По словам Шарафу-ддина, Абраку-ль-Газзаф есть имя пустыни в области колена Асад, пустыни, населенной джиннами 1613 . Места жительства исчезнувших колен Тасм и Джадис, развалины Хиджара, о котором мы уже говорили в географическом введении, по вере арабов отданы Богом во владение джиннов 1614 . В области Аден идут горы, называемые Джебель-Джинн – горами джиннов, благодари развалинам зданий, которые здесь находятся и постройку которых приписывают джиннам 1615 ; на восточном конце Джебель-Саббер в Йемене находится много колодцев, которые все, в глазах нынешних арабов служат кладовыми, в которых хранятся сокровища джиннов 1616 . Без сомнения, все эти верования нынешних арабов и места, особенно, населенные джиннами, суть остаток арабо-языческой старины, наследие от предков язычников, которые глубоко верили в это и испытывали сильный страх, входя в подобные места, особенно, в ночное время, и даже, вообще, вступая в безлюдную пустыню или пустынную долину, необитаемую и почему-либо сильно поражающую воображение араба. 1617 В суеверном ужасе трепеща нападения обитателей подобных мест, араб, когда необходимость заставляла его проезжать через подобные места, прибегал к одному испытанному, по его верованию, средству, именно он просил защиты и покровительства у духа этого места и в качестве его клиента уже безопасно мог вступить в это место, потому что по понятиям арабов права и обязанности патроната не нарушимы. На этот обычай и верование древних арабов ясно указывает Коран: «Есть в человеческом роде люди, ищущие покровительства у некоторых из гениев, и это в них только избыток легкомыслия». 1618 Бейзавий в объяснении на этот стих говорит 1619 : «Были люди (т.е. из арабов), которые, входя в пустынное место, говорили: я ищу убежища у господина этой долины от зла безрассудного народа его». Арабы верили, что после подобного признания покровительства со стороны джинна владетеля пустыни, они приобретали его покровительство и даже помощь в затруднительных обстоятельствах жизни. В объяснение этого можно привести один рассказ из Казвини, рассказ, носящий на себе следы арабско-языческих воззрений. Именно по словам одного рассказчика преданий, он зашел однажды с своими овцами в одну долину, волк схватил ягнёнка; тогда этот человек встал и громким голосом закричал: «о обитатель этой долины»! Тотчас он услышал голос, который говорил: «волк, возврати ему его овцу»! Тогда волк принес обратно ягненка, освободил его из своей пасти и удалился 1620 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Сукора Евдоким, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Сулдеш, Сулдешов : Сулдеш Елизаров, помещик, 1569 г., Ярославль; Ждан [см. Ждан] и Суморок [см. Суморок] Сулдешовы, казнены в опричнине; Постник [см. Постник] Сулдешев, дворцовый дьяк, 1580 г. Сулемша Григорий Григорьевич Пушкин [см. Пушка], 1572–1618 гг.; Сулемша Леонтьевич Скобельцын [см. Скобельцын], 1605 г., Арзамас Сулеш Невзоров Выповский [см. Невзор, Выповский], помещик, 1550 г., Москва; Евстигней Минич Сулеш Болотников [см. Болотников], 1611 г.; Юрий Яншеевич Сулешев, боярин, 1619 г. [см. Артаковы, Раструбай] Сулеш – собственное имя (татар.) Сулимка Селиванов [см. Селивановы], крестьянин, 1628 г., Белев Сулменев ( Сульмень, Сюльменев, Сюлеменев ): Гаврило и Константин Федоровичи, 1535 г.; Тишина [см. Тишина] Константинович, 1549 г.; Сульмень Тимофеевич Булгаков [см. Булгак], дворянин, 1573 г.; Сульменевы, вторая половина XVI в. и позже, Тула Сулой Богдан, крестьянин, 