Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТРИАРШАЯ ОБЛАСТЬ епархия патриарха Московского и всея Руси в 1589-1721 гг. В период существования П. о. ею управляли патриархи и местоблюстители Патриаршего престола: патриарх свт. Иов (11 дек. 1586 (до 1589 в Митрополичьей области ) - июнь 1605), патриарх Игнатий (30 июня 1605 - май 1606), патриарх сщмч. Ермоген (3 июня 1606 - 17 февр. 1612), митр. Казанский и Свияжский Ефрем (весна 1612 - 26 дек. 1613), митр. Сарский и Подонский Иона (Архангельский ; янв. 1614 - июнь 1619), патриарх Филарет (Романов ; 24 июня 1619 - 1 окт. 1633), патриарх Иоасаф (6 февр. 1634 - 28 нояб. 1640), патриарх Иосиф (27 марта 1642 - 15 апр. 1652), патриарх Никон (Минов ; 25 июля 1652 - 10 июля 1658), митр. Сарский и Подонский Питирим (10 июля 1658 - 5 авг. 1664), митр. Ростовский и Ярославский Иона (Сысоевич ; 2 сент. 1664 - 18 дек. 1664), патриарх Иоасаф II (10 февр. 1667 - 17 февр. 1672), патриарх Питирим (7 июля 1672 - 19 апр. 1673), патриарх Иоаким (Савёлов ; 26 июля 1674 - 17 марта 1690), патриарх Адриан (24 июля 1690 - 16 окт. 1700), митр. Рязанский и Муромский, экзарх Патриаршего престола Стефан (Яворский ; 16 окт. 1700 - 22 окт. 1721). Территория П. о. сформировалась в 1589 г. из земель Митрополичьей области. Рост земель П. о. продолжался до 60-х гг. XVII в. С учреждением в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода П. о. была преобразована в Синодальную область . По Деулинскому перемирию 1618 г. Россия утратила г. Смоленск с пригородами. Города Смоленской епархии (см. Смоленская и Дорогобужская епархия ), оставшиеся в составе Московского гос-ва,- Брянск, Карачев, Севск - и Комарицкая вол. перешли в П. о. Территория области, а также объем полномочий патриарха в П. о. были оформлены жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича от 20 мая 1625 г. (подтверждена царем Алексеем Михайловичем на имя патриарха Никона 25 февр. 1657). Согласно этому документу, в состав П. о. вошли более 40 городов с уездами: «...в городех и десятинах… в нашем царствующем граде Москве и в Московском уезде, в Володимере, в Переславле Залесском, в Юрьеве Польском, на Костроме, на Плесе, в Юрьевце Повольском, в Нижнем Новгороде и в Нижегородских пригородех и в уездех, на Болахне, на Кинешме, в Луху, в Гороховце, в Ядрине, и в уездех тех городов, в Галиче и в Галицких пригородех, и в Арзамасе, и на Алатаре, на Курмыше, в Темникове, на Вятке с пригороды, в Кайгородке, на Пинеге и в Кевроле, и в Мезени, во Ржеве Володимеровой, в Торопце, в Боровску, в Звенигороде, в Рузе, в Волоку Ламском, в Можайску, в Мосальску, в Дмитрове, в Серпухове, во Брянску, в Корачеве, в Севску и во всей Комарицкой волости, в Путивле, в Курску, в Рыльску, на Осколе, в Белгороде, на Волуйке, в Медушской, и в Пехрянской, и в Белозерской десятинах, и тех городов в пригородех и в уездех монастыри, и соборные церкви, и ружные, и приходские храмы» (ААЭ. Т. 3. 164. С. 231).

