Дионисий I (вторично) 1490–1492. Максим III 1493–1499. Нифонт II (втор.) 1499–1500. Иоаким I 1500–1504. Пахомий I 1504–1505. Иоаким I (втор.) 1505–1506. Пахомий I (втор.) 1506–1511. Феолепт I 1511–1520. Иеремия I 1520–1523. Иоанникий I, незаконно избранный и скоро низложенный. Иеремия I (втор.) 1523–1548. Дионисий II 1543–1551. Иоасаф II 1551–1565. Митрофан III 1565–1572. Иеремия II 1522–1579. Митрофан III (вторично) 1579–1580. Иеремия II (втор.) 1580–1584. Пахомий II 1584–1585. Феолепт II 1585–1586. Иеремия II (третично) 1589–1594. Матфей II 17–19 дней. Гавриил I 5–6 мес. † 1595. Феофан 6–7 месяцев. Мелетий Александрийский около года. Матфей II (втор. 1596–1600. Неофит II 1600–1601. Матфей II (третично) 15 дней. Рафаил II 5½ лет, изгнан в 1608 г. Неофит II (втор.) 1608–1613. Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613–1614. Тимофей II 1614–1621. Кирилл I Лукарис 1621–1623. Григорий IV 73 дня. Анфим II 60–70 дней. Кирилл I (втор.) 1624–1632. Кирилл II Контарь 6–7 дней. Кирилл I (трет.) 1632–1633. Афанасий III Пателярий 30–40 дней. Кирилл I (в 4-й раз) 1633–1634. Афанасий III (втор.) 1634–1635. Кирилл II (вторично) 1635–1636. Неофит III 1636–1637. Кирилл I (в 5-й раз) 1637–1638. Кирилл II (в 3-й раз) 1638–1639. Парфений I 1639–1644. Парфений II 1644–1646. Иоанникий II 1646–1647. Парфений (втор.) 1647–1650. Иоанникий II (втор.) 1650–1651. Кирилл III 20 дней. Афанасий III (в 3-й раз) 15 дней († 1654 г. в России, мощи в Лубнах). Паисий 1 год и 9 дней. Иоанникий II (в 3-й раз) 1653–1655. Кирилл III (втор.) 15 дней. Паисий (втор.) 11 месяцев. Парфений III 1656–1657. Гавриил II 12 дней. Парфений IV 1657–1660. Дионисий III 1660–1665. Парфений IV (втор.) 1665–1668. Климент 1668–1669. Мефодий III 1669–1671. Парфений IV (в 3-й раз) 1671–1672. Дионисий IV 1672–1678. Герасим II 1673–1675. Парфений IV (в 4-й раз) 1675–1676. Дионисий IV (втор.) 1676–1679. Афанасий V 12–14 дней. Иаков 1679–1682 . Дионисий IV (в 3-й раз) 1682–1684. Парфений IV (в 5-й раз) 1684–1685. Иаков (вторично) 1685–1686.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЗКИНИЧСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Владимиро-Волынской и Ковельской епархии УПЦ), находится в с. Низкиничи Иваничевского р-на Волынской обл. (Украина). Сер. XVII - 1-я пол. XIX в. Основан как православный 16 сент. 1643 г. А. Г. Киселем , согласно его фундушевой записи, в родовом имении и замке - с. Низкиничи - как мон-рь в честь Покрова Пресв. Девы Марии. Кисель передал новой обители 3 крестьянских двора, озеро с плотиной и мельницей, др. угодья, в монастырское хозяйство входил фольварк и кирпичные заводы. Монастырю ежегодно поступали 7% от суммы 5 тыс. талеров и 1/10 урожая (ЦГИАК. Ф. 2079. Оп. 1. Д. 19. Л. 7). В 1646 г. фундуш подкреплен 5 тыс. злотых и 100 га пахотной земли, в 1648 г. Кисель отписал монастырю 1,5 тыс. злотых из доходов с. Седлище и пожертвовал колокол со своим гербом. В 1649 г. брат фундатора - Н. Г. Кисель вложил в обитель 1 тыс. злотых по себе и своим потомкам. А. Г. Кисель отказался от права «патроната» над мон-рем, подчинив его архимандриту Киево-Печерского монастыря. Согласно уставу, в Н. м. должны были проживать 12 насельников, в т. ч. 7 иеромонахов, один из которых исполнял послушание игумена, а другой - проповедника-гомилета. Игумен избирался прямым голосованием из числа братии 1 раз в 3 года. Кандидат должен соответствовать единственному условию: «...быть мужем ученым и в аскетических подвигах совершенным» (ГА Волынской обл. Ф. 359. Оп. 1. Д. 183. Л. 37). Первым игуменом в 1643 г. стал иером. Иоиль (Малковский), прибывший вместе с братией из мон-ря во имя арх. Михаила в мест. Гоща (см. Гощанский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь ), где Кисели являлись фундаторами. Известны настоятели Н. м. в 40-х гг. XVII в.- Лаврентий (Петркович) (упом. в 1647 и в 1653), Петр (Ласко Чернчицкий) (упом. в 1647). Три первых игумена, к-рые упоминаются в списках братии мон-ря арх. Михаила в Гоще, помогали А. Г. Киселю в его политической деятельности. Тесная связь обителей в Низкиничах и Гоще прослеживается вплоть до смерти А. Г. Киселя.