1606 г., Нижний Новгород Сулуев Гридя [см. Гридя], своеземец, 1495 г., Новгород Сума, Сумин : Федор Юрьевич Сума, первая половина XVI в., Тверь; от него – Сумины; Суморок [см. Сумо рок] Михайлович Сумин, 1567 г., Новгород; Сума Васильевич Кравков [см. Кравков], 1596 г., Муром; у него сын – Мешок [см. Мешок] Сумин, 1614 г. [см. Курдюк, Лущиха] Сумак, Сумаков : Сумак Петрушин, ямщик, 1512 г., Белоозеро; Оценок [см. Опенок] Сумаков, писчик, 1502 г., Белоозеро Сумак – нищий с сумой (? – С. В.) Сумбул см. Сунбул Сумгур ( Сунгур ), Сумгуров ( Сунгуров ): Сумгур Григорьевич Лаптев [см. Лапоть], середина XVI в.: Сунгур Степанович Головцын, середина XVI в., Кострома; Семен Сумгуров, таможенный целовальник, 1606 г., Суздаль; Дмитрий Сунгуров, подьячий, 1695 г., Москва [см. Алатор, Сапог] Ср. в Костромском уезде село Сунгурово на р. Волге Сумесь Иов, кузнец, 1624 г., Нижний Новгород Сумник Измайлов [см. Измайлов], начало XVI в., Рязань [см. Мясной] Суморок, Сумороков, Сумароков – очень распространено повсеместно и во всех слоях населения в XVI–XVII вв.; Иван Иванович Суморок Быков [см. Бык], 1499 г.; Иван Васильевич Сумороков Вокшерин [см. Вокшерин], дьяк, 1500 г.; Григорий Семенов Сумороков, подьячий, 1510 г.; Суморок Алексеевич Караулов [см. Караул], помещик, 1550 г., Москва [см. Буян, Елгозин, Опенок, Поганок, Путята, Сулдеш, Сума, Турабей, Шуин]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В нач. IX в. на севере совр. пров. Катанга появились первые политические образования, относящиеся к культуре Кисале. Они состояли из деревень, к-рые объединялись в шефферии. На рубеже XIII и XIV вв. на их основе сложились первые гос. образования (именуются иногда империями и королевствами) - Конго, Матамба, Каконго и Нгойо, Куба, Луба, Лунда, Касонго. В 1482 г. в устье р. Конго высадились португальцы во главе с Д. Каном. Вслед за первыми европейцами в К. стали проникать католич. миссионеры (францисканцы, доминиканцы и др.). В 1491 г. правитель государства Конго принял христианство; в столице Сан-Салвадоре (ныне Мбанза-Конго в Сев.-Зап. Анголе) был построен каменный храм. В том же году при поддержке португальцев правитель подавил все движения африканцев, выступавших против насильственной христианизации. В нач. XVI в. сын кор. Конго Афонсу I учился в Португалии, а в 1521 г. стал первым епископом-конголезцем. В XVI в. К. превратилось в основной район португ. работорговли, что значительно замедлило христианизацию местного населения, т. к. миссионеры активно участвовали в торговле невольниками. Возрождение миссионерской активности среди баконго пришлось на XVII в. С 1618 г. на территории страны проповедовали капуцины из Италии и Испании. К кон. XVII в. было крещено ок. 300 тыс. конголезцев. В 1619 г. в К. прибыли иезуиты, открывшие свою коллегию в Сан-Салвадоре в 1624 г. В 1640 г. была учреждена апостольская префектура К. В 1703 г. в гос-ве Конго возникло антиевроп. движение (т. н. антонианская ересь), ставившее своей целью борьбу против засилья португальцев, католич. духовенства и восстановление единого гос-ва под властью сильного правителя. Основательницей движения являлась некая Беатриче, именовавшая себя св. Антонием. В 1706 г. движение приняло форму открытого народного восстания, но в нач. 1709 г. оно было подавлено конголезской знатью. Развитие работорговли, постоянные междоусобные войны привели к упадку конголезских гос-в. В кон. XIX в. территория К. стала объектом внимания европ. исследователей и экспансии европ. гос-в.

