1607 К примеру, прямоугольное углубление (0,42 х 0,37 х 0,06 м) для установки надгробной плиты было вырублено над ранневизантийским склепом с нишами-аркосолиями «справа в верхней части скалы» (Косцюшко-Валюжинич К. К. Извлечение из отчета о раскопках... в 1906 году. – С. 51). 1609 Юргевич В. Эллинские и латинские надписи, найденные в Херсонесе//ЗООИД. – 1879. – Т. 11. – С. 8, IV. 1613 Feissel D. Recueil des Inscriptions chretiennes de Macedoine du Ille au Vie s. – Paris, 1983. – P. 149, 173; Беляев Л. A. Христианские древности. – C. 284; ср.: Сорочан С. Б. Византия IV–IX веков: этюды рынка. – Харьков, 1998. – С. 385, 397, 402. 1614 Corpus juris civilis. – Berolini, 1908. – Vol. 1: Digesta/Rec. Th. Mommsen. Retractavit P. Krueger. – 1 .16. 202 (как exempli gratia); Peira i.e. Practica ex actis Eustathii Romani ex ed. C.E. Zaxharia von Lingenthal//Zepos I.D., Zepos P. I. Jus graecoromanum. – Aalen, 1962. – Vol. 4. – P. 169 (XLI. 11). 1616 La Vie et ouevres de notre pere parmi les saints Philarete le Misericordieux/Ed. M.-H Fourmy, M. Leroy//Byzantion. – 1934. – T.9. – P. 151–155. 1617 Ср.: Якобсон A. Л. Раннесредневековые сельские поселения Юго-Западной Таврики//МИА. – 1970. – – С. 133–146; рис. 89; Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. – С. 197–200, рис. 82; Чхаидзе В. Н. Средневековые погребения в каменных ящиках на Таманском полуострове//Средневековая археология евразийских степей. Сб. статей к юбилею проф. С. А. Плетнёвой. – М.; Йошкар-Ола, 2006. – С. 53–86. 1618 Ср.: Засецкая И. П. Относительная хронология склепов позднеантичного и раннесредневекового Боспорского некрополя. – С. 102. 1619 Зубарь В. М. Некрополь Херсонеса Таврического I–IV вв. н.э. – К., 1982. – С. 39. Такого же рода положение погребеннных с руками, скрещенными на груди или плечах, наблюдается в плитовых, грунтовых и комбинированных христиансих могилах сугдейского некрополя не ранее второй половины VIII в. (Майко В. В. Плитовые некрополи средневековой Сугдеи VIII–IX вв.//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2006. – Вып. 2. – С. 201).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около этого же времени видим типографию в волынском местечке Рохманове, где в 1619 г. напечатал свои проповеди Кирилл Транквиллион-Ставровецкий. С 1638 г. книгопечатание производилось в г. Кременце 423 . Впрочем, эти типографии прекратили свое бытие и действие еще в 1-й половине XVII в. После того на Волыни была только одна славяно-русская типография – почаевская. Начало книгопечатания положено в Почаеве еще в 1618 г. помещицею Анною Гойскою, но по смерти ее типография пришла в совершенный упадок и возобновлена уже в 1730 г. 424 Главною целью учреждения типографий было умножать число богослужебных книг как пособий православию. При этом просвещенные пастыри волынские, замечая многие погрешности в различных богослужебных книгах, ревностно заботились об их исправлении – сличая текст каждой назначаемой к печатанию книги с древними славянскими списками и с текстом греческим. Особенную ревность в этом деле показал Гедеон, епископ львовский: его старанием тщательно исправлены были и изданы ( в Стрятине) служебник и требник 425 . Следуя примеру досточтимого пастыря, львовское братство и после Гедеона не иначе издавало книги, как после предварительного сличения текста с подлинником и славянскими списками 426 . Братство острожских училищ не отставало от других в ревности о чистоте богослужебных книг. Изданный им в 1612 г. часослов поверен с греческим текстом и с древними славянскими списками, и разности между тем и другими отмечены знаками 427 . Памятниками духовного просвещения на Волыни в период унии служат многие переводы отеческих писаний, равно как и собственные сочинения просвещенных пастырей и проповедников церковных. Один из самых достойных представителей православного просвещения на Волыни был отчасти уже известный нам владимирский епископ Леонтий Карпович. Православные пастыри, паны и шляхта, граждане и даже грамотные поселяне по всему княжеству литовско-русскому с особенным наслаждением читали всегда слова Леонтия и называли его «подобным Златоусту в витийстве» 428 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около 1619 года он издал " Евангелие учительное " или " Слова на воскресные и праздничные дни " . Книга эта в Московском