Bibl. Mansi XVI, 3 E: favore Bardae), и это не может подлежать сомнению. Однако участие правительства в патриарших выборах было не только обычным и неизбежным, но и законным явлением. Лишь в том случае оно могло встретить каноническое осуждение, если бы выборы производились правительством без участия и вопреки желанию епископата. В данном случае этого не было. Рим, удаленный по своему положению и потому менее стесненный государственною властью, испытывал однако на себе её давление, и папские выборы нередко проходили под влиянием императоров или равенских экзархов, как напр. выборы Вигилия (537–555), Пелагия (555–560), Григория Великого (590–604). Знаменитый соперник Фотия Николай I (858–867) избран под влиянием Западного императора Людовика II. 1617 Hergenröther I, 375. Еще ярче характеристика у Jager. Histoire de Photius, p. 20. Конечно, дальше у того и другою следуют комментарии на Никиту p. 509 С–Д. 1618 Митрофан утверждает, что избрание Фотия было отвергнуто всеми епископами, которые с общего решения наметили трех других кандидатов и лишь впоследствии отказались от них в пользу Фотия (Ep. Metroph. Mansi XVI, 416 В). Что все епископы не могли этого сделать, это указано выше. Если сторонники Игнатия намечают кандидатов на патриаршество, то это доказывает, что они уже примирились с фактом низвержения Игнатия, обстоятельство, имеющее еще большее значение, если епископы поступали с ведома Игнатия. 1619 Даже при нормальных выборах отказы кандидатов представляли обычное явление; отказываются Игнатий (Vita Ignatii, 501 А), Николай Студит (P. G. CV, p. 904 C), папа Николай спасается от избирателей бегством (Mansi XV, 144 С); Адриан II долго уклонялся от избрания (Mansi XV, 806). Помимо смирения, к отказам побуждали и опасения трудностей, связанных с положением правителя. Еще больше мотивов к уклонению от избрания было у Фотия, и не верить искренности его отказа нет никаких оснований (Cf. Hergenröther I, 378). Если игнатиане утверждают, что Фотий издавна домогался кафедры, то это их догадка, основанная на том, что Фотий в конце концов принял патриаршество.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иосафат Кунцевич родился в 1579 г. в г. Владимире Волынском. Около 1604 г., находясь по торговым делам в г. Вильне, он сблизился с униатскими монахами Троицкого монастыря, под их влиянием оставил мир и был пострижен митрополитом По-цеем в монашество. Поступив под руководство Иосифа Рутского, тогда еще архимандрита Троицкого монастыря, Кунцевич всецело поддается его влиянию, всей душой привязывается к унии и становится горячим ее проповедником, фанатически преданным ее интересам. С этим настроением, с этой пламенной любовью к унии он посвящается в сан священника, а затем возводится на архимандрию Бытенскую, потом Жировицкую, а в 1614 г. — на Виленскую Троицкую. Возведенный в 1617 г. в сан епископа, он назначается в Полоцкую и Витебскую архиепископию сначала викарием, а затем, в 1618 г., самостоятельным архиереем. Явившись в Полоцк, он принял на себя личину православного и своим видимым благочестием и даже приверженностью к православным обрядам ввел православных полочан в такое заблуждение, что некоторые из них считали его расположенным к православию. Но когда в Полоцкой архиепископии стали получать более точные сведения о новом епископе, народ, не признающий унии, заподозрил в нем обманщика и стал оказывать ему сопротивление. Так, когда в 1619 г. он поехал в Могилев, то могилевцы не только не приняли его, но даже заперли перед ним городские ворота и навели крепостные пушки. За такое откровенное выражение чувств последовали против православных могилевцев со стороны Кунцевича репрессии. Церкви их были запечатаны, священники, не признающие власти Кунцевича, разосланы по другим приходам, и некоторые из граждан грамотой короля Сигизмунда преданы уголовному суду. Также поступили и с жителями г. Орши, не покорными Кунцевичу. Этими действиями он не только оттолкнул от себя православных, но и вызвал к себе вражду со стороны своей паствы. Движимый ненавистью к православным, Кунцевич стал жестоко преследовать их, возбуждал против них вельмож и, наконец, забылся до того, что осмелился увещевать самого короля закрыть православные церкви, а православных как злых и неисправимых еретиков топить резать, вешать, жечь на костре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