http://pravenc.ru/text/2579756.html

В период служения на Луцкой кафедре М. провел 2 диоцезальных Собора (26-28 февр. 1589 и 19-20 янв. 1597). В окт. 1589 г. он председательствовал на Соборе Гнезненской церковной пров., проходившем в Пётркуве. В 1590-1591 гг. находился в Риме как личный посланник польского кор. Сигизмунда III. М. активно участвовал в подготовке Брестской унии. Вопрос об объединении Церквей обсуждался в 1589 г. в связи с визитом К-польского патриарха Иеремии II (Траноса) в Речь Посполитую. На Соборе правосл. епископов, который должен был собраться в Бресте, предлагалось устроить догматический диспут с представителями католиков и поднять вопрос о заключении церковной унии. М. сыграл важную роль в распространении среди правосл. архиереев идеи унии, поддерживал тесные отношения с Кириллом (Терлецким) , правосл. епископом Луцким и Острожским. Важные решения об унии были приняты на встрече М., еп. Кирилла (Терлецкого) и Владимиро-Волынского еп. Ипатия Потея в Торчине, имении М. под Луцком (2-4 дек. 1594). М. убедил православных епископов написать и скрепить подписями заявление о желании соединиться с Римской Церковью. М. были даны заверения, что Киевская митрополия сохранит свои богослужебные церемонии и обряды; речь шла также о повышении престижа правосл. духовенства и предоставлении епископам места в сенате. Был поднят вопрос о передаче обширных владений Киево-Печерского монастыря Киевскому митрополиту, что способствовало бы его присоединению к сторонникам унии. 6 сент. 1596 г. кор. Сигизмунд III пригласил западнорусских епископов - сторонников унии - в Каменец-Литовский. Там перед епископами и Киевским митр. Михаилом (Рагозой) выступил М., затем западнорус. иерархи подписали текст исповедания веры, к-рый был отправлен в Рим. На униатском Брестском Соборе М. выступал как личный посланник папы Римского Климента VIII (1592-1605). Позже папа в послании «Quanta portio» подчеркнул особые заслуги М. в организации и проведении униат. Собора в Бресте. Однако в 1605 г., несмотря на противодействие М., совместными усилиями православных и протестантов в инструкцию сеймика Краковского воеводства был внесен вопрос о положении правосл. населения.

http://pravenc.ru/text/2562728.html

Московское Патриаршество 1589-1700 К оглавлению Первый Патриарх святой Иов (1589—1605) и святой Патриарх Ермоген (1606—1612) Спадением Константинополя в 1453 г. духовной преемницей его стала Москва. Русское государство, окончательно сбросившее с себя татарское иго в 1480 г., укрепило свое могущество покорением Казанского (1552 г.) и Астраханского ханств (1556 г.) и Астраханского ханств (1556 г.) и присоединением к России Сибирского (с 1581 г.) ханства, возникших после распада Золотой Орды (1504 г.). Росту и усилению Русского государства содействовала Русская Православная Церковь. Русская Православная Церковь в XVI в. была самой большой и единственной из всех Православных Церквей, независимой от иноверной власти. «Русский Митрополит, по власти и значению в своей Церкви, вполне равнялся Патриархам и даже превосходил их: ему недоставало только Патриаршего имени» (101, с. 7). Последним (перед учреждением Патриаршества на Руси) Митрополитом Московским был святитель Иов (с 1587 г.). В 1589 г. в жизни Русской Православной Церкви произошло важное событие — учреждение Московского Патриаршего престола. В 1586 г. в Москву прибыл Патриарх Антиохийский Иоаким, что дало возможность Московскому правительству вступить с ним в переговоры об учреждении патриаршества в России. Патриарх Иоаким обещал по возвращении на Восток ходатайствовать об этом перед другими Патриархами. В 1588 г. в Москву прибыл Патриарх Константинопольский Иеремия, но полномочий от дру гих Патриархов на поставление русского Патриарха он не имел. Переговоры об учреждении патриаршества на Руси были возобновлены, и вскоре Патриарх Иеремия не только согласился на учреждение патриаршества в России, но и выразил желание остаться Патриархом на Руси. Но Русская Церковь имела своего кандидата — Митрополита Московского Иова. Московское правительство, желая отклонить намерение Патриарха Иеремии остаться на Руси и не вызывать в то же время его недовольства, предложило ему Патриаршую кафедру не в Москве, а во Владимире. Патриарх Иеремия от этого категорически отказался: «Мне во Владимире быть невозможно, потому что Патриархи бывают при государе всегда» (101, с. 24).

