Suicerus 1638 , Hassius 1639 , Buddeus 1640 , Olearius 1641 , Wolf, Starke 1642  и др., хотят видеть в 5-м стихе не замечание самого Дееписателя от своего лица, а продолжение речи Апостола Павла, так что 4 и 5 стихи по этому объяснению будут иметь такой смысл: св. Павел так говорил Иоанновым ученикам: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, т.е. во Христа Иисуса; услышав это, они (т.е. слушатели Иоанна Крестителя) крестились во имя Господа Иисуса. А дальше: и когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый – это уже речь Дееписателя. Единственным основанием, которое защитники такого понимания 5-го стиха находят в самом тексте, для них служат противительные частицы μν и δ, употребленные в 4 и 5 стихах οννης μν, βπτασεν .. κοσαντες δ, которые будто бы непререкаемо говорят за то, что в этих стихах речь одного лица и об одном и том же предмете. Но прежде всего, одни частицы μν и δ сами по себе еще ничуть не обязывают к такому именно пониманию этих стихов. С одной стороны μν очень часто встречается без последующего δ, с другой стороны, и δ употребляется иногда без предшествующего μν. В Деян.2:37  есть совершенно такой же оборот, что и в рассматриваемом месте, и в нем δ употреблено без предшествующего μν. 36-м стихом во II гл. св. Лука заканчивает речь св. Петра: и так твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли; непосредственно за этим св. Лука делает замечание от своего лица: слышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и пр. После слышав (κοσαντες) здесь стоит частица δ. Но и помимо этого самый контекст речи не допускает такого понимания. Прежде всего, при таком понимании в 4 и 5 стихах получается странная, бесполезная и несогласная с замечаемой в этом отделе (1–7 стт.) сжатостью речи св. Дееписателя, тавтология. В 4-м стихе говорится, что Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, т.е. во Христа Иисуса; то же самое почти читается и в 5 стихе: услышав это, они крестились во Христа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Возвращение блудного сына: картины и иконы Этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся! 12 февраля, 2017 Этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся! Перед Великим постом в Церкви вспоминают притчу Христа о блудном сыне. У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: «Отец! дай мне следуемую мне часть имения». Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Нажмите на изображение для просмотра галереи Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын. 1622 Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. Изгнание блудного сына. Бартоломео Мурильо. 1660 И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней. Блудный сын кормит свиней. Бартоломео Мурильо. 1660  С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872 Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: «Сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: «Отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Блудный сын. Сальватор Роза Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его. Сын же начал говорить: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим»… Возвращение блудного сына. Пальма Джоване. 1595 Возвращение блудного сына. Франческо Гверчино. 1619 Возвращение блудного сына. Рембрандт. 1642 Возвращение блудного сына. Бартоломео Мурильо 1667-1670 Возвращение блудного сына. Помпео Батони. 1773 Возвращение блудного сына. Ян Стен Блудный сын. Джеймс Тиссо Возвращение блудного сына. Габриэль Метсю Возвращение блудного сына. Лиз Свиндл 2005

http://pravmir.ru/bludnyj-syn-kartiny-i-...

