А Божия благодать и милость, и Его Пречистые Богоматери да есть всегда с великим ти святителством и боголюбием, нашего же смирения молитва и челобитье твоему святительству. Писана в славном в преименитом царствующем граде Москве, лета 7079-го, марта месяца 682 . Всероссийский митрополит Антоний (1572–1581) Сведения о предстоятелях Русской Церкви последних лет жизни царя Иоанна Грозного († 1584) довольно скудны, и отечественная историография мало уделяла им внимания. Одним из них был митрополит Антоний, сменивший на кафедре митрополита Кирилла. У П. Строева читаем о нем: «Антоний, бывший архиеп. Полоцкий, с мая 1572; † в начале 1581» 683 . Недавно была опубликована поминальная запись митрополичьего рода из синодика-помянника Кремлевского Успенского собора. Первым в его роде назван «епископ Галахтион» 684 . Несомненно, он был духовно близок к будущему митрополиту. Это имя дает ориентир в направлении изучения начальной биографии Московского первосвятителя. В поисках жившего в близкое к тому времени епископа Галактиона следует остановиться на единственном возможном варианте, который связан с именем владыки Сарского и Подонского. В труде П. Строева читаем: «Галактион хирот. 8 апр. 1565 из архим. Новоспасских; по 1567. Погребен на Крутицах» 685 . О предшествующем настоятельстве этого владыки в Новоспасском монастыре известно следующее: «Галактион в 1558 перев. из Иосифова, а 8 апр. 1565 хирот. в еписк. Сарского» 686 . О его предыдущем периоде, то есть настоятельстве в Иосифо-Волоцкой обители, говорится: «Галактион, в 1552–1558; перев. в Новоспасский монастырь» 687 . Таким образом, биография епископа Галактиона такова: Волоколамский монастырь, затем Новоспасский и, наконец, архиерейство на Сарской кафедре. Его перевод в столичный монастырь, несомненно, был сделан по благословению тогдашнего главы Русской Церкви святителя Макария, который был духовно близок к Волоцкой обители. Таковы некоторые ретроспективные вехи жизни Сарского епископа Галактиона, о котором считал своим долгом творить заупокойные молитвы митрополит Антоний. Можно предположить, что именно в Новоспасском монастыре переплелись пути двух будущих иерархов, когда под духовным руководством настоятеля обители возрастал будущий предстоятель Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

И. В. м. возглавлял Вавила Диакон, при к-ром мон-рь получил в качестве подушных вкладов вотчины в Рузском и Зубцовском уездах (Там же. 286, 288-291, 293). При настоятеле (1563-1566) игум. Леониде (Протасьеве) мон-рь получил ряд земельных владений в Волоцком (Там же. 305, 313, 319, 324), Дмитровском (Там же. 298), Московском (Там же. 325), Рузском (Там же. 297, 303, 304, 310, 311, 318, 320, 323) и Тверском (Там же. 301, 315) уездах. В дек. 1563 г. царь Иоанн IV выдал И. В. м. жалованную тарханную и несудимую грамоту на всю вотчину (Там же. 302), освобождавшую ее население от уплаты налогов («опричь томги и мыта») и гарантировавшую судебный иммунитет «опричь душегубства одного». Вероятно, выдача грамоты была сопряжена с проверкой документов, удостоверяющих владельческие права мон-ря. В июле 1564 г. царь выдал И. В. м. послушную грамоту на деревни в Волоцком у. «сверх их земель», в февр. 1565 г. пожаловал вотчину опального кн. Дмитрия Немого (Там же. 309, 316). В мае 1565 г. было проведено размежевание земель И. В. м. и владений удельного старицкого кн. Владимира Андреевича. Ок. 1566 г. старицкий князь выдал обители жалованную несудимую грамоту на вотчины в Звенигородском и Дмитровском уездах (Там же. 312, 317). Преемником игум. Леонида в 1566 г. стал Лаврентий, при к-ром И. В. м. получил неск. земельных вкладов в Волоцком (Там же. 327, 329, 