http://sedmitza.ru/lib/text/436360/

При нём лютеране поселились во многих русских городах: во Владимире, Костроме, Угличе, Твери, Нижнем Новгороде, Казани и Архангельске. И хотя сам Грозный, разобравшись, отверг догматы Реформации и приказал опричникам разгромить немецкую слободу и находившуюся при ней кирху, лютеранство не прекратило своего существования на территории Московского государства. При Ubahe IV протестантам в России жилось гораздо лучше, чем в странах Западной Европы 105 . Иностранцы продолжали приезжать на службу и для постоянного проживания и при Фёдоре Иоанновиче (1584–1598), и особенно при Борисе Годунове (1598–1605), который по политическим соображениям покровительствовал протестантам. При Лжедмитрии I (1605–1606) лютеране и кальвинисты, участвовавшие в смуте наряду с католиками, получили полную свободу, свободный доступ в духовное сердце московского Кремля – Успенский собор. В 1606 году, желая угодить поддержавшим его немцам, самозванец позволил пастору Мартину Беру произнести для них во дворце проповедь . Озабоченный усилением идей Реформации, святой патриарх Иов (митрополит с 1586 года, патриарх – с 26 января 1589 года по 1605 год) обличал Лжедмитрия как самозванца, расстригу и вора, который стремится в России «церкви Божие разорити и костёлы латынские и люторские учинити, и веру крестьянскую попрати, и православных крестьян в латынскую и люторскую ересь привести и погубити» 106 . Протестанты продолжали переселяться в Московию и при Михаиле Феодоровиче (1613–1645), и при Алексее Михайловиче (1645–1676). География расселения протестантов в России всё более расширялась: Серпухов, Вологда, Ярославль, Холмогоры (при Михаиле Романове); Псков, Новгород, Переяславль и Белгород (при Алексее Михайловиче). После войны 1617 года русские, проживавшие на отошедших к Швеции территориях, были активно обращаемы в лютеранство. Своим единоверцам в России старались покровительствовать и западные правители, к примеру, саксонский курфюрст Иоганн Гeopr II, герцоги Христиан и Эрнст 107 . Весьма благоприятные для «немцев» 108 условия сложились в России в эпоху Nempa I (1682–1725) и большинства его преемников.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

г) В Успенском соборе 141 . (79 ч. 3). На гробнице в юго-западном углу собора: Лета 7159 (1651) году февраля в 15 преставися преосвященный архиепископ Моисей рязанский и муромский. 142 . (82). На гробнице в северо-западном углу собора. На первой от стены северной: Лета 7097 (1589) марта в 17 преставися благоверная королевна Евдокия. 143 . (83). На другой гробнице, стоящей подле, с трудом можно разобрать в последней строке слова: Марфа Володимеровна. 144 . (187–190). Вне Успенского собора на запад на каменной палатке: Лета 7113 (1605) июня в 10 день преставися благоверный Царевич Феодор Борисович всея Росии. Лета 7113 (1605) маия в 1 день преставися благоверный Царь и Великий Князь Борис Феодорович всея Росии, во иноцех Боголеп. Лета 7113 (1605) июня в 10 день преставися благоверная Царица и Великая Княгиня Мария Григориевна всея Росии. Лета 7130 (1622) августа в 30 день преставися благоверная Царевна инока Ольга Борисовна. 145 . (184). На южной стороне Успенского собора на чугунной доске: Зде погребен раб Божий именитой человек Дмитрий Андреевич Строгонов в лето от сотворения мира 7178 (1670), и при нем погребена дочь его княгиня Пелагия Дмитриевна, которая была в замужестве за князем Андреем Ивановичем Голицыным. 