Св. Сергий Радонежский † 25 сент. 1392. Мощи его обретены в 1428. Св. Никон Радонежский, ученик св. Сергия, † 17 нояб. 1427. Савва , с 1428. (Упом. в грамоте Василия Васильевича). Геннадий Саматов (записан в Синодике). Зиновий , 1436–45. Досифей , 1446 и 47. Св. Мартиниан 35 , игумен Ферапонтовский, 1447–54; потом отошёл в тот же монастырь. Вассиан Рыло , 1455–66. Переведён в Новоспасский. Спиридон , 1467–74. Авраамий , 1475–78. Паисий , 1478–82; оставил игуменство. Иоаким упом. 1 авг. 1483. Макарий , 1484–88. Афанасий Сук , 1489 и 90. Симон , с 1490, а 22 сент. 1495 хирот. в митрополита Всероссийского. Св. Серапион , с 1495, а 15 янв. 1506 хирот. в архиеп. Новгородского. Досифей , 1506 и 7. Памва Мошнин , 1508–14, упом. 15 дек.; † 6 мая 1515 бывший. Иаков определён 1 апр. 1515–1520, 8 нояб. оставил игуменство. Порфирий определён 2 февр. 1521–1525, в сент. оставил игуменство. Арсений Сухарусов определён в янв. 1526–27. Потом основал Вологодский Арсениев мнтрь. Александр , 1527–29. Иоасаф Скрыпицын , с 1529, а 9 февр. 1539 хирот. в митр-та Всероссийского. Порфирий , 1539–41. Алексий , 1541, а 25 февр. 1543 хирот. в архиеп. Ростовского. Никандр , 1543–45. После архиепископ Ростовский. Иона Щелепин , произведён из келарей, 1546–49. Серапион Курцев , из келарей, 1549, а 14 июня 1551 хирот. в архиеп. Новгородского. Артемий Пустынник , 1551, через 6 ½ месяцев оставил игуменство, а в янв. 1554, обвинённый в ереси, сослан в Соловки. Гурий Лужецкий , 1552, а 17 мар. 1554 хирот. в еписк. Рязанского. Иларион Кирилловец , 1554 и 55. Иоасаф Черный , 1555–60. Архимандриты Елевферий , в 1560. Архим. с 6 янв. 1561. В 1564 хирот. в еписк. Суздальского. Меркурий Дмитровец , 1564–66. Кирилл , 1566, а 11 нояб. 1568 хирот. в митрополита Всероссийского. Памва , 1569, в нояб. заточён в Хутынь. Паки с 1572 по 1575. Феодосий Вятка , архим. Андрониевский, (в отсутствии Памвы) 36 1570–72 (был жив в 1580). [Еписк. Рязанский]. Варлаам , 1575 и 76. Иона , 1576–84. Митрофан Дмитровец , 1584–88. Киприан Балахонец , 1588–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1418–1422; память 12 мая); Варлаам Улейминский, Угличский († после 1460); Севастиан Пошехонский (Ток. 1500; память 18 декабря); Паисий Угличский († 1504; память 6 июня); Адриан Угличский († после 1504; память 26 августа); Боголеп Угличский (XVI; память 22 августа); Кассиан Грек, Угличский († 1504; память 2 октября); Вассиан Угличский, Рябовский († 1509; память 12 февраля); Игнатий Прилуцкий, в миру князь Угличский Иоанн († 1523; память 19 мая); Даниил Переяславский († 1540; память 7 апреля); Леонид Пошехонский († 1549; память 5 марта); Киприан Тропский, Ярославский († до сер. XVI); Герасим Болдинский († 1554; память 1 мая); Геннадий Любимоградский, Костромской († 1565; память 23 января); Игнатий Ломский († 1591; память 28 декабря): Исаакий Ломский († кон. XVI – нач. ХШ; память 28 декабря); Иринарх, затворник Ростовский († 1613; память 13 января); Дорофей Югский, Ярославский († 1622; память 5 июня); Иларион Югский, (XVIII; память 5 июня); Никодим Кожеезерский († 1640; память 3 июля); Дионисий Переяславский († 1645; память 15 апреля); Иоаким Шартомский († сер. XVII); Корнилий Переяславский († 