330), Московском (Там же. 326) и Тверском (Там же. 328) уездах. В период вторичного игуменства Леонида (1568-1573) мон-рь продолжил получать земельные вклады «по душе» в Волоцком (Там же. 333, 336, 337, 340, 343, 354), Дмитровском (Там же. 344), Рузском (Там же. 334, 335, 338, 339, 342, 346, 351, 355), Тверском (Там же. 341, 345, 348-350) уездах. В июле 1569 г. была составлена опись владений мон-ря в Рузском у. (Там же. 347). С весны 1572 до нач. 1574 г. игуменом был Тихон (Хворостинин), который упоминался в числе соборных старцев еще в 1559 г. (Там же. 275). Сведения о земельных вкладах, полученных И. В. м. при игум. Тихоне, отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Куликовская битва не стала окончательной победой над монголами. Уже через два года, в 1382 г., хан Тохтамыш сжег Москву и принудил Дмитрия донского возобновить выплату дани. Но эта победа показала необходимость единства русских земель для полной победы над монголами. 7. Образование единого российского государства при Иване III. Конец монгольского ига. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Детство и юность Ивана III (соправитель Василия Темного) 2) Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: а) Походы на Новгород 1471, 1478 гг. б) Присоединение Твери. 3) Стояние на Угре 1480 г. Конец Монгольского ига. 4) Усиление власти московского князя. а) женитьба на Софье Палеолог. б) титул Великий Государь. в) герб, придворный церемониал. 5) Формирование системы управление единым государством: а) Дворец и Казна. б) Судебник 1497 г. в) Поместная система. Поместное войско. ДАТЫ: Походы Ивана III на Новгород – 1471, 1478 Стояние на Угре – 1480 Принятие Судебника Ивана III – 1497 ОТВЕТ:   8. Детство и юность Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады. Опричнина. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Боярское правление и его влияние на характер Ивана Грозного. 2) Приход к власти. Венчание на царство (1547). 3) Реформы Избранной Рады: а) Состав Избранной Рады (протопоп Сильвестр, Адашев, Курбский) б) Цель реформ – укрепление царской власти. в) Реформа управления: приказы, Земский Собор (первый – 1549) г) Стрелецкое войско. д) Судебник 1550 г. е) Стоглавый Собор (1551). 4) Политика опричнины: а) Причины отказа от реформ и перехода к опричнине. б) Отъезд в Александровскую слободу (1565). в) Опричные казни (митрополит Филипп, Новгород) г) Отмена опричнины (1572). Продолжение казней. Казни опричников. 5) Состояние России к концу правления Ивана Грозного. ДАТЫ: Правление Ивана Грозного – 1547-1584 Созыв первого Земского Собора – 1549 Принятие Судебника Ивана IV – 1550 Начало опричнины – 1565 ОТВЕТ:   9. Причины Смуты. Обзор важнейших событий Смуты ПЛАН ОТВЕТА: 1) Причины Смуты: а) прекращение династии Рюриковичей (смерть цар. Димитрия)

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Пытался укрепить централизацию и самодержавие. При нем начался созыв земских соборов, составлен судебный кодекс – Судебник 1550 г., проведены реформы управления и суда. Покорил последние оплоты Золотой Орды – Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. Установил тесные экономические отношения со странами Западной Европы. При Иване IV усилилось закрепощение крестьян; для борьбы со своими врагами внутри страны царь использовал особое опричное войско (1565–1572). 15 Каменное строительство в Вологде началось, как правильно сообщает де Бруин, по повелению царя. Это произошло в 1566 г. Царь в Вологде был дважды – в 1565 и 1571 гг. 16 Петр I Алексеевич (1672–1725) – русский царь (1682), самостоятельно стал править с 1689 г. v император (1721). Преобразователь России, он осуществил реформы во внутренней и внешней политике, в материальной и духовной жизни общества. Укрепление абсолютизма, усиление эксплуатации народных масс вызвали волнения крестьян, горожан, казаков (Астраханское восстание, Булавинское восстание). 