http://pravenc.ru/text/1841886.html

Как теолог и политик Уитенбогарт неоднократно выступал с заявлениями о недопустимости в Соединённых провинциях принятия решения о провозглашении офиц. религии. Арминианские идеи о подчинении Церкви гос-ву Уитенбогарт изложил в ряде сочинений, которые появлялись анононимно, в частности в опубликованном вслед за ремонстрацией 1610 г. трактате о власти верховного христ. магистрата в церковных делах. Он развивал положения о том, что религ. мир в гос-ве должна охранять светская власть в лице суверена. При этом суверену надлежало отстаивать лишь те истины, к-рые необходимы для спасения христианина (credo minimum). Положение о credo minimum восходило к истокам богословия Реформации и сформулированным еще в нач. XVI в. идеям Эразма Роттердамского о первенстве христ. морали над догматикой. Т. о., в арсенале богословско-философской мысли XVII в. крепло убеждение в том, что высшая христ. истина находится вне конфессий. В духе ариминианских идей был составлен правительственный указ от 1614 г. «De servanda per mutuam tolerantiam Ecclesiarum concordia» (О необходимости сохранить согласие Церквей с помощью взаимного терпения). Его редактировал по поручению Уитенбогарта Гуго Гроций как член правительства и юрисконсульт. Вскоре власти республики запретили проповедникам касаться спорных богословских проблем. Доктрина арминиан исходила из возможности сохранения в стране религ. плюрализма, доктрина гомаристов - из убеждения в важности конфессионального единства нации. Платформой единства им представлялась богословская система Кальвина, в к-рой они расставили новые акценты, подчеркнув идею реформатора о разделении духовной и светской властей и невмешательстве суверена во внутренние дела Церкви. Гомаристы нашли поддержку у принца Морица Оранского, к-рый стремился не допустить в стране утверждение принципа веротерпимости, опасаясь политического перевеса католич. большинства. Созванный под давлением принца и его сторонников в нояб. 1618 - мае 1619 г. синод в Дордрехте (см. Дортский синод ) осудил основные тезисы учения арминиан и запретил им занимать духовные и академические кафедры.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

1618 Milde N. von. Maria Pawlowna. Ein Gedenkbild... S. 3. Приведем его здесь в подстрочном переводе: Как говорит газета, смерть извлекла пронзительный диссонанс из лиры, вторгшись в праздник! Мария Павловна мертва! Она, коронованная по праву, похищена в утлый челн теней! Жившая в любви народа и блеске славы, царская дочь, княгиня, прародительница королей! Пусть прозвучит хвала нашего великого поэта, как знамя Веймара, развевающееся ей навстречу! 1619 Воспоминание о великой княгине Марии Павловне, великой герцогине Заксен-Веймар-Эйзенахской. СПб., 1860 (отд. отт. из «Журнала российского императорского Министерства внутренних дел»). 1621 Schorn A. von. Das nachklassische Weimar. Bd. 2. Unter der Regierungszeit von Karl Alexander und Sophie. Weimar, 1912. S. 158. 1622 Язвинская Е. К истории группового портрета семьи Павла I в Павловском дворце//Памятники культуры. Новые открытия 1981. М., 1983, с. 248. 1623 См, например, Weimar zur Goetheszeit. Bilder, Drucke und Handschriften aus der Sammlung Edwin Redslobs. Stuttgart, 1961. S. 41. 1625 Propper M. von. Goethes Anlauf, sich mit der russischen Sprache zu befassen//Goethe Jahrbuch. Bd. 97. Weimar, 1980. S. 235–236 1626 Он же. Goethe und Puschkin – Wahrheit und Legende//Goethe Neue Folge, das Jahrbuch der Goethe-Gesellschaft. Bd. 12. Weimar, 1950. S. 232. 1628 Goethes Werke. Bd. 49. Weimar, 1900. S. 238–239; Wahl H. Goethes Anstoß zur russischen Ikonenforschung//Goethe. Neue Folge des Jahrbuchs der Goethe Gesellschaft. Bd. 10. Weimar, 1948; Alekseev M. P. Zur Geschichte russisch-europäischer Literatur- Tradition. Aufsatze aus vier Jahrzehnten. Berlin, 1974. S. 128–129; Кобеко Д. Ф. О суздальском иконописании//ИОРЯС. 1896. 1629 Jagoditsch R. Goethe und seine russischen Zeitgenossen//Germano-slavica. 1931–32. Jg. 1. H. 1–2. S. 358; Handbuch der Ikonenkunst. München, 1966. S. 60. Впрочем, мы придерживаемся мнения (согласно высказанному Германом Гольтцем), что первым исследователем в данной области может считаться немец Й. А. Дёдерлайн, издавший обширный труд о православной иконе великомученика Феодора Стратилата; см. Döderlein J. A. Slavonisch-russisches Heiligtum mitten in Teutschland; Das ist: Der große Heilige und Märtyrer Pheodor Stratelat, oder Theodor Dux... Nürnberg, 1724; Lohse H. Die Ikone des Hl. Theodor Stratilat zu Kalbensteinberg. Eine philologisch- historische Untersuchung//Slavische Beiträge. Bd. 98. München, 1976. К тому же именно Дёдерлайн был членом Немецкой Леопольдовой академии естествоиспытателей, в которую затем входил и Гете.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

