Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († ок. 1620 или ок. 1640, Вильно), сведенный с кафедры патриарх Московский и всея Руси, грек. По свидетельству архиеп. св. Арсения Элассонского , И. прибыл в Москву в сане епископа Иерисского и Св. Горы для участия в венчании на царство Бориса Феодоровича Годунова , состоявшемся в сент. 1598 г. ( Арсений. 1998. С. 172). Однако большинство исследователей полагают, что И. приехал в Россию в 1594 или 1595 г. ( Папулидис. 1977. С. 154-156). Архиерей остался в России, в 1603 г. был назначен на вдовствовавшую с 17 февр. 1601 г. Рязанскую кафедру. Исследователи объясняют длительный период жизни И. в России на покое (с 1594-1595 по 1603) плохим знанием языка и особенностей рус. церковной жизни ( Ульяновский. 1991. С. 54-55). Игнатий, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. 1672 г. (РНБ. F.IV.764. Л. 102) Игнатий, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. 1672 г. (РНБ. F.IV.764. Л. 102) Повинуясь воле патриарха св. Иова , И. анафематствовал объявившегося в Речи Посполитой Лжедмитрия I и даже, судя по десятне (список городовых дворян и детей боярских) 19 мая 1604 г., отправил в собранное против самозванца войско архиепископских детей боярских. Однако вскоре И. активно поддержал самозванца. Первым из рус. архиереев он признал в нем царевича Димитрия и в таком качестве встретил его в Туле, присягнул ему и привел к присяге других. После насильственного сведения в нач. июня 1605 г. с Патриаршего престола свт. Иова Лжедмитрий пожелал видеть во главе Русской Церкви И. Избрание И. патриархом совершилось на заседании Освященного Собора, где было утверждено смещение свт. Иова. 30 июня 1605 г. состоялась интронизация И. По распространенному в историографии мнению, поставление И. совершилось по греч. чину, в к-ром в сравнении с аналогичным рус. чинопоследованием 1589 г. были опущены неск. обязательных, с т. зр. российского духовенства, элементов, в частности, по-видимому, не была повторена архиерейская хиротония.

http://pravenc.ru/text/293447.html

В расходных книгах П. О. м. за 1568-1569 гг. содержатся сведения о выплате денег за написание икон в Вологде Харитону Исакову (Харе Иконнику) и Иоасафу Иконнику. Мн. изделия художественных промыслов и иконы исполняли в обители монастырские служители, вотчинные крестьяне и сами насельники. П. О. м. являлся «значительным центром художественной культуры на Русском Севере… Описи монастырского имущества XVII в. дают основание для вывода, что храмы и ризницы монастыря были подлинными сокровищницами русского искусства, где хранились уникальные произведения живописи, мелкой пластики, ювелирного и декоративно-прикладного искусства», в т. ч. деревянные и каменные резные иконы, «таблетки» - иконы на проклеенных холстах (21 изображение владычных праздников и святых), серебряные и костяные панагии, драгоценные оклады, «тощие свечи», набойчатые пелены ( Рыбаков. 1995). В П. О. м. подвизались: прп. Лонгин Коряжемский (на его гробнице лежала икона Животворящего Креста Господня из обители), прп. Адриан Монзенский и его духовный друг старец Пафнутий (с 1605 митрополит Сарский и Подонский). Игум. Исидор в 1589 г. подписался под соборным деянием об учреждении Патриаршества. XVII-XVIII вв. В период Смутного времени , 1 мая 1614 г., со стороны р. Шексны, вол. Череповесь и Белозерского у. на территорию Вологодской епархии напали «воры казаки и черкасы», опустошившие в т. ч. П. О. м. Троицкий собор. 1505–1516 гг., 1-я четв. XVII в. Фотография. Нач. ХХ в. Троицкий собор. 1505–1516 гг., 1-я четв. XVII в. Фотография. Нач. ХХ в. В 1605-1610 гг. Троицкий собор, а в 1625 г. ц. прп. Павла были капитально перестроены. У сев.-вост. угла собора был устроен придельный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи на 2/3 высоты собора и во всю длину его фасада. По описанию В. В. Седова, «композиция этого придельного храмика состояла из небольшого четверика... глухого, но довольно стройного восьмерика и, наконец, стройного и высокого восьмигранного шатра, завершенного восьмигранным барабаном с главкой... Четверик придела по краям северного фасада обработан лопатками...