1693; память 22 июля); Кирилл, схимонах Борисоглебский; Пимен, затворник и верижник Ростовский (XVII; память 26 августа). Мученики Василий Мангазейский († 1602; память 22 марта) Преподобномученики Адриан Пошехонский († 1550; память 5 марта); Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братии и 200 мучеников мирян, Угличские († 1608; память 1 октября); Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею († 1609; память 10 апреля); Антонин, игумен Покровский, Герасим архимандрит, Евфимий и Варсонофий священноиноки и иноки Макарий, Матфий, Вассиан, Гурий, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет, Геласий, Иосиф, Вассиан, Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосии, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с ними 1000 мучеников мирян, Угличские († 1609; память 24 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В пространной редакции Пролога, созданной на Руси в кон. XII в., память М. и его учеников была незначительно переработана без обращения к греч. оригиналу (древнейший список - РГАДА. Тип. 164, 1-я пол. XIV в.): ученики М. - Еворий поп и Севой диакон; местом епископского служения М. назван «град Еддигон», а Мисфофарь «цесарский» стал цесаревичем. Эта проложная память вошла в состав ВМЧ митр. Макария под 13 нояб. (ВМЧ. Ноябрь. Дни 13-15. Стб. 886). Еще один слав. перевод сказания о М. из греч. Минеи был выполнен при создании южнослав. книжниками стишного Пролога в XIV в. и находится здесь, как и в Минее, под 10 нояб. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 3. С. 36-39). Перевод буквальный, повторяет все сведения Минеи (в т. ч. искажения, напр., о рукоположении М. еп. Геннадием, а не Гадиабом). В состав ВМЧ это сказание из стишного Пролога не включено ни под 10, ни под 13 нояб. В Четьях-Минеях свт. Димитрия , митр. Ростовского, память М. также не значится ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1). В то же время в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» под 10 нояб. находится сказание на основе греч. Минеи с добавлением сведений из сир. Мученичества (с более правильной транскрипцией имен и т. п.). Л. В. Прокопенко Иконография Одно из редких изображений М. помещено на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 179, 1-я четв. XI в.) - седовласый епископ, в фелони, с омофором, воздевая молитвенно руки (орант), падает от вонзенного ему в грудь палачом меча. Тут же, слева, показана мученическая кончина 2 учеников М., которых забивают дубинами; один из них молод, безбород, в диаконском стихаре, др.- темноволосый молодой человек с короткой бородой, в хитоне и гиматии. В греч. и рус. иконописных подлинниках имя святого упоминается под 10 нояб. со скупой информацией о том, что М. пострадал «с двоими учениками за Христа» (см. напр., Филимонов. Иконописный подлинник. С. 189). Рекомендации к описанию его облика появляются только в составленном акад. В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон» (1903. С. 70-71): «...типа персидского. В подлинниках не сказано о подобии его; по описанию же жития его не видно, стар он или молод,- поэтому лучше писать его почтенных лет, с проседью, со средней величины бородой; в фелони и омофоре».