6, т. 1, стр. 153). 164 Местечко Красностав – под именем местечкаа Красного-Става или Хлапотина – упоминается в акте от 1619 года 22 мая в объявлении от имени князя Януша Острожского об опустошении в 1618 году 29 и 30 сентября татарами имений его в Острожской и Берездовской волостях, в том числе и входившего в состав последней волости местечка Красного-Става или (albo) Хлапотина (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 418). Ещё – под тем же именем – оно упоминается в акте от 1623 года 1 июня в жалобе пана Пезабитовского – войта имения жены Виленского воеводы Анны Ходкевич м. Красного-Става, на урядника имения Волынского воеводы князя Януша Жаславского Григория Мочульского о захвате земель и уничтожении большой дороги, идущей чрез м. Красный-Став. «перед тем Хлапотин названного» (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 440). Есть ещё Красностав – уездный город Люблинской губернии при р. Вепре. 165 Село Печиводы – под именем села Печивод Корецкой волости – упоминается в акте от 1586 года 24 июля в жалобе от имени воеводича Волынского князя Иоакима Богушевича Корецкого, на войта Литинского и урядника принадлежавшего князю Константину Константиновичу Острожскому м. Вильска Криштофа Винарского о том, что когда бояре, гайдуки и слуги Корецкого препровождали чрез м. Вильск бежавших от Корецкого, между прочим и из села Печивод, в имение Острожского крестьян, то упомянутые войт и урядник совместно с Вильскими мещанами, перебили, утопили, а других из этих бояр и слуг Корецкого изувечили, находившееся же при них оружие и лошадей заграбили (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 153). 166 Село это в древности принадлежало князьям Корецким, затем от кн. Юрия Любомирского – сына Терезии Чарторыйской, перешло к Ныко, а ныне принадлежит О. Щинковскому. 167 Село Поддубцы – под именем села Поддубец Малых Корецкой волости – упоминается в акте от 1586 года 21 июля в жалобе от имени воеводича Волынского князя Иоакима Богушевича Корецкого на войта Литинского и урядника принадлежавшего князю Константину Константиновичу Острожскому м. Вильска Криштофа Винарского о том, что его бояре, гайдуки и слуги Корецкого препровождали чрез м. Вильск бежавших от Корецкого, между прочим, и из села его Малых Поддубец, в имение Острожского крестьян, то упомянутые войт и урядник совместно с Вильскими мещанами, перебили, утопили, а других из этих бояр и слуг Корецкого изувечили, находившееся же при них оружие а лошадей заграбили (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 153). Есть ещё Поддубцы – село Луцкого уезда Волынской губернии, к востоку от уездного города.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Среди других сочинений Неофита следует упомянуть составленный им в 1353 г. «Сборник лекарственных трав», построенный по алфавитному порядку. Из этой датировки можно сделать вывод, что Неофит дожил до последнего исихаст-ского собора 1351 г. Вполне вероятно, что отцы этого собора могли быть знакомы с его трактатами против Варлаама и Акиндина и как-то принять их во внимание. От Неофита остался целый ряд сочинений, многие из которых до сих пор не изданы. Это, кроме богословских сочинений против латинян и антипаламитов, – сочинения по медицине, естествознанию, филологии и, что наиболее существенно в контексте темы «паламизм и философия», – сочинения чисто философские. К последним относятся комментарии к логическим трудам Аристотеля и Порфирия 1614 . Неофит Продромин (Момицилас) Слова против Варлаама и Акиндина (фрагменты) (пер. А. П. Крысякова) 1615 Самого монаха Неофита решительное возражение Варлааму и Акиндину в том, что одно есть сущность, а другое – ее энергия у всякой вещи, пусть они и обладают бытием совместно Воистину, как полагает божественный Дамаскин, «энергия есть природная сила и