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Получив донесение Плещеева и Пушкина о событиях в Москве, Самозванец немедленно отправил сюда из Тулы боярина кн. Вас. Голицына, кн. Вас. Рубца-Мосальского и дьяка Богд. Сутупова, которым, по свидетельству летописца, «велел цареву Борисову жену и сына ея убить», а 3-го июня поехали из Москвы в Тулу многие вельможи, чиновники, граждане – все с повинной к Самозванцу. Что касается исполнителей воли Самозванца, они, по прибытии своем в Москву, начали с угодника Годуновых, патриарха Иова: вытащенный, среди священнодействия, из Успенского собора, патриарх, в одежде простого инока, был посажен на телегу и прямо с места отправлен в Старицу, для тесного заключения в одном из тамошних монастырей. Затем повезли в дальние низовые и сибирские города родичей царских: Годуновых, Вельяминовых, Сабуровых и, наконец, дошла очередь до собственной семьи Бориса, юный представитель которой, уже пленник счастливого Самозванца, должен был заплатить жизнью за несколько дней пользования достоинством царским. 10 июня 1605 г., Голицын и Мосальский, сопровождаемые чиновниками Молчановым и Шерефединовым с тремя стрельцами, отправились в дом Борисов, нашли царственных узников грустно сидящими друг подле друга и тотчас же развели их по разным покоям. С царицей Марией Григорьевной злодеи покончили скоро, удушив ее в несколько мгновений; «царевича ж – свидетельствует летописец, – многие часы давиша, яко ж не по младости в те поры дал ему Бог мужество: те ж злодеи ужасошася, яко един с четырьмя боряшеся; един же от них взять его за тайные уды и раздави» 59 . Впрочем, этот отвратительно ужасный род смерти Федора был, может, облегчен несколько, потому что существует еще одно известие, будто «царь Федор нача убийц со слезами молити, чтобы скорою смертию живот его прекратили… един же от убийц взем древо велие и удари Федора по раменам» 60 . Во всяком случае, несчастный Федор умер смертью мученика, и на теле его, выставленном для позора вместе с телом царицы, проживавший тогда в Москве иноземец Петрей явственно видел следы задушения. В то же время из Архангельского собора вытащили нарочно пробитым в стене отверстием гроб Борисов и, несколько дней спустя, все три гроба были зарыты, без всяких почестей, на погосте бедного Варсонофьевского монастыря в Москве, служившего тогда убогим домом, т.е. местом погребения безродных, убогих странников 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Повесть о житии царя Федора Ивановича Подготовка текста В. П. Бударагина, перевод и комментарии А. М. Панченко «Повесть» написана в царствование Бориса Годунова, то есть между 1598 и 1605 гг. Автор «Повести» Иов в молодости принял постриг в Старице, в Успенском монастыре, где около 1569 г. стал архимандритом. Впоследствии настоятельствовал в столичных монастырях, Симоновом и Новоспасском. С апреля 1581 г. – епископ Коломенский, с января 1586 г. – архиепископ Ростовский, с 11 декабря 1586 г. – митрополит Московский и всея Руси. Иову было суждено стать первым русским патриархом (посвящен в кремлевском Успенском соборе 25 января 1589 г.). Близкий к Борису Годунову, Иов остался верен и несчастному его сыну Федору Борисовичу, убитому сторонниками Лжедмитрия. В июне 1605 г. приверженцы самозванца «свели» Иова с патриаршества, схватив его во время службы в Успенском соборе и ограбив его палаты. На убогой телеге Иов был увезен в Старицу; там, ослепший, он умер 19 июня 1607 г. Иов был довольно плодовитым автором. Ему принадлежат «Духовная грамота» (с автобиографией и панегириком Борису Годунову), ряд посланий (царице Ирине по случаю смерти ее дочери Федосьи, грузинским царю и митрополиту, и др.), канон и службы Иосифу Волоцкому по случаю установления общерусского праздника этому святому. Творческие установки и стиль