государстве признана была неправославною. Важнее для нас другое сочинение Кирилла " Зерцало богословия " , напечатанное в Почаеве в 1618 году. Замечательно, что оба сочинения посвящены знатным панам; первое Черторижскому, а второе молодому Ермолинскому с целью служить для него учебною книгою. Эти посвящения показывают, как литераторы нуждались в знатных покровителях. " Мала тебе сдается эта книжечка, - говорит автор в своем предисловии, - но прочитай-ка ее: увидишь высокие горы небесной премудрости! " " Зерцало богословия " разделено на три части: первая толкует, собственно, о существе Божием вторая заключает в себе космографию, третья - о злосливом мире или вообще о зле. Самая любопытная для нас вторая часть, изображающая мировоззрение тогдашних ученых людей. Мир разделяется на видимый и невидимый. Невидимый есть мир ангелов Кирилл принимает древнее разделение ангелов на девять чинов (престолы, херувимы, серафимы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы), из них, собственно, только ангелы распоряжаются видимым миром и над ними старейшина архистратиг Михаил (той за всем чином своим страж и справца всего видимого мира). Одни ангелы поставлены на страже стихий и воздушных явлений: огня, молнии, воздуха, ветра, мороза и пр. Другие содержат и обращают круг звездного неба (одного из девяти небес), особые ангелы приставлены к солнцу, луне, морю; иные приставлены к земным государствам, другие находятся при верных людях. Если Бог посылает ангелов к людям, то они надевают на себя " мечтательное " тело, иногда с вооружением; но это только призрак, потому что где бы кузнецы взяли на небесах металл ковать ангелам вооружение? Дьяволы, падшие духи, темные и отвратительные, разделяются на три вида: воздушные, водяные и подземные. Воздушные делают человеку зло разными изменениями воздуха: вихрями, бурями, градом, заразою воздуха и пр. Земные искушают людей на всякое зло, но они власти не имеют не только над людьми, но и над свиньями; они только подсматривают за человеком, и если у человека обнаруживается побуждение к дурному, они подстрекают его.

http://sedmitza.ru/lib/text/435648/

Некролог Сильвестра: ТКДА. 1909. 1; Ист. в. 1909. 1. С. 427; Флоровский. С. 380 и след.; Глубоковский (1928). С. 15 и след., 91. Об истории Киевской Академии в 1860–1877 гг. см. также: Корольков И. Преосв. Филарет (Филаретов) как ректор Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1882. 12. 1609 Гроссу Н. С. Профессор В. Ф. Певницкий как гомилет, в: ТКДА. 1911. 9; Флоровский. С. 389; Глубоковский (1928). С. 21. 1610 Кудрявцев Н. И. Профессор М. А. Олесницкий, в: ТКДА. 1905. 4. С. 675–704, особенно 677. Его брат А. А. Олесницкий (1842–1907) был много лет профессором древнееврейского языка в той же академии (ТКДА. 1907. 10); Савва (Хроника. 5. С. 773) пишет, что А. А. Олесницкий был выдающимся знатоком этого языка. 1611 О Дмитриевском см.: Глубоковский (1928). С. 63 и след., 78, 86, а также: Gabriel P. A. A. Dmitrievskij (1856–1929), в: Het Christelijk Oosten en Hereniging. 7 (1954/55). S. 29–37, 212–225; 8 (1955). S. 163–176. О Димитрии Ковальницком: Титов Ф., в: ТКДА. 1914. 6. 1612 Богородский Я. А. Митр. Антоний (Вадковский) в казанский период его жизни и деятельности, в: Прав. соб. 1913. 2. С. 263. Антоний Вадковский был учеником Никанора Бровковича. О Казанской Академии после 1870 г. (сочинение Знаменского охватывает период до 1870 г.) см.: Терновский С. А. Историческая записка (1892); Харлампович, в: ПБЭ. 8. Стб. 710 и след., 769–843. 1613 Знаменский. 1. С. 263; Терновский. Ук. соч. С. 10–16; Харлампович. Ук. соч. Стб. 774; ср. § 20, прим. 179. 1614 См. также: Савва. 9. С. 495; Прав. соб. 1895. 9. С. 11; ПБЭ. 3. Стб. 630 и след. 1615 Богородский. Ук. соч.; см. § 9. 1616 О П. Знаменском: ПБЭ. 5. Стб. 720–724; 8. Стб. 729 и след.; а также см. Введение Б. 1617 Флоровский. С. 445–450; Зеньковский. 2. С. 102–118. 1618 Родосский. С. 161–164; ПБЭ. 5. Стб. 775 и след.; Глубоковский (1928). С. 55 и след. 1619 ПБЭ. 8. Стб. 777. Бердников читал церковное право в 1865–1914 гг. (там же. 3. Стб. 394; 8. Стб. 740). Из профессоров Казанской Академии в этой связи достоен упоминания еще Ф. А. Курганов, читавший в 1881–1917 гг. церковную историю Нового времени, автор многих работ в этой области. При обсуждении развития богословских наук во 2 томе мы скажем и о других ученых и их трудах. 1620

