь упоминается церковь Ильи под Сосною. В 1620 г. она уже названа Введенской, но была деревянная. При ней была придельная церковь Лонгина Сотника, считавшегося покровителем Московского царского рода - в день Лонгина, 16 октября, на обедне в Барашах присутствовали сами государи (в 1651 и 1653 гг.), здесь же стояли и особые государевы хоромы.

http://sobory.ru/article/?object=02009

Рыбникове, Рыбинский острог при р. Верхней Тунгузке, Тасеевский при р. Усолке, Дубческая слобода при р. Енисее. В Мангазейском уезде – самом обширном, простиравшемся от Обской губы до р. Анабары, русских жителей было еще меньше. Безлюдный город Туруханск (осн. в виде зимовья еще в 1607 г.), Троицкий монастырь – при впадении Нижней Тунгузки в Енисей, поставленный в 1660 г. старцем Тихоном, куда в 1670 г. были перенесены из Старой Мангазеи мощи убиенного 19-летнего юноши Василия Мангазейского, два-три погоста, 15 казенных зимовьев, кроме промышленных, вот и все населенные места Мангазейского уезда. В Красноярском уезде, также обширном, как и Енисейский уезд, населения было в семь раз больше. В нем было 5 острогов – вверх по Енисею – Караульный, Абакинский (осн. 1707 г.), Саянский (осн. 1718 г.), к востоку Канский на р. Кане, Удинский при р. Уде и Наупорожная слобода. 396 Сравнительная густота населения Красноярского уезда объясняется тем, что в бассейнах Енисея, а также Лены, русская колонизация тяготела к югу и юго-востоку, а не к холодному северу. Из Илимского острога, осн. в 1631 г., ныне заштатного города Киренского округа Иркутской губернии, еще в 1647 г. снаряжена была знаменитая экспедиция Хабарова. Побывав в Якутске в 1650 г., Ерофей Хабаров очутился на Амуре, а в 1651 г. – основан Албазинский острог, уничтоженный по Нерчинскому трактату в 1689 г. 397 В сороковых годах XVII века возникают остроги Верхоленский (1641 г.), Ангарский (1647 г.), Нижнеудинский (переименованный так в 1649 г. из Торгового городка, осн. в 1648 г.), Братский острог, осн. в 1648 г., для покорения бурят; в 1649 г. возник Верхнеудинский острог. В 1652 г. было поставлено Иркутское Зимовье, в верховьях Ангары, близ устья Иркута; с 1661 г. оно переименовано в острог. В 1653 г. был основан Балаганский острог для сбора ясака с бурят, в 1654 г. – Нерчинский на левом берегу р. Нерчи, в 1690 г. переделанный в крепость; в 1666 г. построен Селенгинский острог, 398 также перестроенный в 1726 году в крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Монастырь иногда оставался без игумена «многое время», но без келаря и казначея – почти никогда. He даром же они выбирались с такою осторожностью любителями пьяного питья. Не даром во время десятилетнего сиденья в осажденном монастыре были в состоянии без настоятеля управлять многочисленным братством, при самых стеснительных обстоятельствах. Настоятельское безсилие в делах монастырских и плохое, сравнительно, влияние на братию в 1647 году игумен Илья откровенно высказал царю в следуюших словах: «за безчинство бражников без царского указа (мне) смирять не уметь», потому что «которые священники и братия, пьянственному питью касаются, и они за них стоят» 121 . К тому же последние перед возмщением настоятеля были далеко не из числа добродетельных. Игумен Илья в 1647 году просил царя Алексея Михайловича, чтобы он дал ему особую грамоту, опираясь на которую, он мог бы «у бражников по кельям пьяное питье вынимать и за безчинство их смирять» 122 . Между тем из грамоты новгородского митрополита Макария от 1653 г, видно, что он сам, к соблазну братии и вопреки монастырскому общежительному уставу, и преданию преподобных Зосимы и Савватия, имел свое особое хазяйство, и жил с своими советниками, и учениками на широкую ногу. Получив в 1658 г. от игумена Ильи, из его собственного погреба, в подарок несколько рыб, Макарий в ответ на это писал Илье: «А впредь бы тебе архимандриту безчинства не заводить и своим ни ты, никто из братии ничего не называли бы. Великие чудотворцы Зосима и Савватий, устроив святую обитель да и чин вам передали, что бы быть всему общему и своим ничего но называть. Как можешь братию укрепить, чтобы никто ничего в келью не приносил и не принимал, а ты архимандрит сам рыбу из кельи посылаешь, братию смущаешь, и святой обители безчестие наводишь, и то ты делаешь не гораздо» 123 . Ha архимандрита Варфоломея братия в 1666 году жаловалась царю, что «он в Соловецком монастыре своей слабостью и небреженьем предания великих чудотворцев Зосимы и Савватия во всем нарушил, и всякие древние благие монастырские обычаи на горшее изменил и во всем монастырское благочиние в конец растлил и разорил своим нестройным житием и пьянством».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/solovets...