146 . (183). На белом могильном камне с отпиленной вершиной: Лета 7193 (1685) году августа во 2-й день, на пренесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана, преставися раб Божий инок схимник Александр, что был думной дворянин Авраам Никитич Лопухин. 147 . (2 ч. 3). На западной стороне паперти Троицкаго собора сделана надпись: 7180 (1671) году декабря в 1 день преставися раб Божий князь Дмитрий Алексеевич Голицын. Да во 7160 (1652) году генваря 21 преставися раб Божий князь Василий Андреевич Голицын. д) По спискам надгробных надписей, сделанным по повелению митрополита Платона в прошлом веке, значатся ещё погребёнными под Троицким собором: 148 . (36 ч. 3) 7104 (1595) декабря 5 погребен Иван Андреевич Писемский, во иноцех Иор 6 . 149 . (8). 7145 (1637) июня 2 погребена княгиня Анна Ивановна Одоевская.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ VIII (Багратиони), свт. (пам. груз. 18 февр.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский; 1584-1589). Согласно хроникам груз. летописного свода «Картлис Цховреба», Н., сын царя Кахети Левана (1520-1574), занял престол предстоятеля ГПЦ после кончины католикоса-патриарха Николая VII (Бараташвили) , «в 1584 году... в феврале, в субботу» (Новая Картлис Цховреба//КЦ. 1959. Т. 2. С. 528-529; Вахушти Багратиони. 1973. С. 406). Краткие биографические сведения о Н. сохранились в выданной им жалованной книге 1584-1589 гг. (при издании документа в 3-м томе «Памятников грузинского права» составители ошибочно датировали его 1562-1565 гг.). С разрешения царя Картли Свимона I (1556-1569, 1578-1600) католикос-патриарх пожаловал крепостных и земли своему воспитателю и наставнику, проповеднику, священнику из Светицховели Гедеону Магаладзе. Мать Н., царица Тинатин, привезла Н. из Мцхеты в Кахети, где наставник дал ему надлежащее образование (Н. изучал богословие, церковное пение, риторику, грамматику). Царь Леван высоко ценил заслуги Гедеона. Н. также был благодарен наставнику: пожертвовав ему крепостных и земли, он отмечал: «Господь удостоил меня чести быть католикосом-патриархом, и я жалую тебе в благодарность за твои заслуги эту малость» (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 5087а; ПГП. 1970. Т. 3. С. 271; Аннотированный словарь лиц. 2004. Т. 3. С. 295). По настоянию Н. его брат, царь Кахети Александр II (1574-1601, 1602-1605), и супруга Александра II царица Тинатин жалованной грамотой 1589 г. вернули патриаршему кафедральному собору Светицховели села Ведзисхеви, Пашаани, Хевтубани и Гиоргани, к-рые царь за 2 года до этого отобрал у собора и даровал другим. В документе царь и царица так отзывались о Н.: «…подобный Иоанну Златоусту и Василию (Великому.- Авт.) и верный нам господин католикос» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 197; Аннотированный словарь лиц. 2004. Т. 3. С. 295-296). В том же году Н. настоял на том, чтобы Александр II обновил и утвердил подробную грамоту в отношении кахетинских земель, пожертвованных Светицховели в прошлом ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 392; Схиртладзе. 2008. Т. 1. С. 39). Учитывая высокий уровень образования Н., исследователи считают, что Свимон I мог поручить ему восстановление рукописной кн. «Сджулис канони» (Кормчая книга) - канонического сборника, представлявшего собой груз. редакцию визант. Номоканона и также содержавшего пункты груз. законодательства.

