Скачать epub pdf СЕБЯЛЮБИЕ Себялюбие ставит себя, как идола, на место Бога Как тяжко грешит человек, когда любовь, которую должен отдавать Богу, обращает к себе; когда вместо Божией воли исполняет свою; когда послушание, которое должен проявлять к Богу, как верховному своему Господу, отдает своей плоти. Он должен искать и воздавать славу, хвалу и честь имени Божию, но вместо этого сам хочет прославиться и, таким образом, на месте великого Бога, Господа и Создателя своего, ставит и почитает себя, как идола. Это не что иное, как великая неправда и бесстыдная вражда против Бога ( 104, 1617–1618 ). Самолюбивый хочет быть любимым и другими, а других не любит и не хочет любить. Сам хочет всякое добро иметь и всякого зла и злополучия избежать, а о прочих нерадит. Если и делает кому добро, однако не даром, но ради своей корысти... Сюда относятся и те, которые ради того дают милостыню, чтобы приемлющие молились о них Богу... Самолюбивый нанесенных обид не терпит, но мстит или хочет мщения. Самолюбив же он потому, что сам хочет получить прощение прегрешений от Бога и хочет, чтобы ближний ему оставил обиду (никто ведь не хочет, чтобы обиженный на него злился и мстил), но сам того не хочет делать ближнему, то есть любит себя больше, нежели Бога и ближнего... Тягчайшее самолюбие есть когда кто-нибудь ищет своей корысти с обидой ближнего. Таковы те, которые крадут, похищают, отнимают чужое добро ( 104, 1618 ). Признак самолюбия – когда кто-нибудь данное ему Богом дарование или скрывает, или не во славу Божию и пользу ближнего употребляет. Таковы те, которые богатство или хранят без всякого употребления, или тратят на свои прихоти, например, на великолепные строения, роскошь, тщеславие, украшение и прочее; также кто имеет разум и скрывает его или употребляет во зло, например на бесполезные сочинения, на коварную клевету и прочее, кто имеет здоровье и не хочет трудиться ( 104, 1619 ). Осуждение есть признак самолюбия ( 104, 1620 ). Как любовь к ближнему есть источник всяких духовных благ и временного благополучия, так самолюбие становится причиной всяких зол, грехов и бедствий на свете. От самолюбия не терпение, но злоба и мщение, ибо «любовь долготерпит» ( 1Кор. 13, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

корона также перешла Матиасу (1612). До смерти (20 янв. 1612) Рудольф жил в Праге, сохраняя титул императора лишь номинально. Уступки, сделанные Г. протестантам в дунайских владениях, носили временный характер. Уже Матиас систематически нарушал договоры с протестантами. При его преемниках, императорах Фердинанде II, Фердинанде III (1637-1657), Леопольде I (1658-1705), Контрреформация приняла более последовательный и жесткий характер. В проведении этой политики Г.-монархам помогали члены их семьи, занимавшие высокие посты в различных институтах католич. Церкви, в т. ч. в Тевтонском ордене (Великие магистры из Г.: Максимилиан, 1590-1612; Карл, 1619-1624; Леопольд Вильгельм, 1641-1662; Карл Иосиф, 1662-1664). Тридцатилетняя война (1618-1648), начавшаяся с конфликта между католиками и протестантами, вскоре утратила религ. характер. Г., выступавшие во главе католич. лагеря, в зависимости от положения военных дел то смягчали, то ужесточали свою позицию в религ. вопросе. Чеш. фаза войны (1618-1621), закончившаяся поражением чехов и их союзников в битве при Белой горе (нояб. 1620), привела к победе имп. Фердинанда II над протестантами в Чешском королевстве и в тех областях Австрии, где лютеранство еще сохраняло свои позиции. Была отменена «Грамота величества» 1609 г., строжайше запрещена проповедь протестантизма, протестант. общины лишены всего имущества, школы были переданы иезуитам. Некатолики подвергались открытому насильственному преследованию - часть была физически истреблена, часть выслана или бежала за границу, их имущество отошло казне. Чехия окончательно потеряла право выбирать королей. Победа Г. в дат. периоде войны (1625-1629) отразилась в Реституционном эдикте (1629) Фердинанда II, в соответствии с к-рым протестанты были обязаны вернуть все владения, оказавшиеся у них после 1555 г. Это привело к конфликту императора с теми имперскими чинами, к-рые занимали двойственную позицию. В последние годы жизни Фердинанда II на политику дома Г. оказывал воздействие буд. имп. Фердинанд III. В отличие от отца он шел на компромиссы, понимая, что только так можно приблизить окончание войны. Используя преимущество победы над шведами при Нордлингене (сент. 1634), он заключил с саксон. курфюрстом Иоганном Георгом I мир в Праге (1635), к к-рому присоединились др. герм. князья. В обмен на обещание не заключать союзов, враждебных императору, протестант. князья получили гарантии на земли, отошедшие им до 1552 г.; на 40 лет продлевалось владение землями, присвоенными ими после 1552 г. Пражский мир открыл возможность для начала переговоров, получивших оформление в Вестфальском мире 1648 г.