движение всякой сущности» 1616 , коей единственной лишено небытие. Имя энергии, будучи одним из подобных ему по имени, многозначно. Энергией называется и результат, то есть совершённое действие, – то, на что направлено действие природного движения. Энергией называется и сам действующий, как по природе обладающий способностью к действию 1617 . Какую великую заботу об этих и других догматах истины проявили святые, но и Сам Господь наш Иисус Христос, Который пострадал от тех, кого сотворил, еще и общаясь с нами, и приобщившись 1618 к нам, открыто явил нам две Свои природы и каждую из соответственных энергий, и это для всех очевидно, кроме искони Ему противящихся, и ныне – акиндиниан и варлаамитов . Воистину, следует начать со словес Святого Евангелия. Ибо сказано: «Дал им власть», то есть Христос – священным апостолам, на духов нечистых – так, чтобы изгонять силу таковых 1619 . И ведь не сказал [Господь], что дал им [апостолам] некую часть от Своей природы, что по Нему и все они смогут стать такими, как Он, и равными Ему быть по природе и энергии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Все «входящия» в коллегию бумаги, по генеральному регламенту, разделялись на три разряда: одни, царские и сенатские указы, распечатывались самими президентами; другие, все приходящие из провинций и коллегий бумаги, распечатывались тем, «кто первый после президента»; третьи, «доношения» с требованиями какой-либо «управы», полагалось подавать в коллегию президенту, «а принимать секретарю, а не иному кому, при прочих членах» 1618 . На всех входящих бумагах секретарь должен был «подписать» номер и число, означающее время поступления бумаги 1619 . Регистратор должен был внести каждую бумагу в «регистратуру». «Регистратура» или «записка», говорится в генеральном регламенте, «состоит в четырех книгах»: две первые, А и В, назначались для исходящих бумаг, две остальные, С и Д, для входящих. «Третья книга содержит в себе все во весь год от царскаго величества или от Сената указы, в коллегиум полученные рапорты и подлинныя дела, которые по числам расположены, реестр учинен, листы счислены и таким образом переплетены быть имеют». «В четвертой книге надлежит все прочия от других коллегий, губерний, от прочих служителей и подданных, також и прочия в коллегиум полученныя оригинальныя письма, ведомости, мемориалы, требования, известия, по провинциям и числам собраны, листы перемечены и реестр учинен, быть со означением коллегий и провинций, откуда какия дела присланы» 1620 . Темный смысл этих слов следует понимать, по-видимому, так, что надлежало вести два реестра входящих бумаг: один – для царских и сенатских указов и вообще более важных дел, другой для всех прочих бумаг. По генеральному регламенту полагалось еще, что и актуариус «прилежно собирает» «получаемыя в коллегии письма», ведет им реестр, перемечивает листы и держит книгу расписок, в которой «служители коллегии» должны были расписываться в случае, если брали «для отправления своего», т. е. для производства некоторого, «дела и письма»; при возвращении взятого расписки уничтожались 1621 . Затем, в собрании членов коллегии секретарь «доносил и читал» «все в надлежащем порядке»: сначала «публичныя государственныя дела, касающиеся его царскаго величества интереса, потом приватныя дела». Доклад должен был происходить «по номерам и числам», «без всякаго подлога или пристрастия», «разве когда дела такия между прочими случатся, которыя остановки иметь не могут»: в таком случае порядок мог быть нарушен и можно было «о тех делах наперед доносить, которыя нужнее». Также мог быть нарушен порядок и «в челобитчиковых делах» в случае неявки истца и ответчика, но вообще эти дела должно было докладывать также по порядку, а не по выбору, чтобы тяжущихся «долго не волочить, но как скоро возможно отправить». «Ежели же кто против сего поступит и пренебрежет, тот наказан будет денежным штрафом, а ежели от того кому какой вред или убыток учинится, то оный на них доправить», т. е. на виновных, вдвое. «В государственных делах и то за действительно принимается, от чего б убыток или вред случиться мог, хотя его и не было» 1622 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Речь начинается христианским афоризмом: πιστς λγος. Златоуст 1613 , а за ним Икумений 1614 и Феофилакт 1615 относят это