http://pravenc.ru/text/2565242.html

Прп. Нил Столобенский, с видом Ниловой пустыни. Икона. Сер.— 2-я пол. XVII в. (ЦМиАР) С первых посещений о-ва Столбного прп. Герман записывал рассказы паломников о жизни прп. Нила. Видимо, ок. 1595-1596 гг. (вторично в 1598) прп. Герман направил эти записи иноку вологодской Троицкой Герасимовой муж. пуст. на Кайсаровом ручье Филофею (Пирогову) с просьбой составить Житие прп. Нила и службу ему. Вероятно, после завершения работы над Житием (кон. XVI - нач. XVII в.) в обители началось богослужебное празднование памяти прп. Нила. Трудами прп. Германа и братии были построены трапезная, 6 келий на острове, келья на берегу озера, хозяйственные сооружения. В Осташкове имелся монастырский двор с кельей и трапезной. Обитель пострадала в Смутное время от неурожая и голода. Преемником прп. Германа (по его завещанию) стал свт. Нектарий (Теляшин ; впосл. архиепископ Тобольский и Сибирский). В 1620 г. митр. Новгородским и Великолуцким Макарием II иером. Нектарий был возведен в сан игумена. Он управлял пустынью в 1614-1636 и 1647-1667 гг. Своей деятельностью новый настоятель привлек к Н. С. п. внимание Новгородских архипастырей, кн. Б. М. Лыкова, в вотчине которого находилась обитель, митр. Ростовского и Ярославского Варлаама II , архим. Троице-Сергиевого монастыря прп. Дионисия (Зобниновского) , князей А. Н. Трубецкого, Д. М. Пожарского , боярина И. Н. Романова, патриаршего боярина С. В. Колтовского и др. В 1628 г. митр. Новгородский Киприан (Старорусенков) освободил Н. С. п. от посещений десятильников с целью сбора церковной дани (впосл. грамота митр. Киприана подтверждалась Новгородскими митрополитами в 1636, 1650, 1653, 1655) ( Успенский. 1902. С. 16). В 1647 г. по ходатайству игум. Нектария (Теляшина) царь Алексей Михайлович освободил пустынь от подсудности ржевским воеводам. Период 2-го игуменства свт. Нектария стал временем подъема обители, когда ее поддерживали патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов) , князья И. И. и Ю. И. Ромодановские, бояре И. Д., И. М. и И. А. Милославские, Б. М. Хитрово, А. П. Головин и др. Игум. Нектарий ввел в пустыни строгий общежительный устав: «...хмельному питию не быть, и священники и братья в монастыре и вне монастыря хмельнаго питья не пили б и платье носили б и пили и ели б ис обще монастырское казенное, а своим ничего не называли» (ААЭ. Т. 4. 165. С. 218). Вероятно, по уставу свт. Нектария предполагалось изгнание из пустыни лиц, не желавших подчиняться установленным правилам.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

В 1625 г. к Н. П. м. был приписан Ураевский Троицкий мон-рь в Казанском у., в 1635 г. патриарх Московский и всея Руси Иоасаф I закрепил за Н. П. м. приписанный к нему еще в 1631 г. Симеоновский мон-рь близ Александровой слободы ( Снегирёв. 1863. С. 17; см. также: Описание ГКЭ. 2018. Т. 2. 6370. С. 254; 6531. С. 287; 6591. С. 297; 9148. С. 749; 9179-9180. С. 754; 9188-9189. С. 755; 9193. С. 756). С 1650 г. Симеоновский монастырь стал приписным к Троице-Сергиеву мон-рю ( Черкасова М. С. Крупная феодальная вотчина в России кон. XVI - XVII в.: По арх. Троице-Сергиевой Лавры. М., 2004. С. 69, 133-134, 304); по сведениям В. В. Зверинского, в 1724 г. он был упразднен ( Зверинский. Т. 3. С. 158). В 1646-1647 гг. к Н. П. м. был приписан тетюшский Покровский мон-рь ( Пашина. 2014. С. 153; упоминание указной грамоты о его приписке от 30 апр. 1647 г. см.: Описание ГКЭ. 2018. Т. 2. 