http://pravenc.ru/text/161215.html

Убо и мы, о, всеусерднейшии нам сожелетвенницы 1615 , подражающе праотца, приидете вси и станем при гробе священнем священнаго трудника и неумытнаго 1616 заповедей Господних делателя и возопием ко иже сущему во гробе гласомь умиления, гласомь жалости и болезни, гласом измолкшимь 1617 и гортанемь пресохшимь: «О, вселюбезне и приснопамятне, воздаждь нам слово и сотвори ответ, побеседуй обычно сладкими твоими провещании и медоточными твоими попользуй глаголании». Ельма же не отвещает и не ответствует, покрываемый гробомь, точию церковным гласомь: «Зряще мя, – глаголя, – безгласна и без дыхания предлежаща, восплачитеся вси о мне, братие и друзи, сродницы и И: «Но молю вся и припадаю, о мне помолитеся ко И паки: «Духовная моя братия и спостницы, не забудите мене, егда молитеся, но и видевше мой гроб, поминайте мою любовь и молитеся Христу, да учинит дух мой с И что еще? Припадем на гроб, осяжем 1618 персть, призовем и вся яже при гробе: «О, гробе, ты, гробе, темный доме! О, земле и камение, глубокий рове! О, надгробная и пригробная вся убогая пещеро! Где сокрысте наше сокровище, где утаисте наше богатство, где сохранисте наше утешение, где 1619 согнетаете наше прохлаждение 1619 ? Свет и сияние очию нашею угаснете, лучю и солнце дний нашых помрачисте, зарю и блистание нощий наших потемнисте. Провещайте прочее или покажите искомаго, возответствуйте и не ктому 1620 молчите или представите нами желаемаго». Гроб молчит, земля немотствует, камение и вся надгробная никакоже глаголют. Вещьми разве вместо вещания объявляют: «Зрите, – рече, – гроб, человецы, и убойтеся. Видите персть – и ужаснитеся». Темже воздохни, воздохни, о, киновио, и вы, киновиарси и чредодержцы 1621 с богомолцы и трудники и со всеми постническое тризнище шествовати добре понуждающимися жители, воздохните. Восплачитеся, восплачитеся и вы, о, сродницы, и ты, поминаемаго сестро кокушице 1622 воплегласная, восплачися. И вси купно возрыдаим, приседяще 1623 гробу, и со хлипанием воспоем: «Со святыми покой, Христе, душю раба своего, идеже несть болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Бём; нем. Böhme, Böhm] Якоб (24.04.1575, Альтзайденберг, ныне Завидув, Польша - 17.11. 1624, Гёрлиц, Германия), нем. протестант. мистик-визионер, теософ и богослов, прозванный «Philosophus Teutonicus» (лат.- тевтонский философ). Жизнь Род. в бедной крестьянской семье, получил начальное образование в деревенской школе, был подпаском, обучался сапожному ремеслу. Во время обычных для ремесленных учеников странствий, доставлявших случайный заработок, Б. изучал Библию, познакомился с мистическими сочинениями Ф. Парацельса , В. Вейгеля и др. В 90-х гг. XVI в. Б. поселился в Гёрлице, женился, открыл собственную сапожную мастерскую. Пережив в 1600 и 1610 гг. состояния религиозно-мистического экстаза, Б. в дальнейшем стремился рационально осмыслить приобретенный опыт. 1-е соч. Б. «Аврора, или Утренняя заря в восхождении» (1612) привело к конфликту с лютеран. общиной Гёрлица, Б. был осужден как еретик. Преследования со стороны пастора Г. Рихтера только укрепили Б. в сознании правоты и снискали ему большую известность. Вопреки наложенному запрету на лит. деятельность в период с 1618 по 1623 г. Б. создал серию теософских и религиозно-мистических сочинений, к-рые распространялись в списках благодаря усилиям сложившегося в 1620-1621 гг. круга его сторонников и учеников. 1-я публикация сочинений Б.