Так, присяга всем поименно членам семьи царской, исчисление которых начиналось с царицы Марьи Григорьевны, не имевшей, однако, никакой государственной опеки над царем-сыном, москвичи должны были клятвенно обещать «Семиона Бекбулатова и иного никого на Московское государство не хотети, и с ним не знаться и не дружиться, и не ссылаться грамотками и словом к нему ни на какое лихо не приказывати и к вору, который называется Князем Дмитрием Углецким не приставати….. и того вора на Московском государстве видеть не хотети», и проч. 48 Стало быть, новое правительство открыто боялось не только Самозванца, грозившегося быть в Москве «как на дереве станет лист разметываться» 49 , но даже титулярного царя казанского Симеона Бекбулатовича, старого слепца, мирно проживавшего в Твери. Кроме того, не доверяя главным вождям сил, безплодно облегавших Кромы, новое правительство поспешило отозвать в Москву кн. Мстиславского и двух князей Шуйских, будто бы необходимых для присутствия в царской думе, а предводительствовать войсками отправило ничтожного кн. Катырева-Ростовского и доблестного Басманова, которому условия местничества не позволяли быть старшим военачальником. Отпуская новых воевод и с ними новгородского митрополита Исидора, назначенного для приведения к присяге войска, Федор вручил им грамоты, в которых обещались воинам безпримерные награды после сорочин Борисовых, а герою Новгородсеверска сказал, в присутствии матери своей: «служи нам, как ты служил отцу моему!». Тогда же был отправлен нарочный гонец за кн. Бельским, сосланным при Борисе. Так начал правление свое 16-тилетний Федор, о котором современные хронографы свидетельствуют, что он «аще бо и юн сый летными числы, но смыслом и разумом многих превзыде сединами совершенных; бе бо зело изучен премудрости и всякаго филосовскаго естественнословия, и о благочестии присно упражняшеся; злобы ж и мерзости и всякаго нечестия отнюдь ненавистен бысть; телесною же добротою возраста и зрака благолепною красотою аки крин в тернии паче всех блисташеся» 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Катырев и Телятевский, нежданно явившиеся из-под Кром в Москву, принесли с собой весть, что царские воеводы кн. Вас. и Ив. Голицыны, Мих. Салтыков и сам Басманов, признав Самозванца истинным царевичем Дмитрием, передались и присягнули ему 7-го мая со всем войском. Вслед за таким страшным для Годуновых известием, Москва видимо начала доставлять переметчиков более и более сановитых, а царский двор видимо стал час от часу пустеть – и царь не мог не увидеть себя в положении почти крайнем. Впрочем, Федор, как некогда Борис, питал еще надежду поправиться и, вместо того, чтобы терять голову, продолжал распоряжаться по-царски, т.е. приказывал хватать ночью, допрашивать, если нужно с пыткой, и под стражей представлять в Москву лица, обвиненные в чтении и распространении грамоты Самозванца, что видно, например, из отписки угличского воеводы «о черном попе Онтоне», отправленной в Москву 25 мая 52 . Одновременно, может быть, с этой отпиской, получилось царем и донесение думного дворянина Татищева о смотринах княжны карталинской Елены, избранной Борисом в невесты сыну: «Елену – доносил Татищев – видел я в шатре у царицы: она сидела между матерью и бабкою на золотом ковре и жемчужном изголовье, в бархатной одежде с кружевами, в шапке, украшенной каменьями драгоценными. Отец велел ей встать, снять с себя верхнюю одежду и шапку; вымерил ея рост деревцом и подал мне сию мерку, чтобы сличить с данною от государя. Елена прелестна, но не чрезвычайно: бела и еще несколько белится; глаза у нее черные, нос небольшой, волосы крашеные; станом пряма, но слишком тонка от молодости. Ибо ей только 10 лет и в лице не довольно полна. Старший брат Елены гораздо благовиднее» 53 . Но Федору было тогда не до Елены, потому что Самозванец, оставив 19-го мая Путивль, прошел уже Орел и, следуя отсюда за войском, отправленным с кн. Вас. Голициным к Москве, безпрепятственно вступил в Тулу, где встретил, его как царя, рязанский архиепископ Игнатий, к епархии которого принадлежала тогда Тула. В то же время безпрестанно являлись в Москву гонцы с грамотами от Лжедмитрия, которых хватали и замучивали до смерти 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