463 Burton R. The Anatomy of Melanholy/Everyman Edition. Vol. I. P. 70. 464 Wood A. C. A History of the Levant Company. P. 8–26. 465 Sherley, Sir Anthony. His Relation of his Travels (1613). P. 6–7; Sherley, Sir Thomas. Discours of the Turkes/Ed. E. Denison Ross//Camden Miscellany. 1936. Vol. XVI. P. 9. 466 О Биддульфе и его капелланстве см.: The Travels of Certaine Englishmen, составленные Феофилом Лавендером в 1609 г. по письмам Биддульфа. 467 Pearson J. B. A Biographical Sketch of the Chaplains to the Levant Company maintained at Constantinople, Aleppo and Smyrna. P. 12–27. Пирсон не упоминает Биддульфа, но начинает свой список с Фурда. 468 Smith Т. An Account of the Greek Church. 1680; латинское издание — 1676 г. Его сочинение Collectanea de Cyrillo Lucario было опубликовано в 1707 г., хотя очевидно, что материал собирался много лет, и жизнеописание Кирилла составляет приложение к очерку. 469 Выдержки из дневника Ковела тех лет, когда он был капелланом, были опубликованы: Bent J. 7//Hakluyt Society, 1–st series. 1893. Vol. LXXXVII. См. особенно с. 133. Сочинение Ковела Some Account of the Present Greek Church было опубликовано в 1722 г. См. об этом ниже. 470 О Христофоре Ангеле см.: Legrand Ε. Bibligraphie Hellenique: description raisonee des ouvrages publies en Grec par des Grecs au 1Τ siecle. Vol. III. P. 208–209; WoodA. Athenae Oxonienses/Ed. P. Bliss. Vol. II. P. 633; Spencer T. Fair Greece, Sad Relic. P. 91–93, а также его собственные книги: Christopher Angel, a Grecian…, опубликованная в Оксфорде на греческом языке в 1617 г. и на английском в 1618 г.; An Encomium of the famous Kingdom of Great Britain, and of the two flourishing Sister — Universities Cambridge and Oxford, изданная параллельно на греческом и английском языках в Кембридже в 1619 г.; Encheiridion , на греческом и латинском языках, изданный в Кембридже в том же году. 471 Legrand Ε. Op. cit. Vol. V. P. 192–218, где приводится также текст переписки о Критовуле Аббота с Роэ; Wood A. Op. cit. Vol. II. P. 895.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

религ. и богословское направление в протестантизме. В узком смысле К. называется богословское учение Жана Кальвина (1509-1564), изложенное им в трактате «Наставление в христианской вере» и др. сочинениях, а также разработанные им формы организации церковной жизни (подробнее см. в ст. Кальвин ). Термин «кальвинизм» первоначально использовался религ. оппонентами Кальвина (гл. обр. приверженцами католицизма и лютеранства ) для обозначения взглядов самого Кальвина и его ближайших соратников и последователей, в т. ч. Теодора Безы (1519-1605), Джона Нокса ( 1572), Антуана де ла Роша Шандьё ( 1591), Иеронима Занкия (1516-1590) и др., а также с целью отделения учения Кальвина от взглядов др. деятелей Реформации. Позднее термин стал употребляться и самими кальвинистами для обозначения «истинного учения» в противовес богословским взглядам Якоба Арминия (см. ст. Арминианство ), к-рые были осуждены на Дортском синоде (1618-1619). Синод принял 5 канонов (пунктов), в которых были кратко сформулированы богословские основоположения К.: 1) полная, всеобъемлющая греховность человека; 2) безусловность его избрания Богом, 3) ограниченность искупления , к-рое распространяется только на избранных и предопределенных; 4) невозможность сопротивления избирающей и оправдывающей благодати; 5) невозможность отпадения святых (т. е. избранных) от веры. Протестант. церкви, принявшие эту богословскую