Устойчивость включения имени П. в святцы определило постоянство его изображения в рус. минеях, несмотря на редко встречающиеся отдельные иконные образы этого святого. Образ П. имеется, напр., на минейной иконе на нояб. из Иосифова Волоцкого мон-ря (1569, ГТГ), на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ), на мстёрской иконе на нояб. (1-я пол. XIX в., частное собрание) - в паре с прп. Варлаамом Хутынским, чья память приходится на тот же день; в гравированных святцах работы Г. П. Тепчегорского (1714, 1722, РГБ) и И. К. Любецкого (1730, РГБ). Лит.: Менолог. С. 325, 352; Евсеева. Афонская книга. С. 250; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 64. Кат. 140; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. 2004. С. 39. Кат. 33.3; С. 50. Кат. 35.3. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)

http://pravenc.ru/text/2578509.html

с церковной политикой покойного кн. Ярослава усматривали в повторном освящении кафедрального храма Св. Софии в Киеве. Об этом сообщает запись в месяцеслове Мстиславова Евангелия (нач. XII в.): 4 нояб. киевская София была «с[вя]щ[е]на Ефремъмь митрополитъмь». В историографии не раз связывали необходимость нового освящения митрополичьего собора с якобы неканоничностью служения Илариона с т. зр. патриархии. Воспоминание о вынужденном освящении главного храма митрополии вслед. его якобы имевшего место осквернения вряд ли могло закрепиться в церковном календаре; между тем память об освящении 4 нояб. помимо Мстиславова Евангелия есть еще в 9 Апостолах кон. XIII - нач. XIV в., а также в Прологе, хотя и без указания на Е. В то же время ни археологические, ни искусствоведческие данные не подтверждают предположения о какой бы то ни было перестройке Св. Софии в Киеве в 50-х гг. XI в., к-рая могла бы обусловить ее повторное освящение. Вопрос остается открытым, так же как и год освящения. Ни на 4 нояб., ни на следующий день не приходится никакого значительного церковного празднества (О. В. Лосева связывает дату с пам. 3 нояб. освящения ц. св. Георгия в Лидде после восстановления ее в сер. XI в. попечением имп. Константина IX Мономаха , что только подчеркивает сложность вопроса), и потому естественно думать, что событие имело место в тот год, когда 4 нояб. являлось воскресным днем. В период святительства Е. таким был 1061 год. Кроме того, нельзя исключить, что освящение приходилось на 1089 г. и относилось к деяниям не Е., а свт. Ефрема , митр. Переяславского. Столь же неясно, кому из 2 названных Ефремов принадлежит сохранившаяся в единственном экземпляре свинцовая печать с изображением архангела на одной стороне и греч. надписью: «Κ[υρι]Ε Β[οη]Θ[ει] [ε]ΘΡΑΙΜ ΠΡΩΤΟ[π]ΡΟΕΡΟΩΙ [κα]Ι ΜΗΤΡΟ[π]ΟΛΙΤΗ [ρ]ΩσιΑσ» (Господи, помози Ефрему, протопроэдру и митрополиту Росии) - на др. стороне. Обычно считается, что речь идет о Е., ради которого будто бы даже и был создан почетный титул «протопроэдра», вернее, «протопроэдра протосинкеллов» (πρωτοπρεδρος τν πρωτοσυϒκλλων) (Поппе), хотя кратковременное употребление этого редкого титула приходится на 70-80-е гг.