http://pravenc.ru/text/2563206.html

Митрополит Дионисий и иерархи в диспуте не участвовали, но среди них мог быть и святитель Суздальский Варлаам. Вскоре был заключен мир и со Швецией (1583), что в целом, невзирая на тяжелые условия, принесло мир Русской земле. В марте 1584 года скончался первый русский царь Иоанн Грозный и на царский престол взошел его сын Феодор Иоаннович (1584–1598; † 1598), венчанный митрополитом Дионисием 31 мая, в праздник Вознесения Господня. Московский летописец называет Суздальского епископа Варлаама как участника царского венчания вместе с другими иерархами Русской Церкви 44 . Очевидно, последним документом, где называется имя епископа Варлаама, является Соборный приговор 20 июля 1584 года, который подтвердил Соборный приговор 1580 года и «вынес решение об отмене церковных и монастырских тарханов (податных льгот)» 45 . В течение своей архипастырской деятельности епископ Варлаам не забывал места своего пострижения. В 1577, 1583 годах он присылал в Махрищский монастырь вклады (рожь, горох, овес) 46 . Незадолго перед своей кончиной Суздальский Владыка оставил архиерейскую кафедру, удалившись на покой в Махрищский монастырь. Покидая Суздальскую кафедру, он взял с собой Тихвинский образ Божией Матери, почитавшийся затем в обители. Пребывая на покое, Владыка Варлаам посвятил последние дни своей жизни молитвенному подвигу, предуготовляя себя к переходу в иной мир. В монастырском Синодике указана следующая дата его кончины: «Лета 7093 (1585) августа в 21 день преставися иеромонах Варлаам, бывый епископ Суждальский, на память святаго Апостола Фадеа; дал к Живоначальной Троице по своей душе поминок 40 рублей» 47 . В именовании епископа иеромонахом историк Е. Е. Голубинский видит свидетельство традиционного отречения от архиерейства уходящих на покой иерархов 48 . Будучи настоятелем обители, будущий иерарх явил себя ревностным благоукрасителем и строителем Махрищского и Авнежского монастырей. При этом он благоговейно заботился о прославлении святых. В житии митрополита Макария говорится, что он «многих святых росийских чюдотворцов во свидетельство предложи и каноны и стихеры и праздновати устрои яко ин архиерей никтоже яко сей пречюдный рачитель Макарий» 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Это было 8 августа 1584 года. Чувствуя сильную усталость, Ермак и его храбрые товарищи скоро уснули глубоким, сладким сном в то самое время, когда ангел смерти уже летал над ними: на другой стороне реки стоял Кучум и тайно замечал все движения своих врагов. О! Как он обрадовался, когда все затихло в Русском стане! Даже в летописи, в которой описывается это печальное происшествие, сказано: «Заиграло Кучумово сердце!» Он напал на сонных Казаков и всех изрубил, кроме двух: один убежал в Искер, другой был наш храбрый и несчастный Ермак! Он пробудился от звука мечей и стонов умирающих. Ужасно было это пробуждение для того, кто привык к одним победам! В смертельной тоске отчаяния вскочил он со своего места, еще нанес несколько ударов саблей убийцам и бросился в быстрый Иртыш, волны которого, высоко вздымаясь в то время от сильной бури, заглушили своим грозным шумом последний вздох героя! Такая смерть была ужасна: она поразила несчастного в ту минуту, когда он воображал, что слава его исчезнет и завоеванное с таким трудом царство снова достанется в руки врагов России. Но если души, оставившие наш мир, еще имеют понятия о земных событиях, то, верно, благородная и великая душа Ермака уже утешена: он видит, что его славное Отечество навсегда удержало власть над обширной страной, им покоренной, и что благодарное потомство никогда не перестанет прославлять память воина, сравнившегося смелостью своего предприятия с величайшими завоевателями на свете! Так, дети мои, Ермак достоин этой славы, достоин нашего глубокого уважения! Повзрослев, вы поймете всю цену его знаменитого дела, вы узнаете как велики источники богатств, как бесчисленны выгоды, полученные нами в результате его завоеваний. Кончина Иоанна Грозного 1584 год Пасмурным был рассвет утром 18 марта 1584 года. Тихо звонили Московские колокола; уныло стоял народ в церквах и усердно молился. Все — и старые, и молодые плакали, казалось, все просили Бога о какой-то милости, о каком-то великом благодеянии. Угадаете ли вы, милые читатели, о чем молились наши предки? Они молились о выздоровлении Ин. 4 . Так, друзья мои, слух об опасной болезни государя заставил всех позабыть его несправедливости: все видели в нем только умирающего царя, а это горестно для всякого народа, и тем более для Русского.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

На протяжении XIV–XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV–XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV b.; память 23 октября/ 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV b.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV b.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV b.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV b.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV b.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV b.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV b.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок. 1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля/