17 Витсен (Витзен) Николай-Корнелий (1641 –1717) – известный ученый, географ, этнограф, бургомистр Амстердама, многое сделал для становления русско-голландских связей; создал ряд трудов по географии Северной и Восточной Азии, в том числе и Сибири. 18 Видимо, это Юрий Юрьевич Трубецкой (1668–1739) – князь, боярин, сенатор, «комнатный» стольник царей Федора и Петра I, дипломат, государственный деятель, белгородский губернатор (1727). 19 Шереметев Борис Петрович (1652–1719) – боярин (1682), граф (1706), генерал-фельдмаршал, полководец, дипломат; участвовал в переговорах с Турцией (80-е гг. XVII в.), подписании «Вечного мира» с Польшей (1686), посольствах в Варшаву и Вену, вел переговоры с германским императором, папой римским, дожем Венеции и магистром Мальтийского ордена. Одержал победу на суше над шведами (30 декабря 1701 – 1 января 1702) при местечке Эрренсфере, около Дерпта (Юрьева). Во время Северной войны удачно провел кампанию в Прибалтике, при Полтаве командовал центром русской армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Религиозной борьбой римо-католиков с протестантами польский язык был поставлен в привилегированное положение и сделался литературным, сами православные избрали его орудием полемики с латино-униатами. Польский язык изучался в Виленской, Львовской, Могилевской, Луцкой, Киевской братских школах. Кроме того, после окончания братских школ их наиболее способные выпускники для усовершенствования своих знаний отправлялись за границу в высшие учебные заведения. Так, Фома Иевлевич, последний ректор Киевской братской школы, до ее слияния с Киевской коллегией продолжил свое образование в Краковской академии. Необходимо отметить, что, помимо братских школ, в юго-западной России издавна имелись монастырские, приходские и частные школы и училища, большая часть которых все-таки обязана была своим существованием просветительной деятельности братств. Ранее других, в 1550 г., становится известной школа в Красноставе, в 1567 г. — школа в Заблудове, в 1572 г. — в Турове, в 1577 г. — во Владимире (Волынском). Это даты первого упоминания о школах, но, возможно, они существовали и ранее. Кроме приходских, известно также еще несколько монастырских школ при таких обителях, как Киевский Златоверхий монастырь (1563 г.), Зимненский монастырь (1565 г.), Уневский монастырь (1565 г.), Холмская монастырская школа (1583 г.). Киевская братская школа В начале XVII в. был учрежден еще ряд братских школ: в Киеве, Кременце, Могилеве, Минске, Виннице (последняя переведена потом в Гойсче). В 1687 г. епископ Львовский Иосиф (Шумлянский) писал: «Суть же з ласки Божей школы не только тут в Львове, в Ярославлю (Ярославль Перемышльский, школа открыта в 1609 г. — Авт.), в Кракове, але (но) и в Киеве: суть и ближей нас в Гойщи». В 1615 г. для помощи Киево-Печерской Лавре в деле просвещения народа православной верой была создана школа, неразрывно связанная с Киево-Братским монастырем. Возглавлять братское училище было поручено священнику Иоанну Борецкому, бывшему ректору Львовской школы. Но он был недолго в этой должности, так как в конце 1618 г. был назначен игуменом в Михайловский Златоверхий монастырь. В 1620 г. Киевская школа и братство получили с утверждением и помощь от Патриархов Иерусалимского Феофана и Константинопольского Кирилла (Лукариса). Патриарх Феофан дал Киевскому братству ставропигию и утверждение прав «школы наук еллино-словенского и латино-польского письма».