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В XVII-XVIII вв. усилиями гуманистов был создан необходимый для критической работы с евр. текстом ВЗ инструментарий: издания, грамматики и словари. К вышедшим ранее полиглоттам и раввинским Библиям прибавились Парижская (1629-1645) и самая полная Лондонская (1654-1657) полиглотты. Кроме того, появилось множество справочных изданий масоретского текста (MT): Й. Буксторфа -старшего (Biblia sacra hebraica et chaldaica/Stud. J. Buxtorfi. Basileae, 1611; 1618-1619. 4 vol.), И. Атиаса (1661), И. Леусдена (1667), Д. Э. Яблонского (1699), Э. ван дер Гута (1705), И. Г. Михаэлиса (1720) (см. ст. Библия , разд. «Рукописи и издания»). Грамматики евр. языка издали В. Ф. Капито (1525), С. Пагнинус (1526). Грамматика Буксторфа-старшего (1609, 1651), знатока раввинистической лит-ры, отличалась тщательностью изложения и отношением к библейскому языку как к священному. В грамматике А. Данца (1686) евр. язык был описан вне его связи с раввинистической традицией. Было признано значение др. семит. языков для понимания древнеевр. текста, что вызвало публикацию грамматик араб. (Г. Постель. 1527), арам., или халдейского (Мюнстер. 1527), и сир. языков (П. Видманштад. 1555; А. Мазиус. 1571). Неск. позже в поле зрения ориенталистов попали эфиоп. язык и самаританский диалект арам. Комплютенская полиглотта содержала словарь Vocabularium hebraicum totius Veteris Testamentis (Еврейский словарь всего Ветхого Завета). Большим авторитетом пользовался Lexicon Chaldaicum Talmudicum et Rabbinicum (Халдейский талмудический и раввинистический словарь), издававшийся 3 поколениями семейства Буксторфов (впервые в 1607). Для XVII в. характерно издание многоязычных словарей семит. языков: пятиязычный словарь В. Шиндлера (1612) и семиязычный - Э. Кастеллуса (1669). Долгое время евр. язык считался матерью всех языков, священным языком, от к-рого произошли остальные, но, начиная с работ А. Шультенса (1733), он оценивается наравне с др. семит. языками, а главное место в этой языковой семье отводится араб. Распространению идей Шультенса способствовал И. Д. Михаэлис .

http://pravenc.ru/text/149119.html

Он не отменяет закона 1610 , и спорные свидетельства о даровании нового гласит разве то, что он утвердит незыблемо влияние Торы, освободит ее от внешних стеснений, запечатлеет иудейскую ревность и откроет простор для чистейшего номистического влияния со всей непосредственностью и абсолютностью 1611 . Изменения не простираются далее того, чтó вызовет трансформация во внешней обстановке, при чем люди будут уже не упражняться, а наслаждаться. Ясно, что и Мессия равно повинен пред заповедями исполнением их, которое помогает его религиозному возрастанию до возможной степени. Тому же, конечно, способствуют и страдания в качестве чрезвычайного орудия к достижению преизобильных наград. Они просто средство его нравственного саморазвития и необходимы ему для последнего 1612 . Это достаточно подтверждается раввинским изображением достоинства Мессии. Он велик, но больше всего сравнительно с прочими святыми мужами 1613 , потому что выше Авраама, Моисея, Ангелов и всех нас 1614 . Его личное превосходство сопровождается не менее преимущественным результатом, хотя существо самой миссии остается одинаковым по своему содержанию 1615 . «Каков был первый Избавитель (Моисей), таков будет и второй (Мессия): тот появился и исчез (при бегстве из Египта), а затем, чрез девять месяцев, снова выступил; этот – в свою очередь – покажется, будет невидим и опять откроется» 1616 . «Как первый, так и второй Избавитель. О том говорится (в Исх. 4:20 ): «и взял Моисей жену свою и сыновей своих и посадил их на осла»; об этом замечено (у Захар. 