выражение к предыдущей речи, т. е. к тому, что сказано о спасении жен. Но отрывочность выражения, не связанного никакой соединительной частицей с ближайшим предыдущим 1616 , особенная важность учения, раскрываемого в последующем 1617 , пример 15 ст. 1 гл., где точно такое же выражение непосредственно примыкает к последующему 1618 , – все это говорит за то, что выражение πιστς λγος составляет не заключение предыдущего, а начинает собою новый отдел апостольской речи. ’Οργεται – означает и честолюбивое стремление из-за почестей, и стремление из ревности и любви к делу. В данном случае ργεται имеет последний смысл, и Апостол это стремление одобряет, потому что епископство есть ργου πιθυμε – доброе дело. " Εργου означает дело, занятие, служение 1619 . В 1Сол. 5:13 Апостол увещевает христиан любить предстоятелей за дело их – δι τ ργον ατν. Это дело, по Апостолу, – καλν, «потому что предмет его добр, – просвещать истиною, исправлять нравы, руководить к высшему совершенству в духовной жизни, отражать лжеучения и лжеучителей, утешать скорбных, устроять пособия бедным и немощным, быть отцем многопопечительным и благоустроительным» 1620 . «Я не порицаю того, – передает св. Златоуст мысль Апостола, – кто имеет желание епископства и, притом, домогается не одного начальства и власти, но исполнения обязанностей по управлению, – того я не порицаю. Ибо он доброго дела желает. Кто таким образом желает сего, пусть желает» 1621 . Так же объясняет этот стих Иероним. «Если кто, – говорит он, – желает епископства, должен желать дела, а не достоинства, труда, а не почестей и удовольствий, дела, в котором должен упражняться смирением и не надмеваться почестью» 1622 . Апостол говорит о членах общества, ищущих епископства. Очень может быть, что некоторые домогались этого сана, не будучи достойны. В этом едва ли можно сомневаться. Мы знаем, что во времена Апостолов в христианство обращались и знатные люди из язычества, как это было, напр., на острове Кипре, в Пафе 1623 , или в Афинах 1624 ; точно также могло быть и в Ефесе, где христианство имело уже значительное развитие и прочное положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

К. много сделал для улучшения жизни населения Фульнека, особенно бедняков, и внес большие изменения в работу школы. Уже в этот период он занялся сбором материалов для буд. педагогических и общефилософских трудов, а кроме того, написал первое из своих лит. сочинений - «Послания на небеса» (Listové do nebe, 1619). Страница из введения к кн.: Comenius J. A. Orbis Sensualium Pictus. Nьrnberg, 1658. P. 2 Страница из введения к кн.: Comenius J. A. Orbis Sensualium Pictus. Nьrnberg, 1658. P. 2 Между тем в Богемском королевстве разгорался острейший религиозный и политический конфликт, давший толчок началу кровопролитной Тридцатилетней войны в Европе. Весной 1618 г. чеш. протестанты всех сословий подняли в Праге восстание против владевших их страной австр. Габсбургов. В 1620 г. после поражения повстанцев в битве у Белой горы под Прагой, нанесенного им войсками Фердинанда II, восстание было жестоко подавлено. Начались преследования протестантов, на К. был выписан ордер об аресте, и он был вынужден покинуть Моравию, найдя приют в чеш. владениях своего давнего покровителя Карела из Жеротина близ городка Брандис-над-Орлици. В 1621 г. в Фульнеке католики сожгли дом К. вместе с б-кой, в которой хранилось много ценных рукописей, а в 1622 г. умерли от чумы его жена и 2 сына. К. нашел утешение в вере и лит. труде. В 1623 г. он закончил 1-й вариант соч. «Лабиринт света и Рай сердца» (Labyrint svta a ráj srdce) и начал подписывать свои труды сначала по-чешски Komenský, а затем на латыни - Comenius. В 1624 г. К. познакомился с дочерью епископа чешских братьев Яна Кирилла, Марией Доротеей Кирилловой, и в сент. того же года женился на ней. Весной 1625 г. К. послали в Польшу для выяснения, возможно ли чешским братьям получить убежище в этой стране. Летом 1626 г. К. с женой и тестем переехал в Сев.-Вост. Богемию и поселился в замке чешского помещика Иржи Садовского, в Била-Тршемешне. Жизнь в эмиграции Создание основных дидактических и пансофических сочинений (1628-1670) Имп. эдикты 1624 и 1627 гг., в соответствии с к-рыми всем чеш.

http://pravenc.ru/text/1841832.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010