систему или создавшие на ее основе собственные исповедания веры, получили в лит-ре общее название кальвинистских; впосл. они разделились на 3 основных направления - реформатство , пресвитерианство , конгрегационализм . В наст. время реформатские церкви в Швейцарии, Германии, Австрии, Словакии, Румынии, Венгрии, Польше принимают в качестве основного вероучительного документа Гельветическое исповедание второе (1562-1566), во Франции - Галликанское исповедание (1559), в Нидерландах - Бельгийское исповедание (1561). В то же время существует понятие «трех форм единства», т. е. 3 важнейших вероисповедных документов К. Это признаваемые всеми реформатскими церквами каноны Дортского синода, Гейдельбергский катехизис (1563) и Бельгийское исповедание. Пресвитерианские церкви руководствуются Вестминстерским исповеданием (1646); конгрегационалисты - Савойской декларацией (1658). В современном религиеведении термин «кальвинизм» также используется в широком смысле для обозначения всех исторических и современных протестантантских церквей и общин, принимающих «пять пунктов кальвинизма» (напр., «реформированные» баптисты в США). В нач. XX в. в англоязычной кальвинистской среде для обозначения этих основных тезисов К. был введен акроним TULIP (англ.- тюльпан), получивший впосл. широкое распространение в протестантской религ. лит-ре.

http://pravenc.ru/text/1320175.html

В 1602 г. К. Л. познакомился с Корнелием Хагой, к-рый с 1611 г. стал посланником Голландии в К-поле, а через его посредство также с голл. богословом Йоханнесом (Яном) Эйтенбогартом (1557-1644); с обоими К. Л. впосл. тесно общался. В 1617-1619 гг. К. Л. стал переписываться с голл. теологом Давидом де Вилхемом де Лё. Книги, присланные де Вилхемом, а также его советы относительно реформ в греч. Церкви способствовали постепенному сближению К. Л. с кальвинистским учением; он верил, что сможет использовать его в качестве «очищения» православия от суеверий, в частности в отношении почитания икон и святых. В 14 письмах к де Вилхему К. Л. говорит о своем согласии с основами кальвинизма, особенно в отношении учения о таинстве Евхаристии, к-рое он понимает символически. Перед смертью в 1601 г. патриарх Мелетий Пигас увещевал К. Л. держаться православия и не уклоняться от святоотеческих догматов и предания Восточной Церкви; это свидетельствует о том, что уже в то время имели место подозрения в симпатиях К. Л. к протестантизму. Переписка К. Л. обнаруживает явное сочувствие к протестант. учению и содержит ряд положений, к-рые присутствуют в написанном им позже «Исповедании веры». В письме от 1618 г. к Марко Антонио де Доминису, бывш. католич. архиепископу, перешедшему в протестантизм, К. Л. пишет, что реформатское учение более соответствует Свящ. Писанию, чем доктрины греч. и лат. Церквей. Там же он говорит о том, насколько повлияли на него книги евангелических теологов, неизвестные в Восточной Церкви; допускает учение о реальном присутствии Христа в Евхаристии, но отвергает термин «пресуществление» (transsubstantiatio). 4 нояб. 1612 г. К. Л. был избран К-польским патриархом, однако поскольку он не захотел платить Порте за утверждение, был заменен Тимофеем, еп. Мармары (см. Тимофей II ), к-рый обвинял К. Л. в лютеранстве. Осенью 1620 г. патриарх К-польский Тимофей II умер, К. Л. был единогласно избран на Патриарший престол и уплатил требуемую Портой сумму. Став патриархом, К. Л. продолжил образовательную политику; это было обусловлено, в частности, тем, что после смерти дружелюбно настроенного к Риму патриарха Тимофея II партия сторонников унии создает противовес консерваторам. К. Л. понимал, что только с чужой помощью он может что-то противопоставить успехам школы и миссии действовавших с 1583 г. в К-поле и на Ближ. Востоке иезуитов, которых вскоре поддержали капуцины, францисканцы и доминиканцы. Необходимость реформы образования была осознана К. Л. уже во время его визитов в Польшу.