6478. С. 276), что расширило фонд рыбных ловель обители (Там же. 6523. С. 283; 6530. С. 286; 6552. С. 290-291). В 1653 г. имела место попытка приписать к мон-рю рязанскую Благовещенскую Федосееву пуст. (Там же. 9937-9938. С. 892). В 1674 г. Саратов был перенесен с левого берега р. Волги на правый, на территорию, к-рая некогда составляла подворье Н. П. м. При постройке новой крепости предполагалось снести рыбный двор мон-ря, к-рый, однако, был сохранен царем по челобитью властей Н. П. м. (Тр. Саратовской УАК. 1888. Т. 1. Вып. 4. С. 448-449 и др.; см. также: Круглик. 1999. С. 161. Примеч. 86). В 1661 г. за мон-рем числилось 1976 крестьянских дворов, по этому показателю обитель занимала 7-е место среди русских мон-рей ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 377). Согласно ружной книге 1681 г., в Н. П. м. было 2257 крестьянских дворов ( Забелин. 1884-1891. Ч. 2. Стб. 410). По сведениям на 1700 г., обители принадлежало 2854 крестьянских двора в Московском, Костромском, Переславль-Залесском, Ростовском, Ярославском, Кашинском, Угличском, Владимирском, Юрьев-Польском, Дмитровском, Коломенском, Переяславль-Рязанском (Рязанском), Касимовском, Шацком, Можайском и Холмогорском уездах; в приписных мон-рях числилось: в Казанском у. «за Троицким Ураевским 79», в Тетюшах «за Покровским монастырем - 47» (Владения и крепостные крестьяне Рус. Церкви в кон. XVII в. М., 1988. С. 50-51).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Михаил Иванович Кутузов, московский дворянин в 1658–1677 гг. Яков Иванович Стригин, губной староста. Никита Наумович Беглецов, выборный дворянин по Дмитрову, московский дворянин в 1618–1647/48 гг. Корнилий, игумен Богоявленского монастыря в 1641 г. В Кормовой книге под 9 декабря отмечена память иеросхимонаха архимандрита Корнилия и отмечено, что в качестве вклада он передал в монастырь 7 книг: Евангелие повседневное, двои Минеи четьи с сентября по март, Вечерю духовную, Обед духовный, Исповедание православной веры, а также книгу письменную «выборные святые» (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 14). Строфокамилово яйцо – яйцо страуса. Моисей Иванович Панов, в иночестве Макарий, выборный дворянин по Костроме, принял монашеский постриг в августе 1641 г. Гермоген, игумен Богоявленского монастыря в 1641–1643 гг. Кормовое поминовение по нему («корм большой») совершалось 1 марта (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 28). Тихон, игумен Богоявленского монастыря в 1643–1647 гг. Кормовое поминовение («чем Бог пошлет») по нему совершалось 4 июня (Там же. С. 39). Гавриил Семенович Порошин, подьячий Стрелецкого приказа в 1646 г. Василий Иванович Кутузов († 1675 г.), стольник в 1628–1643/44 гг., московский дворянин в 1643/44–1645 гг. Кормовое поминовение («корм большой») по нему совершалось 1 января и 22 февраля, по нему и его жене Анне 17 октября (Там же. С. 7, 27). Даниил Иванович Кутузов, жилец в 1615/16–1620/21 гг. Кормовое поминовение по нему совершалось 10 декабря и 16 июля (Там же. С. 15). Феофилакт, архимандрит Богоявленского монастыря в 1701–1720 гг. Алексей Михайлович Кутузов († 1713 г.), Вероятно, Роман (Казаринов) Макарьевич Шестаков, выборный дворянин по Костроме в 1618–1630/31 гг. Иван Иванович Ярлыков, в иночестве Иона, московский дворянин в 1618–1633/34 гг. Федор Леонтьевич Бутурлин, окольничий в 1619–1639 гг. Иван Павлович Матюшкин († 1678 г.), думный дворянин с 1653/54 г., с 1676 г. окольничий. Поминание родителей старца Авраамия Родионова совершалось 13 октября и 13 мая (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 6, 36).