- сб. «Путь ко Христу» - состоялась лишь в год его смерти. В мае 1624 г. Б. искал защиты от преследований гёрлицкого пастора в Дрездене при дворе саксон. курфюрста, но поддержки не получил: четверо дрезденских богословов отказались обсуждать его сочинения, признав свою некомпетентность. В авг. того же года Б. заболел и через 3 месяца умер, окруженный благоговейным почитанием своих последователей. Общеевроп. известность «тевтонскому философу» принес изданный в 1632 г. лат. перевод его соч. «Истинная психология, или Сорок вопросов о душе». Сочинения К числу философских сочинений Б. относятся трактаты: «Morgenröte im Aufgang», получивший от позднейшего издателя прибавление к названию «Aurora» (Аврора, или Утренняя заря в восхождении, 1612), «Von den drei Principien» (О трех принципах, 1619), «Vom dreifachen Leben des Menschen» (О троякой жизни человека, 1619-1620), «Psychologia vera, oder Vierzig Fragen von der Seele» (Истинная психология, или Сорок вопросов о душе, 1620), «Von der Menschwerdung Jesu Christi» (О вочеловечении Иисуса Христа, 1620), «De signatura rerum..., oder Von der Geburt und Bezeichnung aller Wesen» (О рождении и обозначении всех сущностей, 1621-1622), «Von der Gnadenwahl» (Об избрании по благодати, 1623), «Mysterium Magnum, oder Erklärung über das Erste Buch Mosis» (Великая тайна, или Изъяснение первой книги Моисея, 1623) и др.

http://pravenc.ru/text/149107.html

в желудке не сварив, збросиш недоспеты. Трудно с приметы коня добра купить и жену со нравы уклонными 1611 нажить. Дабы не было в ней что похулити, надобно в далных рубежах смотрети, Однако бы я, хто что любят, хулил, – одному удалося, а другой погубил. Голодному всякие укусны суть еды, а юному человеку женские беседы. Невозможно познати – в чюжой коже ходят, хотя и другу времянем угодят; Лицемерные слуги, что обещаются добром всяким служити, а пролыгаются 1612 . У жонок бо учатца такова зла чина, понеже несть едина из них благочинна, А самая простота в деревню бежала, лесть 1613 повсюду нам ныне госпожею стала. О Владыко, не подай обозреть им света, которые нынешний испортили лета. Приемляй жену, зелно себе отягчает, от еяже тягости ни смерть свобождает, Муж жене раболепен, жена розсылает 1614 : что прежде был свободен, ныне раб бывает. Поемляй жену, во ярмо ведется, и бегаяй казни, х казни сам влечется. Пленяй жену, болши пленяется, всегда рабствуя, раб ей збывается. Сый под супругою, под игом теснится, умрети желаяй, слабети нудится. Та болезнь превелика, казнь нарицаема, аки купина горяй, 1615 а не згараема. Что реку вкратце быти женидбище? 1616 Ничтоже, токмо тартар и злых чистилище. Несть в тартаре покоя, но всяка досада, ни скорби супружественной бывает отрада. Кто может женские претерпети беды, работы различные и несносный вреды? Труд велик и тоскотя? остают во браце, бегай, молю, злой жены, аки смерти в зраце 1617 . Посмотрите на любовь, что насилу восходить 1618 , а уж в лыках 1619 великих богатырей водить. А се дело чюдняе: волосник 1620 плетены одолевает времянем скипетры и короны. Укусно краденое, чюжое, не свое, во своем укус один, а в соседском вдвое. Вешать татя господин велел за две рыбы, и, в горохе поимав, велит бить у дыбы. Ты чюжаго полотка 1621 дерзнул смело рушать 1622 и, преступив заповедь, 1623 не свою ядь кушать. Не уйдеш наказания, ни поп тя разрешить, то слово «не леть» 1624 ти есть, пусть на ум твой спешит. Не добр тот хлеб, что его дважды пооряют 1625 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—150— падноримского культурного веяния, хлынувшего в священ­ные пределы Палестины вместе с бряцанием римских мечей и копий. Кроме того, она и сама была распростра­нительницей этого веяния. Родственность Кесарии с горо­дами Малой Азии, Македонии и Эллады, конечно, еще сильнее, чем в Антипатриде, возгревала в св. Павле ревность к апостольскому благовествованию среди язычни­ков. Христианство в Кесарии утвердилось очень рано 1611 ; можно думать, что