http://pravenc.ru/text/182105.html

Существуют очевидные параллели между Мученичеством И. П. и сир. сказаниями о мучениках Иакове Нотарии (BHO, N 412) и Перозии (BHO, N 921). Среди ученых нет единого мнения относительно характера зависимостей внутри этой группы текстов ( Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 117. Not. 2; MartRom. Comment. P. 549; Devos P. Abgar, hagiographe perse méconnu (début du Ve siècle)//AnBoll. 1965. Vol. 83. P. 328). Почитание Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), память И. П. праздновалась в его мартириях в кварталах Рустикия и Далмата (по сведениям Р. Жанена, на месте мартирия в наст. время находится мечеть Хекимоглу Али-паши). Кроме того, по сообщению Антония Новгородца (1200), в К-поле находился жен. мон-рь И. П. (совр. р-н Азапкапы; Janin. Églises et monastères. P. 255). Восточносир. писатель XIII в. Георгий Варда посвятил И. П. гимн (BHO, N 398). К этому же времени относится лат. переложение Мученичества И. П. в сб. «Золотая легенда» Иакова из Варацце . Известно Похвальное слово в честь великомученика, составленное на греч. языке Иоанном Евгеником (XV в.). Помимо традиц. даты памяти 27 нояб. в вост. Церквах встречаются др. дни памяти И. П.: 25, 30 нояб., 27 янв., 17 мая - в календарях Сирийской яковитской Церкви; 24 нояб. (16 тре) - в арм. Синаксаре Тер-Исраэла; 23 нояб. (27 хатора) - в копт. Александрийском Синаксаре, под традиционной датой (1 кихака) помещено сказание о перенесении мощей; 12 нояб.- в Грузинской Церкви. Мощи В копт. бохайрской версии Мученичества и ее араб. сокращении в Александрийском Синаксаре приводится легендарное, содержащее ряд анахронизмов сказание о перенесении мощей великомученика на Ближ. Восток: во время правления императоров Гонория и Аркадия (395-408) в честь И. П. были построены церковь и мон-рь в Персии. Шаханшах, узнав о почитании христ. мучеников в своем царстве, приказал сжечь их мощи. Тогда христиане перенесли останки И. П. в Иерусалим и отдали Петру, еп. Эдесскому, у к-рого они хранились до прихода к власти имп. Маркиана (450-457). Затем еп. Петр перенес мощи в Египет, в Пемдже (ныне Эль-Бахнаса). Собираясь вернуться в Палестину, он хотел взять с собой мощи И. П., но, как отмечено в сказании, святой воспрепятствовал этому. Зап. исследователи предположили, что мощи И. П. были перенесены в Иерусалим и отданы Петру Иверу , к-рый поместил их в мон-ре, находящемся недалеко от башни Давида, а затем перенес в Египет (BiblSS. Vol. 6. Col. 359).

http://pravenc.ru/text/200345.html

Когда П. вернулся к воинам, его лик сиял божественным светом, и их охватил страх. П. повелел им делать то, что приказано, но никто из 6 воинов не решался обезглавить святого. Тогда они условились, что тому, кто это сделает, остальные 5 дадут по 5 денариев, но и после этого никто не решился казнить П. Тогда один из них добавил еще 20 денариев, и один из воинов за такую сумму согласился умертвить святого. Житие сообщает, что этого солдата позднее постигла судьба Иуды, остальные же воины после убийства П. в страхе разбежались. Вскоре на это место пришла вместе с отцом дева-христинка, повинуясь гласу, и они, покрыв тело П., стерегли его всю ночь. Наутро люди, караулившие у темницы, увидели брешь в стене, бросились искать П. и в Вуколе нашли деву и ее отца рядом с телом святого. Его обернули в льняную ткань и отнесли в церковь, поместили на епископской кафедре и отслужили литургию, после к-рой тело вновь отнесли в Вукол, где погребли возле могилы ап. Марка. По др. версии, к-рую также приводит автор Жития, П., добровольно идя на мученичество и посоветовав стражам проделать брешь в стене его камеры, просунул через нее голову со словами, что лучше одному человеку погибнуть за многих. Воины отрубили ему голову и убежали, оставив его на месте казни, таким наутро народ обнаружил святого. Почитание Почитание П. возникло сразу после его кончины, о чем косвенно свидетельствует свт. Афанасий Великий в Житии прп. Антония. Сирийский Мартиролог (нач. V в.) помещает память П. под 25-м днем 2-го месяца тишринма (25 нояб.). Та же дата присутствует в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.; в связи с разночтениями в рукописной традиции иногда появляются даты 23, 26 и 27 нояб.; Mart Hieron. Comment. P. 617, 620-623). Дату 25 нояб. удержала также визант. синаксарная традиция (иногда со сдвигом на 24 нояб.; SynCP. Col. 253-258; Menologium Basilii imp.//PG. 117. Col. 177). Под той же датой 25 нояб. сказание о П. помещено в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (17 тре; Le Synaxaire armenienne de Ter Israel.