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

История русской ц., т. XII, стр. 495; Каптерев. Богосл. Вестн., окт., стр. 358), собор 1075 (Акт. Эксп., т. IV, 204; П. Смирнов . Иоаким патр. московский. Чтения в Общ. люб. духовн. просвещ. 1879 г., ч. 1, стр. 210), собор, разрешивший от церковного отлучения Сильвестра Медведева (А.И., т. V, 194, стр. 337). 931 Так назван, например, собор 1683 года, избравший на астраханскую митрополию иеромонаха Савватия (А.И., т. V, 105, стр. 168). 932 См Владимирский-Буданов. Обзор истории русского права. С.-Петербург. 1888 г. Стр. 165–168; Сергеевич. Лекции и исследования по древней истории русского права. С.-Петербург. 1894. Стр. 96. 933 Например: 1616–1618, 1619, 1620–1621, 1632–1634, 1645, 1646–1647, 1652–1653. См. Владимирский-Буданов, цитир. соч., стр. 166 и далее. 934 «Князь великий в 1471 году разослал по всю братию свою и по епископы земли своей и по князи и по бояре свои» (см. у Владимирского-Буданова, стр. 164). 935 Так, его мы видим, например, на следующих земских соборах: на соборе 1613 (Двор. Разряды, т. I, стр. 12–13, стр. 101, ср. с 99: присутствуют: митрополит, архиепископы, епископы и весь освященный собор), на соборе 1614 (там же, т. I, стр. 143: присутствуют: митрополит, архиепископ, епископ, архимандриты, игумены и весь освященный собор), на соборе 1618 (т. I, стр. 353–356. Присутствуют: митрополиты, архиепископы, епископы, игумены и весь освященный собор), на соборе 1645 (т. III, стр. 15. Присутствуют: патриарх, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены и весь освященный собор), на соборе 1653 (т. III, стр. 369. Присутствуют: патриарх, митрополиты и архиепископы и весь освященный собор). 936 Макарий. История р. ц. т. XI, стр. 25, 33, 36, ср. Владимирский-Буданов. Обзор истории русск. права, стр. 166. 939 Доброклонский. Руководство по истории русской церкви. Выпуск 3, стр. 90, ср. Владимирский-Буданов, стр. 167. 941 Макарий, т. XII, стр. 127; Дворцовые Разряды, т. III, стр. 358. Ср. Владимирский-Буданов, стр. 168. 946 Так, 24 августа 1623 (1624 по новому счислению) мы видим в Москве, кроме патриарха и сибирского архиепископа Киприана, вызванного в Москву для замещения кафедры крутицкой (Макарий, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

[Аввакум] Петров (20.11.1620, с. Григорово Закудемского стана Нижегородского у.- 14.04.1682, Пустозерск), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель. Основные сведения о своей жизни А. изложил в автобиографическом «Житии» и др. сочинениях. Род. в семье священника Борисоглебской ц. Петра († ок. 1636). Мать - Мария (в иночестве Марфа) - была, по словам А., «постница и молитвенница» и оказала большое влияние на религ. развитие сына. В 1638 г. А. женился на дочери местного кузнеца Анастасии Марковне (1628-1710), родившей ему 5 сыновей и 3 дочерей. Переехав в с. Лопатищи того же уезда, А. в 1642 г. был рукоположен во диакона, а в 1644 г.- во священника. Летом 1647 г. бежал с семьей от преследований местного «начальника» в Москву, где нашел поддержку у царского духовника Стефана Вонифатьева , после чего вернулся в свой разоренный дом в Лопатищах. С этого времени А. начал поддерживать активные контакты с кружком «ревнителей благочестия» и последовательно осуществлять их программу исправления нравов, из-за чего вступал в постоянные конфликты как с паствой, так и с властями. В мае 1652 г., спасаясь бегством от разъяренных прихожан, А. вновь направился в Москву, получил назначение в г. Юрьевец-Повольский, где был поставлен в протопопа. На новом месте А. вскоре восстановил против себя мирян и духовенство, был жестоко избит толпой и бежал в Кострому, оттуда в Москву. Здесь он начал служить в Казанском соборе, протопопом к-рого был его покровитель лидер «боголюбцев» Иван Неронов . Оказавшись в самой гуще событий, связанных с церковной реформой, проводимой Патриархом Никоном, А. после ареста Неронова (4 авг. 1653) стал во главе старообрядческой оппозиции реформам. Вместе с костромским протопопом Даниилом он написал несохранившуюся челобитную царю Алексею Михайловичу , где просил за Неронова, проводил последнего в ссылку, проповедовал с паперти Казанского собора; лишенный места, он служил в ц. св. Аверкия в Замоскворечье, а затем демонстративно совершал богослужения в «сушиле» во дворе Неронова, где и был арестован 13 авг. 1653 г. Закованный в цепи, А. был заключен в подземелье Андроникова мон-ря , где его били и морили голодом.