ко времени этого прихода в нее Ап. Павла число кесарийских христиан было довольно значи­тельным и преимущественно – из числа язычников. Из­вестны также и неоднократные ранние посещения ее св. Павлом 1612 . Если позднее, оканчивая свое третье путешествие, св. Апостол, прибыв в Кесарию, прямо же направился в дом Филиппа, благовестника, одного из семи диаконов и пребывал у него многие (πλεους) дни, при чем тамошние (ο ντπιοι) христиане высказали не­обыкновенно искреннюю любовь к св. Павлу 1613 , то можно думать, что как и в ранние свои посещения этого города, так и в описываемое св. Павел заходил в дом диакона Филиппа, где и видался с кесарийскими братьями. Впрочем, таковое свидание не могло быть про­должительным: цели путешествия Апостола требовали по­спешности. Вероятно, оно не выходило из пределов обыч­ного приветствия (σπασμς) 1614 , быть может, на этот раз и запечатленного характером наставления: известно, что св. Павел благовествовал только там, где не были положены еще основания христианства другими Апосто­лами 1615 . Из Кесарии свв. путешественники, быть может, рас­ставшись с теми, сопровождавшими их после Пятиде­сятницы из Иерусалима, поклонниками, которые жили вне —151— Палестины и поплыли из Кесарии домой, продолжали свой путь к северу, по прибрежной дороге. Тут, параллельно с дорогой, тянулся к северу до одного обильного источ­ника хорошо устроенный водопровод, снабжавший примор­скую Кесарию хорошею пресной водой 1616 . Переправившись по римскому мосту чрез реку Либнат (Libnath) 1617 , дальше пут­ники шли по берегу одного из ее притоков, текущего парал­лельно морскому берегу 1618 . Пересекши обрывистую у берега узкую каменистую возвышенность, направлявшуюся к во­стоку и примыкавшую к Кармильскому хребту 1619 , дорога снова пересекала реку 1620 и, наконец, подходила к сильно укрепленному и богатому городу Доре (Dora). По Иосифу Флавию 1621 , он лежал у моря, недалеко от Кармила, в четырех днях пути от идумейской границы; по Иерониму – в 9 милях от Кесарии; по Tabula Peutingeriana – в 8 милях от Кесарии и в 20 – от Птолемаиды 1622 . Части ее Птоломей 1623 помещает ее в 66° 30», 32°40», Reland – 32шир., Harenberg 32шир. и 53долготы 1624 . Этот город был известен с са­мой глубокой древности, и его развалины возбуждали удив­ление у римлянки Павлы, путешественницы по св. земле во времена бл. Иеронима 1625 . Название города, не смотря

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другой преданный ученик и безотказный помощник Виктора Карловича, доставлявший, правда, немало хлопот и огорчений учителю своим непростым характером, – Μ. Н. Крашенинников, от которого Ернштедт получил за 1889–1902 гг. 38 писем и 7 открыток (Д. 107. 75 л.). В судьбе Μ. Н. Крашенинникова Ернштедт постоянно принимал участие, сглаживая своими советами неприятности, вычитывая корректуры его работ, наблюдая за их печатанием (особенно в ЖМНП, где Крашенинников печатал свои Эпиграфические этюды, Procopiana, Varia и др.). В письмах Крашенинников подробно писал о своей работе – статьях, переводах, диссертации, новых рукописях, сличениях, об этапах печатания Прокопия, посвящениях; обсуждал с Виктором Карловичем предлагаемые последним конъектуры и поправки в корректурах; по просьбе учителя производил колляции рукописей (так, в Венеции в 1892 г. он сличал два кодекса Маге. 474 и 475 и, давая подробные описания в письме от 5 марта/22 февраля, предварял их словами: «С величайшим удовольствием исполняю я Ваше поручение и сожалею только о том, что оно такое маленькое. Для Вас я с радостью готов сличить все рукописи Италии». Л. 6). 