Вот [сколь] многими способами приводит он в ясность прямой путь правды и высокую цель христианства, всех убеждая и всем желая достигнуть ее, взирая на которую и всячески неутомимо 1641 подвизаясь в вере, и в уповании, и во всяком благоустройстве добродетели, любящие истину молятся и желают прийти к сей цели. Ибо таковые, освободившись от всякого зла, в состоянии будут чисто, совершенно и неукоризненно исполнить и великие заповеди, на которых утверждаются закон и пророки·. «Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всей души твоей, и от всей крепости твоей», и «ближнего твоего, как самого себя» 1642 1643 . 5,1 Если, по-видимому, и слишком распространили мы рассуждение о цели благочестия, какую передают нам Господь, и апостолы, и все Богодухновенные Писания 1644 , представляя [сие] многими свидетельствами, то, как думаем, сделали это весьма кстати 1645 , чтобы всяким способом непоколебимо и несомненно удостовериться в том, какая у нас «надежда призвания 1646 » 1647 , какова цель и какое предлежит нам поприще. Особенно же мы, которые восприняли монашескую жизнь, поставили себя вне уз и плотского общения и решились пребывать о Христе девственниками, 5,2 чтобы каждый и каждая 1648 , постоянно имея в виду, куда они призваны и какой обязаны достигнуть меры, отложили всякое самомнение о некоторых соделанных добрых делах, считая себя действительно ничем в сравнении с превосходством совершенной меры призвания и неисследимого богатства любви Христовой 1649 , но чтобы всяким способом, изо всех сил и со всяким тщанием себя самих всегда усердно предавали для благого, отрекшись, по слову Господню, вместе со всем [имением] века сего, еще и от души своей, ежедневно с радостью и веселием вземля крест и следуя за Ним 1650 1651 , имея Самого Господа, образом, и примером, и путем, и целью ставшего для нас, по сказанному: «Будьте подражателями мне, как и я Христу» 1652 ; и еще: «С терпением проходим предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, крест претерпел, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» 1653 , – 5,3 чтобы, удовлетворившись и успокоившись некоторыми духовными дарованиями, словами 1654 либо заслугами, будто бы уже достигли мы совершенства, не обольститься нам по ухищрению злобы мнением о своей праведности и не остаться без высших духовных преуспеяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Кстати, о Рождественском посте Мы знаем, что произойдет потом, она – не знала. Ангел, по сути, возвестил ей беременность, для которой не было никаких оснований. По закону вообще-то полагалось за такое побить камнями – откуда еще могла быть беременность, как не от прелюбодеяния? И уж во всяком случае, ее ждал несмываемый позор на всю жизнь. 27 декабря, 2012 Мы знаем, что произойдет потом, она – не знала. Ангел, по сути, возвестил ей беременность, для которой не было никаких оснований. По закону вообще-то полагалось за такое побить камнями – откуда еще могла быть беременность, как не от прелюбодеяния? И уж во всяком случае, ее ждал несмываемый позор на всю жизнь. Рождество – это праздник радости и света. Даже пост перед этим праздником совсем другой, нежели Великий – он не столько о покаянии, сколько о приготовлении. А светский мир давно уже превратил «адвент» в сезон массовых закупок и гуляний… И в самом деле, что тут скорбного, где тут причина для поста? Разве не всё тут – радость и свет? Представим себе Деву Марию, юную простую девушку, обрученную с человеком намного старше ее по имени Иосиф. Впереди – свадьба, простая жизнь, полная обычных житейских радостей и огорчений. Да не об этом ли думает любая девушка? Гвидо Рени. Святой Иосиф. 1640-1642   И вот тут, посреди обычной жизни, самых простых ожиданий и житейских расчетов, в ее жизнь врывается чудо. Ангел Гавриил появляется, чтобы возвестить: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Мы знаем, что произойдет потом, она – не знала. Ангел, по сути, возвестил ей беременность, для которой не было никаких оснований. По закону вообще-то полагалось за такое побить камнями – откуда еще могла быть беременность, как не от прелюбодеяния? И уж во всяком случае, ее ждал несмываемый позор на всю жизнь. За что ей такое? Но Мария просто доверилась Богу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Но ведь ей еще не было известно, как отнесется к такому событию ее жених Иосиф.

http://pravmir.ru/kstati-o-rozhdestvensk...