http://pravenc.ru/text/1840363.html

е. Божественной] блаженной и счастливой природы] 1613 ; тело создано из земли (κ γς), а душа по своей природе эфирна (αϑρος), представляя собой Божественную частицу (πσπασμα ϑεον) 1614 , следовательно, есть истечение Божественной сущности 1615 . Все эти филоновские представления в той или иной мере были использованы и западными писателями для целей церковной антропологии с тем только отличием от Филона, что то, что последний говорит о двух различных человеках, стали применять к двум различным сторонам природы человеческой, а филоновское представление об особом небесном человеке, как о прототипе для человека эмпирического, было совершенно оставлено. Caro [плоть] в Адаме образована из грязи (е limo), а душа произошла из Божественного дуновения (ex afflatu Dei), при этом afflatus [дуновение] очень близко к Филону представляется испарением Божественного Духа (vapor spiritus) 1616 . Душа человека, таким образом, представляет собой нечто родственное Богу 1617 . Относительно её происхождения имеют значение выражения ex Spiritu Dei [из Духа Божия], ex substantia Ejus [из Его субстанции], ex Dei flatu [из дуновения Божиего] в противоположность учению Гермогена о её возникновении ex materia [из материи], ex materiae suggestu [из скопления материи] 1618 . Тем не менее, при всём том душа не есть часть Божественного Существа и не во всем подобна Божественной сущности: она намного ниже Бога, рождена (natam earn agnoscimus), есть дуновение (ut flatum), но не дух (non ut spiritum); хотя она и бессмертна (immortalem), что свойственно Божественности, но зато есть существо страдательное (passibilem), – признак, характерный для всего рождённого (ut hoc sit nativitatis) 1619 . Если она иногда в Писании носит название духа (spiritus), «то под spiritus [духом] надлежит понимать не естественное свойство души (naturale animae), но нечто, привходящее к ней извне» 1620 , именно, дарованный душе при творении Дух Божий (Sancti Spiritus vis... conferitur animae) 1621 . Наиболее существенное различие между Филоном и Тертуллианом сводится, таким образом, к тому, что последний отвергает представление о душе, как о частице Божественной Сущности.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Продолжая политику распространения в Речи Посполитой условий Брестской унии (1596), П. издал бреве «Solet circumspecta» (10 дек. 1615), гарантировавшее сохранение униатами вост. обряда. По просьбе Иосифа Вельямина Рутского , униат. митр. Киевского (1614-1637), П. закрепил 4 места за юношами из Речи Посполитой в Греческой коллегии (бреве «Decet Romanum Pontifiem» от 2 дек. 1615). В 1617 г. в Новогрудке состоялся капитул униат. монашества, на котором фактически был учрежден орден василиан . Решения капитула были утверждены Римской курией позднее, при папе Урбане VIII. П. одобрил создание католическими князьями Свящ. Римской империи во главе с герц. Максимилианом Баварским Католической лиги (1609), но оказывал ей крайне незначительную финансовую поддержку. В мае 1618 г. конфликт в Чехии между католиками и протестантами привел к избранию на чеш. престол вместо Фердинанда II Габсбурга протестанта-кальвиниста курфюрста Фридриха Пфальцского (см. Тридцатилетняя война ). В этом конфликте П. поддержал Фердинанда Габсбурга; для сбора средств папа объявил экстраординарный «юбилей» «для преодоления текущих нужд Церкви» (булла «Dominus ac Deus» от 13 янв. 1619). Совместно с силами Католической лиги Фердинанд нанес чехам решающее поражение в битве у Белой горы (8 нояб. 1620). В период понтификата П. была продолжена политика