1618 В свою очередь Крашенинников неоднократно обращался к Ернштедту с просьбами о наведении справок, например, о Прокопиевой рукописи в Канаде (письмо из Флоренции от 10 августа 1897 г. Л. 16–17 об.); в одном из писем Крашенинников спрашивал адрес Лепера, чтобы попросить его сличить парафразу Anecdota в рукописи XVIII в. из Константинополя (узнал о ней случайно от Керамевса): может быть, она дает что-нибудь новое для критики текста, если она сделана по какой-либо неизвестной доселе рукописи; просит узнать у Керамевса, нет ли упоминаний Anecdota в других рукописях, и о том же просит узнать у Успенского: не видал ли он какой-нибудь рукописи Прокопия в Трапезунте или других посещенных им местах (письмо из Юрьева от 14 мая 1902 г. Л. 67–68 об.). Обращался Крашенинников к Ернштедту и с просьбами о нужных книгах, и за помощью в толковании трудных мест в рукописях: так, в открытке от 17 ноября 1899 г. он просил Виктора Карловича помочь разобрать в Ватиканской рукописи, 152 и в Венецианской, 398 места, которые сам разобрать не смог (цитирует – л. 46 об.). Много в письмах и личного (сплетни, коллеги, знакомые, здоровье, интриги и пр.). 1619

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. Ростовцев были прикомандированы к институту и проходили там подготовку (1899 г.). 1613 См. в указанном очерке с. 238 (примеч. 54), 244 (примеч. 91), 245 (примеч. 93 и 96), 246 (примеч. 102), 247 (примеч. 103), 249 (примеч. 112), 252 (примеч. 121), 254 (примеч. 130–132, 135, 136), 254–255 (примеч. 138), 256 (примеч.144), 257 (примеч. 147–149, 152, 153), 258; здесь же цитируют­ся два отрывка из прошения Ернштедта (1901 г.) о продлении заграничной командировки Церетели на год (с. 234 и 249). Речь идет о папирусах, палеографии, о работе над Италом, о настроениях и пристра­стиях; даются – чаще нелестные – характеристики русским (Ф. И. Успенскому, Ф. Ф. Зелинскому, М. И. Ростовцеву) и зарубежным (К. Крумбахеру, К. Вессели, У. фон Виламовицу-Меллендорфу, Т. Моммзену, Ф. Дж. Кениону, Дж. П. Мэкеффи, С. де Риччи) исследователям. 1615 Характерный пример: цитата (почти на страницу) из письма Церетели Виктору Карловичу от 13 апреля 1901 г. (Д. 222. Л. 273–274) о работе над папирусом VIII в. (из собственного собрания) – см. с. 247–248 указанного очерка. 1616 Два больших отрывка из писем Церетели Ернштедту опубликованы в очерке: Тункина И. В. М. И. Ростовцев и Российская Академия наук//Скифский роман. М., 1997. С. 115–116, примеч. 25 и 26. 1618 Сообщая в этом же письме, что собирается в Рим (Л. 7 об.), Крашенинников пишет, что готов к любым поручениям (то же самое – в открытке от 4/16 августа 1896 г. Л. 13). Сличал Крашенинников для Ернштедта и венецианскую рукопись Синтипы (в 1897 г.). 1619 Подробнее о Крашенниникове и его переписке с Ернштедтом см.: Анфертьева A. H. М. Н. Крашенинников: к портрету ученого и человека//РНРВ. С. 375–419. 1620 О П. В. Никитине-византинисте см. очерк: Иодко О. В. П. В. Никитин и его вклад в византинистику (по материалам С.-Петербургского филиала Архива РАН)//РНРВ. С. 131–171. 1623 Имеется в виду статья «Одна из вновь найденных афинских надписей», напечатанная в ЖМНП (1880. Ноябрь. С. 467–471) и подписанная: В. Ернштедт, В. Латышев. 1627 В сентябре 1890 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такой взгляд фактически разрушает образ Бога, Который «есть любовь», является источником и первопричиной добра, он утверждает если не безнравственность Бога, то Его вненравственность. Добро и зло теряют свою абсолютную ценность и из надмирных категорий становятся временными педагогическими заданиями человечеству. Неизбежное и естественное отторжение двойного предопределения проявилось достаточно скоро в самой кальвинистской традиции. Уже в начале XVII столетия в Голландии разгорелся спор между представителями строгого