по-гречески в Bibliotheca veterum patrum, t. II. Paris 1642, в одном лат. переводе – в 23 томе Maximae Bibliothecae patrum, Lugundi 1677). Начало: «Таинственное сие и бескровное жертвоприношение, в коем освящённые хлеб и вино прелагаются, как веруем, в тело и кровь Господню, от кого, скажи, получило начало! Не от Самого ли Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, как учат нас священные Евангелия? В каких же словах передаётся это? Сие творите, говорит, в Мое воспоминание. И блаженный Павел: ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете. Каким образом и чином (обрядом)? Тому научены от Самого Спасителя. Ибо взявши хлеб и благодарив, преломил и дал ученикам, и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое, которое за вас ломится и предается. Подобно и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови ( 1Кор. 11 ), – а это то же, что говорится и у св. Матфея сие есть Кровь Моя нового завета, которая за вас проливается ( Мф. 26 , сн. Мк. 14 , Лк. 22 ). Какое ж намерение, какая цель сего предания (преданного нам жертвоприношения)? Не что иное, как приобщение Христу и вечная жизнь приобщающихся во Христе. Ибо говорит: кто ест хлеб сей, будет жить во век, и: хлеб, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6:51 )»... Затем, приведши ещё несколько мест из Писания и указавши причину совершения нами евхаристии, то есть заповедь Христову и воспоминание великого благодеяния Божия, и далее – следствия приобщения, что мы соделываемся телом Христовым, старается выяснить, что в таинстве евхаристии под видами хлеба и вина, растворённого водою, действительно предлагаются истинное тело и истинная кровь Христовы, и употребляет выражения прелагаться ( μεταβλλεσθαι) и преложение. Он подтверждает это словами Евангелий и первого послания к Коринфянам, также чином литургии, преданным апостолами, делая при этом выписку из литургии, записанной Климентом Римским , а равно и творческим чудодейственным всемогуществом Божиим и целым рядом таинственных и чудесных явлений в земной жизни Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Поэтому и самое презрение, оказываемое Спасителю учеными и высшими классами Иудеев, входило в план Божественного Провидения. Он, Сам Иисус Христос, сказал: „Если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем“ ( Мф. 12:32 ). Слово на Сына человеческого, по невежеству и слепоте сказанное, могло относиться только к человеку, образ и существо которого восприял Богочеловек; но Сам Бог проявлялся в делах Духа в учении и чудесах, и злобное хуление деяний Божиих не прощается человеку 1642 . 4 . Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Пророк продолжает говорить, сливаясь мыслию с грядущим поколением, современным Мессии. Но он отожествляет себя в духе не с неведущей и неверующей еще массой народа Израильского: он говорит уже, как избранные, озаренные высшим светом, поверившие, что Иисус есть Христос, и потому с горестью вспоминающие, что они (ст. 3) „отвращали лице свое от Него“ и „презирали Его“, а ныне удостоверились, что Он во исполнение обетований и пророчества „пришел в мир грешных спасти“. (Мф. 9и пар. и 1Тим. 1:15 ). Господь Иисус, Сын Божий, восприял на Себя полное существо человеческое, оставаясь Богом, чтобы, взяв на Себя наши немощи, понести за нас страдания. Страдания человеческие были столь сильны, что, как человек, Он сказал в Гефсиманском саду: „прискорбна есть душа Моя до смерти“. ( Мф. 26:37–38 и пар.). Это были страдания души человеческой 1643 , поднимающей на Себя тяжесть грехов человеческих пред правосудием Божиим; тогда как сама душа эта невинна. И на кресте те же страдания, купно с невыносимыми страданиями тела, вызывают вопль: „Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты оставил Меня?“ 1644 . Будучи в образе и существе человека, Иисус чтил Бога и учил поклоняться Ему в духе и истине и – осужден как богохульник. Как один из Иудеев, подвластных Кесарю, Он учил воздавать „Кесарю Кесареви“, и – осужден как возмутитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет»: 1628 Феофилакт Болгарский на Лк. 18:1—8. 