http://pravenc.ru/text/2580326.html

Вмц. Екатерина. Икона. 1612 г. Мастер Иеремия Палладас. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Вмц. Екатерина. Икона. 1612 г. Мастер Иеремия Палладас. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В XVIII в. в день празднования тезоименитства российских императриц, носивших имя Е., 24 нояб. совершалась торжественная служба со всенощным бдением. В 1765 г. отдельной книгой была издана бденная служба Е., недостающие песнопения были взяты из Общей Минеи. В ноябрьской Минее издания МП 1981 г. служба Е. дополнена чтениями и песнопениями, позволяющими совершать полиелейную службу: стихиры на литии, седальны после кафизм и полиелея, прокимен из Пс 67, Евангелие (Мф 25. 1-13). С XVIII в. в греч. богослужебных книгах память Е. вместе с памятью мч. Меркурия и отданием праздника Введения Пресв. Богородицы во храм указывается 25 нояб. Это было зафиксировано, в частности, в Типиконах протопсалта Константина (К-поль, 1839. S. 35-37) и Виолакиса ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 103-105), в Минеях и других книгах. Согласно этим книгам, 25 нояб. совершается праздничная служба с полиелеем в честь Е. В целом распределение песнопений в службе остается таким же, как и на 24 нояб. по греч. печатным изданиям Иерусалимского Типикона XVI-XVII вв., кроме паремий, литийных стихир и седальнов после кафизм и полиелея. В рим. издании Миней 1888 г. песнопений Е. меньше, на литии приводится только стихира праздника, после кафизм и полиелея - только седальны праздника Введения. На литургии прокимен, аллилуиарий и причастен те же, что и в Евергетидском Типиконе, чтения: Гал 3. 23-4. 5, Мк 5. 24b-34. Полиелейное последование Е. (для 25 нояб.) издавалось неск. раз отдельной книгой в Венеции (Βιβλον περιχον τν κολουθαν τς γας Ακατερνης... Венеция, 1710, 1727 и др.). Устав службы предусматривает соединение 2 последований - отдания праздника Введения и Е. В книге приводятся песнопения, отсутствующие в др. изданиях: стихиры Е. на литии и на стиховне, 2 эксапостилария, особый цикл стихир на хвалитех. Богослужебное последование Е., содержащееся в совр. греч. и слав. Минеях, включает: отпустительные тропари 4-го гласа:       и         (в слав.) и плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа Τν πανεφημον νμφην Χριστο μνσωμεν (Всехвальную невесту Христову да воспоем) (в греч.); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»         (в слав.) и 3-го гласа Ρητορεει σμερον Ακατερνα μρτυς (         - слав. текст помещается во мн. рукописях, а также в дониконовских богослужебных книгах) (в греч.); канон, составленный гимнографом Феофаном, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Ακατερναν τν παναοδιμον σμασι μλπω (        ), ирмос: Αρματηλτην φαρα (    ), нач.: Ακατερνης τς πανσφου μρτυρος τας κεσαις (        ); седален; светилен; 2 цикла стихир-подобнов; 2 самогласна.