1529 г. Слоним. старости Мих. Богуша Боговитиновича), 215 (Судная гр. 1595 г. Полоц. иезуитам на право влад. селами; архим. Алексей); II, 25 (Протестация 1608 г. от имени братства против униат. митроп. Потея), 26 (Протестация 1608 г. униат. братства против православных), 27 (Письмо 1608 г. Вилен. духовенства митроп. Потею с жалобами на Вельямина Рутского), 29 (Письмо 1608 г. о том же; архим. Самуил Сенчило), 30 (Протестация 1608 г. правосл. братства против Вел. Рутского), 31 (Декрет 1609 г. об изгнании Сенчила), 43 (Гр. 1611 г. архим. Рутскому быть наместником митроп. Потия), 44 (Гр. 1613 г. о присоединении к м-рю Минского Вознесенского), 45 (Гр. 1615 г. Вилен. Троиц. униат. м-рю на право основывать школы и учить на правах католич. школ); “Памят. кн. Витеб. губ. на 1867 г.”, 117 (Опись монаст. имений; упомин. архим. Алексей); “Акты Зап. Р.”, I, 224 (Гр. 1506 г. кн. Мих. Глинскому о дозвол. ему раздавать имущество в правосл. м-ри); II, 58 (Ж. гр. 1510 г. Польск. кор. Елене Иоаннов. на право поданья, jus patronatus, м-ря), 125 (Ж. гр. 1524 г. Лаврашев. м-ря архим. Алексею о предоставл. ему архимандрии Вилен. Троиц. м-ря; архим. Тихон); III, 144 (Ж. гр. 1584 г. православ. гражданам о предоставл. м-ря в их ведение и управление); IV, 18 (Уставн. гр. 1589 г. Вилен. правосл. гражданам об устроении при м-ре церков. братства), 35 (Подтверд. гр. 1692 г. Вилен. правосл. гражд. о предоставл. м-ря в их ведение и управл,), 75 (Гр. 1595 г. митроп. Мих. Рагозы правосл. духовенству братства), 94 (Гр. 1596 г. того же по жалобе Вилен. правосл. об отдаче в их вед. и управл. м-ря), 116 (Памят. запись 1597 г. о самовольн. отречении архим. Софрония от управл. обителью), 142 (Послание 1599 г. митр. Ипатия Потея о запечатании церкви в м-ре), 145 (Явка 1599 г. Вилен. православных об упорстве Стефана Зизания выйти из м-ря), 166 (Ж. гр. 1605 г. архим. Самуилу Сенчиле о предоставл. ему м-ря в пожизн. управл.), 175 (Окруж. гр. 1608 г. митр. Ипатия Потея об определ. иеромон. Вельямина Рутского епархиаль.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Именовалась: Ростовская и Суздальская; с 1149 г. – Ростовская, Суздальская, Владимирская и Муромская; с 1164 (по др., 1172) г. – Ростовская и Муромская; с 1198 г. – Ростовская, Суздальская и Владимирская; с 1213 (1214) г. – Ростовская, Переславская и Ярославская (выделена Суздальская кафедра); с 1226 г. – Ростовская и Ярославская; с 1389 (1390) г. – Ростовская, Ярославская и Белозерская (По Н.Д. Иерархия... С. 340, «...некоторые из Ростовских иерархов в XIV и XV веке именовались «и Угличскими», другие же «и Моложскими»); с 26.01.1589 – Ростовская и Ярославская; с 16.10.1799 – Ярославская и Ростовская. Викарные кафедры: Угличская, Рыбинская, Викариатство Ярославской епархии, Ростовская, Любимская, Тутаевская, Переславль-Залесская. 991 (?!) 993(?) 08.06.1023 Св. Феодор Грек, паки (1010–1014) 29.11.1054 1070(1073;1077?) 15.05.1089 08.05.1090? 04.11.1119 06.12.1119 21.09.1130 09.05.1131 01.10.1146 20.07.1149 Леонтий III, паки Леонтий III, 3-й раз Нестор, паки 16.07.1170 08.05.1172 11.03.1185 10.11.1189 23.01.1190 1213(1214) 20.06.1214 10.11.1214 10.11.1214 16.06.1216 10.11.1216 16.09.1229 1229(1230) 06.04.1231 06.04.1231 Св. Кирилл II 19.09.1262 в/у Св. Игнатий 19.09.1262 28.05.1288 1288(1289) 07.09.1328 12.04.1356 20.12.1379 06.01.1382 07.11.1385 1389/1390 28.11.1394 17.12.1394 Арсений II 14.03.1396 03.05.1416 12.07.1418 18.10.1426 13.04.1427 29.03.1454 09.05.1461 13.05.1462 06.08.1467 13.12.1468 23.03.1481 22.07.1481 15.01.1489 15.01.1490 15.01.1503 15.01.1506 28.08.1515 17.01.1520 12.05.1525 11.03.1526 03.09.1537 02.03.1539 19.05.1542 25.02.1543 17.03.1549 25.09.1566 19.01.1567 07.03.1574 Корнилий 10.05.1574 17.08.1576 10.07.1578 06.12.1582 25.03.1583 07.11.1585 09.01.1586 11.12.1586 05.06.1587 25.03.1603 18.03.1605 04.1606 30.06.1606 22.06.1619 06.1611 07.05.1616 22.07.1619 06.02.1620 10.07.1620 09.07.1652 22.08.1652 05.07.1691 05.07.1691 10.11.1701 Иоасаф II Лазаревич 04.01.1702 28.10.1709 24.06.1711 27.02.1718 13.07.1718 03.10.1730 13.04.1731 25.12.1741 13.05.1742 14.04.1763