Биографические сведения об авторе, выявленные в 2 книгах, атрибуция ему 2 сборников, созданных в 1644 и в 1645 гг., уточненные данные об истории текста и особенностях состава этих сборников позволили соотнести их с челобитной, поданной царю Алексею Михайловичу 27 ноября 1647 г. игуменом Бизюкова в честь Воздвижения Креста Господня монастыря близ Дорогобужа Гедеоном, приехавшим в Москву за милостыней с братией Бизюкова монастыря и старцами оршанского Кутеинского мон-ря (опубл.: Савельева. 2011. С. 114). Из челобитной явствует, что в Москву ранее, до 1647 г., Герасим привез и поднес царю 2 написанные им книги, их обещали издать, и Герасим молит Бога, чтобы это предприятие состоялось. Данные челобитной дают основания для атрибуции книг Гедеону. Как и заявлено в челобитной, в обеих книгах есть вирши, причем в первоначальном варианте «К. о в.» их не было. Стихи в предисловии к «К. о в.» отсутствуют в наиболее близком к авторскому тексту западнорусском списке из собр. Оболенского, появляются в наиболее близком к печатному варианту Хлудовском списке. Вирши представляют собой парафраз стихотворного предисловия Герасима Смотрицкого к Острожской Библии ( Панченко А. М. Рус. стихотворная культура XVII в. Л., 1973. С. 82-85). Палеографическое подтверждение новой атрибуции находится в списках сб. «Зерцало духовное». Это авторская переработка «Альфы и Омеги», дополненная среди прочего и материалами «К. о в.». Сборник известен в 3 списках, отражающих разные этапы его подготовки к изданию в Кутеинской типографии, при этом 2 списка: ГККМ. 1324/1 (см.: Памятники книжной старины Рус. Севера: Коллекции рукописей XV-XX вв. в гос. хранилищах Республики Карелии/Сост.: А. В. Пигин. СПб., 2010. С. 212-213) и ГИМ. Син. 760(329) ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Т. 3. С. 705-729) - это автографы Гедеона. Гедеон был первым игуменом Бизюкова мон-ря, основанного в нач. 40-х гг. XVII в. недалеко от Дорогобужа, на смоленских землях, входивших тогда в состав Речи Посполитой. В 1653 г. он рассказал о бесчинствах униатов кн. И. Б. Репнину. В статейном списке есть также сведения о том, что игум. Гедеон снабжал антиминсами те дорогобужские церкви, из к-рых они были изъяты униат. архиепископом. Последние сведения об игум. Гедеоне относятся к 3 авг. 1654 г., когда он вновь явился в Москву с челобитьем о милостыне для мон-ря ( Харлампович. 1914. С. 344).