http://pravenc.ru/text/2566068.html

Главы Русской Православной Церкви Киевские митрополиты Михаил (988—992) Леон(тий) (992—1008) Иоанн I (упоминается в 1020-е гг.) Феопемпт [Кирилл] (упоминается в 1039) Иларион (1051 — до 1055) Ефрем (упоминается в 1055; умер, предположительно, после 1061) Георгий (в 1062 прибыл в Киев, упоминается в 1072—73) Иоанн II (до 1077/78—1089) Иоанн III (1090—91) Николай (упоминается в 1097—1101) Никифор I (1104—21) Никита (1122—26) Михаил I (1130—1145/46) Климент Смолятич (1147—59; в 1155—58 был изгнан из Киева, признан не во всех епархиях) Константин I (признан не во всех епархиях, рукоположен в 1155, прибыл в Киев в 1156—59) Феодор (1160—1161/62) Иоанн IV (1163—66) Константин II (упоминается в 1167—69) Михаил II [прибыл на Русь в 1171 (?)] Никифор II (упоминается в 1183—98) Матфей (по другим данным, 1200—20)] Кирилл I (II) (рукоположен в 1224, настолование 1225—33) Иосиф (1236—?) Кирилл II (III ?) (поставлен до 1242/43, рукоположен ок. 1246/47, на Руси упоминается в 1250—81) Киевские и всея Руси митрополиты Максим (рукоположен в 1283, прибыл на Русь в 1285, в 1299/1303 перенёс резиденцию во Владимир Суздальский, умер в 1305) Пётр (1308—26) Феогност (1328—53) Алексий (1354—78) Киприан (рукоположен в 1375, до 1378 и в 1382—90 в Киеве; в 1381—82 и в 1390—1406 в Москве) Михаил (Митяй) (наречённый митрополит с 1378, умер в 1379, не рукоположен) Пимен (рукоположен в 1380, принят в Москве в 1382; низложен 1384/85) Дионисий (рукоположен в 1384, умер в 1385) Фотий (рукоположен в 1408, прибыл на Русь в 1409; умер в 1431) Герасим (рукоположен в 1433, сожжён в 1435 литовским князем Свидригайлом) Исидор (рукоположен в 1436, прибыл на Русь в 1437, в 1441 бежал из Москвы в Литву, а затем в Рим) Иона (наречённый митрополит с 1442/43, рукоположен Собором русских епископов в 1448; умер в 1461 Московские и всея Руси митрополиты Феодосий (Бывальцев) (1461—64) Филипп (1464_73) Геронтий (1473—89) Зосима (Брадатый) (1490—95) Симон (1495—1511) Варлаам (1511—21) Даниил (1522—39) Иоасаф (Скрипицын) (1539—42) Макарий (1542—63) Афанасий (1564—66) Филипп II (Колычев) (1566—68) Кирилл III (1568—72) Антоний (1572—81) Дионисий (1581—86) Иов (1586—89; с 1589 патриарх) Патриархи Московские и всея Руси Иов (1589—1605) Игнатий (1605—06, 1611—12) Гермоген (1606—11) Филарет (Романов) (1619—33) Иоасаф I (1634—40) Иосиф (1642—52) Никон (1652—66) Иоасаф II (1667—72) Питирим (1672—73) Иоаким (Савелов) (1674—90) Адриан (1690—1700) Тихон (Белавин) (1917—25) Сергий (Страгородский) (1943—44) Алексий I (Симанский) (1945—70) Пимен (Извеков) (1971—90) Алексий II (Ридигер) (с 1990)  Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

42 . Давид, посвящен в 1574 г.; за ересь, кажется, расположение к Западной Церкви, отлучен в 1583 году. 43 . Евфимий, известен по Актам 1583–1585 года. В 1585 г. Леонид, Епископ Рязанский, жаловался письменно Царю Феодору Иоанновичу на Евфимия за то, что он ему, за царским столом, в Рождество Христово «с собою ести с блюда не дал и конечно позоровал». – Он же бранил «Осифовлян» (иосифовских постриженников), называя их «Жидовлянами» 197 . 44 . Иов, Архимандрит Симоновский, с 1575 года Новоспасский 198 , в 1581 г. Епископ Коломенский, в 1586 г. Архиепископ Ростовский, с 11-го Декабря, 1587 года, Митрополит, а с 26-го Генваря, 1589 г., первый Патриарх Московский и всея Руси. 45 . Варлаам, в мире Василий Рогов, родом из Карелии, инок Новогородский и мастер церковного пения 199 посвящен от Митрополита Иова в Архиепископы в 1587 году, а в 1589 г., по учреждении Патриархии Всероссийской, и вместе с нею четырех Митрополий в Новгороде, Казани, Ростове и на Крутицах, от того же Иова Патриарха возведен в сан Митрополита. Время кончины его неизвестно. 