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С началом 1589 г. наступал пятый год царствования сына и преемника Грозного, слабого Федора Ивановича, постника и молчальника на троне, монаха больше нежели царя, – и начинался пятый год царевания или полноправного распоряжения Россией шурина царского, Бориса Федоровича Годунова, о котором летописец повествует, что он «одарен был от Бога возрастом и человечеством и умом паче всех человек: образом своим и делами множество людей превзошел, и никто же бе ему от царского сигклита подобен во благолепии лица его и в рассуждении ума его, и велеречив зело, и многое дивное о себе творяше» 1 . Облеченый в знатный сан конюшего, с титлом ближнего великого боярина и взанием наместника царства казанского и астраханского, шурин царский уже не боялся соперничества ни Шуйских, ни Мстиславских, ни Бельских, сосланных и частью умерших в заточении, уже не видел врагов ни в Голициных, ни в Куракиных, ни в Головиных, или удаленных из Москвы или удалившихся из России, уже свергнул с святительского престола митрополита Диониссия, которого заменил преданным себе Иовом и, пользуясь таким уважением государей иностранных, что даже сама Елизавета, гордая королева английская, писывала к нему не иначе, как «пресветлый княже, кровный приятель любезнейший» 2 – был в то же время счастливым супругом Марии Григорьевны Скуратовой, дочери известного главы опричников Малюты-Скуратова, и нежным отцом семилетней Ксении. Кроме Ксении, Борис, если верить Флетчеру, имел еще сына, которого потерял в 1588 г., и потерял собственно потому, что, когда заболел этот младенец, отец, не смотря на зимнюю стужу, ежедневно носил его в церковь Василия Блаженного к мощам святого и, не слушая врачей, поил там младенца холодной водой, отчего бедный малютка рапростудился, занемог еще сильнее и умер 3 . Однако, и тут судьба, до сих пор особенно покровительствовавшая Борису, не хотела расстраивать благополучия своего любимца, а напротив, как будто спешила прибавить к удачам правителя счастье отца, – и в начале 1589 г., т.е. в то самое время, когда, по мысли Бориса, учреждалось в России патриаршество – мера безполезная для государства, но важная для шурина царского, располагавшего, таким образом, в свою пользу все русское духовенство, – у Бориса родился второй сын, Федор. В каком именно месяце 1589 г. Случилось это радостное для Бориса событие, в точности не известно; но цареградский патриарх Иеремия, ставивший первого русского патриарха Иова и выехавший из Москвы весной 1589 г., в грамоте своей от 2-го июня 1589 г., посланной к Борису с дороги, из Смоленска, между прочим, писал: «Благодать тебе государю и мир и милость от Бога Вседержителя со всем твоим преблагословенным домом и со возлюбленными твоими чады, и им Божия благодать» 4 . Стало быть, в июне 1589 г. У Бориса было уже не одно чадо, и Федор Борисович родился ранее этого месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Недовольство своим положением и вместе с тем впечатлительность характера побудили его под влиянием наставлений Трифона Вятского 865 , известного своей подвижнической жизнью и по смерти причисленного к лику святых, принять пострижение в монашество. Трифон Вятский, как можно заключать по жалованным грамотам, данным по его ходатайству, приходил в Москву в 1588, 1589, 1595 и 1597 годах 866 . Отправляясь в Москву из имения Строганова, где нередко бывал Трифон, он должен был проходить мимо Железно-Боровского монастыря и имения Романовых, и Отрепьев тут