http://pravenc.ru/text/62574.html

На всех истинных или настоящих соборах XVI и XVII столетий помимо черного духовенства всегда присутствовали и представители духовенства белого – протопопы, священники и диаконы и вообще члены клира, как необходимая составная часть истинного собора. Под деяниями некоторых соборов мы встречаем подписи присутствовавших на них протопопов. Так сохранились подписи протопопов под деяниями соборов: о единогласии в 1649 году, собора 1654 года о книжных исправлениях, собора 1656 года об издании исправленного Потребника 41 , собора того же года против Неронова, собора 1660 года о суде над Никоном. На деяниях некоторых соборов подписей протопопов нет, но зато в самых соборных деяниях прямо говорится, что на соборе присутствовали и протопопы. Так на соборе 1551 года царь говорил, что на собор он собрал епископов, архимандритов, игуменов и протопопов. На соборе 1554 года против Башкина, Артемия, Висковатого были, кроме архиереев, архимандриты, игумены и «священные протопопы“ 42 . На соборе 1647 года, составившем постановление о почитании воскресных и праздничных дней, как это видно из грамоты патриарха Иосифа в Горицкий монастырь, кроме патриарха, архиереев, архимандритов и игуменов, были и протопопы 43 . На соборе 1653 года, собранном Никоном для суда над Нероновым, протопопы присутствовали 44 . Собор 1666 года говорит о себе, что на нем, кроме архиереев, присутствовали «и от прочих чинов нарочитии мужи: архимандрити, и игумени и протопопы“ 45 . В числе членов собора 1667 года прямо называются между другими и протопопы 46 . Соборное разрешение Сильвестра Медведева состоялось в присутствии не только архиереев, архимандритов и игуменов, но «и священнопресвитеров и всего священнаго клира“ 47 . Что вместе с протопопами на соборах присутствовали и другие члены клира, на это имеются прямые указания в самых актах некоторых соборных деяний. Так на стоглавом соборе, говорят его деяния, присутствовали не только протопопы, но «и попы“. На соборе 1653 года, против Неронова, были архиереи, архимандриты, игумены «со протопопы и иереи“. Кроме того на этом же соборе присутствовал патриарший архидиакон Григорий «с своими советниками“, причем Григорий с советниками даже вмешивался в судебные соборные прения, чем очень возмущался Неронов 48 . На соборе 1656 года против Неронова были не только протопопы, но «к сим же и священницы и диакони мнози, елико их случися быти“. На соборе того же 1656 года об учреждении архиерейских кафедр в Смоленске и Вятке и о печатании новоисправленного Потребника, присутствовали, кроме архиереев, архимандритов и игуменов «и прочии священнаго причта“ 49 . На соборе по поводу разрешения Сильвестра Медведева присутствовали кроме архиереев, архимандритов, игуменов и «священно-протопресвитеры со всем священным клиром“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

II. Ближний Боярин, Дворецкий и Оружейничный Богдан Матвеевич Хитрово, второй ктитор Троицкого Лютикова монастыря В конце XIV века из большой Татарской Орды выехали в Россию при Великом Князе Олеге Ярославиче Рязанском два родные брата, по имени Салах-мир и Едуган- сильно хитр. Сей последний (во святом крещении Андрей, а в иночестве Антоний) был родоначальником Хитровых, прапрадедом Окольничего Елизария Яковлевича Хитрово, сын которого Матвей Елизарьевич (отец Богдана Матвеевича) 28 получил в 1620 году за службы их рода жалованную грамоту и поместья, и в том числе Перемышльского уезда село Григоровское 29 , которое было первым постоянным местопребыванием Хитровых. Здесь-то, надобно полагать, родился любимец двух Царей Алексея и Федора, славный и сильный в свое время Боярин, Дворецкий и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово. t Будучи по летам почти ровесником Царю Алексею Михайловичу, он начал свое служебное поприще при дворе его под покровительством сильного вельможи того времени, Царского дядьки, Бориса Ивановича Морозова 30 . Молодой Хитрово сперва служил при дворе в Спальниках или Постельничих (1635), а потом по пожаловании в Стольники находился Воеводой в Темникове (1646), обвел земляным валом город Керенск; обстроил вновь Корсунь (в Симбирской губернии) 