46 . Uoha II , Митрополит, поставлен от того же Патриарха Иова, около 1604 года. Узнав Отрепьева в Чудове, предсказывал о нем Патриарху и Царю Борису, что «недостойный инок Григорий хочет быть сосудом диавольским» 200 . Время кончины его неизвестно. Между рукописями Новгородского Софийского Собора находится его окружное послание к Ростовскому духовенству 201 . 47 . Кирилл IV, Митрополит, упоминается в 1605 году, при кончине Царя Бориса 202 . Лишен престола Лжедимитрием в 1606 г. и удалился на покой в обитель Сергиеву. Во время плена преемника своего, Митрополита Филарета, призван снова Ростовцами; в 1613 году подписался под грамотою о избрании на Царство Михаила Романова и встречал его на пути из Костромы. Скончался в 1619 году. 48 . Филарет, в мире Феодор Никитич Романов, Боярин, родной племянник Иоанна Грозного по первой супруге его, добродетельной Царице Анастасии, заточенный в 1601 году, по повелению Царя Бориса, в Антониев Сийский монастырь, и невольно постриженный там под именем Филарета. В 1605 г. по воле Лжедимитрия посвящен в сан Митрополита Ростовского; в 1610 г. участвовал в посольстве для предложения Русского престола Польскому Королевичу Владиславу, и содержался в плену в Польше, до воцарения сына его Царя Михаила Феодоровича; в 1619 году возвращен в отечество и, 24-го Июня того же года, возведен на Патриаршеский Всероссийский престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Возросшее значение Москвы определило необходимость строительства в Кремле нового общественно-религиозного центра. В 1472 году в знак вселенского значения Московской Митрополии Митрополитом Московским Филиппом I (1464-1473) было начато возведение нового кафедрального собора в честь Успения Пресвятой Богородицы. Первопрестольный храм не только на Руси, а теперь и всего Православного Царства, Московский князь Иоанн III «…восхотеша бо воздвигнути…велик зело в меру храма Пресвятой Богородицы иже во Володим ери». Новый Успенский собор (1475-1479) был усыпальницей русских Митрополитов и Патриархов. Здесь, у гробницы Митрополита Петра в 1589 году был возведен в сан «Патриарха Московского и всея Руси и северных стран» Митрополит Московский Иов (1589-1605). Здесь в 1547 году Иоанн IV впервые получил царский титул. В 1505 году древний Архангельский собор времени Иоанна I (Калиты) стал тесен и уже не соответствовал значению усыпальницы Московских князей. Он был разобран, и на его месте в 1508 году по повелению великого князя Иоанна III был построен новый собор венецианским зодчим Алевизом Новым в традициях русской архитектуры и с декоративным убранством фасадов в духе итальянского Ренессанса. В Архангельский собор поклониться праху своих предков приходили русские князья и цари при вступлении на престол и при отправлении на ратный подвиг. Колокольня «Иван Великий» была построена в 1505-1508 годах итальянским зодчим Боном Фрязиным. При царе Борисе Годунове (1598-1605), задумавшим создать в Кремле грандиозный храмовый комплекс наподобие Иерусалимского, в 1600 году столп колокольни был надстроен третьим ярусом и увенчан главой, став самым высоким сооружением на Руси того времени, выражающим высоту духовного горения русского народа. Ансамбль кремлевских колоколен, где были собраны колокола бывших столиц русских земель и княжеств, стал символом объединенной Руси. Большая роль в жизни государства и храмостроительстве второй половины XVII века принадлежит Патриарху Никону (1652-1666). По инициативе и на средства Патриарха Никона было построено несколько монастырей: Иверский на Валдае (1653-1657), Крестный на острове Кий в Онежском озере (1660-е годы) и Воскресенский Новоиерусалимский на Истре (1656-1685). Ново-Иерусалимский монастырь был задуман Патриархом Никоном как единый центр всего Православного Царства – Новый Иерусалим, а Воскресенский собор как повторение храма Гроба Господня в Иерусалиме.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/07/...