мог с ним встретиться. Трифон постриг Отрепьева, вероятно, в 1595 году; потому, что Отрепьев до пострижения успел уже пожить у Романовых Никитичей, следовательно, по смерти их отца, бывшей в 1586 году; и Трифон архимандритом Вятского монастыря поставлен был уже от патриарха Иова, следовательно, после 1589 года. Этим приблизительно определяется и возраст Отрепьева и опровергается известие Маржарета, которое он называет доказанным, что расстриге Отрепьеву в 1605 году должно быть от 35–38 лет. Предположив пострижение 14-летнего Отрепьева в 1595 г., в 1605 году мы должны считать ему 24 года, что сходится с показанием Маржарета о годах самозванца, которому в 1605 году дает он 24 года 867 . Если же отнести пострижение его к 1589 году, то и тогда Отрепьеву было бы только 30 лет: эти года самозванцу при его вступлении на престол дает Буссов. Имеет значение и то обстоятельство, что передавшие известие о пострижении Отрепьева Трифоном Вятским не находили никакой хронологической несообразности утверждать, что этот Отрепь- —579— ев был первым Лжедимитрием. Это одно обличает несостоятельность возражений Бицына против личности Лжедимитрия, заимствованных из известий о пострижении: его Трифоном 868 . Монашество не дало покоя подвижной натуре Отрепьева. Под влиянием первого порыва юношеского благочестия, возбужденного беседой с Трифоном, он, может быть, искал строгой иноческой жизни и, не находя ее, переходил из монастыря в монастырь. Он, наконец, останавливается в Чудовом монастыре, где удостаивается сана диакона, а патриарх, замечая его смышленость и хороший почерк, берет его к себе для занятия письменными делами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

23 января 1589 г. Собор русских епископов и духовенства при участии Патриарха Иеремии избрал на Московскую Патриаршую кафедру Митрополита Иова, а 26 января была совершена торжественная его интронизация. Перед отъездом из Москвы Патриарх Иеремия оставил подписанную им и сопровождавшими его духовными лицами «Уложенную грамоту», подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России. На Константинопольских Соборах 1590 и 1593 гг., на которых присутствовали восточные Патриархи, было принято решение: признать и подтвердить все, что сделано Патриархом Иеремией в Москве в связи с учреждением русского патриаршества; утвердить патриаршие права в России лично за Патриархом Иовом и за всеми его преемниками на все времена и признать за русским Патриархом пятое место после Патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. О правах русского Патриарха и пределах его юрисдикции в соборных грамотах говорилось, что он будет иметь «патриаршее достоинство и честь, и сочетается и мерится с прочими Патриархи на вся веки...» и должен именоваться и подписываться «Патриарх Московский и всея России и северных стран» (102, с. 243—244). Учреждение патриаршества поставило перед Русской Церковью и ее Предстоятелями сложные задачи. Во внутренней жизни Патриархам предстояло организовать и благоустроить церковные дела на огромной территории «северных стран» и принять активное участие в решении государственных вопросов, особенно когда этого требовали интересы Родины. Во внешних отношениях Русская Церковь в силу ее духовной крепости и материальной мощи оказалась на положении главной опоры Вселенского Православия. С 1589 по 1700 г. Московскую Патриаршую кафедру преемственно занимали Патриархи: Иов (1589—1605) , святой Ермоген (1606—1612), Филарет (1619—1633), Иоасаф I (1634—1640), Иосиф (1642—1652), Никон (1652—1658), Иоасаф II (1667—1672), Питирим (1672—1673), Иоаким (1674—1690), Адриан (1690—1700) . Патриарх Иов, выполняя постановления Собора 1589 г. о церковно- административной реформе в связи с учреждением патриаршества, приступил к устроению Московского Патриархата, который должен был сначала иметь четыре митрополии (Новгородскую, Казанскую, Ростовскую и Крутицкую), шесть архиепископий и восемь епископских кафедр (103).