Иова типичны для официальной литературы «второго монументализма» с ее жесткой этикетностью, пышной риторикой и даже демагогией. В «Повести» Иов изображал не столько то, «что было», сколько то, «что должно было быть». Это сказывается в отборе фактов, в их интерпретации, в обрисовке главных персонажей. Их в «Повести» три: последний монарх из дома Калиты Федор Иванович (1557–1598, венчался на царство 31 мая 1584 г.); его ровесница и жена (с 1580 г.) Ирина Федоровна Годунова, которая, овдовев, постриглась в Новодевичьей обители с именем Александры; царский шурин Борис Федорович Годунов, достигший полноты власти уже в царствование Федора Ивановича (Годунов получил высшие чины «конюшего боярина», «царского слуги», а также особый, ранее в государственной практике не существовавший титул «изрядного правителя»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указанные исторические документы позволяют нам сделать несколько существенных поправок и в биографии святителя Феодосия, рассказанной в издаваемом нами «житии» с большими неточностями. Так, мы затрудняемся поверить рассказу в житии о двукратном путешествии архиепископа Феодосия в Москву на пространстве столь незначительного времени: в первый раз в 1602 году, по вызову патриарха московского Иова (1589–1605), «со освященными водами» и для хиротонии в архиепископа астраханского, и вторично в 1605 году, 11 по принуждению, когда «нечестивии народи града Астрахани», возмущенные его обличениями против «безбожного и нечестивого Ростриги», который выдавал себя за сына царя Ивана Васильевича Грозного, царевича Димитрия, чудесным образом спасенного от руки убийц в Угличе, по выражению жития «устремишась на его святопомазанную главу, отведоша его из дому владычня в Троицкой монастырь, а ис Троицкого монастыря отпустиша его в царствующий град Москву со многим безчестием, и поставиша его пред нечестиваго царя Ростригу». Это, во-первых. Во-вторых, мало вероятен рассказ составителя жития Феодосия, архиепископа астраханского, и о том, что этот архипастырь, энергично и настойчиво проповедавший в Астрахани «в народе, яко царь нечестив явися и не правоверен», и в Москве пред лицом Лжедимитрия, не смотря на «великие устрашения», мужественно и безбоязненно говоривший: «ведаю де, что ты царь, а имя твое Бог весть, а прирожденный царевич Дмитрей Иванович убит на Угличе, и мощи его там же», потом покорно согласился встать в число членов проектированного Самозванцем государственного совета, а чрез год подносил даже русскую «царскую корону» жене «Ростриги», польке Марине Мнишек. Для устранения указанных противоречий между несомненными историческими фактами и рассказами биографа архиепископа Феодосия необходимо, по нашему мнению, допустить то весьма вероятное предположение, что списатель жития в изложении исторических событий впадает в хронологическую непоследовательность, т. е. произвольно разделяет события, следовавшие непрерывно одно за другим, и позднейшие из них выдвигает наперед. По нашему мнению, события в жизни архиепископа Феодосия следовали приблизительно в таком порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Когда Лжедимитрий вступил в пределы России, патриарх в Москве клятвенно уверял народ в смерти Димитрия, убеждал не верить самозванцу и помнить присягу, данную Борису, рассылал об этом грамоты по Москве к начальникам полков, по городам к воеводам и др., сам служил молебны за Бориса, посылал монахов в Путивль для увещания жителей, изменивших царю и в 1605 г. (в янв.) разослал по всей России грамоту, что Сигизмунд польский поддерживает Лжедимитрия с целью попрать православную веру в России и православных обратить в латинскую и люторскую веру, предписывая духовенству читать эту грамоту во всех церквах, служить молебны о даровании победы над самозванцем и проклинать