Контрреформации в духе решений Тридентского Собора, направленных на укрепление церковной дисциплины. Вскоре после избрания П. подтвердил постановление об обязанности епископов постоянно пребывать в своих диоцезах. На консистории 7 нояб. 1605 г. П. дал распоряжение всем епископам (включая кардиналов), находившимся в Риме, вернуться на свои кафедры либо отказаться от управления ими. При П., как и ранее, велась работа над новым Ритуалом (собрание чинопоследований таинств и паралитургических обрядов) рим. обряда, для чего в 1612 г. была создана особая комиссия. Ритуал был обнародован конституцией «Apostolicae Sedis» (20 июня 1614), он стал последней из серии посттридентских богослужебных книг.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

Начиная с эпохи саркофагов и в продолжение всей истории византийского искусства проходят одни и те же формы этой композиции. По рассказу Евангелия, чудо совершено Иисусом Христом на пути в дом Иаира; кровоточивая коснулась края одежд Иисуса Христа и получила исцеление от двенадцатилетней болезни; Иисус Христос обратился к ней с речью. Отсюда в памятниках древней скульптуры видим следующее: Иисус Христос в обычном типе молодого человека, со свитком в левой руке, простирает десницу к кровоточивой женщине, одетой в тунику и пенулу, стоящей на коленях или низко наклоненной и касающейся рукой подола одежд Иисуса Христа. Возле Него один или два апостола. Сюда относятся изображения на нескольких саркофагах 1618 . Не всегда легко отличить здесь это изображение от другого – женщины хананейской, которая также изображается коленопреклоненной перед Спасителем 1619 ; но в тех случаях, где коленопреклоненная ясно касается одежд Иисуса Христа, естественно видеть именно кровоточивую. Частое повторение ее в памятниках древнего искусства, по словам Аринги, свидетельствует о том, что древние христиане, согласно с мнениями Блаж. Августина и других авторов, видели в ней образ церкви из язычников 1620 . Во всяком случае, чудо исцеления кровоточивой занимало мысль и воображение древних христиан: о нем напоминала статуя, поставленная, по преданию, сообщенному Евсевием 1621 , кровоточивой женщиной в Панеаде перед дверями дома. Статуя эта, точнее бронзовая группа, судя по описанию Евсевия, представляла те же самые формы, что и в скульптуре саркофагов. В сирийском Евангелии Раввулы (л. 285 1622 ) Спаситель идет в сопровождении одного апостола; позади Него кровоточивая, стоя на коленях, касается Его одежд (рис. 111). В Евангелии 74 (л. 73 об. Елисав., зач. 21 Марка) два момента чуда: Иисус Христос поучает народ, а между тем кровоточивая касается Его одежд; затем на правой стороне кровоточивая уже исцеленная припадает к ногам Иисуса Христа (ср. л. 126 об. и 17 об. Елисав., зач. 39 Луки). То же: барбер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Кроме нарушения церковного устава такая продажа способствовала опустошению церковной казны, так как во многих церквах, особенно на окраинах России, поступление денег от свечной продажи в казну являлось едва ли не главным источником дохода церкви. 365 ...по Запогостью, гд бобылские худые дворишка стоят, которые держат пива продажные. – Запогостье – окраинный окол Чакольского погоста, населенный в основном бобылями – непашенными крестьянами. Бобылями становились в основном захудалые крестьяне, «отбывшие от пашни» вследствие обеднения; они могли иметь свой двор или были «бродячими», кормились различными ремеслами, а также часто занимались приготовлением на продажу пива (см.: Островская М. А. Земельный быт сельского населения Русского Севера в XVI–XVIII веках. СПб., 1913. С. 78). 