9:9 ), что он «кроткий (бедный), сидящий на осле " " 1617 . При подобном воззрении вполне нормально, что – по иудейской теологии – «возвеличению Мессии предшествует время его уничижения 1618 , когда он сам возрастает и укрепляется до потребной зрелости 1619 . Не выходит из этих рамок и его «прокаженность». Напротив, допускалось, что «у кого окажется один из четырех цветов проказы (ср. Лев. 13 гл.), то он подобен жертвеннику очищения»: настолько умилостивительно это страдание! Для праведника оно бывает залогом особенного вознаграждения в здешней или будущей жизни 1620 , и в обоих случаях это точно удовлетворяет фарисейскому образу Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1618 Мы думаем, что такое решение будет крайним. Для нас не менее истинно, что, разумеется, свободомыслие иудейское, обнаруживавшееся в более легком распутывании номистических коллизий по сравнению с казуистической суровостью шаммантов. Само по себе оно ничуть не свидетельствовало о греческой культурности. В равной мере твердо, что усвояли Гамалиилу I – му многое, что принадлежит собственно Гамалиилу II (к концу I – го и во II-м в.), 1619 дабы оградить подобную традицию великим именем того, кто был «славой закона». При всем том просвещенность учителя Павлова не есть совершенный миф. Аргументы иного рода далеко не убедительны. Ссылаются, что Гамалиил I приказал изъять из употребления таргум на книгу Иова. Это правда, но тут не видно еще прямой нетерпимости к эллинским знаниям. Едва ли этот труд был греческий, а потому и запрещение его имело причины совсем не в антипатиях к эллинизму. Об истинных мотивах можно догадываться по другому упоминанию, что метургеману (толмачу) не дозволялось читать (заранее составленный) перевод Писаний, дабы таковой не получил авторитетности среди народа. В этом духе, конечно, действовал и Гамалиил, который не желал, чтобы распространялись частные понимания, почему должен был противиться всяким парафразам, способным внедрить учения, чуждые строгому раввинизму. В этих целях и заботились удержать ключ разумения в верных руках и обеспечить правильное применение тем, что не допускали закрепления в письмени не санкционированных мнений и для усвоения ортодоксальной мудрости заставляли обращаться непосредственно к ее безупречным блюстителям, которые были вполне компетентны и умели сообщать здравые толкования в надлежащей форме. Ясно, что данный факт утверждает номистическую репутацию Гамалиила I и вовсе не говорит о его убеждениях по вопросу о греческом просвещении. О последнем прямее гласит другое указание: «членам дома раббана Гамалиила дозволили учиться погречески, потому что они находятся в сношениях с правительством». Конечно, тут делается важная оговорка в самом разрешении, но ни откуда не вытекает, будто Гамалиилу только прощали греческую осведомленность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Но сам Филарет, зная любовь сына и свой долг к России, давал знать Москве, чтобы для него не уступали Польше ни клочка земли. По заключении мира Польшею под стенами лавры сергиевой (декабря 1618), Филарет (в июне 1619 г.) возвратился в Москву и тогда же поставлен был в Патриарха иерусалимским Патриархом Феофаном. Юность и любовь сына уступили многой опытности отца. Патриарх был не только советником, но и соправителем Царю. Имя его являлось в грамотах наряду с царским; он участвовал в государственных распоряжениях, решал вместе с Царем дела, выходившие из круга дел святителя. «Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея России и отец его великий Государь Святейший Патриарх Филарет Никитич московский и всея России указали», так писали тогда в указах. Филарет в самом начале своего правления представил Государю все внутренние неустройства и для устранения их предложил меру простую, но весьма важную по последствиям: произвести всеобщую поземельную перепись государству. Земский совет вполне одобрил предложение Патриарха. – Когда составилась перепись; правительство стало знать, с кого и чего требовать и доходы государственные увеличились. Помещикам определен рубеж, за который никто не мог простирать своего права; собственность каждого обеспечена, тогда как прежде своеволие грабило чужое и с трудом могло быть уличено в грабеже; вместе с тем большая часть тяжб пресеклась сама собой. Крестьяне перестали бродить с места на место и в нищенской праздности предаваться пьянству и грабежам 55 . Хорошо зная людей по тяжкому опыту, строгий Патриарх неумолимо преследовал испорченных бояр наказаниями и обучал покорности. Воеводам и приказным людям строжайше запрещал притеснять крестьян и посадил людей, которых они заставляли делать на себя свои изделия, молоть, толочь и печь хлеб, пахать на них пашню и косить сено 56 . Дела войны и мира с вероломными соседями не решались без него, иностранные послы, после представления Царю, являлись к Патриарху. Вообще все десять