http://pravenc.ru/text/1841552.html

51, «О тайне супружества») и «Книгу о священстве» свт. Иоанна Златоуста (Львов, 1614) (для гл. 36, «Указание от Божественных писаний о непоставлении на мзде»). Текст обсуждался на Соборе в сент. 1651 г., не был утвержден и подвергся дальнейшему редактированию уже при патриархе Никоне (опубл. в июне 1653). В Патриаршество И. были прославлены святыни, обретены и свидетельствованы мощи неск. угодников Божиих, основаны монастыри. И. благословил создание Артемиева Веркольского мужского монастыря (на месте обретения нетленных мощей св. Артемия Веркольского ), Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни В 1647 г. по указу царя Алексея Михайловича И. поручил Серапиону , архиеп. Суздальскому и Тарусскому, собрать сведения об исцелениях от Казанской иконы Божией Матери , явившейся в Суздальском у. в часовне на пустоши Осовицы. 29 сент. 1649 г. царским указом установлено 22 окт. праздновать «Пречистой Богородице, явлению чудотворной иконы Казанския, во всех городех, по вся годы» (ААЭ. Т. 4. С. 61, 40). Летом 1644 г. при разборке деревянного Преображенского собора костромского Спасо-Преображенского Геннадиевского мон-ря были обретены мощи основателя обители прп. Геннадия Костромского и Любимоградского, о чем составили повесть, включившую описание 2 чудес. В том же году по благословению И. состоялась общецерковная канонизация прп. Геннадия. 22 янв. 1645 г. в присутствии И. и царя Михаила Феодоровича в Успенском соборе Владимира состоялось обретение нетленных мощей вел. кн. св. Георгия Всеволодовича , к-рые были перенесены из каменной гробницы, стоявшей в алтаре Благовещенского придела, в изготовленную на средства И. серебряную позолоченную раку в центре собора, у юж. столпа. По заказу И. в 1647-1648 гг. был расписан Успенский собор владимирского Княгинина женского монастыря , в этой росписи образ Георгия Всеволодовича занимает одно из важных мест. В окружении И. в связи с перенесением мощей кн. Георгия Всеволодовича написано повествование о кончине кн. мч. Владимира Георгиевича , помещенное над гробницей князя во владимирском Успенском соборе. Тогда же составлен «Лист над гробом Всеволода и Мстислава Георгиевичев», содержащий сведения о гибели князей. Текст вошел в список Степенной книги старшего извода Пространной редакции, хранившийся в кон. XVII в. в Успенском соборе. 7 нояб. 1648 г. были свидетельствованы мощи прп. Кирилла Новоезерского, в 1651 г. для них прислана из Москвы серебряная рака. В 1649 г. по указу царя и по благословению патриарха открыты мощи св. кнг. Анны Кашинской , в следующем году перенесенные из-под деревянной соборной церкви в каменный Воскресенский собор в присутствии царской семьи. 19 янв. 1652 г. в присутствии царя и И. состоялось торжественное открытие мощей прп. Саввы Сторожевского.

http://pravenc.ru/text/578453.html

Не менее тесными были связи Московского Патриархата с вост. христ. Церквами, представителям к-рых также оказывалась регулярная финансовая поддержка. В Патриаршество И. правосл. греки перенесли в Россию ряд святынь. Весной 1642 г. архимандрит афонского Пантелеимонова мон-ря доставил мощи мч. Евстратия и кровь вмч. Пантелеимона . Грек предложил привезти в Россию длань свт. Григория Паламы , в 1647 г. был доставлен перст этого святого. В 1644 г. в Москву прибыла десница св. ап. Андрея Первозванного , в янв. 1647 г. К-польский патриарх свт. Афанасий III Пателларий прислал частицу Животворящего Древа и частицу мощей вмц. Анастасии Узорешительницы. В 1648 г. бывш. митр. Навпакта и Арты Галактион передал царю Алексею Михайловичу серебряный крест с частицей Животворящего Древа, архимандрит из янинского Успенского мон-ря Иеремия вручил мощи прп. Евфимия , афонский Эсфигменский архим. Анфим - частицу главы св. Иоанна Предтечи . В том же году еп. Камбании Киприан передал в дар царю мощи свт. Иоанна Златоуста (И. принял Киприана с недоверием и потребовал представить свидетельство его епископского сана). В 1649 г. митр. г. Велла Даниил и Коринфский митр. Иоасаф привезли в Россию мощи сщмч. Петра Александрийского и «образ резной 12 праздников Владычных, обложен серебром, да в том же образе мощи св. апостола Павла да смирно». Прибывший в Москву осенью 1650 г. еп. г. Ларисса Иоасаф на приеме во дворце преподнес Алексею Михайловичу мощи вмч. Георгия Победоносца. Рус. власти проявляли интерес к греч. традиции. В 1649-1650 и 1651-1653 гг. в Молдавию, Валахию и на Восток для знакомства с греч. богослужебной практикой был отправлен Арсений (Суханов) , который получил от И. список вопросов к К-польскому патриарху. Иосиф, патриарх Московский и всея Руси. Роспись алтаря собора Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском мон-ре, Москва. 1707 г. Иосиф, патриарх Московский и всея Руси. Роспись алтаря собора Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском мон-ре, Москва. 1707 г. В Патриаршество И.