http://sedmitza.ru/lib/text/436360/

Феодор Борисович 1605. Лжедимитрий 1605–1606. Василий Иоаннович Шуйский 1606–1610. Междуцарствие 1610–1613. Михаил Феодорович Романов 1613–1645. Алексий Михайлович 1645–1676. Феодор III Алексеевич 1676–1682. Иоанн V и Петр I Алексеевичи 1682–1689. Петр I царь 1689–1721. Митрополиты В Киеве: Св. Михаил 988–992. Леонтий 992–1008. Иоанн I 1008–1035. Феопемпт 1035–1049. Св. Иларион 1051–1054. Ефрем 1055. Георгий 1062, † после 1072. Св. Иоанн II 1077–1088. Иоанн III 1089–1090. Св. Ефрем 1091–1096. Николай 1097–1104. Никифор 11104–1121. Никита 1122–1126. Вдовство 1126–1130. Михаил 1130–1145. Климент 1147–1155. Константин I 1156–1159. В Киеве же: Феодор 1161–1163. Иоанн IV 1164–1066. Константин II 1167, † после 1172. Никифор II упомин. с 1182–1197. Матфей упоминается в 1201, † 1220 г. Кирилл I 1224–1233. Иосиф 1237–1240. В Киеве и Владимире по переменно: Кирилл II 1243–1280. Во Владимире: Св. Максим Грек 1283–1305. Св. Петр с 1368 по 1325 по Владимире, с 1325–1326 в Москве. В Москве Св. Феогност 1328–1353. Св. Алексий 1354–1378. Св. Киприан 1380–1385. Пимен 1385–1390. Св. Киприан вторично 1390–1406. Св. Фотий 1410–1431 (рукоположен 1408)., Исидор 1437–1441. Сн. Иона 1449–1461 . Феодосий 1461–1465. Филипп I 1465–1473. Геронтий 1473–1489. Зосима 1491–1494. Симон 1496–1511. Варлаам 1511–1522. Даниил 1522–1539. Иоасаф 1539–1543. Макарий 1543–1564. Афанасий 1564–1566. Св. Филипп II 1566–1569. Кирилл III 1570–1577. Антоний 1577–1580. Дионисий 1581–1586. Патриархи Иов с 1586 митрополит, с 26 января 1589–1605 патриарх. Игнатий лжепатриарх 1605–1606. Гермоген 1606–1612. Междупатриаршество 1612–1619. Филарет Никитич 1619–1633. Иоасаф I 1634–1641. Иосиф 1642–1652. Никон 1652–1658. Питирим митрополит крутмцкий правитель 1658–1667. Иоасаф II 1667–1672. Питирим 1672–1673. Иоаким 1674–1690. Адриан 1690–1700. Стефан Яворский местоблюститель патриаршего престола 1700–1721. С 1721 Св. Синод в Петербурге. Императоры в Петербурге Петр I 1721–1725. Екатерина I Алексеевна1725–1727. Петр Алексеевич 1727–1730.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Празднование имело только местный характер. Ко времени же митрополита Антония относится и канонизация преп. Александра Ошевенского, как об этом можно судить по времени написания жития этого святого. Из жития его мы узнаем, что оно „списано бысть ермонахом Феодосием, повелением благоверного царя и в. князя Ивана Васильевича, по благословению митрополита Антония 474 . Точно год написания жития и совершения канонизации этого святого неизвестен 475 . Тем же иеромонахом Феодосием написана, по мнению преосвящ. Филарета, и служба преп. Александру 476 . Во время патриаршества Иова (15891605) были канонизованы следующие святые: Василий Блаженный, юродивый Московский, которому в 1588 году, по повелению царя Феодора Иоанновича, установлено было празднование памяти 480 ; преп. Иосиф Санин или Волоцкий, которому 1-го Июля 1591 года постановлено было на соборе праздновать повсеместно 9-е Сентября, при чем была свидетельствована и исправлена служба ему 481 ; Гурий и Варсонофий, Казанские чудотворцы, которым в 1595 году, при открытии мощей их, установлено было праздновать этот день обретения 482 ; преп. Антоний Римлянин, поводом к канонизации которого послужило обретение мощей его в 1597 году; тогда же, как говорится в житии его, постановлено „по повелению царя Федора Ивановича и благословению патриарха в обители преп. и богоносного отца нашего Антония и в соборной церкви Премудрости Божией Софеи и по монастырем и храмам великого Новгорода праздновати преп. Антонию» 