его вместе со всеми государевыми изменниками. Но все это не действовало. Самозванец шел к Москве и становился сильнее. Между тем Борис умер (13 апр. 1605 г.). Москва, все войско и Россия присягнули Феодору Борисовичу. Но скоро обнаружилась измена. Сначала некоторые бояре, затем войско перешли на сторону Лжедимитрия. Москва поддалась и также признала его за истинного царевича. Иов плакал и молил бояр усмирить возмущение парода. Но и это не действовало, как не действовали прежние клятвы, увещания и удостоверения. Москва присягнула Лжедимитрию и грамотой звала его на престол. Но Иов остался непреклонным. И вот, когда он (10 июня) совершал службу в Успенском соборе, сюда ворвалась толпа с оружием и повлекла его из алтаря. Иов снял с себя панагию и, полагая ее пред Владимирскою иконой Богоматери, со слезами проговорил: «о, пречистая Владычица Богородица!... Я грешный 19 лет правил словом истины, хранил целость православия, ныне же по грехам нашим, как видим, на православную веру наступает еретическая; молим тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами твоими православие». Толпа озлобилась, с позором волочила святителя по церкви, с побоями повлекла на лобное место, крича, что он «наияснейшего царевича Димитрия расстригою сказует». Патриарший двор был разграблен. Патриарх в чернеческой одежде и на простой телеге был отправлен в заточение в Старицкий Успенский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

55 Публикация представляет собой речь В.О. Ключевского , прочитанную в пользу пострадавших от неурожая в Поволжье. Впервые опубликована в Богословском Вестнике в 1892 г. I (Сергиев Посад). Публикуется по последнему изданию: Ключевский В, Очерки и речи. Второй сборник статей. М., 1913. С. 140–162. 56 Годунов Борис Федорович (ок. 1552–1606) – впервые упомянут в 1567 г. как член Опричного двора; около 1570 г. женился на дочери Малюты Скуратова; около 1574 г. сестра Годунова Ирина Федоровна – жена царевича Федора (будущего царя Федора Иоанновича); с 1580 г. – боярин. При царе Федоре с 1587 г. – фактически единоличный правитель государства. После смерти Федора Земским собором в 1598 г. избран царем. В 1598 г. добился от константинопольского патриарха Иеремии согласия на учреждение патриаршества в России (первый патриарх – Иов). 58 Лжедмитрий II (ум. 1610) – самозванец, происхождение неизвестно. Появился в 1607 г. в Стародубе-Северском, выдавал себя за царя Дмитрия Ивановича, якобы спасшегося во время московского восстания 1606 г. (т. е. за Лжедмитрия I). Поддержанный поляками и частью русского боярства, в том числе Романовыми, в мае 1608 г. разбил под Волховом войска Василия Шуйского и встал лагерем в с. Тушино под Москвой. Тайно обвенчался с вдовой Лжедмитрия I Мариной Мнишек, «признавшей» его своим спасшимся супругом. После начала открытой интервенции Польши в 1609 г. потерял поддержку поляков. Бежал в Калугу, где был убит. 59 Шуйский Василий Иванович (1552–1612) – князь, с 1584 г. боярин; в 1591 г. возглавлял следственную комиссию по делу о смерти царевича Дмитрия Ивановича. В июне 1605 г. перешел на сторону Лжедмитрия I, в мае 1606 г. возглавил заговор против него; после восстания в Москве н гибели Лжедмитрия I занял царский престол; дал «крестоцеловальную запись», ограничивавшую его власть; 17 июля 1610 г. свергнут, пострижен в монахи; вывезен поляками в Польшу, где умер. 60 Гермоген (ок. 1530–1612) – церковный деятель, патриарх. В 1578 г. постригся и стал архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря. С 1589 г. – митрополит Казанский. В 1605–1612 гг. патриарх. Требовал принятия православия Мариной Мнишек, польским королевичем Владиславом, претендовавшим на русский престол. В 1610 г. выступил против присяги бояр польскому королю Сигизмунду III и призывал к восстанию против