1647 году, и за сию службу пожалован (1648 г.) из Стольников в Окольничие и получил 500 крестьянских дворов 31 . Тогда Царь поручил ему обвести валом и город Симбирск. С 1651 года Хитрово управлял сперва челобитным приказом, потом земским и новой чети. В 1653 году января 12, в именины сестры Государевой, Царевны Татьяны Михайловны, Б. М. Хитрово был пожалован из Окольничих в Бояре (см. Дворовые записки под сим годом). В том же году он был отправлен в Польшу вместе с Боярином Князем Борисом Александровичем Репниным, Оболенским и Дьяком Алмазом Ивановым в Посольство к новому Польскому Королю Яну Казимиру. Свита их, говорят иностранные писатели, состояла из 600 человек. Послам сим поручил Царь посредство между Королём и Гетманом Запорожского войска Хмельницким, приглашая Короля принять его с войском в свое покровительство, с обеспечением всех привилегий оного, а главное – истребить в Украйне ненавистную всему народу Унию и обеспечить свободу и право Православной веры, и в тоже время приказал требовать у Речи Посполитой: почему они изменили Царский титул, в противность мирному трактату. Богдан Матвеевич в то время уже имел титул Оружейничего и Наместника Ржевского, как видно из его собственноручной надписи на книге «Беседы Евангельские толкование св. Иоанна Златоустог о», приобретенной им для себя во Львове, во время этого посольства: «7161/1653 года июня в....д, сия книга глаголемая беседы Апостола и Евангелиста Иоанна, а куплена сия глаголемая книга севож году в Литовском городе во Львове, как по указу Великого Государя ходили великие и полномочные послы: Окольничей и Оружейничей 32 и Наместник Ржевский Богдан Матвеевич Хитрово».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОАР [франц. Goar] Жак (1601, Париж - 23.09.1653, Амьен, Пикардия), литургист, историк, один из основателей византиноведения . Г., изучив лат. и греч. языки уже в раннем возрасте, в 1619 г. вступил в доминиканский орден проповедников и уже через год смог сдать экзамен по богословию и философии и принять монашество; затем преподавал философию и богословие в Тулузе. В 1631 г. орден направил его на греч. о-в Хиос, где он до 1637 г. был настоятелем доминиканского мон-ря св. Себастьяна. По возвращении стал настоятелем мон-ря св. Сикста в Риме. В этот период Г. имел тесное общение с византинистами Львом Алляцием, Василием Фалаской и др. В 1640 г. Г. занял пост приора Совета доминиканцев в Риме. В 1653 г. был назначен помощником генерала доминиканского ордена в г. Амьене. «Εχολγιον sive Rituale Graecorum...» (Евхологий, то есть Греческий ритуал...), самый известный труд Г., впервые был издан в Париже в 1647 г. (Венеция, 1730. Грац, 1960). Г. работал над книгой по возвращении из Греции, где он смог собрать ценные рукописные материалы. Эта книга явилась первым критическим изданием молитв таинств и различных чинопоследований визант. Евхология и стала для исследователей правосл. богослужения одним из главных пособий. Кроме оригинальных греч. текстов и их переводов в ней представлены разночтения отдельных мест (Variae), а также разнообразные исторические сведения о происхождении и значении предметов и обрядов правосл. богослужения (Notae). Публикация оригинальных текстов до наст. времени сохраняет научное значение: в частности, рус. литургист А. А. Дмитриевский считал свое не превзойденное по объему «Описание литургических рукописей...» в значительной степени дополнением к книге Г. ( Дмитриевский. Описание. Т. 2). «Евхологий» оказал влияние на богослужение правосл. Церкви: так, отдельные особенности порядка чинов хиротесий, согласно совр. рус. «Чиновнику архиерейского священнослужения», обусловлены тем, что рус. справщики 2-й пол. XVII в. использовали «Евхологий» Г. в качестве одного из источников. В отличие от текстов чинопоследований предлагаемые Г. комментарии к ним в основном устарели, хотя еще в XIX в. они сохраняли свою актуальность - литургический комментарий «Новая Скрижаль», составленный архиеп. Вениамином (Краснопевковым-Румовским) , в значительной степени является рус. переводом лат. схолий «Евхология» Г.

http://pravenc.ru/text/165195.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010