http://pravenc.ru/text/189599.html

В июле 1942 - апр. 1943 г. число прихожан значительно увеличилось, верующие блокированного города совершали паломничество к Казанской иконе и др. святыням храма, быстро росли доходы. 76% денежных поступлений было отдано гос-ву. Так, за июль 1941 - июнь 1945 г. общая сумма взносов общины собора на военные нужды, достигла 3 585 327 р. 11 окт. 1943 г. по поручению Президиума Верховного Совета СССР впервые в советской истории священнослужителям, в т. ч. митр. Алексию (Симанскому) и протоиереям М. Славнитскому, Н. Ломакину, П. Тарасову и Ф. Полякову, были вручены гос. награды - медали «За оборону Ленинграда». Шестеро из 17 представителей духовенства епархии, награжденных осенью 1946 г. медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», служили в период блокады в К.-В. с. После кончины патриарха Сергия (15 мая 1944) на Псковскую и Порховскую кафедру был назначен архиеп. Григорий (Чуков), местом его пребывания стал Ленинград. До 7 сент. 1945 г., когда он был утвержден митрополитом Ленинградским и Новгородским, Григорий (Чуков) проживал под колокольней К.-В. с., в этом соборе чаще всего и служил. 10 дек. 1945 г. он назначил настоятелем прот. В. Румянцева. Архим. Владимир (Кобец), бессменно служивший в соборе с нояб. 1940 г., был переведен настоятелем Серафимовской кладбищенской церкви (с 7 марта 1948 епископ Порховский). 28 апр. 1947 г. митрополит назначил настоятелем К.-В. с. епископа Симеона (Бычкова), определив ему в помощники прот. М. Славнитского. Еп. Симеон также поселился под соборной колокольней (неск. колоколов звонили во время служб). В 1948 г. он был назначен ректором ЛДА и переехал в ее здание. С 25 нояб. по 1 дек. 1947 г. в Ленинграде находился митр. Ливанский Илия (Карам). В К.-В. с. он совершил службу с акафистом перед Петербургской Казанской иконой Божией Матери и возложил корону на чудотворный образ. В должность настоятеля собора 20 дек. 1948 г. вступил прот. М. Славнитский, но уже 30 июня 1949 г. его сменил прот. А. Медведский, благочинный городских церквей и член епархиального строительного комитета. Под его руководством производилась 1-я послевоенная комплексная наружная и внутренняя реставрация собора (окончена в нояб. 1952). Интерьер храма дополнили мемориальные художественные киоты, сооруженные «в тон иконостасу» для чудотворных икон Божией Матери - Казанской и «Скоропослушница». Последнюю икону очень почитал еп. Владимир (Кобец): 21-22 нояб. 1951 г., в день ее празднования, он служил в соборе, вернувшись из Палестины. Ремонт закончился в нояб. 1952 г., патриарх Алексий наградил старосту собора Б. И. Бычкова (брата еп. Симеона) грамотой.