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора святых Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. В Собор святых Ближних пещер входят: преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 2 сентября и 10 июля), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (†1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), праведная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Василий и Феодор († 1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский († 1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский († 1065; память19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник († 1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский († 1194; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник († ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец († ок. 1160; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный († ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), преподобномученик Кукша, просветитель вятичей († после 1114; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля и 27 августа), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября и 27 августа), священномученик Меркурий, епископ Смоленский († 1239; память 24 ноября и 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный († 1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец († ок. 1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий († 1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник, постник (XII-XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Уцелевшие части св. мощей были собраны в ковчег и хранились в посвященной М. церкви до ее закрытия в 30-х гг. XX в., впосл. были утрачены. Наиболее ранние упоминания о М. содержатся в месяцесловах и уставах рубежа XV и XVI вв., в них память святого отнесена к 11 нояб. или 21 янв. (пам. прп. Максима Исповедника): ГИМ. Епарх. 309. Л. 89 об., 106 об., кон. XV в.; Требник 1504 г. новгородского Лисицкого мон-ря; Иерусалимский устав кон. XV - нач. XVI в. (Каталог рукописных книг из собр. НГОУНБ. Ч. 1: XV-XVII вв./Сост.: И. В. Нестеров. Н. Новг., 1999. С. 11; см.: Мельник. 2014. С. 14). По-видимому, к этому времени почитание М. было уже устойчивым и распространилось далеко за пределы Москвы. В XVII в. память святого была внесена в месяцесловы рус. мон-рей: под 13 авг. и 21 янв.- в Коряжемские святцы 1621 г. (РГБ. Унд. 237. Л. 250 об., 72), в Месяцеслов келаря Троице-Сергиева монастыря мон. Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. MДA.I. 201. Л. 327, 306 об.). В «Уставе церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе» (ок. 1634) отмечено только преставление святого: «...а ныне толко празднуют в ноябре» (цит. по: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 57). Ростовский купец Н. А. Кайдалов внес в составленный им в 1868 г. Месяцеслов обе памяти святого (РГБ. Ф. 231/V (Пискар.). Карт. 2. Ед. хр. 14. Л. 38 об., 59 об.). В «Верном месяцеслове всех русских святых...» архиеп. Сергия (Спасского) М. также указан как общецерковночтимый святой под 13 авг. и 11 нояб. (М., 1903. С. 27, 43). Имя М. вошло в Собор Московских святых, празднование к-рому было установлено в 1997 г. Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 56-57; Скворцов Н. Краткие ист. сведения о Максимовской, что на Варварке, церкви//Моск. ЦВед. 1898. 31, 32; Ключевский. Древнерусские жития. 1988р. С. 245-246; Ковалевский И., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Вост. и Русской Церкви. М., 1992р. С. 214-221; ЖРСв. Нояб. М., 2004р. С. 279-280; Паламарчук П. Г. Сорок сороков: Энцикл. храмов Москвы. М., 2007. Т. 1: Кремль, Китай-город, Белый город. С. 111-112; Мельник А. Г. Становление культа юродивого Максима Московского//Ярославский пед. вестн. 2014. Т. 1: Гуманит. науки. 2. С. 13-17.