http://sedmitza.ru/lib/text/436375/

Челюсткин Семен Григорьевич, первая четверть XV в., Москва; Тимофей Васильевич, сын боярский, 1500 г.; Григорий и Злоба [см. Злоба] Тимофеевичи, середина XVI в. [см. Чупа] Челядня, Челяднин : Иван Васильевич Челядня Меликов [см. Мелик], середина XVI в.; Челядня Венюков [см. Венюков], тогда же, Рязань; Федор Михайлович Челядня, боярин вел. кн. Василия Темного, середина XV в.; от него – Челяднины, вымершие в середине XVI в.; другой род Челядниных, XVI–XVII вв., Рязань Челядня – изба для дворовой челяди Чемарда Кузьма, крестьянин, 1628 г., Белев Чемесов Федор Григорьевич, губной староста, 1567 г., Верея; Чемисов Василий, крестьянин, 1606 г., Белев; Василий, помещик, конец XVI в., Арзамас; Степан Васильевич, воевода в полках, 1614 г.; Чемесовы, XVI–XVII вв., Дмитровский уезд Ср. чемез – карман, кошель, переносное – богатство Чемодан Григорьевич Воропанов [см. Воропанов], 1529г.; от него – Чемодановы [см. Крячко, Ратай, Умрыха] Чемодан – кожаный дорожный баул, кожаный чехол для оружия (Даль) Чемодуровы Булгак, Гневаш, Жила, Лихарь, Угрим [см. Булгак, Гневаш, Жила, Лихаревы, Угрим] и Федор, служилые люди, 1565 г., Казань 105 Чемодур – самовар (вятск.) (Даль) Ченей Панкрат, 1482 г., Московский уезд Чепай кн. Кудашев [см. Кудаш], 1645 г., Шацк Чепель Федорович Селивачев, 1564 г. Чепель – железная лопатка для очистки пеньки от кострыки (Даль) [Ср. Шепель] Чепец : кн. Иван Васильевич Чепец Хованский [см. Хованские], середина XV в.; Иван Михайлович Чепец Кушелев [см. Кушелев], 1495 г. Чепечка, Чепечкин : Иван Чепечка, воевода вел. кн. Дмитрия Донского; Михаил Чепечкин, воевода вел кн. Василия Темного, 1435 г. Чепечка – цепочка Чепзюзины Савва и Афанасий Васильевичи, середина XVI в., дворовые по Можайску [Ср. Чезугин] Чепислин Иван, 1565 г., Казань Чепурнов Никита, крестьянин, конец XV в. (1495 г.), Новгород Чепурсин Федор Серков [см. Серко], помещик, 1572 г., Новгород Чепчуг, Чепчюк : Чепчуг Филиппович Митьков [см. Митьков], первая половина XVI в.; Иван Андреевич Чепчуг Клементьев, первая половина XVI в.; от него – Чепчуговы

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

15 мая 1565 года он поступил в доминиканский монастырь Сан Доменико Маджоре в Неаполе. Доминиканцы были известны своими преследованиями еретиков и ведьм. Оправдывая данное им язвительное прозвище domini cani, псы Господни, они в те времена исполняли роль служителей инквизиции. В том же самом неаполитанском монастыре, к которому принадлежал Бруно, некогда жил и преподавал сам Фома Аквинский. В 1572 году Бруно был рукоположен в священники, в этот же период он приобрёл обширные познания в области древней и современной ему гуманистической натурфилософии. Некий Монтекальчини, предположительно агент инквизиции, спровоцировал его на участие в одном неосторожном споре. Как сообщает католический Lexikon 1930 года, после опубликования секретного досье, на основании которого инквизиция вынесла своё обвинительное заключение, насчитывавшее 130 пунктов, стало известно, что в 1576 году двадцативосьмилетнего Бруно обвинили в том, что он сеял сомнения в отношении веры и имел «склонность к непристойной поэзии». Положение Бруно выглядело безнадёжным, и он был вынужден спасаться бегством от юридического преследования. Начался период, который в немецкой литературе известен как Wanderjahre, годы странствий. Но странствия Бруно не были необдуманными и случайными. Они привели его в те города, которые тогда являлись средоточием интеллектуальной жизни Европы. Его путь лежал через Северную Италию, Венецию, Брешиа и Бергамо в Милан, где состоялась его встреча со знаменитым английским гуманистом сэром Филиппом Сиднеем. В 1579 году Бруно прибыл в Женеву, которая была приютом для протестантских беженцев со всей Европы. Кальвин был уже мёртв, Сервет был казнён двадцать пять лет назад, в Женеве уже закончилась эра реформатской (аристотелевой) ортодоксии Теодора Безы, утратило былую популярность учение философа-эмпирика Петра Рамуса, жертвы Варфоломеевской ночи 1572 в Париже. Скорее всего, в Женеве Бруно присоединился к итальянскому реформатскому братству – по крайней мере, его имя фигурирует в списках членов братства так же, как оно числится и в реестре Женевской Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nau...