http://pravenc.ru/text/1841580.html

24 окт. 1893 г. П. возглавил хиротонию епископа Кирилловского Назария (Кириллова), 13 нояб. ставшего епископом Гдовским, 2-м викарием столичной епархии. 17 июля 1894 г. П. хиротонисал во епископа архим. Питирима (Окнова), буд. митрополита Петроградского и Ладожского. В 1896 г. принял в епархию вдового казанского свящ. Василия Муратовского, окончившего Казанскую ДА. Постриженный 9 нояб. 1896 г. в крестовой церкви Александро-Невской лавры с именем Вениамин, он уже 26 окт. 1897 г. занял новоучрежденную кафедру 3-го викария С.-Петербургской епархии с титулом епископа Ямбургского (в 1924-1927 гг. обновленческий митрополит Ленинградский, с 1927 до кончины в 1930 - Московский). 19 окт. 1897 г. П. возглавил хиротонию во епископа Люблинского архим. Тихона (Беллавина) (впосл. патриарх Московский и всея России). С переводом еп. Назария на Олонецкую кафедру, 21 окт. 1897 г., Гдовское викариатство осталось незамещенным. В итоге у митрополита остались 2 викария: 1-й (Нарвский) - Иоанн (Кратиров) и 3-й (Ямбургский), а 2-й отсутствовал. Большое доверие П. оказал 2 иеромонахам - выпускникам СПбДА 1896 г.: Сергий (Тихомиров) занял пост инспектора СПбДС, Никодим (Кононов) - смотрителя Александро-Невского ДУ. В то же время у ректора СПбДС архим. Иннокентия (Фигуровского) «возникли недоразумения» с митрополитом, и его в 1895 г. (через год после назначения) перевели на должность настоятеля московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря . При П. 8 февр. 1895 г. прот. Иоанн Кронштадтский был назначен настоятелем Андреевского собора Кронштадта; ему ежегодно предоставлялся 2-месячный летний отпуск для путешествий по разным епархиям, с правом служения литургий в любом храме по пути. Прот. Иоанн неоднократно сослужил П. при освящении приходских и домовых храмов; нередко сам возглавлял закладку храмов на окраинах С.-Петербурга. П. как первенствующий член Синода участвовал в основных событиях и церемониалах, связанных с кончиной имп. Александра III и началом царствования имп. св. Николая II Александровича . Среди них: панихиды, литии и погребение 7 нояб. 1894 г. имп. Александра III; 14 нояб. 1894 г. встреча имп. Николая II с имп. св. Александрой Феодоровной в Казанском соборе, куда они прибыли после венчания в соборе Зимнего дворца, 14 мая 1896 г. коронация нового императора (П. подносил царские регалии, прочитал молитву с коленопреклонением, в конце литургии совершил миропомазание и причастил царицу), 28 нояб. 1895 г. погребение вел. кн. Алексея Михайловича († 18 февр. 1895 в Сан-Ремо).

http://pravenc.ru/text/2578737.html

«Узрите небо отверсто»... И Иудеи Его распяли за то, что Он «Себе Сына Божия сотвори!»... Так вот кто Иисус, запечатлевший истину Своего Божества Своею победоносною смертью. 7 Нояб. 4947 Какое трогательно приветствие пишет Апостол Христов к Солунянам ( 1Сол.3 ): «при всей скорби и нужде нашей мы утешились вами, братья, ради вашей веры. Ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе. Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим!»... (7–9 ст.). Очевидно, сила посланий Апостольских создавалась не только его авторитетностью, как посланника Христова, а и живою личною любовью Его к тем, которые были у него всегда на уме и сердце и которых он покоил, как доилица греет свои чада... 8 Нояб. 4948 «Кто нам упование или радость?.. ( 1Сол.2:19, 20 )». «Вы – слава наша и радость!»... Опять какое могучее звено, соединявшее сердца писателя и читателей. Это были не обыкновенные читатели, часто совершенно не знающие ничего, хотя и о любимом авторе, а дети, внимавшие Отеческому гласу: «вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое царство и славу» (ст. 11–12)... 9 Нояб. 4949 «По вся дни умираю: тако ми ваша похвала»... По все дни Апостол был близок к смерти, то от гонений, то переутомлений, то от трудностей путешествия и всевозможных опасностей; то от непосильного «попечения всех церквей», заботливости, безпокойства за них, наконец, от всей силы самопожертвования, готовности распяться каждую минуту за чад любви Своей (Молилбыхся сам аз отлучен быти от Христа по братии моей»... Рим.9:3 ). 10 Нояб. 4950 От друзей, хвалящих нас, мы узнаем только о добродетелях и о достоинствах наших и лишь от врагов услышим о недостатках, и это послужит к исправлению их. Итак, приникай слухом своим более к речам врагов, нежели друзей, да не вознесешься мыслью и не падешь искушением. 11 Нояб. 4951 Некий святитель сообщил мне, как его звала одна знакомая болевшая старушка на свои похороны непременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