http://pravenc.ru/text/578453.html

Сосипатр , 1738. 59 Кукоцкий Спасский, близ Гаврилова посада, упразднённый. [IV, 880.] Игумены Авраамий , 1624–30. Никон , 1649–51. Иов определён 12 мар. 1653. Нафанаил определён 8 июня 1659, и в 1662. Сергий , строит., 1664, 71. Антоний , из Суздальского Спасского, 1 нояб. 1670. (Этого-ль?). Феодосий , в мар. 1678. Савва , 1685 и 86. Филарет , до 1723. Герман определён в апр. 1723; упом. 1724. Иессей , бывший, 7 февр. 1733 определён в Лукианову пустынь. Филарет , 1738. Аркадий , 1753–55. 60 Кукоцкий (на Куксе) Покровский девичий, упразднённый. [IV, 880.] Иг-нья Петронида , 1663. 61 Введенский, в Юрьеве-Польском, девичий. Ныне третьеклассный. [III, 508.] Игуменьи Матрона , 1659–62. Феодосия , 1737–89. Агафия , 1765–80. Мария , 1840–47. Пульхерия , 1848–66. Юрьевского-Польского Николаевского, девичьего. Иг-нья Евфросиния , в июле 1635. 62 Георгиевский, «Дубовой церкви», близ Юрьева-Польского, в 1725 был приписан к Юрьеву Архангельскому. [III, 689; VI, 996.] Игумены Маркелл , 1565. Иоасаф , в мар. 1644. Александр , в янв. 1647. Гермоген , строит., в мар. 1668. Феодосий , в июле 1669. Тихон , 1723 и 24. Никодим , в нояб. 1679. Мельхиседек , 1738. Стефан , 1763 и 64. 63 Успенский, в Юрьеве, упразднённый. 215 Игум. Феодосий определён 19 апр. 1636. – Маркелл , 1694. 64 Сахтажский (Сахтошский) Петро-Павловский, в Суздальском уезде, на озере Сахтоше, в 1630 г. был пуст; возобновлён архиепископом Суздальским Стефаном и опять запустел. [VI, 1044.] 65 Юрьево-Польской Пелеговы пустыни (приписанной к Троицкой Сергиевой Лавре). 216 Строит. Трифиллий , 1620, 27. – Макарий Синцов , в авг. 1653. 66 Борковская Троицкая, ныне Николаевская пустынь, в Вязниковском уезде, подле слободы Холуя, основана кн. Иваном Дмитриевичем Пожарским; возобновлена Мефодием, епископом Астраханским, в 1760–75 гг. Ныне заштатная. [III, 427.] Строителя Иосиф , игум., 1723 и 24. Павел , 1738. Филарет ... Варнава , 1766–68. Виктор , 1774–86, перев. в Шартомский. Арсений 16 окт. 1787 перев. в Вязниковский Благовещенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За время работы типографии в ней было напечатано ок. 20 книг, в т. ч. переложенное на белорус. наречие «Сказание о житии преподобных Варлаама и Иоасафа» (1637), «Трифологион» (1647), Псалтирь (ок. 1650), Диоптра (1651, 1654), Новый Завет с Псалтирью (1652), Букварь (1653) и «Лексикон» (1653) издателя, поэта и переводчика П. Берынды ( 1632). Гравюры книг, напечатанных в кутеинской типографии, выполнены в традициях барокко и старобелорусского народного искусства. Каждая книга имела искусно декорированный титульный лист, ее украшали заставки, иллюстрации на библейские темы, изящное орнаментальное оформление. В Богоявленском братстве, к-рое насчитывало ок. 200 чел., состояло много талантливых мастеров: художников, резчиков по дереву, чеканщиков и граверов. В мон-ре они не только работали в типографии, но и участвовали в книгописании. На основе артели иконописцев в мон-ре была создана иконописная школа. Кроме того, сложилась своя школа партесного пения. Известен и Кутеинский ирмологий 1651 г. Кодекс сохранился в списке, сделанном для Борколабовского мон-ря ( Ю. П. Бeлapyckiя ipмaлoi - noмhiki музычнага мастацтва XVI-XVIII ст.//Мастацтва Бeлapyci. 1984. 11. С. 54). В 1655 г. для дальнейшей работы по ходатайству патриарха Никона типография из Кутейно была переведена в Иверский мон-рь. XX-XXI вв. В 1904 г. по указу Синода из киевского Ионинского (Ионовского) во имя Святой Троицы мужского монастыря в О. К. Б. м. был переведен игум. Валентин с несколькими иноками. Новый настоятель 11 нояб. 1904 г. ввел общежительный устав Ионинской обители, построил 2-й корпус келий. При игум. Валентине было заведено образцовое лесное и полевое хозяйство, развивалось огородничество, пчеловодство, садоводство, налажен процесс обучения ремеслам: столярному, малярному, портняжному и сапожному. В монастыре находилась аптека, которой заведовал мон. Израиль, имевший фельдшерское образование. В аптеку обращались больные горожане и крестьяне из соседних селений. В 1912 г. в мон-ре проживали игум. Серафим и ок. 60 насельников. В 1915 г. в монастырской братской трапезной была устроена ц. Богоявления. Последним настоятелем (1916-1918) был игум. Ферапонт (Отрощенко). В 1918 г. мон-рь закрыли, здесь было создано товарищество по совместной обработке земли, пришедшее вскоре в запустение. В 20-х гг. XX в. обитель была упразднена, игум. Ферапонт служил на приходах, подвергался арестам (За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Северном крае (1918-1951): Биогр. справ./Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 576). Во время Великой Отечественной войны на территории обители находился лагерь военнопленных, с кон. 40-х гг. XX в. сохранившиеся здания использовались как жилье для рабочих Оршанского льнокомбината.