польских оккупантов. Польские власти в Москве содержали его под домашним арестом, затем в темнице Чудова монастыря в Кремле, где он умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Гоголь отмечал в том же письме, что « в архитектуре много замечательного, хотя много также и обезьянства, и вообще отсутствие оригинальности». Неизвестно, знал ли русский писатель во время своего пребывания в Мюнхене о том, что в коллекции сокровищ Королевского дворца имелся и «российский след» - несколько уникальных святынь, некогда принадлежавших Московским царям? Речь идет о таких святынях музея-сокровищницы (Schatzkammer), как список иконы Божией Матери «Смоленская» ( «Marienbild», инвент. 64) и серебряный с позолотой ковчег-мощевике (инвент. 65). Икона (см. фото) выполнена в XVI веке в Москве, имеет серебряный позолоченный оклад, украшенный драгоценными камнями. Позднее была украшена речными жемчужинами из Баварии. В Мюнхене икона пребывает с 1580 г. История ее принесения в Баварию до конца не выяснена. Икона помещена в музее в одной нише вместе с ковчегом, на поверхности которого имеются барельефные изображения святых Иоанна Предтечи и Дионисия Ареопагита. Время изготовления ковчега – 1602 г. Ковчег с мощами (кисти правых рук обоих святых) принадлежал сначала Русскому царю Борису Федоровичу Годунову (1552—1605), а позже его сыну – Федору Борисовичу (1589—1605). В Смутное время ковчег оказался во владении Польского короля Сигизмунда III (1566–1632), а в 1614 г. был им преподнесен в качестве подарка герцогу Баварии Вильгельму V Благочестивому (1548–1626). В Мюнхене «московские» части мощей святых Иоанна Предтечи и Дионисия Ареопагита в 1-й половине XVII века были извлечены из русского ковчега и помещены в специально изготовленные в 1620–1630 гг. в Аугсбурге позолоченные серебряные реликварии-кубки, украшенные стеклом и эмалями. В настоящее время эти реликварии с мощами размещены в одной из стеклянных витрин «Камеры реликвий» в музее «Резиденция» ( " Residenzmuseum " ). В той же «Камере реликвий» находится еще один выполненный в 1620 г. из зеленого бархата реликварий в форме головы, где также хранятся мощи святого Иоанна Предтечи (1. с. 148). Однако в отношении мощей святого Иоанна Предтечи существует много неясностей. Так, во Франции, в соборе г. Амьен, хранится нетленная глава, которую почитают как главу св. Иоанна. Еще одну главу Предтечи можно увидеть в римском храме Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме того, главы, приписываемые Иоанну, можно увидеть в турецкой Антиохи и одном из монастырей Армении. Согласно исламской традиции, местом хранения главы св. Иоанна Крестителя является мечеть Омейядов в Дамаске.

http://bogoslov.ru/article/1445782

156 Успенский Троицкий Дубенский монастырь близ села Стромыни Московской губернии Богородского уезда. Основан Прп. Сергием Радонежским по просьбе князя Димитрия Донского, обещавшего устроить монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Куликовская битва состоялась за несколько дней перед этим праздником), если он одержит победу над татарами. После Смуты пришел в запустение, поэтому в 1616 г. приписан к Троице-Сергиевой Лавре (ср.: комм. 80). 157 Пятницкая башня находится в юго-восточном углу монастыря, против нее, вне стен монастыря, располагалась Свитошная слобода. В Пятницкой башне существовал каменный «мешок», куда сажали преступников. 158 Иоаким IV, Патриарх Антиохийский, первый из четырех Восточных Патриархов, посетивший Россию, прибыл в Москву в июне 1586 г. По указанию Царя Феодора Иоанновича Борис Годунов вел с Иоакимом переговоры о возможности учреждения Московской Патриархии. 8 июля этого же года Патриарх Иоаким посетил Троице-Сергиев монастырь. 