http://pravenc.ru/text/2561588.html

212 Скорбя сердцем при виде злоупотреблений, вкравшихся в клир вследствие рабства и недостатка просвещения, патриарх принимал для искоренения их прямые и решительные меры. Он старался назидать свою паству и примером собственной жизни, и особенно пастырским словом: почти каждый праздничный день он говорил к народу назидательные поучения. 213 Во второй раз Иеремия 2 занимал престол патриарший четыре года (1580–1584 г.) и управлял церковью с прежним пастырским благоразумием, с прежней пламенною ревностью о ее благе. 216 В это-то время он вел знаменитую переписку с тюбингенскими богословами. К сожалению, пламенная ревность его о благе церкви и непоколебимая твердость в защите ее прав и преимуществ не позволили ему долго занимать первосвятительскую кафедру. В 1584 году один отступник от веры – грек донес султану, будто Иеремия весьма богат и будто кафедральный храм его (Паммакаристос) владеет сокровищами, которым цены нет. К этому присоединились жалобы турок на недостаток для них мечетей в Константинополе, клеветы Феолепта, митрополита филиппопольского и приверженцев его 217 , а также происки Пахомия, монаха лесбосского. Патриарх оправдывался в ложно взнесенных на него клеветах, представил Мураду 3 привилегии, данные предшественниками его христианам, напомнил, что он нарушает клятву Магомета 2 – не вступаться в дела церкви. Тогда разгневанный султан приказал заключить Иеремию в темницу, как недоброжелателя правительства, и только по ходатайству французского посланника он был освобожден от оков и послан в заточение на остров Родос. 218 Между тем отняты были у христиан два храма (в числе их и храм Паммакаристос), ограблены и превращены в мечети 219 ; Пахомий без соборного определения утвержден был в сане патриарха. Этот Пахомий был предосудительной жизни и необразованный человек; престол патриарший он занимал один год (1584–1585) и потом по просьбе Сильвестра, патриарха александрийского (находившегося тогда в Константинополе), Иерофее, митрополита монемвасийского, и народа, и по воле султана, был низвержен с престола. 220 Собор святителей хотел было просить султана о дозволении вызвать из заточения на патриаршество Иеремию 2; но Феолепт, митрополит филиппопольский, предупредил намерение собора: при посредстве своих покровителей, Константина Кантакузина и Константина Кассия и при помощи 20000 золотых, внесенных в казну Дивана, этот митрополит достигнул патриаршего престола по обыкновенному порядку, т. е., был избран на соборе и потом утвержден султаном. 221

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примерному времени, окончания строительства в Гдове соответствует колокол 1561 г., висевший на колокольне (колокола 1551 г. относились еще к деревянной колокольне). Если это предположение верно, то колокольня и приделы возведены в 1557-1561 гг. Мы уже приводили описание построек в Гдове в 1584/1585 гг., теперь обратимся к более поздним сведениям. В 1631 г. упоминается палата под колокольней, в которой хранились военные припасы: «зелейная казна, и свинец, и ядра, стоит под церковною Дмитриевскою колокольнею в полате в каменной...» (МАМЮ. Т.6. С. 315, 317). Там же хранились припасы и в 1660 г. (МАМЮ. Т. 6. С. 349). По всей видимости, эта «полата» -помещение с зонтичным сводом в первом этаже колокольни, изображенное на чертежах П.П. Покрышкина. В 1698 г. в Городовой смете сказано: «Во Гдове же церквей Божиих: соборная церковь Преображение Господня, придельные церкви: Успения Пресвятые Богородицы да церковь архангела Михаила, каменные» (МАМЮ. Т. 6. С. 364). Из этого текста ясно, что колокольня Дмитровского собора была не просто колокольней, а церковью «иже под колоколы» - во втором ярусе восьмерика находилась церковь Преображения, в описи 1584/1585 г. почему-то не упомянутая. Церкви Успения и Михаила Архангела упоминаются как придельные к церкви-колокольне Преображения. Относительно церкви Успения определение «придельная» вполне понятно: до разрушения комплекса она примыкала к юго-западной, грани восьмигранного объема колокольни. Где же тогда размещалась придельная церковь Михаила Архангела, упоминаемая еще в 1584/1585 г. и возведенная одновременно с колокольней и церковью Успения? В книге «Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии» (Вып. 10. СПб., 1895. С. 124) сообщается, что во время Ивана Грозного «по преданию, начата постройка и отдельной колокольни, под которой устроена была церковь Михаила Архангела, ныне обращенная в кладовую». По всей видимости, последнее положение является ошибкой: мы видим, что уже в 1631 г. под колокольней хранились военные припасы, а церковь Михаила Архангела существовала еще в 1698 г.

http://sobory.ru/article/?object=37366

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010