207 Когда Митрофан возвратился в Константинополь и отверг единение с папой, то был снова принят в общение с православными. 208 Сделавшись патриархом, Митрофан управлял церковью с пастырской ревностью. Он запретил, под угрозою отлучения от церкви, критским христианам насилия и жестокости в отношении к иудеям; обличил и исправил навплийского и аргосского митрополита, обвиненного в противозаконных сборах. 209 Но, достигши высокого сана, по содействию Михаила Кантакузина, Митрофан, после семилетнего правления (1565–1572 г.), должен был отказаться от престола, по воле того же самого покровителя, вероятно, вследствие возникших между ними неудовольствий. 210 Патриарх удалился на Афонскую гору. Преемником Митрофана избран Иеремия 2, по прозванию Транос 211 , из митрополитов Лариссы. Это был один из знаменитейших пастырей константинопольской церкви: просвещеннейший богослов, добродетельнейший архипастырь, непоколебимый в православии! Он был родом из анхияльского округа (во Фракии). Ничего неизвестно ни о родителях его, ни о времени его рождения, ни о воспитании. Неизвестно также, когда он сделался митрополитом ларисским, и сколь долго управлял ларисской митрополией. На патриаршую кафедру он возведен 5 мая 1572 года. Время правления Иеремии 2 было временем самым деятельным и счастливым для церкви, не смотря на бедствия, которые она по временам терпела от своеволия султанов и от происков честолюбивых лиц. Твердость характера, пастырская ревность о благе христиан, благоразумие в правлении, справедливость в суде обнаруживались во всех действиях этого первосвятителя. Особенным и постоянным предметом его заботливости было благолепие храмов Божиих, благочиние церковное, строгое поведение клира и назидание народа. В патриархии он воздвиг много новых прекрасных зданий, а самый кафедральный храм Паммакаристос украшен в правление его столь великолепно, что современники называли его земным небом. Строго наблюдал он за исполнением уставов и правил церковного благочиния, отлучая за нарушение их от общения с церковью, разрешая и сам лично и на соборе святителей недоумения и спорные вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 июля 1552 года войско во главе с Иваном IV двинулось через Владимир и Муром к Казани. В Муроме царь провел несколько дней. В городском соборе Рождества Богородицы он молился перед гробницами муромских святых Петра и Февронии и князей Константина, Михаила и Федора, которых почитал как сродников, и просил их помощи. По преданию, в случае победы над Казанью царь Иван дал обет воздвигнуть в Муроме каменные соборы (вместо деревянных). 20 июля войско переправилось через Оку и продолжило свой путь. Некоторые историки отмечают особый героизм, проявленный муромскими воинами при осаде Казани. После завоевания Казани на восточной границе Русского государства наступил покой. Муром перестал быть пограничным городом. Настал период мирного развития муромской земли. Но, несмотря на это, всю вторую половину XVI века город оставался довольно укрепленным и служил местом сбора войск. В течение второй половины XVI века на восточных границах русского государства по-прежнему было неспокойно. В 1573 году в