http://pravenc.ru/text/2581587.html

На следующем собрании, тоже состоявшемся в июле 1653 года, Никон резко обвинил Неронова в клевете и искажении его слов в жалобе, поданной царю. Начался неприятный спор, в котором Неронов обвинил патриарха в том, что он перестал считаться с Вонифатьевым и другими боголюбцами, не зовет их больше на свои частные совещания и преследует их. Он заявил, что интриганы из патриаршей бюрократии настраивают Никона против боголюбцев и стараются унизить их. “Тебе и кто добра хощет, и ты тех ненавидишь, а которые клеветники и щепотники тех любишь и жалуешь, и послушаешь... а про богомольцев [боголюбцев-протопопов] говоришь послушая клеветы: так-де они делают, такие-де нечестивые, а Стефан [Вонифатьев] и Иоанн [Неронов] им ворам помогают”. Далее Неронов обвинил уже самого патриарха, что он начал преследования боголюбцев: “Протопоп Стефан за что тебе врагом стал? Везде ты его поносишь и укоряешь, протопопов и попов с женами и детьми разлучаешь. Доселе ты друг наш был, а [теперь] на нас восстал. А кои боголюбцы и они нищетою не стыдились, скорби и смерти не боялись, за истину страдали, — и страдали крепко — так те ныне от тебя боголюбцы терпят скорбь и беду и разорение”. Не менее резко отозвался Неронов о самом собрании, созванном патриархом для осуждения Неронова за его жалобу. “Не знаю, — говорил он, — чем ваш собор назвать потому что не заботы ваши о законе Господнем, но укоры и разносы [руководят вами]. Таковы соборы были и на великого светильника Иоанна Златоуста, и на великого святителя Стефана На этот раз Никон проявил гораздо больше умения действовать, чем в феврале, и показал, что он достойный ученик Паисия в умении применять макиавеллиевские методы борьбы. Не желая обвинять Неронова в несогласии с ним самим, он добился от собора осуждения главы и основателя боголюбческого движения за раздоры с причтом его же прихода. Видимо, он побоялся вскрыть перед широкими кругами белого духовенства подоплеку конфликта между протопопами и патриаршей властью. 4 августа Неронов был арестован и заключен в Новоспасский монастырь, архимандритом которого в 1647—1649 годах был сам Никон и из которого он сделал цитадель своей власти в Москве. Через несколько дней старик протопоп был жестоко избит на патриаршем дворе и затем отведен в собор для церковного наказания. Митрополит Крутицкий Сильвестр снял с протопопа скуфью и наложил на него запрещение служить священником. Для борца за возрождение русской литургической традиции Никон мог вряд ли придумать более тяжкое На следующий день, 13 августа 1653 года, Неронов был выслан в Каменно-Островский монастырь в Вологодском уезде. Когда Неронова, в цепях и с цепями на шее, везли из Москвы, толпы народа провожали любимого пастыря до реки Клязьмы. Все плакали. На прощание протопоп сказал своей пастве проповедь и прочитал отрывки из своего любимого Маргарита Иоанна Златоуста. Старик мог вполне законно сравнить свою судьбу с судьбой константинопольского патриарха-исповедника, пострадавшего за правду.

http://sedmitza.ru/lib/text/439520/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010