, Климент Смолятич 1147–1154 гг., св. Константин I 1155–1158 гг., Феодор1161–1163 гг., Иоанн IV 1164–1166 гг., Константин II 1167–1177 гг., Никифор II 1182–1198 гг., Гавриил. Дионисий упомянут в 1205 г. Матфей упомянут в 1209–1220 гг. Кирилл II 1224–1233 гг. Иосиф I прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя. Кирилл III 1243–1281 гг., Максим 1283–1305 гг. Кафедра перешла во Владимир. Св. Петр 1308–1326 гг. Митрополиты живут в Москве. Св. Феогност 1328–1353 гг., св. Алексий 1355–1378 гг. Преп. Сергий. Св. Киприан 1381–1383,1390–1406 гг. Куликовская битва. Св. Дионисий 1383–1385 гг. Св. Фотий 1408–1431 гг. Исидор 1437–1441 гг. подписал унию и изгнан. 1448 Автокефалия Русской Церкви: св. Иона I 1448–1461 гг., Феодосий 1461–1464 гг., Филипп 1464–1473 гг., Геронтий 1473–1489 гг. Свержение татарского ига. Зосима 1490–1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих. Симон 1495–1511 гг., Варлаам 1511–1521 гг. Даниил 1522–1539 гг., Иоасаф 1539–1542 гг., св. Макарий 1542–1563 гг., Афанасий 1564–1566 гг, св. Филипп 1566–1568 гг. убит во времена Иоанна IV Грозного. Кирилл 1568–1572 гг., Антоний 1572–1581 гг., Дионисий 1581–1586 гг., св. Иов 1586–1589 гг. Установление Патриаршества. Патриархи Всероссийские: св. Иов 1589–1605 гг. низложен Лжедмитрием I. Игнатий 1605–1606 гг., свщмч. Гермоген 1606–1612 гг. Смутное время. Митр. Пафнутий Крутицкий 1612–1613 гг. Митр. Ефрем Казанский 1613г. Митр. Филарет (Романов) 1614–1619 гг. в плену 1619–1633 гг. Патриарх и соправитель царя. Иоасаф I 1634–1640 гг. Иосиф 1642–1652 гг., Никон 1632–1666 гг., Иоасаф II 1667–1672 гг. Большой Московский Собор. Питирим 1672–1673 гг., Иоаким 1674–1690 гг., Адриан 1690–1700 гг., митр. Стефан (Яворский) 1701–1721 гг. , местоблюститель Патриаршего престола. Иосиф (Волганский) 1742–1743 гг., Платон (Малиновский) 1745–1754 гг., Тимофей (Щербацкий) 1757–1767 гг., Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 гг., еп. Самуил Коломенский 1771–1776 гг., Платон (Левшин) 1775–1812 гг., с 1787 г. митрополит. Августин (Виноградский) 1818–1819 гг., Серафим (Глаголевский) 1819–1821 гг., св.

http://pravoslavie.ru/106353.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010