1629 Феофилакт Болгарский на Мф. 9:20—22. 1630 Феофилакт Болгарский на Мк. 5:30—34. 1631 Феофилакт Болгарский на Мф. 9:20—22. 1632 Мф. 26:6—7: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову»: 1633 Читая эти слова, написанные Христовым архиереем, вспомним и молитву, читаемую при облачении в епитрахиль: Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священницы Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежди его, — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его (Пс. 132:2). 1634 Феофилакт Болгарский на Ин.1:29. 1635 Феофилакт Болгарский на Ин.1:29. 1636 Феофилакт Болгарский на Ин.1:35—37. 1637 Вопрошание и ответ на него в последовании Таинства Крещения. 1638 « Воскресение Христово видевше » на бдении воскресном. 1639 Феофилакт Болгарский на Ин. 1:29. 1640 По Вейсману, ποκωρω — отступать, уходить (приставка πο — означает некоторую отдаленность); по-латыни приставка dis — означает движение вниз. Речь, таким образом, идет о том, что беззаконники должны сойти далеко вниз с тех высот, на коих пребывает Христос. 1641 По Вейсману, первое значение глагола — «подводить (под ярмо)», второе — «подчинять, приводить (под власть)», третье — «вести в суд, привлекать к суду, обвинять». Речь по-гречески идет, таким образом, в том числе и об установлении власти над сатаною и суде над ним. По-латыни всё проще: vadeo означает «идти в каком-то направлении». 1642 Νμος — закон; (отрицательная частица) νμος ­ отсутствие закона, отрицание закона. 1643 В молитвах на сон грядущим молитва 8-я. 1644 Феофилакт Болгарский на Ин. 1:29. 1645 Пс. 118:176: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл»: 1646 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 452 (на Пс. 118:176, с отсылкой на Златоуста и Афанасия). 1647 Величание святым первоверховным апостолам Петру и Павлу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Так вот, он говорил: «Я благодарен Богу за эти восемь лет, потому что там я научился молиться». Отец Ростислав рассказывал о том, как их водили на медосмотр. Можете себе представить: длиннющий тюремный коридор, я думаю, больше ста метров длиной, в одном конце коридора зэкам приказано раздеться догола, а в другом сидит врач. И эти зэки должны босиком из одного конца коридора бегом к врачу подбежать. Тот окинет взглядом – здоров, – беги обратно. И поразительно, что отец Ростислав вспоминал об этом с какой-то легкой улыбкой, потому что если отрешиться от трагичности того, что происходило. Со стороны это, конечно, выглядело чуть-чуть комично: несчастные, истощённые заключённые шлепают босиком по этому коридору. Вот настолько он смог простить! Но для этого потребовались феноменальные усилия. Простить обиду , ещё раз подчёркиваю, очень нелегко. Тут нужна ясно поставленная цель, что ты действительно хочешь простить. Нужно отдавать себе отчёт, что ты будешь трудиться до результата, до тех пор, пока действительно обида полностью не отойдет от твоего сердца. Ты должен приложить усилия и сознавать, что результат – от Господа. От нас – усердие, от нас – цель, от нас – целеустремлённость, от нас – труд, а результат – от Господа. А проверить себя, достиг ли ты результата или нет, совсем не трудно. Рембрандт, «Блудный сын», 1642 год Если человек научится прощать обиды , то он сделает огромный рывок в духовной жизни. За такое усилие Господь увенчает его многими духовными дарами и, прежде всего, смирением, потому что надо смирить свою гордыню для того, чтобы простить. А смирение – это, конечно, особый дар Божий, так что тот, кто не поленится и не «махнёт рукой» посреди пути, тот получит духовное вознаграждение от самого Господа Бога. Потому что Господь говорит нам: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матфей 6:14,15). А это страшно, если мы останемся не прощенными – какая печальная участь ждёт нас в Будущем веке! Притча о Немилосердном должнике и прощение

http://pravmir.ru/ya-xochu-prostit-ili-y...