483 ; препод. Корнилий Комельский, которому собор 1600 года, рассмотрев житие его с стихирами и каноном и нашедши, что оно составлено „по образу и по подобию, якоже и прочим святым», определил праздновать во всей Русской Церкви 484 ; и, наконец, св. благоверный князь Роман Углицкий, поводом к канонизации которого послужили чудеса, которые стали совершаться от рани этого святого с 3-го Февраля 1605 года, как говорится в описании чудес его 485 . Об этих чудесах донесено было патр. Иову, который и поручил вновь как освидетельствовать мощи этого святого, так проверить и чудеса митрополиту Казанскому Гермогену 486 . После этого и было установлено местное празднование св. кн. Роману Углицкому 3-го Февраля 1605 года. В это же время, не позднее 10-го Июня 1605 года, когда патриарх Иов должен был оставить патриарший престол, должны были явиться житие и служба этому святому, так как в надписании жития мы читаем, что „повесть, стихиры и канон сотворены по благословению великого св. кир Иова, патриарха Московского и всея России, труды и тщанием Симеона Олферьева, да инока Сергиа честные обители Пресв. Троицы Данилова монастыря Переяславля Залесского“ 487 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Естественно, что всюду встречаемое духовенством унижение, выросши из его материальных нужд и невежества, равно –  как из предоставленного мирянам участия в церковных делах, само стало в ряд с эти условиями и все они вместе вырабатывали из духовенства (преимущественно сельского) угнетенный и забитый класс со слабым самомнением и сильным терпением, с узким кругом деятельности и вялою энергией в исполнении своего великого назначения. § 9. Перечень патриархов. Патриарх Иов За все время существования в Москве патриаршей кафедры ее занимали преемственно 11 патриархов, вступая в управление Церковью или непосредственно один за другим, или с промежутками (междупатриаршество): Иов (15891605 г.), Игнатий (1605 – 1606 г.), Гермоген (1606 –  1612 г.), Филарет (1619 – 1634 г.), Иоасаф I (1634 – 1641 г.), Иосиф (1642 – 1652 г.), Никон (1652 – 1667 г.), Иоасаф II (1667 – 1672 г.), Питирим (1672 –1673 г.), Иоаким (1674 – 1690 г.) и Адриан (1690 – 1700 г.). Патриарх Иов, в миру Иоанн, происходил из г. Старицы, от посадского человека; в детстве обучался грамоте в старицкой Успенской обители; там же постригся и получил место архимандрита. В 1571 г. он переведен в подмосковный Симонов монастырь и в 1575 – в московский Новоспасский. После этого он быстро возвышался по степеням высшей иерархии: в 1581 г. рукоположен в коломенского епископа, в 1586 г. перемещен на ростовскую кафедру, в 1587 г. – на московскую митрополичью и 1589 г. получил сан патриарха. По своему характеру он был человек мягкий, кроткий и склонный к аскетизму. Он имел богатую память, красивый голос, любил совершать богослужение и так величественно совершал его, что некоторые современники говорили о нем: «прекрасен в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселяя, услаждая и умиляя до слез». В церковной деятельности он мало чем заявил себя: рукоположил в сан митрополичий и архиепископский бывших в России архиепископов и епископов, поставил новых для Пскова и Корелии; для надзора за московским духовенством учредил в Москве 8 поповских старост, с 32 десятскими дьяконами и дал им письменный наказ с определением их обязанностей; для наблюдения же за ними назначил 4 протопопов (1592 г.); когда поповские старосты и десятские диаконы переставали исполнять свои обязанности, он призывал их к себе и увещевал; в 1604 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010