159 Иеремия II, Патриарх Константинопольский, занимал Константинопольский престол в 1572–1579, 1580–1584, 1586–1595 гг. В 1588 г. посетил Россию с целью сбора средств для обнищавшей Греческой Церкви. Был принят Царем Феодором Иоанновичем и беседовал с Борисом Годуновым, который сумел убедить Иеремию согласиться на создание Московской Патриархии. 26 января 1589 г. Патриарх Иеремия возвел Митрополита Московского Иова в достоинство Патриарха, а в 1590 г. созвал в Константинополе Собор православных Патриархов, который утвердил создание Московской Патриархии. Летом 1591 г. Иеремия направил в Москву терновского митрополита Дионисия с известием о признании русского Патриарха Константинопольским Собором. 160 Свт. Иов, первый русский Патриарх, в миру Иоанн, родился в Тверской губернии, принял монашество в 1556 г. в Старицком Успенском монастыре, где достиг сана Архимандрита; был Архимандритом Симонова монастыря, в 1575–1580 гг. возглавлял Новоспасский монастырь, с 1581 г. – епископ Коломенский. С 1586 г. – Митрополит Московский; в 1589 г. был возведен в достоинство Патриарха. В 1605 г. по распоряжению Лжедмитрия свт. Иов на телеге, в простой монашеской рясе, был отправлен в ссылку в Старицкий Успенский монастырь, Настоятель которого, Архимандрит Дионисий, встретил его с почестями и постарался сделать его ссылку по возможности безболезненной. В период правления Василия Шуйского Патриарх Иов отказался вернуться в Москву, продолжая жить в Старицком монастыре, и приезжал в столицу только один раз, по требованию Шуйского, – 20 февраля 1607 г., когда состоялась его встреча с Царем и новым Патриархом Гермогеном. Преставился свт. Иов в Старице 19 июня 1607 г. Его прах был перевезен в Успенский собор Московского Кремля в 1652 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Управлял до 1572 года. Но когда и где скончался, неизвестно. Ист. Карамз. ч. 9, прим. 268. Ист. Росс. Иерарх. ч. 2, стр. 94. 43 . Иона (с 1574 г.) Откуда возведен на кафедру и когда скончался остается неизвестным. Погребен же при Ростовском соборе по правую сторону алтаря. – Ист. Росс. Иерарх. ч. 1, стр. 121. 44 . Давид (с 1578 г.) Правив около 3-х лет, сделался жертвою современных смут. 45 . Евфимий (с 1583 г.) Епископствовал года три. Но когда именно скончался и где погребен, остается неизвестным. 46 . Иов (с 1586 г.) Хиротонисан 16 Апреля 1581 г. в Епископа Коломенского. Через пять лет переведен в Ростов Архиепископом, а 1587 г. наименован Митрополитом Всероссийским. Наконец, 26 Января 1589 г., первый возведен был на Патриарший престол. Пастырская жизнь его, протекшая среди борьбы с напастями, представляет нам силу веры и благочестия, твердость духа и смирения, коим увенчал он доблести свои. 47 . Варлаам (с 1587 г.) Хиротонисан в Архиепископа из настоятелей Кириллова монастыря. В 1589 возведен в сан Митрополита. Управлял паствою лет около пяти. МИТРОПОЛИТЫ 48 . Иона 2-й (с 1602 г.) Время правления его не определяется с точностию. В последние годы жительствовал в Владимирском Рождественском монастыре. Погребен же в Ростовском соборе. 49 . Кирилл 4-й (с 1605 г.) Из архимандритов Владимирского Рождественского монастыря. Общественными смутами, при первом самозванце, удален был с кафедры. Но в Июне 1612 г. паки занял оную. Погребен в Ростовском соборе. 50 . Филарет Никитич Романов (с 1606 г.) Знаменитый родоначальник Державного Дома Романовых. На кафедру Ростовскую поступил из иноков Холмогорского Антониева Сийского монастыря. При самозванце втором был взят он и поруган Поляками в самом соборе. Потом, находясь в числе избранных послов к Сигизмунду, задержан был на целые годы в Варшаве. По возвращении же в Москву 24 июня 1619 года возведен на Патриарший престол. Почил 1 Октября 1633 г. и погребен в Успенском соборе. 51 . Варлаам (с 1620 г.) Из архимандритов Угличского Николо-улейминского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010