15 янв. 1925 г. на заседании Президиума ЦИК Грузии был выслушан вопрос о мон-рях Гареджи. «Древнейшие комплексы древностей пустынь Давида Гареджи с их историческими и художественными надписями, также крепостями, которые расположены в долине Карая приблизительно длиной в 20 км и шириной в 8 км» были признаны «имеющими большое научное значение не только в масштабах Грузии, но и всего мира». Было решено «организовать защиту этих древностей. Эта территория является безводной пустыней, здесь нет населения и сами древности превратились в укрытие бандитов» (ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 284. Оп. 1. Д. 153. С. 2). Однако никаких реальных мер за этим решением не последовало. В 1980-1981 и 1983-1987 гг. археологическая экспедиция Спелеистической лаборатории Гос. музея Грузии осуществила в Н. археологические работы небольших масштабов с целью изучения культурных слоев и стратиграфии на территории мон-ря; было выделено 3 археологических участка, заложено неск. шурфов (Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1988. 2. С. 15 (на груз. яз.)). В 2000 г. с благословения Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в Н. восстановлена монастырская жизнь, настоятелем назначен архим. Иоанн (Киквадзе), также являющийся настоятелем церкви Мамадавити (во имя прп. Давида Гареджийского) на горе Мтацминда в Тбилиси. В Н. постоянно живет иеродиак. Неофит (Джобава). Г. Мачуришвили Настоятели Н. Иоанн (кон. X в.), Онуфрий (Мачутадзе; 1690 - нач. XVIII в.), Харитон (1702-1718), Серапион (с 1724), Симеон (Орбелишвили; 1742-1746), Авраам (1749-1751), Зенон (1752-1760), Симеон (Инауридзе; 1760-1772), Николай (Кипиани; 1773-1775), архим. прп. Евфимий (Мчедлишвили; 1775 - март/апр. 1804), архим. Доментий (Давиташвили-Багратиони; апр. 1804 - † 21 марта 1815), архим. Афанасий (Петриашвили; 29 сент. 1815 - 19 янв. 1819), архим. Димитрий (Лионидзе; 19 янв. 1819 - 21 авг. 1819), архим. Ириней (Ключарёв; 21 авг. 1819 - 1 июня 1821), архим. Елевферий (Элептер) (Зукакишвили; авг. 1821 - окт. 1822), архим. Евгений (30 нояб. 1822 - 2 июня 1826), архим. Феодосий (Хелашвили; 2 февр. 1827 - 24 февр. 1844), игум. Феофан (Мачабели; 27 февр. 1844 - 15 июля 1844), архим. Иоанн (Джорджадзе; 15 июля 1844 - 1865), архим. Макарий (Мататашвили; 10 сент. 1865 - 7 июня 1892), архим. Евсевий (Цабадзе; 4 сент. 1892 - 14 июля 1897), еп. Леонид (Окропиридзе; 14 июля 1897 - 12 авг. 1900), архим. Георгий (Аладашвили; 12 марта 1902 - 29 авг. 1905), архим. исп. Амвросий (Хелая; 24 нояб. 1905 - 22 янв. 1909; 23 авг.- 14 окт. 1917), еп. Давид (Качахидзе; 1909-1910), архим. Антоний (Гиоргадзе; 30 янв. 1910 - 7 июня 1911), архим. сщмч. Назарий (Лежава; 17 нояб. 1911 - 5 мая 1917), архим. Тарасий (Канделаки; окт. 1917 - май (?) (официально с 12 нояб.) 1918), иером. Михаил (Мандария; нояб. 1918 - 1919), архим. Иоанн (Киквадзе; с 2000).

http://pravenc.ru/text/2564744.html

Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-77325; Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д. П-8761; Архив КГБ Башкортостана. Д. 3180. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 44; Бутовский полигон. Вып. 3. С. 49; Дамаскин. Кн. 6. С. 428-437; ЖНИР: Моск. Нояб. С. 289-301. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВЛАДИМИР (Волков Георгий Нилович; 1878-1938), архим., прмч. (пам. 12 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ (Гур Гавриил Иванович; 1898-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ЕВТИХИЙ (Качур Евфимий Викторович; 1891-1937), игум., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФРОСИН (Антонов; 1885-1937), прот., прмч., (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ (Вятлин Илья Иванович; 1867 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИННОКЕНТИЙ (Мазурин Игнатий Потапович; 1874 - 1937) иеродиак., прмч. (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/578062.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010