366 Воры приходили на Двину и попа, де, поскли в Тойме ночи у питья. – Тойма – населенный пункт в бассейне реки Тоймы, на месте впадения ее в Северную Двину (в настоящее время Верхнетоемский район Архангельской области). Интервенция на севернорусские земли шведских войск, впоследствии объединившихся с отрядами черкасов – казаков-изменников, потерпевших крушение в центре России, а также польско-литовских отрядов продолжалась длительное время – с 1610 до 1618–1619 гг. Особенно тяжелыми для Севера России были 1611–1614 гг., когда шведами были взяты Новгород и Вологда, когда отряды «воров» совершали опустошительные набеги на поморские города и веси: Вагу, Тотьму, Устюг, Двинские земли. Об одном из таких набегов и говорит Евфимий Чакольский. Его обличительные слова направлены не на врагов, а на предавшихся пороку пьянства священников местных церквей. Обличение Евфимием Чакольским пьянства в среде духовенства созвучно обличению пьянства воевод и военачальников, приведшего к трагическому захвату Вологды, в отписке архиепископа Вологодского и Пермского от 29 сентября 1612 г. к московским боярам, завершающейся словами: «А все делалось хмелем: пропили город Вологду воеводы» (см.: Прокофьев Н. И. Образ повествователя в жанре «видений» литературы Древней Руси//Уч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н(икита) П(етрович) был человек, безусловно, вполне русский, с головы до пят; все русское, как бы оно ни было мерзко во вкусах вообще общества, нравилось Н(иките) П(етровичу) 1604 а) Н(иките) П(етровичу) нравился ярко 1605 красный цвет (мужицкие рубахи); б) портки пестрые у мужиков; в) войлочные шапки форм(ы) усеченного конуса; портянкам 1606 отдавал предпочт(ение) перед носками; г) видел какую-то красоту в топорной работе крестьянских лиц и проч. и 1607 ужасным пением баб восхищался. Одним словом – славянофил, был в хороших отношениях с противниками вообще русских: евреями, поляками, цыганами, немцами. Для Н(икиты) П(етровича) была дорога Россия в общем понятии о ней как государстве, а ее элементы были для него безразличны. – Почему Аксаков в «Развлечении» был изображен с кружкой кваса, а ваш отец 1608 Слова ваш отец вписаны сверху над зачеркнутыми инициалами: Н. П. в опорках и халате. 1609 А потому, что какой же он славянофил, когда он любит всякую иноплеменную 1610 сволочь. 1611 – Это 1612 говорил один очень видный 1613 коммерсант с университетским образованием. – Жаль мне вашего папашу, очень жаль, дал бы ему денег, да все пойдет, извините за выражение, псу под хвост. Что ему за охота тянуть, чинить гнилые веревки. Если бы он плюнул на свою газету, я бы ему 10 т(ысяч) в год платил; пиши он статьи хоть в «Новое время». Вы, пожалуй, этого ему не говорите, я сказал вам по-приятельски, да, впрочем, вас заплевали разные проходимцы. Другой из весьма крупных (подобных же) 1614 финансистов говорил вот что: – Гиляров-Плат(онов) для нас был бы клад: в голове 1615 у нас много, а проводника нет. – Катков? – Катков – богач, это раз, да еще жидовский выкормыш. 1616 – Пустяки. – Нет-с… у него много жидов в газете: Шульман, 1617 Грингмут, 1618 да с вами и говорить не стоит. Случилась на Руси «Кукуевская катастрофа». 1619 Для «настоящих» газетчиков была радость велия, и в особенности для корр(еспондентов). – Тут, друг мой, дело не в построчной плате, а… понимаешь, на Курской дороге много тузов. От «Моск(овских) вед(омостей)» полетел некий Кочетов, 1620 не поделившийся гамзой 1621 с гусаром или уланом и за то был выгнан из «М(осковских) в(едомостей)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010