кальвинизма и последователями Якоба Арминия , который считал предопределение несовместимым с подлинным евангельским христианством. Его сторонники представили изложение своих взглядов в так называемой ремонстрации (протесте), которая содержала пять основных положений: 1) Божественное предопределение зависит от согласия или отказа человека содействовать Богу через веру в Него; 2) Христос умер за всех людей, а не только за предопределенных ко спасению, поэтому искупление Христово действенно для всякого человека, уверовавшего в Него; 3) начало спасения в человеке полагает действие благодати Духа Святаго, без которой никто не в силах стремиться к добру; 4) действие этой благодати, однако, не является непреодолимым, человек по природе своей способен принять или отвергнуть дар спасающей благодати; 5) действие этой благодати не является окончательным и неизгладимым, по вере своей человек может принять ее, а по грехам своим он может утратить ее, ибо «благодать Божья делает наше спасение возможным, но не неизбежным». Для строгого кальвинизма любое признание религиозной свободы человека было недопустимым, ибо оно ограничивало Божественное всевластие и разрушало краеугольный камень богословия Кальвина – абсолютный суверенитет Бога. Кроме того, арминианство посягало на самое сокровенное завоевание кальвинизма – безусловность спасения избранных. На так называемом Дортском Синоде 1618–1619 годов тезисы арминианской ремонстрации были последовательно осуждены в пяти постановлениях:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Площадь двора внутри мадрасы 1763 кв. с. Первым мударрисом в эту Мадрасу был назначен Улуг Беком Казы Зада Руми. Одновременно с ним читал в Мадрасе, лекции ученый Мауляна Хавсфи, который во время постройки мадрасы сам вместе с чернорабочими трудился над возведением ее стен. Кроме этих двух ученых, сам Улуг Бек принимал участие в преподавании. К сожалению, неизвестно, какой курс излагал он в своих чтениях; можно думать, что УлугБек, как составитель «астрономических таблиц» 236 , знакомил своих слушателей с астрономией.... Не сохранилось также сведений, какие науки вообще преподавались на разных отделениях (младшем, среднем и высшем) и по каким руководствами, а также – какие перемены в жизни этой мадрасы происходили в продолжение ее существования. Только известно, что в 1113 г. Хиджры (1701 по Р. Хр.) в помещениях мадрасы никого не осталось, кроме обитателей развалин – филина и совы, и четыре купола ее стояли, старчески качая пустыми головами. После, в 1334 г. (1818–1819 по Р. Хр.), при Эмире Бухары СеидХайдаре было вновь дано движение науке и ход ученых, а в настоящее время в этой Мадрасе два мударриса обучают не более 60 мулл 237 и получают из вакуфов по 40 руб. в год; муллам же причитается не более 10 руб. в год каждому. Две мадрасы: Ширдор и Тиллякори, находящиеся на одной площади с предыдущей, построены Ялангтушем Багадуром, правителем Самаркандской области: Ширдор построена в 1028 г. Хиджры (1618–1619 г. по Р. Хр.), а Тиллякори в 1056 (1646 г.). Абу Тахир Ходжа 238 рассказывает, что Ялангтуш сделал при жизни много завоевательных походов, которые доставили ему большие богатства и множество пленников. Утомившись под старость лет от пережитых трудов и волнений, Ялангтуш резко изменил направление бурной своей жизни: он окружил себя представителями религии и, беседуя с ними о спасении души, избрал одним из средств угождения Богу дела благотворения и построения зданий для мечетей и мадрас. В последнем случае им, несомненно, руководило и чувство тщеславия: построенные им две больше мадрасы не уступают по размерам и красоте мадрасе Улуг Бека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010