лет патриаршества его посвящены были преимущественно делам Государства, расстроенного временами самозванцев 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не ясно, почему здешние грунтовые погребения середины IX – первой половины X в., выполненные в деревянных гробах и преимущественно безынвентарные, надо считать праболгарскими, а соседствующие с ними плитовые могилы христианскими? Ведь крещеных хоронили и в тех и в других, в одинаковом положении, на спине, с ориентировкой на запад при некотором отклонении на север или юг. Их этническое своеобразие, антропологические признаки отступали перед этим главным, что приобщало к миру ромеев, к миру великой православной культуры. О «биритуальности погребального обряда» в этом случае говорить не приходится 1614 . К слову, аналогичная картина прослеживается в тепсеньском некрополе середины VIII – второй половины IX в. 1615 Обнаруженные здесь стелообразные, с высеченными или вырезанными изображениями крестов, а также крестовидные каменные надгробия подобны встречающимся в некрополях Херсона, Боспора, Сугдеи, Суук-Су, Лучистого, Скалистого, Гончарного, Сахарной Головки, то есть принадлежат ромеизированному населению, разделявшему византийские ментальные ценности 1616 . На то же указывают результаты раскопок тепсеньского жилого комплекса в 1949 г., где были обнаружены три бронзовых нательных крестика, склепанные из бронзовых пластинок (вторая половина VIII – IX в.), а также находка в доме-пятистенке поливного белоглиняного блюда с изображением рыбы, которое могло служить в качестве дискоса 1617 . Симптоматична и находка на Тепсене раннего епископского «ленного» перстня, который, вероятно, передавался из столетия в столетие 1618 . В культурном слое вместе с двумя дирхемами середины IX в. при раскопках христианского храма, исследовавшегося в 1998 г., был обнаружен обломок формы для отливки христианских медальонов-амулетов с изображением креста в круге, так называемых «самоварчиков " -ладанок, и крупных ключей, а на дне пифоса из постройки второй половины IX – первой половины X в. оказалась сердоликовая восьмигранная вставка в перстень с характерным раннехристианским изображением креста и двух рыб по бокам 1619 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1616 Бабенчиков В.П. Итоги исследования... – С. 88–146, рис. 14, 15; ср.: Веймарн Е.В., Айбабин А.И. Скалистинский могильник. – К., 1993. – С. 195–196; Виноградов А. Ю., Джанов A.B. Греческие надписи Сугдеи//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2004. – С. 413– 414, 1618 Майко В.В. Ранньохристиянська зhaxiдka на салтово-маяцькому noceлehi Тепсень у Nibдehho-Cxiдhoмy Криму//Apxeoлoriя. – 2002. – 1. – С. 137–138. 1619 Майко В.В. О локализации Фулл... – С. 142; Майко В.В. Археологические исследования на плато Тепсень в 2001 г. – С. 180. 1622 Мовсэс Калакантуаци. История страны Алуанк/Пер. с древнеарм. Ш.Б. Смбатяна. – Ереван, 1984. – С. 124; Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М., 1990. – С. 145. 1623 Баранов И А. Таврика в эпоху раннего средневековья. – 133–139; Баранов И А. Таврика в составе хазарского каганата: Автореф. дис.... д-ра. ист. наук/ИА НАНУ – К., 1994. – С. 29 (автор связывает с тюрками пять «салтовских церквей»: в Героевском, Пташкине, в Поворотном, на Тепсене и Кордон-Обе); Майко В.В., Фарбей О.М. Xpucmuяhiзaцiя тюрко-болгар Криму в cbimi apxeoлoriчhux джерел//Apxeoлoriя. – 1995. – – С. 74; Айбабин А.И. Крым под властью хазарского каганата. – С. 7. 1624 Баранов И.А. Таврика в эпоху... – С. 139. Впрочем, называть их «базиликами с постропильными крышами и циркульными апсидами» некорректно, ибо базиликальная форма не предполагает однонефность (ср.: Баранов И А. Таврика в составе... – С. 29). 1625 Романчук А.И. Раскопки сельского поселения в низовьях реки Бельбек//АДСВ. – Свердловск, 1976. – Вып. 13. – С. 9–23, рис. 4; Баранов И А. Таврика в эпоху... – С. 133–139, рис. 52,53. 1627 Сорочан С.Б. Рання Biзahmiя: cbimлo для живих i мертвих//Cxiд-3axiд: Гcmopuko-kyльmypoлoriчhuй збiphuk.– Xapkib, 1999. – Вип. 2. – С. 65–67. 1628 Лысенко A.B., Тесленко И.Б. Античные и средневековые памятники горы Аю-Даг//. Алушта и алуштинский регион с древнейших времен до наших дней. – К., 2002. – С. 63. 1629 См.: Колонтович Н. О раскопках Д.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010