Казани случился бунт. Русское войско находилось там с 1572 года, а в 1573 туда через Муром было послано другое, более сильное, во главе с боярами Мстиславским, Шереметевым, Захарьиным. Снова Муром заполнился ратными людьми. Узнав о приближении войска, казанцы прибыли в Муром и «добили челом» – у них не было войска для вооруженного сопротивления. В 1565 году в России была учреждена опричнина. Муром попал в особое, опричное, владение Ивана Грозного. Вскоре после завоевания Казани царь Иван IV начал войну за Ливонию, длившуюся с 1558 по 1583 годы. В ходе ее обострились отношения со шведами, и в 1571 году царь сослал шведских послов в Муром – Московские государи по-прежнему считали Муром одним из оплотов державы. Послы находились в Муроме около года. Пятнадцать из них умерли от моровой язвы, эпидемия которой в 1570 году унесла много муромских жителей. В ноябре 1572 года царь приказал привезти шведов в Москву. Для покупки лошадей в Муроме сопровождающим выдали из царской казны девяносто рублей. 28 ноября пленники покинули Муром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Досифей (Забелла), епископ рукоположен с 23.01.1508 02.02.1544 Савва (Чёрный), епископ рукоположен с 24.02.1544 февраль 1554 Нифонт (Кормилицын), епископ рукоположен с 11.03.1554 1558 (1561) Матфей, епископ рукоположен с января 1559 по 1564 неизвестно Галактион епископ рукоположен с 08.04.1565 30.08.1568 (1569) Герман, епископ управлял с 1568 по 1572 неизвестно Тарасий, епископ управлял с 1572 по 1579 неизвестно Феодорит, епископ упоминается 15.01.1580 неизвестно Симеон, епископ рукоположен 22.09.1582 Варлаам, епископ упоминается с января 1583 по сентябрь 1586 заточён; неизвестно Геласий, епископ рукоположен с ноября 1586 митрополит с мая 1589 26.09.1601 Пафнутий, митрополит рукоположен Павел, митрополит упоминается в 1612, 1613 неизвестно Иона (Архангельский) митрополит рукоположен с начала 1613 по 1620 запрещён в священно-служении; 29.03.1627 Исайя, митрополит упоминается после 1612 неизвестно Киприан (Старорусенков), митрополит бывший архиепископ Сибирский и Тобольский с 12.12.1624 по 20.10.1626 митрополит Новгородский Павел, митрополит бывший архиеп, Псковский и Изборский с 31.12.1626 Серапион, митрополит, свт. рукоположен с 01.01.1637 по 1651 на покое; 02.05.1653 Сильвестр, митрополит рукоположен с 10.07.1653 20.08.1654 Питирим, митрополит рукоположен с начала 1655 по 6.08.1664 (с 10.07.1658 по 05.08.1664 местоблюститель патриаршего престола) митрополит Новгородский и Великолуцкий Павел, митрополит рукоположен с 22.08.1664 9.09.1675 Варсонофий (Чертков-Еропкин), митрополит рукоположен бывший архиепископ Смоленский и Дорогобужский с 1676 по 06.09.1681 митрополит Тверской и Кашинский Варсонофий (Чертков-Еропкин), митрополит бывший митрополит Тверской и Кашинский (повторно) с декабря 1681 18.05.1688 Евфимий (Рылков) митрополит рукоположен с 12.08.1688 по 14.04.1695 митрополит Новгородский и Великолуцкий Тихон (Воинов), митрополит рукоположен с 21.04.1695 по 25.03.1699 митрополит Казанский и Свияжский Трифилий (Инихов), митрополит бывший митр Нижегородский и Алатырский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010