Взаимные интересы, нужды и потребности необходимо вели к тесному сближению Московской и Киевской Руси. 7 Сам Филарет Никитич в последний год своего патриаршества задался мыслью устроить в Москве школу. В 1632 году в Москве был оставлен протосингел александрийского патриарха Иосиф, ранее живший в южной Руси, с тем, чтобы он переводил книги с греческого языка на славянский и учил «на учительском дворе малых ребят греческаго языка и грамоте». 8 В последнем отношении особенно выдается так называемый у нас архиепископ суздальский Иосиф. Царская грамота, в которой изображается соблазнительное поведение Иосифа, печатается нами в приложении. 9 См. об этих переселениях к нам южнорусских иноков и инокинь в: Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1862, т. 3, 2–16, с. 4–26. 10 Эта южнорусская книга целиком вошла во множество наших сборников и, между прочим, в сборник «Изложение на лютеры», приписываемый обыкновенно Ивану Наседке. Книга состоит из 12 глав, которые имеют следующие заглавия: 1) об образех и отказ образоборцом; 2) о том, котораго часу от самих христиан образоборство повстало и которие цари образоборцами были и на котором соборе вселенском за то прокляты; 3) образоборцом на некоторие противные их слова отказ; 4) о креств видимом знамении сына человеческаго; 5) о креств: для чего знаменуем лице крестообразно рукою; 6) о хожении со кресты; 7) о хвале и чести святых угодников Божиих; 8) о молитве святых, иже святии и теперь молятся о нас; 9) о посте; 10) о исповеди; 11) о пречистом теле и крови Христовой; 12) о отшедших света сего, иже о них памяти чинити и милостыню давати, стараго и новаго закону письмо святое повелевает. 11 Филарет черниговский автором сборника «Изложение на лютеры» считает Наседку и относит составление сборника к 1642 г. Г. Соколов в своей книге «Отношение протестантизма к России в XVI и XVII веках» говорит: «какие именно идеи и возражения протестантов произвели теперь новое смущение и опасения, об этом можно судить из изданного протопопом Иоанном Наседкою (в 1642 году) сборника под заглавием: «Изложение известно... на окаянныя и злоименныя Лютеры». Что сборник «Изложение на лютеры» появился не в 1642 году, а ранее, в этом удостоверяет следующая современная припись, имеющаяся в конце этого сборника, хранящегося в нашей академической (московской духовной) библиотеке: «154 года маия в 6 день списывана сия книга ответы и обличения на различные еретические веры люторские и римские и латынские и иных – в Якутском остроге с книги, которая куплена в Москве в прошлом в 149 (1641) году с Покровки от пречистыя ис Кожевников у пономоря Ивана Иванова». Впрочем, и в самом сборнике есть указания на то, что он написан был ранее 1642 года. См.: А. В. Горский, К. И. Невоструев . Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. II, ч. 3, с. 361.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

К. отверг оба документа, но они тем не менее были опубликованы по распоряжению парламента. С этого момента начался постепенный процесс «присвоения» Долгим парламентом функций, к-рые традиционно являлись королевскими прерогативами (уже в дек. 1641 парламент потребовал предоставить ему право на назначение королевских министров и высшего военного руководства). В нач. янв. 1642 г. по обвинению в гос. измене король попытался арестовать лидеров наиболее активной части парламента - 5 членов палаты общин и одного члена палаты лордов. Обвиняемые успели скрыться, а легитимность действий короля, лично вошедшего в здание палаты общин в Вестминстере во главе вооруженного отряда, была поставлена под сомнение. Последовавшая за этим волна выступлений в поддержку осужденных вынудила К., опасавшегося за безопасность своей семьи (особенно за кор. Генриетту Марию, которую парламентская пропаганда называла «папистской шпионкой»), 10 янв. покинуть Лондон. С этого момента, несмотря на постоянно шедшие переговоры, фактически началась подготовка к войне. Парламент принял без одобрения короля «Закон об ополчении» на основе соответствующего билля (Militia Bill), давший возможность собрать армию. В течение весны и лета 1642 г. обе стороны боролись за поддержку населения, проводили кампании по сбору денег и установлению контроля за складами оружия. Уильям Лод, архиеп. Кентерберийский. 1636 г. Худож. А. ван Дейк (Национальная портретная галерея, Лондон) Уильям Лод, архиеп. Кентерберийский. 1636 г. Худож. А. ван Дейк (Национальная портретная галерея, Лондон) 22 авг. 1642 г. в Ноттингеме был поднят королевский штандарт - К. объявил войну «мятежным лордам в парламенте», в т. ч. Роберту Деверё, гр. Эссексу, ставшему главнокомандующим парламентских войск. Ему удалось собрать армию в 20 тыс. чел. Поскольку арсеналы оказались в основном под контролем парламента, оружие и боеприпасы поставлялись роялистской армии на кораблях, снаряженных кор. Генриеттой Марией, бежавшей из Англии еще в февр. 1642 г. Штаб-квартирой короля стал Оксфорд; там К.

http://pravenc.ru/text/1681061.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010